Научная статья на тему 'Эмоциональный интеллект'

Эмоциональный интеллект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
27993
4315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / EMOTIONS / МЫШЛЕНИЕ / THINKING / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / EMOTIONAL SPHERE / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / EMOTIONAL STATES / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / EMOTIONAL DISPLAYS / ИЗМЕРЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / CREATIVE PROCESS / РЕГУЛЯЦИЯ / REGULATION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / COUNSELING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / AND EDUCATIONAL PROGRAMS / MEASURING EMOTIONAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ларина Альмира Тимербаевна

В настоящей статье осуществлен ретроспективный анализ проблемы изучения эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной науке. На основе обзора источников делается вывод о том, что интерес к эмоциональной сфере человека характерен для мыслителей античности, которые уже в тот период дискутировали о соотношении аффективного и рационального в человеке. Автор обосновывает, что воззрения древних философов на природу эмоций оказали значительное влияние на представления ученых последующих эпох. На основе обзора источников по теме исследования сделан вывод о предпосылках появления термина «эмоциональный интеллект» и причинах его быстрого распространения, в том числе и на страницах популярных изданий. Перечислены термины-аналоги, используемые различными авторами, в чьих работах освещаются различные аспекты искомой проблемы. Сделан краткий экскурс в историю изучения проблемы эмоционального интеллекта отечественными исследователями. Автором уточнена сущность эмоционального интеллекта, раскрыто его содержание, представлены наиболее известные определения. Предложено собственное понимание термина как способности личности интерпретировать свои и чужие эмоции, на основе чего организовывать эффективное взаимодействие в социуме. В статье также описан ряд программ, направленных на развитие эмоционального интеллекта у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLECT

The given article contains retrospective analysis of emotional mental capacity issue in foreign and native science. Basing upon sources overview a conclusion is made that emotional sphere of a person has been a matter of interest for ancient philosophers that used to discuss the ratio of affective and rational in the person. The author proves that ancient philosophers’ views significantly affected the views of scientists of later periods. Based on sourced overview on research topic a conclusion is made on preconditions for emerging a term “emotional mental capacity” and reasons for its rapid development, as well as on pages of consumer magazines. There have been enumerated equivalent terms used by different authors whose works disclose different sides of the certain issue. The article contains a summary into the history of emotional mental capacity study by our native researchers. The author specifies the nature of emotional mental capacity discloses its essence and provides the most popular definitions. The author suggests his own understanding of the term as person’s capacity to analyze his or her own and other peoples' emotions and on that basis build up effective social communication. The article also depicts a series of programs meant for kids’ emotional mental capacity development.

Текст научной работы на тему «Эмоциональный интеллект»

УДК 159.9

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

© 2016

Ларина Альмира Тимербаевна, аспирант

Московский городской педагогический университет, Москва (Россия)

Аннотация. В настоящей статье осуществлен ретроспективный анализ проблемы изучения эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной науке. На основе обзора источников делается вывод о том, что интерес к эмоциональной сфере человека характерен для мыслителей античности, которые уже в тот период дискутировали о соотношении аффективного и рационального в человеке. Автор обосновывает, что воззрения древних философов на природу эмоций оказали значительное влияние на представления ученых последующих эпох. На основе обзора источников по теме исследования сделан вывод о предпосылках появления термина «эмоциональный интеллект» и причинах его быстрого распространения, в том числе и на страницах популярных изданий. Перечислены термины-аналоги, используемые различными авторами, в чьих работах освещаются различные аспекты искомой проблемы. Сделан краткий экскурс в историю изучения проблемы эмоционального интеллекта отечественными исследователями. Автором уточнена сущность эмоционального интеллекта, раскрыто его содержание, представлены наиболее известные определения. Предложено собственное понимание термина как способности личности интерпретировать свои и чужие эмоции, на основе чего организовывать эффективное взаимодействие в социуме. В статье также описан ряд программ, направленных на развитие эмоционального интеллекта у детей.

Ключевые слова: эмоции, мышление, эмоциональный интеллект, эмоциональная сфера, эмоциональные состояния, эмоциональные проявления, измерение эмоционального интеллекта, деятельность, творческий процесс, регуляция, мотивация, управление, психологическое консультирование, образовательные программы.

