УДК 371.4
Комлик Любовь Юрьевна
кандидат психологических наук, доцент
Меренкова Вера Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина [email protected], [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В работе проведен анализ содержательных характеристик эмоционального интеллекта, биологических и социальных предпосылок развития эмоционального интеллекта. На основании проведенного теоретического анализа литературных источников была предпринята попытка экспериментально проверить гипотезу о том, что эмоциональный интеллект родителей взаимосвязан с типом детско-родительских взаимоотношений. Эмоциональный интеллект родителей оценивался с помощью «Методики для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн», предложенной Д.В. Люсиным. Анализ типов детско-родительских отношений производился с помощью методики «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса. Качественный анализ результатов исследования эмоционального интеллекта показал, что средние значения у отцов выше по всем шкалам в сравнении с матерями. Был выявлен доминирующий тип детско-родительских отношений - потворствующая гиперпротекция. Корреляционный анализ позволил выявить достоверную взаимосвязь между эмоциональным интеллектом родителей и типом детско-родительских отношений.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, детско-родительские отношения, младшие школьники.
Эмоциональный интеллект в настоящее время рассматривается как способность к пониманию и управлению своими и чужими эмоциями, при этом выделяется вну-триличностный и межличностный эмоциональный интеллект [8, с. 33; 9, с. 151]. Способность осознавать и рассуждать по поводу своих и чужих эмоций предполагает многообразные последствия, в первую очередь, в поведении человека. В связи с этим безусловный интерес представляет изучение предпосылок развития эмоционального интеллекта, среди которых выделяют биологические и социальные.
Согласно И.Н. Андреевой (2007) «к биологическим предпосылкам эмоционального интеллекта относят уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамента, особенности переработки информации» [2, с. 58].
При этом D.D. Guastello, S.J. Guastel (2003) в своих исследованиях показали, что «была выявлена значимая корреляция между уровнем ЭИ детей и их матерей, в то время как между уровнем ЭИ детей и их отцов такая корреляция отсутствовала. На основании полученных результатов было выдвинуто предположение, что отношения «отец-сын» связаны с низким уровнем эмоционального интеллекта и поведения» [1, с. 57].
Представленные данные, по мнению И.Н. Андреевой (2007), можно объяснить тем, что «с одной стороны, возможно, что уровень эмоциональности родителей действует опосредованно, как «обогащенная среда», в которой ребенок может приобрести необходимые для адаптации знания, навыки и развить уверенность в своей эмоциональной компетентности. Наиболее значимым фактором этой
среды является мать, которая, как правило, проводит с ребенком больше времени, чем отец» [13].
Анализ социальных предпосылок развития эмоционального интеллекта позволил выделить большой спектр факторов, среди которых доминирующими являются синтония как «инстинктивное созвучие с окружением» (Я. Мазуркевич), уровень образования родителей и материальное благосостояние, наличие благополучных отношений между родителями. J.D. Mayer, Salovey [14, с. 200] считают, что «синтоническая личность поневоле переживает эмоции, совпадающие с эмоциями людей, с которым она находится в непосредственном контакте».
И.Н. Андреева в своих исследованиях (2004, 2005, 2006) показала, что «развитие синтонии связано, в первую очередь, с эмоциональными реакциями окружения на действия ребенка. Становлению синтоничности ребенка препятствует, во-первых, гиперопека и переоценка его родителями. В условиях постоянной заботы родителей, их чрезмерной любви у ребенка нет необходимости стремиться к установлению эмоционального контакта с взрослыми, вследствие чего механизмы, позволяющие сделать это, не формируются. Во-вторых, развитие синтонии блокируется, если ребенок, потенциально способный к установлению эмоционального контакта, лишается такой возможности из-за безразличия или враждебности окружения. Асинто-ничность, возникшая как следствие депривации потребности в эмоциональном контакте, затрудняет процесс выражения эмоций субъектом и понимания его партнерами по общению» [1, с. 59].
Несмотря на то, что синтония является одним из доминирующих социальных факторов развития эмоционального интеллекта, мы не можем опустить ряд других важных показателей формирова-
© Комлик Л.Ю., Меренкова В.С., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика № 3
37
ния ЭИ, в частности, уровень образования и семейный доход родителей.
Опираясь на точку зрения Д. Гоулмана (1998), можно выдвинуть предположение, что между уровнем ЭИ и карьерными и материальными достижениями родителей существует прямая взаимосвязь: повышение одного показателя влечет за собой увеличение другого. И.Н. Андреева (2007) делает акцент на том, что «возможно, люди с более высоким уровнем образования (и поэтому с более высоким материальным доходом, поскольку эти показатели в западных странах взаимосвязаны) могут отдавать больше времени самопознанию и саморазвитию, при этом их дети развиваются в более эмоционально и интеллектуально «обогащенной среде», нежели потомки необразованных и малообеспеченных родителей» [2, с. 61].
