2014
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 12
Вып. 2
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
УДК 159.922
Л. А. Головей, С. С. Савенышева, В. Е. Василенко, Е. Е. Энгельгардт
К ПРОБЛЕМЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ «РОДИТЕЛЬ—РЕБЕНОК»: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ЭМПИРИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ1
Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9
В статье приводится анализ современного состояния понятийного аппарата в системе отношений «родитель-ребенок» в семейной психологии. Исследование направлено на изучение стилевых характеристик воспитания, показателей родительского отношения, взаимодействия родителей с детьми-дошкольниками. В исследовании приняли участие родители детей дошкольного возраста (546 человек). Использовались методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса, опросник родительского отношения А. Я. Варги, В. В. Столи-на, методика «Взаимодействие родитель—ребенок» И. М. Марковской. Анализ выявил склонность современных родителей дошкольников к недостаточности санкций и запретов, симбио-тическим отношениям с ребенком, к инфантилизации и высокому контролю. Обнаружены различия в степени опеки и принятия ребенка у отцов и матерей, тогда как различий в воспитании мальчиков и девочек выявлено не было. Библиогр. 15 назв. Табл. 4.
Ключевые слова: семья, психология родительства, родительское отношение, стиль семейного воспитания, дошкольник.
ON BASIC CONCEPT DIFFERENTIATION IN THE «PARENT—CHILD» SYSTEM OF RELATIONS: THEORETICAL AND EMPIRICAL ASPECTS
L. A. Golovey, V. E. Vasilenko, S. S. Savenysheva, E. E. Engelgardt
St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
The article analyzes the current state of the conceptual apparatus of the system of "parent-child" relations in family psychology. Present research aims to examine parenting style characteristics, indicators of parental attitude, child-parent interaction among parents of preschoolers. The study involved 564 parents of preschoolers. Methods used were: "Analysis of family relationships" questionnaire by E. Eidemiller and V. Yustitskis; "Parent relationship to a child questionnaire" by A. Varga, V. Stolin; "Questionnaire of the parent-child interaction" by I. Markovskaya. The analysis revealed a tendency to deficiency of sanctions and prohibitions, to symbiotic relationship with the child, to infantilization and to increased control among modern parents of preschoolers. Differences in the degree of guardianship and acceptance of the child among fathers and mothers were identified with no significant differences in the education of boys and girls. Refs 15. Tables 4.
Keywords: family, psychology of parenting, parental attitude, parenting styles, preschooler.
1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 13-06-00480 на тему «Семья как ресурс психического развития детей в стабильные и критические периоды онтогенеза», 2013-2015.
Проблемы семейного воспитания приобретают особую актуальность в современной психологии. Это связано с пониманием ведущей роли семьи и ее влияния на процесс развития ребенка. Многочисленные исследования последних лет убедительно свидетельствуют, что процессы, происходящие в семейной сфере, разрушение института семьи, наличие большого количества детей, воспитывающихся в неполных семьях и в условиях семейной депривации, негативно влияют на развитие, социализацию ребенка, становление его субъектных и личностных качеств. В связи с указанными тенденциями возрастает поток исследований, посвященных семье и семейному воспитанию. Вместе с тем используемый понятийный аппарат представляется недостаточно четким. Имеется как пересечение определяемых областей, так и двоякое использование терминов, относящихся к одной и той же области. В связи с этим одной из задач нашего исследования явилось уточнение системы понятий, относящихся к сфере семейного взаимодействия. Анализ понятий, наиболее часто используемых в семейной психологии для описания отношения родителей к детям, позволил выделить следующие: родительское отношение, родительская позиция, родительские установки, стиль детско-родительского взаимодействия, стиль родительского (семейного) воспитания. Рассмотрим некоторые подходы к их определению и параметры, которыми характеризуются эти понятия.
