Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности и профессиональной культуры студентов-дефектологов в процессе обучения в вузе'

Формирование профессиональной компетентности и профессиональной культуры студентов-дефектологов в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2542
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ / ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ / PERSONAL QUALITIES / PROFESSIONAL CULTURE / PROFESSIONAL COMPETENCE / TEACHER-DEFECTOLOGIST / STUDYING AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Надежда Николаевна, Макарова Людмила Николаевна

В статье рассматриваются проблемы подготовки педагогов-дефектологов в вузе в условиях но- вой образовательной парадигмы. Отмечается, что гуманизация образования требует от педагога- дефектолога не только профессиональной компетентности, но и личностной готовности, профессио- нальной культуры для осуществления педагогической деятельности с детьми, имеющими ограничен- ные возможности здоровья. Обосновывается, что профессия педагога-дефектолога имеет значитель- ную специфику, связанную с контингентом обучающихся. Раскрываются понятия «педагогическая компетентность», «профессиональная культура» применительно к педагогу дефектологического про- филя. Представлены виды профессиональной деятельности учителя-дефектолога, сформулирован круг необходимых профессиональных умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF PROFESSIONAL COMPETENCE AND PROFESSIONAL CULTURE OF STUDENTS-DEFECTOLOGISTS IN THE PROCESS OF EDUCATION AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTE

In the article the problems of preparation of teachersdefectologists at higher educational institute in the conditions of new educational paradigm are reviewed. It is marked, that humanization of education demands of teachers-defectologists not only professional competence, but also personal readiness, professional culture for working with children, who have limited health abilities. It is founded, that the profession of teacher-defectologist has significant specifics, which are connected with contingent of the students. The concepts “pedagogic competence”, “professional culture” are revealed, applying to teacher-defectologist. The types of professional activity of teacher-defectologist are presented, the circle of necessary professional skills and abilities is formulated.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности и профессиональной культуры студентов-дефектологов в процессе обучения в вузе»

УДК 37.047

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Н.Н. Иванова, Л.Н. Макарова

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов, е-mail: [email protected]

В статье рассматриваются проблемы подготовки педагогов-дефектологов в вузе в условиях новой образовательной парадигмы. Отмечается, что гуманизация образования требует от педагога-дефектолога не только профессиональной компетентности, но и личностной готовности, профессиональной культуры для осуществления педагогической деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Обосновывается, что профессия педагога-дефектолога имеет значительную специфику, связанную с контингентом обучающихся. Раскрываются понятия «педагогическая компетентность», «профессиональная культура» применительно к педагогу дефектологического профиля. Представлены виды профессиональной деятельности учителя-дефектолога, сформулирован круг необходимых профессиональных умений и навыков.

Ключевые слова: личностные качества, профессиональная культура, профессиональная компетентность, педагог-дефектолог, обучение в вузе.

Общая тенденция гуманизации образования, набирающая силу на современном этапе развития общества, приобретает особую значимость для дефектологии. Она предполагает уважение к личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и на этой основе создание психологического, педагогического и социального комфорта для каждого ребенка.

Современному образовательному учреждению необходим компетентный специалист, творчески реализующий новые технологии обучения, добивающийся высоких результатов в своей профессиональной деятельности. В связи с увеличением количества детей, испытывающих трудности в обучении и нуждающихся в специальной педагогической помощи, все время повышаются требования к педагогу системы специального образования - педагогу-дефектологу.

Исходя из динамического изменения ситуации, от педагога-дефектолога, работающего в современных условиях, требуется умение выстраивать стратегию своей работы, проектировать и моделировать педагогическую деятельность, побуждать к работе и стимулировать работу других, воплощать намеченное в жизнь, уметь в любых ситуациях принимать решения и брать ответственность на себя, т.е. выполнять определенные ролевые функции [1]. Дефектологу необходимо владеть умениями комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, реализации идей со-

циального согласия, толерантности к различиям между людьми, признания самоценности каждого человека.

Профессия педагога-дефектолога имеет значительную специфику, связанную с контингентом обучающихся. Особенности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, требуют от дефектолога не только высокой профессиональной компетентности, но и сформированных профессионально-ценностных отношений к педагогической деятельности, предполагающих высокий уровень понимания внутреннего мира ребенка с ограниченными возможностями здоровья, особую организацию учебно-воспитательного процесса с учетом интересов и возможностей таких детей, их способностей [2].

Современная система специального образования стоит перед необходимостью перехода на личностно ориентированную модель обучения, направленную на построение взаимодействия ребенка, имеющего проблемы в развитии, со взрослым.