Еще одной немаловажной социальной предпосылкой развития эмоционального интеллекта являются эмоционально благополучные отношения между родителями. Исследование (Орме, 2003) показало, что люди с высоким уровнем удовлетворенности своей семейной жизнью обладают более высокими показателями по ЭИ по сравнению с неудовлетворенными. Возможно, данный факт определяется тем, что родители с высоким уровнем понимания и управления своими и чужими эмоциями способны строить более гармоничные семейные взаимоотношения, которые, в свою очередь, обуславливают и развитие способности осознавать и понимать свои и чужие эмоции у их собственных детей. Именно в такой семье все члены более трепетно относятся к чувствам друг друга, чаще анализируют сложные эмоциональные ситуации и затруднения, и предпочитают гармоничные типы детско-родительских взаимоотношений.
Как было показано ранее в наших исследованиях? «недостаточное осознание собственных эмоций может принести не столько пользу, сколько вред ребенку, когда в избытке любви мать начинает
чрезмерно опекать и контролировать ребенка или, напротив, недостаток общения и любви к ребенку со стороны матери, а также чрезмерное применение методов наказания может негативно отразиться на его психофизическом развитии и здоровье» [10, с. 67].
На основании проведенного теоретического анализа научной литературы нами была предпринята попытка экспериментально проверить гипотезу о том, что эмоциональный интеллект родителей взаимосвязан с типом детско-родительских взаимоотношений.
В исследовании приняли участие 62 родителя детей младшего школьного возраста (46 матерей и 16 отцов). Средний возраст испытуемых: родителей младших школьников - 34,3±5,6, из них матерей - 33,6±5,6; отцов детей - 35,9±5,4. В качестве базы экспериментального исследования была выбрана МБОУ СОШ г. Липецка.
Оценка эмоционального интеллекта родителей производилась с помощью «Методики для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн» предложенной Д.В. Люсиным [7, с. 276278]. Был проведен анализ различий средних значений по всем шкалам опросника в зависимости от пола родителей детей младшего школьного возраста (см. табл. 1).
Представленные результаты совпадают с данными, полученными в ходе исследования Д.В. Люсиным с использованием опросника ЭмИн. Согласно Дмитрию Владимировичу «...Что касается средних, то у мужчин оказались выше значения по всем шкалам, причем эти различия высоко значимы для шкал «Внутриличностный эмоциональный интеллект» и «Управление эмоциями» . Эти результаты интересны тем, что они противоречат общепринятой точке зрения (часто подтверждаемой эмпирически), что женщины обладают более высоким эмоциональным интеллектом. Возможное объяснение состоит в том, что в рамках самоотчета
Таблица 1
Среднегрупповое значения и стандартные отклонения родителей мужского и женского пола
по всем шкалам опросника ЭмИн
Шкала (субшкала) Матери младших школьников Отцы младших школьников
Среднегрупповое значение ± стандартное отклонение Среднегрупповое значение ± стандартное отклонение
Понимание эмоций - ПЭ 30,0±11,1 33,7±12,6
Управление эмоциями - УЭ 34,1±12,3 39,6±14,6
Понимание чужих эмоций - МП 16,2±6,1 18,7±6,6
Управление чужими эмоциями - МУ 9,3±4,7 10,4±4,6
Понимание своих эмоций - ВП 12,7±5,8 14,9±10,4
Управление своими эмоциями - ВУ 9,3±4,7 10,4±4,6
Контроль экспрессии - ВЭ 11,0±3,5 11,5±4,1
Межличностный ЭИ - МЭИ 30,2±10,7 36,9±12,2
Внутриличностный ЭИ - ВЭИ 33,9±12,8 38,0±14,8
Общий ЭИ - ОЭИ 63,7±22,3 73,2±26,6
38
Вестник КГУ ^ 2017
испытуемые мужского пола демонстрируют большую уверенность в своей компетентности и более высокую самоэффективность» [7, с. 268-269].
Далее нами была предпринята попытка наглядно продемонстрировать распределение испытуемых мужского и женского пола в зависимости от параметров ЭИ (см. рис. 1). Разброс доверительного интервала по выборке матерей детей младшего школьного возраста в отличие от отцов детей обусловлен неуравновешенностью выборки, что, к сожалению, не позволяет применить непараметрические критерии с целью выявления достоверности различий по всем структурным компонентам ЭИ между выборками матерей и отцов младших школьников.
Согласно Дж. Боулби [6, с. 148], «возникновение эмоционального самоощущения у ребенка происходит по механизму интериоризации того, как относятся члены семьи, родные к тем или иным качествам ребенка». Нарушение отношений между ребенком и близкими существенно влияет на его психическое развитие и здоровье. Именно поэтому, далее мы осуществили диагностику дет-ско-родительских отношений посредством проведения методики Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстиц-киса «Анализ семейных взаимоотношений» [12, с. 82-85]. Она «предназначена для поиска ошибок в родительском воспитании и позволяет диагностировать нежелательное, некорректное влияние
членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в семье и помехи для ее целостности».
