Научная статья на тему 'Сравнительное изучение характера родительских отношений к дошкольникам семилетнего возраста с наличием и отсутствиемв анамнезе диагноза перинатальное поражение ЦНС'

Сравнительное изучение характера родительских отношений к дошкольникам семилетнего возраста с наличием и отсутствиемв анамнезе диагноза перинатальное поражение ЦНС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
289
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ПП ЦНС / ХАРАКТЕР ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / GENDER (SEX) DIFFERENCES / CHILDREN WITH PERINATAL CENTRAL NERVOUS SYSTEM DISTURBANCE / CHARACTER OF CHILD-PARENTS RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сырвачева Лариса Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы изучения родительских отношений к дошкольникам семилетнего возраста с наличием и отсутствием диагноза «перинатальное поражение центральной нервной системы» в анамнезе. Установлены закономерности родительских отношений к детям в зависимости от гендерной принадлежности родителя и ребенка, наличия у ребенка ПП ЦНС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сырвачева Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative studying of the character of parental attitude to preschool seven-year-old children with presence and absence in anamnesis of the diagnosis of perinatal affection of the central nervous system

The article considers the questions of studying parental attitude to preschool children of seven years of age with presence and absence of the «perinatal affliction of central nervous system» diagnosis in the anamnesis. Some regularities in parental attitude to children are determined depending on sex of the parent and the child as well as the presence in the child of perinatal affliction of central nervous system.

Текст научной работы на тему «Сравнительное изучение характера родительских отношений к дошкольникам семилетнего возраста с наличием и отсутствиемв анамнезе диагноза перинатальное поражение ЦНС»

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ К ДОШКОЛЬНИКАМ СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С НАЛИЧИЕМ И ОТСУТСТВИЕМ В АНАМНЕЗЕ ДИАГНОЗА «ПЕРИНАТАЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ ЦНС»

Дети с ПП ЦНС, характер детско-родительских отношений, гендерные различия.

На сегодняшний день остро встает вопрос о будущем общества в связи с увеличением числа больных детей, а также детей, имеющих неблагоприятный прогноз дальнейшего развития. Неуклонно растет число детей, имеющих высокую степень риска по возникновению отклонений в развитии, обусловленных, в частности, перинатальным поражением центральной нервной системы. Данная категория детей, как отмечается в медицинских и психологических исследованиях, является группой риска по возникновению психической и психосоматической патологии как в раннем детстве, так и в более поздние периоды жизни (Й. Лан-гмейер, З. Матейчек, Т.И. Покровская, P.M. Нарицина).

Повреждения нервной системы, вызванные внутриутробной патологией и родовыми травмами, в дальнейшем проявляются на разных возрастных этапах в виде различных сим-птомокомплексов, которые могут быть преходящими, иногда устойчивыми, и довольно часто с возрастом трансформируются из одного вида в другой (А.А. Волохов, Н.В. Кобозева, В.В. Ковалев, Т.И. Покровская, КС. Робсон, Н.П. Шабалов).

Однако перинатальное поражение ЦНС не исключает последующего нормального развития ребенка. Ведущая роль в динамике резидуального состояния принадлежит возрастной эволюции, компенсаторным механизмам; ранней диагностики, своевременности лечения, правильной организации внешней среды [Покровская, Нарицына, 1978].

Как показывает практика, дети, имеющие диагноз «перинатальное поражение центральной нервной системы» (ПП ЦНС), в возрасте одного года снимаются с медицинского учета и дальнейший путь их психического развития, по результатам анализа литературных источников, целенаправленно не отслеживается. В поле зрения медицинских работников эти дети попадают вновь уже в связи с проблемами школьной незрелости и дезадаптации в возрасте 6-8 лет

[Уфимцева и др, 1996].

Отсутствуют также сведения и об особенностях родительских отношений к детям с диагнозом ПП ЦНС в анамнезе. В то же время, по мнению многих авторов, неблагоприятные родительские отношения сказываются на психическом развитии и здоровье ребенка. Могут иметь место следующие виды нарушений: развитие личности по психопатическому типу; нарушение эмоционально-волевой сферы; отклонения в поведении, характере; низкое самоуважение; задержка интеллектуального, речевого развития; психосоматические расстройства (Н.Н. Авдеева, А.А. Бодалев, К. Бютнер, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, Й. Лангмейер, З. Матейчек, Е.О. Смирнова, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Л.А. Холева, К. Хорни, S. Brody и др.).

