Научная статья на тему 'Изучение эмоциональной сферы личности осужденных женщин: история и современность'

Изучение эмоциональной сферы личности осужденных женщин: история и современность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1091
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ОСУЖДЕННЫХ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / ЛИЧНОСТЬ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН / ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CONVICTED WOMEN / EMOTIONAL SPHERE CONVICTED / EMOTIONAL INTELLIGENCE / PENAL COLONY / PERSONALITY OF THE CONVICTED WOMEN / DESTRUCTIVE BEHAVIOUR / INTERPERSONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овсянникова Марина Викторовна

В статье представлен анализ изучения личности осужденных женского пола в исследованиях зарубежных и отечественных авторов. Выявлены особенности эмоционально-волевой сферы осужденных женщин, с целью разработки программы обследования эмоционального интеллекта осужденных женского пола, находящихся на разных этапах отбывания наказания в исправительной колонии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Овсянникова Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the emotional sphere of female offenders: history and modernity

The article presents an analysis of information about female convicts in studies of foreign and Russian authors. The peculiarities of the emotional and strong-willed sphere of convicted women are revealed, with the purpose of developing the technology of emotional intelligence of the convicted female, at different stages of serving punishment in the correctional colony.

Текст научной работы на тему «Изучение эмоциональной сферы личности осужденных женщин: история и современность»

УДК 159.942:343.819.2

Овсянникова Марина Викторовна

Академия ФСИН России, г. Рязань malyva7@rambler.ru

ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье представлен анализ изучения личности осужденных женского пола в исследованиях зарубежных и отечественных авторов. Выявлены особенности эмоционально-волевой сферы осужденных женщин, с целью разработки программы обследования эмоционального интеллекта осужденных женского пола, находящихся на разных этапах отбывания наказания в исправительной колонии.

Ключевые слова: осужденные женщины, эмоциональная сфера осужденных, эмоциональный интеллект, исправительная колония, личность осужденных женщин, деструктивное поведение, межличностное взаимодействие.

В России в последнее десятилетие наблюдается тенденция роста количества осужденных женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а среди них лиц с высокой криминогенностью, с акцентуациями характера, психологической зависимостью (алкогольная, наркотическая и пр.), а также с различными аномалиями личности, не исключающими вменяемости. В связи с этим, в исправительных колониях повышается количество дисциплинарных нарушений среди осужденных женского пола, связанных с конфликтными ситуациями межличностного и личностно-группового характера, неадекватной реакцией на требования администрации.

Исследования зарубежных и отечественных ученых свидетельствуют, что женщины, отбывающие наказание в местах лишения свободы, являются более сложным пенитенциарным контингентом, по сравнению с мужчинами. Условия изоляции негативно сказываются на психическом состоянии любого человека: вырастают тревожность, возбудимость, эмоциональная неустойчивость, поведение становится непредсказуемым. Женщины более подвержены негативному влиянию изоляции в силу эмоционально-волевой специфики личности.

Вопрос женской преступности был актуализирован во второй половине XIX века зарубежными криминологами (Э. Ферри, 1809; Ч. Ломброзо 1897 и др.). В исследованиях этого периода отмечается чрезмерная жестокость, упорство, низкая чувствительность, безнравственность присущие женщинам совершившим преступление. Г. Тард утверждал, что женщины физиологически не предрасположены к антисоциальному поведению, т.к. они более сердечны и привязаны к семье, традициям, национальным обычаям, религии. Однако под влиянием деформированных отношений в обществе они приобретают черты и навыки способные привести к преступлению [14].

Отечественными юристами проблематика причин женской преступности освещалась как в дореволюционный (И.Я. Фойницкий, 1893; М.Н. Гернет, 1928; В.А. Внуков, 1928; П.Н. Тар-новская, 1902; и др.), так и в советский (В.А. Серебрякова, 1979; Е.В.Середа, 1985; и др.) и постсоветский (Ю.М. Антонян, 1992; Т.Н. Волкова,

2001; М.В. Минстер, 2009; Е.В. Кунц, 2012; и др.) периоды.