Понятие «родительское отношение» относится к достаточно широким, но характеризующим в первую очередь эмоциональную сторону этих отношений. Так, Е. С. Шеффер и Р. А. Белл была предложена динамическая двухфакторная модель родительского отношения, основанная на выделении эмоционального (любовь—ненависть) и поведенческого (автономия—контроль) факторов [1]. А. А. Бодалев, В. В. Столин определяют родительское отношение как относительно устойчивое явление, содержание которого включает амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения [2]. Наиболее полное определение родительского отношения представила А. Я. Варга. Под родительскими отношениями она понимает целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. Родительское отношение трактуется как многомерное образование, в структуре которого выделяются три образующих: а) интегральное эмоциональное принятие или отвержение ребенка; б) межличностная дистанция в общении с ребенком; в) форма и направление контроля за поведением ребенка. Каждое измерение родительского отношения представляет собой сочетание в разной пропорции эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов отношения [3].
Родственным понятию родительское отношение является понятие «родительские чувства». А. С. Спиваковская анализирует понятие «родительская любовь», тремя измерениями которой выступают: симпатия—антипатия; уважение—презрение и близость—дальность. Сочетание этих измерений дает восемь типов родительской любви: действенная любовь, отстраненная любовь, действенная жалость, снисходительное отстранение, отвержение, презрение, преследование, отказ [4]. В работе С. Ю. Мещеряковой выделяется субъектное и объектное родительское отношение к младенцу. Субьектно-ориентированное отношение к младенцу — это отношение как к целостной, уникальной личности, безусловное и безоценочное принятие, аффективно-личностная связь с ним в противоположность «объектному» отношению, когда младенец выступает для родителя преимущественно как объект ухода [5]. Схо-
жий подход предложен Е. О. Смирновой [6]. Большая часть авторов рассматривает родительское отношение как эмоционально-ценностную составляющую в системе родитель-ребенок, которую характеризуют со стороны родителя: эмоциональное принятие—отвержение ребенка, межличностная дистанция с ним. В некоторых случаях к параметрам родительского отношения относят контроль над ребенком. С нашей точки зрения, уровень контроля относится скорее к поведенческому компоненту отношений. Таким образом, в континууме значений эмоционального отношения родителя к ребенку можно выделить несколько вариантов отношений от безусловно положительного до открыто негативного: безусловное эмоциональное принятие, условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка); амбивалентное эмоциональное отношение (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви); индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия); скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение); открытое эмоциональное отвержение ребенка.
Стиль детско-родительского взаимодействия отражает поведенческий компонент системы «родитель—ребенок» и включает в себя стиль общения с ребенком и уровень контроля (автономия—контроль), дистанцию в отношениях (близость—дистанция), кооперацию с ребенком, особенности проявления лидерства/ власти (иерархия—равноправие) в отношениях, тип разрешения конфликтных ситуаций. Один из примеров классификации стилей: демократический, авторитарный, либеральный.
Очень разнопланово описываются «родительские установки». Установка — это неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации. Установка предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности. Она выступает как состояние готовности к последующему действию. Под родительскими установками Р. В. Овчарова понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие родителем ребенка и способов поведения с ним, при этом подразумеваются установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще [7]. Автор включает сюда и отношение, и восприятие, и поведение, расширяя понятие установки. Наиболее точным нам представляется определение родительской установки Е. А. Савиной: «готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально-ценностного отношения к элементам данной ситуации» [8, с. 8]. Исходя из вышеизложенного, родительская установка — это в большей степени когнитивная составляющая системы «родитель—ребенок», она представляет собой готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего представления о родительстве и воспитании.
