Научная статья на тему 'Готовность преподавателей медицинского вуза к инклюзивному образованию'

Готовность преподавателей медицинского вуза к инклюзивному образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
558
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INCLUSIVE EDUCATION / TEACHERS' COMPETENCE / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жолудова Алла Николаевна, Полякова Олеся Витальевна

В данной статье речь идет о готовности преподавателей медицинского вуза осуществлять инклюзивное образование. Актуальность данной работы определена одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере высшего образования на современном этапе, а именно повышением доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина, в частности граждан с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Анализируя нормативные документы, регламентирующие внедрение инклюзивного образование в высшую школу, можно отметить, что практика внедрения данного вида образования в медицинских вузах отражена не полностью и требует качественной доработки, с учетом специфики вуза. В ходе проведенного исследования в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова были обозначены основные проблемы, связанные с отношением и готовностью преподавателей к инклюзивному образованию: владение инновационными педагогическими технологиями; умение варьировать методы и формы обучения; знание индивидуальных особенностей обучающихся с различными нозологиями; эмоциональное принятие студентов ОВЗ и инвалидностью; готовность включать их в образовательный процесс. Преподаватели вуза демонстрировали интерес к проблемам обучения и воспитания студентов с ОВЗ и инвалидностью, однако только половина из них готовы работать в данных условиях. Основной причиной являет­ся отсутствие специальных знаний об особен­ностях развития обучающихся с ОВЗ и инва­лидностью, их особых образовательных пот­ребностей и темпах продвижения в образова­тельном процессе медицинского вуза. Результаты нашего исследования подтверж­дают необходимость подготовки преподава­телей медицинского вуза к работе в условиях инклюзивного образования в ходе подготовки педагогов на курсах повышения квалифика­ции и индивидуализации учебного процесса для студентов с ОВЗ и инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жолудова Алла Николаевна, Полякова Олеся Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE READINESS OF THE MEDICAL UNIVERSITY TEACHERS TO INCLUSIVE EDUCATION

The article is devoted to the issue of the medical University teachers' readiness to put inclusive education into practice. The relevance of this work is determined by one of the priority directions of state policy in the field of higher education at the present stage, namely, increasing the availability of quality education that meets the modern needs of society and every citizen, in particular, citizens with disabilities and disabilities. Analyzing the regulatory documents governing the introduction of inclusive education in higher education it can be noted that the practice of introducing this type of education in medical universities is not fully reflected and requires high-quality refinement, taking into account the specifics of the university. In the course of the research conducted in Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov, the main problems associated with the attitude and readiness of teachers for inclusive education were identified: possession of innovative educational technologies; the ability to vary the methods and forms of training; knowledge of the individual characteristics of students with different nosologies; emotional acceptance of students with disabilities; readiness to include them in the educational process. University professors demonstrated interest in the problems of training and education of students with disabilities, but only half of them are willing to work in these conditions. The main reason is the lack of special knowledge about the developmental characteristics of students with disabilities, their special educational needs and the pace of progress in the educational process of a medical school. The results of our study confirm the need to train medical school teachers to work in an inclusive education environment during the training of teachers in refresher courses and the individualization of the educational process for students with disabilities.

Текст научной работы на тему «Готовность преподавателей медицинского вуза к инклюзивному образованию»

DOI : 10.23888/humJ20192332-342

ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

THE READINESS OF THE MEDICAL UNIVERSITY TEACHERS TO INCLUSIVE EDUCATION

ЖОЛУДОВА А.Н., ПОЛЯКОВА О.В.

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Аннотация:

В данной статье речь идет о готовности преподавателей медицинского вуза осуществлять инклюзивное образование. Актуальность данной работы определена одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере высшего образования на современном этапе, а именно повышением доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина, в частности граждан с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Анализируя нормативные документы, регламентирующие внедрение инклюзивного образование в высшую школу, можно отметить, что практика внедрения данного вида образования в медицинских вузах отражена не полностью и требует качественной доработки, с учетом специфики вуза.

В ходе проведенного исследования в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова были обозначены основные проблемы, связанные с отношением и готовностью преподавателей к инклюзивному образованию: владение инновационными педагогическими техно-

Zholudova A.N., Polyakova O.V.

Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov

Abstract:

The article is devoted to the issue of the medical University teachers' readiness to put inclusive education into practice. The relevance of this work is determined by one of the priority directions of state policy in the field of higher education at the present stage, namely, increasing the availability of quality education that meets the modern needs of society and every citizen, in particular, citizens with disabilities and disabilities. Analyzing the regulatory documents governing the introduction of inclusive education in higher education it can be noted that the practice of introducing this type of education in medical universities is not fully reflected and requires high-quality refinement, taking into account the specifics of the university.

