Научная статья на тему 'Особенности эмоционально-волевого развития часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста'

Особенности эмоционально-волевого развития часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1129
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТО БОЛЕЮЩИЙ РЕБЕНОК / ТРЕВОЖНОСТЬ / ВОЛЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / A SICKLY CHILD / ANXIETY / VOLITIONAL ACTION / SOCIAL SITUATION OF CHILD DEVELOPMENT / PARENTAL ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковалевский Валерий Анатольевич

Статья посвящена анализу особенностей тревожности и волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста. Выявлено, что часто болеющие дети старшего дошкольного возраста более тревожны, чем их здоровые сверстники, и имеют сниженный уровень развития волевого действия. Существуют прямая взаимосвязь между развитием данных параметров психического развития часто болеющих детей старшего дошкольного возраста и неэффективным родительским отношением к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ковалевский Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of emotional and volitional development of a sickly child of senior preschool age

This article analyzes the features of anxiety and volitional actions of sickly children of senior preschool age. It is found out that sickly children of senior preschool age are more anxious than their healthy peers and have a reduced level of development of volitional actions. There is a direct connection between the formation of these parameters of mental development of sickly children of senior preschool age and poor parental attitude to them.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоционально-волевого развития часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста»

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩЕГО РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Часто болеющий ребенок, тревожность, волевое действие, социальная ситуация развития ребенка, родительское отношение.

В современной психологии детству отводится роль важнейшего периода жизни человека, в ходе которого закладываются основы дальнейшего развития его личности, раскрываются основной потенциал и направленность этого развития. Именно поэтому изучение факторов и этапов развития личности ребенка в период дошкольного детства особенно важно. В многочисленных исследованиях семья является своеобразным фундаментом для дальнейшего развития и формирования человека. При всех изменениях общества и политических систем человечество не придумало другой формы жизни людей, воспитания подрастающих поколений.

Особым фактором, влияющим на развитие личности ребенка, является его соматическое здоровье. Принято считать, что часто болеющие дети - феномен специфически возрастной. Данную категорию составляют преимущественно дети дошкольного возраста, которые болеют различными респираторными заболеваниями более четырех раз в году. Высокий уровень заболеваемости и, как следствие, рост числа часто болеющих детей (ЧБД) являются важной медико-социальной и экономической проблемой в системе охраны здоровья матери и ребенка. На долю ЧБД приходится от 25 до 56,9 % всех заболеваний детей дошкольного возраста [Исаев, 2004; Ковалевский, Дус-казиева, 2009].

Анализ литературы показал, что часто болеющие дети имеют ряд особенностей, дезадаптирующих их и, как следствие, провоцирующих рецидивы болезни: например, чрезмерная зависимость от взрослого, психологическая инфантильность, повышенная тревожность [Арина, Коваленко, 1995; Дубовик, 2004 и др.]. Тревожность имеет гендерную и возрастную специфику, а также зависит от социальной ситуации развития ребенка [Выготский, 2001]. Для часто болеющих детей характерна особая социальная ситуация развития [Николаева, 1987; Ковалевский, Груздева, 2010], в том числе неэффективное родительское отношение, которое может способствовать развитию высокой тревожности у детей [Менделевич, 2001; и др.]. Кроме того, у данной категории детей зачастую нарушена и структура семьи, что связано с психологической отстраненностью отца от диады «мать — ребенок» и укорочением дистанции между матерью и ребенком, что нередко приводит к инфантилизации последнего [Ковалевский, Урываев, 2006]. Особенно значима данная проблема для часто болеющих детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст — это возраст наибольшей выраженности тревожности, что обусловлено как интенсивным эмоциональным развитием, так и когнитивным — возросшим пониманием опасности [Спиваковская, 2000; и др.].

Одной из специфических особенностей старшего дошкольного возраста является начало формирования и развития волевой составляющей личности. Анализ исследований по проблеме развития воли показал, что его совершенствование связано с общим интеллектуальным развитием детей, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Волевое действие, составляющее сущность и единицу волевого поведения, требует особо пристального внимания в плане изучения степени его сформированнос-ти в период дошкольного детства. Кроме того, в контексте данной проблемы актуаль-

ными являются исследование структуры волевого действия, характера влияния на его развитие как эндогенных, так и экзогенных факторов, а также изучение качественных характеристик, касающихся возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста [Смирнова, Быкова, 2000; Эльконин, 2001].

