DOI: 10.25198/1814-6457-216-108 УДК 159.942.33
Карабущенко Н.Б, Зорина Н.Н.
Российский университет дружбы народов, г Москва, Россия E-mail: natanzorina@mail.ru
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЖЕНЩИН РАЗНОГО ВОЗРАСТА
Karabushchenko N.B., Zorina N.N.
Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia E-mail: natanzorina@mail.ru
AGE PECULIARITIES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN DIFFERENT FEMALE AGE GROUPS
В современном российском обществе женщинам приходится совмещать профессиональную деятельность и семейные обязанности. Успешная профессиональная деятельность требует от женщины проявления таких качеств как активность, целеустремлённость, инициативность. В семейной жизни женщине необходимо принимать решения по вопросам, связанным с детьми, семейным бытом. Справляться с данными задачами женщине сложно без наличия таких качеств, как самоорганизация, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность. И в этой связи исследование эмоционального интеллекта у женщин приобретает особую актуальность, подчеркивающую значимость развития у них способностей распознавания эмоций и их контроля, владения собой в трудных жизненных ситуациях, принятия решений. Исследование проводилось на основе сравнения двух выборок женщин: 25-30лет и 40-45лет.В ходе исследования было выявлено, что общий уровень эмоционального интеллекта у женщин 40-45 лет выше, чем у женщин 25-30 лет. По отдельным составляющим эмоционального интеллекта были получены следующие данные: эмоциональная осведомленность, эмпатия, самомотивация, управление своими эмоциями у женщин 40-45 лет выше, чем у женщин 25-30 лет. Полученная возрастная динамика эмоционального интеллекта у женщин связана с ростом развития ЭИ от ранней к средней взрослости в связи с накоплением жизненного опыта в понимании и управлении своими и чужими эмоциями.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, ранняя и средняя взрослость, женщина, эмоции.
In the modern Russian society women have to combine professional activity and family obligations. Successful professional activity requires a woman to display such qualities as energy, ambition, initiative. As part of a family it is necessary for a woman to make decisions concerning children and domestic life. It is hard for a woman to accomplish these tasks without such qualities as self-management, stress resistance, emotional balance. In view of this, research of female emotional intelligence obtains particular timeliness that highlights the importance of the development of emotion recognition and control, self-possession in difficult life situations, decision-making. The research was conducted on the basis of comparison of two samples of women: aged 25-30 and 40-45. During the research it was revealed that the general level of emotional intelligence in women aged 40-45 is higher than in women aged 25-30. The following data were obtained regarding the specific components of emotional intelligence: emotional self-awareness, empathy, internal motivation, self-regulation of one's own emotions is higher in women aged 40-45 than in women aged 25-30. The obtained age-related dynamics of emotional intelligence in women is associated with the development of emotional intelligence from early to middle adulthood in relation to the accumulation of life experience in perception and regulation of their own and someone else's emotions.
Key words: emotional intelligence, early and middle adulthood, woman, emotions.
На современном этапе развития общества исследование эмоционального интеллекта (ЭИ) приобретает особое значение. С одной стороны, это связано с тем, что к человеку предъявляется все больше требований в профессиональной среде и в сфере межличностных отношений. С другой стороны, в обществе происходит рост экономической и социально-политической нестабильности, усиливаются информационные потоки. Это приводит к появлению у человека эмоционального напряжения и стресса, дезадаптации.
В зарубежной и отечественной психологии создано большое количество моделей ЭИ и методик его исследования. Все существующие модели ЭИ делятся на 2 группы: смешанные модели ЭИ и модель способностей. Одной из первых появилась модель способностей, авторами которой являются Д.Майер, Д.Карузо и П.Сэловей. Они определили ЭИ как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий» [5, с. 27]. ЭИ представляет собой слож-
ный конструкт, состоящий из четырех компонентов: идентификация эмоций, использование эмоций в мышлении и деятельности, понимание эмоций и управление эмоциями. Авторы также отмечают, что компоненты ЭИ расположены в определенной иерархии и познаются человеком в процессе развития. Д. Майер и П. Сэловей в результате своих исследований обнаружили, что уровень ЭИ у подростков ниже, чем у взрослых. Это говорит о наличии позитивной возрастной динамике эмоционального интеллекта.