Среди наиболее представленных типов семейного воспитания выявлены потворствующая гиперпротекция (35,2% от общей выборки) и гармоничный тип семейного воспитания (29,6% от общей выборки). Согласно авторам опросника «о потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они «балуют» его. Любое его желание для них - закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией - «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т.д.» [12, с. 73].
Анализ результатов исследования показал наличие в экпериментальной выборке чрезмерной гиперпротекции (16,9% от общей выборки): когда воспитание детей для родителей становится приоритетной задачей и они стремятся уделить им максимальное количество своего времени и внимания.
Повышенная моральная ответственность (11,3% от общей выборки) характеризуется высоким уровнем требований к ребенку со стороны родителей с одной стороны и пониженным вниманием к его потребностям, с другой. Минимальный процент представлен доминирующей гиперпро-
100
женскии
мужской
Пол родителей
Понимание чужих эмоций
Управление чужими эмоциями
□ Понимание своих эмоций Управление чужими эмоциями
ШКонтроль экспрессии Межличностный I эмоциональный интеллект ^Внутриличностный
□ эмоциональный интеллект
—[Понимание своих и Н чужих эмоций —|Управление своими и ^чужими эмоциями ■ Обиц^й эмоциональный 'интеллект тТип семейного воспитания
Рис. 1. Среднегрупповые значения по шкалам эмоционального интеллекта родителей детей младшего школьного возраста
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3
39
текцией, всего 5,6% от общей выборки испытуемых. При данном стиле семейного воспитания, как и при потворствующей гиперпрототекции, ребенок окружен чрезмерным вниманием и заботой со стороны близких, при этом последние ограничивают его в проявлении самостоятельности.
В основе эмоционального отвержения «лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни» [12, с. 76]. В нашем исследовании подобный тип семейного воспитания выявлен лишь у одного испытуемого-отца. Причины выявленных устойчивых сочетаний, которые способствуют формированию таких типов неправильного воспитания, как потворствующая и доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, необходимо устанавливать путем проведения дополнительного исследования.
Далее был проведен корреляционный анализ с целью выявления взаимосвязи общего ЭИ и типа детско-родительских отношений родителей (табл. 1). Общий ЭИ является суммарным показателем, который складывается из баллов по всем шкалам опросника. Корреляционный анализ позволил выявить достоверную взаимосвязь между уровнем ЭИ и типом семейного воспитания родителями детей младшего школьного возраста (k=0,585 при p<0,001).
Таким образом, проведенное нами исследование позволило подтвердить выдвинутую нами гипотезу о том, что эмоциональный интеллект родителей взаимосвязан с типом детско-родительских взаимоотношений.
Библиографический список
1. Андреева И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации // Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы онтогенеза морального сознания и поведения: Материалы III Междунар. науч. конф., 18-19 октября 2006 года, г. Гомель / науч. ред. А.А. Лытко, И.В. Сильченко. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2006. - С. 128-131.
2. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С. 57-65. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://andreeva.by/ predposylki-razvitiya-emocionalnogo-intellekta.html (дата обращения: 15.08.2017).
3. Андреева И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте // Психологическое здоровье в контексте развития личности: Материалы республ. Науч.-практ. конф., 30-31 января 2004 г., г. Брест / ред. А.В. Северин. - Брест: Изд-во УО «БРГУ им. А.С. Пушкина», 2004. - С. 12-13.
4. Андреева И.Н. Гендерные стратегии контроля деструктивных эмоций и буддистская психология // Гендер и проблемы коммуникативного поведения: Сб. материалов Второй междунар. науч. конф., 2021 сентября 2005 г. - Полоцк: ПГУ 2005. - С. 115-118.
5. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. -2006. - № 3. - С. 78-86.
6. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. - М.: Академический проект, 2006. - 232 с.
7. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - С. 264-278.
8. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 29-36.
9. Матвеева Л.Г., Горшенин Д.В. Опыт разработки методики диагностики эмоционального интеллекта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2007. - Т. 4. - № 4. - С. 149-160.
10. Николаева Е.И., Меренкова В.С. Мать и здоровый ребенок. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2014. - 148 с.
11. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. - М.: КСП+, 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// andreeva.by/predposylki-razvitiya-emocionalnogo-intellekta.html (дата обращения: 15.08.2017).
12. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2006. - 352 с.
13. Guastello D.D., Guastello S.J. Androgyny, gender role behavior, and emotional intelligence among college students and their parents // Sex Roles: A J. of Research. 2003, Dec. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.findarticles. eom/p/articles/ (дата обращения: 15.08.2017).
14. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D. Emotional intelligence: Theory, findings, and implications // Psychol. Inq. - 2004. - V 15. - № 3. - P. 197-215.
40
Вестник КГУ _J 2017