Родительская позиция (РП) понятие более широкое, чем родительская установка. Так, А. С. Спиваковская квалифицирует ее как реальную направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми [4]. А. А. Бодалев, В. В. Столин рассматривают ее как систему родительского эмоционального отношения к ребенку, стиля общения и способов поведения с ним [2]. Сходный подход и у А. Я. Варга: она
определяет РП как триединство эмоционального отношения родителя к ребенку, стиля общения с ним и когнитивного вйдения ребенка [3]. Несколько шире трактует это понятие О. Н. Карабанова: согласно ее подходу, РП представляет собой инте-гративную характеристику, определяющую тип эмоционального принятия ребенка, мотивы и ценности воспитания, особенности образа ребенка у родителя, представления последнего о себе как родителе (образ «Я как Родитель»), модели ролевого родительского поведения, степень удовлетворенности родительством [9]. Обобщая изложенное выше, можно предположить, что родительская позиция — это инте-гративная когнитивная характеристика отношений родитель—ребенок, которая включает в себя родительские установки, но кроме этого включает в себя образ ребенка и образ себя как родителя, а также модели ролевого родительского поведения.
Стиль воспитания — наиболее часто используемый в различных исследованиях термин. А. Я. Варга, Е. О. Смирнова, М. В. Быкова полагают, что основу того или иного стиля воспитания составляет родительское отношение [3, 6]. В. М. Минияров под стилем семейного воспитания понимает «наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия [10]. Таким образом, под стилем воспитания подразумевается то, «как» мы воспитываем ребенка, поэтому стиль воспитания можно определить как поведенческий компонент системы «родитель—ребенок». На наш взгляд, стиль семейного воспитания — это совокупность методов, способов реализации воспитательных воздействий, основанных на эмоционально-ценностном отношении к ребенку и родительской позиции, опосредованная индивидуальными переменными (такими как личностные особенности, возраст, пол родителя и ребенка и др.). Выделяют следующие параметры стиля: автономия—контроль (И. М. Марковская, Е. С. Шеффер, Р. К. Белл, С. Броуди и др.); отвержение—принятие (А. И. Захаров, Д. И. Исаев, А. Я. Варга); степень эмоциональной близости, привязанности (Дж. Бо-улби, Г. Т. Хоментаускас); непоследовательность—последовательность (С. Броуди, А. И. Захаров); требовательность (требование зрелости) (Д. Баумрид, Е. Е. Маккоби, Э. Г. Эйдемиллер и др.) и др.
Исходя из того, что стиль воспитания представляет собой поведенческий компонент системы родитель—ребенок, к его характеристикам могут быть отнесены: степень внимания уделяемого ребенку (гиперопека, гипоопека, средний уровень), уровень удовлетворения потребностей ребенка, последовательность, особенности реализации родительского контроля (требовательность, применение санкций и запретов). Предлагаемые характеристики могут быть использованы для оценки функциональных и дисфункциональных стилей семейного воспитания [11].
Более обобщенным следует считать понятие тип семейного воспитания, который вбирает в себя большинство из вышеописанных характеристик. Он может быть описан следующими параметрами: эмоциональные отношения (принятие/отвержение, дистанция), стили общения и взаимодействия (автономия—контроль, иерархия—равноправие, кооперация), степень внимания, уделяемого ребенку (гиперопека, гипоопека, средний уровень), уровень удовлетворения потребностей ребенка, особенности реализации родительского контроля (требовательность, применение санкций и запретов), а также последовательность в его реализации (последовательность/непоследовательность).
Таким образом, анализ основных понятий выявил их неоднозначность и разную степень обобщенности. Можно сказать, что родительская позиция и родительские установки относятся в большей мере к когнитивной составляющей системы «родитель—ребенок», родительское отношение — к эмоциональному компоненту системы, а стиль взаимодействия родитель—ребенок и стиль воспитания — к поведенческому. При этом родительская позиция основана в том числе на родительском отношении, а стиль родительского воспитания — на родительской позиции. Вместе с тем, наиболее широким понятием, включающим разносторонние компоненты системы родитель—ребенок, является тип семейного воспитания.
Такой широкий диапазон подходов и понятий определяет и разнообразие методов изучения детско-родительских отношений. В задачи нашего исследования входило изучение стилевых характеристик воспитания, родительского отношения и взаимодействия родитель—ребенок с помощью наиболее известных методик.
