Научная статья на тему 'Взаимосвязь эмоционального интеллекта родителей и детско-родительских отношений'

Взаимосвязь эмоционального интеллекта родителей и детско-родительских отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3437
534
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Комлик Любовь Юрьевна, Меренкова Вера Сергеевна

В работе проведен анализ содержательных характеристик эмоционального интеллекта, биологических и социальных предпосылок развития эмоционального интеллекта. На основании проведенного теоретического анализа литературных источников была предпринята попытка экспериментально проверить гипотезу о том, что эмоциональный интеллект родителей взаимосвязан с типом детско-родительских взаимоотношений. Эмоциональный интеллект родителей оценивался с помощью «Методики для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн», предложенной Д.В. Люсиным. Анализ типов детско-родительских отношений производился с помощью методики «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса. Качественный анализ результатов исследования эмоционального интеллекта показал, что средние значения у отцов выше по всем шкалам в сравнении с матерями. Был выявлен доминирующий тип детско-родительских отношений потворствующая гиперпротекция. Корреляционный анализ позволил выявить достоверную взаимосвязь между эмоциональным интеллектом родителей и типом детско-родительских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Комлик Любовь Юрьевна, Меренкова Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship of emotional intelligence of parents and parent-child relationship

In our work, we analysed the content characteristics of the emotional intelligence and the biological and social prerequisites for its development. After researching the literature on the topic, we made an attempt to verify our hypothesis which was the following: the parents’ (mother’s and father’s) emotional intelligence defines the type of the parents-child relationships. The parents’ emotional intelligence was assessed with the Methods of Measuring the Emotional Intelligence: EmIn Questionnaire by Dmitriy Lyusin. The types of the parents-children relationships were analysed with The Analysis of Family Relationships by Edmond Eydemiller and Viktoras Justickis. The qualitative analysis of results of a research of emotional intelligence showed that average values at fathers are higher on all scales in comparison with mothers. The dominating type of the child parental relations is the indulging hyper patronage. The correlation analysis allowed revealing reliable interrelation between emotional intelligence of parents and type of the child parental relations.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь эмоционального интеллекта родителей и детско-родительских отношений»

УДК 371.4

Комлик Любовь Юрьевна

кандидат психологических наук, доцент

Меренкова Вера Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина lkomlik@yandex.ru, krakovv@mail.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В работе проведен анализ содержательных характеристик эмоционального интеллекта, биологических и социальных предпосылок развития эмоционального интеллекта. На основании проведенного теоретического анализа литературных источников была предпринята попытка экспериментально проверить гипотезу о том, что эмоциональный интеллект родителей взаимосвязан с типом детско-родительских взаимоотношений. Эмоциональный интеллект родителей оценивался с помощью «Методики для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн», предложенной Д.В. Люсиным. Анализ типов детско-родительских отношений производился с помощью методики «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса. Качественный анализ результатов исследования эмоционального интеллекта показал, что средние значения у отцов выше по всем шкалам в сравнении с матерями. Был выявлен доминирующий тип детско-родительских отношений - потворствующая гиперпротекция. Корреляционный анализ позволил выявить достоверную взаимосвязь между эмоциональным интеллектом родителей и типом детско-родительских отношений.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, детско-родительские отношения, младшие школьники.

Эмоциональный интеллект в настоящее время рассматривается как способность к пониманию и управлению своими и чужими эмоциями, при этом выделяется вну-триличностный и межличностный эмоциональный интеллект [8, с. 33; 9, с. 151]. Способность осознавать и рассуждать по поводу своих и чужих эмоций предполагает многообразные последствия, в первую очередь, в поведении человека. В связи с этим безусловный интерес представляет изучение предпосылок развития эмоционального интеллекта, среди которых выделяют биологические и социальные.

Согласно И.Н. Андреевой (2007) «к биологическим предпосылкам эмоционального интеллекта относят уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамента, особенности переработки информации» [2, с. 58].

При этом D.D. Guastello, S.J. Guastel (2003) в своих исследованиях показали, что «была выявлена значимая корреляция между уровнем ЭИ детей и их матерей, в то время как между уровнем ЭИ детей и их отцов такая корреляция отсутствовала. На основании полученных результатов было выдвинуто предположение, что отношения «отец-сын» связаны с низким уровнем эмоционального интеллекта и поведения» [1, с. 57].

