Научная статья на тему 'О связи типа родительского отношения и особенностей нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста'

О связи типа родительского отношения и особенностей нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1200
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ТИПЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ / КОГНИТИВНЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ / SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN / PARENTING ATTITUDE / THE TYPES OF PARENTING ATTITUDES / COGNITIVE / EMOTIONAL AND BEHAVIORAL COMPONENTS OF THE MORAL SPHERE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захарова Галина Ивановна

Представлены результаты анализа связи между типами родительского отношения и когнитивным, эмоциональным и поведенческим компонентами нравственной сферы старших дошкольников. Выявлено, что такие типы родительского отношения, как отвержение ребенка, авторитарная гиперсоциализация, инфантилизация, негативно сказываются на развитии нравственной сферы старшего дошкольника, в особенности её эмоционального и поведенческого компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Захарова Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the relationship between parenting attitudes and moral sphere peculiarities of the senior preschool age children

The analysis of the relationship between parenting attitudes and types of children’s moral sphere components (cognitive, emotional and behavioral) are presented. It is educed that such types of parenting attitudes as rejection of the child, the authoritarian hyper-socialization and infantilization impact negatively on the development of preschooler’s moral sphere, especially on its emotional and behavioral components.

Текст научной работы на тему «О связи типа родительского отношения и особенностей нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста»

Психология развития и педагогическая психология

УДК 159.922.736.3 ББК Ю984+Ч490.51

О СВЯЗИ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Г.И. Захарова

Представлены результаты анализа связи между типами родительского отношения и когнитивным, эмоциональным и поведенческим компонентами нравственной сферы старших дошкольников. Выявлено, что такие типы родительского отношения, как отвержение ребенка, авторитарная гиперсоциализация, инфантилизация, негативно сказываются на развитии нравственной сферы старшего дошкольника, в особенности её эмоционального и поведенческого компонентов.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, родительское отношение, типы родительского отношения, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственной сферы.

Семья на протяжении всего периода взросления ребенка играет одну из определяющих ролей в развитии его личности: его эмоционально-волевая, нравственная сферы, особенности поведения, характер формируются в семье. Во многом психическое развитие ребенка определяется родительской позицией и родительским отношением. Ребенок очень чувствителен к тому, как относятся к нему родители. Он воспринимает родительское отношение и со временем осмысляет, любят его родители или нет, нужен он им, значим ли для них. Ребенок также формирует и свое отношение к родителям в зависимости от того, как они относятся к нему [5, 11]. Отношение к ребенку с первых дней его жизни как к субъекту и неповторимой личности, эффективное общение с ним являются важными факторами успешного продвижения ребенка в психическом развитии.

Родительское отношение воздействует на все сферы личности ребенка. В том числе оно влияет и на нравственную сферу личности, которая интенсивно развивается в дошкольном возрасте. В нравственной сфере дошкольника выделяются три компонента: осознание детьми нравственных норм и представления о нравственных качествах (когнитивный компонент); нравственные чувства ребенка, эмоциональное отношение к нравственным нормам (эмоциональный компонент) и фор-

мирование нравственного поведения (поведенческий компонент) [9, 10]. Сначала дети усваивают моральные знания («что такое хорошо и что такое плохо»), у них складываются первоначальные моральные суждения, представления и оценки, первоначальное понимание нравственных норм. В сфере морально ценных переживаний у ребенка формируются нравственные чувства, например, сочувствие, сопереживание другому человеку, его бедам и радостям. Поведение ребенка старшего дошкольного возраста начинает опосредоваться нравственной нормой [8].

Проблема связи родительского отношения и нравственной сферы дошкольника актуальна в настоящее время в связи с кризисным состоянием современной семьи, увеличением числа проблемных семей и нарастанием проявлений отчужденности детей от родителей. От того, насколько родительское отношение благоприятно, зависит благополучие нравственной сферы ребенка [2, 3, 5, 6, 8, 10, 11].

В отечественной научной литературе по проблеме родительское отношение рассматривается как система разнообразных родительских чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков [2, 7].

В отечественной и зарубежной психологии предприняты многочисленные попытки

построить типологию родительского отношения к ребенку. Получили известность классификации типов родительского отношения

А.В. Петровского, А.Я. Варги и В.В. Столина, Е.Т. Соколовой, Н. Штирмана, С. Броди,

Д. Бомринд и др. [3-5, 7]. В зарубежных исследованиях выделяются два главных измерения родительского отношения: родительская теплота и родительский контроль [1, 4].

Термин «родительская теплота» используется для обозначения количества любви и одобрения, демонстрируемых родителями. Термин «родительский контроль» применяется для обозначения степени выраженности у родителей запретительных тенденций: так, запрещающие родители используют тотальный контроль. Эффективным же является систематический контроль, при котором сферы жизнедеятельности ребенка дифференцируются на зоны, подлежащие контролю и на зоны самостоятельности и полной ответственности ребенка. При такой форме контроля признается право ребенка на самостоятельность и автономию. Очевидно, что родителям важно сочетать душевную теплоту, отзывчивость и систематический (умеренный) контроль. Баланс этих двух составляющих окажет благотворное влияние на ребенка.