Дизайн исследования
Методы исследования. Для диагностики стилевых характеристик воспитания использовалась методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйде-миллера, В. В. Юстицкиса [11]; для изучения родительского отношения был выбран «Опросник родительского отношения» (ОРО) А. Я. Варги, В. В. Столина [12]; для исследования особенностей взаимодействия родителя с ребенком — методика «Взаимодействие родитель—ребенок» (ВРР) И. М. Марковской [13]. Сопоставление характеристик, представленных в указанных методиках, отражено в табл. 1.
Таблица 1. Параметры отношений в системе «родитель—ребенок», изучаемых с помощью
методик АСВ, ОРО и ВРР
Концепты АСВ ОРО ВРР
Стиль воспитания Степень опеки (гипер-, гипо-). Удовлетворение потребностей. Требования. Санкции. Запреты. Непоследовательность — Требовательность. Последовательность. Строгость
Родительское отношение — Принятие. Симбиоз. Инфантилизация Принятие. Эмоциональная близость
Стиль детско-роди-тельского взаимодействия — Кооперация Сотрудничество. Контроль. Конфронтация
Тип воспитания — Авторитарная гиперсоциализация —
Психологический фон — — Тревожность. Удовлетворенность
Из табл. 1 можно видеть, что параметры различных методик частично пересекаются, что демонстрирует недостаточную дифференцированность используемых понятий.
Цель эмпирического исследования — выявить особенности стилевых характеристик воспитания, показателей родительского отношения, взаимодействия с деть-
ми у родителей дошкольников, провести сравнительный анализ стилевых характеристик воспитания и показателей родительского отношения у матерей и отцов.
Основные гипотезы исследования:
1. Современные родители характеризуются невысокими показателями контроля и требовательности к детям.
2. Гендерный аспект в системе отношений «родитель—ребенок» проявляется прежде всего в стилевых характеристиках воспитания.
Выборка. В исследовании приняли участие родители (матери и отцы) детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). В исследовании стилевых характеристик с помощью методики АСВ участвовало 260 матерей (130 матерей мальчиков и 130 матерей девочек) и 40 отцов (24 отца мальчиков и 16 отцов девочек). В исследовании родительского отношения с помощью методики ОРО приняло участие 146 родителей, 83 матери (36 матерей мальчиков и 47 матерей девочек) и 63 отца (26 отцов мальчиков и 37 отцов девочек). В исследовании особенностей родительского взаимодействия с помощью методики ВРР принимали участие только матери: 140 матерей (70 матерей мальчиков и 70 матерей девочек). Все семьи проживают в Санкт-Петербурге, образовательный статус родителей разный.
Результаты исследования
Стилевые характеристики воспитания родителей, а также их личностные проблемы представлены в табл. 2.
Как видно из таблицы, среди стилевых характеристик воспитания у матерей наиболее выражена гиперпротекция, в то время как у отцов — гипопротекция. На втором месте у матерей и отцов — потворствование. Далее у матерей следует «минимальность санкций», у отцов — гиперпротекция. Необходимо отметить, что все эти характеристики находятся на среднем уровне и не достигают критических значений. Частотный анализ встречаемости отклоняющихся стилевых характеристик у матерей, воспитывающих детей дошкольного возраста, показал, что им несвойственны недостаточность удовлетворения потребностей ребенка и высокая требовательность (встречаются менее чем у 1% матерей). Практически не представлены гипопротекция и непоследовательность в воспитании (менее 2% выборки). При этом выделяется триада недостаточности: санкций (32,3%), запретов (20%) и требований (11,9%). Редко встречаются у современных родителей и чрезмерность запретов (6,5%) и санкций (5,4%). Совсем редко в исследуемой выборке матерей дошкольников встречаются гиперпротекция (2,3%) и стремление к сверхудовлетворению потребностей ребенка (3,1%) (несмотря на то, что данные характеристики по средним показателям достаточно выражены).
