Научная статья на тему 'Теоретико-методологические подходы к изучению эмоционального интеллекта у осужденных женского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях'

Теоретико-методологические подходы к изучению эмоционального интеллекта у осужденных женского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
501
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / FEMALE CRIME / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / CORRECTIONAL FACILITIES / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLIGENCE / ОСУЖДЕННЫЕ ЖЕНСКОГО ПОЛА / FEMALE CONVICTS / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / SOCIAL INTELLIGENCE / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / EMOTIONAL THINKING / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / EMOTIONAL AND PERSONAL MATURITY / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / LEGAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овсянникова Марина Викторовна

На основе изучения научных публикаций, нормативных источников, ведомственных методических материалов в статье раскрыта актуальность изучения феномена «эмоциональный интеллект» у осужденных женского пола, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, с целью снижения конфликтности и оптимизации межличностного взаимодействия, формирования просоциального поведения, снижения агрессивных проявлений и т. д.; проведен краткий анализ зарубежных и отечественных теорий интеллекта и мышления; рассмотрены различные подходы к периодизации изучения феномена«эмоциональный интеллект», в том числе с раскрытием содержания основных моделей, детерминант, содержания и особенностей генезиса эмоционального интеллекта. С учетом исследований эмоционального интеллекта в юридической психологии обоснована программа по изучению эмоционального интеллекта осужденных женского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях, с применением анкетирования и комплекса психодиагностических методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Овсянникова Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN FEMALE CONVICTS SERVING SENTENCES IN CORRECTIONAL COLONIES

The article on the basis of studying of scientific publications, regulatory sources, departmental teaching materials reveals the relevance of studying the phenomenon of «emotional intelligence» female convicts serving sentences in correctional institutions, with the aim of reducing conflicts and optimizing the interpersonal relations, the formation of prosocial behavior, decrease aggression, etc.;there is done a brief analysis of the foreign and domestic theories of intelligence and thinking, which was the prerequisite for the development of approaches to the study of this phenomenon. The article considers various approaches to the periodization and study of the phenomenon of «emotional intelligence», including the disclosure of the content of the basic models, determinants, contents and peculiarities of the Genesis of emotional intelligence.Given the research of emotional intelligence in the legal psychology program is grounded on the study of emotional intelligence of female convicts serving sentences in correctional colonies, the use of questionnaires and complex psychodiagnostic methods.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические подходы к изучению эмоционального интеллекта у осужденных женского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях»

УДК 159.9.016.2:343.811-055.2

марина викторовна овсянникова,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров

(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНСКОГО ПОЛА, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

Реферат: на основе изучения научных публикаций, нормативных источников, ведомственных методических материалов в статье раскрыта актуальность изучения феномена «эмоциональный интеллект» у осужденных женского пола, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, с целью снижения конфликтности и оптимизации межличностного взаимодействия, формирования просоциального поведения, снижения агрессивных проявлений и т. д.; проведен краткий анализ зарубежных и отечественных теорий интеллекта и мышления; рассмотрены различные подходы к периодизации изучения феномена «эмоциональный интеллект», в том числе с раскрытием содержания основных моделей, детерминант, содержания и особенностей генезиса эмоционального интеллекта. С учетом исследований эмоционального интеллекта в юридической психологии обоснована программа по изучению эмоционального интеллекта осужденных женского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях, с применением анкетирования и комплекса психодиагностических методик.

Ключевые слова: женская преступность, исправительные учреждения, интеллект, осужденные женского пола, социальный интеллект, эмоциональное мышление, эмоционально-личностная зрелость, эмоциональный интеллект, юридическая психология.

Проблема женской преступности для постсоветской России является весьма актуальной. Среди осужденных женского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы в последнее время имеется тенденция роста числа криминогенных личностей, что ведет к ухудшению дисциплинарных показателей среди спецконтингента [3, с. 266-269]. По мнению сотрудников колоний, женщины, отбывающие наказание в местах лишения свободы, считаются более тяжелым контингентом по сравнению с мужчинами. Для них характерны нарушения дисциплины из-за возникновения конфликтных ситуаций межличностного и личностно-группового характера, которые обусловлены необходимостью снятия эмоционального напряжения, вызванного фактом осуждения и нахождения в условиях колонии, высокой впечатлительностью и эмоциональной возбудимостью, низкой стрессоустойчивостью [8, с. 117]. Дополнительные проблемы в колониях возникают из-за роста среди данной категории числа женщин, осужденных за наркопреступления [4, с. 3].

