Библиографический список
1. Бермус А.Г. Критерии качества непрерывного образования // Славянская педагогическая культура. 2003. № 2. С. 129-131.
2. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд. СПб., 2002.
3. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы: сб. науч. трудов / Ростовский гос. пед. ун-т. Ростов н/Д, 1995. С. 8-9.
4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе // Советская педагогика. 1996. № 9. С. 5-6.
K.S. Kuznetsova
The Model of Schoolchildren
Pedagogical Support
in the Development
of Emotional Intelligence
The importance of pedagogical support of schoolchildren emotional intelligence formation in the context of modern society is shown. Stages of such pedagogical support, as well as criteria and indicators of children's emotional intelligence correlated with their corresponding levels are presented.
Key words and word-combinations: emotional intelligence, pedagogical support, formation, stages, criteria, indicators.
Показана значимость педагогического сопровождения процесса формирования эмоционального интеллекта школьников. Представлены этапы подобного сопровождения, а также критерии, показатели эмоционального интеллекта детей, соотнесенные с соответствующими им уровнями.
Ключевые слова и словосочетания: эмоциональный интеллект, педагогическое сопровождение, формирование, этапы, критерии, показатели.
УДК 371.4 ББК 74.200
К.С. Кузнецова
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
настоящее время многих исследователей в области педагогики и психологии привлекает к себе проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния.
Традиционно считалось, что совершенствование умственного развития индивида является залогом его благополучия в жизни, поэтому основное внимание уделялось академическим знаниям, повышению уровня Ю -коэффициента умственного развития человека. Однако в настоящее время наряду с академическим интеллектом выделяют интеллект эмоциональный, позволяющий человеку с помощью грамотного управления эмоциональной сферой положительно влиять на собственную социальную адаптацию и достижение намеченного. Согласно исследованиям современных ученых (И.Н. Андреева, Р. Бар-
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 125
Он, Д. Гоулман, Д.В. Люсин, Дж. Мэйер, А.И. Савенков, П. Сэловей и др.) 80% успеха в социальной, личной и профессиональной сферах жизни зависит именно от уровня эмоционального интеллекта и лишь 20% - от Ю [1-6].
По нашему мнению, эмоциональный интеллект следует трактовать как сложное психическое образование, имеющее одновременно и когнитивную, и личностную природу. Он включает в себя способности определять и идентифицировать собственные эмоции и эмоции окружающих, а также анализировать полученную эмоциональную информацию и использовать ее в мышлении и деятельности. Эмоциональный интеллект выражается в направленном на гармонизацию своих отношений с другими людьми и достижение намеченных целей разумном управлении чувствами и эмоциями.
Совершенствование эмоциональной культуры необходимо для адекватного роста психики каждого индивида. Задача педагогов заключается в оказании содействия детям в освоении умений и навыков, формировании и развитии способностей правильно понимать и контролировать собственные эмоции. Это дает возможность растущему человеку успешно функционировать в его последующей взрослой жизни [7, с. 203].
Современная школа, несмотря на инновационную направленность образования, фактически не в состоянии обеспечить полноценное совершенствование эмоциональной сферы детей, развитие их эмоциональных способностей. Сложившаяся система обучения и воспитания подрастающего поколения в малой степени создает благоприятные условия для социальной успешности, адаптиро-ванности к жизни, способности к личностному и профессиональному самоопределению, постановке целей и их удачному достижению. С момента, когда ребенок начинает посещать детский сад, и до периода окончания высшего учебного заведения ему дается большой объем знаний для развития академического интеллекта, целенаправленная работа в сфере эмоций не получает должного внимания.
Несмотря на значительный объем исследовательских работ, проблема педагогического обеспечения процесса развития эмоционального интеллекта детей разработана недостаточно. Отсутствует как теоретико-методологическое обоснование, так и комплексная программа педагогического сопровождения детей в процессе развития эмоционального интеллекта. Не разработаны практические рекомендации и алгоритм последовательности действий для специалистов, осуществляющих подобную деятельность. Немало трудов посвящено программам по развитию эмоционального интеллекта (И.Н. Андреева, С.П. Деревянко, Нгуен Минь Ань, Л.М. Новикова, И.А. Юрасов; размещенные на посвященном эмоциональному развитию детей сайте «Дети-академики» материалы и др.) [8-13]. Но в подобных работах данный вопрос рассматривается как отдельный аспект образовательной деятельности, представляющий собой исключительно программу занятий и не подразумевающий разработку комплексного педагогического сопровождения процесса развития эмоционального интеллекта.