Таким образом, актуальность исследования определяется социальной значимостью рассматриваемой проблемы и дефицитом психологических исследований по изучению родительских отношений к детям группы риска по возникновению отклонений в развитии. Что касается ранних этапов развития ребенка, то нами под научным руководством Л.П. Уфимце-

вой, доктора психологических наук, профессора, зав. кафедрой коррекционной педагогики ИСП КГПУ им. В.П. Астафьева проведено многолетнее экспериментальное исследование и опубликованы результаты по изучению характера родительских отношений к дошкольникам 3 лет [Уфимцева, Сырвачева, 2006].

В настоящее время целью поэтапного экспериментального исследования стали сравнительное изучение характера родительских отношений к детям-дошкольникам 7-летнего возраста с наличием и отсутствием ПП ЦНС в анамнезе и изучение родительских отношений в зависимости от гендерной принадлежности родителя и ребенка, имеющего в анамнезе диагноз ПП ЦНС.

Экспериментальное исследование под научным руководством Л.П. Уфимцевой проводилось нами на базе 14 дошкольных образовательных учреждений и Центра диагностики и консультирования № 9 Центрального района г. Красноярска.

В исследовании участвовали полные, материально обеспеченные семьи с достаточным образовательным цензом, имеющие одного ребенка в возрасте 7 лет. На основе анкетирования родителей, изучения медицинских карт дошкольников для дальнейшего изучения было отобрано 311 семей, из которых 281 семья с детьми, имеющими в анамнезе диагноз ПП ЦНС, и 30 семей с детьми, не имеющими в анамнезе данного диагноза.

Для изучения родительских отношений в семьях дошкольников с наличием и отсутствием в анамнезе диагноза ПП ЦНС была использована методика «Тест-опросник родительского отношения» А.Я. Варги, В.В. Столина.

На I этапе исследования нами был проанализирован характер родительских отношений к дошкольникам с наличием и отсутствием в анамнезе диагноза ПП ЦНС (табл. 1).

Таблица 1

Родительские отношения к дошкольникам с наличием и отсутствием в анамнезе диагноза ПП ЦНС (в %)

Тип отношений Отношение матерей Отношение отцов

ОД НД ОД НД

Принятие / отвержение 7,0 / 43,0 17,0 / 67,0 11,0 / 67,0 17,0 / 70,0

Кооперация / отсутствие кооперации 32,0 / 68,0 17,0 / 83,0 17,0 / 83,0 22,0 / 78,0

Симбиоз / дистанция 71,0 / 11,0 56,0 / 13,0 50,0 / 28,0 65,0 / 27,0

Авторитаризм / отсутствие авторитаризма 82,0 / 11,0 63,0 / 13,0 55,0 / 28,0 51,0 / 22,0

Маленький неудачник / отсутствие данного типа отношения 75,0 / 4,0 70,0 / 3,0 67,0 / 6,0 66,0 / 0

Примечание. ОД - дети с отсутствием диагноза ПП ЦНС; НД - дети с наличием диагноза ПП ЦНС.

Как следует из табличных данных, имеются особенности родительских отношений к детям с диагнозом ПП ЦНС в анамнезе: к ним чаще, чем к детям без данного диагноза, оба родителя проявляют «социально нежелательный образ родительского отношения»; отцы чаще проявляют «симбиоз», а матери - отношение по типу «отвержение».

По-нашему мнению, более частое проявление симбиотических отношений отцов с детьми, имеющими в анамнезе диагноз ПП ЦНС, объясняется самим фактом наличия у ребенка данного диагноза, с одной стороны, и традиционными гендерными ролями - с другой.

Так, данный тип отношения по А.Я. Варге, В.В. Столину выражается в том, что родитель ощущает себя единым целым с ребенком, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей, неприятностей, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным.

Не каждый мужчина может себе позволить проявление свойств, более характерных для женской гендерной роли, особенно в отношении здорового ребенка. По данным литератур-

ных источников, мужчины не желают, чтобы окружающие видели их эмпатичными, потому что это не соответствует традиционной мужской гендерной роли.

По мнению ряда авторов, мужчины обладают тонкой чувствительностью к невербальным сигналам, не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они не заинтересованы в том, чтобы окружающие это заметили (И.Г. Малкина-Пых,

Э. Берн, C. Таvris). По результатам исследований, мужчины и женщины обладают равной эмоциональностью, но выражают свои эмоции с разной степенью интенсивности, что объясняется различиями в нормах эмоциональной экспрессии, принятых в обществе.

