УДК 37.08
ПОДГОТОВКА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
Ольга В. Харитонова1, Анна Б. Звоненко1 ®2, Ксения С. Суходоева1
1 Санкт-Петербургский национальный исследовательскийуниверситет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО), Россия, 197101, г. Санкт-Петербург, Кронверкский пр., 49
[email protected] ®2 [email protected] ®3 [email protected]
Поступила вредакцию 01.08.2017. Принята кпечати 06.09.2017.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инвалид, лицо с ограниченными возможностями здоровья, подготовка профессорско-преподавательского состава, сопровождение студентов.
Аннотация: В статье рассматривается актуальная проблема подготовки профессорско-преподавательского состава вузов к обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивного образования. Анализируется состояние инклюзивной практики в высшей школе с учетом нормативно-правовых документов и потребностей общества. Описаны возможные психолого-педагогические сложности, с которыми могут столкнуться преподаватели вузов, только приступающие к процессу обучения студентов с особыми потребностями. Авторами статьи выделены три компонента педагогической деятельности преподавателей: мотивационный, информационный и методический - позволяющие комплексно подойти к процессу реализации инклюзивного образования. Раскрывается содержание каждого компонента, которое подкрепляется результатами мониторинга профессорско-преподавательского состава Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО), участвующего в создании специальных условий для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сделан вывод о необходимости создания специальной системы подготовки преподавателей вузов, позволяющей решать проблемы организации обучения увеличивающегося контингента обучающихся с особыми потребностями.
Для цитирования: Харитонова О. В., Звоненко А. Б., Суходоева К. С. Подготовка профессорско-преподавательского состава к реализации инклюзивного образования в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3. С. 50-54 . 001:10.21603/2542-1840-2017-3-50-54.
Целью современной стратегии социальной политики России является включение человека с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) во все аспекты жизнедеятельности. В настоящее время получение высшего образования является одним из неотъемлемых и признанных условий для адаптации и социализации лиц с инвалидностью и ОВЗ. Для них образование в вузе, с одной стороны, является одним из наиболее эффективных механизмов развития личности, а с другой - дает экономическую независимость, способствует повышению социального статуса. Высшее образование превращает инвалидов из пассивных потребителей социальных услуг в активных, созидательных и квалифицированных граждан общества, предоставляя им равные права наряду со всеми.
Одним из векторов модернизации системы высшего образования в России является реализация инклюзивного образования, отличительной чертой которого является совместное, а не изолированное обучение инвалидов и лиц с ОВЗ с остальными обучающимися, учитывающее разнообразные образовательные потребности и индивидуальные возможности каждого из них [1-2].
Впервые требования к вузам в части инклюзивного образования были сформулированы в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО 3+), где отражена необходимость соз-
дания специальных условий для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ. Это повлекло за собой появление соответствующих требований к профессорско-преподавательскому составу, которые нашли отражение в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [3].
Несмотря на то, что преподаватель, реализуя принципы совместного обучения, должен относиться к обучающимся инвалидам и лицам с ОВЗ так же, как ко всем остальным студентам, и предъявлять те же требования к освоению образовательных программ, его педагогическая деятельность приобретает специфические черты.
Своеобразие организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ОВЗ заключается в учете данных о психофизических особенностях обучающихся разных нозологических групп: с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др.
Более того, студенты-инвалиды и лица с ОВЗ различаются не только по нозологии, но и по степени тяжести и структуре нарушений (с тяжелой, средней, легкой степенью нарушений), по времени возникновения нарушения (с врожденным или приобретенным нарушением), по причинам и характеру протекания заболевания; по медицинскому анамнезу и прогнозу (с отягощенным/неотягощен-
ным анамнезом, благоприятным/неблагоприятным прогнозом); по состоянию сохранных функций (с сохранной/ утраченной функцией); по социальному статусу и другим признакам (инвалид и др.), что откладывает отпечаток на развитие их психических процессов, особенно восприятия. От типа восприятия зависит, как и какую информацию об окружающем мире усвоит студент. Например, для слепых ведущим является осязательный тип восприятия, тогда как для слабовидящих - зрительный, даже несмотря на нарушенное зрение. Восприятие лиц с ОВЗ зачастую фрагментарно, расплывчато, диффузно. Эти особенности отмечают и преподаватели Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО), реализующие инклюзивное образование, указывая, что в процессе обучения студенты с ОВЗ сталкиваются с проблемами восприятии учебного материала из-за сенсорных нарушений. Поэтому эти студенты нуждаются в адаптации образовательных ресурсов, предлагаемых им в учебном процессе, выборе методов обучения.
