Психология развития и педагогическая психология
УДК 159.922.736.3 ББК Ю984+Ч490.51
О СВЯЗИ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Г.И. Захарова
Представлены результаты анализа связи между типами родительского отношения и когнитивным, эмоциональным и поведенческим компонентами нравственной сферы старших дошкольников. Выявлено, что такие типы родительского отношения, как отвержение ребенка, авторитарная гиперсоциализация, инфантилизация, негативно сказываются на развитии нравственной сферы старшего дошкольника, в особенности её эмоционального и поведенческого компонентов.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, родительское отношение, типы родительского отношения, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственной сферы.
Семья на протяжении всего периода взросления ребенка играет одну из определяющих ролей в развитии его личности: его эмоционально-волевая, нравственная сферы, особенности поведения, характер формируются в семье. Во многом психическое развитие ребенка определяется родительской позицией и родительским отношением. Ребенок очень чувствителен к тому, как относятся к нему родители. Он воспринимает родительское отношение и со временем осмысляет, любят его родители или нет, нужен он им, значим ли для них. Ребенок также формирует и свое отношение к родителям в зависимости от того, как они относятся к нему [5, 11]. Отношение к ребенку с первых дней его жизни как к субъекту и неповторимой личности, эффективное общение с ним являются важными факторами успешного продвижения ребенка в психическом развитии.
Родительское отношение воздействует на все сферы личности ребенка. В том числе оно влияет и на нравственную сферу личности, которая интенсивно развивается в дошкольном возрасте. В нравственной сфере дошкольника выделяются три компонента: осознание детьми нравственных норм и представления о нравственных качествах (когнитивный компонент); нравственные чувства ребенка, эмоциональное отношение к нравственным нормам (эмоциональный компонент) и фор-
мирование нравственного поведения (поведенческий компонент) [9, 10]. Сначала дети усваивают моральные знания («что такое хорошо и что такое плохо»), у них складываются первоначальные моральные суждения, представления и оценки, первоначальное понимание нравственных норм. В сфере морально ценных переживаний у ребенка формируются нравственные чувства, например, сочувствие, сопереживание другому человеку, его бедам и радостям. Поведение ребенка старшего дошкольного возраста начинает опосредоваться нравственной нормой [8].
Проблема связи родительского отношения и нравственной сферы дошкольника актуальна в настоящее время в связи с кризисным состоянием современной семьи, увеличением числа проблемных семей и нарастанием проявлений отчужденности детей от родителей. От того, насколько родительское отношение благоприятно, зависит благополучие нравственной сферы ребенка [2, 3, 5, 6, 8, 10, 11].
В отечественной научной литературе по проблеме родительское отношение рассматривается как система разнообразных родительских чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков [2, 7].
В отечественной и зарубежной психологии предприняты многочисленные попытки
построить типологию родительского отношения к ребенку. Получили известность классификации типов родительского отношения
А.В. Петровского, А.Я. Варги и В.В. Столина, Е.Т. Соколовой, Н. Штирмана, С. Броди,
Д. Бомринд и др. [3-5, 7]. В зарубежных исследованиях выделяются два главных измерения родительского отношения: родительская теплота и родительский контроль [1, 4].
Термин «родительская теплота» используется для обозначения количества любви и одобрения, демонстрируемых родителями. Термин «родительский контроль» применяется для обозначения степени выраженности у родителей запретительных тенденций: так, запрещающие родители используют тотальный контроль. Эффективным же является систематический контроль, при котором сферы жизнедеятельности ребенка дифференцируются на зоны, подлежащие контролю и на зоны самостоятельности и полной ответственности ребенка. При такой форме контроля признается право ребенка на самостоятельность и автономию. Очевидно, что родителям важно сочетать душевную теплоту, отзывчивость и систематический (умеренный) контроль. Баланс этих двух составляющих окажет благотворное влияние на ребенка.
Под руководством и при непосредственном участии автора данной статьи выполнен ряд исследований, в которых изучался характер складывающихся между родителями и детьми отношений, исследовалось взаимодействие между ними в современной семье и влияние данного взаимодействия на психическое развитие ребенка. В настоящей статье представлены результаты одного из таких исследований.
Цель исследования - выявление связи между разными типами родительского отношения и характеристиками компонентов нравственной сферы личности старших дошкольников.
Выборку исследования составили дети старшего дошкольного возраста из трех дошкольных образовательных учреждений г. Челябинска общей численностью 56 человек, из них 34 мальчика и 22 девочки, а также их родители (матери) - 56 человек.
Методы и методики исследования
При проведении данного исследования были использованы психодиагностические методики и методы статистической обработки:
1. Методика для определения родительского отношения - опросник родительского отношения [7].
