ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СОМАТИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫМ МАЛЬЧИКАМ
THE FEATURES OF MATERNAL ATTITUDE TO SOMATICALLY ILL BOYS
Ж.Г. Дусказиева
Zh.G. Duskazieva
Соматически ослабленные мальчики, ребенок старшего дошкольного возраста, материнское отношение, родительское отношение.
Статья посвящена исследованию особенностей материнского отношения к соматически ослабленным мальчикам старшего дошкольного возраста. Результаты сравниваются с показателями отцовского отношения к детям обоего пола и материнского отношения к соматически больным девочкам старшего дошкольного возраста.
Somatically ill boys, child of senior preschool age, maternal attitude, parental attitude. The article is dedicated to the study of the features of maternal attitude to somatically ill boys of senior preschool age. The results are compared with the indicators of fatherly attitude to children of both sexes and maternal attitude to somatically ill girls of senior preschool age.
Родительское отношение стало предметом многочисленных исследований отечественных ученых за последнее десятилетие [Ковалевский, Груздева, 2009; Штумф, 2014]. Родительское отношение зависит от половой принадлежности ребенка (И.С. Кон, В.Е. Каган, Н.К. Радина), его соматического статуса (A.A. Михеева, Д.Н. Исаев, В.А. Ковалевский, О.В. Груздева и др.) и других факторов [Дусказиева, 2008, с. 325].
В связи со значительным ростом соматических заболеваний за последние годы особо актуален вопрос о создании благополучной социальной ситуации развития соматически ослабленных детей [Ковалевский, Груздева, 2009]. В старшем дошкольном возрасте важнейшей составляющей социальной ситуации развития ребенка остается родительское отношение, особенно для соматически ослабленных детей.
Психоаналитики в своих работах акцентируют внимание на значимости отношения родителя к ребенку противоположного пола. Сензи-тивным периодом для формирования будущей Я-концепции является так называемая Эдипова стадия возрастного развития - с 4 до 7 лет. Согласно теории 3. Фрейда, в данный период ре-
бенок испытывает либидозные чувства по отношению к своему родителю и соперничество к родителю своего пола. У мальчика это явление носит название Эдипов комплекс, у девочки - комплекс Электры. Однако вышеописанные феномены имеют и обратную связь: мы можем это наблюдать в гиперчувствительности отца к проявлениям чувств девочки по отношению к нему или в повышенной эмоциональной насыщенности материнского отношения к сыну. Кроме того, углубляясь в бессознательные механизмы психики, можно увидеть некоторые элементы проекции на ребенка тех чувств или ожиданий, которые по определенным причинам родитель противоположного пола не может выразить в отношении собственного супруга. Так, например, мать, недополучая любви и ласки от супруга, может компенсировать этот дефицит проявлением к ней нежности со стороны сына. Отец, утративший свою значимость и привлекательность в глазах супруги, может возлагать надежды на повышенное внимание и одобрение со стороны дочери. Отец может воспринимать сына как соперника в борьбе за любовь и внимание супруги. Мать может неосознанно проявлять к дочери агрессию (в виде критики, наказа-
[145]
<
m
Щ
I %
tí m
о
b X
к
w m н u
Рч
<
о ^ О о ^ h О G
w
H
s
о
Рч
w
0
! X
1 «
«
и w
V
S
b 1-4
<c
ri w с
«
S M
H U
W PQ
# ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Педагогическая психология
ний и пр.) вследствие ревности супруга к последней. Учитывая сложность и, как правило, низкий уровень осознанности, практические психологи имеют дело с сопротивлением родителей и отрицанием ими вышеописанных чувств к собственным детям.
Родительское отношение зависит от многих факторов, в том числе и от ожиданий в отношении собственного ребенка. Нередко матери хотят видеть рядом с собой сына как представителя сильного пола, конкурентоспособного среди сверстников, и даже в отношении мальчика старшего дошкольного возраста уже имеют место определенные ожидания относительно его характера, психофизиологических особенностей и возможностей. Вполне вероятно, что соматически ослабленный мальчик может не оправдать ожиданий матери, даже если она этого не осознает [Дусказиева, 2008 а,б; 2009 а,б].
Нами было проведено исследование в МБДОУ № 176,177, 250 г. Красноярска, имеющее целью изучить особенности родительского отношения к соматически ослабленным детям старшего дошкольного возраста с помощью методики «Тест-опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин). В исследовании принимали участие 120 детей старшего дошкольного возраста (соматически ослабленных - 30 мальчиков и 30 девочек и здоровых - 30 мальчиков и 30 девочек), 120 матерей и 108 отцов. Полученные результаты подвергались статистическому анализу с использованием t-критерия Стью-дента и Х2-критерия Пирсона.
