12. Эткинд, А. М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика [Текст]/ под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М.: Моск. ун-т, 1984. - С. 106-115.
13.Юнг, К. Г. Психология. Dementia praecox [Текст] / К. Г. Юнг ; пер. Т. Э. Гусакова. - Мн.: Харвест, 2003. - 400 с.
14. Яньшин, П. В. Психосемантика цвета [Текст] / II. В. Яньшии. - СПб.: Речь, 2006.-368 с.
УДК 159.922.77: 616
Ж. Г. Дусказиева
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В условиях современной жизни общества невротическое поведение, стрессы стали достаточно распространенным явлением среди взрослых, что отражается на их супружеских взаимоотношениях, на семейной ситуации развития ребенка. Одной из трудностей, с которой нередко сталкивается современная семья, является детская тревожность, оказывающая негативное влияние на поведение и деятельность ребенка, тем самым, препятствуя его гармоничному развитию (Г. Ш. Габдреева, А. И. Захаров, Б. И. Кочубей, В. М. Астапов, Spielberger Ch., Tailor I. и др.). В связи с этим, проблема детской тревожности в современной психологической науке является весьма актуальной.
Под «тревожностью» мы понимаем индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают (Ч. Д. Спилбергер).
Тревожность одними авторами описывается как врожденное состояние (К. Ногпеу, Э. Фромм, А. Адлер), другими - как приобретенное свойство личности, вырабатываемое в результате социального опыта (Ф. Б. Березин, А. И. Захаров, А. С. Спи ваковская). Другими словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и в социальных, раскрывающихся в условиях социализации [1]. Старший дошкольный возраст - это возраст наибольшей выраженности тревожности, что обусловлено как интенсивным эмоциональным развитием, так и когнитивным - возросшим пониманием опасности (А. М. Прихожан, А. С. Спиваковская, Л. И. Костина и др.).
Гендерные различия в проявлении тревожности отмечены рядом авторов (Л. В. Макшанцева, В. М. Тарасова, В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман, В. Г. Каменская, С. В. Зверева). Исследователи находятся в поиске определяющих факторов в различии проявления тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста [3]. До сих пор не существует единого мнения по данному вопросу, тем не менее, основное внимание исследователей, занимающихся изучением данной проблемы, уделено влиянию на ребенка окружающей его социальной среды, и, прежде всего, семьи.
Важнейшим элементом социальной среды, определяющим развитие тревожности у ребенка, является родительское отношение (А, В. Лукасик, 2000;
В. М. Астапов, 2004; Н. В.Козловская, 2005; О. В. Менделевич, 2007 и др.).
Одним из существенных факторов, обуславливающих развитие высокой тревожности у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста, является неэффективное (нарушенное) родительское отношение к ним, проявляющееся в снижении эмоционального контакта с детьми, или чрезмерной его интенсивности; в непринятии родителями ребенка таким, какой он есть (безусловно); в неверии в способность ребенка быть самостоятельным, инициативным, ответственным; в чрезмерной тревоге за ребенка и в чрезмерной заботе о нем; в предъявлении ребенку завышенных или заниженных требований без учета его реальных возможностей; в усвоении ребенком семейных паттернов тревоги [6; 7]. Причем, имеются данные, подтверждающие, что родительское отношение зависит от половой принадлежности ребенка (И, С. Кон, В. Е. Каган, А. А. Чекалина, Н. К. Радина) и его соматического статуса (А. А. Михеева, Д. Н. Исаев, Е. Ю. Соловьева, Г. А. Арина,
Н. А. Коваленко, И. Харди).
