Серия «Психология»
И З В Е С Т И Я
Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapsy.isu.ru/ru/index.html
2018. Т. 25. С. 76-88
Иркутского государственного университета
УДК 159.92:378-057.875
DOI https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.25.76
Развитие содержательных характеристик эмоционального интеллекта студентов вуза в условиях психолого-педагогического сопровождения
И. С. Морозова, А. Е. Каргина
Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
Аннотация. Рассматривается проблема выявления особенностей развития эмоционального интеллекта студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения. Описана структура эмоционального интеллекта, включающая когнитивный, регуляторный и поведенческий компоненты. Рассмотрены содержательные характеристики эмоционального интеллекта студентов различных направлений подготовки. Раскрыты особенности эмоционального интеллекта в студенческом возрасте. Описана программа развития эмоционального интеллекта студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения. Доказано наличие позитивных изменений параметров эмоционального интеллекта в результате воздействия: возрастает способность адекватно распознавать и понимать эмоции других людей, снижается демонстративность в проявлении собственных переживаний, возрастает способность саморегуляции в эмоционально напряженных ситуациях.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, психолого-педагогическое сопровождение, юношеский возраст, студенты.
Для цитирования: Морозова И. С., Каргина А. Е. Развитие содержательных характеристик эмоционального интеллекта студентов вуза в условиях психолого-педагогического сопровождения // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2018. Т. 25. С. 76-88. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.25.76
Популярность теорий развития эмоционального интеллекта в современном мире обусловлена, по нашему мнению, тем, что содержательные характеристики эмоционального интеллекта выступают факторами личностного и профессионального роста, влияющими на успешность жизнедеятельности личности на различных возрастных этапах.
В зарубежных исследованиях проблема эмоционального интеллекта рассматривается в двух основных направлениях: исследование эмоционального интеллекта как совокупности компонентов, включающих различные психические феномены (Р. Бар-Он, Д. Гоулман и др.), и определение эмоционального интеллекта как системы способностей (Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо).
Структура эмоционального интеллекта, предложенная Дж. Мэйером, П. Сэловеем, Д. Карузо, базируется на модели способностей и включает следующие компоненты: восприятие, идентификация эмоций, выражение эмоций; управление своими эмоциями и эмоциями других людей; использо-
вание эмоций в решении задач и для фасилитации мышления; понимание и анализ эмоций [Мэйер, Сэловей, Карузо, 2010].
В 1995 г. Д. Гоулман доработал свою теорию и также выделил четыре аспекта эмоционального интеллекта: самосознание; самоуправление; социальная осведомленность; управление взаимоотношениями [Гоулман, 2012; 2013].
Р. Бар-Он предлагает выделять пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта. Каждая из составляющих включает несколько субкомпонентов:
1) познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость;
2) навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность;
3) способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость;
4) управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью;
5) преобладающее настроение: счастье, оптимизм [Манойлова, 2007].
В отечественной психологии интерес к проблеме эмоционального интеллекта во много носит практико-ориентированный характер в части изучения возможностей управления этим процессом.
В работах М. А. Манойловой эмоциональный интеллект рассматривается как способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого [Там же]. А. С. Петровской выявлена корреляция между индивидуальной мерой выраженности эмоционального интеллекта и результативными параметрами управленческой деятельности. И. А. Егоров установил взаимосвязь между высокими показателями коэффициента эмоционального интеллекта руководителей организаций и эффективностью управления. Т. П. Березовская доказала возможность развития эмоционального интеллекта путем специально организованного обучения. Несмотря на то что С. П. Деревянко установила эффективность использования психологического тренинга в развитии эмоционального интеллекта, строгих замеров его эффективности не проводилось. И. Н. Андреева разработала ряд программ развития эмоционального интеллекта для разных возрастных групп [Андреева, 2011].
Содержательным, на наш взгляд, является определение эмоционального интеллекта, предложенное в работах Д. В. Люсина и М. А. Манойловой. Авторы рассматривают данный феномен с учетом внутриличностного и межличностного аспектов, которые включают способность к пониманию своих и чужих эмоций и к управлению ими [Данилова, Морозова, 2015; Лю-син, Ушакова, 2009; Манойлова, 2007].