Исследования представителя смешанного типа ЭИ Р. Бар-Она также подтвердили факт увеличения параметров эмоционального интеллекта с возрастом человека. Согласно смешанной модели ЭИ представляет собой совокупность когнитивных, личностных и мо-тивационных черт, которые тесно связанны с адаптацией к реальной жизни и процессами совладания.
К наиболее известным отечественным моделям ЭИ относятся модели Д.В. Люсина и М.А. Манойловой.
Д.В. Люсин рассматривает ЭИ как способность понимания своих и чужих эмоций и управление ими. Отмечается двойственная природа ЭИ: когнитивные способности (распознавание, идентификация эмоций - скорость переработки эмоциональной информации) и личностные показатели: поведенческие (эмоциональная саморегуляция) и эмоциональные (эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмпатия, доминирующее настроение) [1]. Важно отметить, что эмпирические исследования показали, что эмоциональный интеллект развивается, он не представляет собой исключительно личностную черту [6].
Согласно модели М.А. Манойловой ЭИ представляет собой способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств как своих, так и других людей. ЭИ является интегративным понятием, включающим в себя эмоции, интеллект и волю. Воля является объединяющим звеном между эмоциями и интеллектом, а ЭИ - субъективной характеристикой личности. Цель ЭИ - трансформация и развитие эмоциональной сферы личности. Процесс ЭИ - осознание своего внутреннего состояния и партнера по общению. Результат ЭИ - психическое новообразование лич-
ности. В модели ЭИ отсутствует иерархическая зависимость, т. е. все формы проявляются на всех уровнях профессиональной деятельности в неразрывном слиянии и взаимодействии [8].
Разработка научных основ ЭИ далека от завершения и исследователи указывают, что «теперь необходимы исследования, которые позволят выявить компоненты ЭИ и связать их с психическими процессами, обуславливающими индивидуальные различия в понимании эмоций...» [10, с. 18].
Существующие данные о гендерных различиях эмоционального интеллекта в целом достаточно противоречивы. Большую роль в формировании и закреплении гендерных различий в составляющих эмоционального интеллекта играют социальные стереотипы, культурные нормы и ролевые ожидания.
В исследовании А. Ф. Минуллиной и Э.И. Муртазиной, в частности, показано, что мужчины имеют более высокий уровень ЭИ, чем женщины. При этом у мужчин выше характеристики ЭИ, связанные с процессом управления эмоциями и их контроля. В то же время в группе женщин выше уровень техпоказателей ЭИ, которые связаны с процессом понимания эмоций [9].
В литературе имеются многочисленные данные об особенности возрастной динамики эмоциональной сферы как мужчин, так и женщин [2], [4]. В частности, отмечается, что уровень эмпатии неуклонно повышается от юношеского возраста, достигая максимального значения у женщин и мужчин в возрасте 40-50 лет [4].
Изменение с возрастом сентиментальности у взрослых женщин и мужчин в разных возрастных группах по данным Е.П. Ильина и А.Н. Липиной показала, что среднегрупповые значения показателя сентиментальности с возрастом неуклонно возрастают, достигая максимума, как у женщин, так и у мужчин в возрасте 50-60 лет [5].
Анализ возрастной динамики свойств эмоциональности показал, что среднее значение показателя эмоциональной возбудимости у женщин сначала держится на одном уровне в возрастных группах 15-20 и 21-30 лет, а затем начинает постепенно снижаться [5].
Значительно меньше работ посвящено возрастной динамике именно ЭИ. В исследовании О.В. Грибковой, посвященном возрастным особенностям уровня развития ЭИ студентов и работающих взрослых, в частности, показано, что у испытуемых в возрасте от 17 до 25 лет корреляции между возрастом и показателями развития ЭИ и его компонентов не выявлено. В группе более взрослых людей (26-43 лет) была выявлена слабая зависимость между возрастом испытуемых и показателями шкалы «Эмоциональная осведомленность». С другими компонентами ЭИ и уровнем интегрального ЭИ возраст обследованных не коррелирует [3].
На основании полученных данных О.В. Грибкова делает вывод о том, что в группе работающих взрослых эмоциональная осведомленность незначительно нарастает с увеличением возраста. С точки зрения автора, это связано с приобретенным во взаимодействии с другими людьми жизненным опытом, в ходе которого диапазон испытываемых ими эмоций и чувств расширяется [3].
