УДК 159.942:343.819.2
Овсянникова Марина Викторовна
Академия ФСИН России, г. Рязань [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В статье представлен анализ изучения личности осужденных женского пола в исследованиях зарубежных и отечественных авторов. Выявлены особенности эмоционально-волевой сферы осужденных женщин, с целью разработки программы обследования эмоционального интеллекта осужденных женского пола, находящихся на разных этапах отбывания наказания в исправительной колонии.
Ключевые слова: осужденные женщины, эмоциональная сфера осужденных, эмоциональный интеллект, исправительная колония, личность осужденных женщин, деструктивное поведение, межличностное взаимодействие.
В России в последнее десятилетие наблюдается тенденция роста количества осужденных женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а среди них лиц с высокой криминогенностью, с акцентуациями характера, психологической зависимостью (алкогольная, наркотическая и пр.), а также с различными аномалиями личности, не исключающими вменяемости. В связи с этим, в исправительных колониях повышается количество дисциплинарных нарушений среди осужденных женского пола, связанных с конфликтными ситуациями межличностного и личностно-группового характера, неадекватной реакцией на требования администрации.
Исследования зарубежных и отечественных ученых свидетельствуют, что женщины, отбывающие наказание в местах лишения свободы, являются более сложным пенитенциарным контингентом, по сравнению с мужчинами. Условия изоляции негативно сказываются на психическом состоянии любого человека: вырастают тревожность, возбудимость, эмоциональная неустойчивость, поведение становится непредсказуемым. Женщины более подвержены негативному влиянию изоляции в силу эмоционально-волевой специфики личности.
Вопрос женской преступности был актуализирован во второй половине XIX века зарубежными криминологами (Э. Ферри, 1809; Ч. Ломброзо 1897 и др.). В исследованиях этого периода отмечается чрезмерная жестокость, упорство, низкая чувствительность, безнравственность присущие женщинам совершившим преступление. Г. Тард утверждал, что женщины физиологически не предрасположены к антисоциальному поведению, т.к. они более сердечны и привязаны к семье, традициям, национальным обычаям, религии. Однако под влиянием деформированных отношений в обществе они приобретают черты и навыки способные привести к преступлению [14].
Отечественными юристами проблематика причин женской преступности освещалась как в дореволюционный (И.Я. Фойницкий, 1893; М.Н. Гернет, 1928; В.А. Внуков, 1928; П.Н. Тар-новская, 1902; и др.), так и в советский (В.А. Серебрякова, 1979; Е.В.Середа, 1985; и др.) и постсоветский (Ю.М. Антонян, 1992; Т.Н. Волкова,
2001; М.В. Минстер, 2009; Е.В. Кунц, 2012; и др.) периоды.
В конце XIX начале XX века И.Я. Фойницкий, исследуя женскую преступность, отмечал лукавство, осторожность и хладнокровность присущие женщинам, вызванные отсутствием возможности применять физическую силу [16]. В.А. Внуков сделал вывод, что убийства совершаемые женщинами являются следствием стенической реакции, которая характеризуется высокой напряженностью, нарастанием взрывчатости характера и является защитной реакцией [3].
Наиболее крупное исследование, посвященное изучению личности женщин, совершивших убийство, было проведено отечественным ученым П.Н. Тарновской. Рассматривая биологические предпосылки личности женщины, как детерминанты совершения преступления, П.Н. Тарновская приходит к выводу о физических и психических различиях между преступницами и непреступницами. Существенную роль в совершении преступления играют наследственные предпосылки, выражающиеся в различной степени психической неуравновешенности. С учетом интеллектуальной и нравственной сферы личности женщин-преступниц П.Н. Тарновская выделила две группы: первая характеризуется «страстными порывами», импульсивностью, неуравновешенностью в момент совершения преступления; преступницам второй группы присущи «притупленное восприятие нравственных начал», низкий уровень интеллекта, к преступлениям их приводят неадекватные реакции на бытовые ситуации [15, с. 97-98].
В 70-х годах изучением личностных особенностей женщин-преступниц занимались В.А. Серебрякова, Е.В. Середа. В исследовании В.А. Серебряковой отмечается высокая эмоциональность, эгоизм, инертность, враждебность к окружающим, отсутствие критической оценки своего поведения характерные для осужденных женщин [12].
Е.В. Середа, среди эмоциональных особенностей личности осужденных за насильственные преступления, называет: аффективную напряженность (вызванную социальной дезадаптацией), приводящую к импульсивному поведению, вспыльчивости, несдержанности, необдуманным поступкам
54
Вестник КГУ ^ 2017
© Овсянникова М.В., 2017
Изучение эмоциональной сферы личности осужденных женщин: история и современность
и агрессивным действиям, направленным на других осужденных, чрезмерную эмоциональность. Осужденные женщины склонны действовать под влиянием сиюминутных эмоций, при недостаточном осмыслении ситуации. Помимо этого, для них характерен эгоизм, завышенная самооценка, стремление к самоутверждению [13].