В конце XIX начале XX века И.Я. Фойницкий, исследуя женскую преступность, отмечал лукавство, осторожность и хладнокровность присущие женщинам, вызванные отсутствием возможности применять физическую силу [16]. В.А. Внуков сделал вывод, что убийства совершаемые женщинами являются следствием стенической реакции, которая характеризуется высокой напряженностью, нарастанием взрывчатости характера и является защитной реакцией [3].

Наиболее крупное исследование, посвященное изучению личности женщин, совершивших убийство, было проведено отечественным ученым П.Н. Тарновской. Рассматривая биологические предпосылки личности женщины, как детерминанты совершения преступления, П.Н. Тарновская приходит к выводу о физических и психических различиях между преступницами и непреступницами. Существенную роль в совершении преступления играют наследственные предпосылки, выражающиеся в различной степени психической неуравновешенности. С учетом интеллектуальной и нравственной сферы личности женщин-преступниц П.Н. Тарновская выделила две группы: первая характеризуется «страстными порывами», импульсивностью, неуравновешенностью в момент совершения преступления; преступницам второй группы присущи «притупленное восприятие нравственных начал», низкий уровень интеллекта, к преступлениям их приводят неадекватные реакции на бытовые ситуации [15, с. 97-98].

В 70-х годах изучением личностных особенностей женщин-преступниц занимались В.А. Серебрякова, Е.В. Середа. В исследовании В.А. Серебряковой отмечается высокая эмоциональность, эгоизм, инертность, враждебность к окружающим, отсутствие критической оценки своего поведения характерные для осужденных женщин [12].

Е.В. Середа, среди эмоциональных особенностей личности осужденных за насильственные преступления, называет: аффективную напряженность (вызванную социальной дезадаптацией), приводящую к импульсивному поведению, вспыльчивости, несдержанности, необдуманным поступкам

54

Вестник КГУ ^ 2017

© Овсянникова М.В., 2017

Изучение эмоциональной сферы личности осужденных женщин: история и современность

и агрессивным действиям, направленным на других осужденных, чрезмерную эмоциональность. Осужденные женщины склонны действовать под влиянием сиюминутных эмоций, при недостаточном осмыслении ситуации. Помимо этого, для них характерен эгоизм, завышенная самооценка, стремление к самоутверждению [13].

Ю.М. Антонян отметил повышенную тревожность и чувство страха, присущие женщинам, которые в свою очередь приводят к крайне острой реакции на угрозы (жизни или социальному статусу), мнимые и действительные обиды. Как и для любой женщины, преступницам присуща демонстративность, однако при этом у них наблюдается потеря контроля за ним. У насильственных преступниц повышена активность, возбудимость, что в сочетании с импульсивностью определяет специфику их противоправного поведения. Для них характерен высокий уровень эмоциональности, упрямство, отсутствие чувства вины и раскаяния [2, с. 61-62].

Т.Н. Волкова отмечает отсутствие высших эмоционально-нравственных чувств и ценностных установок, способности к сопереживанию, состраданию, любви, жалости у осужденных женского пола. Вместе с тем для них характерен эгоцентризм, инфантильное отношение к общечеловеческим ценностям. Т.Н. Волкова указывает на возрастающее количество осужденных страдающих психическими расстройствами не врожденного характера, что связано с эмоциональной и психической дезадаптацией женщин. Помимо этого, эмоционально-чувственный аспект оказывает решающее значение в мотивации совершаемых женщинами преступлений [4, с. 75].

М.В. Минстерк особенностям эмоциональной сферы личности осужденных женского пола отнесла нарушения стратегий поведения, направленные на снижение или снятие эмоционального напряжения, вызванного фактом осуждения, высокую впечатлительность, эмоциональную возбудимость и низкую стрессоустойчивость [8, с. 118]. Перечисленные характеристики, по мнению автора, способствуют совершению женщинами нарушений дисциплины и возникновению конфликтных ситуаций в условиях исправительной колонии.

Осужденные женщины острее, чем мужчины, воспринимают сам факт изоляции от общества. Е.В. Кунц (2012 г.) отмечает, что женщины чаще страдают нервно-психическими срывами и более подвержены стрессу, чем мужчины. Они более эмоциональны, возбудимы, раздражительны, восприимчивы к отрицательному влиянию ближайшего окружения.