Недостаточность исследований возрастной динамики ЭИ, в частности, у женщин и обусловливает существенную значимость данного исследования. Изучение возрастных изменений ЭИ у женщин связано с тем, что в современных условиях жизни женщина включается во все виды социально-экономических отношений. Женщины все чаще сталкиваются со множеством проблем - сложность выбора между карьерным ростом и семьей, необходимостью совмещать профессиональную деятельность и семейные обязанности, постоянные физические и ментальные перегрузки. Решение этих проблем требует от женщины самоорганизации, стрессоустойчивости, эмоциональной уравновешенности, умения управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Проведенное исследование было направлено на изучение особенностей проявления различных составляющих ЭИ у женщин разного возраста.
На начальном этапе исследования была выдвинута гипотеза- существуют возрастные различия в проявлениях эмоционального интеллекта у женщин, связанные с развитием ЭИ и накоплением жизненного опыта, способностью понимать и управлять своими и чужими эмоциями.
В исследовании приняли участие 60 испытуемых, разделенных на две группы по критерию возраста:
1 группа - женщины ранней взрослости -30 человек, в возрасте от 25 до 30 лет.
2 группа - женщины средней взрослости -30 человек, в возрасте от 40 до 45 лет.
Исследование проводилось удаленно, с использованием интернет ресурсов. Для статистического анализа использовался непараметрический и-критерий Манна-Уитни, позволяющий выявить статистически значимые различия в выраженности показателей ЭИ в группах женщин ранней и средней взрослости.
Для изучения различных составляющих эмоционального интеллекта были использованы следующие методики - «Оценка эмоционального интеллекта» (опросник EQ) Н. Холла [4], «Опросник ЭмИн» Д.В. Люсина [8].
В результате эмпирического исследования были выявлены особенности ЭИ у женщин ранней и средней взрослости.
В таблице 1 приведены результаты расчета статистически значимых различий составляющих эмоционального интеллекта у женщин разного возраста, полученных по опроснику Н. Холла.
Анализ данных, отраженных в табл. 1, показывает, что все показатели эмоционального интеллекта, выявленные с помощью методики Н. Холла, в группе женщин средней взрослости выше, чем в группе женщин ранней взрослости. При этом не по всем параметрам различия достигают уровня статистической значимости. Характер данных позволяет предположить, что при увеличении выборки все различия с большой долей вероятности станут статистически значимы.
В группе женщин средней взрослости уровень эмоциональной осведомленности выше, чем в группе женщин ранней взрослости (И=287, р=0,016). Это означает, что с возрастом у женщин растет осознание и понимание своих эмоций; осведомлённость о своем внутреннем состоянии. Можно предположить, что более зрелые женщины имеют больший опыт эмоциональной жизни и понимания роли эмоций в своей жизни, что и ведет к большей эмоциональной осведомлённости женщин в период средней взрослости.
У женщин средней взрослости уровень самомотивации выше, чем в группе женщин ранней взрослости (и=322, р=0,05). Это означает, что женщины средней взрослости в большей степени способны управлять своим поведением за счет управления эмоциями, причем как в отношении отрицательных, так и в отношении положительных эмоций. Более высокий уровень эмоциональной саморегуляции женщин средней взрослости обусловлен большим опытом эмоциональной жизни в контексте необходимости регуляции эмоций при решении личных, семейных и профессиональных проблем.
У женщин 40-45 лет уровень эмпатии выше, чем у женщин 25-30 лет (и=311, р=0,04). Это означает, что, чем старше становятся женщины, тем в большей степени они способны понимать эмоций других людей, тем выше их умение сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, больше готовность оказать поддержку, а также выше способности к пониманию состояния человека по мимике, жестам, оттенкам речи и позе. Возможно, более высокий уровень эмпатии у женщин 40-45 лет обусловлен опытом супружеских отношений и взаимодействия с детьми, в рамках которого происходит формирование навыков эмпатии.
В группе женщин средней взрослости уровень распознавания эмоций других людей
выше, чем в группе женщин ранней взрослости (и=293, р=0,02). Это означает, что у женщин 4045 лет, по сравнению с женщинами 25-30 лет, в большей степени развиты способности понимать эмоции других людей и воздействовать на их эмоциональное состояние, что, возможно связано с большим жизненным опытом.