Анализ частоты встречаемости отклоняющихся стилевых характеристик у отцов показал, что для них, как и для матерей, нехарактерны: недостаточность удовлетворения потребностей ребенка, гипопротекция, непоследовательность в воспитании, сверхтребовательность. Также как и у матерей, наиболее распространенными оказались недостаточность санкций (42,5%) и недостаточность запретов (20%). При этом у части отцов отмечается чрезмерность запретов (12,5%). Такие стилевые особенности, как гиперпротекция, сверхудовлетворение потребностей, недостаточность требований, чрезмерность санкций, встречаются относительно редко (по 7,5%). В це-
Таблица 2. Показатели стилевых характеристик воспитания и личностных особенностей, влияющих на воспитание у матерей и отцов (АСВ)
Показатели Матери (п = 260) Отцы (п = 40) Значимость различий
Mean Std. Dev. Mean Std. Dev. ^крит. Значим.
Гиперпротекция 4,49 2,28 3,23 2,15 3,30 0,001
Гипопротекция 2,32 1,69 3,65 1,87 -4,56 0,00
Потворствование 3,31 1,85 3,58 1,88 — —
Игнорирование потребностей ребенка 0,84 0,92 0,48 0,75 2,40 0,02
Чрезмерность требований—обязанностей 1,18 0,87 1,18 1,03 — —
Недостаточность требований—обязанностей 1,85 1,27 1,88 1,26 — —
Чрезмерность требований—запретов 1,73 1,17 1,80 1,36 — —
Недостаточность требований—запретов 1,83 1,62 1,70 1,14 — —
Чрезмерность санкций 1,20 1,19 1,18 1,24 — —
Минимальность санкций 2,74 1,35 3,15 1,12 -1,84 0,07
Неустойчивость стиля воспитания 1,48 1,33 1,83 1,34 — —
Расширение сферы родительских чувств 1,91 1,63 1,23 1,40 2,52 0,01
Предпочтение детских качеств 1,33 1,32 0,83 0,98 2,30 0,02
Воспитательная неуверенность родителя 2,04 1,43 2,40 1,28 — —
Фобия утраты ребенка 1,38 1,40 1,18 1,20 — —
Неразвитость родительских чувств 1,08 1,30 1,03 1,07 — —
Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств 0,90 1,17 0,90 0,98 — —
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания 0,29 0,61 0,45 0,75 — —
Предпочтение мужских качеств 1,53 1,47 1,20 1,59 — —
Предпочтение женских качеств 0,59 0,78 0,83 1,17 — —
лом можно говорить о том, что стилевые характеристики воспитания соответствуют нормативным значениям и не свидетельствуют о явных нарушениях в воспитании.
Что касается личностных проблем, то у матерей и отцов наиболее выражена «воспитательная неуверенность родителя». Это говорит о том, что родители могут идти на поводу у ребенка, уступать ему, проявлять нерешительность, показывать свои «слабые места». Частотный анализ воспитательных проблем родителей показал, что наиболее распространенной среди них является предпочтение женских качеств у детей (13,2%), тогда как предпочтение мужских качеств встречается только у 1% матерей. Достаточно распространено у матерей предпочтение детских качеств у ребенка (8,1%). Практически не встречаются (менее 1%) такие личностные проблемы, как фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств и вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания. Анализ воспитательных проблем отцов показал, что наиболее распространенной (как и у матерей) является предпочтение женских качеств у детей (15%).
