УДК-37. 015. 3
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
И.В. Дробышевская, С.А. Елисеев
В статье рассматриваются возможности психолого-педагогического сопровождения как фактора, детерминирующего процесс развития эмоционального интеллекта будущих специалистов социальной сферы. В статье анализируются результаты экспериментального исследования эмоционального интеллекта студентов профессий социальной сферы, целью которого было определение эффективности программы сопровождения процесса развития эмоционального интеллекта будущих специалистов социальной сферы, реализуемой в условиях образовательного процесса вуза. Ключевые слова: эмоциональный интеллект, будущие специалисты социальной сферы, программа психолого-педагогического сопровождения.
Научная проблема и ее обоснование
Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная системно-организованная деятельность, в процессе которой создаются психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого участника образовательного процесса. Процесс сопровождения понимается нами как комплексная технология помощи и поддержки студентов в контексте решения задач развития, обучения, воспитания, социализации. При данном подходе объектом сопровождения выступает образовательный процесс, а предметом - ситуация развития личности студента как система ее отношений с окружающими людьми и самим собой.
В условиях современной социально-экономической ситуации способность контролировать собственные эмоциональные реакции и правильно понимать эмоциональные состояния других людей позволяет сделать профессиональную деятельность специалиста успешнее и достичь в ней максимальных результатов. Особую роль приобретает развитие данной способности в период студенческого возраста. Именно в этом возрасте формируется единство психики, и приобретаются черты, значимые в течение всего жизненного пути. На данном этапе необходимо не только умение познавать самих себя, но и совершенствовать свое взаимодействие с внешним миром, воздействие которого особенно ощутимо в профессиях социономического типа. В данной группе профессий сложно заранее предусмотреть, количественно и качественно оценить все психологические условия деятельности из-за высокой динамичности и специфики профессиональной направленности. Поэтому весьма важную роль в период обучения в вузе играет подготовка не только по освоению будущими специалистами социальной сферы основ профессиональной деятельности, но и по развитию способности управлять своими эмоциями, распознавать и понимать эмоции других людей, т.е. эмоционального интеллекта.
Современная образовательная среда обладает мощным потенциалом развития личности. В ней есть все возможности и условия для развития эмоционального интеллекта, как профессионально-важной специальной способности.
Студент впервые сталкивается со многими видами деятельности, являющимися компонентами его будущей профессии, поэтому необходимо уделять особое внимание различным психолого-педагогическим формам воздействия в общении с будущими специалистами в соответствии с этапом обучения. Таким образом, необходимо определение основного содержания психолого-педагогического сопровождения обучаемых. Системообразующим компонентом данного сопровождения может выступать программа психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта будущих специалистов социальной сферы.
Обзор литературы по теме
Теоретические и практические вопросы эмоционального интеллекта отражены в исследованиях отечественных ученых Д.В. Люсина, А. И. Савенкова, И.Н. Андреевой, Д.В. Ушакова, Е.А. Серги-енко, И.С. Степанова. В зарубежной психологии исследованием эмоционального интеллекта занимались такие ученые, как Р. Бар-Он, Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Карузо, Д. Гоулман и др. Однако проблеме психолого-педагогической детерминации развития эмоционального интеллекта уделялось недостаточное внимание, в основном ориентированное на разрешение теоретических вопросов данной проблемы, а практическая база сопровождения процесса развития эмоционального интеллекта находится в стадии становления.
Цель и задачи исследования
Целью экспериментального исследования являлось определение эффективности программы сопровождения процесса развития эмоционального интеллекта будущих специалистов социальной
сферы, реализуемой в условиях образовательного процесса в вузе.
Для достижения поставленной цели исследования были намечены следующие задачи:
1. Выявить и обосновать возможности психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта будущих специалистов социальной сферы в условиях образовательного процесса в вузе.
2. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта будущих специалистов социальной сферы.
Методы и этапы исследования
Анализ научной теоретической литературы по проблеме развития эмоционального интеллекта будущих специалистов социальной сферы послужил основанием для выделения основных этапов экспериментальной работы: констатирующий, формирующий, контрольный.
Для решения поставленных в исследовании задач была использована система методов и методик, позволяющая охватить различные аспекты развития эмоционального интеллекта будущих специалистов социальной сферы. Для количественного анализа результатов нами использовались стандартные статистические показатели и приемы обработки: Н-критерий Краскела-Уоллеса, ^критерий Стьюдента. Ключевым направлением экспериментальной работы явилось создание и обоснование программы психолого-педагогического сопровождения процесса развития эмоционального интеллекта у будущих специалистов социальной сферы с использованием методов активного социально-психологического обучения. Данная программа сопровождения состояла из трех этапов: организационного, процессуального и оценочно-результативного (рис. 1)._
Программа психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта у будущих специалистов социальной сферы
Этапы
-гти -
Организационный
- изучение, анализ и выявление содержательных характеристик развития эмоцио-нального интеллекта студентов в образовательном процессе вуза; -диагностика исходного уровня эмоционального интеллекта студентов.