Внутриличностный аспект включает: осознание своих чувств, самооценку, уверенность в себе, ответственность, терпимость, самоконтроль, активность, гибкость, заинтересованность, открытость новому опыту, мотивацию достижения, оптимизм. В межличностный аспект входят: коммуни-
кативность, открытость, эмпатия, способность учитывать и развивать интересы другого человека, уважение к людям, способность адекватно оценивать и прогнозировать межличностные отношения, умение работать в команде. В качестве основных характеристик эмоционального интеллекта выделяются эмпатия, толерантность, ассертивность и самооценка [Люсин, Ушакова, 2009; Манойлова, 2007; Пантелеева, 2015].
Проведенный теоретический анализ позволил констатировать наличие различных подходов к определению содержательных характеристик и созданию моделей, описывающих их взаимосвязь и взаимообусловленность. Опираясь на мнение исследователей [Люсин, Ушакова, 2009; Манойлова, 2007], мы предлагаем выделять когнитивный, регуляторный, поведенческий компоненты в структуре эмоционального интеллекта.
Результаты теоретического анализа положены в основу следующих выводов: в историческом развитии науки понятие «эмоциональный интеллект» рассматривается во взаимосвязи с когнициями, социальным интеллектом, противопоставляется с алекситимией; на основе теорий рассмотрения эмоционального интеллекта заключаем, что эмоциональный интеллект определяется как способность понимать, управлять, распознавать свои эмоции и эмоции других людей на основе интеллектуального анализа и синтеза.
Особый интерес, по нашему мнению, представляет изучение возрастно-психологических особенностей развития эмоционального интеллекта на определенном этапе онтогенеза. Конкретизация данной проблематики осуществлена нами на примере изучения содержательных характеристик эмоционального интеллекта личности в юношеском возрасте.
Взаимосвязь уровня развития эмоционального интеллекта с проявлениями самоактуализации в юношеском возрасте раскрывает в своих работах И. Н. Андреева. Автор отмечает, что высокий уровень развития эмоционального интеллекта способствует проявлению естественных эмоций и позитивному самоотношению личности. Естественные эмоциональные проявления и позитивное самоотношение, в свою очередь, способствуют установлению тесных коммуникаций с другими людьми.
Исследователи отмечают, что лица юношеского возраста с высоким уровнем внутриличностного эмоционального интеллекта имеют некоторые особенности, к которым можно отнести: стремление к приобретению новых знаний; способность к целостному положительному восприятию мира; способность к самоуважению; способность жить здесь и сейчас и ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т. е. видеть жизнь с разных временных граней.
В целом юношеский возраст характеризуется повышением дифферен-цированности эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции в сравнении с предыдущим периодом. Эмоциональные отношения более устойчивы и осознанны, круг социальных взаимосвязей шире у юношей, чем у подростков. Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуаль-
но-личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой и т. д. [Дубровина, Прихожан, 2003].
Поздний юношеский возраст совпадает с периодом студенчества (1825 лет). В студенческом возрасте происходят динамичные изменения в личностном развитии - интеллектуальном, эмоциональном и т. д.
Профессии типа «человек - человек», которые связаны с воспитанием, обучением людей, общением с ними, обслуживанием, где личностные качества являются инструментами для профессиональной деятельности, где личность обусловливает результат его взаимодействия с другими людьми, нуждаются в специалистах с высоко развитым уровнем эмоционального интеллекта [Панкова, 2011].
Процесс профессиональной подготовки будущих специалистов различных типов профессий в вузе должен строиться таким образом, чтобы развивать не только компетенции направления подготовки, но и эмоциональный интеллект студентов [Першина, Соловьева, 2016]. Для развития эмоционального интеллекта студентов высших учебных заведений М. А. Нгуен предлагает такие виды занятий, которые преподаватели могут проводить как часть семинарского занятия: обсуждение со студентами по различным общественным темам: причины дискриминации, расизма и способы их избегания; терпимость, толерантность, принятие себя и других; изучение особенностей какой-нибудь страны по выбору студентов на каждом занятии. Студентам даются групповые виды занятий для развития ориентации на другого, сотрудничества и терпимости: научные кружки, обсуждение учебных тем по группам; совместные игры, коллективное рисование [Андреева, 2011]. Предполагается, что данное сочетание обеспечит оптимальный уровень развития личности и повысит уровень профессиональной подготовки, что поспособствует успешной конкуренции на современном рынке труда.
