УДК 376 ББК 74.3+74,58 Г 75
ИНКЛЮЗИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Рецензирована)
Грабчук Ксения Михайловна,
кандидат педагогических наук, начальник отдела инклюзивного образования Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел. (861)233-39-38, е-mail: [email protected]
Аннотация. В статье дается обзор прошедшей в апреле 2017 г всероссийской научно-практической конференции «Инклюзивные процессы в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы», посвященной организации инклюзивного образования в учреждениях профессионального образования Краснодарского края и регионов Российской Федерации.
Во время пленарного заседания и работы тематических секций обсуждались следующие вопросы: современное состояние и тенденции развития инклюзивного образования в России и за рубежом; готовность к реализации инклюзивного образования педагога высшей школы; модели инклюзивного сопровождения в системе «школа-вуз»; формирование инклюзивной культуры обучающихся в условиях высшего образования; подготовка специалистов и педагогов учреждений СПО и вуза для работы со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ; профессиональная компетентность педагогов в условиях инклюзивного образования; профессиональное самоопределение и трудоустройство инвалидов; проектирование адаптированных образовательных программ для студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ; образовательные технологии, применяемые при обучении студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ; воспитательная работа со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ; особенности организации тьюторского сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ; арт- терапия как метод социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Приводятся основные положения прозвучавших докладов, предлагается резолюция, выработанная по результатам обсуждения.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, интегрированное обучение, инклюзивная практика, высшее профессиональное образование, среднее профессиональное образование, инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), профессиональная компетентность педагогов, профессиональное самоопределение инвалидов и лиц с ОВЗ; трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ.
INCLUSIVE PROCESSES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE HIGHEST AND SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION
(Reviewed)
Grabchuk Ksenia Mikhailovna,
сandidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Inclusive Education of Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (861)233-39-38, е-mail: [email protected]
Summary. The article gives an overview of the All-Russian scientific-practical conference held in April 2017 "Inclusive processes in educational organizations of higher and secondary vocational education: experience, problems and perspectives". The conference was devoted to the organization of inclusive education in institutions of professional education of Krasnodar Krai and regions of the Russian Federation.
During the plenary session and work of thematic sections various questions were discussed: the current state and tendencies of development of inclusive education in Russia and abroad; readiness for realization of inclusive education
of the teacher of the higher school; models of inclusive maintenance in the system of "school-university"; formation of inclusive culture of students in the conditions of higher education; training of specialists and teachers of secondary professional education institutions and institute for work with disabled students with disabilities and students with limited opportunities of health; professional competence of teachers in the conditions of inclusive education; professional self-determination and employment of person with disabilities; designing of the adapted educational programs for students with disabilities and students with limited opportunities of health; the educational technologies used in teaching students with disabilities and students with limited opportunities of health; educational work with disabled students and students with limited opportunities of health; features of the organization of tutorship support of students with disabilities and students with limited opportunities of health; art therapy as a method of socialization of students with limited opportunities of health.
The principal provisions of conference are reported in the article, as proposed resolution, worked out by results of the discussion.
Keywords: inclusion, inclusive education, integrated education, inclusive practice, higher professional education, secondary professional education, person with disabilities, persons with limited opportunities of health, professional competence of teachers, professional self-determination of person with disabilities and persons with limited opportunities of health, employment of person with disabilities and persons with limited opportunities of health.
Вопросы организации инклюзивной практики в организациях высшего и среднего профессионального образования находились в центре внимания Всероссийской научно-практической конференции «Инклюзивные процессы в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы», состоявшейся 19 апреля 2017 г. Основными организаторами мероприятия выступили Южный институт менеджмента и Краснодарское региональное отделение Ассоциации юристов России.
Конференция явилась продолжением круглого стола «Вопросы организации инклюзивного обучения в высших учебных заведениях Краснодарского края».
К участию в мероприятии были приглашены руководители и иные ответственные должностные лица высших и средних учебных заведений Краснодарского края и регионов Российской Федерации, реализующих инклюзивную практику; обучающиеся; представители органов государственной власти и общественных организаций по защите прав и законных интересов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и другие представители общественности.