Результаты Всероссийской диспансеризации детей 2002 г. подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей (с 45,5% до 33,89%), с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. К 2004 г. число часто и длительно болеющих детей составляет 70 и 75%. Контингент часто болеющих детей год от года возрастает (В, Ю.Альбицкий, А. А.Баранов, В. Н.Касаткин и др.). Несмотря на значительное количество общеукрепляющих и оздоровительных мероприятий, разработанных традиционной медициной, проблемы, связанные с развитием личности часто болеющего ребенка (ЧБД), остаются достаточно острыми. Нарушение соматического статуса ребенка в силу создаваемой болезнью особой социальной ситуации развития, существенно влияют как на родительское отношение, так и на эмоциональную сферу ребенка [2]. Родители инфантилизируют часто болеющего ребенка, приписывая ему социальную несостоятельность, при этом для матерей характерно усиление симбиотической связи с ребенком при психологическом отстранении отца от воспитания [4; 5].
Некоторые исследователи подчеркивают, что часто болеющие дети старшего дошкольного возраста отличаются от своих здоровых сверстников более высоким уровнем тревожности (Г. А. Арина,
А. И. Захаров, Е. Ю. Дубовик, О. В. Мснделевич).
Рассмотрение причин развития высокой тревожности у часто болеющих мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в связи с особенностями семейной среды представляется нам актуальным для развития психологической теории.
Целью исследования было изучение влияния родительского отношения на гендерные особенности проявления тревожности часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза заключалась в том, что нарушение соматического статуса ребенка (частые простудные, обострение хронических соматических заболеваний), в силу создаваемой болезнью особой социальной ситуации развития, существенно влияют как на родительское отношение, так и на развитие тревожности ребенка старшего дошкольного возраста в зависимости от его гендерной принадлежности.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Выявить гендерные особенности проявления тревожности часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
2. Исследовать родительское отношение матерей и отцов к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста в зависимости от гендерной принадлежности последних.
3. Определить взаимосвязь тревожности часто болеющих девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста и родительского отношения к ним.
Методики
Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:
1. Методика «Выбери нужное лицо» Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки, которая позволяет определить индекс тревожности (ИТ) ребенка и жизненные ситуации, вызывающие у него тревожность.
2. Методика «Шкала тревожности ребенка» А. М. Прихожан, в которой определяются области действительности, вызывающие у ребенка старшего дошкольного возраста повышенную тревожность - учебную, самооценоч-ную и межличностную.
3. Методика, направленная на изучение когнитивных и эмоциональных аспектов гендерных установок у детей 5—7 лет (В. С. Каган), позволяющая выявить особенности восприятия себя как носителя определенной половой роли.
4. Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин), направленный на определение родительского отношения к ребенку по 5
параметрам (шкалам): отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация и инфантилизация.
Полученные результаты подвергались статистическому анализу, где использовались методы математической обработки и корреляционного анализа (сравнение результатов по t- критерию Стьюдента, X2 - критерию Пирсона для определения достоверности различий в уровне исследуемого признака, различия в распределении признака; подсчет коэффициента корреляции rs - Спирмена для выявления корреляционных связей).
Эмпирическое исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений № 176 компенсирующего вида, № 177 и № 250 общеразвивающего вида г. Красноярска. В исследовании принимали участие 120 детей старшего дошкольного возраста (30 часто болеющих и 30 здоровых мальчиков. 30 часто болеющих и 30 здоровых девочек), 120 матерей и 108 отцов. Здоровые группы детей (контрольные группы) были привлечены для сравнения результатов. В каждой экспериментальной группе 90% детей наблюдалось с диагнозом «часто болеющий ребенок» (обращение к врачу с заболеваниями органов дыхания, ОРВИ, ОРЗ 4-6 раз в году), 10% часто болеющих детей имело диагноз «истинно часто болеющий ребенок» (обращение к врачу более 6 раз в году). Все часто болеющие дети на момент обследования находились в стадии ремиссии.
Анализ результатов
Проведенное исследование позволило выявить гендерные особенности проявления тревожности часто болеющих детей старшего дошкольного возраста. Индекс тревожности у часто болеющих мальчиков дошкольного возраста выше, чем у часто болеющих девочек и здоровых сверстников обоего пола (табл. 1).