В силу нарушенного восприятия у лиц с ОВЗ могут быть пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, которые затрудняют освоение информации, материала, особенно при самостоятельной работе, трудности с сосредоточением на занятиях.
Особенности развития личности могут прямо и косвенно влиять на успеваемость и адаптацию студента-инвалида и лиц с ОВЗ в вузе. Студент с заниженной самооценкой не верит в себя, в свои силы, возможности. Он является пассивным участником образовательного процесса, не проявляя активность, в итоге формируется иждивенческая позиция. Обучающийся с завышенной самооценкой, наоборот, не может адекватно оценить свои силы и возможности, проявляет иногда чрезмерную активность, постоянно демонстрируя себя, зачастую не имея достаточно прочных знаний и представлений о предмете изучения.
Сложные межличностные отношения могут быть следствием неадекватной самооценки и проявляться в виде конфликтов. Четверть преподавателей Университета ИТМО, работающих с инвалидами и лицами с ОВЗ, отмечали у них затруднения в управлении своим поведением, эмоциями, взаимодействии с педагогами и сверстниками.
Среди психолого-педагогических особенностей обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ, которые могут приводить к проблемам в обучении, также можно отметить психологическую неготовность обучаться в вузе, эмоциональную незрелость. Окончив специальную коррекционную школу, студент зачастую не готов обучаться в системе высшего образования. Он испытывает стресс, нуждается в руководстве, не в состоянии самостоятельно решить простейшие проблемы: оформить документы, разобраться в расписании и т. п. Ему требуется помощь со стороны профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала вуза.
Специфические особенности инклюзивной практики предполагают максимальный учет вышеперечисленных и других психофизиологических особенностей студентов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ. Характер педагогической деятельности педагога меняется, поскольку в его учебной группе появляется студент, работа с которым требует дополнительных усилий со стороны преподавателя,
дополнительных человеческих и материальных ресурсов для индивидуализации образовательного процесса.
Результаты мониторинга, проведенного в Университете ИТМО среди более пятидесяти преподавателей, работающих со студентами-инвалидами и лицами с ОВЗ, показал, что более половины из них готовы реализовывать инклюзивное образование.
Анализ психолого-педагогической литературы [4-6], а также собственный опыт реализации инклюзивного высшего образования, позволили выделить в педагогической деятельности преподавателей, участвующих в обучении инвалидов и лиц с ОВЗ, мотивационный, информационный и методический компоненты.
Мотивационный компонент заключается в том, что преподаватель, прежде всего, должен быть готов профессионально и лично стно к работе с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ. Ему следует содействовать созданию доброжелательной комфортной атмосферы в учебной группе, развитию взаимной поддержки, толерантному отношению между всеми участниками инклюзивного образовательного процесса. Необходимо отмечать и поощрять достижения студента инвалида или лица с ОВЗ, проводить при возможности дополнительные индивидуальные консультации. Понимание и принятие значимости и необходимости образовательной инклюзии меняет направленность педагогической деятельности, делая ее инновационной.
Любая инновационная деятельность связана с необходимостью изменения привычной среды. И здесь педагог сталкивается с серьезными препятствиями и сложностями. Более четверти преподавателей Университета ИТМО считают, что испытывают недостаток подготовки и знаний об особенностях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, 40 % предполагают, что недостаточное материально-техническое оснащение инклюзивного образовательного процесса может помешать их профессиональной деятельности, более 20 % испытывают трудности психологического и методического характера. Тем не менее, более 60 % респондентов считают себя готовыми учитывать индивидуальные особенности, запросы и интересы обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, треть - работать с обучающимся с инвалидностью и ОВЗ по индивидуальному учебному плану.
Конечно, одной мотивационной готовности недостаточно для продуктивной инклюзивной практики. Профессорско-преподавательский состав должен быть информационно готов к реализации образовательного процесса для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ. Информационный компонент предполагает, во-первых, знание нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования, правового поля педагогической деятельности. Так, зная вид нарушения, степень инвалидности и другую персональную информацию о студенте, педагог должен понимать, что он лично несет ответственность за нераспространение этих данных об обучающихся в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» [7].