Развитие человека как ключевое направление развития общества, повышение значимости высшего образования, недостаточная эффективность реализуемых программ адаптации для студентов к образовательному процессу вуза актуализирует изучение психолого-педагогического сопровождения.
Разработка, апробация и внедрение технологий психолого-педагогического сопровождения выступают как определяющий фактор изменений в образовательных системах [Реан, Кудашев, Баранов, 2008.].
Психолого-педагогическое сопровождение в научной литературе рассматривается как помощь в личностном росте, развитие эмпатийного понимания, ориентир на открытое общение (И. О. Карелина, Н. Л. Коновалова, Н. Г. Осухова, Ф. М. Фрумин, В. И. Слободчиков и др.); деятельность педагога ориентирована на оказание поддержки обучающимся в становлении личностного роста (М. И. Губанова, Л. Г. Тарита и др.); направление деятельности педагога в сфере социально-профессионального самоопределения молодежи (Ю. В. Слюсарев, И. И. Хасанова и др.) [Андреева, 2011; Жилина, 2013].
В научных трудах Е. А. Александровой, Е. В. Бондаревской, О. С. Газмана, Е. И. Казаковой, Г. Б. Корнетова и других описывается осуществление психолого-педагогического сопровождения через цель самоак-
туализации личности, организацию учебно-практической деятельности, различные формы работы, через содержание учебных планов [Кобышева, 2013].
В концепции Р. Бар-Она эмоциональный интеллект отождествляется со способностью к адаптации. Таким образом, далее мы можем рассматривать процесс социально-психологического сопровождения адаптации студентов как психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта в учебном процессе студентов первого года обучения [Андреева, 2011; Деревянко, 2007].
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности развития эмоционального интеллекта студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения.
Методами исследования являются:
1) теоретические методы: анализ научно-психологической литературы по проблеме исследования;
2) психодиагностические методы и методики: а) методика на определение уровня эмоционального интеллекта (Н. Холл); б) опросник ЭмИн (Д. В. Люсин); в) методика диагностики эмоционального интеллекта - МЭИ (М. А. Манойлова);
3) метод формирующего эксперимента: программа развития эмоционального интеллекта для студентов вуза в условиях психолого-педагогического становления;
4) математико-статистические методы (описательные статистики, /-критерий Стьюдента для зависимых и независимых выборок, корреляционные матрицы).
База исследования: исследование проводилось на базе Социально-психологического института Кемеровского государственного университета в период с октября 2015 г. по апрель 2017 г. В исследовании приняли участие пять групп обучающихся по реализуемым направлениям подготовки (100 чел.), средний возраст - 18 лет.
В соответствии с поставленной целью проведено экспериментальное исследование возможностей развития эмоционального интеллекта студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения.
На начальном этапе эксперимент мы выявили взаимосвязи изучаемых параметров содержательных характеристик эмоционального интеллекта студентов. Отмечено, что у испытуемых во всех группах существует прямая взаимосвязь между показателями используемых методик.
По результатам анализа данных мы констатируем наличие прямой взаимосвязи между параметром «осознание своих чувств и эмоций» и параметрами «управление чужими эмоциями» (г = 0,45), «понимание чужих эмоций» (г = 0,27). Данная взаимосвязь интерпретируется нами как признак того, что чем сильнее осознание проявляемых эмоций, тем выше способность студентов к сопереживанию, представлению мира глазами другого, а также способность контролировать эмоциональные состояния других людей.
Прямая корреляция показателя «осознание своих чувств и эмоций» с показателями «управление своими эмоциями» (г = 0,43), «контроль экспрес-
сии» (г = 0,29) позволяет утверждать, что, осознавая свои эмоции, студенты способны хорошо ими управлять, а также контролировать нежелательные эмоции, которые могут быть негативно восприняты окружающими.