Ю.М. Антонян отметил повышенную тревожность и чувство страха, присущие женщинам, которые в свою очередь приводят к крайне острой реакции на угрозы (жизни или социальному статусу), мнимые и действительные обиды. Как и для любой женщины, преступницам присуща демонстративность, однако при этом у них наблюдается потеря контроля за ним. У насильственных преступниц повышена активность, возбудимость, что в сочетании с импульсивностью определяет специфику их противоправного поведения. Для них характерен высокий уровень эмоциональности, упрямство, отсутствие чувства вины и раскаяния [2, с. 61-62].
Т.Н. Волкова отмечает отсутствие высших эмоционально-нравственных чувств и ценностных установок, способности к сопереживанию, состраданию, любви, жалости у осужденных женского пола. Вместе с тем для них характерен эгоцентризм, инфантильное отношение к общечеловеческим ценностям. Т.Н. Волкова указывает на возрастающее количество осужденных страдающих психическими расстройствами не врожденного характера, что связано с эмоциональной и психической дезадаптацией женщин. Помимо этого, эмоционально-чувственный аспект оказывает решающее значение в мотивации совершаемых женщинами преступлений [4, с. 75].
М.В. Минстерк особенностям эмоциональной сферы личности осужденных женского пола отнесла нарушения стратегий поведения, направленные на снижение или снятие эмоционального напряжения, вызванного фактом осуждения, высокую впечатлительность, эмоциональную возбудимость и низкую стрессоустойчивость [8, с. 118]. Перечисленные характеристики, по мнению автора, способствуют совершению женщинами нарушений дисциплины и возникновению конфликтных ситуаций в условиях исправительной колонии.
Осужденные женщины острее, чем мужчины, воспринимают сам факт изоляции от общества. Е.В. Кунц (2012 г.) отмечает, что женщины чаще страдают нервно-психическими срывами и более подвержены стрессу, чем мужчины. Они более эмоциональны, возбудимы, раздражительны, восприимчивы к отрицательному влиянию ближайшего окружения.
Изучением особенностей психологической работы с осуждёнными женского пола занимались Е.Н. Казакова (1999), С.Ю. Шакурина (2003), Ф.С. Мусин (2006), О.А. Тоболевич (2008), Н.В. Кастерина (2009), С.В. Котова (2010), О.С.Кирсанова (2011), А.В. Ильин (2015) и др.
Е.Н. Казакова указывает, что женщины ориентированы на эмоциональное восприятие реальности. В силу природной эмоциональности они склонны к проявлению подсознательной агрессии, поэтому активно воплощают в жизнь ранее наблюдаемые модели агрессивного поведения и в условиях изоляции [6, с. 84-91]. С.Ю. Шакурина (2003 г.) доказала влияние пребывания в местах лишения свободы на развитие и формирование социального и психологического инфантилизма у осужденных женщин.
Ф.С. Мусин изучал индивидуально-психологические особенности адаптации осужденных женского и мужского пола к условиям лишения свободы. Женщины чаще проявляют агрессию, как средство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энергии. Для женщин характерны сверхценные аффективные образования, комплексы более типичны в механизме стенической реакции (возбуждение). Им присущи истерические черты, раздражительность, нетерпеливость, упрямство и злопамятность, которые развиваются еще в детстве [9, с. 102]. У осужденных женщин проявляются такие акцентуации характера, как: истероидная, эпилептоидная, сензетивная, циклоидная и эмоционально-лабильная [8, с. 105].
В исследовании гендерной самоидентификации осужденных О.А. Тоболевич (2008) выявила, что осужденные женщины склонны к сдерживанию эмоциональных проявлений в местах лишения свободы, что приводит к сверхконтролю и эмоциональному напряжению.
Н.В. Кастерина (2009) отметила недостаточную адаптивность, отчужденность, импульсивность и агрессивность характерные для лиц совершивших уголовное преступление. Осужденные женщины, как правило, занимают пассивную жизненную позицию, объясняя все происходящее в жизни удачливостью, везением, фаталистичностью, однако при этом являются весьма непредсказуемыми в своем поведении.
С.В. Котова выявила склонность осужденных женского пола к психологическим защитам и манипуляциям; конформизм, коммуникативную агрессию, демонстративность, враждебность. При этом, деструктивные изменения личности женщин-преступниц сопровождаются возникновением ригидности, спонтанности, эмотивности. С.В. Котова на основе анализа индивидуальных проявлений в межличностных интеракциях выделила психологические типы: 1) «сензитивный тип» с высоким уровнем контроля; 2) «спонтанно-эмотивный тип» с чертами доминантности и демонстративности; 3) «ригидный тип» с выраженным стремлением к власти; 4) «эмотивный тип» личности, ищущий признание; 5) «сензитивный» с низким самоконтролем [7, с. 19].