Обобщение полученных нами данных позволяет констатировать целесообразность повышения уровня эмоционального интеллекта школьников, создания для этого благоприятных условий и полноценных возможностей посредством
126 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
осуществления педагогического сопровождения процесса развития у них эмоционального интеллекта. Подобное педагогическое сопровождение представляет собой комплекс мероприятий, направленных на продуктивное усвоение коррекционно-развивающей программы. Оно предполагает, помимо проведения непосредственно занятий, первоначальную, промежуточную и итоговую диагностику уровня эмоционального интеллекта учащихся, систематическое отслеживание процесса реализации и степени эффективности программы, своевременное оказание помощи школьникам в преодолении трудностей, разработку индивидуальных образовательных траекторий.
Нами разработаны этапы реализации данной деятельности. На наш взгляд, прежде чем непосредственно осуществлять педагогическое сопровождение, необходимо создать комфортную доверительную атмосферу в школе, разработать алгоритм педагогической деятельности, грамотно подготовить преподавательский состав к реализации поставленных задач.
Под педагогическим сопровождением подразумевается вид деятельности, который заключается в сопровождении педагогами процесса приобретения ребенком определенных знаний, умений или навыков, развитии желаемых качеств, незаметном контроле, наблюдении, оказании помощи при необходимости, систематическом отслеживании состояния школьника, своевременной реакции на его запрос о взаимодействии, а также в уважении индивидуальных особенностей, интересов и потребностей личности. Предлагаемый авторский вариант педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта у школьников включает следующие этапы:
1. Мотивационно-организационный этап предполагает осуществление деятельности по согласованию вопроса целесообразности развития эмоционального интеллекта детей в пределах данного учебного заведения. Координирование значимости педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта выражается в коллективном обсуждении цели и смысла, возможных последствий, как положительных, так и отрицательных, а также подходящих вариантов программ, возможных форм, методов и средств реализации намеченного. Данная деятельность осуществляется посредством проведения педагогического совета школы, родительского собрания с участием школьников, а также работы психолого-педагогической комиссии. Основными задачами комиссии в рамках подобного этапа можно считать следующие: определение наиболее подходящей программы занятий по развитию эмоционального интеллекта с учетом возраста учащихся, их потенциала, психологических и индивидуальных особенностей, актуальных интересов и потребностей; подбор диагностики уровня эмоционального интеллекта детей для проведения первоначального, промежуточного и итогового диагностического обследования.
Итогом этапа является принятие решения о целесообразности реализации педагогического сопровождения школьников в процессе развития эмоционального интеллекта, а также организация намеченной деятельности.
2. Диагностический этап представляет собой определение исходного уровня эмоционального интеллекта (первоначальную диагностику). Первоначальное
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 127
диагностическое обследование выявляет уровень развития эмоционального интеллекта учащихся, их текущее состояние, заключающееся в степени успешности адаптации в обществе, наличии возможных затруднений в разрешении сложных ситуаций, внутриличностных и межличностных конфликтов, взглядов на жизнь, стремлений, настроения.
Результаты деятельности в рамках данного этапа представляют собой определение уровня эмоционального интеллекта и текущего состояния каждого конкретного ребенка.
3. Деятельностный этап педагогического сопровождения заключается в непосредственном проведении занятий по программе развития эмоционального интеллекта школьников. Предлагается применить некоторые варианты программ, в их числе: программа профилактически-развивающих занятий по психологии для 1-х классов «Страна эмоций», направленная на сохранение психологического здоровья и совершенствование эмоционального интеллекта детей автора Л.М. Новиковой; коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста «Я учусь владеть собой» исследователя Н.П. Слободняка; программа «Развитие эмоционального интеллекта у детей начальной школы» для старших дошкольников (5-7 лет) и младших классов (1-4 классы), представленная на сайте «Дети-академики», посвященном развитию эмоционального интеллекта у детей; программа С.П. Деревянко, предназначенная для развития эмоционального интеллекта детей юношеского возраста в тренинговых группах; метод развития эмоционального интеллекта, основанный на использовании средств анализа лирического текста автора И.А. Юрасова [9; 11-14].
Итогом этапа представляется повышение уровня эмоционального интеллекта детей посредством проведения занятий, направленных на развитие данных способностей.
4. Диагностический (оценочный) этап основан на осознании важности промежуточной диагностики, которая является частью систематического контроля продуктивности процесса реализации программы по формированию эмоционального интеллекта. Подобный контроль заключается прежде всего в наблюдении за каждым ребенком в отдельности, за его поведением, как в пределах школы, так и вне ее, за успеваемостью школьника, взаимоотношениями с окружающими и, безусловно, за процессом освоения программы по формированию эмоционального интеллекта. Данная диагностика представляет собой тестирование, а также результаты ежедневного домашнего задания, контрольных работ по окончании каждой новой темы, итоговых работ в конце каждой четверти и учебного года.
Результаты оценочного этапа заключаются в определении уровня эмоционального интеллекта и текущего состояния каждого ученика.