На следующем этапе исследования мы провели проверку данных по /-критерию Стьюдента для независимых выборок. Были получены значимые различия в группах по определенным показателям. Статистически значимые различия в средних значениях показателей с уровнем значимости 0,05 ^ < 0,05) в исследуемых группах были выявлены следующие (табл. 1).
Таблица 1
Средние значения показателя «Межличностный аспект эмоционального интеллекта» в группах студентов
Показатель Среднее значение в группе Значимые различия
Направление «Психология» Направление «Организация работы с молодежью» Направление «Социальная работа»
МАЭИ (Межличностный аспект эмоционального интеллекта) 8,38 4,47 3,21 1-2, 1-3
Примечание. Значимость на уровнеp < 0,05.
Анализ результатов, представленных в табл. 1, позволяет сделать следующие выводы.
Студенты направления подготовки «Психология» имеют статистически значимо более выраженные средние значения показателя «Межличностный аспект эмоционального интеллекта», чем студенты направлений подготовки «Организация работы с молодежью» и «Социальная работа», между двумя последними статистически значимых различий не выявлено ни по одному из показателей. Из этого следует, что студенты направления подготовки «Психология» имеют высокоразвитую способность к распознаванию и пониманию эмоциональных состояний других людей, а также поступали осознанно на данное направление.
Таблица 2
Средние значения показателя «Управление своими эмоциями» в группах студентов
Показатель Среднее значение в группе Значимые различия
Направление «Психология» Направление «Специальное дефектологическое образование»
ВУ (управление своими эмоциями) -2,15 3,64 1-2
Примечание. Значимость на уровнеp < 0,05.
Анализ результатов, представленных в табл. 2, свидетельствует и о том, что средние значения по параметру «Управление своими эмоциями» у студентов-психологов значимо ниже, чем у студентов, обучающихся по направлению «Специальное дефектологическое образование». Мы предполагаем, что студенты направления подготовки «Психология» поступили именно для того, чтобы в процессе обучения научиться управлять собой.
Других значимых различий в группах реализуемых направлений подготовки в Социально-психологическом институте выявлено не было.
В качестве средства воздействия на формирующем этапе эксперимента применялась программа развития эмоционального интеллекта для студентов вуза в условиях психолого-педагогического сопровождения (далее - Программа), которая была внедрена в работу учебно-практической лаборатории социальной и психологической помощи Социально-психологического института Кемеровского государственного университета. Программа организована по принципу тренинговой работы в группе.
Цель Программы - способствовать развитию способностей к пониманию и управлению своими эмоциями и эмоциями других людей.
Программа включает следующие содержательные блоки.
1. Диагностический блок, имеющий своей целью диагностику уровня развития эмоционального интеллекта студентов. Данный блок позволяет определить общий уровень эмоционального интеллекта, а также уровень развития его компонентов. В связи с этим мы имеем возможность организовать психолого-педагогические условия обучения таким образом, чтобы они в наибольшей степени отвечали цели развития эмоционального интеллекта студентов. А кроме этого, по результатам диагностического блока у студентов формируется собственное представление об особенностях их эмоционального интеллекта.
2. Информационный блок направлен на объяснение студентам понятия «эмоциональный интеллект», на изучение его компонентов в различных подходах зарубежных и отечественных психологов; на знакомство с особенностями эмоционального интеллекта в юношеском возрасте; на понимание и осознание роли развития эмоционального интеллекта в обществе.
Информационный блок включается в совокупность изучаемых студентами учебных дисциплин (в первую очередь дисциплин профессионального цикла).
3. Развивающий блок направлен как на развитие компонентов эмоционального интеллекта, так и на уровень эмоционального интеллекта в целом, который в свою очередь способствует развитию адаптационных ресурсов.
Развивающий блок реализуется посредством дисциплин профессионального цикла, а также посредством включения в Программу циклов занятий с элементами тренинга, направленных на развитие эмоционального интеллекта, проводимых на основе принципов сочетания автономности с коллективными (групповыми) формами обучения.
В процессе тренинговых групповых занятий применялись принципы добровольного участия, конфиденциальности, обратной связи.
