Научная статья на тему 'Эмоциональный интеллект городских школьников'

Эмоциональный интеллект городских школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3993
650
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КОЭФФИЦИЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ (EQ) / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ШКОЛЬНИКИ / EMOTIONAL QUOTIENT (EQ) / EMOTIONS / INTELLIGENCE / EMOTIONAL INTELLIGENCE / EMOTIONAL COMPETENCE / PSYCHOLOGICAL STUDIES / SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Краснов Михаил Васильевич, Григорьева Марина Николаевна

Актуальность работы определяется ведущей ролью эмоций в развитии личности, большим вниманием специалистов к данной проблеме, а также недостаточной разработанностью вопросов развития эмоционального интеллекта у школьников. Впервые представлены данные анализа уровня эмоционального интеллекта (ЭИ) учеников 5 и 9 классов лицея № 3 г. Чебоксары Чувашской Республики. Уровень эмоционального интеллекта (EQ) оценивали с помощью теста опросника «ЭмИн», предложенного Н. Холлом и Д. В. Люсиным. В результате обследования выявлена зависимость развития ЭИ от возраста и пола, установлено, что показатели ЭИ у девочек достоверно выше, чем у мальчиков, у девятиклассников выше, чем у пятиклассников. Управление своими эмоциями, контроль экспрессии у мальчиков выше, чем у девочек. Эмоциональный интеллект детей и подростков нуждается в целенаправленном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Краснов Михаил Васильевич, Григорьева Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE OF URBAN SCHOOL PUPILS

Relevance of the work is determined by the leading role of emotions in the development of personality, expert’s attention to this issue, as well as by insufficient research of emotional intelligence among schoolchildren. This work presents the first time data analysis of the level of emotional intelligence (EI) among pupils of the 5 th and the 9 th grades of «Lyceum № 3» of Cheboksary, Chuvash Republic. The level of emotional quotient (EQ) was evaluated using a questionnaire test «EmIn», proposed N. Hall and D. C. Liusin. The survey revealed the dependence of EI level from age and gender, it was found that the level of EI among girls is significantly higher than among boys; it is also higher among ninth-graders than among fifth-graders. The control of emotions, control of expression is higher among boys than among girls. The emotional intelligence of children and adolescents must be properly developed.

Текст научной работы на тему «Эмоциональный интеллект городских школьников»

УДК 616.053, 613.221 ББК 57.33

М.В. КРАСНОВ, М.Н. ГРИГОРЬЕВА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ГОРОДСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова: эмоции, интеллект, эмоциональный интеллект, коэффициент эмоциональности (EQ), эмоциональная компетентность, психологические исследования, школьники.

Актуальность работы определяется ведущей ролью эмоций в развитии личности, большим вниманием специалистов к данной проблеме, а также недостаточной разработанностью вопросов развития эмоционального интеллекта у школьников. Впервые представлены данные анализа уровня эмоционального интеллекта (ЭИ) учеников 5 и 9 классов лицея № 3 г. Чебоксары Чувашской Республики. Уровень эмоционального интеллекта (EQ) оценивали с помощью теста - опросника «ЭмИн», предложенного

Н. Холлом и Д. В. Люсиным. В результате обследования выявлена зависимость развития ЭИ от возраста и пола, установлено, что показатели ЭИ у девочек достоверно выше, чем у мальчиков, у девятиклассников выше, чем у пятиклассников. Управление своими эмоциями, контроль экспрессии у мальчиков выше, чем у девочек. Эмоциональный интеллект детей и подростков нуждается в целенаправленном развитии.

M. KRASNOV, M. GRIGOREVA

EMOTIONAL INTELLIGENCE OF URBAN SCHOOL PUPILS

Key words: emotions, intelligence, emotional intelligence, emotional quotient (EQ), emotional competence, psychological studies, schoolchildren.

Relevance of the work is determined by the leading role of emotions in the development of personality, expert’s attention to this issue, as well as by insufficient research of emotional intelligence among schoolchildren. This work presents the first time data analysis of the level of emotional intelligence (EI) among pupils of the 5th and the 9th grades of «Lyceum № 3» of Cheboksary, Chuvash Republic. The level of emotional quotient (EQ) was evaluated using a questionnaire test «EmIn», proposed N. Hall and D. C. Liusin. The survey revealed the dependence of EI level from age and gender, it was found that the level of EI among girls is significantly higher than among boys; it is also higher among ninth-graders than among fifth-graders. The control of emotions, control of expression is higher among boys than among girls. The emotional intelligence of children and adolescents must be properly developed.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) - способность разбираться в эмоциях человека: понимать эмоции и причину, вызывающую эмоции, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией. Некоторые исследователи полагают, что эмоциональному интеллекту можно обучиться и укрепить такие знания, в то время как другие считают, что это свойство передается с генами, равно как и другие умственные способности [1, 10, 11, 18-24].