EMOTIONAL INTELLECT

© 2016

Larina Almira Timerbaevna, post-graduate student

Moscow City Pedagogical University, Moscow (Russia)

Abstract. The given article contains retrospective analysis of emotional mental capacity issue in foreign and native science. Basing upon sources overview a conclusion is made that emotional sphere of a person has been a matter of interest for ancient philosophers that used to discuss the ratio of affective and rational in the person. The author proves that ancient philosophers' views significantly affected the views of scientists of later periods. Based on sourced overview on research topic a conclusion is made on preconditions for emerging a term "emotional mental capacity" and reasons for its rapid development, as well as on pages of consumer magazines. There have been enumerated equivalent terms used by different authors whose works disclose different sides of the certain issue. The article contains a summary into the history of emotional mental capacity study by our native researchers. The author specifies the nature of emotional mental capacity discloses its essence and provides the most popular definitions. The author suggests his own understanding of the term as person's capacity to analyze his or her own and other peoples' emotions and on that basis build up effective social communication. The article also depicts a series of programs meant for kids' emotional mental capacity development.

Keywords: emotions , thinking, emotional intelligence , emotional sphere , emotional states , emotional displays , measuring emotional intelligence , the activity , the creative process , regulation , motivation , management, counseling, and educational programs.

Направленный анализ научной литературы по проблеме исследования свидетельствует о том, что в ряде современных теорий эмоция рассматривается как особый вид знаний. Так, в 60-е годы XX века американские психологи С. Шехтер и Дж. Сингер отстаивали позицию, согласно которой познание следует считать компонентом эмоции. Их соотечественник Р. Клиннерт в 80-е годы утверждал, что индивидуум осмысливает происходящие события, в том числе, и с помощью эмоциональной информации, полученной от значимых других.

В 90-е годы Р. Бак, анализируя высказывание немецкого философа Г. Гегеля о рациональности реального, внес уточнения, суть которых такова: все, что реально, также является и эмоциональным. В отечественной науке, в частности, в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, затрагивалась проблема устранения разрыва между мышлением и эмоциональной сферой. Среди исследований последних десятилетий, выполненных в рамках анализируемой темы, можно отметить работы И.Н. Андреевой, Г.Г. Горсковой, Е.Л. Яковлевой и др.

Итак, понимание эмоций в таком ключе дает основание выдвинуть категорию «эмоциональный интеллект» в качестве объекта дальнейшего изучения. Философские предпосылки научных представлений об эмоциональном интеллекте заложены еще в античный период: например, Платон был убежден в том, что в эмоциональной жизни людей обязательно присутствие рациональности; Аристотель настаивал на необходимости держать под особым контролем рассудка негативные эмоции (страх и гнев).

В эпоху Средневековья схоласты придерживались принципа о связи мышления и чувств. Значительное вли-

яние на философские идеи эпохи Просвещения оказали воззрения античных мыслителей: родоначальник рационализма Р. Декарт видел в эмоциях особый тип страстей; шотландский философ Д. Юм допускал влияние эмоций на ту часть мышления, которая связана с самосознанием; нидерландский философ Б. Спиноза считал аффекты мотивами поступков. Один из крупнейших мыслителей XVIII века Ж.-Ж. Руссо размышлял о роли эмоций в образовании: философ доказывал, что обучение будет затруднено, если оно базируется исключительно на логических постулатах, ибо в деле познания человек идет за эмоциями.

В XIX веке на взаимное влияние мышления и эмоций указывал английский натуралист Ч. Дарвин. В начале XX столетия немецкий психолог Г. Майер в книге «Психология эмоционального мышления» предложил классификацию видов мышления: помимо логического, он выделил и эмоциональное; в свою очередь, эмоциональное разграничил на аффективное (религиозное и эстетическое) и волевое. В 40-е годы американский психолог Д. Векслер в публикации «Неинтеллектуальные факторы в общем интеллекте» написал о существовании эмоциональных способностей.

В конце 40-х годов американский исследователь Р. Липер высказал идею об эмоциональном мышлении. В середине 50-х годов американский психолог и когнитивный терапевт А. Эллис в рамках проведения консультирования клиентов предложил обучать их исследованию эмоций с помощью мышления. В 60-е годы в ряде работ по психиатрии появляется понятие «эмоциональный интеллект». Научный интерес к проблеме взаимодействия мышления и эмоций не утих и в последующие десятилетия: в 70-е - 80-е годы в журналах печатают статьи о

АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)

275

Ларина Альмира Тимербаевна психологические

ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ... науки

влиянии настроения на творческий процесс, о влиянии депрессии на характер мышления, об управлении эмоциями.