Исходя из анализа полученных результатов начального этапа исследования, в качестве экспериментальной нами была выбрана группа направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Обучающие задачи Программы решались на каждом занятии, так как для получения личного результата необходимо формирование навыков и опыта взаимодействия при выполнении работы в группе. Тренинг начинался
с вопросов: «Какое у Вас настроение?», «Как прошел Ваш день?», «С каким цветом Вы сейчас себя ассоциируете?» и др. Студенты на первых двух-трех занятиях по-разному отвечали: кто-то коротко без пояснений, кто-то старался рассказать подробно все произошедшие события между занятиями. На последующих этапах работы студенты старались обозначить свою готовность к работе примерно в одинаковом темпе. А также старались выполнять упражнения по заданной инструкции. Таким образом, обучающие задачи в целом были решены.
Задачи по развитию компонентов эмоционального интеллекта, навыков рефлексии, наблюдательности к проявлениям эмоций других людей решались следующим образом. Первое занятие Программы было посвящено изучению компонентов эмоционального интеллекта, особенностям эмоционального интеллекта в юношеском возрасте. Мы предполагаем, что развитие компонентов эмоционального интеллекта происходило от занятия к занятию, так как и упражнения, и домашние задания были подобраны специальным образом с учетом особенностей и интересов группы. Также после выполнения каждого упражнения, в конце тренинговых занятий и между занятиями проходило обсуждение проделанного, что способствовало развитию навыков рефлексии. Студенты отметили, что на данном возрастном этапе легче проводить рефлексию тому, кто ведет личный дневник, так как развитая внутренняя речь помогает анализировать жизненные ситуации.
Что касается воспитательной задачи - воспитать желание анализировать эмоции свои и других людей, то мы предполагаем, что применение методов анализа, наблюдения и активного слушания способствовало ее решению. После выполнения тренинговых упражнений каждый из студентов давал оценку выполненной индивидуальной и групповой работы, а также отмечал результаты своих наблюдений за проявлениями эмоций членами группы. Домашним заданием было наблюдение за эмоциональными состояниями окружающих людей. Отметим (из ответов студентов), что на начальном этапе работы тренинговой группы обучающимся было сложно концентрировать внимание именно на эмоциях, так как ранее считали их естественными проявлениями. Некоторые применяли полученный опыт занятий в личной жизни - делали попытки управления и изменения эмоциональных проявлений других людей.
На завершающем занятии была получена обратная связь от обучающихся по результатам тренинговой работы в виде опроса.
На задание «Оцените уровень проведенной работы в целом» (по 5-балльной шкале, где 5 - высший балл) 90 % студентов группы направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» отметили, что выполнение заслуживает высшего балла, а 10 % поставили себе 4 балла.
Также 90 % опрошенных оценивают актуальность заданной темы и формы работы на высший балл («Оцените актуальность заданной темы и формы работы»), 10 % участников группы сочли, что актуальность заслуживает оценки в 4 балла.
На предложение оценить результативность проделанной работы 80 % респондентов поставили 5 баллов, а 20 % оценили результативность на 4 балла. Мы делаем предположение, что студенты продолжают целенаправленную деятельность по развитию эмоционального интеллекта.
В замечаниях и предложениях обучающиеся указали на интерес к заданной теме и форме работы, а также рекомендовали увеличить количество тренинговых занятий. Студентам было рекомендовано продолжать развитие уровня эмоционального интеллекта самостоятельно посредством отработки сформированных умений и доведения их до автоматизма упражнениями.
На контрольном этапе формирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах студентов Социально-психологического института был проведен второй замер компонентов эмоционального интеллекта после прохождения Программы развития эмоционального интеллекта для студентов вуза. Для анализа результатов применялся /-критерий Стьюдента для зависимых выборок по используемым методикам для сравнения средних значений, поиска различий и прослеживания динамики развития.
Рассмотрим полученные результаты на начальном и заключительном этапах исследования. В экспериментальной группе отмечаем следующие статистически значимые различия в средних значениях показателей с уровнем значимости р < 0,05.