Таблица 1
Показатели ипдскса тревожности часто болеющих и здоровых мальчиков и девочек, %
Г руппы детей Высокий Средний Низкий
мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки
ЧБД 67% 47% 33% 53% 0% 0%
Здоро- вые 23% 17% 77% 83% 0% 0%
Статистический анализ полученных результатов показал, что существуют достоверные различия между индексом тревожности часто болеющих и здоровых мальчиков (1 = 3,34; р<0,01), часто болеющих и здоровых девочек (1 = 2,20; р<0,05), часто болеющих мальчиков и девочек (1 = 2,16; р<0,05).
Между показателями индекса тревожности здоровых мальчиков и девочек наблюдается тенденция к различию результатов (1 = 1,40).
Качественный анализ полученных данных показал, что чаще всего часто болеющие мальчики (как и часто болеющие девочки) делали негативный выбор в таких ситуациях, как укладывание спать в одиночестве, нападение, изоляция, игнорирование и выговор. Здоровые мальчики негативные выборы чаще делали в ситуациях собирания игрушек, нападения, а здоровые девочки - выговора, нападения, изоляции.
Исследование уровня учебной, самооценочной и межличностной тревожности показало, что часто болеющие дети имеют более высокие показатели, особенно мальчики (табл. 2-4),
Таблица 2
Показатели уровня учебной тревожности часто болеющих и здоровых мальчиков и девочек, %
Группы детей Высокий Средний Низкий
мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки
ЧБД 27% 23% 73% 77% 0% 0%
Здоровые 13% 10% 74% 90% 13% 0%
Таблица 3
Показатели уровня самооценочной тревожности часто болеющих и здоровых мальчиков и девочек, %
Группы детей Высокий Средний Низкий
мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки
ЧБД 60% 37% 37% 60% 3% 3%
Здоро- вые 10% 3% 80% 90% 10% 7%
Таблица 4
Показатели уровня межличностной тревожности часто болеющих и здоровых мальчиков и девочек, %
Группы детей Высокий Средний Низкий
мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки
ЧБД 70% 53% 30% 47% 0% 0%
Здоро- вые 40% 30% 60% 70% 0% 0%
При сравнении результатов по признаку соматического статуса, статистический анализ полученных результатов показал, что существуют достоверные различия между уровнем учебной Ц = 3,85; р<0,01), самооценочной (г = 4,60; р<0,01) и межличностной (! = 5,50; р<0,01) тревожности часто болеющих и здоровых мальчиков, а также уровнем учебной (1 = 2,55; р<0,05) и межличностной (г = 2,18; р<0,05) тревожности часто болеющих и здоровых девочек. Между уровнем самооценочной тревожности часто болеющих и здоровых девочек отмечается тенденция к различию результатов (1 = 1,72).
При сравнении результатов по признаку гендерной принадлежности, выявлены достоверные различия между уровнем самооценочной (1 = 3,71; р<0,01) и межличностной (г = 2,25; р<0,05) тревожности часто болеющих мальчиков и девочек. Между показателями уровня учебной, самооценочной тревожности здоровых мальчиков и девочек наблюдается тенденция к различию результатов (соответственно I - 0,18; X - 1,30). Между показателями уровня межличностной тревожности здоровых мальчиков и здоровых девочек достоверного различия не выявлено.
Особенно ярко прослеживается разница в выраженности самооценочной тревожности у часто болеющих мальчиков в сравнении с часто болеющими девочками, и этот факт дает нам основание предполагать, что возможно причиной высокой тревожности может быть искаженное представление часто болеющих мальчиков о себе и своих возможностях.