Профессиональная компетентность является основным показателем, характеризующим деятельность педагога. Она определяет необходимость и эффективность применения знаний и умений в педагогической практике, умение действовать самостоятельно и ответственно. Педагогическая компетентность - важнейшее условие успешности профессиональной деятельности педагога и показатель его возможностей. На первое ме-

сто выступают такие содержательные компоненты компетентности педагога, как критичность мышления, способность к анализу и самоанализу, потребность в самосовершенствовании, склонность к творчеству и любовь к своей профессии [3]. Педагогическая компетентность учителя-дефектолога не исчерпывается узкопрофессиональными рамками. От него требуется осмысление широкого спектра социальных, психологических и других проблем, сопряженных с образованием и воспитанием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Педагог-профессионал - это человек, хорошо понимающий общие тенденции развития мирового образовательного процесса и своего места в нем, обладающий особым видением человека в процессе развития, понимающий направленность и результативность психологических действий и воздействий, превращающий любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способный к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя [4].

По определению О.А. Козыревой, профессиональная компетентность педагога представляет собой интегральную характеристику личности и деятельности педагога, опосредующую результативный профессиональный опыт [5]. Используя термин «профессиональная компетентность», А.К. Маркова рассматривает ее как соотношение объективно необходимых знаний, умений, психологических качеств, которыми обладает учитель [6].

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования определены виды профессиональной деятельности специалиста, овладение которыми ориентировано на освоение профессионально-статусного комплекса, позволяющего выстраивать личностно-развивающую модель профессиональной подготовки, гарантирующей достижение успеха.

Подготовка учителя-дефектолога предполагает овладение преподавательской, ди-агностико-аналитической, консультативной, воспитательной, психопрофилактирующей, коррекционно-развивающей, просветительской и научно-исследовательской видами деятельности.

Сформулирован круг профессиональных умений и навыков учителя-дефектолога:

- умение проводить психолого-педагогическое обследование с целью определения хода психического развития ребенка, его соответствия возрастным нормам;

- владение методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушений;

- консультирование детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;

- умение осуществлять психопрофилактическую работу, направленную на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье;

- владение умениями и приемами обучения, методами воспитания детей с нарушениями развития;

- знание о профилактике и о методах коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, способах защиты от неблагоприятного влияния социальной среды;

- знание способов оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения;

- владение навыками организации и проведения научно-исследовательской работы.

В связи с этим возрастает значимость системы высшего образования как социального института по воспроизводству профессионалов, способных эффективно работать в новых условиях модернизирующегося общества.

Проблемы подготовки педагога-дефекто-лога отражены в работах отечественных дефектологов Х.С. Замского, А.И. Метт, О.В. Правдиной, Ф.А. Рау, Н.А. Чевелевой и др. Современными учеными активно обсуждаются вопросы совершенствования отдельных сторон подготовки будущего дефектоло-га: Л.С. Волкова, М.Н. Перова, В.А. Лапшин, С.Н. Шаховская и др.

Проблеме культуры профессионального взаимодействия посвящена работа С.Ф. Ле-вяш. Вопросы изменений в профессиональной педагогической подготовке педагогов коррекционных учреждений обсуждаются в работах Т.П. Головиной, Н.М. Назаровой, Э.М. Стерниной и др.

Новая парадигма образования требует от педагога-дефектолога не только профессио-

нальной компетентности, но и особого отношения к педагогической деятельности. Так, Е.Г. Речицкой большое внимание уделяет личностно-деятельностному подходу, ориентирующему педагога на оптимальное развитие способностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Научный термин «профессиональная культура» рассматривается в обиходе теоретического и прикладного знания. Емкость, сложность и неоднозначность данного понятия требуют наличия широкого методологического контекста научного поиска, который обеспечивал бы комплексность, междисциплинарность и гуманитарную ориентацию исследований.

В процессе контекстного анализа различных концепций феномена профессиональной культуры дефектолога становятся заметными противоречия в подходах к его рассмотрению и отсутствие единых представлений о его природе.

В гуманитарном и психолого-педагогическом контексте профессиональная культура дефектолога рассматривается как некая система отношений между людьми, их практических действий и стереотипов поведения, которая в течение определенного времени формирует, а затем поддерживает у представителей профессионального сообщества уникальную общую для них психологию. Именно психологическая общность позволяет людям, принадлежащим к одной культуре, чувствовать, что они ближе друг к другу, чем к тем, кто не является членом данной культуры.