Неразработанность проблемы формирования высокой тревожности и замедления развития волевого действия у часто болеющих мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, а также оптимальных способов их коррекции в связи с особенностями семейной среды определяют проблемное поле исследования. Необходимость данного исследования обусловливается также следующими противоречиями:

— между социальным заказом общества на формирование физически и психологически здоровой личности и ростом в последнее время уровня заболеваемости детей;

— между необходимостью снижения уровня тревожности часто болеющих детей и недостаточной практической разработанностью аспектов данной проблемы с учетом гендерной специфики;

— между необходимостью развития волевого действия часто болеющих детей и недостаточной практической разработанностью аспектов данной проблемы;

— между необходимостью формирования адекватного родительского отношения к часто болеющему ребенку и отсутствием эффективных способов его оптимизации.

Цель исследования: выявление особенностей тревожности и волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.

Научная новизна данной работы состоит в том, что:

— впервые выявлены гендерные особенности тревожности часто болеющих детей старшего дошкольного возраста и особенности родительского отношения матерей и отцов к ним;

— выявлено, что одной из психологических характеристик часто болеющих детей старшего дошкольного возраста являются особенности развития волевого действия; отмечены качественные различия в структуре волевого действия часто болеющих детей по сравнению со здоровыми сверстниками;

— отмечено, что значимыми факторами в развитии волевого действия в старшем дошкольном возрасте являются «Эффективное материнское отношение», «Эффективное отношение матери к здоровью», «Социальный статус семьи», «Степень самостоятельности и свободы выбора ребенка», «Социальная зрелость ребенка», «Оценка ребенком результата своей деятельности», «Взаимодействие ребенка с матерью», «Соматический статус ребенка — часто болеющий ребенок».

В качестве представителей контрольной и экспериментальной групп выбирались равные по демографическим признакам сверстники, посещающие детские дошкольные учреждения, а также их матери. Все обследуемые дети находились в стадии ремиссии и посещали дошкольные образовательные учреждения. Эмпирическое исследование проводилось совместно с аспирантами кафедры психологии детства с 2006 по 2009 г. Ж.Г. Дусказиевой и О.В. Волковой на базе МДОУ № 35, 63, 136, 161, 170, 176, 177, 250 г. Красноярска. В исследовании принимали участие 173 ребенка (часто болеющие — 42 мальчика и 42 девочки, здоровые — 44 мальчика и 45 девочек) в возрасте 5— 7 лет, 173 матери и 108 отцов.

Для исследования использовались следующие методы и методики:

— опросник-анкета для выявления тревожного ребенка дошкольного возраста путем опроса окружающих взрослых — родителей, педагогов (Костина Л.И.);

— проективная методика «Выбери нужное лицо» (Тэммпл Р., Амен В., Дорки М.), позволяющая определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка (5— 7 лет) жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми;

— «Шкала тревожности ребенка» (Прихожан А.М.), позволяющая выявить тревожность детей старшего дошкольного возраста в определенных видах деятельности;

— метод сбора эмпирических данных, с помощью которого был проведен анализ состояния здоровья каждого ребенка (индивидуальные карты развития ребенка, форма № 026/у);

— методы оценки уровней развития каждого из компонентов волевого действия: выбор и осуществление цели (Котырло В.К.), принятие решения (Гуткина Н.И.), планирование (Дыркун H.A.), исполнение намеченного (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.), совершение усилий (Эльконин Д.Б.), оценка результата (Череднико-ва Т.В.);

— «Тест-опросник родительского отношения» (Варга А.Я., Столин В.В.), позволяющий выявить особенности родительского отношения к детям;

— «Исследование когнитивных и эмоциональных аспектов гендерных установок у детей 5-7 лет» (Каган B.C.);

— методы математической обработки и корреляционного анализа (критерий Стьюден-та, Х2-критерий Пирсона, коэффициент корреляции Спирмена).