У отцов ребенок с диагнозом ПП ЦНС вызывает тревогу, пониженный уровень требовательности к нему, стремление опекать и в то же время возможность проявлять вышеназванные чувства и поведение без риска получить общественное осуждение. Прежде всего сказанное относится к приверженцам традиционной гендерной роли мужчины.

Согласно фундаментальному положению гендерной теории, почти все традиционно считавшиеся «естественными» различия между полами имеют под собой не биологическую, а социальную основу. Эти различия конструируются в обществе под воздействием социальных институтов.

Более частое же проявление матерями «отвержения» детей с диагнозом ПП ЦНС в анамнезе объясняется, на наш взгляд, следующим. Матерям кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, они испытывают досаду, раздражение, обиду. Полученные нами результаты подтверждают имеющиеся в литературе сведения о том, что рождение ребенка с проблемами в развитии чаще у матерей порождает чувства горечи, гнева, вины, агрессии (E. Shuchardt, RM. Antley, F. Ferber). По данным О.Б. Чаро-вой, E.A. Савиной, матери испытывают меньше позитивных чувств по отношению к детям с проблемами в развитии по сравнению с матерями нормально развивающихся детей. Установлено также, что к детям с диагнозом ПП ЦНС в анамнезе оба родителя проявляют «социально нежелательный образ родительского отношения» чаще, чем к детям без данного диагноза. Данный тип отношения по A^. Варге, В.В. Столину выражается в том, что родители невысоко оценивают интеллектуальные и творческие способности своего ребенка, не испытывают чувства гордости за него, не поощряют инициативу и самостоятельность.

Таким образом, результаты нашей работы подтвердили данные исследований зарубежных и отечественных ученых о том, что рождение ребенка с проблемами в развитии неизбежно влияет на детско-родительские отношения, на восприятие ребенка родителями, на стремление родителей инфантилизировать или игнорировать ребенка; определяется психологическими особенностями личности родителей: способностью принять или не принять больного ребенка (L. Miller, J. Richmond, В. Гольдберг, G. Blacher, A. Fetherstone, Y Lauth, G. Seligman, В.В. Ткачева и др.).

На II этапе нами были изучены родительские отношения в семьях детей с наличием в анамнезе диагноза ПП ЦНС в зависимости от гендерной принадлежности родителя и ребенка (табл. 2).

Таблица 2

Родительские отношения к дошкольникам, имеющим в анамнезе диагноз ПП ЦНС, в гендерном аспекте (в %)

Тип отношений Отношение матерей Отношение отцов

девочки мальчики девочки мальчики

Принятие / отвержение 28,0 / 50,0 23,0 / 57,0 19,0 / 57,0 16,0 / 65,0

Кооперация / отсутствие кооперации 25,0 / 75,0 30,0 / 70,0 28,0 / 72,0 21,0 / 79,0

Симбиоз / дистанция 61,0 / 17,0 68,0 / 15,0 72,0 / 12,0 61,0 / 19,0

Авторитаризм / отсутствие 59,0 / 24,0 59,0 / 17,0 66,0 / 13,0 68,0 / 13,0

авторитаризма

Маленький неудачник / отсутствие данного типа отношения 70,0 / 2,0 69,0 / 2,0 65,0 / 2,0 64,0 / 1,0

Примечание. ОД - дети с отсутствием диагноза 1111 ЦНС; НД - дети с наличием диагноза 1111 ЦНС.

Как следует из приведенных данных, имеются следующие гендерные особенности родительских отношений: отцы чаще, чем матери, проявляют к детям «авторитаризм», матери чаще отцов проявляют отношение по типу «маленький неудачник». Родители проявляют «отвержение» чаще к мальчикам; причем оба родителя проявляют «симбиоз» к детям противоположного с ними пола чаще, а «социально нежелательный образ родительского отношения» - чаще к детям одного с ними пола. По-нашему мнению, более частое проявление отцами «авторитаризма», а матерями отношения к детям по типу «маленький неудачник» объясняется фактом наличия у ребенка данного диагноза, о чем мы писали выше, и гендерными стереотипами. Данные типы отношений по А.Я. Варге, В.В. Столину выражаются в том, что авторитарные родители обычно требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, стараются навязать ему свою волю. За проявление своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере. Матери же представляют ребенка более младшим по сравнению с реальным возрастом, неприспособленным, открытым для дурных влияний, в связи с этим стараются оградить его от трудностей жизни и контролировать его действия.