Во-вторых, необходимость овладения педагогами знаниями в области современной общей и специальной педагогики и психологии. Профессорско-преподавательский состав большинства вузов не только не знаком с основами обучения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ, но и с технологиями обучения в высшей школе, учитывающими воз-
растные и индивидуальные особенности обучающихся. Исключение составляют вузы, в которых реализуются образовательные программы по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки» [8]. В итоге обнаруживается недостаток профессиональных компетенций к работе в инклюзивной среде, в также наличие психологических барьеров и стереотипов.
Поэтому профессорско-преподавательский состав нуждается в информационной и методической поддержке со стороны специалистов в области инклюзивного образования (дефектологов, психологов и др.), структурных подразделений вуза, ресурсных центров, отвечающих за комплексное сопровождение образовательного процесса обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.
Методический компонент предусматривает овладение педагогом методами, способами, технологиями и формами организации инклюзивного образовательного процесса, которые способствуют процессу индивидуализации обучения для каждого конкретного студента-инвалида или лица с ОВЗ. Это должно найти отражение в учебно-методическом обеспечении преподаваемых дисциплин.
Во-первых, необходимо адаптировать рабочие программы дисциплин (практик), которые входят в состав образовательной программы, учитывающей индивидуальные особенности и состояние здоровья обучающегося [9].
Во-вторых, требуется расширить арсенал учебно-методических средств в процессе реализации дисциплин (практик), внести изменения в уже имеющиеся, а если это невозможно, создавать новые с учетом особенностей восприятия обучающихся. Это может быть альтернативный эквивалент используемого ресурса. Например, для слепых студентов вместо графического образовательного ресурса можно предоставить материальную модель графического объекта, для глухих - вместо аудиоматериала предъявить информацию в виде текстового описания, гипертекста.
В-третьих, использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭО и ДОТ) при организации обучения в отношении инвалидов и лиц с ОВЗ. Это может быть полностью дистанционное обучение или частичное использование ЭО и ДОТ (смешанное обучение). Значит, педагоги, реализующие образовательные программы с применением ЭО и ДОТ, должны иметь соответствующий уровень компетентности в вопросах использования информационно-коммуникационных технологий при организации обучения. При недостаточной компетентности в этом вопросе преподаватели могут воспользоваться помощью со стороны технических служб вуза, но методическое сопровождение ЭО и ДОТ осуществляет профессорско-преподавательский состав [10].
По оценке 33 % преподавателей Университета ИТМО использование ЭО и ДОТ в учебном процессе для студентов с инвалидностью и ОВЗ является эффективной альтернативой традиционному обучению. Однако 56 % преподавателей предпочитают смешанное обучение.
Действительно, несмотря на то, что ЭО и ДОТ предоставляют широкие возможности для организации образовательного процесса обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, привносят разнообразие в формы предоставления информации, снимают территориальные барьеры, их организация требует от преподавателя соответствующей компетентности, времени и сил. Зачастую отсутствие даже одной из этих составляющих может сказаться на качестве образования.
Все вышесказанное определяет необходимость специальной подготовки профессорско-преподавательского состава в области инклюзивного образования. Стоит отметить, что только 14 % респондентов отметили такую необходимость, 25 % достаточно программ повышения квалификации, а 54 % считают, что такое образование не обязательно.
В целях подготовки профессорско-преподавательского состава к реализации инклюзивного образования в Университете ИТМО была разработана и реализуется программа повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ высшего образования для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» для заведующих кафедрами, руководителей образовательных программ и профессорско-преподавательского состава.
Данная программа ориентирована на подготовку преподавателей к организации образовательного процесса при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования, адаптированных для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, а также социально-педагогическую поддержку этой категории обучающихся.
Более 90 % преподавателей, прошедших данную программу, отметили, что обучение было полезным, и полученные знания они смогут применить в инклюзивной практике, тем более что результатом этой программы стала разработка адаптированных образовательных программ, по которым в настоящий момент обучаются студенты с особыми потребностями.