В работе конференции приняли участие более 100 представителей из 15 регионов Российской Федерации (республик Башкортостан, Адыгея, Крым, Ханты-Мансийского автономного округа, г. Москвы и Московской области, Краснодарского и Забайкальского края, Ростовской, Ярославской, Тюменской, Калининградской, Астраханской, Кемеровской, Вологодской областей).
В рамках конференции прошли пленарное заседание, тематические секции: «Проблемы и особенности инклюзивного образования в высшей
школе» и «Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях среднего профессионального образования», на которых был представлен опыт инклюзивного образования в учреждениях высшего и среднего профессионального образования Краснодарского края и других регионов Российской Федерации.
В ходе работы конференции обсуждались такие актуальные вопросы, как регулирование субъектами Российской Федерации инклюзивного обучения в образовательных организациях высшего образования; современное состояние и тенденции развития инклюзивного образования за рубежом; модели инклюзивного сопровождения в системе «школа-вуз»; формирование инклюзивной культуры обучающихся в условиях высшего образования; подготовка специалистов и педагогов учреждений СПО и вуза для работы со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ; профессиональное самоопределение и трудоустройство инвалидов; проектирование адаптированных образовательных программ для студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ; образовательные технологии, применяемые при обучении студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ; воспитательная работа со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ; особенности организации тьюторского сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ.
Открыл работу конференции с приветственным словом ректор Южного института менеджмента доктор педагогических наук, профессор Шульга-тый Л.П.
Отметив присутствие практически всех приглашенных участников, подтверждающее актуальность темы обсуждений, он отметил, что стимулом
развития идей инклюзивного образования и внедрения его в практику образовательного процесса стало принятие ряда международных правовых актов, важнейшие из которых Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948 г.), Декларация прав ребёнка (ООН, 1959 г.), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960 г.). Эти правовые акты заложили общие основы признания права всех граждан на получение образования «без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья или каких- либо иных обстоятельств». В России правое регулирование инклюзивного образования в сфере высшего образования началось совсем недавно, с принятием общих концептуальных положений, нашедших свое отражение, в частности, в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. Однако при этом стандарта решения организации такой деятельности нет, каждый вуз решает его локально. Между тем, для людей с ограниченными возможностями здоровья значение профессионального образования трудно переоценить, т.к. оно является действенным социальным ресурсом преодоления социального исключения и экономической зависимости такой категории граждан.
Шульгатый Л.П. особо обратил внимание на то, что сегодня, реализуя основы законодательства о профессиональном обучении студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, в Южном институте менеджмента создаются необходимые условия для получения образования студентами с особыми образовательными потребностями. В ЮИМ создано специальное структурное подразделение - Отдел инклюзивного образования, что по мнению ректора способствует комплексному сопровождению студентов с инвалидностью и ОВЗ в условиях образовательного процесса.
Шульгатый Л.П. отметил, что за короткий период реализации инклюзивного образования в Институте было достигнуто немало побед. Помимо соблюдения тех требований, которые сегодня предъявляет законодательство к вопросу организации инклюзивного обучения в высшей школе, Институт реализует следующие направления деятельности:
- Всероссийская научно-практическая конференция «Инклюзивные процессы в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы» является уже ежегодным мероприятием;
- в настоящее время в Институте реализуется Грант «Совершенствование правового регулирования инклюзивного обучения в системе высшего образования в Краснодарском крае», поддержанный региональными властями и Российским гуманитарным научным фондом;
- наши студенты с ограниченными возможностями здоровья являются большой гордостью. Например, Анастасия Блинова - участница и победитель многих конкурсов не только городского, краевого, федерального, но и международного уровней! В прошлом году она стала лауреатом премии по поддержке талантливой молодёжи, установленной Указом Президента «О мерах поддержки талантливой молодежи».
По мнению ректора, сегодня перед образовательными учреждениями, в том числе, и перед Институтом стоят задачи по усовершенствованию имеющихся условий обучения для студентов-инвалидов, а также по внедрению новых технологий, отвечающих потребностям современного общества. Это многоаспектная задача, и решать ее необходимо сообща.