Это понятие введено в научный обиход П. Сэловеем и Дж. Майером [18-21, 23, 24]. Первые концепции ЭИ возникли в 1990 г. Петр Сэловей и Джон Майер, ведущие исследователи эмоционального интеллекта, в 1990 г. опубликовали статью «Эмоциональный интеллект», в которой они дали такое понятие этому явлению: «Это подмножество социального интеллекта, которое включает в себя способность контролировать свои эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать полученную информацию для управления мышлением и действиями других людей». Этими же учеными была разработана первая и наиболее известная в научной психологии модель эмоционального интеллекта. Это сложный конструкт, состоящий из способностей трёх типов: 1) идентификация и выражение эмоций, 2) регуляция эмоций, 3) использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности [1, 2, 4, 5, 16-19, 21-24].

В последние десять лет ученые всего мира основательно занялись изучением эмоций. В настоящее время разработано большое количество инструментов для оценки эмоционального инструмента, хотя содержание и подходы в них

различны [1, 3, 9, 10, 12-16]. С помощью нейробиологии можно понять, как мозговые центры, которые ответственны за эмоции, способны вызывать гнев или ярость, как и какие отделы мозга заставляют человека влюбляться и творить добро.

В начале ХХ в. психолог В. Штерн предложил выражать интеллектуальные способности с помощью коэффициента интеллекта (10) [11, 12]. Д. Гоулман [4, 5] в своих работах по эмоциональному лидерству предположил, что коэффициент БО — эмоциональный показатель интеллекта играет более важную роль, чем 10, так как контроль над своими собственными эмоциями и правильность восприятия чужих определяет интеллект точнее, чем способность логически мыслить. По данным исследований Д. Гоулмана, эффективность управленческой работы на 85% определяется эмоциональным интеллектом и только на 15% определяется с помощью 1О [4, 5, 6].

Таким образом, подтвердилось суждение, что умение слушать и слышать других гораздо важнее умения использовать собственные знания, а умение задавать правильные вопросы гораздо важнее умения давать прямые и четкие указания [7-9].

Поэтому эмоциональный интеллект понимается как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях.

Эмоциональный интеллект - совокупность интеллектуальных способностей индивидуума к пониманию эмоций и управлению ими. Чтобы добиться успеха, недостаточно обладать просто интеллектом - нужен интеллект эмоциональный [2, 4, 5, 7-12, 23-24].

Цель исследования - изучить эмоциональный интеллект городских школьников Чувашской Республики, провести его сравнение у детей разных возрастно-половых категорий.

Материалы и методы исследования. Под нашим наблюдением находилось 60 учащихся физико-математического лицея. Дети распределены на две группы по тридцать человек пятого (14 девочек, 16 мальчиков) и девятого (13 девушек, 17 юношей) классов. В своем исследовании мы использовали опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина [7], который состоит из 46 утверждений, по отношению к которым испытуемый должен выразить степень своего согласия, используя четырехбалльную шкалу (совсем не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, полностью согласен). Эти утверждения объединяются в пять субшкал, которые, в свою очередь, группируются в четыре шкалы общего порядка [7-9].

В основу опросника «ЭмИн» положена трактовка эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции, может контролировать внешнее выражение эмоций, может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию [7, 8]. Можно говорить о внутрилично-стном (ВЭИ) и межличностном (МЭИ) Эи. В структуре ЭИ априорно выделяется два «измерения», пересечение которых даёт четыре вида ЭИ [8].

Для подсчета баллов ответы испытуемых кодировали по следующей схеме: для утверждений с прямым ключом (знак плюс «+»): «совсем не согласен» - 0, «скорее не согласен» - 1, «скорее согласен» - 2, «полностью согласен» - 3; для утверждений с обратным ключом (знак минус «-»): «совсем не согласен» - 3, «скорее не согласен» - 2, «скорее согласен» - 1, «полностью согласен» - 0.

Опросник «ЭмИн» даёт баллы по двум субшкалам, измеряющим различные аспекты МЭИ, и по трём субшкалам, измеряющим различные аспекты ВЭИ. Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путём простого суммирования соот-

ветствующих субшкал, т.е. МЭИ = МП (понимание чужих эмоций) + МУ (управление чужими эмоциями), ВЭИ = ВП (понимание своих эмоций) + ВУ (управление своими эмоциями) + ВЭ (контроль экспрессии). Другой способ суммирования субшкал даёт ещё две шкалы - ПЭ (понимание эмоций) и УЭ (управление эмоциями), ПЭ = МП (понимание чужих эмоций) + ВП (понимание своих эмоций).