Представленные данные, по мнению И.Н. Андреевой (2007), можно объяснить тем, что «с одной стороны, возможно, что уровень эмоциональности родителей действует опосредованно, как «обогащенная среда», в которой ребенок может приобрести необходимые для адаптации знания, навыки и развить уверенность в своей эмоциональной компетентности. Наиболее значимым фактором этой

среды является мать, которая, как правило, проводит с ребенком больше времени, чем отец» [13].

Анализ социальных предпосылок развития эмоционального интеллекта позволил выделить большой спектр факторов, среди которых доминирующими являются синтония как «инстинктивное созвучие с окружением» (Я. Мазуркевич), уровень образования родителей и материальное благосостояние, наличие благополучных отношений между родителями. J.D. Mayer, Salovey [14, с. 200] считают, что «синтоническая личность поневоле переживает эмоции, совпадающие с эмоциями людей, с которым она находится в непосредственном контакте».

И.Н. Андреева в своих исследованиях (2004, 2005, 2006) показала, что «развитие синтонии связано, в первую очередь, с эмоциональными реакциями окружения на действия ребенка. Становлению синтоничности ребенка препятствует, во-первых, гиперопека и переоценка его родителями. В условиях постоянной заботы родителей, их чрезмерной любви у ребенка нет необходимости стремиться к установлению эмоционального контакта с взрослыми, вследствие чего механизмы, позволяющие сделать это, не формируются. Во-вторых, развитие синтонии блокируется, если ребенок, потенциально способный к установлению эмоционального контакта, лишается такой возможности из-за безразличия или враждебности окружения. Асинто-ничность, возникшая как следствие депривации потребности в эмоциональном контакте, затрудняет процесс выражения эмоций субъектом и понимания его партнерами по общению» [1, с. 59].

Несмотря на то, что синтония является одним из доминирующих социальных факторов развития эмоционального интеллекта, мы не можем опустить ряд других важных показателей формирова-

© Комлик Л.Ю., Меренкова В.С., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика № 3

37

ния ЭИ, в частности, уровень образования и семейный доход родителей.

Опираясь на точку зрения Д. Гоулмана (1998), можно выдвинуть предположение, что между уровнем ЭИ и карьерными и материальными достижениями родителей существует прямая взаимосвязь: повышение одного показателя влечет за собой увеличение другого. И.Н. Андреева (2007) делает акцент на том, что «возможно, люди с более высоким уровнем образования (и поэтому с более высоким материальным доходом, поскольку эти показатели в западных странах взаимосвязаны) могут отдавать больше времени самопознанию и саморазвитию, при этом их дети развиваются в более эмоционально и интеллектуально «обогащенной среде», нежели потомки необразованных и малообеспеченных родителей» [2, с. 61].

Еще одной немаловажной социальной предпосылкой развития эмоционального интеллекта являются эмоционально благополучные отношения между родителями. Исследование (Орме, 2003) показало, что люди с высоким уровнем удовлетворенности своей семейной жизнью обладают более высокими показателями по ЭИ по сравнению с неудовлетворенными. Возможно, данный факт определяется тем, что родители с высоким уровнем понимания и управления своими и чужими эмоциями способны строить более гармоничные семейные взаимоотношения, которые, в свою очередь, обуславливают и развитие способности осознавать и понимать свои и чужие эмоции у их собственных детей. Именно в такой семье все члены более трепетно относятся к чувствам друг друга, чаще анализируют сложные эмоциональные ситуации и затруднения, и предпочитают гармоничные типы детско-родительских взаимоотношений.

Как было показано ранее в наших исследованиях? «недостаточное осознание собственных эмоций может принести не столько пользу, сколько вред ребенку, когда в избытке любви мать начинает

чрезмерно опекать и контролировать ребенка или, напротив, недостаток общения и любви к ребенку со стороны матери, а также чрезмерное применение методов наказания может негативно отразиться на его психофизическом развитии и здоровье» [10, с. 67].

На основании проведенного теоретического анализа научной литературы нами была предпринята попытка экспериментально проверить гипотезу о том, что эмоциональный интеллект родителей взаимосвязан с типом детско-родительских взаимоотношений.