Отечественные юристы к изучению личности преступниц-женщин активно обращались как в дореволюционный (М. Н. Гернет, П. Н. Тарновскаяи др.), так и в советский (В. А. Внукова, Ю. М. Антонян, В. А. Серебрякова и др.) и постсо-

ветский (Т. Н. Волкова, Е. В. Кунц, Е. В. Середа, Е. Р. Чернышева и др.) периоды, обосновывая необходимость поиска эффективных путей воздействия на них в местах лишения свободы с целью исправления и предотвращения рецидива. Учитывая, что из-за роста численности и качественных изменений среди осужденных женщин со стороны руководства ФСИН России актуализирована потребность в использовании современных методов в психологическом сопровождении данной категории спецконтингента, рассмотрим подходы, предложенные психологами.

Пенитенциарными психологами, такими как Т. В. Калашникова, Е. Н. Казакова, О. А. Тоболе-вич, Н. А. Харина и др., у осужденных женщин выявлены специфичные дефекты в мотивационной и волевой сферах личности. Исследования Л. В. Петру-шиной (2007), П. С. Никитина и С. Н. Борисова (2012) свидетельствуют о том, что причиной деструктивного поведения осужденных женского пола в колонии (самоповреждение, агрессивность, конфликтность и т. д.) является неразвитость эмпатии, толерантности, коммуникативных навыков и ряда других характеристик личности, в том числе по причине затруднений просоциальной идентификации и управления собственным эмоциональным состоянием. Особые трудности в контроле осуж-

© Овсянникова М. В., 2016

денными женщинами за проявлением эмоций (импульсивность) обнаружены среди таких их категорий, как лица с невротическими проявлениями и наркозависимостью (М. С. Басенко, 1992; Н. В. Ка-стерина, 2009), а также ВИЧ-инфицированные (Н. А. Польская). В исследовании И. Н. Андреевой (2011) выявлено, что просоциальное и иное позитивное поведение осужденных женщин связано с развитостью эмоционального интеллекта.

Термин «эмоциональный интеллект» только в XXI столетии стал весьма «популярным», прежде всего среди специалистов по ассесменту. Однако изучение отдельных аспектов данного феномена и ранее представляло, интерес для психологической науки. В частности, анализ публикаций свидетельствует о том, что попытки найти элемент, соединяющий когнитивные и эмоциональные процессы, неоднократно предпринимались как зарубежными, так и отечественными учеными.

Дж. Мейер предложил выделять пять этапов в изучении феномена «эмоциональный интеллект»: 1) 1900-1969 гг. - эмоциональная и интеллектуальная сферы активно исследовались, но отдельно друг от друга; 2) 1970-1989 гг. - взаимосвязь эмоциональных и когнитивных процессов стала приоритетным направлением; 3) 1990-1993 гг. - эмоциональный интеллект стал рассматриваться в качестве самостоятельного предмета психологического исследования; 4) 1994-1997 гг. - понятие «эмоциональный интеллект» популяризировано и широко используется общественностью и в науке; 5) 1998 г. - по настоящее время - происходит уточнение объема и многоплановое изучение данного феномена [1, с. 79].

Периодизация, предложенная Дж. Мейером, была уточнена отечественным психологом А. С. Петровской (2008). В соответствии с научными реалиями ей обоснована целесообразность выделения трех крупных исторических этапов:

1-й этап (конец XIX - первая половина XX в.) -исследования велись по направлениям: до 1920 г. -изучение взаимосвязи эмоционального и когнитивного компонента в рамках психологии мышления; с 1920-х гг. - преимущественно в сфере психологии интеллекта; с 1940-х гг. - исследование взаимодействия эмоционального и интеллектуального переходит в область метакогнитивной психологии;

2-й этап (1970-1980-е гг.) - изучение влияния эмоционального процесса на мыслительный;

3-й этап (с 1990-х гг. - по настоящее время) -активное изучение особенностей интеграции эмоциональной и когнитивной сфер психики [9, с. 8].

В зарубежной психологии предпосылкой становления научного понятия «эмоциональный интеллект» явились исследования социального ин-

теллекта (Р. Л. Торндайк, С. Штейн), а также учение о множественном интеллекте X. Гарднера, в рамках которого автором выделены 9 видов интеллекта, условно представляющих собой особые способы взаимодействия с окружающей действительностью.

