Б01: 10.15593/2224-9354/2019.1.5 УДК 159.94
О.В. Юрьева
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
На сегодняшний день тема развития эмоционального интеллекта личности достаточно активно разрабатывается в психологической практике. Утверждается, что эмоциональный интеллект способствует профессиональной и личностной самореализации человека. Однако подобные высказывания слабо обоснованы, и требуется более детальное изучение феномена эмоционального интеллекта. В статье рассматривается проблема взаимосвязи эмоционального интеллекта и особенностей самоактуализации личности. Представлена оригинальная интегративная модель эмоционального интеллекта И.Н. Андреевой, в соответствии с которой эмоциональный интеллект понимается как когнитивно-личностное образование с наиболее выраженным когнитивным компонентом, как совокупность умственных способностей к пониманию эмоций и управлению ими, а также знаний, умений, навыков, операций и стратегий интеллектуальной деятельности, связанных с обработкой и преобразованием эмоциональной информации. Под самоактуализацией понимается процесс реализации индивидуальности человека, более полное осуществление его постоянно развивающегося потенциала через различные виды активности. Для диагностики эмоционального интеллекта использовалась методика Д. Люсина «Опросник ЭмИн». Особенности самоактуализации личности измерялись с помощью опросника «Самоак-туализационный тест Э. Шострома» в адаптации Л.Я. Гозмана и др. Полученные результаты убедительно доказывают наличие взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и особенностями самоактуализации личности. Общий показатель эмоционального интеллекта коррелирует с такими характеристиками самоактуализации, как поддержка, ценностные ориентации, спонтанность и самоуважение. Кроме того, процесс самоактуализации личности в большей степени связан с проявлениями ее внутриличностного эмоционального интеллекта. Однако выявлены и значимые различия в проявлении ценностных ориентаций, спонтанности и самоуважении у испытуемых с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, внутриличностный эмоциональный интеллект, межличностный эмоциональный интеллект, самоактуализация личности, самоактуа-лизационные характеристики личности.
Сегодня очень популярной и востребованной стала проблема значимости эмоционального интеллекта в жизни современного человека. С разных сторон звучит реклама о необходимости развивать свой эмоциональный интеллект, чтобы повысить собственную эффективность в бизнесе и других социальных сферах и, в итоге, чувствовать себя счастливым. Другими словами, на сегодняшний день существует мнение, что эмоциональный интеллект способствует профессиональной и личностной самореализации человека.
Эмоциональный интеллект относительно недавно стал предметом собственно психологических исследований. В 1990 году Дж. Мейер и П. Сэловей
© Юрьева О.В., 2019
Юрьева Ольга Владимировна - канд. психол. наук, доцент кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: o.v.yureva@gmail.com.
опубликовали свою первую исследовательскую работу, где сформулировали определение эмоционального интеллекта как одного из основных видов интеллекта человека и описали методику его измерения [1].
На данный момент в психологической науке сложилось несколько концепций эмоционального интеллекта. В зарубежной психологии представления об эмоциональном интеллекте представлены в оригинальной концепции Дж. Мейера, П. Сэловей, Д. Карузо; в моделях Д. Гоулмана и Р. Бар-Она [2-4]. Мы не будем детально описывать данные концепции, поскольку они широко представлены в отечественных публикациях [1, 5-8].
Из отечественных авторов, оригинальную модель эмоционального интеллекта предложил Д.В. Люсин. В данном случае эмоциональный интеллект понимается как способность к пониманию своих и чужих эмоций и к управлению ими [6]. В свою очередь способность к пониманию своих и чужих эмоций включает в себя распознавание эмоций, идентификацию эмоций и понимание причин возникновения тех или иных эмоций. Способность к управлению эмоциями означает контроль за интенсивностью эмоций, за внешнее их выражение, а также возможность произвольно вызывать ту или иную эмоцию. Выделенные способности могут быть направлены как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Поэтому Д.В. Люсин говорит о внутриличностном и межличностном эмоциональном интеллекте.
Интересной представляется работа И.Н. Андреевой. Автор стремится преодолеть противоречия в существующих моделях эмоционального интеллекта и предлагает оригинальную интегративную модель данного феномена [1].