Представление о себе как о носителе той или иной половой роли - важный фактор, влияющий на эмоциональное развитие старшего дошкольника. Для того чтобы выявить возможные причины различий в проявлении тревожности у мальчиков и девочек, нами были проанализированы особенности когнитивного и эмоционального аспектов гендерных установок у детей старшего дошкольного возраста. Анализируя когнитивный аспект гендерных установок исследуемых групп, следует отметить, что независимо от гендерной принадлежности и соматического статуса все дети правильно называют свой пол, осознают его необратимость и не желают изменения собственного пола. Количественный и качественный анализ эмоционального восприятия детьми половых ролей показал, что в ответах детей обоего пола (независимо от соматического статуса) эмоциональное восприятие девочек достоверно позитивнее, чем мальчиков («девочки любят доброе, красивое, а мальчики любят все крутое и страшное», «девочки красивые, а мальчики - не такие красивые», «мальчики дерутся, а девочки - добрые» и пр.). Тем не менее, восприятие собственной половой роли часто болеющими детьми (особенно мальчиками) менее позитивно, чем у здоровых сверстников. Результаты представлены в (табл. 5).
Таблица 5
Особенности эмоционального восприятия собственной и противоположной половой роли, %
Эмоци- ональное восприятие Собственной половой роли Противоположной половой роли
ЧБД Здоровые ЧБД Здоровые
маль- чики дево- чки маль- чики дево- чки маль- чики дево- чки маль- чики дево- чки
+ 37 83 53 90 77 30 73 37
- 63 17 47 10 23 70 27 63
При сравнении результатов с помощью методов математической статистики, выявлены достоверные различия между показателями эмоционального восприятия собственной половой роли часто болеющих мальчиков и часто болеющих девочек (X2 =11,736; р<0,01) здоровых мальчиков и здоровых девочек (X2 =12,148; р<0,01). Кроме того, достоверные различия выявлены между показателями эмоционального восприятия противоположной половой роли часто болеющих мальчиков и часто болеющих девочек (X2 =12,991; р<0,01), а также здоровых мальчиков и здоровых девочек (X2 =6,734; р<0.01).
Таким образом, часто болеющие мальчики (в сравнении с часто болеющими девочками и здоровыми сверстниками обоего пола) имеют более высокие показатели по уровню тревожности и отрицательному эмоциональному восприятию собственной половой роли. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что статус часто болеющего ребенка мальчиком переживается более болезненно, чем девочкой, и это негативно отражается на его межличностных отношениях, оценке себя, собственных возможностей, что может провоцировать развитие высокой тревожности.
Анализируя далее возможные факторы, способствующие развитию более высокой тревожности у часто болеющих мальчиков в сравнении с другими исследуемыми группами, мы исследовали особенности родительского отношения в их семьях. Результаты изучения родительского отношения матерей и отцов к часто болеющим мальчикам и девочкам представлены в (табл. 6).
Таблица 6
Особенности родительского отношения матерен и отцов к часто болеющим и здоровым мальчикам и девочкам, %
ЧБД Здоровые
Группы детей отвержение кооперция симбиоз гиперсоциализаци я инфантилизация отвержение кооперция симбиоз гиперсоциализация инфантилизация
маль- чики £ О* и 27 3 37 7 26 3 30 34 30 3
девоч ки 2 13 0 47 10 30 0 40 37 13 10
маль- чики 3 У 4 4 34 46 12 0 32 24 44 0
девоч ки н о 0 4 42 29 25 0 34 24 38 3
Доминирующими тенденциями в родительском отношении матерей к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста являются: в отношении мальчиков - симбиоз, инфантилизация и отвержение; в отношении девочек - симбиоз и инфантилизация; доминирующими тенденциями в родительском отношении отцов к часто болеющим детям старшего дошкольного возраста являются: в отношении мальчиков — симбиоз и авторитарная гиперсоциализация, в отношении девочек - симбиоз, авторитарная гиперсоциализация и инфантилизация.