In the course of the research conducted in Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov, the main problems associated with the attitude and readiness of teachers for inclusive education were identified: possession of innovative educational technologies; the ability to vary the methods and forms of training; knowledge of the individual characteristics of students with

логиями; умение варьировать методы и формы обучения; знание индивидуальных особенностей обучающихся с различными нозологиями; эмоциональное принятие студентов ОВЗ и инвалидностью; готовность включать их в образовательный процесс. Преподаватели вуза демонстрировали интерес к проблемам обучения и воспитания студентов с ОВЗ и инвалидностью, однако только половина из них готовы работать в данных условиях. Основной причиной является отсутствие специальных знаний об особенностях развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, их особых образовательных потребностей и темпах продвижения в образовательном процессе медицинского вуза.

Результаты нашего исследования подтверждают необходимость подготовки преподавателей медицинского вуза к работе в условиях инклюзивного образования в ходе подготовки педагогов на курсах повышения квалификации и индивидуализации учебного процесса для студентов с ОВЗ и инвалидностью.

Ключевые слова:

инклюзивное образование, компетентность преподавателей, педагогические технологии, индивидуальный образовательный маршрут, повышение квалификации.

different nosologies; emotional acceptance of students with disabilities; readiness to include them in the educational process. University professors demonstrated interest in the problems of training and education of students with disabilities, but only half of them are willing to work in these conditions. The main reason is the lack of special knowledge about the developmental characteristics of students with disabilities, their special educational needs and the pace of progress in the educational process of a medical school.

The results of our study confirm the need to train medical school teachers to work in an inclusive education environment during the training of teachers in refresher courses and the individualization of the educational process for students with disabilities.

Keywords:

inclusive education, teachers' competence, pedagogical technologies, individual educational route, professional development.

Актуальность

Впервые положения об инклюзивном обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью были закреплены на законодательном уровне в 2012 году в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12:

- «инклюзивное образование - это процесс развития общего и профессионального образования, который подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого лица, вне зависимости от состояния его здоровья», а статья 79 Закона полностью посвящена организации образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [1].

Нормативно-правовую основу для организации образования лиц с ОВЗ и инвалидностью в Российской Федерации составляют следующие основные

оснащенности образовательного процесса (Министерство образования и науки РФ, от 08.04.2014 г., №1АК-44/05ВН) [4].

На сегодняшний день проблема внедрения инклюзивного образования в медицинские вузы очень актуальна. Для успешности образования студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью необходимо создать в стенах образовательной организации специальные условия -доступную среду, организовать современную систему обучения по программам высшего образования, основанную на эффективной довузовской подготовке и профориентационной работе, но и проанализировать вопросы, связанные с готовностью профессорско-преподавательского состава, а также студентов, из числа здоровых, к осуществлению инклюзивного образования [5].

Цель

В этой связи одной из главных проблем медицинских вузов, реализующих инклюзивное образование, является проблема компетентности профессорско-преподавательского состава вуза, сказывающаяся на работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью. В первую очередь, нам было интересно рассмотреть вопрос готовности преподавателей к работе в условиях инклюзивного образования с психолого-педагогической точки зрения, которая включает в себя такие компоненты, как владение инновационными педагогическими технологиями, умение варьировать методы и формы обучения, знание индивидуальных особенностей обучающихся с различными нозологиями, эмоциональное принятие студентов ОВЗ и инвалидностью, готовность включать их в образовательный процесс.

Материалы и методы

Для анализа состояния проблемы, связанной с готовностью преподавателей Рязанского государственного медицинского университет имени академика И.П. Павлова к работе в условиях инклюзивного образования были привлечены 102 преподавателя вуза с кафедр медицинского и гуманитарного профилей. В качестве методов и методик исследования применялись следующие:

- методика изучения отношения педагогов к ценностям инклюзивного образования (адаптированная методика В.В. Хитрюк);

- методика диагностики способности к эмпатии (опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна);

- тест коммуникативной толерантности В.В.Бойко;

- опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»;

- анкетирование и опрос.