В отечественной психологии к числу идей, предопределявших постепенный выход на феномен «эмоциональный интеллект», относят прежде всего положение о единстве аффекта и интеллекта, которое обосновывалось в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева. Так, согласно Л. С. Выготскому исследование аффективного компонента в отрыве от интеллектуального является одним из основных узких мест возникающей науки психологии. Автор доказывал важность изучения проявлений взаимосвязи аффекта и интеллекта на всех ступенях развития психики, причем считал важным учитывать специфику и динамичность отношений аффекта и интеллекта в зависимости от определенной ступени развития личности, где конкретной стадии развития мышления соответствует своя ступень в развития аффекта [7, с. 25].

С. Л. Рубинштейн (1973) доказывал, что взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов прослеживается как в эмоциональных, так и в интеллектуальных процессах. При этом на адаптивность личности и адекватное отношение к действительности, по мнению ученого, основное влияние оказывает уровень осознанности эмоциональных переживаний.

А. Н. Леонтьев в рамках деятельностного подхода выдвинул идею о регулятивной функции аффекта в мыслительной деятельности. По его мнению, важным является выделение объективного (осознаваемого значения) и субъективного (личностного смысла). Эмоции призваны сообщать о личностном смысле событий, благодаря чему и происходит процесс регуляции деятельности [6, с. 35].

В исследованиях психолога О. К. Тихомирова было эмпирически выявлено, что мыслительная деятельность сопровождается эмоциональной регуляцией [11, с. 88]. Для обозначения данного явления автор ввел понятие «эмоциональное мышление», которое можно считать, на наш взгляд, отечественным аналогом термина «эмоциональный интеллект».

Анализ публикаций свидетельствует о том, что зарубежными и отечественными учеными обоснован ряд теорий эмоционального интеллекта.

Дж. Мейером, П. Сэловеем и Д. Карузо в 1990 г. была обоснована модель эмоционально-интеллектуальных способностей. В соответствии с ней под эмоциональным интеллектом понимается совокупность измеряемых навыков и способно-

стей, к которым относятся: точность оценки и выражения эмоций (определение эмоций по физическому состоянию, внешнему виду и поведению), использование эмоций в мыслительной деятельности (для улучшения мыслительного процесса с помощью эмоций), понимание эмоций (способность к определению источника эмоций, их классификации, интерпретации), управление эмоциями (умение использовать полученную информацию). При этом исследователи особо подчеркивали, что именно с помощью навыков «понимания эмоций» возможно развитие эмоций [5, с. 8].

Д. Гоулманом (1995) разработана модель эмоциональной компетенции. Она учитывает узловые идеи модели Дж. Мейера и П. Сэловея, но постулирует, что в основе эффективного социального взаимодействия и успешности человека в профессиональной деятельности лежат личностная и социальная компетентность, которые включают в себя элементы эмоционального интеллекта (самоконтроль, социальная чуткость, управление отношениями) [2, с. 337]. Ценность идей данного ученого, на наш взгляд, состоит в том, что в его модели показана важность одновременного развития у человека эмоциональных, когнитивных и личностных характеристик.

Р. Бар-Он (1988 г.) обосновал некогнитивную модель эмоционального интеллекта. Автор ввел понятие «эмоционально-социальный интеллект», в котором объединены личностные и межличностные способности, определяющие поведение человека. Согласно модели Р. Бар-Она эмоциональный интеллект представляет собой совокупность всех некогнитивных способностей, знаний и компетентностей, позволяющих эффективно справляться с затруднительными жизненными ситуациями [10, с. 88].

К. В. Петридес и Э. Фернхем (2000) разработали модель эмоциональной самоэффективности, согласно которой эмоциональный интеллект необходимо рассматривать в двух аспектах: как способность и как черту личности.

В отечественной психологии в последнее десятилетие закономерности и механизмы феномена эмоционального интеллекта были предметом исследований таких ученых, как А. В Карпов, А. С. Петровская, В. В. Овсянникова, Е. П. Ильин, Д. В. Люсин, Д. В. Ушаков, И. В. Плужников, И. Н. Андреева, И. С. Степанов, М. А. Манойлова, О. В. Белоконь, С. П. Деревянко, Т. П. Березовская, Э. Л. Носенко, Ю. В. Давыдова и др. Д. В. Люсин (2000) первым обосновал двухкомпонентную структуру эмоционального интеллекта, а также разработал психодиагностическую методику оценки его уровня. Согласно его модели эмоциональный интеллект следует рассматривать как ряд способностей,

необходимых для понимания своих и чужих эмоций и управления ими.