Эмоциональный интеллект трактуется И.Н. Андреевой как часть социально-практического интеллекта, который проявляется в непосредственном взаимодействии с другими людьми в конкретной ситуации. Эмоциональный интеллект является системным проявлением способностей к анализу, обработке и использованию эмоциональной информации.
И.Н. Андреева выделяет следующую иерархическую структуру эмоционального интеллекта: эмоциональный интеллект индивида, эмоциональный интеллект субъекта деятельности, эмоциональный интеллект личности. По мнению автора, эмоциональный интеллект индивида представляет собой природные возможности когнитивных процессов человека, обеспечивающих обработку эмоциональной информации.
Эмоциональный интеллект субъекта деятельности включает в себя способности к пониманию эмоций и управлению ими и эмоциональные знания, умения, навыки, которые формируются в течение всей жизни человека. Как отмечает И.Н. Андреева, способности эмоционального интеллекта обеспечивают успешность психической деятельности по распознаванию, пониманию, управлению эмоциями, вследствие чего человек имеет возможность эффективно адаптироваться к различным событиям.
На данном уровне развития эмоционального интеллекта автор предлагает выделить две его составляющие: 1) инструментальный эмоциональный интеллект, который представляет собой интеллектуальную способность; 2) индивидуально-личностный (рефлексивный) эмоциональный интеллект, который выступает как личностное свойство и может быть внутриличностным (направленным на собственные эмоции) и межличностным (направленным на эмоции других людей). Высказывается предположение, что по мере развития эмоционального интеллекта связи между этими составляющими становятся более тесными.
И наконец, выделение такого уровня, как эмоциональный интеллект личности, по мнению И.Н. Андреевой, необходимо, чтобы подчеркнуть прижизненность и социальность развития и укрепление взаимосвязей эмоционального интеллекта с целым рядом просоциальных характеристик. Например, с общим интеллектом, с адаптивностью, принятием себя и принятием других, креативностью и др.
Таким образом, исходя из представленной модели, эмоциональный интеллект можно рассматривать как когнитивно-личностное образование с наиболее выраженным когнитивным компонентом, как совокупность умственных способностей к пониманию эмоций и управлению ими, а также знаний, умений, навыков, операций и стратегий интеллектуальной деятельности, связанных с обработкой и преобразованием эмоциональной информации [1].
Изучение самоактуализации личности имеет богатую историю. Это понятие представлено во многих зарубежных психологических направлениях и подходах (гуманистической и экзистенциальной психологии, гештальтте-рапии Ф. Перлза, логотерапии В. Франкла и др.), в том числе и в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, Д.А. Леонтьев, Л.А. Коросты-лева, Е.Е. Вахромов и др.).
Под самоактуализацией мы понимаем процесс реализации индивидуальности человека, более полное осуществление его постоянно развивающегося потенциала через различные виды активности. Самоактуализация касается любого человека без исключения и протекает в каждый момент его жизни. Однако индивидуальность человека может реализовываться в разной степени и в разном качестве [9]. Все зависит от сочетания внутриличностных предпосылок, процессов самодетерминации субъекта и внешних социальных условий [10]. Наряду с этим подчеркивается ведущая роль именно внутренних условий процесса самоактуализации. Отказ же от усилий реализации своего потенциала, по мнению А. Маслоу и К. Роджерса, ведет к появлению у человека нервных, психических расстройств, к утрате невостребованных способностей [11, 12].
На сегодняшний день в психологии широко представлены исследования процесса самоактуализации [13-18]. Существует и ряд работ о взаимосвязях самоактуализации с эмоциональным интеллектом личности [1, 19]. Однако этого недостаточно для формирования целостного представления о взаимосвязи этих феноменов. Поэтому целью нашего исследования выступает изучение взаимосвязей особенностей самоактуализации с эмоциональным ин-
теллектом испытуемых. В работе нами были использованы методики Д. Лю-сина «Опросник ЭмИн» [20] и «Самоактуализационный тест Э. Шострома» в адаптации Л.Я. Гозмана и др. [21]. Выборка составила 54 человека (жители Перми и Пермского края), из них 34 - женщины, 20 - мужчины. Возрастной диапазон испытуемых - от 18 до 52 лет.