В исследовании приняли участие 62 родителя детей младшего школьного возраста (46 матерей и 16 отцов). Средний возраст испытуемых: родителей младших школьников - 34,3±5,6, из них матерей - 33,6±5,6; отцов детей - 35,9±5,4. В качестве базы экспериментального исследования была выбрана МБОУ СОШ г. Липецка.

Оценка эмоционального интеллекта родителей производилась с помощью «Методики для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн» предложенной Д.В. Люсиным [7, с. 276278]. Был проведен анализ различий средних значений по всем шкалам опросника в зависимости от пола родителей детей младшего школьного возраста (см. табл. 1).

Представленные результаты совпадают с данными, полученными в ходе исследования Д.В. Люсиным с использованием опросника ЭмИн. Согласно Дмитрию Владимировичу «...Что касается средних, то у мужчин оказались выше значения по всем шкалам, причем эти различия высоко значимы для шкал «Внутриличностный эмоциональный интеллект» и «Управление эмоциями» . Эти результаты интересны тем, что они противоречат общепринятой точке зрения (часто подтверждаемой эмпирически), что женщины обладают более высоким эмоциональным интеллектом. Возможное объяснение состоит в том, что в рамках самоотчета

Таблица 1

Среднегрупповое значения и стандартные отклонения родителей мужского и женского пола

по всем шкалам опросника ЭмИн

Шкала (субшкала) Матери младших школьников Отцы младших школьников

Среднегрупповое значение ± стандартное отклонение Среднегрупповое значение ± стандартное отклонение

Понимание эмоций - ПЭ 30,0±11,1 33,7±12,6

Управление эмоциями - УЭ 34,1±12,3 39,6±14,6

Понимание чужих эмоций - МП 16,2±6,1 18,7±6,6

Управление чужими эмоциями - МУ 9,3±4,7 10,4±4,6

Понимание своих эмоций - ВП 12,7±5,8 14,9±10,4

Управление своими эмоциями - ВУ 9,3±4,7 10,4±4,6

Контроль экспрессии - ВЭ 11,0±3,5 11,5±4,1

Межличностный ЭИ - МЭИ 30,2±10,7 36,9±12,2

Внутриличностный ЭИ - ВЭИ 33,9±12,8 38,0±14,8

Общий ЭИ - ОЭИ 63,7±22,3 73,2±26,6

38

Вестник КГУ ^ 2017

испытуемые мужского пола демонстрируют большую уверенность в своей компетентности и более высокую самоэффективность» [7, с. 268-269].

Далее нами была предпринята попытка наглядно продемонстрировать распределение испытуемых мужского и женского пола в зависимости от параметров ЭИ (см. рис. 1). Разброс доверительного интервала по выборке матерей детей младшего школьного возраста в отличие от отцов детей обусловлен неуравновешенностью выборки, что, к сожалению, не позволяет применить непараметрические критерии с целью выявления достоверности различий по всем структурным компонентам ЭИ между выборками матерей и отцов младших школьников.

Согласно Дж. Боулби [6, с. 148], «возникновение эмоционального самоощущения у ребенка происходит по механизму интериоризации того, как относятся члены семьи, родные к тем или иным качествам ребенка». Нарушение отношений между ребенком и близкими существенно влияет на его психическое развитие и здоровье. Именно поэтому, далее мы осуществили диагностику дет-ско-родительских отношений посредством проведения методики Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстиц-киса «Анализ семейных взаимоотношений» [12, с. 82-85]. Она «предназначена для поиска ошибок в родительском воспитании и позволяет диагностировать нежелательное, некорректное влияние

членов семьи друг на друга, нарушения при выполнении ролей в семье и помехи для ее целостности».

Среди наиболее представленных типов семейного воспитания выявлены потворствующая гиперпротекция (35,2% от общей выборки) и гармоничный тип семейного воспитания (29,6% от общей выборки). Согласно авторам опросника «о потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они «балуют» его. Любое его желание для них - закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией - «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время родителями, что ребенок растет без отца и т.д.» [12, с. 73].

Анализ результатов исследования показал наличие в экпериментальной выборке чрезмерной гиперпротекции (16,9% от общей выборки): когда воспитание детей для родителей становится приоритетной задачей и они стремятся уделить им максимальное количество своего времени и внимания.