Изучением особенностей психологической работы с осуждёнными женского пола занимались Е.Н. Казакова (1999), С.Ю. Шакурина (2003), Ф.С. Мусин (2006), О.А. Тоболевич (2008), Н.В. Кастерина (2009), С.В. Котова (2010), О.С.Кирсанова (2011), А.В. Ильин (2015) и др.

Е.Н. Казакова указывает, что женщины ориентированы на эмоциональное восприятие реальности. В силу природной эмоциональности они склонны к проявлению подсознательной агрессии, поэтому активно воплощают в жизнь ранее наблюдаемые модели агрессивного поведения и в условиях изоляции [6, с. 84-91]. С.Ю. Шакурина (2003 г.) доказала влияние пребывания в местах лишения свободы на развитие и формирование социального и психологического инфантилизма у осужденных женщин.

Ф.С. Мусин изучал индивидуально-психологические особенности адаптации осужденных женского и мужского пола к условиям лишения свободы. Женщины чаще проявляют агрессию, как средство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энергии. Для женщин характерны сверхценные аффективные образования, комплексы более типичны в механизме стенической реакции (возбуждение). Им присущи истерические черты, раздражительность, нетерпеливость, упрямство и злопамятность, которые развиваются еще в детстве [9, с. 102]. У осужденных женщин проявляются такие акцентуации характера, как: истероидная, эпилептоидная, сензетивная, циклоидная и эмоционально-лабильная [8, с. 105].

В исследовании гендерной самоидентификации осужденных О.А. Тоболевич (2008) выявила, что осужденные женщины склонны к сдерживанию эмоциональных проявлений в местах лишения свободы, что приводит к сверхконтролю и эмоциональному напряжению.

Н.В. Кастерина (2009) отметила недостаточную адаптивность, отчужденность, импульсивность и агрессивность характерные для лиц совершивших уголовное преступление. Осужденные женщины, как правило, занимают пассивную жизненную позицию, объясняя все происходящее в жизни удачливостью, везением, фаталистичностью, однако при этом являются весьма непредсказуемыми в своем поведении.

С.В. Котова выявила склонность осужденных женского пола к психологическим защитам и манипуляциям; конформизм, коммуникативную агрессию, демонстративность, враждебность. При этом, деструктивные изменения личности женщин-преступниц сопровождаются возникновением ригидности, спонтанности, эмотивности. С.В. Котова на основе анализа индивидуальных проявлений в межличностных интеракциях выделила психологические типы: 1) «сензитивный тип» с высоким уровнем контроля; 2) «спонтанно-эмотивный тип» с чертами доминантности и демонстративности; 3) «ригидный тип» с выраженным стремлением к власти; 4) «эмотивный тип» личности, ищущий признание; 5) «сензитивный» с низким самоконтролем [7, с. 19].

Среди факторов, определяющих криминальную мотивацию осужденных женщин, О.С. Кирсано-

Педагогика. Психология. Социокинетика № 2

55

ва (2011) выделила: эмоциональную мотивацион-ную направленность и отрицательную нравственную ориентацию.

А.В. Ильин, основываясь на исследованиях пси-холого-акмеологической готовности у осужденных женщин, пришел к выводу, что осужденные женщины характеризуются замкнутостью, безучастностью к проблемам окружающих, проявляют излишнюю строгость в оценке других людей. У них проявляется некоторая пессимистичность в восприятии действительности, беспокойство о будущем. Внешне они демонстрируют самоуверенность, практичность взглядов и эмоциональную нечуткость, доходящую до цинизма. Осужденные женщины, как правило, испытывают серьезные трудности в ситуациях, требующих самостоятельности и легко поддаются чужому влиянию, в том числе дурному [5].

В России на монографическом уровне преимущественно исследовались особенности эмоциональной сферы несовершеннолетних осужденных женского пола. При этом предметом исследования выступали конкретные особенности эмоциональной сферы личности - эмпатия, толерантность, самоконтроль.