Нами обнаружены достаточно плотные взаимосвязи между показателями самоактуализации и эмоционального интеллекта (рисунок).
Так, общий показатель эмоционального интеллекта связан с такими характеристиками самоактуализации, как поддержка, ценностные ориентации, спонтанность и самоуважение. Наиболее нагруженными связями являются: показатель внутриличностного эмоционального интеллекта и его компоненты «понимание своих эмоций», «управление своими эмоциями», а также компонент межличностного эмоционального интеллекта - «управление чужими эмоциями». Кроме того, именно показатель внутриличностного эмоционального интеллекта связан с основными показателями самоактуализации [21] - компетентностью во времени и поддержкой. Исходя из этого можно говорить о том, что процесс самоактуализации личности в большей степени связан с проявлениями ее внутри-личностного эмоционального интеллекта, т.е. со способностями понимать собственные эмоции и управлять ими, а также со способностью вызывать у других людей те или иные эмоции и снижать интенсивность нежелательных эмоций.
Другими словами, чем лучше человек понимает свои собственные эмоции и может управлять ими, тем более целостно он воспринимает свою жизнь, стремится ориентироваться на собственные мнения и принципы, у него более выражена метамотивация (по А. Маслоу) - стремление к высшим, общечеловеческим ценностям [22]. Такой человек не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции. Он ценит свои достоинства, положительные свойства характера, уважает себя за них. Следует отметить, что наши результаты подтверждают данные И.Н. Андреевой, полученные ранее на выборке студентов [1].
Чем выше способность человека управлять чужими эмоциями, тем больше он ориентируется на высшие, общечеловеческие ценности, способен хорошо ощущать и рефлексировать свои потребности и чувства и стремиться, по возможности, действовать в соответствии с ними. Для такого человека характерен достаточно высокий уровень самоуважения. Для него свойственно принимать свою агрессию как естественное проявление человеческой природы и направлять ее в конструктивное русло. Чем выше способность человека управлять чужими эмоциями, тем более выражена его потребность в знаниях об окружающем мире, устремленность к чему-то новому, более выражена и творческая его направленность, т.е. склонность ко всему подходить творчески.
Однако нами были обнаружены и обратные корреляции показателей самоактуализации и эмоционального интеллекта (см. рисунок). Так, сензитив-ность к себе обратно взаимосвязана с показателем внешней экспрессии.
Эмоц. интеллект (ЭИ)
Понимание своих эмоций
Управление
своими эмоциями
Управление чужими эмоциями
Контроль экспрессии
Управление эмоциями
Понимание эмоций
В н утри л ич н о стны й ЭИ
Межличностный
Принятие агрессии
Компетентность во времени
Поддержка
Ценностные ориентации
Спонтанность
Самоуважение
Само принятие
Контактность
Познавательные потребности
Креативность
Сензитивность к себе
Рис. Схема взаимосвязей показателей самоактуализации и эмоционального интеллекта
(-Л
чо
3
"О сг а>
Чем выше способность осознавать свои мысли и чувства, тем менее выражена способность контролировать внешние проявления своих эмоций. Истинные переживания и эмоции не имеет смысла сдерживать или скрывать. И как утверждает Э. Фромм, только на основе такого поведения человек может выстраивать связи с миром без потери своей индивидуальности [23].
Обратная взаимосвязь обнаружена между показателем контактности и межличностного эмоционального интеллекта (см. рисунок). Чем выше способность устанавливать тесные эмоционально-насыщенные отношения, тем менее выражена склонность понимать эмоции других и управлять ими. Вероятно, данная взаимосвязь характеризует отказ человека от каких-либо манипулятивных воздействий в процессе общения с близкими людьми. Иначе говоря, человек сознательно отказывается использовать других, иметь над ними власть, контролировать, заставлять делать, чувствовать, думать то, что ему необходимо [24].
Для определения значимости различий в проявлении самоактуализаци-онных характеристик у испытуемых с разным уровнем эмоционального интеллекта был использован критерий различий Манна-Уитни (таблица).