В настоящее время инклюзивное образование закреплено в отечественном законодательстве как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (273-ФЗ, ст. 2, ч. 27). Однако практический опыт реализации инклюзивного образования в системе высшего образования выявил многочисленные трудности, в том числе, в вопросах разработанности нормативно-правовой базы, уровне владения педагогами специальными методами и технологиями работы со студентами с ОВЗ в силу отсутствия у них достаточных знаний о характере особых образовательных потребностей студентов, существование психологических барьеров, эмоциональной неготовности педагогов стать участником инклюзивного образовательного процесса. Наличие ресурсов, необходимых для обеспечения равного доступа к образованию инвалидов и лиц с ОВЗ, подготовленность специалистов, которые могут качественно реализовать инклюзивное образование, учет разнообразных потребностей обучающихся, четкое определение результата инклюзивного образования - все это является составляющими готовности реализации инклюзивного образования в высшей школе. Так считает Ромашевская Е.С., научный сотрудник Центра инклюзивного образования Южного Федерального Университета, выступившая с докладом на тему «Готовность к реализации инклюзивного образования как ключевая компетентность педагога высшей школы».
В продолжении разговора о необходимости создания специальных образовательных условий только уже в учреждениях среднего профессионального образования говорилось в докладе Архиповой С.А., преподавателя Ленинградского социально-педагогического колледжа. Готовность преподавателя к реализации инклюзивного образования, включающая в себя информационную осведомленность, владение педагогическими технологиями, знания основ коррекционной педагогики, специальной психологи и сущности инклюзивного образования, умение профессионально взаимодействовать со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ, по мнению Архиповой С.А., одно из таких условий. В настоящее же время ситуация такова, что у ряда педагогов проявляется частичная готовность к реализации инклюзивной практики. В связи с этим возникает необходимость повышения компетентности преподавателей колледжа в области коррек-ционной и специальной педагогики, разработки методической базы инклюзивного образования в учреждениях СПО, использования педагогических технологий в процессе работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидами, формирование умений проектировать образовательный процесс.
О своем опыте подготовки специалистов и педагогов учреждений СПО для работы со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ поделилась с участниками конференции Кужарова Е.И., заместитель директора по учебной работе и дополнительному образованию Ленинградского социально-педагогического колледжа. Педагогами колледжа разработана модель подготовки педагогов к реализации инклюзивного образования, описано содержание инклюзивной компетентности педагога и предложены направления подготовки специалистов и педагогов.
В вузе методологическим основанием реализации инклюзивного образования является проектирование адаптированных образовательных программ высшего образования (АОП ВО). О том, как разрабатываются и какие определены вариативные стратегии реализации АОП ВО в Южном Федеральном Университете рассказала в своем выступлении Горюнова Л.В., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации Академии психологии и педагогики ЮФУ.
Формирование образовательной среды для лиц с ОВЗ и инвалидов с целью их профессионального становления с учетом запросов студентов и их родителей, социальной интеграции в образовательный процесс осуществляется благодаря системе сопровождения и поддержки данной категории студентов. Об особенностях организации тьютор-
ского сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ в условиях реализации инклюзивного образования в Майкопском государственном технологическом университете говорилось в докладе Измайловой Г.С., кандидата экономических наук, помощника ректора по инклюзивному образованию МГТУ, руководителя Центра карьеры и профориентации.
Одним из показателей эффективной деятельности ВУЗа является критерий трудоустройства выпускников. В отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья этот вопрос приобретает особое звучание. Роль образовательных организаций в оказании помощи таким выпускникам в последующем трудоустройстве весьма велика, именно на этой проблеме акцентировала внимание в ходе своего выступления Гутер-ман Л.А., кандидат биологических наук, полномочный представитель ректора Южного Федерального Университета по делам инвалидов и лиц с ОВЗ, руководитель Центра инклюзивного образования ЮФУ. Профессиональное образование молодежи с особыми образовательными потребностями является устойчивым каналом интеграции в трудовую, а, следовательно, и в общественную сферы деятельности. Приведя результаты исследований, посвященных выбору обучающимися с инвалидностью и ОВЗ дальнейшей образовательной траектории, Гутерман Л.А. говорила о необходимости профори-ентационной работы и поддержки профессионального определения молодежи при тесном сотрудничестве школы и вуза.