Исследование особенностей тревожности часто болеющих мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в сравнении со здоровыми сверстниками показало, что существуют достоверные различия между индексом тревожности часто болеющих и здоровых мальчиков (р<0,01), часто болеющих и здоровых девочек (р<0,05), часто болеющих мальчиков и девочек (р<0,05). При анализе результатов методики «Шкала тревожности ребенка» (Прихожан А.М.) были выявлены по признаку соматического статуса достоверные различия между уровнем учебной (р<0,01), самооценочной (р<0,01) и межличностной (р<0,01) тревожности часто болеющих и здоровых мальчиков, а также уровнем учебной (р<0,05) и межличностной (р<0,05) тревожности часто болеющих и здоровых девочек. При сравнении результатов по признаку гендерной принадлежности выявлены достоверные различия между уровнем самооценочной (р<0,01) и межличностной (р<0,05) тревожности часто болеющих ма льчиков и девочек. Между показателями уровня межличностной тревожности здоровых мальчиков и здоровых девочек достоверного различия не выявлено (рис.).

Индекс

тревожности

Учебная Самооценочная Межличностная

Тревожность

■ЧБД

(мальчики)

■ЧБД

(девочки)

■ Здоровые (мальчики)

□ Здоровые (девочки)

Рис. Обобщенная характеристика показателей индекса тревожности, учебной, самооценочной и межличностной тревожности часто болеющих и здоровых мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста (%)

Таким образом, часто болеющие дети старшего дошкольного возраста более тревожны, чем их здоровые сверстники, так как они находятся в особой социальной ситуации развития, характеризующейся «дефицитарными» условиями для развития личности, и, как следствие, испытывают определенные трудности во взаимодействии с окружающим миром, что приводит к неуверенности в себе, боязливости, повышенной тревож-

ности. Исследования особенностей родительского отношения в семьях с часто болеющими мальчиками и девочками (в сравнении со здоровыми) показали наличие взаимосвязей родительского отношения и гендерных особенностей тревожности часто болеющих детей старшего дошкольного возраста. В семьях с часто болеющими детьми доминирующими типами родительского отношения у отцов являются симбиоз, авторитарная гиперсоциализация (к мальчикам) и симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, инфантилизация (к девочкам). Матери в отношении часто болеющих детей проявляют симбиоз, инфантилизацию (к девочкам) и симбиоз, инфантилизацию, отвержение (к мальчикам). Следовательно, часто болеющих девочек принимают и инфан-тилизируют оба родителя, в то время как в отношении часто болеющих мальчиков со стороны матерей наблюдается противоречивое родительское отношение: сочетание сильной привязанности, чрезмерной опеки и эмоционального отвержения. Доминирующими типами родительского отношения со стороны отцов к здоровым детям обоего пола, а также со стороны матерей к мальчикам являются кооперация, симбиоз и авторитарная гиперсоциализация, в отношении же здоровых девочек со стороны матерей доминируют симбиоз и кооперация.

Уровень развития волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста ниже, чем уровень развития волевого действия их сверстников, относящихся к категории соматически здоровых детей. Статистически достоверные различия присутствуют на уровне 99,9 %. Выводы о выявленных изменениях в сторону снижения уровня развития исследуемого качества справедливы в отношении всех компонентов волевого действия, а именно: выбор и осуществление цели, принятие решения, планирование, исполнение намеченного, совершение усилий и оценка результата (табл. 1).

Таблица 1

Значимость различий по уровню развития волевого действия часто болеющих и здоровых детей старшего дошкольного возраста,

1>критерий Стьюдента

Компоненты волевого действия ЗД (М+т) ЧБД (М+т) % достоверности различий

Выбор и осуществление цели 2,35+0,11 1,59+0,12 > 99,9 %

Принятие решения 2,46+0,11 1,44+0,11 > 99,9 %

Планирование 2,46+0,13 1,44+0,12 > 99,9 %

Исполнение намеченного 2,15+0,13 1,41+0,11 > 99,9 %

2,15+0,12 1,55+0,12 > 99 %

Совершение усилий 2,19+0,15 1,22+0,10 > 99,9 %

2,12+0,13 1,37+0,11 > 99,9 %

Оценка результата 2,12+0,13 1,15+0,09 > 99,9 %

Суммарный балл 17,85+0,59 11,19+0,50 > 99,9 %

Условные обозначения: ЗД — здоровые дети; ЧБД — часто болеющие дети.