Мы также использовали интегральный показатель общего эмоционального интеллекта (ОЭИ): ОЭИ = МП + МУ + ВП + ВУ + ВЭ.

Для оценки межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта мы использовали 6 шкал и ключи для расшифровки.

1. Межличностный эмоциональный интеллект

Шкала М1. Интуитивное понимание чужих эмоций;

Шкала М2. Понимание чужих эмоций через экспрессию;

Шкала МЗ. Общая способность к пониманию чужих эмоций.

2. Внутриличностный эмоциональный интеллект

Шкала В1. Осознание своих эмоций;

Шкала В2. Управление своими эмоциями;

Шкала ВЗ. Контроль экспрессии.

Ключи для расшифровки

Шкала МП: «+» 1, 3, 11, 13, 20, 27, 29, 32, 34; «-» 8, 38, 42, 46.

Шкала МУ: «+» 9, 15, 17, 24, 36; «-» 2, 5, 30, 40, 44.

Шкала ВП: «+» 7, 14, 26, «-» 8, 18, 22, 31, 35, 41, 45.

Шкала ВУ: «+» 4, 25, 28, 37; «-» 12, 33, 43.

Шкала ВЭ : «+» 19, 21, 23; «-» 6, 10, 16, 39.

Всем школьникам после предварительного инструктажа мы предлагали заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Около каждого утверждения необходимо поставить крестик (или галочку) в той графе, которая лучше всего отражает мнение тестируемого.

Полученные результаты были обработаны в соответствии с ключом. Подсчитано общее количество баллов по всему опроснику «ЭмИн» и средний балл по каждому из классов. Статистическую обработку данных проводили с помощью программы 81айз1юа. Достоверным считали различия между выборками при р < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные в ходе наших исследований результаты представлены в табл. 1, 2. Полученные нами данные сравнивали с нормами значений ЭИ по опроснику Д.В. Люсина (табл. 3).

При определении интегрального показателя общего эмоционального интеллекта ОЭИ очень низкий ЭИ выявлен у одного мальчика из 5 класса (что составляет 6% детей этой категории); низкий эмоциональный интеллект -у одной девочки из 9 класса (8%), 3 девятиклассников, что составляет 18%, 2 пятиклассниц (14%) и 5 мальчиков из 5 класса (31%).

Средние показатели ЭИ выявлены у 5 девятиклассниц (39%), 11 мальчиков из 9 класса (70%), 8 пятиклассниц (58%) и 10 мальчиков этого же возраста, что составляет 63%.

Таблица 1 Таблица 2

Эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект

у школьников 5 класса у школьников 9 класса

Показатель ЭИ Девочки Мальчики

абс. % абс. %

Очень низкий - - - -

Низкий 1 8 3 18

Средний 5 39 11 70

Высокий 5 39 2 12

Очень высокий 2 16 - -

Показатель ЭИ Девочки Мальчики

абс. % абс. %

Очень низкий - - 1 6

Низкий 2 14 5 31

Средний 8 58 10 63

Высокий 4 28 - -

Очень высокий - - - -

Высокий уровень эмоционального интеллекта определен у 5 девятиклассниц (39%). Очень высокий уровень определен только у 2 (16%) из всех девушек 9 класса. У 2 девятиклассников (12%), 4 пятиклассниц (28%), всех мальчиков пятого класса выявлен средний эмоциональный интеллект.

По данным наших исследований доказано, что эмоциональный интеллект выше у старшеклассников (р < 0,05) обоего пола. Установлено также, что данные эмоционального интеллекта у девушек несколько выше, чем у молодых людей в обеих возрастных категориях.

По результатам тестирования выявились различия не только в величине общего показателя эмоционального интеллекта, но и в его составляющих. Шкала МЭИ - способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими (или сумма двух субшкал: МП + МУ), и она имела более высокие показатели у девочек в обеих возрастных группах (р < 0,05). Причем МЭИ в большей степени состоял у пятиклассниц из МП и поровну из МП и МУ - у старшеклассниц. У девочек более развиты чувство понимания других людей и способность управления ими, чем у молодых людей (по шкале норм значений ЭИ - от 39 до 53 баллов).

По данным наших исследований доказано, что как у мальчиков, так и у девочек эмоциональный интеллект выше у старшеклассников (р < 0,05). Выявлено также, что данные эмоционального интеллекта у девушек несколько выше, чем у молодых людей в обеих возрастных категориях.

Выводы. 1. Эмоциональный интеллект можно соотнести с такими понятиями, как «интеллект» и «эмоции».