Значимые различия в проявлении самоактуализационных характеристик у испытуемых с разным уровнем эмоционального интеллекта (ЭИ)
Переменные Средние значения и Ъ р-1еуе1
гр. 1 - бо- гр.2 - менее
лее высо- высокий ЭИ
кий ЭИ
Ценностные ори- 870,000 615,000 237,000** 2,197 0,028
ентации
Спонтанность 877,000 608,000 230,000** 2,318 0,02
Самоуважение 895,500 589,500 211,500** 2,638 0,008
Примечание. Уровень значимости: *** р < 0,001; ** р < 0,01; * р < 0,05.
Из таблицы видно, что значимые различия получены лишь по трем самоак-туализационным характеристикам, которые в свою очередь оказались более нагруженными связями с компонентами эмоционального интеллекта (см. рисунок).
Различия по шкале ценностных ориентаций свидетельствуют о том, что для испытуемых с более высоким уровнем развития эмоционального интеллекта в большей степени характерна ориентация на свою индивидуальную систему ценностей и стремление к высшим ценностям (например, поиск истины, добро, красота и др.), чем для испытуемых с менее высоким уровнем развития эмоционального интеллекта.
Достоверные различия по шкале спонтанности позволяют говорить о том, что испытуемые с более высоким уровнем развития эмоционального интеллекта характеризуются более выраженной способностью спонтанно и непосредственно выражать свои чувства.
По шкале самоуважения значимые различия могут свидетельствовать о том, что испытуемые с более высоким уровнем развития эмоционального интеллекта имеют более выраженную способность ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них, нежели испытуемые с менее высоким уровнем развития эмоционального интеллекта.
Итак, полученные результаты позволяют нам говорить о том, что такие явления, как эмоциональный интеллект и самоактуализация личности, безусловно, взаимосвязаны. Для испытуемых с более высоким уровнем развития эмоционального интеллекта свойственна способность эффективно понимать свои и чужие эмоции и управлять ими, ориентация на высшие ценности, естественность и непринужденность в поведении, способность уважать себя за положительные свойства характера. Однако полученные данные не позволяют говорить о том, что эмоциональный интеллект выступает фактором успешной самореализации человека как в профессиональной, так и в личностной сферах. Это требует дальнейшего исследования и анализа феномена эмоционального интеллекта.
Список литературы
1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / Полоцк. гос. ун-т. - Новополоцк, 2011. - 388 с.
2. Emotional Intelligence. New ability or eclectic traits? / J.D. Mayer, P. Salovey, D. Caruso // American Psychologist. - 2008. - September. -P. 503-517.
3. Гоулман Д., Бояцис Р., МакКи Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 301 с.
4. Bar-On R., Parker J. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory // Handbook of emotional intelligence. - San Francisco: Jossey-Bass, 2000. - P. 363-388.
5. Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. - 2012. - № 2. - URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53525.shtml (дата обращения: 27.03.2018).
6. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова; Ин-т психол. РАН. - М., 2004. - С. 29-36.
7. Симбирцева М.В. Современные теоретические представления об эмоциональном интеллекте // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2008. - № 3. - С. 54-56.
8. Рыжов Д.М. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2012. - № 1. - С. 142-147.
9. Расторгуева Е.Н. К определению самоактуализации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 114-121.
10. Полубабкина Н.И. Самореализация личности: дис. ... д-ра филос. наук. - М., 1995. - 350 с.
11. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия, 1997. - 430 с.
12. Роджерс К. Становление личности: Взгляд на психотерапию. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 416 с.
13. Осипова Л.В. Роль профессиональной деятельности в самоактуализации современной женщины: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2004. - 264 с.
14. Городилова (Расторгуева) Е.Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью: дис. ... канд. психол. наук. - Пермь, 2002. - 199 с.
15. Иоголевич Н.И. Особенности индивидуальности менеджеров с разным уровнем самоактуализации // Психологическая наука и образование. -2007. - № 4. - С. 29-38.
16. Карпенко С.В. Самоактуализация личности в условиях современной информационной среды: дис. ... канд. психол. наук. - Краснодар, 2007. - 183 с.
17. Самаль Е.В. Самоактуализация личности в процессе обучения в вузе: дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2008. - 245 с.