Эти результаты подтвердились и при анализе достоверности различий. Так, матери, по сравнению с отцами, характеризуются более высоким показателем гиперпротекции и более низким показателем гипопротекции ^ < 0,001). Игнорирование потребностей ребенка менее выражено у отцов ^ < 0,05). На уровне статистической тенденции можно говорить о том, что у отцов более выражена «минимальность санкций». Расширение сферы родительских чувств более характерно для матерей ^ < 0,01), как и предпочтение в ребенке детских качеств ^ < 0,05). Вышеописанные результаты позволяют говорить о том, что матери, по сравнению с отцами, склонны уделять детям больше времени, сил и внимания, воспитание ребенка чаще становится главным смыслом их жизни. В то же время отцы менее склонны игнорировать потребности ребенка и более склонны избегать наказаний по сравнению с матерями. Для женщин характерна склонность к замещению своих супружеских и иных потребностей через потребности, реализуемые с помощью ребенка. Они чаще склонны воспринимать ребенка как маленького, психологически сопротивляются его взрослению. Сравнительный анализ стилевых характеристик воспитания матерей и отцов в отношении мальчиков и девочек не выявил значимых различий в воспитании.
Результаты исследования отношения родителей к ребенку представлены в табл. 3.
Таблица 3. Показатели отношения родителей к ребенку (ОРО, % ранги)
Показатели отношения Матери (п=83) Отцы (п=63) Значимость различий
Mean Std. Dev. Mean Std. Dev. ^критерий Значимость
Принятие—отвержение. 33,57 30,39 20,13 24,59 2,87 0,005
Кооперация 25,24 14,14 22,89 13,91 — —
Симбиоз 57,38 26,91 53,30 24,71 — —
Авторитарная гиперсоциализация 44,11 25,14 43,88 30,83 — —
Инфантилизация 52,16 20,44 53,63 24,16 — —
Как видно из табл. 3, родители дошкольников имеют высокие процентильные ранги тестовых баллов по шкалам «симбиоз» и «инфантилизация». Это указывает на склонность родителей к уменьшению межличностной дистанции в отношениях с ребенком. Они склонны инфантилизировать ребенка, видеть его младше по срав-
нению с реальным возрастом, что показали и результаты АСВ. Высокие ранги по шкале «авторитарная гиперсоциализация» свидетельствуют о стремлении родителей контролировать ребенка. Ранг принятия—отвержения находится в диапазоне полюса эмоционального принятия ребенка, при этом можно говорить о том, что некоторые особенности и поведенческие реакции детей могут вызывать раздражение и неприятие родителей. Наиболее низкий ранг отмечается по шкале «кооперация» — у родителей дошкольников в силу возрастных особенностей детей не выражено сотрудничество, стремление быть на равных, поощрение инициативы и самостоятельности ребенка. Что касается различий в отношениях матерей и отцов, то выявлено одно значимое отличие: у отцов выше эмоциональное принятие ребенка ^ < 0,01).
Рассмотрим показатели взаимодействия родителей с детьми по методике «Взаимодействие родитель—ребенок» И. М. Марковской (табл. 4). В этой части исследования принимали участие матери детей.
Таблица 4. Показатели взаимодействия родителей с детьми (ВРР, сырые баллы)
Показатели взаимодействия Мальчики (п = 70) Девочки (п = 70) Значимость различий
Mean Std. Dev. Mean Std. Dev. ^критерий Значимость
Требовательность 14,04 2,13 14,14 1,98 — —
Строгость 12,79 2,98 13,16 2,81 — —
Контроль 15,60 2,61 16,06 2,09 — —
Эмоциональная близость 20,11 2,49 20,73 2,00 — —
Принятие 18,72 2,01 19,16 1,67 — —
Сотрудничество 19,93 2,19 19,86 2,95 — —
Тревожность 15,09 1,92 14,70 2,00 — —
Последовательность 19,54 3,09 20,44 2,82 -1,80 0,07
Конфронтация 9,43 3,50 9,79 3,60 — —
Удовлетворенность 18,96 2,53 19,60 2,77 — —
Показатели взаимодействия матери с ребенком в целом соответствуют нормативным значениям (процентильные ранги по большинству шкал попадают в диапазон от 40 до 60%). Матери проявляют средний уровень требовательности (40%) и строгости (55% для мальчиков и 60% для девочек) к детям независимо от пола ребенка: устанавливаются определенные правила во взаимоотношениях, применяются меры для их выполнения.