В 1985 году израильтянин американского происхождения Р. Бар-Он в диссертационном исследовании использовал понятие «эмоциональный коэффициент». Вслед за ним в 1986 году В.Л. Пейн публикует материалы о видах и формах интеллекта, где среди прочих форм упоминает эмоциональный. Введение в научный оборот термина «эмоциональный интеллект» происходит в 1990 году, чему способствуют американские психологи Дж. Мейер и П. Сэловей. Понимание эмоционального интеллекта они связывают со способностью личности отслеживать как свои, так и чужие эмоции для того, чтобы в дальнейшем можно было использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Кроме того, американские исследователи подробно описали методику измерения эмоционального интеллекта.

Примерно с середины 90-х годов искомый термин вышел за рамки исключительно научных публикаций. Популяризации представлений об эмоциональном интеллекте в этот период в немалой мере способствовала книга с одноименным названием, написанная американским психологом и журналистом Д. Гоулманом. Анализируемое понятие он связывал со способностью управлять своими эмоциями, умением мотивировать себя и настойчиво идти к цели, «несмотря на провалы» [1, с. 61]. Д. Гоулман и его последователи неоднократно заявляли, что обладание эмоциональным интеллектом позволяет человеку быть успешным в разных сферах деятельности.

Уточнение сущности эмоционального интеллекта происходит ближе к рубежу тысячелетий и в первые десятилетия нового века, когда появляется обилие публикаций на данную тему. В различных источниках можно увидеть, что наряду с термином «эмоциональный интеллект» используются такие понятия, как эмоциональный потенциал, эмоциональное мышление, эмоциональное сознание, эмоциональная компетентность, эмоциональная чувствительность [2, с. 71].

В отечественной психологии изучение эмоционального интеллекта в основном имело прикладное значение: проблема анализировалась в рамках психологического консультирования, обучения и воспитания, управленческой деятельности и проч.

Об интересе к анализируемому феномену со стороны российских исследователей свидетельствует тот факт, что только по психологии за последние годы лет защищены десятки диссертаций (О.А. Айгунова (2011), Ю.В. Давыдова (2011), Л.Д. Камышникова (2012), Т.С. Киселева (2015), К.С. Кузнецова (2012), Т.В. Манянина (2010), И.Н. Мещерякова (2011), Е.С. Синельникова (2015), И.С. Степанов (2010), Е.А. Хлевная (2012)) и опубликовано несколько сотен статей в реферируемых изданиях [3, с. 103].

Одна из первых работ, изданная в самом конце 90-х годов прошлого века, где было сформулировано определение эмоционального интеллекта, принадлежит Г.Г. Гарсковой. Автор связывает эмоциональный интеллект со способностью понимать личность через эмоциональные проявления, благодаря чему «управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза» [4, с. 25].

В 2001 году санкт-петербургское издательство выпустило учебное пособие Е.П. Ильна «Эмоции и чувства». Проанализировав определения, сформулированные в зарубежных источниках, автор книги предлагает наиболее общую формулировку эмоционального интеллекта: это «эмоционально-интеллектуальная деятельность» [5, с. 243].

В 2004 году издан коллективный труд «Социальный интеллект». Одна из глав работы, написанная Д.В. Люсиным, О.О. Марютиным, А.С. Степановым, посвящена эмоциональному интеллекту. Определение рас-276

крывается следующим образом: это «способность к пониманию своих и чужих эмоций и управление ими» [6, с. 129].

В том же году в Пскове издается учебное пособие «Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся», написанное М.А. Манойловой. Под эмоциональным интеллектом предложено понимать «способность к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого» [7, с. 8].

Определенный интерес представляет монография «Психология эмоционального интеллекта», изданная в 2008 году и написанная А.В. Карповым и А.С. Петровской. В данной работе проанализирована история и осмыслено современное состояние проблемы эмоционального интеллекта, предложены авторские методики для его измерения. В содержание термина «эмоциональный интеллект» вкладывается представление о «способности к осознанию, пониманию эмоций и управлению ими» [8, с. 43].

Значительно обогатило научные представления об эмоциональном интеллекте содержание монографии И.Н. Андреевой «Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии», изданной в 2011 году. В ней рассмотрены модели эмоционального интеллекта, охарактеризована его структура, на основе эмпирического материала доказаны гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта. С точки зрения автора монографии, эмоциональный интеллект есть не что иное, как «совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями» [9, с. 50].