документы: Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2020 годы»; Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 № 06-281 «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса») [2]; Письмо Минобрнауки России от 29.06.2015 № АК-1782/05 «Об организации приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации высшего образования» (с приложением Методических рекомендаций об организации приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации высшего образования); Порядок приема на обучение по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (приказ Минобрнауки России от 14 октября 2015 г. № 1147); Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования и оказания необходимой помощи (приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309; Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» (вместе с «Разъяснениями по вопросам исполнения приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» и от 2 декабря 2015г. №1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»); ФГОС ВО [3], в том числе положения, обязывающие вузы предоставлять особые условия обучения лицам с инвалидностью (создание условий для электронного обучения инвалидов, особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре, выбор мест прохождения практики с учетом особенностей здоровья, обеспечение образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям здоровья, при необходимости - увеличение срока обучения); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (приказ Минобрнауки России от 5 апреля 2017 г. № 301) и Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях высшего образования, в том числе

Результаты и их обсуждение

В ходе тестирования по методикам А. Мехрабиена, Н. Эпштейна и

Рисунок 1. Эмоциональное истощение

24%

24%

52%

Высокий уровень | Средний уровень Низкий уровень

Рисунок 3.

Профессиональная эффективность

Рисунок 2. Деперсонализация

Высокий уровень I Средний уровень Низкий уровень

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что достаточно большое количество опрошенных преподавателей имеют высокий и средний уровни по шкалам эмоционального истощения (52% и 24%) и деперсонализации (52% и 38%). По нашему мнению, данные показатели могут повлиять на отношение и готовность преподавателей к инклюзивному образованию в вузе. Однако уровень профессиональной эффективности, то есть активность преподавателя, направленная на рефлексию профессиональной деятельности, у большинства опрошенных достаточно высокий (44%), и говорит о том, что в ходе специальной подготовки, которую мы предлагаем в рамках циклов тематических усовершенствований «Организация образовательного процесса для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» и «Организация образовательной среды для реализации инклюзивного образовательного процесса», большинство участников образовательного процесса будут готовы к внедрению инклюзивной модели образования [6].

Из методики изучения отношения преподавателей к ценностям инклюзивного образования получили показатель 17, что соответствует среднему уровню отношения к феномену инклюзивного образования.

По результатам анкетирования и опроса необходимо отметить следующее:

- 73% не только заинтересованы в правильной организации инклюзивного образования в практике, стремятся получить необходимые знания, но и демонстрируют ценностное отношение к студентам с ОВЗ и инклюзивному образованию;

- 70% проявляют интерес к совместному обучению студентов с разными нозологиями, но отмечают отсутствие соответствующей квалификации и специальной психолого-педагогической подготовки;

- 62% преподавателей демонстрируют недостаточный интерес к проблемам инклюзивного образования и изучают данную проблему в связи с необходимостью (социальный заказ со стороны государства и общества; требования администрации);

- 95% респондентов отмечают важность технической оснащенности аудиторий; наличие адаптированных и дистанционных программ, а также специального сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

- 90% опрошенных отмечают возможные проблемы с прохождением практики и трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью медицинского вуза.

Полученные результаты свидетельствуют об актуальности проблемы и подтверждают необходимость подготовки преподавателей медицинского вуза к работе в условиях инклюзивного образования. Респонденты демонстрировали интерес к проблемам обучения и воспитания студентов с ОВЗ и инвалидностью,

но только половина из них готовы работать в данных условиях. Главной причиной является отсутствие специальных знаний об особенностях развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, их особых образовательных потребностей и темпах продвижения в образовательном процессе медицинского вуза.

Обобщая полученные данные, можно констатировать следующее:

- преподаватели понимают необходимость дополнительного образования по вопросам организации инклюзии, учитывая особенности различных нозологий, а также разработки технологий сопровождения инклюзивных процессов в педагогической практике;

- преподаватели выражают желание и готовность овладеть навыками использования педагогических технологий для студентов с ОВЗ и инвалидностью;

- преподаватели отмечают необходимость получения дополнительных знаний о специфике организации инклюзивного процесса в медицинском вузе.

Таким образом, подготовка преподавателей медицинского вуза к работе в условиях инклюзивного образования должна осуществляться целенаправленно на курсах повышения квалификации, направленных на получение нового профессионального опыта в инклюзивном образовании; на развитие профессиональной компетентности и формирование личностно-профес-сиональных установок на совместное обучение студентов с нормальным и нарушенным развитием; применении адаптированных инновационных педагогических технологий и технологий социокультурной реабилитации; а также при организации процесса совместной деятельности преподавателя и обучающего для создания индивидуального образовательного маршрута [7].