Среди факторов, определяющих криминальную мотивацию осужденных женщин, О.С. Кирсано-
Педагогика. Психология. Социокинетика № 2
55
ва (2011) выделила: эмоциональную мотивацион-ную направленность и отрицательную нравственную ориентацию.
А.В. Ильин, основываясь на исследованиях пси-холого-акмеологической готовности у осужденных женщин, пришел к выводу, что осужденные женщины характеризуются замкнутостью, безучастностью к проблемам окружающих, проявляют излишнюю строгость в оценке других людей. У них проявляется некоторая пессимистичность в восприятии действительности, беспокойство о будущем. Внешне они демонстрируют самоуверенность, практичность взглядов и эмоциональную нечуткость, доходящую до цинизма. Осужденные женщины, как правило, испытывают серьезные трудности в ситуациях, требующих самостоятельности и легко поддаются чужому влиянию, в том числе дурному [5].
В России на монографическом уровне преимущественно исследовались особенности эмоциональной сферы несовершеннолетних осужденных женского пола. При этом предметом исследования выступали конкретные особенности эмоциональной сферы личности - эмпатия, толерантность, самоконтроль.
Н.А. Харина (2001) выявила, что уровень саморегуляции несовершеннолетних осужденных женского пола менее развит, чем у правопослушных девочек. Автор отмечает, что осужденные девушки не способны осуществлять волевую саморегуляцию своих действий и поведения даже при наличии социально одобряемых целей и ценностей.
Эмпатические способности несовершеннолетних осужденных женского пола изучала Л.В. Пет-рушина. Автором были выделены три группы в зависимости от уровня эмпатии. Группа с низким уровнем сформированности эмпатии характеризуются недоверием к своим впечатлениям об окружающих, сложностью в прогнозировании отношений между людьми. Они с иронией относятся к сентиментальным проявлениям и болезненно переносят критику в свой адрес [11, с. 179].
М.М. Калашникова (2012) выявила, что для несовершеннолетних осужденных женского пола характерны неумение сдерживать, контролировать возникающие отрицательные эмоции, раздражительность, невыдержанность, капризность, в результате они не в состоянии полноценно руководить своими действиями.
Анализ исследований особенностей эмоциональной сферы личности осужденных женского пола свидетельствует о недостаточной развитости у них эмпатии, толерантности, самоконтроля. В местах лишения свободы для них характерны: неадекватная самооценка, импульсивность, конфликтность, вспыльчивость, что приводит к деструктивному поведению.
В тоже время в ряде исследований обнаружено, что благодаря развитости эмоционального интел-
лекта люди и в экстремальных условиях способны демонстрировать конструктивное межличностное взаимодействие и взаимоподдержку. Эмоциональный интеллект взаимосвязан с дружелюбностью, сознательностью, нейротизмом, открытостью, самоуважением, самооценкой. Личность с высоким уровнем эмоционального интеллекта рассматривается как более мудрая, и успешная в сравнении с личностью с низким уровнем эмоционального интеллекта [1, с. 111].
Учитывая актуальность изучения роли интегральных характеристик личности осужденных женщин, и отсутствие в практике пенитенциарных психологов современного инструментария для оценки развитости эмоционального интеллекта у осужденных женского пола, был проведен расширенный методолого-теоретический анализ подходов в истории разработки конструкта «эмоциональный интеллект» и разработанных учеными методик его изучения [10]. Обоснован выбор конкретного инструментария и его включения в программу обследования осужденных женского пола, находящихся на разных этапах отбывания наказания в исправительной колонии.
Библиографический список
1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. - СПб., 2012. - 287 с.
2. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. - М.: Российское право, 1992. - 253 с.
3. Внуков В.А. Женщины-убийцы // Убийства и убийцы. - М.: Изд-во Мосздравотдела, 1928. -С. 191-248.
4. Волкова Т.Н. Криминологические и правовые проблемы женской преступности в современной России: дис. ... д-ра юрид. наук. - Рязань, 2001. - 312 с.
5. Ильин А.В. Параметрическая структура пси-холого-акмеологической готовности осужденных женщин к освобождению из мест лишения свободы: дис. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2015. - 334 с.
6. Казакова Е.Н. Психологические аспекты изучения мотивации агрессивного поведения женщин, осужденных к лишению свободы: дис. ... канд. психол. наук. - Рязань, 1999. - 247 с.
7. Котова С.В. Деформации межличностных интеракций женщин в условиях пенитенциарного учреждения: дис. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2010. - 237 с.
8. Минстер М.В. Психофизиологические особенности женщин, осужденных к лишению свободы // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 319. - С. 117-119.