Анализ корреляционных связей (на основе подсчета коэффициента корреляции Спирмена) компонентов волевого действия и таких социальных факторов, как тип материнского отношения, возраст и образовательный статус родителей, а также соблюдение здорового образа жизни, показал наличие связи с развитием волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста. С целью выявления степени этого влияния нами был проведен факторный анализ. Результаты исследования подверглись процедурам факторного анализа методом главных компонент с последующим варимакс-вращением факторов. По результатам факторизации матрицы были выделены 8 факторов. Факторы и их соотношение представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты факторизации матриц данных по группе часто болеющих детей старшего дошкольного возраста

Факторные нагрузки

Идентификация фактора Собственный вклад (%)

Фактор 1 «Эффективное материнское отношение» 19, 090

Фактор 2 «Эффективное отношение матери к здоровью» 13, 913

Фактор 3 «Социальный статус семьи» 13, 173

Фактор 4 «Степень самостоятельности и свободы выбора ребенка» 9, 481

Фактор 5 «Социальная зрелость ребенка» 8, 645

Фактор 6 «Оценка ребенком результата своей деятельности» 7, 360

Фактор 7 «Взаимодействие ребенка с матерью» 5, 199

Фактор 8 «Соматический статус ребенка — ЧБД» 4, 879

Можно сделать вывод о том, что, часто болеющие дети старшего дошкольного возраста более тревожны, чем здоровые, поскольку они находятся в особой социальной ситуации развития, которая характеризуется «дефицитарными» условиями для развития личности, следовательно, могут испытывать определенные трудности во взаимодействии с окружающим миром, что предрасполагает к неуверенности в себе, боязливости, повышенной тревожности. Связано это с противоречивым родительским отношением к часто болеющему мальчику как следствием неоправданного ожидания матери, так как требования социума к маскулинному типу поведения противоречат его личностным особенностям. Существуют прямая взаимосвязь между уровнем тревожности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста и неэффективным родительским отношением к ним (высокий уровень отвержения, авторитарной гиперсоциализации и др.), а также обратная связь между тревожностью детей старшего дошкольного возраста и эффективным типом родительского отношения к ним (нормативные показатели всех типов родительского отношения).

Уровень развития волевого действия часто болеющих детей старшего дошкольного возраста ниже, чем уровень развития волевого действия их здоровых сверстников. Полученные результаты свидетельствуют о проявлении низкого уровня развития всех компонентов волевого действия у детей, относящихся к категории часто болеющих: выбор и осуществление цели, принятие решения, планирование, исполнение намеченного, совершение усилий и оценка результата. Результаты факторного анализа позволили выделить восемь основных факторов и степень их влияния на развитие волевого действия часто болеющего ребенка старшего дошкольного возраста. Среди них (в порядке наибольшей степени воздействия): «Эффективное материнское отношение», «Эффективное отношение матери к здоровью», «Социальный статус семьи», «Степень самостоятельности и свободы выбора ребенка», «Социальная зрелость ребенка», «Оценка ребенком результата своей деятельности», «Взаимодействие ребенка с матерью», «Соматический статус ребенка — часто болеющий ребенок».

Библиографический список

1. Арина Г.А., Коваленко H.A. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья. 1995. Т. 2, № 3. С. 116-125.

2. Выготский JI.C. Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное. М.: Лабиринт, 2001. 366 с.

3. Дубовик Е.Ю. Некоторые особенности эмоциональной сферы соматически больного ребенка // Развитие личности больного ребенка: сб. статей. Красноярск: Изд-во КГПУ, 2004. С. 29—37.

4. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. СПб.: Речь, 2004. 384 с.

5. Ковалевский В.А., Дусказиева Ж.Г. Особенности эмоционального восприятия собственной и противоположной половой роли часто болеющими детьми 5—7 лет // Сибирский психологический журнал. 2009. № 32. С. 65—68.

6. Ковалевский В.А., Урываев В.А. Психология ребенка — пациента соматической клиники: практикум. Ярославль: ЯГМА, 2006. 87с.

7. Ковалевский В.А., Груздева О.В. Соматически больной ребенок: специфика социально-психоло-гического развития (результаты комплексного исследования) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2010. № 3. С. 115-122.

8. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: практическое руководство. М.: МЕДпресс, 2001. 592 с.

9. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во МГУ, 1987. 166 с.

10. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 3—14.

11. Спиваковская A.C. Психотерапия: игра, детство, семья: в 2 т. М.: Апрель Пресс, 2000. Т. 2. 464 с.

12. Эльконин Д.Б. Психология развития: учеб. пособие. М.: Academia, 2001. 141с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.