На наш взгляд, основными педагогическими технологиями для студентов с ОВЗ и инвалидностью могут быть технологии, используемые в традиционном образовательном процессе:

- проблемное обучение,

- концентрированное обучение,

- модульное обучение,

- дифференцированное обучение,

- развивающее обучение,

- рефлексивное обучение,

- мультимедиа-технологии (в том числе и дистанционное обучение).

Основные цели данных технологий - это:

- развитие познавательной способности, активности, творческой самостоятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- создание соответствующей модели учебного процесса, которая

наиболее полно отвечает особенностям здоровья обучающихся;

- гибкость обучения, его приспособление к индивидуальным потребностям обучающихся;

- создание оптимальных условий и моделирование предметного и социального содержания учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в групповой образовательный процесс;

- ориентация на психофизиологические особенности обучающихся [8].

Необходимо отметить, что все образовательные технологии рекомендуется применять как с использованием универсальных, так и специальных средств (информационных и коммуникационных), в зависимости от вида и характера ограниченных возможностей здоровья студентов, а также использовать разнообразные методики проведения лекционных, семинарских и практических занятий с учетом различных нозологий обучающихся. В связи с этим, особое внимание следует уделить подготовке учебно-методических материалов для проведения занятий и материалам, которые выносятся на самостоятельную работу или недостаточно раскрытых в учебниках и учебных пособиях и представляющих трудность для освоения студентами с ОВЗ и инвалидностью.

Для реализации образовательного процесса в медицинском вузе у профессорско-преподавательского состава выбор средств и методов базируется на содержании обучения, уровне профессиональной подготовки реализаторов, методической и материально-технической базах, а также особенностях восприятия учебной информации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Социально-активные, рефлексивные методы обучения и технологии социокультурной реабилитации способствуют установлению полноценных межличностных отношений с другими студентами и созданию комфортного психологического климата в студенческой группе, а в конечном итоге -развивают эмпатию, идентификацию и рефлексию как необходимые механизмы взаимопонимания в будущей профессиональной деятельности.

Рассматривая вопрос методов обучения и индивидуализации учебного процесса для студентов с ОВЗ и инвалидностью в медицинском вузе, целесообразно предложить создание индивидуального образовательного маршрута, который мы определяем как вариативную структуру учебной деятельности обучающихся, отражающую его личностные особенности и возможности, проектируемую и контролируемую в рамках отдельной учебной дисциплины совместно с преподавателем на основе комплексной психолого-педагогической диагностики [9]. Возможность выбора форм, средств, методов и темпов обучения поможет студентам с ОВЗ и инвалидностью быстрее

адаптироваться в новых условиях, кроме того, учет индивидуальных особенностей каждого будет способствовать формированию индивидуального стиля деятельности, личностной заинтересованности в изучении учебных курсов.

Выводы

Таким образом, анализ готовности преподавателей медицинского вуза в условиях инклюзивного образования показывает, что необходима систематическая и целенаправленная работа по повышению квалификации, а именно погружение в деятельность по решению профессиональных задач, проблематизацию, целеполагание и планирование, рефлексию осуществляемой деятельности, ориентированную на профессионально-личностное развитие преподавателей, а также индивидуализация учебного процесса для студентов с ОВЗ и инвалидностью.

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.

Доступно по ссылке: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/. Ссылка активна на 16 марта 2019.

2. Письмо Минобрнауки России № 06-281 от 18.03.2014 «О направлении Требований» (вместе с «Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса»). Доступно по ссылке:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_57872/. Ссылка активна на 16 марта 2019.

3. Приказ Минобрнауки России № 95 от 09.02.2016 (ред. от 08.08.2016) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета)» (Зарегистрировано в Минюсте России № 41276

REFERENCES:

1. Federal Law of Russian Federation No 273-03 of 29 December 2012. "On Education in the Russian Federation".

Available at:

http ://www. consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/. Accessed: 16 Mar 2019. (In Russ).

2. Letter of the Ministry of Education and Science of Russia No 06-281 of 18 March 2014. "On the Direction of Requirements" (together with the "Requirements to the organization of the educational process for training disabled people and persons with health limitations in professional educational institutions, including the equipment of the educational process"). Available at:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_57872/. Accessed: 16 Mar 2019. (In Russ).

3. Order of the Ministry of Education and Science of Russia No 95 of 02 September 2016 (ed. dated 08 August 2016). "On approval of the federal state educational standard of higher education in the field of training on 31.05.01 General medicine (level of specialty)" (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 01 March 2016 No 41276).

01.03.2016). Доступно по ссылке:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_194858/. Ссылка активна на 16 марта 2019.