Результаты исследования по методике описываются по следующим 5 шкалам:
1) принятие - отвержение. Отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку: при принятии родитель уважает своего ребенка, одобряет его интересы, а при отвержении родитель не принимает ребенка во всех его проявлениях, испытывает к нему разные негативные чувства, не уважает его личность;
2) кооперация как стремление к сотрудничеству. При таком типе отношения родитель старается быть с ребенком на равных, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, доверяет ему;
3) симбиоз как характеристика меры ощущения родителем единства и целостности с ребенком, стремления удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от жизненных трудностей;
4) авторитарная гиперсоциализация. При таком отношении родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, пристально следит за социальными достижениями ребенка, за его мыслями и чувствами, стремится все взять под контроль;
5) инфантилизация или «маленький неудачник». Отношение к ребенку как к маленькому неудачнику отражает стремление ин-фантилизировать ребенка, приписать ему личностную и социальную несостоятельность.
Тестовые нормы по шкалам приводятся в виде процентильных рангов тестовых баллов. Высокий процентильный ранг по соответствующим шкалам интерпретируется как отнесение к этому типу родительского отношения к детям.
2. Диагностика особенностей нравственной сферы дошкольников осуществлялась с помощью трех методик (Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко [9]):
1) методики «Закончи историю», предназначенной для изучения осознания детьми нравственных норм (в нашем исследовании использовалась для оценки когнитивного компонента нравственной сферы);
2) методики «Сюжетные картинки», предназначенной для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам (эмоциональный компонент нравственной сферы);
3) методики «Сделаем вместе», предназначенной для выявления и оценивания уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником (поведенческий компонент нравственной сферы). При анализе поведенческого компонента нравственной сферы авторы методики выделяют признаки для представления результатов исследования в виде четырех комплексных параметров:
Психология развития и педагогическая психология
«отрицательная направленность личности»; «положительная направленность личности»; «общительность, контактность ребенка»; «заинтересованность в предложенной деятельности».
Результаты исследования
и их обсуждение
Для выявления связей между разными типами родительского отношения и характеристиками компонентов нравственной сферы старших дошкольников (на общей выборке) подсчитывался коэффициент ранговой корреляции Пирсона. Были получены следующие значимые корреляционные связи:
- чем выше показатели отвержения в родительском отношении к ребенку и показатели гиперсоциализации в родительском отношении, тем выше уровень отрицательной направленности личности, проявляющейся во взаимодействии со сверстником (г = 0,294 и г = 0,299 соответственно);
- чем выше показатель инфантилизации в родительском отношении к ребенку, тем ниже уровень эмоционального компонента нравственной сферы (г = - 0,301) и тем выше уровень отрицательной направленности личности, проявляющейся во взаимодействии со сверстником (г = 0,321).
Таким образом, если родитель отвергает ребенка или применяет по отношению к нему чрезмерную строгость и контроль (авторитарная гиперсоциализация), то у ребенка и в поведении, и в отношениях со сверстником преобладает отрицательная направленность личности (он не стремится к сотрудничеству, играет или выполняет задания один, часто критикует сверстника и его действия).
Если родитель воспринимает ребенка незрелым, приписывает ему личностную и социальную несостоятельность, то у ребенка в отношениях со сверстником также преобладает отрицательная направленность личности: ребенок не понимает слова «вместе», при выполнении задания использует только свои фигурки, не оказывает помощи сверстнику, часто критикует его действия.
Если отмечается стремление родителя инфантилизировать ребенка, то в нравственной сфере детей не получает своего развития эмоциональный компонент. При таком типе родительского отношения затрудняется эмоциональное общение ребенка с родителем и, как следствие, ребенок испытывает трудности в выражении своих эмоций.
Отдельным этапом исследования являлся анализ связи между доминирующими типами родительского отношения и компонентами
нравственной сферы раздельно на выборке мальчиков и выборке девочек. Для выявления связей подсчитывался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Были получены следующие значимые корреляционные связи на выборке мальчиков:
- чем выше показатель отвержения в родительском отношении, тем выше уровень отрицательной направленности личности, проявляющейся во взаимодействии со сверстником (г = 0,422);
- чем выше показатель инфантилизации в родительском отношении, тем ниже уровень эмоционального компонента нравственной сферы мальчиков, (г = - 0,461).
На выборке девочек получены следующие соотношения:
- чем выше показатели отвержения в родительском отношении, тем ниже уровень положительной направленности личности, проявляющейся во взаимодействии со сверстником (г = - 0,467).
- чем выше показатели кооперации в родительском отношении, тем выше уровень положительной направленности личности, проявляющейся во взаимодействии со сверстником (г = 0,537).