При сравнении результатов, выявлены достоверные различия между родительским отношением к часто болеющим и здоровым мальчикам у матерей (Х= 26,558; р<0,01) и отцов (Х= 10,088; р<0,05), а также к часто болеющим и здоровым девочкам у матерей (Х= 19,502; р<0,01) и отцов (Х= 13,654; р<0,01). Причем в семьях с часто болеющими детьми (независимо от их пола) у отцов усиливается симбиоз с ребенком и его инфантилизация, а у матерей родительское отношение различается в зависимости от пола ребенка - по отношению к девочкам усиливается симбиоз и инфантилизация, а по отношению к мальчикам - на фоне инфантилизации появляется отвержение. Следовательно, часто болеющих девочек принимают оба
родителя, в то время как в отношении часто болеющих мальчиков у матери возникает отвержение (возможно на бессознательном уровне). Доминирующими типами родительского отношения со стороны отцов к здоровым детям обоего пола, а также со стороны матерей к мальчикам является кооперация, симбиоз и авторитарная гиперсоциализация. В отношении же здоровых девочек со стороны матерей доминируют симбиоз и кооперация.
Процесс гендерной идентификации ребенка старшего дошкольного возраста (Эдипова стадия) сопряжен с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола. Соответственно, для мальчика на данном возрастном периоде особую роль играет мать, которая не только обеспечивает ребенку физическую и эмоциональную защиту, но и развивает в сыне чувство уверенности или неуверенности в себе как мужчине (А. И. Захаров, 1997; Г. Крайг, 2001; В. К. Шабельников, 2002, 2004, О. М. Соколова, 2005 и др.). Учитывая результаты нашего исследования, можно сделать вывод, что часто болеющие мальчики находятся в менее выгодном положении (чем часто болеющие девочки и здоровые дети обоего пола), так как в тесной симбиотической связи с матерью одновременно им приписывается несостоятельность, позиция «слабого», что сочетается с отвержением со стороны наиболее значимого (в эмоциональном плане) родителя в Эдиповой стадии - матери. Можно предположить, что такое положение часто болеющего мальчика может способствовать развитию высокой тревожности (как в отношении оценки себя, своих возможностей, так и в межличностных отношениях). В отношении же часто болеющих девочеквыявлено отвержения, более того, отцы (как и матери) инфантилизируют девочек, позволяя им быть в позиции «слабой».
В результате исследования была выявлена взаимосвязь между родительским отношением матерей, отцов и тревожностью часто болеющих мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста (табл. 7-8).
Таблица 7
Особенности взаимосвязей между типом родительского отношения матерей и уровнем тревожности часто болеющих
мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, г
Корреляции между показателями Индекс тревожности Учебная тревожность Самооценочная тревожность Межличностная тревожность
м д м д м Д м д
Отвержение 0,82** 0,05 -0,15 -0,02 0,77** 0,08 0,65* -о.ю
Кооперация 0,34 -0,39* 0,16 -0,34 0,21 -0,36* 0,12 -0,39*
Симбиоз 0,71** -0,20 1 О о -0,28 0,58** -0,16 0,57** -0,23
Гиперсоци- ализация 0,50** 0,73** -0,16 0,83** 0,22 0,70** 0,12 0,68**
Инфанти- лизаиия 0,21 0,08 -0,01 0,15 0,48** 0,07 0,38* 0,14
(В таблице представлены цифровые значения коэффициента корреляции по Спирмену и обозначен характер существующей связи: (+) - прямая связь, (-) - обратная связь; * - обозначены значимые корреляционные связи при р
< 0,05; ** - обозначены значимые корреляционные связи при р < 0,01)
Таблица 8
Особенности взаимосвязей между типом родительского отношения отцов и уровнем тревожности часто болеющих
мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, г
Корреля- ции между показате- лями Индекс тревожности Учебная тревожность Самооценочная тревожность Межличностная тревожность
м Д м д м д м Д
Отверже- ние 0,42* -0,04 -0,14 0,08 0,26 0,06 0,38 0,04