Под руководством и при непосредственном участии автора данной статьи выполнен ряд исследований, в которых изучался характер складывающихся между родителями и детьми отношений, исследовалось взаимодействие между ними в современной семье и влияние данного взаимодействия на психическое развитие ребенка. В настоящей статье представлены результаты одного из таких исследований.

Цель исследования - выявление связи между разными типами родительского отношения и характеристиками компонентов нравственной сферы личности старших дошкольников.

Выборку исследования составили дети старшего дошкольного возраста из трех дошкольных образовательных учреждений г. Челябинска общей численностью 56 человек, из них 34 мальчика и 22 девочки, а также их родители (матери) - 56 человек.

Методы и методики исследования

При проведении данного исследования были использованы психодиагностические методики и методы статистической обработки:

1. Методика для определения родительского отношения - опросник родительского отношения [7].

Результаты исследования по методике описываются по следующим 5 шкалам:

1) принятие - отвержение. Отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку: при принятии родитель уважает своего ребенка, одобряет его интересы, а при отвержении родитель не принимает ребенка во всех его проявлениях, испытывает к нему разные негативные чувства, не уважает его личность;

2) кооперация как стремление к сотрудничеству. При таком типе отношения родитель старается быть с ребенком на равных, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, доверяет ему;

3) симбиоз как характеристика меры ощущения родителем единства и целостности с ребенком, стремления удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от жизненных трудностей;

4) авторитарная гиперсоциализация. При таком отношении родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, пристально следит за социальными достижениями ребенка, за его мыслями и чувствами, стремится все взять под контроль;

5) инфантилизация или «маленький неудачник». Отношение к ребенку как к маленькому неудачнику отражает стремление ин-фантилизировать ребенка, приписать ему личностную и социальную несостоятельность.

Тестовые нормы по шкалам приводятся в виде процентильных рангов тестовых баллов. Высокий процентильный ранг по соответствующим шкалам интерпретируется как отнесение к этому типу родительского отношения к детям.

2. Диагностика особенностей нравственной сферы дошкольников осуществлялась с помощью трех методик (Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко [9]):

1) методики «Закончи историю», предназначенной для изучения осознания детьми нравственных норм (в нашем исследовании использовалась для оценки когнитивного компонента нравственной сферы);

2) методики «Сюжетные картинки», предназначенной для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам (эмоциональный компонент нравственной сферы);

3) методики «Сделаем вместе», предназначенной для выявления и оценивания уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником (поведенческий компонент нравственной сферы). При анализе поведенческого компонента нравственной сферы авторы методики выделяют признаки для представления результатов исследования в виде четырех комплексных параметров:

Психология развития и педагогическая психология

«отрицательная направленность личности»; «положительная направленность личности»; «общительность, контактность ребенка»; «заинтересованность в предложенной деятельности».

Результаты исследования

и их обсуждение

Для выявления связей между разными типами родительского отношения и характеристиками компонентов нравственной сферы старших дошкольников (на общей выборке) подсчитывался коэффициент ранговой корреляции Пирсона. Были получены следующие значимые корреляционные связи:

- чем выше показатели отвержения в родительском отношении к ребенку и показатели гиперсоциализации в родительском отношении, тем выше уровень отрицательной направленности личности, проявляющейся во взаимодействии со сверстником (г = 0,294 и г = 0,299 соответственно);

- чем выше показатель инфантилизации в родительском отношении к ребенку, тем ниже уровень эмоционального компонента нравственной сферы (г = - 0,301) и тем выше уровень отрицательной направленности личности, проявляющейся во взаимодействии со сверстником (г = 0,321).

Таким образом, если родитель отвергает ребенка или применяет по отношению к нему чрезмерную строгость и контроль (авторитарная гиперсоциализация), то у ребенка и в поведении, и в отношениях со сверстником преобладает отрицательная направленность личности (он не стремится к сотрудничеству, играет или выполняет задания один, часто критикует сверстника и его действия).

Если родитель воспринимает ребенка незрелым, приписывает ему личностную и социальную несостоятельность, то у ребенка в отношениях со сверстником также преобладает отрицательная направленность личности: ребенок не понимает слова «вместе», при выполнении задания использует только свои фигурки, не оказывает помощи сверстнику, часто критикует его действия.

Если отмечается стремление родителя инфантилизировать ребенка, то в нравственной сфере детей не получает своего развития эмоциональный компонент. При таком типе родительского отношения затрудняется эмоциональное общение ребенка с родителем и, как следствие, ребенок испытывает трудности в выражении своих эмоций.

Отдельным этапом исследования являлся анализ связи между доминирующими типами родительского отношения и компонентами

нравственной сферы раздельно на выборке мальчиков и выборке девочек. Для выявления связей подсчитывался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Были получены следующие значимые корреляционные связи на выборке мальчиков:

- чем выше показатель отвержения в родительском отношении, тем выше уровень отрицательной направленности личности, проявляющейся во взаимодействии со сверстником (г = 0,422);

- чем выше показатель инфантилизации в родительском отношении, тем ниже уровень эмоционального компонента нравственной сферы мальчиков, (г = - 0,461).