18. Зеленская (Юрьева) О.В. Стиль педагогического общения и его проявления в процессе самореализации педагогов ДОУ: дис. ... канд. психол. наук. - Пермь, 2004. - 196 с.
19. Костакова И.В. Эмоциональный интеллект как фактор профессиональной самореализации психологов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Педагогика, психология. - 2014. - № 4 (19). - С. 84-87.
20. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. - С. 3-22.
21. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. - М.: Рос. пед. агентство, 1995. - 43 с.
22. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 2001. - 478 с.
23. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1995. - 225 с.
24. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации: пер. с англ. - М.: Апрель Пресс: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004. - 192 с.
References
1. Andreeva I.N. Emotsional'nyi intellekt kak fenomen sovremennoi psikhologii [Emotional intelligence as a phenomenon of modern psychology]. Novopolotsk, Polotsk State University, 2011, 388 p.
2. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D. Emotional intelligence. New ability or eclectic traits? American Psychologist, 2008, September, pp. 503-517.
3. Goleman D., Boyatzis R.E., McKee A. Primal leadership. Learning to lead with emotional intelligence (Russ. ed.: Goulman D., Boiatsis R., MakKi E. Emotsional'noe liderstvo: iskusstvo upravleniia liud'mi na osnove emotsional'nogo intellekta. Moscow, Al'pina Biznes Buks, 2005, 301 p.).
4. Bar-On R., Parker J. Emotional and social intelligence: Insights from the emotional quotient inventory. Handbook of emotional intelligence. San Francisco, Jossey-Bass, 2000, pp. 363-388.
5. Degtiarev A.V. "Emotsional'nyi intellect": stanovlenie poniatiia v psikhologii [Emotional intelligence: Concept formation in psychology]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniia, 2012, no. 2, available at: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53525.shtml (accessed 27 March 2018).
6. Liusin D.V. Sovremennye predstavleniia ob emotsional'nom intellekte [Modern vision of emotional intelligence]. Sotsial'nyi intellekt: teoriia, izmerenie, issledovaniia. Ed. D.V. Liusin, D.V. Ushakov. Moscow, Institute of Psychology, RAS, 2004, pp. 29-36.
7. Simbirtseva M.V. Sovremennye teoreticheskie predstavleniia ob emotsional'nom intellekte [Modern theoretic vision of emotional intelligence]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2008, no. 3, pp. 54-56.
8. Ryzhov D.M. Sovremennye predstavleniia ob emotsional'nom intellekte [Modern conceptions on emotional intellect]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ia. Iakovleva, 2012, no. 1, pp.142-147.
9. Rastorgueva E.N. K opredeleniiu samoaktualizatsii [To the definition of self-actualization]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 2013, no. 5 (99), pp. 114-121.
10. Polubabkina N.I. Samorealizatsiia lichnosti [Self-realization of a personality]. Doctor's dissertation. Мoscow, 1995, 350 p.
11. Maslow A. The farther reaches of human nature (Russ. ed: Maslou A. Dal'nie predely chelovecheskoi psikhiki. St. Petersburg, Evraziia, 1997, 430 p.).
12. Rogers C. On becoming a person. A therapist's view of psychotherapy. Boston, 1961 (Russ. ed.: Rodzhers K. Stanovlenie lichnosti: Vzgliad na psikhoterapiiu, Moscow, EKSMO-Press, 2001, 416 p.).
13. Osipova L.V. Rol' professional'noi deiatel'nosti v samoaktualizatsii sovremennoi zhenshchiny [The role of professional activity in self-actualization of a modern woman]. Ph.D. thesis. St. Petersburg, 2004, 264 p.
14. Gorodilova (Rastorgueva) E.N. Samoaktualizatsiia i ee sviaz' s integral'noi individual'nost'iu [Self-actualization and its connection with an integrated individuality]. Ph.D. thesis. Perm, 2002, 199 p.
15. Iogolevich N.I. Osobennosti individual'nosti menedzherov s raznym urovnem samoaktualizatsii [Features of individuality of managers with different levels of self-actualization]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie, 2007, no. 4, pp. 29-38.