Несомненно, что разовое прохождение программы повышения квалификации или участие в отдельных семинарах недостаточно для подготовки профессорско-преподавательского состава к реализации инклюзивного образования в вузе. Необходима специально выстроенная система подготовки, включающая различные направления, позволяющие решать проблемы организации обучения все более увеличивающегося контингента обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.
Однако профессиональная подготовка профессорско-преподавательского состава по инклюзивному образованию позволит сформировать не только ряд необходимых компетенций, но и будет способствовать доступности высшего образования, повышению качества образования выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ и их успешному трудоустройству.
Литература
1. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: учеб. пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ / под ред. Б. Б. Айсмонтаса. М.: МГППУ, 2015. 196 с. Режим доступа: http://www.irdpo.ru/documents/up.pdf (дата обращения: 28.07.2017).
2. Мартынова Е. А., Романович Н. А. Структура и содержание компетенций педагогических работников инклюзивного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. № 2(19). С. 40-48. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/v/struktura-i-soderzhanie-kompetentsiy-pedagogicheskih" rabotnikov-inklyuzivnogo-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 28.07.2017).
3.Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. Профессиональный стандарт. Зарегистрирован в Минюсте РФ 24 сентября 2015 г. № 38993. Режим доступа: http://base.garant.ru/71202838/ (дата обращения: 28.07.2017).
4. Мартынова Е. А. Теоретические основы построения и функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями: дис. ... д-ра пед. наук; Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2003. 346 с. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/viewer/87860/d#?page=l (дата обращения: 28.07.2017).
5. Горюнова Л. В. Состояние и перспективы подготовки педагогических кадров нового типа при широком понимании инклюзии // Международный образовательный форум. М.: Вузовская книга, 2013. С. 50-54.
6. Санина Е. П., Жиганова О. М. Модель инклюзивного обучения в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26239 (дата обращения: 28.07.2017).
7.0 персональных данных. Федеральный закон от 27.07.2006. № 152-ФЗ // Российская газета. 29.07.2006. № 165. Режим доступа: http://base.garant.ru/12148567/ (дата обращения: 28.07.2017).
8. Годовникова Л. В., Асафайло О. П. К вопросу подготовки педагогических кадров для реализации инклюзивного образования // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. В. Алехина. М.: МГППУ, 2013. С. 246-248.
9. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса. Рекомендации Минобрнауки России от 08.04.2014. № АК-44/05вн. Режим доступа: http:// base.garant.ru/70680520/ (дата обращения: 28.07.2017).
Ю.Шехонин А. А., Тарлыков В. А., Харитонова О. В., Багаутдинова А. Ш., Звоненко А. Б. Учебно-методическое сопровождение инклюзивного образования в Университете ИТМО: учебно-методическое пособие. СПб: Университет ИТМО, 2017. 71 с.
PREPARING THE ACADEMIC STAFF FOR THE IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION AT A HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Olga V. Kharitonova1 Anna B. Zvonenko1 @2, Ksenia S. Sukhodoyeva1
1 Saint-PetersburgNationalResearch University oflnformation Technologies, Mechanics and Optics (1TMO University), 49, KronverkskyAve., Saint-Petersburg, Russia, 197101
[email protected] ®2 [email protected] ®3 [email protected]
Received 01.08.2017. Accepted 06.09.2017.
Keywords: inclusive education, people with limited health capacities, physically challenged students, faculty staff training, support of students.
Abstract: The article considers the problem of preparing faculty members for teaching physically challenged students and those with limited health capacities in the context of inclusive education. The current state of inclusive practice in higher education is analyzed, taking into account normative legal documents and the needs of society. The paper describes possible psychological and pedagogical difficulties that may be encountered by university staff while beginning to teach students with special needs. The authors of the article have singled out three components of the pedagogical activity of academic staff - motivational, informational and methodological - which make it possible to approach the process of inclusive education comprehensively. The content of each component is described and supported by the monitoring results of the faculty members of the Saint-Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics (ITMO University) participating in the creation of special conditions for students with special needs. The conclusion is made about the need to create a special system for training academic staff, which makes it possible to solve the problems of organizing the education of the increasing amount of students with special needs.
For citation: Kharitonova O. V., Zvonenko A. B., Sukhodoyeva K. S. Podgotovkaprofessorsko-prepodavatel'skogo sostavak realizatsii inkliuzivnogo obrazovaniia v vuze [Teacher Training for the Implementation of Inclusive Education in the University].
Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 3 (2017): 50-54 DOI: 10.21603/25421840-2017-3-50-54.
References
l.Inkliuzivnoe obrazovanie studentov s invalidnost'iu i OVZ s primeneniem elektronnogo obucheniia, distantsionnykh obrazovatel 'nykh tekhnologii /Inclusive education of students with disability and OVZ with application of electronic training, remote educational technologies]. Ed. and comp. Aysmontas B. B. Moscow: MGPPU, 2015, 196. Available at: http://www. irdpo.ru/documents/up.pdf / (accessed 28.07.2017).
2.Martynova E. A., Romanovich N. A. Strukture i soderzhanie kompetentsii pedagogicheskikh rabotnikov inkliuzivnogo professional'nogo obrazovaniia [The structure and the content of the competencies of inclusive professional education workers]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniia kvalifikatsii kadrov = Scientific provision of the system ofprofessional development of personnel, no. 2(19) (2014): 40-48. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/struktura-i-soderzhanie-kompetentsiy-pedagogicheskih-rabotnikov-inklyuzivnogo-professionalnogo-obrazovaniya (accessed 28.07.2017).
3. Pedagogprofessional 'nogo obucheniia, professional 'nogo obrazovaniia i dopolnitel 'nogoprofessional 'nogo obrazovaniia [Teacher of Vocational Education, Professional Education and Additional Professional Education], Professional standard. Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on September 24, 2015, No. 38993.Available at: http://base. garant.ru/71202838/ (accessed 28.07.2017).
4. Martynova E. A. Teoreticheskie osnovy postroeniia i funktsionirovaniia sistemy vysshego obrazovaniia dlia lits s ogranichennymifizicheskimi vozmozhnostiami. Diss, doktora ped. nauk [Theoretical bases of construction and functioning of higher education for persons with disabilities. Dr. ped. Sei. Diss.]. Chelyabinsk, 2003, 346.
5. Goriunova L. V. Sostoianie i perspektivy podgotovki pedagogicheskikh kadrov novogo tipa pri shirokom ponimanii inkliuzii [Status and prospects of training new type with broad understanding of inclusion]. Mezhdunarodnyi obrazovatel 'nyi forum [International educational forum], Moscow: Vuzovskaia kniga, 2013, 50-54.
6. Sanina E. I., Zhiganova O. M. Model' inkliuzivnogo obucheniia v vysshei shkole [Model of inclusive education in high school]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia = Contemporary problems of science and education, no. 2 (2017). Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26239 (accessed 28.07.2017).
7.0 personal'nykh dannykh [About personal data]. The federal law of 27.07.2006 No. 152-FZ. Rossiiskaiagazeta = Russian newspaper, no. 165 (29.07.2006). Available at: http://base.garant.ru/12148567/ (accessed 28.07.2017).
8. Godovnikova L. V., Asafailo O. P. K voprosu podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlia realizatsii inkliuzivnogo obrazovaniia [To a question of preparation of pedagogical shots for realization of inclusive education]. Inkliuzivnoe obrazovanie: praktika, issledovaniia, metodologiia: sb. materialov II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Inclusive education: practice, researches, methodology: Proc. II Intern. Sc.-Prac. Conf.]. Ed. Alekhina S. V. Moscow: MGPPU, 246-248.
9. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii obrazovatel 'nogo protsessa dlia obucheniia invalidov i lits s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia v obrazovatel'nykh organizatsiiakh vysshego obrazovaniia, v torn chisle osnashchennosti obrazovatel'nogo protsessa [Methodical recommendations about the organization of educational process for training of disabled people and persons with limited opportunities of health in the educational organizations of the higher education, including equipment of educational process]. Recommendations of the Ministry of Education and Science of Russia from 08.04.2014. No. AK-44/5vn. Available at: http://base.garant.ru/70680520/ (accessed 28.07.2017).
10. Shekhonin A. A., Tarlykov V. A., Kharitonova O. V., BagautdinovaA. Sh., ZvonenkoA.B. Uchebno-metodicheskoe soprovozhdenie inkliuzivnogo obrazovaniia v Universitete ITMO [Educational and methodical maintenance of inclusive education at the ITMO University], Saint-Petersburg: Universitet ITMO, 2017, 71.