Коопера- ция - 0,56** -0,36 0,20 -0,35 -0,53** -0,36 -0,47* -0,34
Симбиоз -0,01 -0,15 -0,22 -0,23 -0,12 -0,09 -0,33 -0,28
Гиперсо- циализа- ция 0,22 0,51** -0,56** 0,45* 0,44* 0,41* 0,69** 0,42*
Инфан- тилизация 0,04 0,34 -0,11 0,16 0,05 0,29 -0,06 0,20
(В таблице представлены цифровые значения коэффициента корреляции по Спирмену и обозначен характер существующей связи: (+) - прямая связь, (-) - обратная связь; * ~ обозначены значимые корреляционные связи при р
< 0,05; ** - обозначены значимые корреляционные связи при р < 0,01) Корреляционный анализ показал, что значимой прямой связи между тревожностью часто болеющих девочек и родительским отвержением не выявлено, в то время как между отвержением родителей обоего пола и повышенной тревожностью часто болеющих мальчиков имеют место значимые прямые корреляции. Обнаружена также тесная связь между повышенной самооценочной и межличностной тревожностью часто болеющих мальчиков и их инфантилизацией со стороны матерей, в то время как инфаитилизация девочек со стороны родителей обоего пола значительно не связана с повышенной тревожностью. Для детей обоего пола имеет место связь гиперсоциализации с повышенной тревожностью. Корреляционный анализ позволил выявить значимую обратную связь кооперации родителей и повышенной тревожности детей одинакового с ними пола, что свидетельствует о значимости для детей кооперации со стороны родителя того же пола. Чем меньше показатели кооперации девочек с их матерями, а у мальчиков — с их отцами, тем выше уровень детской тревожности.
Таким образом, существуют прямые тесные связи между уровнем тревожности часто болеющих мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста и неэффективным родительским отношением к ним (как со стороны матерей, так и со стороны отцов).
Результаты исследования показали, что в семьях с часто болеющими детьми (особенно мальчиками) для родителей характерны неэффективные типы родительского отношения. Часто болеющие мальчики находятся в наименее выгодной позиции (по сравнению с девочками) в собственной семье, так как матери нередко отвергают их на бессознательном уровне, а часто болеющих девочек принимают родители обоего пола. В тесной симбиотической связи с собственным сыном, при отсутствии полного принятия ребенка, инфантилизируя и приписывая им социальную несостоятельность, контролируя каждый его шаг, мать способствуют повышению тревожности часто болеющего мальчика в оценке себя как носителя собственной половой роли, собственных возможностей и межличностных взаимоотношениях.
Библиографический список
1. Астапов, В. М. Тревожность у детей. [Текст] /В. М. Астапов. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. —224 с.
2. Дубовик, Е. Ю. Некоторые особенности эмоциональной сферы соматически больного ребенка// Развитие личности больного ребенка: [Текст] Сборник статей / Е. Ю. Дубовик, С. В. Чекрякова. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004. - 116 с.
3. Еремеева, В. Д. Девочки и мальчики - два разных мира [Текст] /
B. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. - М.: Линка-Пресс, 1998. - 184 с.
4. Исаев, Д. Н. Отношение родителей и болезнь ребенка // Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: [Текст] Хрестоматия / Д. Н. Исаев; сост. И. В. Добряков, О. В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2007. - 400 с.
5. Ковалевский, В. А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка [Текст] / В. А. Ковалевский.-Красноярск: КГПУ, 1997. - 124 с.
6. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. 1998. - № 2. -
C. 11-17.
7. Соколова, О. М. Особенности жизнедеятельности родительской семьи, влияющие на развитие тревожности личности // Материалы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной семьи» [Текст] / О, М. Соколова; под. ред. В. К. Шабельникова, А. Д. Лидерса, В 3-х частях.
Ч. 3.-М.: 2005. -560 с.