16. Karpenko S.V. Samoaktualizatsiia lichnosti v usloviiakh sovremennoi informatsionnoi sredy [Self-actulization of a personality in conditions of modern information environment]. Ph.D. thesis. Krasnodar, 2007, 183 p.
17. Samal' E.V. Samoaktualizatsiia lichnosti v protsesse obucheniia v vuze [Self-actualization in the process of education at university]. Ph.D. thesis. Yaroslavl, 2008, 245 p.
18. Zelenskaia (Iur'eva) O.V. Stil' pedagogicheskogo obshcheniia i ego proiavleniia v protsesse samorealizatsii pedagogov DOU [The style of pedagogical communication and its manifestation in the process of self-realization of preschool teachers]. Ph.D. thesis. Perm, 2004, 196 p.
19. Kostakova I.V. Emotsional'nyi intellekt kak faktor professional'noi samorealizatsii psikhologov [Emotional intelligence as a factor of professional self-realization of psychologists]. Vektor nauki Tol'iattinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, no. 4 (19), pp. 84-87.
20. Liusin D.V. Novaia metodika dlia izmereniia emotsional'nogo intellekta: oprosnik EmIn [New method for measuring emotional intelligence: EmIn questionnaire]. Psikhologicheskaia diagnostika, 2006, no. 4, pp. 3-22.
21. Gozman L.Ia., Kroz M.V., Latinskaia M.V. Samoaktualizatsionnyi test [Self-actualization test]. Moscow, Rossiiskoe pedagogicheskoe agentstvo, 1995, 43 p.
22. Maslow A. Motivation and personality (Russ. ed: Maslou A. Motivatsiia i lichnost'. St. Petersburg, Evraziia, 2001, 478 p.).
23. Fromm E. Escape from freedom (Russ ed.: Fromm E. Begstvo ot svobody. Мoscow, Progress, 1995, 225 p.).
24. Shostrom E. Man, the manipulator: The inner journey from manipulation to actualization (Russ. ed.: Shostrom E. Chelovek-manipuliator. Vnutrennee puteshestvie ot manipuliatsii k aktualizatsii. Мoscow, Aprel' Press, Institute of Psychotherapy, 2004, 192 p.).
Оригинальность 80 %
Получено 28.03.2018 Принято 23.04.2018 Опубликовано 03.04.2019
O.V. Yuryeva
EMOTIONAL INTELLIGENCE AND PERSONALITY SELF-ACTUALIZATION
Today, the topic of emotional intelligence development is actively developed in psychological practice. It is asserted that emotional and natural intelligence contributes to professional and personal self-realization of a person. However, such statements are poorly grounded, and a more detailed study of the phenomenon of emotional intelligence is required. The article considers the problem of
interrelation of emotional intellect and peculiarities of self-actualization of personality. The original integrative model of emotional intellect of I.N. Andreeva is presented, according to which emotional intellect is understood as cognitive-personal structure with the most expressed cognitive component, as a set of intellectual abilities to understand emotions and control them, as well as knowledge, skills, abilities, operations and strategies of intellectual activity, connected with processing and transformation of emotional information. Self-actualization refers to the process of realization of a person's individuality, the fuller realization of his or her constantly developing potential through various types of activity. D. Lyusin's 'EmIn Questionnaire' was used to diagnose emotional intelligence. Features of personality self-actualization were measured with the help of the E. Shostrom's self-actualization test as adapted by L.Y. Gozman and others. The obtained results convincingly prove the existence of interrelation between emotional intellect and peculiarities of personality self-actualization. The general indicator of emotional intelligence correlates with such characteristics of self-actualization as support, value orientations, spontaneity and self-esteem. In addition, the process of self-actualization of a person is more connected with the manifestations of his or her intra-personal emotional intelligence. However, significant differences in the manifestation of value orientations, spontaneity, and self-esteem in subjects with different levels of emotional intelligence have also been revealed.
Keywords: emotional intelligence, intrapersonal emotional intelligence, interpersonal emotional intelligence, self-actualization of a person, self-actualization of a person.
Olga V. Yuryeva - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Sociology and Political Science, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: o.v.yureva@gmail.com.
Received 28.03.2018 Accepted 23.04.2018 Published 03.04.2019