2. Имеется прямая зависимость развития эмоционального интеллекта школьников от возраста.

3. ЭИ у девочек выше, чем у мальчиков той же возрастной группы.

4. У девушек более развита способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.

5. Понимание своих эмоций, управление своими эмоциями, контроль экспрессии более высокие у мужской части тестируемых.

6. Повышение уровня эмоционального интеллекта личности возможно путем целеустремленной работой над собой.

7. Эмоциональный интеллект детей и подростков нуждается в целенаправленном развитии.

Литература

1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.

2. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57-65.

3. Бьюзен Т. Могущество социального интеллекта. Минск: Попурри, 2004. 208 с.

4. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 301 с.

5. Гоулман Д. С чего начинается лидер. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.246 с.

6. Краснов М.В., Григорьева М.Н. Зависимость интеллектуального развития школьников города Чебоксары от состояния здоровья // Материалы IV конгресса педиатров России. М.: Педи-атрЪ , 2011. С. 69-70.

Таблица 3

Нормы значений ЭИ по Д.В. Люсину [7, 8]

Шкала Значение

очень низкое низкое среднее высокое очень высокое

МП 0-19 20-22 23-26 27-30 31 и выше

МУ 0-14 15-17 18-21 22-24 25 и выше

ВП 0-13 14-16 17-21 22-25 26 и выше

ВУ 0-9 10-12 13-15 16-17 18 и выше

ВЭ 0-6 7-9 10-12 13-15 16 и выше

МЭИ 0-34 35-39 40-46 47-52 53 и выше

ВЭИ 0-33 34-38 39-47 48-54 55 и выше

ПЭ 0-34 35-39 40-47 48-53 54 и выше

УЭ 0-33 34-39 40-47 48-53 54 и выше

ОЭИ 0-71 72-78 79-92 93-104 105 и выше

7. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник «ЭмИн» // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22.

8. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. С. 29-35.

9. Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. С. 129-140.

10. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М.: КСП+, 2003.

272 с.

11. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста: пер. с нем. СПб.: Союз, 1997. 240 с.

12. Штерн В. Дифференциальная психология и её методические основы / послесл. А.В. Брушлинского и др. М.: Наука, 1998. 120 с.

13. Ясюкова Л.А. Особенности становления социального интеллекта младших школьников // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы / под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Ин-т психологии РАН, 2010. С. 766-770.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): technical manual. Toronto, Canada: Multy-Health System, 1997. 120 р.

15. Brackett M.A., Salovey P. Measuring emotional intelligence with the Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test / Ed. by G. Geher // Measurement of emotional intelligence. Hauppauge. N.Y.: Nova Science Publishers, 2004. P. 105-150.

16. Development and validation of a measure of emotional intelligence / N.S. Schutte, J.M. Ma-louff, L.E. Hall et al. // Personality and Individual Differences. 1998. Vol. 25. P. 167-177.

17. Downs A, Smith T. Emotional understanding, cooperation and social behavior in high-functioning children with autism // J. of Autism Developmental Disoders. 2004. Vol. 34, № 6. P. 625-635.

18. Mayer J.D., Salovey P. What is emotional intelligence? // Ed. by P. Salovey, D. Sluyter; Emotional development and emotional intelligence: educational implications. N.Y.: Perseus Books Group, 1997. P. 3-31.

19. Mayer J.D., Caruso D., Salovey P. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. 1999. Vol. 27. P. 267-298.

20. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // Handbook of intelligence / ed. by R. Stenberg. N.Y.: Cambridge University Press. 2000. P. 396-420.

21. MayerJ.D., Salovey P., Caruso D.R. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT) user's manual // Emotion, 2003. Vol. 3, № 1. P. 97-105.

22. Measuring Emotional Intelligence with the MSCEIT V2.0 / J.D. Mayer, D.R. Caruso, P. Salovey et al. // Emotion. 2003. Vol. 3, № 1. P. 97-105.

23. Salovey P., Brackett M., Mayer J.D. Emotional intelligence: key readings on the Mayer and Salovey model // International Journal, 2004. Vol. 7 (4). P. 53-66.

24. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition, and Personality, 1990. Vol. 9. P. 185-211.

КРАСНОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор медицинских наук, профессор кафедры детских болезней, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

KRASNOV MIKHAIL - doctor of medicine sciences, professor of children's diseases, Chuvash State University, Russia, Cheboksary ([email protected]).

ГРИГОРЬЕВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА - кандидат медицинских наук, доцент кафедры детских болезней, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

GRIGOREVA MARINA - candidate of medicine sciences, associate professor of children's diseases, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.