- чем выше показатели симбиоза в родительском отношении, тем выше уровень эмоционального компонента нравственной сферы (г = 0,450).
И у мальчиков, и у девочек была выявлена связь между отвержением в родительском отношении и поведенческим компонентом нравственной сферы. Только у мальчиков отвержение положительно коррелирует с отрицательной направленностью личности, проявляющейся во взаимодействии со сверстником, а у девочек отрицательно коррелирует - с положительной направленностью личности.
Таким образом, чем больше родители отвергают девочек, тем больше они «закрываются» от сверстников и меньше проявляют позитивных действий по отношению к ним. Мальчики при отвержении их родителями «не выходят из контакта», но применяют по отношению к сверстникам в большей степени разрушительные, негативные тенденции.
Чем больше родители воспринимают мальчиков незрелыми, несостоятельными, тем ниже у них уровень развития эмоционального компонента нравственной сферы, тем сложнее им выражать свои эмоции и, в частности, сопереживать сверстнику (аналогичные тенденции выявлены и в целом по выборке дошкольников).
У девочек с эмоциональным компонентом нравственной сферы положительно связано
наличие родительского отношения по типу симбиоза. Симбиоз как тесная эмоциональная связь родителя с ребенком проявляется выходом эмоций на первый план при такого рода отношениях. Девочки очень чувствительны к симбиотичным отношениям, и в таком эмоциональном общении ребенка с родителем происходит интенсивное развитие эмоций. Кроме того, у девочек еще обнаруживается связь между стремлением родителя к кооперации и положительной направленностью личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником. Сотрудничество родителей с девочками, заинтересованность, поддержка приводят к тому, что девочки перенимают такую модель поведения и используют ее в дальнейшем в отношении со сверстниками.
Выводы
1. В ходе исследования на общей выборке были выявлены положительные корреляционные связи между отвержением, инфантилиза-цией, гиперсоциализацией в родительском отношении к ребенку старшего дошкольного возраста и отрицательной направленностью личности, проявляющейся во взаимодействии со сверстником. В целом по выборке у маль-чиков-дошкольников выявлена отрицательная корреляционная связь между инфантилизаци-ей в родительском отношении и выраженностью эмоционального компонента нравственной сферы дошкольника.
2. На выборке мальчиков была выявлена положительная корреляционная связь между отвержением в родительском отношении и отрицательной направленностью личности, проявляющейся во взаимодействии со сверстником.
3. На выборке девочек были выявлены положительные корреляционные связи между кооперацией в родительском отношении и положительной направленностью личности, проявляющейся во взаимодействии со сверстником; симбиозом в родительском отношении и эмоциональным компонентом нравственной сферы. Обнаружена отрицательная корреляционная связь между отвержением в родительском отношении и положительной на-
правленностью личности, проявляющейся во взаимодействии со сверстником.
Таким образом, проведенное исследование позволило убедиться в том, что отвержение ребенка, требования безоговорочного послушания и чрезмерно строгий контроль, восприятие ребенка незрелым и несостоятельным негативно сказываются на развитии нравственной сферы старшего дошкольника, в особенности ее эмоционального и поведенческого компонентов.
Литература
1. Би, Х. Развитие ребенка / Х. Би. - СПб.: Питер, 2004. - 768 с.
3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Караба-нова, А.Г. Лидерс. - М. : Московский психоло-го-социальный институт, 2007. - 480 с.
2. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга. - СПб.: Речь, 2001. -144 с.
4. Кайл, Р. Детская психология: Тайны психики ребенка / Р. Кайл. - СПб.: Питер, 2002. - 416 с.
5. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О.А. Карабанова. - М. : Гардарики, 2005. - 319 с.
6. Кэмпбелл, Р. Как по-настоящему любить своего ребенка / Р. Кэмпбелл. - СПб.: Мирт, 2001. - 159 с.
7. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания: диагностико-коррекционный аспект: метод. пособие /В.М. Минияров. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 248 с.
8. Мухина, В.С. Детская психология /
В. С. Мухина. - М. : ООО «Апрель Пресс»: ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. - 352 с.
9. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2008. - 688 с.
10. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
11. Хоментаускас, Г. Семья глазами ребенка: Дети и психологические проблемы в семье / Г. Хоментаускас. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 192 с.
Поступила в редакцию 22.11.2012 г.
Захарова Галина Ивановна. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии развития, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: gzaharova@inbox.ru
Galina I. Zaharova. Candidate of pedagogic science, docent of the developmental psychology department, South Ural State University, Chelyabinsk. E-mail: gzaha-rova@inbox.ru