То, что отцы склонны проявлять «авторитаризм» чаще, чем матери, а матери чаще отцов проявляют отношения к детям по типу «маленький неудачник», мы объясняем тем, что в детстве к этим мужчинам и женщинам, скорее всего, проявляли данные типы отношений, что было усвоено и перенесено ими на отношение к собственным детям. Ведь стили отношений усваиваются в родительских семьях и переносятся в собственную семью.

Это нашло подтверждение и в нашем исследовании при изучении родительских отношений к детям трехлетнего возраста: оба родителя (отцы и матери) проявляли к девочкам отношения по типу «маленький неудачник» и матери чаще отцов проявляют именно этот тип отношения к своим детям.

По мнению Э. Аронсона (1998), гендерные стереотипы - это глубоко укоренившиеся представления, часто неосознаваемые, передаются из поколения в поколение. Почему же именно отцы чаще, чем матери, проявляют к детям «авторитаризм»? Согласно М. Мид, А. Адлеру, Н.Н. Авдеевой, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Э. Фромм называет отцовскую любовь «требовательной», условной, любовь, которую ребенок должен заслужить своими успехами и хорошим поведением.

Также установлено, что оба родителя проявляют «отвержение» чаще к мальчикам, что объясняется, с нашей точки зрения, характером социальной ситуации развития дошкольников 7 лет и фактом опережающего развития девочек по сравнению с мальчиками.

Как отмечают отечественные и зарубежные авторы, у матерей и отцов меняются отношения к детям - будущим первоклассникам, повышаются требования к ним. Эти изменения можно объяснить тем, что ребенок скоро пойдет в школу; родители обеспокоены, насколько он будет там успешен; начинают интересоваться уровнем его развития у специалистов, водить на подготовительные курсы типа «Дошколенок»; начинают предъявлять ему требования хорошо читать, считать, писать, быть усидчивым, старательным и послушным.

Как правило, девочки показывают готовность к школьному обучению намного выше по сравнению с мальчиками. У них высокая мотивация к обучению в школе. Они умеют читать, считать, некоторые писать печатными буквами, более успешны и в плане социализа-

ции: стремятся выполнять требования взрослых, завоевать их симпатию, быть успешными в занятиях музыкой, языками, танцами, чем вызывают гордость у родителей. Мальчики 7 лет менее послушны и организованны, чем сверстницы. Среди них менее выражены конкуренция, желание выступать на утренниках, быть внимательными и усидчивыми на занятиях, на них жалуются воспитатели и педагоги, что очень редко случается в отношении девочек. Мальчики, как правило, не хотят идти в школу, объясняя это нежеланием заниматься, страхом быть наказанными: «Папа сказал, будет бить за двойки...» Учитывая вышесказанное, а также данные литературных источников о том, что девочки опережают мальчиков в своем развитии (Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Г. Крайг, А.И. Захаров), о чем свидетельствуют и результаты наших исследований, можно объяснить проявление родителями досады, раздражения, обиды чаще именно в отношении мальчиков, нежели девочек. Родители считают, что сын не добьется успеха из-за низких способностей, небольшого ума, не доверяют ему.

По результатам исследований, оба родителя чаще проявляют «социально нежелательный образ родительского отношения» к детям одного с ними пола, а «симбиоз» - к детям противоположного пола. Данные типы родительских отношений по А.Я. Варге, В.В. Столину были описаны нами выше.

То, что оба родителя (отцы и матери) проявляют «социально нежелательный образ родительского отношения» чаще к детям одного с ними пола, мы объясняем, с одной стороны, завышенными требованиями, ожиданиями: «ты должен быть, как я (лучше, чем я)!», желанием в ребенке реализовать то, что не удалось в свое время родителю. С другой - в обществе бытует мнение, что за воспитание дочери несет ответственность мать, за воспитание сына - отец, в связи с чем родители обращаются с детьми таким образом, чтобы приспособить их поведение к принятым в обществе нормативным ожиданиям. Так, от дочерей гораздо чаще, чем от сыновей, требуют помощи по дому, то есть девочек учат вести себя, «как мама», мальчиков - «как папа» [Тартаковская, 1997].

По данным литературных источников, каждый родитель хочет быть образцом для ребенка своего пола, поэтому отцы уделяют больше внимания сыновьям, а матери - дочерям [Малкина-Пых, 2006]. Каждый родитель заинтересован в том, чтобы обучить ребенка секретам и «магии» собственного пола, и болезненно реагирует на такие поступки ребенка, которые кажутся необычными для пола (например, если мальчик робок, а девочка агрессивна). Согласно A.N. Eagly, W. Wood; E.E. Maccoby, C.N. Jacklin, мальчиков поощряют за энергию, соревнование, демонстрацию силы - независимость, уверенность в себе, а девочек - за послушание, заботливость о других, дружелюбие.