_-гти_
Процессуальный
- разработка тематического
планирования; -определение форм и методов сопровождения процесса развития эмоционального интеллекта;
- работа с экспериментальной группой студентов.
Оценочно-результативный
- проведение анализа результатов развития эмоционального интеллекта на основании выделенных показателей и критериев; - сопоставление полученных данных с поставленными целями.
Рис. 1. Схема этапов программы психолого-педагогического сопровождения процесса развития эмоционального интеллекта будущих специалистов социальной сферы.
Программа психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта будущих специалистов социальной сферы была внедрена в образовательный процесс вуза. Эффективность программы психолого-педагогического сопровождения развития оценивалась по динамике показателей покомпонентного совершенствования составляющих эмоционального интеллекта, описывающих его уровень в двух срезах: до и после обучения. На основе психодиагностического исследования нами была отобрана группа студентов с низкими показателями эмоционального интеллекта (70 человек). Все они являлись студентами 2-3 курсов Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского, факультета «Психологии, рекламы и связей с общественностью». В этой группе практически отсутствовали различия по структурным показателям. Эта группа была разделена на две численно-эквивалентные группы (по 35 человек) - экспериментальную и контрольную. Независимой переменной в нашем эксперименте являлась реализация программы развития эмоционального интеллекта студентов, зависимой переменной - эмоциональный интеллект студентов.
В ходе обоснования программы сопровождения осуществлялась предварительная диагностика исходного уровня эмоционального интеллекта будущих специалистов социальной сферы. На контрольном этапе после проведения программы психолого-педагогического сопровождения была проведена повторная психодиагностика (применялись те же методики, что и до начала эксперимента) с целью выявления эффективности проведенных мероприятий.
Результаты исследования
В соответствии с проведенным теоретическим анализом и планом экспериментального исследования на констатирующем этапе было проведено исследование особенностей эмоционального ин-
теллекта и его структурных компонентов у будущих специалистов социальной сферы с помощью методики «Эмоциональный интеллект» Н.Холла, которое показало, что низкие показатели интегратив-ного уровня эмоционального интеллекта у 60,6% от общего числа студентов, средние показатели у 34,3% респондентов, а высокие показатели лишь у 5,1% испытуемых. Обобщая полученные данные по уровню сформированности эмоционального интеллекта будущих специалистов социальной сферы, мы пришли к следующему выводу: низкий уровень присущ более половины испытуемых.
Далее с помощью результатов проведения комплекса диагностических методик («Эмоциональный интеллект» Н. Холла, «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинда; «Личностный дифференциал» Ч. Осгуда; «Семантический дифференциал»; «16 - факторный личностный опросник» Р.Б. Кеттелла (форма А-187); «Тест-опросник самоотношения» В.В. Столина, С Р. Пантилеева) мы провели анализ данных по группам у будущих специалистов социальной сферы с низким, средним и высоким уровнями развития эмоционального интеллекта. При проведении данного анализа нами был применен Н-критерий Краскела - Уоллеса [3],[ 5].
Таким образом, нами было установлено, что будущие специалисты социальной сферы с высоким уровнем сформированности эмоционального интеллекта обладают следующими характеристиками: эмоционально осведомлены, умеют распознавать эмоции окружающих, сопереживают, успешно управляют своей эмоциональной сферой при неудачах, направлены на эффективную профессиональную деятельность, заботятся о своем здоровье, уважают себя, принимают себя такими, какие они есть, имеют более развитые интеллектуальные способности, гибкость в межличностных отношениях. В то же время для них характерно повышению уровня тревожности, проявления эмоциональной неустойчивости.
Будущим специалистам социальной сферы со средним уровнем сформированности эмоционального интеллекта присуще следующие особенности: не всегда способны адекватно распознать эмоции окружающих, а также сопереживать, умение управлять своими эмоциями и чужими у них на среднем уровне, им присущи некоторая конкретность мышления и ригидность.
Выявлено, что будущих специалистов социальной сферы с низким уровнем сформированно-сти эмоционального интеллекта характеризуют: ригидность в решении практических проблем, заниженная самооценка, низкий уровень сапопонимания и самоконтроля, высокий уровень самообвинения, слабо развитые умение управлять своим эмоциональным состоянием и контролировать его, способность понимать чувства других.