В исследованиях И. Н. Андреевой (2003) выявлено, что уровень развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте взаимосвязан с индивидуальными проявлениями самоактуализации. В работах О. В. Белоконь (2008) эмоциональный интеллект рассматривается с точки зрения его влияния на лидерские качества. М. А. Манойлова (2004), изучая эмоциональный интеллект у педагогов, пришла к выводу о том, что эмоциональный интеллект является фактором, влияющим на продуктивность деятельности, развитость социального взаимодействия и личностное развитие.

Э. Л. Носенко и Н. В. Ковриги (2003) среди основных функций эмоционального интеллекта выделили следующие: адаптивная, стрессозащитная и формирование психологического благополучия. По результатам исследований авторами было доказано, что развитый эмоциональный интеллект характеризуется высоким уровнем самоконтроля, самооценки, интернальным локус-контролем, общей адекватностью поведения.

И. В. Плужниковым (2010) была разработана клинико-психологическая модель эмоционального интеллекта, в рамках которой изучаемый феномен понимается как иерархически организованные способности восприятия, понимания и регуляции эмоциональных состояний, способствующие успешности профессиональной, коммуникативной и эмоциональной сфер жизнедеятельности.

Анализ исследований ученых свидетельствует о том, что принципиальное значение имеет валид-ность инструментария измерения эмоционального интеллекта. Так, если говорить об эмоциональном интеллекте как о способности, то подразумевается анализ эмоциональной предрасположенности, для измерения которой необходимо применять тестовые методики. При измерении эмоционального интеллекта как черты (устойчивость поведения) будут использоваться опросники.

В юридической психологии исследования по проблематике эмоционального интеллекта стали проводиться лишь в последние годы, причем изучались в основном особенности эмоционального интеллекта у осужденных мужского пола (В. Г. Печерский, Н. В. Максименко, Д. Е. Иванов, 2010; Н. А. Польская, 2013; Л. Н. Панькова, 2015 и др.) и у сотрудников правоохранительных органов (А. М. Николюкина, А. Н. Баламут, 2014; Е. В. Погадаева, 2014; А. С. Оси-пова, С. Н. Федотов, 2015 и др.). Проведенное М. В. Минстер изучение психофизиологических особенностей женщин, осужденных к лишению свободы, свидетельствует о специфике их эмоциональной саморегуляции при нахождении в исправительном учреждении [8, с. 117].

Учитывая, что на монографическом уровне изучение феномена эмоционального интеллекта у осужденных женского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях, до сих пор не проводилось, актуальным является расширение знаний о закономерностях его проявлений у данной категории, создание классификации осужденных женского пола по уровню эмоционально-личностной зрелости, обоснование и внедрение в практическую деятельность сотрудников исправительных колоний рекомендаций по оптимизации психологического сопровождения осужденных женского пола с учетом уровня их эмоционального интеллекта.

Нами обоснована комплексная программа исследования эмоционального интеллекта осужденных женского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях, с применением экспертного опроса, анкетирования и комплекса психодиагностических методик: тесты эмоционального интеллекта Н. Холла (EIS) и «Эмоциональный интеллект» Д. В. Люсина (ЭмИН), опросники 16-PF Кэттела, «Индекс жизненного стиля»

Р. Плутчика, Г. Киллермана, Г. Конте (LSI), «Методика изучения смысложизненных ориентаций» Дж. Крамбо, Л. Махолика (СЖО), «Опросник способов совладания» Р. Лазаруса (WCQ) и «Обзор нормативных ценностей» Ш. Шварца (VPP). В качестве экспертов планируется опросить сотрудников исправительных учреждений, непосредственно взаимодействующих с данной категорией осужденных.

На основе полученных результатов планируется проведение эксперимента по повышению эмоционально-личностной зрелости у осужденных женского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях. Эксперимент будет проводиться в ряде исправительных учреждений, где содержатся осужденные женщины (УФСИН России по Московской и Орловской областям). Оценка эффективности эксперимента будет осуществляться на основе комплекса психодиагностических методик и самоотчетов осужденных, экспертной оценки и поведенческих изменений (дисциплина, межличностные конфликты и др.).

Список литературы

1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М., 2008. 478 с.

3. Касимова Э. Р. Криминологическая типология личности осужденных женщин, совершающих насильственные преступления в исправительных колониях // Юридическая наука и практика. 2015. № 1 (29). С. 266-269.

4. Киркина Н. В. Особенности личности женщины-наркопреступницы и воздействия на нее : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2016. 29 с.

5. Лемберг Б. Эмоциональный интеллект: как разум общается с чувствами. СПб., 2013. 140 с.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 304 с.