Таблица 3
Средние значения показателей в группе студентов направления «Психолого-педагогическое образование»
Показатель Среднее значение в группе Уровень значи-
Начальный Заключительный мости различии (Р)
этап этап
МП (понимание чужих эмоций) 24,60 30,8 0,04
ВЭ (контроль экспрессии) 10,75 8,05 0,03
ВАЭИ (внутриличностный аспект эмоционального интеллекта) 43,35 55,25 0,04
ПЭ (понимание эмоций) 43,65 55,8 0,04
Примечание. Значимость на уровнер < 0,05.
Анализ результатов, представленных в табл. 3, позволяет утверждать, что у студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» за время исследования произошли статистически значимые изменения в представленных показателях. Статистически значимо возросли значения показателя МП (понимание чужих эмоций), что выразилось в более толерантном отношении участников тренинга к переживаниям окружающих людей, возросшей способности к эмпатическим переживаниям. Позитивные изменения в параметре ВАЭИ (внутриличностный аспект эмоционального интеллекта) мы наблюдаем в поведенческих характеристиках студентов, проявляющихся сдержанностью в демонстрации собственных переживаний и использованием навыков саморегуляции. Возрастание параметра ПЭ (понимание эмоций) выражается в использовании сформированных в процессе
тренинговой работы умений адекватно воспринимать и принимать переживания окружающих людей.
Мы считаем возможным утверждать, что позитивные изменения являются следствием обогащения опыта эмоционального регулирования собственных переживаний участниками тренинга. Данное обстоятельство связано с тем, что студенты экспериментальной группы после воздействия стали концентрироваться на проявлениях эмоций, больше времени наблюдать за эмоциональными состояниями окружающих людей и самих себя. Отметим также, что показатели, результаты которых имеют статистически значимые изменения, являются содержательными характеристиками когнитивного компонента, в меньшей степени поведенческого и регуляторного.
Таким образом, мы выяснили, что произошли изменения в показателях эмоционального интеллекта у студентов за время исследования. У студентов контрольной группы значимых различий значений показателей между начальным и заключительным этапом не выявлено.
Выводы по результатам проведенного исследования следующие.
В структуру эмоционального интеллекта включены такие компоненты, как: когнитивный, регуляторный и поведенческий, каждый из которых ха-рактеризируется совокупностью параметров. Умение различать и понимать эмоции, как свои, так и других людей, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями собеседников включает в себя эмоциональный интеллект. По мере взросления личности уровень эмоционального интеллекта повышается, а в период юности значительно возрастает.
К особенностям эмоционального интеллекта в студенческом возрасте мы можем отнести стремление к самоактуализации, приобретению новых знаний, умений и навыков; способность к самоуважению, принятию ответственности, целостному восприятию окружающего и др.
Мы отмечаем, что разработка программ развития содержательных характеристик эмоционального интеллекта требует апробации в реальных условиях, учитывая возрастно-психологические и индивидуально-личностные особенности сопровождаемых. Развитие эмоционального интеллекта студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения осуществляется методами арт-терапии, сказкотерапии, эмоционально-образной терапии, телесно ориентированной терапии в их определенном сочетании.
Выявлены особенности развития содержательных характеристик эмоционального интеллекта личности студентов различных направлений подготовки. Студенты направления «Психология» имеют более выраженный показатель «Межличностный аспект эмоционального интеллекта», чем студенты направлений «Социальная работа» и «Организация работы с молодежью». Наиболее выраженный показатель «Управление своими эмоциями» определен у студентов направления «Специальное дефектологическое образование».
Посредством специально организованного воздействия проведено экспериментальное исследование возможностей развития эмоционального интеллекта студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения. Выявлена динамика содержательных характеристик некоторых компонентов
эмоционального интеллекта на различных этапах обучения студентов. Доказано наличие позитивных изменений параметров эмоционального интеллекта в результате воздействия: возрастает способность адекватно распознавать и понимать эмоции других людей, снижается демонстративность в проявлении собственных переживаний, повышается способность саморегуляции в эмоционально напряженных ситуациях.
Полученные данные свидетельствуют о том, что развитие эмоционального интеллекта осуществляется в условиях психолого-педагогического сопровождения.