5. Рефлексивный этап сопровождения включает в себя анализ причин возникновения трудностей и разработку методов коррекции, а также внедрение изменений в осуществляемую деятельность. Задачами психолого-педаго-гической комиссии на данном этапе является изучение результатов промежу-
128 2011 • ВЕСТНИК ПАГС
точной диагностики, систематического контроля, составление индивидуальных образовательных стратегий. Объективно оценивается учебное, социально-психологическое и эмоционально-личностное состояние учащихся, природа внутриличностных и межличностных конфликтов. Психолого-педагоги-ческая комиссия выявляет также наличие и характер возможных затруднений в освоении программы, причины их возникновения. Вследствие этого разрабатываются способы оказания своевременной помощи и поддержки учащихся, внедрения возможных изменений в процесс реализации намеченного. Указанная деятельность осуществляется посредством проведения психологопедагогических консилиумов, бесед с родителями, на которых обсуждаются актуальные проблемы, касающиеся успешной и продуктивной реализации программы и построения оптимальных индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.
Итогом этапа можно считать разработку и внедрение методов коррекции в осуществляемую деятельность по развитию эмоционального интеллекта учащихся на основе анализа результатов промежуточной диагностики.
6. Результативный этап предполагает диагностирование уровня эмоционального интеллекта учащихся по истечении срока действия программы, сопоставление психолого-педагогической комиссией конечных результатов с результатами исходного уровня, а также совместную с родителями и детьми оценку степени достижения запланированных целей и приобретенного субъектного опыта. Эта деятельность позволяет установить продуктивность педагогического сопровождения школьников в процессе формирования эмоционального интеллекта.
Итогом данного этапа является получение результата, выраженного в повышении уровня эмоционального интеллекта детей.
Предложенные этапы имеют определенную последовательность, четко структурированы и взаимосвязаны между собой с целью всестороннего учета аспектов комплексной, полноценной и продуктивной деятельности по повышению уровня эмоционального интеллекта школьников, направленной на работу с различными сферами развития личности каждого ребенка. Данная модель представляет собой систему, отображающую проектированные структуру, состав и содержание педагогического сопровождения формирования эмоционального интеллекта учащихся, а также организацию образовательного процесса, обеспечивающего его реализацию.
Педагогическое сопровождение школьников в процессе развития эмоционального интеллекта способствует их физическому, психическому, нравственноценностному и социальному благополучию, развитию культуры общения, эмпа-тийных качеств личности, экспрессивных умений учащихся, конструктивному разрешению проблемных ситуаций, снижению тревожности и страхов, повышению уверенности в себе. Подобное сопровождение дает детям возможность разобраться в природе функционирования сферы чувств людей, стать «эмоционально мудрее», эффективно взаимодействовать с окружающими, реализовывать поставленные задачи, принимать верные решения и успешно ориентироваться в современном мире в дальнейшей жизни.
2011 • ВЕСТНИК ПАГС 129
Библиографический список
1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена. URL: http:// www.epolotsk.com/psy/articles.php?lng=ru&pg=58
2. Bar-On R. The Development of a Concept and Test of Emotional Intelligence: Emotional Quotient Inventory (EQ-i) Technical Manual. Toronto, 1997.
3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. М.; Владимир, 2009.
4. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. URL: creativity.ipras.ru/texts/books/social_IQ/lusin1_Social_IQ.pdf
5. Salovey P., Mayer J.D., Caruso D.R. Emotional Intelligence: Theory, Findings and Implications // Psychological Inquiry. 2004. № 15.
6. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. 2006. № 1 (6).
7. Нгуен Минь Ань. Эмоциональный интеллект, или Новый взгляд на проблему толерантности // Философия образования. 2007. № 1.
8. Андреева И.Н. Возможности развития эмоционального интеллекта в процессе психологического тренинга // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазви-тия: мат-лы 4-й междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2009. Ч. 1.
9. Деревянко С.П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах // Психологический журнал. 2008. № 2.
10. Нгуен Минь Ань. Развитие эмоционального интеллекта // Ребенок в детском саду. 2007. № 5.
11. Новикова Л.М. Эмоциональный интеллект и его развитие у детей. URL: http:// festival. 1 september.ru/articles/211278/
12. Юрасов И.А. О нетрадиционных средствах развития эмоционального интеллекта. URL: http ://www.top-personal.ru/ issue.html? 1717
13. Программа курса «Развитие эмоционального интеллекта у детей начальной школы» для старших дошкольников (5-7 лет) и младших классов (1-4 класс). URL: http://deti.akademiki.biz/ httpdetiakademikibizmetod_eq/
14. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие. М., 2011.
130 2011 • ВЕСТНИК ПАГС