Интегральный уровень эмоционального интеллекта, полученный по опроснику Н. Холла, в группе женщин в возрасте 40-45 лет выше, чем в группе женщин 24-30 лет (и=287, р=0,016).
В таблице 2 приведены результаты расчета статистически значимых различий составляющих эмоционального интеллекта у женщин разного возраста, полученных по опроснику Д. В. Люсина.
Анализ полученных результатов, представленных в табл. 2, показывает, что все показатели ЭИ, выявленные с помощью методики Д.В. Лю-сина, в группе женщин средней взрослости выше, чем в группе женщин ранней взрослости. При этом не по всем параметрам различия достигают уровня статистической значимости.
У женщин 40-45 лет по сравнению с женщинами 25-30 лет в большей степени выражен такой показатель ЭИ как «Управление своими эмоциями» (и=293, р=0,019), что отражает большую способность женщин средней взрослости к эмоциональному самоконтролю. Этот
Таблица 1 - Результаты расчета статистически значимых различий составляющих эмоционального интеллекта
у женщин разного возраста (опросник Н. Холла)
Шкала Среднее и-критерий Манна-Уитни Уровень значимости (р)
женщины 25-30 лет (ранняя взрослость) женщины 40-45 лет (средняя взрослость)
Эмоциональная осведомленность 9,4 13,1 ^287 p=0,016*
Управление своими эмоциями 2,5 5 и=375 р=0,267
Самомотивация 6,3 9,2 ^322 p=0,05*
Эмпатия 8,5 11,3 ^311 p=0,04*
Распознавание эмоций других людей 8 11,1 ^293 p=0,02*
Интегративный уровень ЭИ 34,7 49,86 ^287 p=0,016*
* - различия статистически достоверны (р<0,05)
результат согласуется с данными, полученными по тесту Холла о более высокой самомотивации женщин 40-45 лет. Умение управлять своими эмоциями помогает женщине в период средней взрослости справляться со свойственной этому возрасту эмоциональной неустойчивостью, переживаниями по поводу взросления и скорого ухода детей в свою жизнь, появлением первых признаков старения.
У женщин 40-45 лет по сравнению с женщинами 25-30 лет наиболее выражен такой показатель ЭИ как «Контроль экспрессии» (И=233, р=0,001), что отражает большую способность женщин средней взрослости к контролю внешних проявлений своих эмоций. Можно предположить, что такой навык управления внешним проявлением эмоций в значительной степени формируется в результате жизненного опыта.
У женщин 40-45 лет по сравнению с женщинами 25-30 лет в большей степени выражен показатель «Внутриличностный эмоциональный интеллект» (И=254, р=0,004), что отражает большую способность женщин средней взрос-
лости к пониманию и управлению собственными эмоциями. Можно предположить, что это связано с тем, что в период средней взрослости женщина выполнила основные задачи -создала семью, родила детей, реализовала себя в профессии, обустроила быт. И в этот момент появляются мысли о будущем, о новом смысле жизни. У женщин в период ранней взрослости большую роль играет межличностный интеллект. Это связано с решением задач, стоящих перед женщиной 25-30 лет - профессиональная реализация, поиск партнера для создания семьи, рождение ребенка.
У женщин 40-45 лет по сравнению с женщинами 25-30 лет в большей степени выражен такой показатель ЭИ как «Управление эмоциями» (И=256, р=0,004), что отражает большую способность женщин средней взрослости к управлению своими и чужими эмоциями.
У женщин 40-45 лет по сравнению с женщинами 25-30 лет в большей степени выражен общий показатель ЭИ, полученного по опроснику Д.В. Люсина (И=299, р=0,025).