В перспективе развития заявленной темы исследования мы предполагаем поиск новых подходов к организации процесса психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта студентов.
Список литературы
Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк : ПГУ, 2011. 388 с.
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. 560 с.
Гоулмен Д. В лабиринте эмоционального интеллекта // Отдел кадров. 2012. № 8. С. 98-100.
Данилова Н. А., Морозова И. С. Содержательные характеристики структуры эмоционального интеллекта на различных возрастных этапах // European Social Science Journal. 2015. № 7. С. 308-315.
Деревянко С. П. Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов [Электронный ресурс] // Инновац. Образоват. технологии. 2007. № 1. URL: http://elibrary.miu.by/journals!/item.iot/issue.9/article.12.html (дата обращения: 19.05.2016).
Дубровина И. В., Прихожан А. М. Возрастная и педагогическая психология. М. : Академия, 2003. 368 с.
Жилина Л. Я. Организация психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников на этапе их адаптации к условиям вуза [Электронный ресурс] // Концепт. 2013. Спецвып. № 5. URL: http://e-koncept.ru/2013/13543.htm (дата обращения: 15.02.2016).
Кобышева Л. И. Психолого-педагогическое сопровождение формирования личностных качеств социального педагога в условиях вузовского образования // Науч. мнение. 2013. № 4. С. 142-145.
Люсин Д. В., Ушаков Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям. М. : Ин-т психологии РАН, 2009. 351 с.
Манойлова М. А. Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта МЭИ // Пед. диагностика. 2007. № 3. С. 95-109.
Мэйер Дж., Сэловей П., Карузо Д. Эмоциональный интеллект. М. : Ин-т психологии РАН, 2010. 146 с.
Панкова Т. А. Эмоциональный интеллект как фактор социально-психологической адаптации молодых специалистов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 189 с.
Пантелеева Т. В. Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск, 2015. С. 19-25.
Першина А. В., Соловьева А. В. К проблеме изучения эмоционального интеллекта студентов // Молодой ученый. 2016. № 4. С. 703-704.
Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб. : Прайм-Еврознак, 2008. 352 с.
Development of the Attributes of Emotional Intelligence of University Students under Psychological and Educational Support
I. S. Morozova, A. E. Kargina
Kemerovo State University, Kemerovo
Abstract. The paper deals with the problem of peculiarities of development of emotional intelligence of students under psychological and pedagogical support. The structure of emotional intelligence has been described including cognitive, regulatory, and behavioral components. The authors provided the description of the attributes of emotional intelligence of students majoring in different areas. Peculiarities of emotional intelligence at the student age have been revealed. The authors described the development of emotional intelligence of students under psychological and pedagogical support. The measures taken were proved to have led to positive changes in emotional intelligence parameters: the ability to recognize and appreciate emotions of other people increases, the demonstration of one's own feelings becomes less vivid, the ability to self-regulate in emotionally charged situations increases.
Keywords: emotional intelligence, psychological and pedagogical support, middle adolescence, students.
For citation: Morozova I.S., Kargina A. E. Development of the Attributes of Emotional Intelligence of University Students under Psychological and Educational Support. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, 2018, vol. 25, pp. 76-88. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.25.76 (in Russian)
References
Andreeva I.N. Emotsionalnyj intellekt kak fenomen sovremennoj psihologii [Emotional intelligence as a phenomenon of modern psychology]. Novopolotsk, PGU Publ., 2011, 388 p. (in Russian)
Goulman D. Emotsionalnyj intellect. Pochemu on mozhet znachit bolshe chem IQ [Emotional intellect. Why it can mean more than IQ]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2013, 560 p. (in Russian)
Goulman D. V labirinte emotsionalnogo intellekta [In the maze of emotional intelligence]. Otdelkadrov [Personnel department], 2012, no. 8, pp. 98-100. (in Russian)
Danilova N.A. Soderzhatelnye harakteristiki struktury emotsionalnogo intellekta na razlichnyh vozrastnyh etapah [Substantial characteristics of the structure of emotional intelligence at different age stages]. European Social Science Journal, 2015, no. 7, pp. 308-315. (in Russian)
Derevyanko S.P. Rol emotsionalnogo intellekta v protsesse sotsialno-psihologicheskoj adaptatsii studentov [The role of emotional intelligence in the process of socio-psychological adaptation of students]. In-novacionnye obrazovatel'nye tekhnologii [innovative educational technologies], 2007, no. 1. Available at: http://elibrary.miu.by/journals!/item.iot/ is-sue.9/article.12.html. (in Russian)
Dubrovina I.V., Prikhozhan A.M. Vozrastnaya ipedagogicheskayapsihologiya [Age and pedagogical psychology]. Moscow, Academy Publ., 2003, 368 p. (in Russian)
ZHilina L.YA. Organizatsiya psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya studentov-pervokursnikov na etape ih adaptatsii k usloviyam vuza [The organization of psychological and pedagogical support for first-year students at the stage of their adaptation to the conditions of the university]. Koncept [Concept], 2013, spec. is., no. 5. (in Russian). Available at: http://e-koncept.ru/2013/13543 .htm.