В отечественной системе образования научно-педагогической предпосылкой приобщения молодежи к профессиональной культуре служит сложившаяся традиция воспитания и образования. Уже в начальный период развития отечественной педагогической науки такие видные педагоги, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др. отмечали значимость воспитания в процессе коллективного труда.

Рассматривая психолого-педагогические проблемы профессионального образования, можно прийти к выводу, что оно не может в полной мере на основе классических принципов педагогики и философии обеспечить качество подготовки будущих дефектологов, поскольку традиции, сложившиеся в системе высшего образования, говорят об отсутствии эффективных механизмов с акцентом на

формирование профессиональной культуры. Сам феномен «профессиональная культура дефектолога» в педагогической науке, на наш взгляд, недостаточно разработан, так как существуют расхождения в его понимании, отсутствует научное обоснование процесса формирования профессиональной культуры будущего дефектолога в вузе.

Требует уточнения и коррекции понятийный аппарат профессиональной культуры дефектолога, не определены ее сущность и структура, содержание, формы, методы и особенности формирования в учреждениях высшего профессионального образования, недостаточно обоснованы возможности, потенциал учреждений профессионального образования, пути и условия ее формирования.

Профессиональная культура дефектоло-га включает обладание профессионала знанием «социального организма», а значит, пониманием социально-экономических, общественных, политических отношений, умение ориентироваться в профессиональных и общественных процессах, умение вносить деловые предложения по улучшению существующей педагогической системы, решать стоящие перед ним профессиональные задачи.

Выражение и реализация своих знаний и способностей в интересах других, в интересах служения обществу при сохранении гармонии между потребностями своего «Я» и требованиями профессионального сообщества - одна из целей формирования профессиональной культуры дефектолога.

В то же время анализ известных концепций и технологий формирования профессиональной культуры специалистов показывает недостаточную их адаптацию к системе подготовки будущих дефектологов в процессе получения высшего образования.

В основе расхождений понимания феномена «профессиональная культура дефекто-лога» и требований, предъявляемых обществом к уровню подготовки будущих дефекто-логов в вузе, их профессиональной культуры, лежат противоречия, обусловленные недостаточной теоретической и методической базой для организации эффективного процесса формирования профессиональной культуры будущих дефектологов в вузе:

- между социально обусловленной необходимостью формирования профессио-

нальной культуры дефектолога как целостности и отсутствием научно-педагогического знания о сущности этого вида культуры, закономерностях и принципах ее формирования в условиях вузовской подготовки дефектолога;

- между объективной необходимостью повышения профессиональной культуры будущих дефектологов и научным видением процесса ее формирования;

- между требованиями, предъявляемыми современным обществом к профессиональной подготовке дефектологов и несформирован-ностью адекватной профессиональной культуры будущих дефектологов, которая бы соответствовала современным требованиям общества;

- между существующими педагогическими технологиями формирования профессиональной культуры и недостаточностью их соответствия модели профессиональной культуры современного дефектолога.

Мы полагаем, что профессиональная культура будущих дефектологов определяется как культура социальной организации и регуляции, выраженная в совокупности принципов, методов, приемов осуществления общения и взаимодействия в системах «человек - человек», «человек - общество», включающая характерные ценностные ориентации, мотивацию, традиции, систему профессионально-этических норм (внутренне содержащихся и внешне проявляемых) и этикета, определяющих поведение личности в профессиональной среде.

В процессе поэтапного формирования профессиональной культуры будущих де-фектологов этот вид культуры переходит на качественно новый уровень (обогащается новыми свойствами и качествами) при условии, что процесс формирования профессиональной культуры будущих дефектологов строится на основе деятельностного подхода при достижении гармонии между «Я» и профессиональной культурой дефектолога; охарактеризована система профессионально-этических норм и ценностных ориентаций, детерминирующая высокий уровень профессиональной культуры дефектолога.

Говоря о профессии дефектолога, можно выделить наиболее важные проблемы:

- определение объема общих и специальных знаний, необходимых педагогу-дефектологу в современных условиях;

- определение круга необходимых умений для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;

- характеристика личностных качеств учителя-де фектолога.

Для решения вышеперечисленных проблем необходимо подобрать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения студентов-дефектологов.

Важное значение придается организации учебных занятий, лекций, семинаров, на которых студенты получают теоретические профессиональные знания о работе с детьми, имеющими нарушения развития. Огромную роль играет организация практических занятий и педагогической практики, в процессе которых у студентов закрепляются теоретические знания, проверяются профессиональные умения и формируются навыки работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Кроме того, большое значение придается организации самостоятельной работы, необходимой студентам для пополнения знаний и развития исследовательских способностей.