Таблица 2 - Результаты расчета статистически значимых различий составляющих эмоционального интеллекта
у женщин разного возраста (опросник Д.В. Люсина)
Шкала Среднее и-критерий Манна-Уитни Уровень значимости (р)
женщины 25-30 лет (ранняя взрослость) женщины 40-45 лет (средняя взрослость)
Понимание чужих эмоций (МП) 22 23,2 и=393 р=0,40
Управление чужими эмоциями (МУ) 19 19,2 и=432 р=0,78
Понимание своих эмоций (ВП) 18,2 20 и=342 р=0,11
Управление своими эмоциями (ВУ) 12,9 14,7 и=293 р=0,019*
Контроль экспрессии (ВЭ) 10,4 13,8 и=233 р=0,001*
МЭИ 41,4 42,5 и=417 р=0,63
ВЭИ 41,6 48,6 и=254 р=0,004*
Понимание эмоций(ПЭ) 40,3 43,2 и=356 р=0,166
Управление эмоциями (УЭ) 42,7 47,8 и=256 р=0,004*
Общий ЭИ 83 91 и=299 р=0,025*
* - различия статистически достоверны (р<0,05)
Важно также, что возрастная динамика способности к управлению эмоциями у женщин выражены в большей степени, чем способность к пониманию эмоций. Это можно объяснить важной практической ролью эмоциональной сферы в жизни женщины, для которой эмоции -это ключевой элемент взаимодействия со своим Я и другими людьми и в этой связи ключевую роль приобретают навыки управления эмоциональными состоянии.
В целом можно отметить согласованность сравнительного анализа показателей ЭИ у женщин ранней и средней взрослости, полученных по методикам Н.Холла и Д.В. Люсина. Данные показывает более высокий уровень выраженности компонентов ЭИ у женщин средней взрослости.
Обобщая результаты сравнительного анализа показателей ЭИ у женщин разного возраста, можно отметить, что у женщин средней взрослости параметры ЭИ выше, чем у женщин ранней взрослости. С нашей точки зрения, ключевым фактором выявленных различий выступает именно жизненный опыт, который при любых личностных особенностях женщин выступает обязательным атрибутом возраста.
Выводы
Проблема изучения особенностей ЭИ и его развития у женщин разного возраста является актуальной для современного общества. Включение женщины в различные виды социально-экономических отношений требует от нее
наличие таких качеств как инициативность, целеустремленность, хорошая адаптивность, саморегуляция, уравновешенность, стрессоу-стойчивость. Развитие ЭИ позволяет женщине справляться с теми задачами, которые возникают перед ней на разных возрастных этапах.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что по всем составляющим ЭИ уровень развития выше у женщин средней взрослости по сравнению с женщинами ранней взрослости. Это говорит о том, что с возрастом эмоциональный интеллект развивается, женщина научается лучше понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими, сопереживать другим людям.
Для женщин средней взрослости понимание своих эмоций, управление ими приобретают большую значимость. Это может быть связано с тем, что, выполнив основные возрастные задачи, у женщины появляется возможность больше времени уделить себе, своим переживаниям. В этот период происходит переосмысление своей жизни и определение новых жизненных задач.
Полученные результаты в ходе исследования позволяют сделать вывод о подтверждении гипотезы исследования - выявлена возрастная динамика эмоционального интеллекта у женщин, связанная с развитием ЭИ от ранней к средней взрослости в связи с накоплением жизненного опыта в понимании и управлении своими и чужими эмоциями.
18.01.2018
Список литературы:
1. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И.Н. Андреева. - Новополоцк: ПГУ, 2011. - 388 с.
2. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2007. - 431 с.
3. Грибкова, О.В. Возрастные особенности уровня развития эмоционального интеллекта студентов и работающих взрослых [Электронный ресурс] / О.В. Грибкова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2014. - № 1(15). -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-urovnya-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-studentov-i-гаЬо1ауи8сЬ1Ь-У2го81уЬ. Дата обращения: 18.05.2018.
4. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002.
5. Ильин, Е.П. Динамика характеристик эмоциональной сферы и агрессивности на протяжении периода от юности до старости / Е.П. Ильин, А.Н. Липина // Вестник практической психологии образования. - 2007. - № 4 (13). - С. 42-46.
6. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. - М.: Ин-т психологии РАН, 2004.
7. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. - С. 3-22.
8. Манойлова, М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов / М.А. Манойлова. - Псков: ПГПИ, 2004. - 60 с.
9. Минуллина, А.Ф. Исследование характеристик эмоционального интеллекта и показателей толерантности к неопределенности у мужчин и женщин / А.Ф. Минуллина, Э.И. Муртазина // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2014. - № 4 (30). - С. 125-130.
10. Робертс, Р. Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д.В. Люсин // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики. - 2004. - Т. 1. - № 4. - С. 3-24.
11. Bar-On, R. Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): A Measure of Emotional Intelligence. TechnicalManual / R. Bar-On. -Toronto. Canada: Multi-health Systems, 2004.