В семьях с соматически ослабленными детьми доминирующими типами родительского отношения отцов к мальчикам являются симбиоз (34%) и авторитарная гиперсоциализация (46%), к девочкам-симбиоз (42%), авторитарная гиперсоциализация (29 %) и инфантилизация (25 %); матерей к мальчикам - симбиоз (37 %), инфантилизация (26 %) и отвержение (27 %), к девочкам - симбиоз (47 %) и инфантилизация (30 %). Следовательно, соматически ослабленных девочек принимают и инфантилизируют оба родителя, в то время как в отношении часто болеющих мальчиков со стороны матерей наблюда-
ется противоречивое родительское отношение: сочетание сильной привязанности, чрезмерной опеки и эмоционального отвержения. Доминирующими типами родительского отношения со стороны отцов к здоровым детям обоего пола, а также со стороны матерей к мальчикам являются кооперация (от 32 до 34 %), симбиоз (от 24 до 34 %) и авторитарная гиперсоциализация (от 30 до 44 %). В отношении же здоровых девочек со стороны матерей доминируют симбиоз (37 %) и кооперация (40 %). При сравнении результатов методики с помощью методов математической статистики обнаружены достоверные различия между родительским отношением к часто болеющим и здоровым мальчикам у матерей (X2 = 26,558; р<0,01) и отцов (X2 = 10,088; р<0,05), а также к часто болеющим и здоровым девочкам у матерей (X2 = 19,502; р<0,01) и отцов (Х2= 13,654; р<0,01).
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что симбиоз как тип родительского отношения преобладает в семьях и экспериментальной, и контрольной выборки. Тем не менее в семьях с соматически ослабленными детьми симбиоз, как правило, сочетается с инфантилизацией ребенка. В отношении соматически ослабленных мальчиков у матерей усиливается отвержение, а у отцов по отношению к девочкам становится более выраженной инфантилизация. Получается, что соматически ослабленных девочек принимают оба родителя (не выражено отвержение) и оба родителя инфантилизируют их, в то время как часто болеющих мальчиков матери не могут принять полностью (наряду с высокими показателями симбиоза и инфантилизации выражено и отвержение). Возможно, отвержение происходит на бессознательном уровне, так как в процессе наблюдения в ситуации взаимодействия с ребенком и в беседе с такими матерями оно во многих случаях не проявляется. Можно предположить, что часто болеющие мальчики не соответствуют ожиданиям их матерей, а эти ожидания являются отражением общественных тендерных стереотипов, которые несут в себе определенные требования к маскулинному типу поведения. Эти требования противоречат характеристикам соматически осла-
бленных мальчиков, которые зачастую психологически инфантильны, конформны и нередко имеют фемининные черты личности, сформированные в результате инфантилизации со стороны матери, в то время как девочкам «позволено» быть слабыми в соответствии с тендерными стереотипами (показатели по шкале «отвержение» со стороны обоих родителей незначительные).
Таким образом, соматически ослабленные мальчики находятся в менее выгодном положении, чем часто болеющие девочки и здоровые дети обоего пола, так как в тесной симбиотиче-ской связи с матерью одновременно им приписываются несостоятельность, позиция «слабого», что сочетается с отвержением со стороны наиболее значимого (в эмоциональном плане) родителя в «Эдиповой стадии» - матери. Можно предположить, что такое положение часто болеющего мальчика может способствовать развитию высокой тревожности как в отношении оценки себя как носителя собственной половой роли, своих возможностей, так и в межличностных отношениях.
Библиографический список
1. Дусказиева Ж.Г. Влияние родительского отношения на тендерные особенности проявления тревожности часто болеющих детей старшегодошкольноговозраста//Сибирский
4.
6.
педагогический журнал. 2008 а. № 13. С. 324-334.
Дусказиева Ж.Г. Тендерные особенности тревожности часто болеющих детей старшего дошкольного возраста и возможности ее коррекции: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04/ Красноярск, 2009 а. 236 с. Дусказиева Ж.Г. Особенности родительского отношения отцов и матерей к часто болеющим мальчикам и девочкам старшего дошкольного возраста // Омский научный вестник. 20086. № 6 (74). С. 108-110. Дусказиева Ж.Г., Ковалевский В.А. Особенности эмоционального восприятия собственной и противоположной половой роли часто болеющими детьми 5-7 лет // Сибирский психологический журнал. 2009 б. № 32. С. 65-67.
Ковалевский В.А., Груздева О.В. Соматически больной ребенок дошкольного возраста: специфика социально-психологического развития. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон, науч. журн. 2009. № 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 02.02.2015). Штумф В.О. Возможности формирования ортобиоза у часто болеющих старших дошкольников // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 4 (30). С. 144-146.
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
[147]
S
X
н
U
м