Эмоциональная близость и сотрудничество также попадают в диапазон средних значений (50% для мальчиков и 55% для девочек). Это говорит о том, что матери сохраняют некоторую эмоциональную дистанцию с детьми, в силу их возраста еще не склонны к партнерству как форме взаимодействия, хотя и признают права и достоинства детей. Более выражен показатель контроля со стороны матерей (60% для мальчиков и 70% для девочек): матери склонны требовать от дошкольников послу-
шания, выполнения дисциплинарных требований, следить за их состоянием и поведением.
Наиболее высокий процентильный ранг отмечается по шкале «принятие ребенка» (75% для мальчиков и 80% для девочек). Также можно говорить о последовательности во взаимодействии матерей с детьми: постоянстве в отношении к ребенку, требованиях, применении поощрений и наказаний (65% у мальчиков и 70% у девочек) и удовлетворенности родителей отношениями (60% у мальчиков и 65% у девочек). В то же время данные свидетельствуют о наличии некоторой воспитательной конфронтации, разногласий в семье по поводу воспитания (55% для мальчиков и 60% для девочек). Отмечается невысокий уровень тревожности родителей за детей (30% в отношении мальчиков и 25% в отношении девочек). Значимых различий в показателях взаимодействия матерей с сыновьями и дочерьми не выявлено.
Выводы
1. Анализ понятий, наиболее часто используемых для описания отношения родителей к детям, позволил выделить следующие: родительское отношение, родительская позиция, родительские установки, стиль детско-родительского взаимодействия, стиль родительского (семейного) воспитания. Понятия «родительская позиция» и «родительские установки» отражают когнитивную составляющую системы «родитель—ребенок», «родительское отношение» — эмоциональный компонент, «стиль взаимодействия родитель—ребенок» и «стиль воспитания» — поведенческий. Наиболее широким понятием, включающим разносторонние аспекты системы «родитель—ребенок», является понятие тип семейного воспитания.
2. Исследование стилей воспитания, используемых родителями дошкольников, показало, что в стиле матерей наиболее выражена гиперпротекция, в то время как у отцов — гипопротекция, распространен у матерей и отцов такой стиль, как потворствование. Частотный анализ выявил недостаточность санкций и запретов, характерную для современных родителей. Среди личностных проблем родителей следует отметить «воспитательную неуверенность родителя», предпочтение женских качеств у детей.
3. Анализ особенностей родительского отношения показал, что родители склонны к симбиотическим отношениям с ребенком, инфантилизации и высокому контролю. При этом эмоциональное принятие ребенка достоверно выше у отцов.
4. Изучение особенностей взаимодействия матерей с ребенком выявило высокий уровень контроля, последовательность в воспитании и средний уровень сотрудничества с ребенком.
5. Сравнительный анализ родительского отношения, стилевых характеристик воспитания, особенностей взаимодействия в связи с полом ребенка значимых различий не выявил. На уровне тенденции можно говорить о том, что отцы более склонны проявлять гиперпротекцию по отношению к сыновьям, а матери более склонны вступать в симбиотические отношения с дочерями.
Обсуждение
Теоретическое исследование показало, что применяемый для описания характеристик взаимодействия в системе «родитель—ребенок» понятийный аппарат гро-
моздок и недостаточно дифференцирован. Это вызывает методические трудности, связанные с операционализацией понятий и требует для изучения системы «родитель—ребенок» применения целой системы методов, направленных на получение интегративных характеристик ее функционирования.