Кроме представленных ранее, также сформулируем еще несколько определений эмоционального интеллекта из работ за последние 4 - 5 лет:

- это «интегральная категория в структуре интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности», которая определяет успешность ее деятельности и взаимоотношений с окружающими [10, с. 11];

- это «интегративное образование, обеспечивающее осознание, понимание и регуляцию собственных эмоций и эмоций окружающих» и позволяющее осуществлять успешное межличностное взаимодействие [11, с. 10];

- это «внутренний эмоциональный ресурс эмоциональной регуляции человека», позволяющий субъекту управлять своим поведением, держать эмоции под контролем в проблемных ситуациях и достигать экономического благополучия [12, с. 7].

Таким образом, несмотря на разницу определений, в наиболее общем виде эмоциональный интеллект мы предлагаем связывать со способностью личности интерпретировать эмоции - свои собственные и других людей, на основе чего организовывать эффективное взаимодействие в социуме.

Содержательная сторона термина дает возможность уточнить сущностные признаки эмоционального интеллекта. К их числу отнесем умение управлять побуждающими к действию эмоциями [1, с. 261], способность понимать эмоции окружающих, эмоциональную осведомленность, умение воздействовать на эмоции других людей, [10, с. 11], способность разграничивать подлинные эмоции и их имитацию, способность определять причины и следствия эмоций [11, с. 81].

Говоря об эмоциональном интеллекте, стоит обратить внимание на то, что среди зарубежных и отечественных исследователей нет единства мнений относительно того, какие преимущества может иметь человек, обладающий таким видом интеллекта. По мысли Д. Гоулмана, такие люди социально активны, а их деятельность продуктивна; они успешны; их жизнь полна событийности; над ними не довлеют тревожные размышления; контактируя с окружающими, они придерживаются этических принципов [1, с. 79]. Те же, у кого эмоциональный интеллект развит в недостаточной мере, подвержены колебанию АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)

настроения, что, в конечном счете, оказывает влияние на продуктивность деятельности [1, с. 64].

По убеждению И.Н. Андреевой, наличие эмоционального интеллекта позволяет личности быть более адаптивной к изменениям в социуме за счет умения контролировать внутренние импульсы [9, с. 42]. Группа американских психологов (С. Андерсон, Дж. В. Киаррочи, Ф.П. Дин), придерживаются убеждения, согласно которому наличие высокоразвитой способности интерпретировать эмоции окружающих, а также повышенная чувствительность к позитивным, а равно и негативным эмоциональным состояниям приводят к депрессиям [14]. Следовательно, в низкой эмоциональной чувствительности есть свои преимущества.

Н.П. Александрова уверена в том, что сам по себе эмоциональный интеллект не является «предсказателем успешности», хотя его наличие может стать тем самым трамплином, который необходим для достижения определенных результатов [2, с. 73]. Исходя из сказанного, очевидно: вне деятельности какие бы то ни было способности становятся невостребованными, а следовательно, «спящими».

Несмотря на существующие разногласия по данной проблеме, авторы большинства исследований, работающих по аналогичной с нами теме, считают, что умение управлять эмоциями является необходимым условием для успешной интеграции в социум. Стало быть, жизненно важно нарабатывать соответствующий навык.

Наиболее оптимальным периодом для развития эмоционального интеллекта является детство, на что указывают материалы исследований М.Н. Андерсон (2013), А.В. Добрина (2014), С.В. Ильиной (2009), А.К. Мазиной (2015), О.А. Ореховой (2007), О.Ю. Пискун (2015), И.Н. Розовой (2015) и др. В этих и иных работах отмечается, что способность распознавать свои чувства и управление ими формирует способ поведения, который приобретает для человека характер потребности. Другими словами, это привычка, и она может стать жизненно определяющей.

Научные исследования, проведенные в странах Европы и США, свидетельствуют об успешности работы в данном направлении [15, с. 75]. По данным исследователя В.К. Загвоздкина, ученики многих школ США изучают науку о том, как самостоятельно справиться с проблемами (self science), в рамках которой они практикуются грамотно разрешать всевозможные ситуации - реагировать на собственный и чужой гнев, жалость, стыд и проч. Занятия организуются в форме ролевых игр, бесед, обсуждений [16, с. 99].