Повышенная моральная ответственность (11,3% от общей выборки) характеризуется высоким уровнем требований к ребенку со стороны родителей с одной стороны и пониженным вниманием к его потребностям, с другой. Минимальный процент представлен доминирующей гиперпро-

100

женскии

мужской

Пол родителей

Понимание чужих эмоций

Управление чужими эмоциями

□ Понимание своих эмоций Управление чужими эмоциями

ШКонтроль экспрессии Межличностный I эмоциональный интеллект ^Внутриличностный

□ эмоциональный интеллект

—[Понимание своих и Н чужих эмоций —|Управление своими и ^чужими эмоциями ■ Обиц^й эмоциональный 'интеллект тТип семейного воспитания

Рис. 1. Среднегрупповые значения по шкалам эмоционального интеллекта родителей детей младшего школьного возраста

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

39

текцией, всего 5,6% от общей выборки испытуемых. При данном стиле семейного воспитания, как и при потворствующей гиперпрототекции, ребенок окружен чрезмерным вниманием и заботой со стороны близких, при этом последние ограничивают его в проявлении самостоятельности.

В основе эмоционального отвержения «лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни» [12, с. 76]. В нашем исследовании подобный тип семейного воспитания выявлен лишь у одного испытуемого-отца. Причины выявленных устойчивых сочетаний, которые способствуют формированию таких типов неправильного воспитания, как потворствующая и доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, необходимо устанавливать путем проведения дополнительного исследования.

Далее был проведен корреляционный анализ с целью выявления взаимосвязи общего ЭИ и типа детско-родительских отношений родителей (табл. 1). Общий ЭИ является суммарным показателем, который складывается из баллов по всем шкалам опросника. Корреляционный анализ позволил выявить достоверную взаимосвязь между уровнем ЭИ и типом семейного воспитания родителями детей младшего школьного возраста (k=0,585 при p<0,001).

Таким образом, проведенное нами исследование позволило подтвердить выдвинутую нами гипотезу о том, что эмоциональный интеллект родителей взаимосвязан с типом детско-родительских взаимоотношений.

Библиографический список

1. Андреева И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации // Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы онтогенеза морального сознания и поведения: Материалы III Междунар. науч. конф., 18-19 октября 2006 года, г. Гомель / науч. ред. А.А. Лытко, И.В. Сильченко. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2006. - С. 128-131.

2. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С. 57-65. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://andreeva.by/ predposylki-razvitiya-emocionalnogo-intellekta.html (дата обращения: 15.08.2017).

3. Андреева И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте // Психологическое здоровье в контексте развития личности: Материалы республ. Науч.-практ. конф., 30-31 января 2004 г., г. Брест / ред. А.В. Северин. - Брест: Изд-во УО «БРГУ им. А.С. Пушкина», 2004. - С. 12-13.

4. Андреева И.Н. Гендерные стратегии контроля деструктивных эмоций и буддистская психология // Гендер и проблемы коммуникативного поведения: Сб. материалов Второй междунар. науч. конф., 2021 сентября 2005 г. - Полоцк: ПГУ 2005. - С. 115-118.

5. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. -2006. - № 3. - С. 78-86.

6. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. - М.: Академический проект, 2006. - 232 с.

7. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - С. 264-278.

8. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 29-36.

9. Матвеева Л.Г., Горшенин Д.В. Опыт разработки методики диагностики эмоционального интеллекта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2007. - Т. 4. - № 4. - С. 149-160.

10. Николаева Е.И., Меренкова В.С. Мать и здоровый ребенок. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2014. - 148 с.

11. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. - М.: КСП+, 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// andreeva.by/predposylki-razvitiya-emocionalnogo-intellekta.html (дата обращения: 15.08.2017).

12. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2006. - 352 с.

13. Guastello D.D., Guastello S.J. Androgyny, gender role behavior, and emotional intelligence among college students and their parents // Sex Roles: A J. of Research. 2003, Dec. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.findarticles. eom/p/articles/ (дата обращения: 15.08.2017).

14. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D. Emotional intelligence: Theory, findings, and implications // Psychol. Inq. - 2004. - V 15. - № 3. - P. 197-215.

40

Вестник КГУ _J 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.