То, что оба родителя (отцы и матери) чаще проявляют «симбиоз» к детям противоположного с ними пола объясняется, с нашей точки зрения, рождением ребенка с травмой (стремлением опекать, контролировать, удовлетворять все потребности, ограждать от трудностей, ребенок кажется им маленьким и беззащитным) и конструированием гендерной роли.

Почему же данный тип отношений родители проявляют чаще именно к детям противоположного с ними пола? Женщина в системе традиционных взглядов - нежная, ранимая, покорная, нуждающаяся в покровительстве и защите. Мужчина же представляется как сильный, мужественный, защитник слабых, однако не приученный к быту, выполнению домашних обязанностей. Этим, с нашей точки зрения, и объясняются желание отца ухаживать за дочерью, опекать ее, ограждать от трудностей, удовлетворять ее потребности и, в свою очередь, стремление матери опекать сына, ухаживать за ним, не предоставлять ему возможности проявлять самостоятельности даже в том, что ребенок уже может делать и сам (самообслуживание, помощь по хозяйству, выполнение домашних заданий воспитателя, логопеда и др.).

На детей нередко переносятся привычные стереотипы господства-подчинения. Женщина, привыкшая чувствовать себя зависимой от мужа, обслуживать его, проявит такую установку

скорее по отношению к сыну, нежели к дочери (E.E. Maccoby, C.N. Jacklin, И.Г. Малкина-Пых). Каждый родитель проявляет в общении с ребенком некоторые черты, которые он привык проявлять по отношению к взрослым того же пола, что и ребенок. По мнению Игли с соавт., женщины в целом имеют пониженный социальный статус и дома, и на работе, поэтому вынуждены во многом уступать влиянию тех, кто по статусу выше. А поскольку роли с высоким статусом принадлежат мужчинам чаще, женщины чаще оказываются в подчиненных ролях (A.N. Eagly, W.Wood, 1985).

Согласно теории социализации Э. Берн, традиционное распределение домашних обязанностей приводит к тому, что мальчики и девочки стремятся овладевать умениями и навыками, соответствующими полу, и не приобретают другие умения, такой опыт не позволяет мужчинам овладевать навыками, необходимыми для выполнения домашних дел.

Таким образом, выявленные в исследовании закономерности, их анализ требуют, на наш взгляд, обязательного учета при проведении коррекционной работы с семьями, имеющими дошкольников семилетнего возраста с диагнозом ПП ЦНС в анамнезе, что поможет создать благоприятный психологический климат в семье и устранить факторы, препятствующие полноценному психическому и личностному развитию таких детей.

Библиографический список

1. Авдеева Н.Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве // Дошкольное воспитание. 2005. № 3. С. 101-108; № 7. С. 117-122.

2. Василенко И.В., Коваленко Н.В. Нравственные координаты внутрисемейного сознания // Мужчина и женщина в современном мире: Меняющиеся роли и образы. М., 1999. Т. 1. С. 141-145.

3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. М.: ТЦ «Сфера», 2003. 112 с.

4. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. 336 с.

5. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 992 с.

6. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

7. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. М.: Эксмо, 2006. 928 с.

8. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Что я могу узнать о своем ребенке. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. 320 с.

9. Покровская Т.И., Нарицына Р.М. Соматопсихическое развитие детей в зависимости от антенатального периода. М.: Медицина, 1978. 176 с.

10.Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Педагогика, 1989. 208 с.

11.Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. Особенности родительского отношения и его влияние на психическое развитие детей младшего дошкольного возраста с перинатальным поражением ЦНС: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009. 184 с.

12.Тартаковская И.Н. Социология пола и семьи / Международный институт «Открытое общество», Самарский филиал. Самара, 1997.

13.Уфимцева Л.П., Симаева В.А., Симонова Н.А., Окладникова Т.К. Роль ранней диагностики в оптимизации психического развития детей, перенесших родовую травму // Проблемы диагностики, коррекции, валеологии в специальном (коррекционном) образовании: сб. ст. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 1996. С. 52-57.

14.Уфимцева Л.П., Сырвачева Л.А. Диагностическая программа оценки уровня психического развития детей дошкольного возраста: метод. пособие для педагогов-психологов. Красноярск, 2006. 31 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.