Kobysheva L.I. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya lichnostnyh kachestv sotsialnogo pedagoga v usloviyah vuzovskogo obrazovaniya [Psychological and ped-
agogical support of the formation of personal qualities of a social pedagogue in conditions of higher education]. Nauchnoe mnenie [Scientific opinion], 2013, no. 4, pp. 142-145. (in Russian)
Lyusin D.V., Ushakov D. V. Sotsialnyj i emotsionalnyj intellekt ot protsessov k izme-reniyam [Social and emotional intelligence: From processes to measurements]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2009, 351 p. (in Russian)
Manoylova M.A. Avtorskaya metodika diagnostiki emotsionalnogo intellekta MEI [Author's technique for diagnosing the emotional intelligence of MPEI]. Pedagogicheskaya diag-nostika [Pedagogical diagnostics], 2007, no. 3, pp. 95-109. (in Russian)
Meyer Dzh., Selovei P., Karuzo D. Emotsionalnyj intellekt [Emotional Intelligence]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2010, 146 p. (in Russian)
Pankova T.A. Emotsionalnyj intellekt kak faktor sotsialno-psihologicheskoj adaptatsii molodyh spetsialistov. Avtoreferat dis ... kand. psikhol. nauk [Emotional intelligence as a factor in the socio-psychological adaptation of young professionals. Extended abstract of candidate's thesis]. Moscow, 2011, 189 p. (in Russian)
Panteleeva T.V. Kratkij ocherk istorii razvitiyaproblematiki emotsionalnogo intellekta v otechestvennoj psihologii [A Brief Outline of the History of the Development of the Problem of Emotional Intelligence in Domestic Psychology]. Aktual'nye voprosy sovremennoi psikhologii: materialy III Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, fevral' 2015 g.) [Actual Problems of Contemporary Psychology: Materials of III Intern. sci. Conf. (Chelyabinsk, February 2015)]. Chelyabinsk, Two Komsomol members Publ., 2015, pp. 19-25. (in Russian)
Pershina A.V. Kprobleme izucheniya emotsionalnogo intellekta studentov [To the problem of studying the emotional intelligence of students]. Molodoi uchenyi [Young Scientist], 2016, no. 4, pp. 703-704. (in Russian)
Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov A. A. Psihologiya adaptatsii lichnosti [Psychology of personality adaptation]. St. Petersburg, Prime-Eurocode Publ., 2008, 352 p. (in Russian)
Морозова Ирина Станиславовна
доктор психологических наук, профессор, директор Кемеровский государственный университет
Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6 e-mail: [email protected]
Каргина Анастасия Евгеньевна
аспирант
Кемеровский государственный университет
Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6 e-mail: [email protected]
Morozova Irina Stanislavovna
Doctor of Sciences (Psychology),
Professor, Director
Kemerovo State University
6, Krasnaya st., Kemerovo, 650000,
Russian Federation
e-mail: [email protected]
Kargina Anastasia Evgenievna
Postgraduate
Kemerovo State University 6, Krasnaya st., Kemerovo, 650000, Russian Federation e-mail: [email protected]
Дата поступления: 02.03.2018 Received: March, 02, 2018