12. Ekman, P. Darwin and facial expression: Century of research in review / P. Ekman. - N.Y.: Academic Press, 1973.
13. Mayer, J.D. Emotion, intelligence, emotional intelligence / J.D. Mayer, J.P. Forgas (ed.) // The handbook of affect and social cognition. - Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2000. - P. 410-431.
14. Mayer, J.D. Emotional intelligence: Theory, Findings, and Implications / J.D. Mayer, P. Salovey, D. Caruso // Psychological Inquiry. -2004. - V. 15. - № 3. - P. 197-215.
15. Petrides, K.V. The role of trait emotional intelligence in academic performance and deviant behavior at school / K.V. Petrides, N. Frederickson, A. Furman // Personality and Individual Differences. - 2004. - 36. - P. 277-293.
References:
1. Andreeva I.N. EHmocional'nyj intellekt kak fenomen sovremennojpsihologii [Emotional intelligence as phenomenon of modern psychology]. Novopolotsk: PSU, 2011, 388 p.
2. Bendas T.V. Gendernaya psihologiya [Gender psychology]. SPb.: Piter, 2007, 431 p.
3. Gribkova O.V. Age characteristics of development level of emotional intelligence in students and working adult. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya: Psihologiya [Bulletin of Samara Academy of Humanities. Series: Psychology], 2014, no. 1 (15). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-urovnya-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-studentov-i-rabotayuschih-vzroslyh (accessed 18.05.2018).
4. Ilyin E.P. Differencial'nayapsihofiziologiya muzhchiny i zhenshchiny [Differential psychophysiology of men and women]. SPb.: Piter, 2002.
5. Ilyin E.P, Lipina A. N. Dynamics of emotional sphere and aggressiveness characteristics over a period from adolescence to old age. Vestnik prakticheskojpsihologii obrazovaniya [Bulletin of practical educational psychology], 2007, no. 4 (13), pp. 42-46.
6. Liusin D.V., ed. by D.V. Liusin, D.V. Ushakov A contemporary view of emotional intelligence. Social'nyj intellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya [Social intelligence: Theory, measurement, research]. M.: Institute of Psychology of RAS, 2004.
7. Liusin D.V. New methods of measurement of emotional intelligence: EmIn questionnaire. Psihologicheskaya diagnostika [Pscychological diagnostics], 2006, no. 4, pp. 3-22.
8. Manoilova M.A. Razvitie ehmocional'nogo intellekta budushchih pedagogov [Development of emotional intelligence of future teachers]. Pskov: PSPI, 2004, 60 p.
9. Minullina A.F., Murtazina E.I. Study of characteristics of emotional intelligence and indicators of tolerance of ambiguity in men and women.
Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke [Humanities research in the Russian Far East], 2014, no. 4 (30), pp. 125-130.
10. Roberts R.D., G. Matthews, M. Zeidner, D.V. Liusin. Emotional intelligence: problems of theory, measurement and practical. Psihologiya: ZHurnal Vysshej SHkoly EHkonomiki [Psychology: Journal of the Higher School of Economics], 2004, vol. 1, no. 4, pp. 3-24.
11. Bar-On R. Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): A Measure of Emotional Intelligence. TechnicalManual. Toronto. Canada: Multi-healthSystems, 2004.
12. Ekman P. Darwin and facial expression: Centuryof research in review. N.Y.: Academic Press, 1973.
13. Mayer J.D., Forgas J.P. (ed.) Emotion, intelligence, emotional intelligence. The handbook ofaffect and social cognition. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2000, pp. 410-431.
14. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D. Emotional intelligence: Theory, Findings, and Implications. Psychological Inquiry, 2004, vol. 15, no. 3, pp. 197-215.
15. Petrides K.V., Frederickson N., Furnham A. The role of trait emotional intelligence in academic performance and deviant behavior at school.
Personality and Individual Differences, 2004, 36, pp. 277-293.
Сведения об авторах:
Карабущенко Наталья Борисовна, заведующий кафедрой психологии и педагогики Российского университета дружбы народов, доктор психологических наук, профессор E-mail: n_karabushenko@inbox.ru
Зорина Наталья Николаевна, магистрант 2 курса кафедры психологии и педагогики по направлению «Психологическое консультирование» Российского университета дружбы народов
117198, г. Москва,ул. Миклухо-Маклая, 10а