4. Письмо Минобрнауки России № 05-785 от 16.04.2014 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса», утв. Минобрнауки России 08.04.2014 № АК-44/05вн). Доступно по ссылке: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_159405/. Ссылка активна на 16 марта 2019.

5. Кузьмина О.С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Дисс. ... канд. пед. наук. Омск; 2015.

6. Жолудова А.Н., Полякова О.В., Моторина И.В. Педагогическая переподготовка преподавателей - эффективный способ повышения качества образовательного процесса в медицинском вузе // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2018. № 6. С. 280-287.

7. Жолудова А.Н., Полякова О.В. Формирование педагогической компетенции в рамках профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018. Т.6 №1 (20). Доступно по ссылке: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=299. Ссылка активна на 28 марта 2019.

8. Полякова О.В., Жолудова А.Н. Технологии профессионально-ориентированного обучения: учебное пособие. Рязань: РИО РязГМУ; 2017.

9. Жолудова А.Н., Полякова О.В. Методы организация учебного процесса на циклах повышения квалификации преподавателя-врача с использованием индивидуального

Available at:

http ://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_194858/. Accessed: 16 Mar 2019. (In Russ).

4. Letter of the Ministry of Education and Science of Russia No 05-785 of 16 April 2014. "On the direction of methodical recommendations on the organization of educational process for teaching disabled people" (together with the "Methodical recommendations on the organization of educational process for teaching disabled and persons with health limitations in the educational institutions of higher education, including the equipment of the educational process", approved by the Ministry of Education and Science of Russia 08.04.2014 No AK-44/05vn). Available at:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_159405/. Accessed: 16 Mar 2019. (In Russ).

5. Kuzmina OS. Podgotovka pedagogov k rabote v uslovijah inkljuzivnogo obrazovanija [dissertation]. Omsk; 2015. (In Russ).

6. Zholudova AN., Polyakova OV., Motorina IV. Pedagogical retraining of teachers - an effective way to improve the quality of the educational process in a medical university. European Social Science Journal. 2018; 6: 280-287. (In Russ).

7. Zholudova AN. Formation of pedagogical competence in the framework of the professional standard "Teacher of vocational training, vocational education and additional vocational education". Personality in a changing world: health, adaptation, development: the network journal. 2018; 6 (1).

Available at:

http ://humjournal .rzgmu.ru/art&id=299. Accessed: 16 Mar 2019. (In Russ).

8. Polyakova OV., Zholudova AN. Vocational-oriented learning technologies: a training manual. Ryazan: ED Ryazan State Medical University; 2017. (In Russ).

9. Zholudova AN., Polyakova OV. Methods of learning process organizing on cycles of advanced training of a teacher- physician using an individual educational route. In: IV All-Russian Scientific and Methodological Conference "Methods of teaching and organizing the educational process in high school". Ryazan: RSTU; 2015. P. 44.

образовательного маршрута. В сб.: IV Всероссийская научно-методическая конференция «Методы обучения и организации учебного процесса в вузе». Рязань: РГРТУ; 2015. С. 44.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Жолудова Алла Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии, педагогики и инклюзивного образования ФДПО Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова; 390026, г. Рязань, ул. Высоковольтная, 9. email: a.n.zholudova@yandex.ru. Полякова Олеся Витальевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии, педагогики и инклюзивного образования ФДПО Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова; 3900026, г. Рязань, ул. Высоковольтная, 9. email: kpptso@bk.ru.

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 29.05.2019 ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 11.06.2019

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Жолудова А.Н., Полякова О.В. Готовность преподавателей медицинского вуза к инклюзивному образованию // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т.7, № 2 (25). Доступно по ссылке: http://humjoumal.rzgmu.m/art&id=375 Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ20192332-342

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Zholudova Alla Nikolaevna - PhD (Pedagogics), associate professor, associate professor of psychology, pedagogics and inclusive education department, Extended Vocational Education Faculty of the Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov; 390026, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9. email: a.n.zholudova@yandex.ru. Polyakova Olesya Vitalyevna - PhD (Pedagogics), associate professor, associate professor of psychology, pedagogics and inclusive education department, Extended Vocational Education Faculty of the Ryazan State Medical University named after academician I.P. Pavlov; 390026, Ryazan, Vysokovoltnaya street, 9. email: kpptso@bk.ru.

P APER RECEIVED: 29.05.2019 PAPER ACCEPTED: 11.06.2019

REFERENCE FOR CITING:

Zholudova AN., Polyakova OV. The readiness of the medical university teachers to inclusive education. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2019; 7 (2). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=375 Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ20192332-342

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.