После прохождения студентами программы развития эмоционального интеллекта нами были получены следующие результаты: доля в выборке студентов с низким уровнем интегративного эмоционального интеллекта значимо уменьшилось с 61% до 44% (по методике Н. Холла на основе данных, полученных по шкале «Интегративный (общий) уровень эмоционального интеллекта»). Динамику развития компонентов эмоционального интеллекта мы отразили на рисунке 2.
Ш] ЭГ до эксперимента □ ЭГ после эксперимента и КГ до эксперимента □ КГ после эксперимента
Рис. 2. Динамика развития эмоционального интеллекта у будущих специалистов социальной сферы в экспериментальной и контрольной группах после проведенного эксперимента.
Для анализа результатов формирующего эксперимента мы воспользовались ^критерием Сть-юдента для зависимых выборок (результаты расчетов см. в таблице 1). Таким образом, у будущих специалистов социальной сферы, участвовавших в программе психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта, по ее окончании повысился уровень эмоционального интеллекта и его компонентов.
Таблица 1.
Динамика содержательных характеристик эмоционального интеллекта у испытуемых экспе-
риментальной группы до и после участия в тренинге
Экспериментальная группа Контрольная группа
Параметры методик Средние значения 1эмп. Значи- Средние значения 1эмп. Зна-чи-
До | После мость До | После мость
Методика Н.Холла
Интегративный уровень 25,88 | 33,12 3 57*** Р<0,01 36,88 | 37,24 0,21 нет
Эмпатия 7,36 8,80 1,72* Р<0,1 8,92 9,20 ,016 нет
Методика УСК
Общая интернальность 4,48 5,04 1,72* Р<0,1 4,48 5,08 1,03 нет
Интернальность в области достижений 5,40 6,20 1,90* Р<0,1 5,28 5,76 0,77 нет
Методика «Личностный ди< )ференциал»
Фактор активности 4,90 5,53 3,46*** Р<0,01 4,07 4,28 0,76 нет
Методика «Самоотношение»
S-глобальное самоотношение 68,17 86,61 2,84*** Р<0,01 73,10 78,43 1,02 нет
Методика «16-факторный опросник Р.Кеттела»
С - Эмоциональная стабиль-
ность- эмоциональная неустой- 4,48 5,48 3 22*** Р<0,01 5,60 5,84 0,56 нет
чивость
tKpnT = 1,69 для Р<0,1*; 2,03 для Р<0,05**; 2,72 для Р<0,01***; N=34
Полученные в ходе статистического анализа результаты исследования содержательных характеристик эмоционального интеллекта студентов экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования показывают, что за время формирующего эксперимента произошли значимые позитивные изменения в уровне сформированности интегративного уровня эмоционального интеллекта и представленных личностных особенностях студентов экспериментальной группы.
Выводы и перспективы
Основываясь на результатах проведения экспериментальной работы, можно сделать вывод о чувствительности эмоционального интеллекта к психолого-педагогическому воздействию, а значит лежащие в его основе теоретические положения, и методические средства являются релевантным условием развития эмоционального интеллекта и его структурных компонентов. Результаты программы убедительно доказывают возможность использования данной формы психолого-педагогической работы в образовательном процессе вуза у будущих специалистов социальной сферы, обеспечивающей оперативность, низкую ресурсоемкость и эффективность в достижении ими более высокого уровня эмоционального интеллекта, а соответственно, и всех взаимозависимых с ним личностных особенностей.
Проведенное исследование создает базу для дальнейшей работы по сопровождению процесса развития эмоционального интеллекта и реализации усовершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы.
The article discusses the possibility of psycho-pedagogical support as a factor which determines the development of emotional intelligence in the Professional future of the social sphere. The paper analyzes the results of an experimental study of emotional intelligence of students social professions, whose goal was to determine the effectiveness of the program support development of emotional intelligence future professionals of the social sphere, realized in the educational process of the university.
The key words: emotional intelligence, the future professionals of the social sphere, a program of psychological and pedagogical support.
Список литературы
1. Люсин, Д.В., Марютина, О.О., Степанова, А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ [Текст] Сб. науч. трудов. «Социальный интеллект: теория, измерение, исследования»/ Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. 176 с.
2. Матяш, Н.В. Методы активного социально-психологического обучения / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова [Текст] М.: Издательский центр «Академия», 2007. 96 с.
3. Наследов, А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. 2-е изд. [Текст] СПб.: Питер, 2005. 416 с.
4. Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учеб. пособие [Текст] - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. 236 с.
5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие [Текст] - 2-е изд., доп. и перераб. / В.Д. Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. СПб.: Питер, 2003. 560 с.
Об авторах
Дробышевская И.В. -ассистент кафедры общей и профессиональной психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]. Елисеев С.А. - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии БГУ