В основе профессионального обучения инвалидов, подчеркнула в Гутерман Л.А., должна лежать не только задача в овладении ими специальными знаниями, умениями и навыками, но и формирование способности к социально-психологического адаптации выпускников к трудоустройству.
В настоящее время в крае прослеживается зарождающаяся структура взаимодействия власти, бизнеса и социально-ориентированных некоммерческие организаций (СОНКО) в развитии социальной сферы, в том числе и по такому вопросу как возможности взаимодействия социальных предпринимателей и СОНКО в системе инклюзивного образования, трудоустройства и самозанятости инвалидов и лиц с ОВЗ. Важным условием результативности трудоустройства и организации самозанятости является эффективное взаимодействие всех заинтересованных субъектов (образовательные организации, государственные структуры, общественные организации, бизнес). О новых возможностях включения выпускников с инвалидностью и ОВЗ в некоммерческую сферу и их участия в решении социальных проблем общества через
социальное предпринимательство, о роли СОН-КО докладывала заместитель председателя краевой общественной организации инвалидов «ВОСХОЖДЕНИЕ» Аслаханова Ж. Ш.
Подводя итоги работы конференции, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Южного института менеджмента Шаповал О.В. в своем выступлении отметила необходимость создания в региональных органах власти отделов или центров инклюзивного образования, что по ее мнению позволит усовершенствовать систему инклюзивного образования в России.
В ходе заинтересованного обсуждения основных вопросов организации обучения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ в учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации были приняты следующие решения:
1. Обратиться к полномочным представителям государственной власти с предложениями:
- рассмотреть вопрос о правовом регулировании получения профессионального образования (высшего образования) инвалидами и лицами с ОВЗ в субъектах РФ;
- содействовать созданию региональных ресурсных центров по обучению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ на базе учреждений высшего и среднего профессионального образования в Краснодарском крае.
2. Внедрить в практику ВУЗов и учреждений среднего профессионального образования:
- принятие локальных актов, регламентирующих вопросы дистанционного обучения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ;
- разработку программ профессиональной ориентации студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, обеспечивающих их профессиональные и карьерные траектории в соответствии с психофизическими и индивидуальными особенностями развития и содействия трудоустройству выпускников-инвалидов;
- продолжить опыт организации повышения квалификации педагогических работников. Особое внимание уделить вопросам профессиональной компетентности педагогов в условиях инклюзивного образования;
- ввести программы повышения квалификации для тьюторов с учетом принятого профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».
3. Участникам конференции:
- содействовать распространению инклюзивного образования в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, учитывая опыт, накопленный в различных регионах Российской Федерации;
- поддерживать взаимодействие с общественными организациями по вопросам кадрового, учебно-методического сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ; социокультурной реабилитации и трудоустройства студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ.
4. Для воспитания толерантности студентов высших и средних учебных заведений к инвалидам и лицам с ОВЗ необходимо соблюдать в образовательном процессе следующие принципы:
- учета индивидуальных и психофизиологических особенностей;
- принципа уважительного отношения к личности;
- принципа опоры на «положительное» в студенте;
- принципа добровольного принятия толерантного отношения студентов к лицам с ОВЗ.
5. Проводить популяризацию идей инклюзивного образования (в том числе и взаимодействия с социально-ориентированными некоммерческими организациями как возможности трудоустройства выпускников ВУЗов и учреждений среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ) с активным привлечением СМИ, организацией конкурсов преподавательского мастерства с учетом реализации практики инклюзивного обучения в ВУЗах и учреждениях среднего профессионального образования Краснодарского края, а также создание дискуссионных площадок, направленных на организацию и совершенствование взаимодействия по рассматриваемой проблеме между органами государственной и местной власти, общественными организациями, представителями бизнес-сообщества и учреждениями высшего профессионального образования.