На выборке девочек получены следующие соотношения:

- чем выше показатели отвержения в родительском отношении, тем ниже уровень положительной направленности личности, проявляющейся во взаимодействии со сверстником (г = - 0,467).

- чем выше показатели кооперации в родительском отношении, тем выше уровень положительной направленности личности, проявляющейся во взаимодействии со сверстником (г = 0,537).

- чем выше показатели симбиоза в родительском отношении, тем выше уровень эмоционального компонента нравственной сферы (г = 0,450).

И у мальчиков, и у девочек была выявлена связь между отвержением в родительском отношении и поведенческим компонентом нравственной сферы. Только у мальчиков отвержение положительно коррелирует с отрицательной направленностью личности, проявляющейся во взаимодействии со сверстником, а у девочек отрицательно коррелирует - с положительной направленностью личности.

Таким образом, чем больше родители отвергают девочек, тем больше они «закрываются» от сверстников и меньше проявляют позитивных действий по отношению к ним. Мальчики при отвержении их родителями «не выходят из контакта», но применяют по отношению к сверстникам в большей степени разрушительные, негативные тенденции.

Чем больше родители воспринимают мальчиков незрелыми, несостоятельными, тем ниже у них уровень развития эмоционального компонента нравственной сферы, тем сложнее им выражать свои эмоции и, в частности, сопереживать сверстнику (аналогичные тенденции выявлены и в целом по выборке дошкольников).

У девочек с эмоциональным компонентом нравственной сферы положительно связано

наличие родительского отношения по типу симбиоза. Симбиоз как тесная эмоциональная связь родителя с ребенком проявляется выходом эмоций на первый план при такого рода отношениях. Девочки очень чувствительны к симбиотичным отношениям, и в таком эмоциональном общении ребенка с родителем происходит интенсивное развитие эмоций. Кроме того, у девочек еще обнаруживается связь между стремлением родителя к кооперации и положительной направленностью личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником. Сотрудничество родителей с девочками, заинтересованность, поддержка приводят к тому, что девочки перенимают такую модель поведения и используют ее в дальнейшем в отношении со сверстниками.

Выводы

1. В ходе исследования на общей выборке были выявлены положительные корреляционные связи между отвержением, инфантилиза-цией, гиперсоциализацией в родительском отношении к ребенку старшего дошкольного возраста и отрицательной направленностью личности, проявляющейся во взаимодействии со сверстником. В целом по выборке у маль-чиков-дошкольников выявлена отрицательная корреляционная связь между инфантилизаци-ей в родительском отношении и выраженностью эмоционального компонента нравственной сферы дошкольника.

2. На выборке мальчиков была выявлена положительная корреляционная связь между отвержением в родительском отношении и отрицательной направленностью личности, проявляющейся во взаимодействии со сверстником.

3. На выборке девочек были выявлены положительные корреляционные связи между кооперацией в родительском отношении и положительной направленностью личности, проявляющейся во взаимодействии со сверстником; симбиозом в родительском отношении и эмоциональным компонентом нравственной сферы. Обнаружена отрицательная корреляционная связь между отвержением в родительском отношении и положительной на-

правленностью личности, проявляющейся во взаимодействии со сверстником.

Таким образом, проведенное исследование позволило убедиться в том, что отвержение ребенка, требования безоговорочного послушания и чрезмерно строгий контроль, восприятие ребенка незрелым и несостоятельным негативно сказываются на развитии нравственной сферы старшего дошкольника, в особенности ее эмоционального и поведенческого компонентов.

Литература

1. Би, Х. Развитие ребенка / Х. Би. - СПб.: Питер, 2004. - 768 с.

3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Караба-нова, А.Г. Лидерс. - М. : Московский психоло-го-социальный институт, 2007. - 480 с.

2. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга. - СПб.: Речь, 2001. -144 с.

4. Кайл, Р. Детская психология: Тайны психики ребенка / Р. Кайл. - СПб.: Питер, 2002. - 416 с.

5. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О.А. Карабанова. - М. : Гардарики, 2005. - 319 с.

6. Кэмпбелл, Р. Как по-настоящему любить своего ребенка / Р. Кэмпбелл. - СПб.: Мирт, 2001. - 159 с.

7. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания: диагностико-коррекционный аспект: метод. пособие /В.М. Минияров. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 248 с.

8. Мухина, В.С. Детская психология /

В. С. Мухина. - М. : ООО «Апрель Пресс»: ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. - 352 с.

9. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2008. - 688 с.

10. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.

11. Хоментаускас, Г. Семья глазами ребенка: Дети и психологические проблемы в семье / Г. Хоментаускас. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 192 с.

Поступила в редакцию 22.11.2012 г.

Захарова Галина Ивановна. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии развития, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: [email protected]

Galina I. Zaharova. Candidate of pedagogic science, docent of the developmental psychology department, South Ural State University, Chelyabinsk. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.