9. Мусин Ф.С. Индивидуально-психологические особенности адаптации осужденных женского и мужского пола к условиям лишения свободы: дис. ... канд. псих наук. - Казань, 2006. - 256 с.
10. Овсянникова М.В. Теоретико-методологические подходы к изучению эмоционального интел-
56
Вестник КГУ _J 2017
Типологии и стратегии самореализации студенческой молодёжи в конструктивно-деструктивном контексте
лекта у осужденных женского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях // Человек преступление и наказание. - Рязань, 2016 г. -№ 4(95) - С. 155-159.
11. Петрушина Л.В. Психология эмпатии несовершеннолетних осужденных женского пола: дис. ... канд. психол. наук. - Рязань, 2007. - 249 с.
12. Серебрякова В.А. Криминологическая характеристика женщин-преступниц // Вопросы борьбы с преступностью. - М., 1971. - С. 35-36.
13. Середа Е.В. Личность женщин, впервые
осужденных за тяжкие насильственные преступления, и их исправление перевоспитание в ИТК: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1983. - 20 с.
14. Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы. -М.: ИНФРА-М, 2004. - 397 с.
15. Тарновская П.Н. Женщины-убийцы. - СПб.: Т-во худож. печати, 1902. - 512 с.
16. Фойницкий И.Я.Женщина-преступни-ца // Северный Вестник. - СПб., 1893. - № 2-3. -С. 127-138.
УДК 159. 95
Фетискин Николай Петрович
доктор психологических наук, профессор Костромской государственный университет
Гусманов Марат Жагпарович
г. Астана, Казахстан [email protected]
ТИПОЛОГИИ И СТРАТЕГИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В КОНСТРУКТИВНО-ДЕСТРУКТИВНОМ КОНТЕКСТЕ*
В статье обобщены типологии студентов, разработанные отечественными авторами, специализирующихся в области социологии, педагогики и психологии высшей школы. Приведены различные основания, для дифференциации студенческих типов. Среди них выделены ряд критериев, связанных с отношением студентов кучебно-профес-сиональной деятельности, склонностью к отраслевым наукам, уровнем успеваемости, условиями обучения, уровнем профессиональной идентичности, самопрогноза и др. Особый акцент сделан на типе «обычный студент». Дано обоснование для выделения этого студенческого типа. Приведены его базовые отличительные особенности, сравнительные жизненные и учебно-деятельностные стратегии.
Ключевые слова: типологии студентов, критерии типологизации, соотношение учебной и профессиональной деятельности, ориентации студентов, стратегии самореализации, обычный студент, широта диапазона направленности, учебно-деятельностные стратегии.
Динамичность происходящих преобразований в Российском обществе и образовании существенно отражаются не толь-остных ориентациях, но и на изменении жизненных стратегий и самореализации современного студенчества. В этой связи особый интерес представляет изучение типологии современного студенчества в контексте их стратегий жизни и самореализации. Однако, несмотря на актуальность, данной проблемы многие её аспекты остаются малоизученными, базирующихся до сих пор на типологизации студентов, созданной еще в 80-х годах ХХ века. Подтверждением сказанного служит то, что большинство отечественных исследователей в данной области [1; 4; 6] до сих пор руководствуются идеями В.Т. Лисовского [2] о типологии студентов, созданной на основании их отношения к профессии, учебе, науке, культуре, общественной работе и коллективу [2, с. 86-97]. Следуя этой логике, в психологии высшей школы выделены различные типы студентов, ориентированные на: овладение знаниями, как способа познания избранной профессии; приобретение знаний во всех сферах учебной деятельности; овладение профессией; избирательный интерес к изучаемым предметам; фор-
мальное отношение к учебно-профессиональной деятельности. Последнюю группу студентов автор относил к группе лодырей, лентяев [2]. Основываясь на этой концепции типологизации студентов, современные авторы придерживаются дифференциации студентов на ряд таких узких и оценочных типов, как, например: гармоничный, профессионал, академик, общественник, любитель искусства, старательный, середняк, разочарованный, лентяй, богемный [4, с. 437-438; 6, с. 332-334].
Вместе с тем, нельзя не отметить и попытки некоторых авторов типологизировать студентов и по более широким критериям, связанных например, с принадлежностью к изучаемым наукам: «Гуманитарии» - это специалисты, живущие «в мире слов», характеризующиеся «вербальным интеллектом, широтой познавательных интересов, владением языком, высокоразвитым абстрактным мышлением» [6, с. 328]; «Естественники» обладают такими особенностями, как, например: «высокоразвитое логическое и абстрактное мышление, способность быстро и активно сосредотачиваться на интересующем объекте, полностью отвлекаясь от всего остального, наличие высокой степени концентрации внимания, безупречная строгость и ло-
* Исследование осуществлено при финансовой поддержке РФФИ № 15-06-10868.
© Фетискин Н.П., Гусманов М.Ж., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2
57