Н.А. Харина (2001) выявила, что уровень саморегуляции несовершеннолетних осужденных женского пола менее развит, чем у правопослушных девочек. Автор отмечает, что осужденные девушки не способны осуществлять волевую саморегуляцию своих действий и поведения даже при наличии социально одобряемых целей и ценностей.

Эмпатические способности несовершеннолетних осужденных женского пола изучала Л.В. Пет-рушина. Автором были выделены три группы в зависимости от уровня эмпатии. Группа с низким уровнем сформированности эмпатии характеризуются недоверием к своим впечатлениям об окружающих, сложностью в прогнозировании отношений между людьми. Они с иронией относятся к сентиментальным проявлениям и болезненно переносят критику в свой адрес [11, с. 179].

М.М. Калашникова (2012) выявила, что для несовершеннолетних осужденных женского пола характерны неумение сдерживать, контролировать возникающие отрицательные эмоции, раздражительность, невыдержанность, капризность, в результате они не в состоянии полноценно руководить своими действиями.

Анализ исследований особенностей эмоциональной сферы личности осужденных женского пола свидетельствует о недостаточной развитости у них эмпатии, толерантности, самоконтроля. В местах лишения свободы для них характерны: неадекватная самооценка, импульсивность, конфликтность, вспыльчивость, что приводит к деструктивному поведению.

В тоже время в ряде исследований обнаружено, что благодаря развитости эмоционального интел-

лекта люди и в экстремальных условиях способны демонстрировать конструктивное межличностное взаимодействие и взаимоподдержку. Эмоциональный интеллект взаимосвязан с дружелюбностью, сознательностью, нейротизмом, открытостью, самоуважением, самооценкой. Личность с высоким уровнем эмоционального интеллекта рассматривается как более мудрая, и успешная в сравнении с личностью с низким уровнем эмоционального интеллекта [1, с. 111].

Учитывая актуальность изучения роли интегральных характеристик личности осужденных женщин, и отсутствие в практике пенитенциарных психологов современного инструментария для оценки развитости эмоционального интеллекта у осужденных женского пола, был проведен расширенный методолого-теоретический анализ подходов в истории разработки конструкта «эмоциональный интеллект» и разработанных учеными методик его изучения [10]. Обоснован выбор конкретного инструментария и его включения в программу обследования осужденных женского пола, находящихся на разных этапах отбывания наказания в исправительной колонии.

Библиографический список

1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. - СПб., 2012. - 287 с.

2. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. - М.: Российское право, 1992. - 253 с.

3. Внуков В.А. Женщины-убийцы // Убийства и убийцы. - М.: Изд-во Мосздравотдела, 1928. -С. 191-248.

4. Волкова Т.Н. Криминологические и правовые проблемы женской преступности в современной России: дис. ... д-ра юрид. наук. - Рязань, 2001. - 312 с.

5. Ильин А.В. Параметрическая структура пси-холого-акмеологической готовности осужденных женщин к освобождению из мест лишения свободы: дис. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2015. - 334 с.

6. Казакова Е.Н. Психологические аспекты изучения мотивации агрессивного поведения женщин, осужденных к лишению свободы: дис. ... канд. психол. наук. - Рязань, 1999. - 247 с.

7. Котова С.В. Деформации межличностных интеракций женщин в условиях пенитенциарного учреждения: дис. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2010. - 237 с.

8. Минстер М.В. Психофизиологические особенности женщин, осужденных к лишению свободы // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 319. - С. 117-119.

9. Мусин Ф.С. Индивидуально-психологические особенности адаптации осужденных женского и мужского пола к условиям лишения свободы: дис. ... канд. псих наук. - Казань, 2006. - 256 с.

10. Овсянникова М.В. Теоретико-методологические подходы к изучению эмоционального интел-

56

Вестник КГУ _J 2017

Типологии и стратегии самореализации студенческой молодёжи в конструктивно-деструктивном контексте

лекта у осужденных женского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях // Человек преступление и наказание. - Рязань, 2016 г. -№ 4(95) - С. 155-159.

11. Петрушина Л.В. Психология эмпатии несовершеннолетних осужденных женского пола: дис. ... канд. психол. наук. - Рязань, 2007. - 249 с.