Сходная мысль прослеживается в публикации «Эмоциональный интеллект», написанной нашим соотечественником Д.В. Люсиным совместно с американскими психологами Р.Д. Робертсом, Дж. Мэттьюсом и израильским психологом М. Зайднером. Они приводят пример успешно внедренных на Западе программ, направленных на развитие эмоционального интеллекта у детей школьного возраста. Например, Walberg Zins, Greenberg et al., 2003, Weissberg. По словам авторов публикации, эти и другие программы дали положительные результаты, оказав «благотворное действие на психическое здоровье» детей: среди школьников уменьшилось частота проявления антисоциального поведения, они стали меньше курить и употреблять алкоголь [17, с. 21].

В России также разрабатывают свои образовательные программы. Например, К.В. Адушкиной описана программа по развитию эмоционального интеллекта детей в условиях дополнительного образования [18]; программа А.В. Дегтярёва ориентирована на подростков с отклоняющимся поведением [19]; содержание программы А.О. Куракиной позволяет проводить работу с детьми дошкольного возраста [20]. Данный список, безусловно, не окончательный.

Преимущество подобных программ заключается в том, что развитие эмоционального интеллекта охваты-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)

вает все уровни деятельности человека - планирование взаимодействия, выбор собеседников для общения, характер взаимодействия. Множество программ, разработанных научными коллективами, имеется в свободном доступе (в сети Интернет), что позволяет использовать их возможности для дистанционного образования. Свою известность получили программы, направленные на развитие эмоционального интеллекта учащихся в рамках инклюзивного образования.

Завершая обсуждение темы, отметим, что на современном этапе развития общества эмоциональный интеллект становится важной личностной компетенцией, позволяющей человеку быть контактным, гибким, достаточно свободным в выражении собственного мнения, способным определять приоритеты и выбирать наиболее эффективные способы для достижения цели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с анг. А.П. Исаевой. - М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478 с.

2. Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» / Н.П. Александрова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. -2009. - № 1. - с. 71 - 75.

3. Кишиков Р.В. Эмоциональный интеллект как предиктор коммуникативной компетентности менеджера / Р.В. Кишиков // Актуальные проблемы современной науки. 2013. № 4. - с. 102 - 106.

4. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г.Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.- практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. - с. 25 - 26.

5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства: учеб. пособие для студ. вузов / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.

6. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Ин-т психологии РАН, 2004. - 176 с.

7. Манойлова М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся: учеб. по-соб. для студ. вузов / М.А. Манойлова. - Псков: ПГПИ, 2004. - 140 с.

8. Карпов А.В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография / А.В. Карпов, А.С. Петровская. - Ярославль: ЯрГУ, 2008. -344 с.

9. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография / И.Н. Андреева. - Новополоцк: ПГУ, 2011. - 388 с.

10. Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореферат дисс. ... канд. психол. наук / Ю.В. Давыдова. - М., 2011. - 22 с.

11. Мещерякова И.Н. Развитие эмоционального интеллекта у студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореферат дисс. ... канд. психол. наук / И.Н. Мещерякова. - Курск, 2011. - 27 с.

12. Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: автореферат дисс. ... канд. психол. наук / Т.С. Киселева. - М., 2015. - 26 с.

13. Голубина Ю.Ю. Взаимосвязь между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом / Ю.Ю. Голубина // Педагогика и психология образования. - 2013. - № 1. - с. 80 - 87.

14. Ciarrochi J.V. Emotional intelligence moderates the relationship between stress and mental health / J.V. Ciarrochi, F.P. Dean, S. Anderson // Personality and Individual Differences. - 2002. V. 32. - P. 197 - 209.

15. Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования: коллективная монография / С.П. Дуванова [и др.]; под общ. ред. С.П. Дувановой. -

277

Воронеж: ВГПУ, 2013. - 148 с.

16. Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания / В.К. Загвоздкин // Культурно-историческая психология. -2008. № 2. - с. 97 - 103.

17. Робертс Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р.Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д.В. Люсин // Психология. - 2004. № 4. Т. 1. - с. 3-26.

18. Адушкина А.К. Развитие эмоционального интеллекта подростков в условиях учреждения дополнительного образования средствами музыкальной терапии / А.К. Адушкина // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 9. - с. 47-51.

19. Дегтярёв А.В. Конструирование тренинговых программ по развитию эмоционального интеллекта у подростков с отклоняющимся поведением / А.В. Дегтярёв // Психологическая наука и образование. -2013. - № 3. - с. 244 - 253.

20. Куракина А.О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников / А.О. Куракина // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11(3). - с. 546 - 550.

278

АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.