Проведенное эмпирическое исследование выявило достаточно благополучную картину родительского отношения и стилей воспитания ребенка дошкольного возраста: у родителей преобладает принятие ребенка, для них не свойственна непоследовательность, редко встречаются отклоняющиеся стилевые характеристики воспитания. Вместе с тем стилевые характеристики отражают современные тенденции в воспитании детей — минимальность запретов, применение в большей степени поощрений, чем наказаний, нетребовательность родителей. С учетом высоких значений гиперопеки и удовлетворения потребностей можно сказать, что для значительного числа матерей свойственна тенденция к такому стилю воспитания, как потворствующая гиперпротекция. Таким образом, первая гипотеза нашего исследования в целом подтвердилась. Подтвердилась и вторая гипотеза — различия между матерями и отцами выражены не столько в характеристиках родительского отношения к ребенку, сколько в конкретных стилевых характеристиках воспитания. Так, из характеристик отношения к ребенку значимые различия выявлены лишь по параметру эмоционального принятия, которое выше у отцов. Что касается стилей воспитания, то матери более склонны к гиперпротекции, в то время как отцы — к гипопротекции, что соответствует полоролевым стереотипам. Данные о меньшей склонности к гиперопеке отцов согласуются и с нашими данными, полученными ранее с помощью методики PARI [14].
В то же время проявилась такая тенденция, как перераспределение воспитательных функций в семье — современные отцы избегают наказаний в большей степени, чем матери, и у них менее выражено игнорирование потребностей ребенка, а степень принятия выше. Эти результаты, возможно, отражают тенденции к маскулинизации женщин, их большую вовлеченность и ответственность за воспитание. Таким образом, мы видим, что современные родители отходят от традиционной модели воспитания — «безусловная материнская и условная отцовская любовь».
Практически не выявлено различий в воспитании мальчиков и девочек, что согласуется с другими нашими данными [15]. Полагаем, это может впоследствии стать фактором, затрудняющим формирование полоролевой идентичности.
Выявленные особенности родительских отношений и стилей родительского воспитания в известной степени отражают особенности и потребности ребенка дошкольного возраста, но в такой же мере они характеризуют и современные тенденции родительства. Выявленные в исследовании характеристики стилей воспитания и родительских отношений, по-видимому, будут различны по отношению к ребенку 3-4 лет и 6-7 лет, они будут различаться также в зависимости от того, какой период развития переживает ребенок — критический или стабильный. Надеемся получить ответы на эти вопросы в своих дальнейших исследованиях.
Литература
1. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 992 с.
2. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: «Педагогика», 1989. 208 с.
3. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: дис. ... канд. психол. наук. М., 1986. 206 с.
4. Спиваковская А. С. Как быть родителями. М.: Педагогика, 1986. 160 с.
5. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18-27.
6. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 3-9.
7. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.
8. Родители и дети: психология взаимоотношений / под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. М.: «Когито-центр», 2003. 230 с.
9. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. 320 с.
10. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 256 с.
11. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб. пособие для врачей и психологов. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Речь, 2006. 336 с.
12. Шапарь В. Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 432 с.
13. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2005. 150 с.
14. Савенышева С. С. Отношение к отцовству у мужчин на разных этапах родительства // Вестн. С-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2012. Вып. 2. С. 91-102.
15. Василенко В. Е. Проявления кризиса трех лет в связи с особенностями родительского отношения к ребенку (кросскультурный аспект) // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2013. Вып. 3. С. 42-51.
Статья поступила в редакцию 19 декабря 2013 г.
Контактная информация
Головей Лариса Арсеньевна — доктор психологических наук, профессор; [email protected]
Савенышева Светлана Станиславовна — кандидат психологических наук, доцент; [email protected]
Василенко Виктория Евгеньевна — кандидат психологических наук, доцент; [email protected] Энгельгардт Елена Евгеньевна — старший преподаватель; [email protected]
Golovey Larisa A. — Doctor of Psychology, Professor; [email protected] Savenysheva Svetlana S. — Candidate of Psychology, Associate Professor; [email protected] Vasilenko Viktoria E. — Candidate of Psychology, Associate Professor; [email protected] Engelgardt Elena E. — senior lecturer; [email protected]