12. Серебрякова В.А. Криминологическая характеристика женщин-преступниц // Вопросы борьбы с преступностью. - М., 1971. - С. 35-36.

13. Середа Е.В. Личность женщин, впервые

осужденных за тяжкие насильственные преступления, и их исправление перевоспитание в ИТК: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1983. - 20 с.

14. Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы. -М.: ИНФРА-М, 2004. - 397 с.

15. Тарновская П.Н. Женщины-убийцы. - СПб.: Т-во худож. печати, 1902. - 512 с.

16. Фойницкий И.Я.Женщина-преступни-ца // Северный Вестник. - СПб., 1893. - № 2-3. -С. 127-138.

УДК 159. 95

Фетискин Николай Петрович

доктор психологических наук, профессор Костромской государственный университет

Гусманов Марат Жагпарович

г. Астана, Казахстан nikfet@kmtn.ru

ТИПОЛОГИИ И СТРАТЕГИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В КОНСТРУКТИВНО-ДЕСТРУКТИВНОМ КОНТЕКСТЕ*

В статье обобщены типологии студентов, разработанные отечественными авторами, специализирующихся в области социологии, педагогики и психологии высшей школы. Приведены различные основания, для дифференциации студенческих типов. Среди них выделены ряд критериев, связанных с отношением студентов кучебно-профес-сиональной деятельности, склонностью к отраслевым наукам, уровнем успеваемости, условиями обучения, уровнем профессиональной идентичности, самопрогноза и др. Особый акцент сделан на типе «обычный студент». Дано обоснование для выделения этого студенческого типа. Приведены его базовые отличительные особенности, сравнительные жизненные и учебно-деятельностные стратегии.

Ключевые слова: типологии студентов, критерии типологизации, соотношение учебной и профессиональной деятельности, ориентации студентов, стратегии самореализации, обычный студент, широта диапазона направленности, учебно-деятельностные стратегии.

Динамичность происходящих преобразований в Российском обществе и образовании существенно отражаются не толь-остных ориентациях, но и на изменении жизненных стратегий и самореализации современного студенчества. В этой связи особый интерес представляет изучение типологии современного студенчества в контексте их стратегий жизни и самореализации. Однако, несмотря на актуальность, данной проблемы многие её аспекты остаются малоизученными, базирующихся до сих пор на типологизации студентов, созданной еще в 80-х годах ХХ века. Подтверждением сказанного служит то, что большинство отечественных исследователей в данной области [1; 4; 6] до сих пор руководствуются идеями В.Т. Лисовского [2] о типологии студентов, созданной на основании их отношения к профессии, учебе, науке, культуре, общественной работе и коллективу [2, с. 86-97]. Следуя этой логике, в психологии высшей школы выделены различные типы студентов, ориентированные на: овладение знаниями, как способа познания избранной профессии; приобретение знаний во всех сферах учебной деятельности; овладение профессией; избирательный интерес к изучаемым предметам; фор-

мальное отношение к учебно-профессиональной деятельности. Последнюю группу студентов автор относил к группе лодырей, лентяев [2]. Основываясь на этой концепции типологизации студентов, современные авторы придерживаются дифференциации студентов на ряд таких узких и оценочных типов, как, например: гармоничный, профессионал, академик, общественник, любитель искусства, старательный, середняк, разочарованный, лентяй, богемный [4, с. 437-438; 6, с. 332-334].

Вместе с тем, нельзя не отметить и попытки некоторых авторов типологизировать студентов и по более широким критериям, связанных например, с принадлежностью к изучаемым наукам: «Гуманитарии» - это специалисты, живущие «в мире слов», характеризующиеся «вербальным интеллектом, широтой познавательных интересов, владением языком, высокоразвитым абстрактным мышлением» [6, с. 328]; «Естественники» обладают такими особенностями, как, например: «высокоразвитое логическое и абстрактное мышление, способность быстро и активно сосредотачиваться на интересующем объекте, полностью отвлекаясь от всего остального, наличие высокой степени концентрации внимания, безупречная строгость и ло-

* Исследование осуществлено при финансовой поддержке РФФИ № 15-06-10868.

© Фетискин Н.П., Гусманов М.Ж., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.