7. Люсин Д. В. Способность к пониманию эмоций: психометрический и когнитивный аспекты // Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен : материалы Междунар. конф. / под ред. Г. А. Емельянова. М., 2000. С. 23-25.

8. Минстер М. В. Психофизиологические особенности женщин, осужденных к лишению свободы // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319. С. 117-119.

9. Петровская А. С., Карпов А. В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика. Ярославль, 2008. 349 с.

10. Практический интеллект / Р. Дж. Стенберг [и др.]. СПб., 2002. 272 с.

11. Тихомиров О. К. Психология мышления. M., 1984. 272 с.

щUmarina victorovna ovsjannikova,

adjunct, scientific and pedagogical staff training department

(Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN FEMALE CONVICTS SERVING SENTENCES

IN CORRECTIONAL COLONIES

Abstract: the article on the basis of studying of scientific publications, regulatory sources, departmental teaching materials reveals the relevance of studying the phenomenon of «emotional intelligence» female con-

© Ovsjannikova M. V., 2016

victs serving sentences in correctional institutions, with the aim of reducing conflicts and optimizing the interpersonal relations, the formation of prosocial behavior, decrease aggression, etc.;there is done a brief analysis of the foreign and domestic theories of intelligence and thinking, which was the prerequisite for the development of approaches to the study of this phenomenon. The article considers various approaches to the periodiza-tion and study of the phenomenon of «emotional intelligence», including the disclosure of the content of the basic models, determinants, contents and peculiarities of the Genesis of emotional intelligence.Given the research of emotional intelligence in the legal psychology program is grounded on the study of emotional intelligence of female convicts serving sentences in correctional colonies, the use of questionnaires and complex psychodiagnostic methods.

Key words: female crime, correctional facilities, intelligence, female convicts, social intelligence, emotional thinking, emotional and personal maturity, emotional intelligence, legal psychology.

References

1. Andreeva I. N. Emocional'nyj intellekt: issledovaniya fenomena [Emotional intelligence: research of a phenomenon]. Voprosy psihologii - Questions of psychology, 2006, no. 3, pp. 78-86.

2. Goulman D. Emocional'nyj intellect [Emotional intelligence]. Moscow, 2008. 478 p.

3. Kasimova Eh. R. Kriminologicheskaya tipologiya lichnosti osuzhdennyh zhenshchin, sovershayushchih nasil'stvennye prestupleniya v ispravitel'nyh koloniyah [Criminological typology of the personality of women offenders who commit violent crimes in penal colonies]. YUridicheskaya nauka i praktika - Legal science and practice, 2015, no. 1 (29), pp. 266-269.

4. Kirkina N. V. Osobennosti lichnosti zhenshchiny-narkoprestupnicy i vozdejstviya na nee. Avtoref dis. kand. jurid. nauk [Personality characteristics of women narcoplepsy and influence. Cand. legal sci. diss. abstract]. Saratov, 2016. 29 p.

5. Lemberg B. Emocional'nyj intellekt: kak razum obshchaetsya s chuvstvami [Emotional intelligence: how the mind communicates with feelings]. St. Petersburg, 2013. 140 p.

6. Leont'ev A. N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost' [Activity, consciousness, personality]. Moscow, 1975. 304 p.

7. Lyusin D. V. Sposobnost' k ponimaniyu ehmocij: psihometricheskij i kognitivnyj aspekty [The ability to understand emotion: psychometric and cognitive aspects]. Social'noe poznanie v ehpohu bystryh politicheskih i ehkonomicheskih peremen [Social cognition in an era of rapid political and economic change]. Under the editorship of G. A. Emel'yanova. Moscow, 2000, pp. 25-35.

8. Minster M. V. Psihofiziologicheskie osobennosti zhenshchin, osuzhdennyh k lisheniyu svobody [Psychophysiological characteristics of women sentenced to deprivation of liberty]. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta - Vestnik of Tomsk state university, 2009, no. 319, pp. 117-119.

9. Petrovskaya A. S., Karpov A. V. Psihologiya ehmocional'nogo intellekta: teoriya, diagnostika, praktika [The psychology of emotional intelligence: theory, diagnosis, practice]. Yaroslavl, 2008. 349 p.

10. Prakticheskij intellect [Practical intelligence]. R. Dzh. Stenberg and others. St. Petersburg, 2002. 272 p.

11. Tihomirov O.K. Psihologiya myshleniya [Psychology of thinking]. Moscow, 1984. 272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.