Осуществлять обратную связь позволяет проверка и оценка знаний студентов, в процессе которой сами студенты получают объективную информацию об уровне своих знаний и умений, обучаются самоконтролю. У студентов вырабатывается правильное отношение к труду, чувство ответственности, удовлетворенность полученными результатами, желание дальнейшего самосовершенствования.

Литература

1. Иванова Н.Н., Буданцева М.В. Специфика подготовки учителей-дефектологов к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Современное образование: плюсы, минусы и перспективы / отв. ред. А.А. Зарайский. Саратов, 2013.

2. Боровцова Л.А., Иванова Н.Н. Формирование профессиональной культуры студентов-дефек-тологов в процессе обучения в вузе // Регионы России: Стратегии и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития / отв. ред. Ю.С. Пивоваров. М., 2012. Ч. 2.

3. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Повышение квалификации преподавателя высшей школы: саморазвитие и компетентность // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 43-52.

4. Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Барнаул, 1998.

5. Козырева О.А. Концептуальная модель развития профессиональной компетентности педагога // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. № 6.

6. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Педагогика. 1990. № 8.

References

1. Ivanova N.N., Budanceva M.V. Specifika podgo-tovki uchitelej-defektologov k pedagogicheskoj deyatel'nosti v usloviyah inklyuzivnogo obrazo-vaniya detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Sovremennoe obrazovanie: plyusy, minusy i perspektivy / otv. red. A.A. Zarajskij. Saratov, 2013.

2. Borovcova L.A., Ivanova N.N. Formirovanie professional'noj kul'tury studentov-defektologov v processe obucheniya v vuze // Regiony Rossii: Strategii i mehanizmy modernizacii, innovacion-nogo i tehnologicheskogo razvitiya / otv. red. Yu.S. Pivovarov. M., 2012. Ch. 2.

3. Makarova L.N., Sharshov I.A. Povyshenie kvali-fikacii prepodavatelya vysshej shkoly: samorazvi-tie i kompetentnost' // Vestnik Moskovskogo go-rodskogo pedagogicheskogo universiteta. Ser.: Pedagogika i psihologiya. 2012. № 2. S. 43-52.

4. Krasnoryadceva O.M. Osobennosti profession-al'nogo myshleniya v usloviyah psihodiagnosti-cheskoj deyatel'nosti. Barnaul, 1998.

5. Kozyreva O.A. Konceptual'naya model' razvitiya professional'noj kompetentnosti pedagoga // Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya. 2004. № 6.

6. Markova A.K. Psihologicheskij analiz profes-sional'noj kompetentnosti uchitelya // Pedagogi-ka. 1990. № 8.

FORMING OF PROFESSIONAL COMPETENCE AND PROFESSIONAL CULTURE OF STUDENTS-DEFECTOLOGISTS IN THE PROCESS OF EDUCATION AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTE

N.N. Ivanova, L.N. Makarova Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Russia, Tambov. e-mail: [email protected]

In the article the problems of preparation of teachers-defectologists at higher educational institute in the conditions of new educational paradigm are reviewed. It is marked, that humanization of education demands of teachers-defecto-logists not only professional competence, but also personal readiness, professional culture for working with children, who have limited health abilities. It is founded, that the profession of teacher-defectologist has significant specifics, which are connected with contingent of the students. The concepts "pedagogic competence", "professional culture" are revealed, applying to teacher-defectologist. The types of professional activity of teacher-defectologist are presented, the circle of necessary professional skills and abilities is formulated.

Key words: personal qualities, professional culture, professional competence, teacher-defectologist, studying at higher educational institute.

УДК 37.06

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Л.К. Иванова

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов, e-mail: [email protected]

ИВ. Колесов

Центр «Спортивный и Инвент-менеджмент» Государственного университета управления, Россия, г. Москва,

e-mail: [email protected]

В статье обращается внимание на необходимость формирования социальной активности подростков как важнейшей задачи социального воспитания. Авторами указывается, что решение этой проблемы на современном этапе социального развития требует уточнения сущности и содержания социальной активности этой возрастной категории. На основе определения атрибутивных признаков понятия «социальная активность», особенностей социального статуса подростков дается авторское понимание сущности и содержания их социальной активности.

Ключевые слова: социальное воспитание, социализация, социальная активность, подростки.

Проблема социального воспитания учащейся молодежи и включение ее в число актуальнейших направлений развития совре-

менной педагогической мысли является результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.