СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ХАРАКТЕРА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДОШКОЛЬНИКАМ ТРЕХЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С НАЛИЧИЕМ И ОТСУТСТВИЕМ В АНАМНЕЗЕ ДИАГНОЗА «ПЕРИНАТАЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ ЦНС»
Дети с ППЦНС, характер детско-родительских отношений, гендерные различия.
Среди значимых проблем общества, достаточно остро заявляющих о себе в последние десятилетия, особое место занимает проблема психологического и психического здоровья детей. В последние годы неуклонно растет число детей, имеющих высокую степень риска по возникновению отклонений в развитии, обусловленных, в частности, перинатальным поражением центральной нервной системы. Как отмечается в медицинских и психологических исследованиях, данная категория детей является группой риска возникновения психической и психосоматической патологии как в раннем детстве, так и в более поздние периоды жизни [Лангмайер, Матейчик 1984; Покровская, Нарицына 1978].
Тем не менее поражение центральной нервной системы не исключает последующего нормального развития ребенка, которое в значительной мере зависит от ранней диагностики, своевременности и правильности лечения, правильной организации внешней среды [Покровская, Нарицына 1978].
Однако, как показывает практика, дети, имеющие диагноз «перинатальное поражение нервной системы» (1111 ЦНС), в возрасте одного года снимаются с медицинского учета и оказываются только под опекой родителей. Дальнейший путь их психического развития, по результатам анализа литературных источников, целенаправленно не отслеживается. В поле зрения медицинских работников эти дети попадают вновь уже в возрасте 6-8 лет в связи с проблемами школьной незрелости и дезадаптации [Уфимцева, Окладникова, Симонова 1996].
Отсутствуют также сведения и об особенностях родительских отношений к детям с диагнозом 1111 ЦНС в анамнезе. В то же время известно, что неблагоприятный психологический климат в семье негативным образом сказывается на психическом развитии и здоровье детей (А.А. Бодалев, А.И. Захаров, Й. Лангмейер, З. Матейчек, В.В. Столин, З. Фрейд, Э. Эриксон, J. Bowlby, D. W. Winnicot и др.).
Таким образом, актуальность исследования определяется социальной значимостью рассматриваемой проблемы и дефицитом психологических исследований по изучению родительских отношений к детям группы риска по возникновению отклонений в развитии. Особенно это касается ранних этапов развития ребенка.
Целью поэтапного экспериментального исследования стало сравнительное изучение характера родительских отношений к детям - дошкольникам 3-летнего возраста с наличием и отсутствием 11 ЦНС в анамнезе и изучение родительских отношений в зависимости от гендерной принадлежности родителя и ребенка, имеющего в анамнезе диагноз 1111 ЦНС.
Экспериментальное исследование проводилось нами на базе 14 дошкольных образовательных учреждений Центрального района г. Красноярска под научным руководством ЛЛ. Уфимцевой, доктора психологических наук, профессора, зав. кафедрой коррекционной педагогики ИСЛ КГЛУ им. ВЛ. Астафьева.
В исследовании участвовали полные, материально обеспеченные семьи, с достаточным образовательным цензом, имеющие одного ребенка в возрасте 3-х лет. На основе анкетирования родителей, изучения медицинских карт дошкольников для дальнейшего изучения было отобрано 367 семей, из которых 299 - семьи с детьми, имеющими в анамнезе диагноз 11 ЦНС, и 68 - семьи с детьми, не имеющими в анамнезе данного диагноза.
Для изучения родительских отношений в семьях дошкольников с наличием и отсутствием в анамнезе диагноза 11 ЦНС была использована методика «Тест-опросник родительского отношения» А.Я. Варги, В.В. Столина.
На I этапе исследования нами был проанализирован характер родительских отношений к дошкольникам с наличием и отсутствием в анамнезе диагноза IIIII ЦНС (табл. 1).
Таблица 1
Родительские отношения к дошкольникам с наличием и отсутствием в анамнезе диагноза ПП ЦНС (в %)
Тип отношений Отношение матерей Отношение отцов
ОД НД ОД НД
Принятие / отвержение 24,0 / 68,0 4,0 / 89,0 22,0 / 64,0 21,0 / 50,0
Кооперация/ отсутствие кооперации 35,0 / 65,0 22,0 / 78,0 16,4 / 83,6 5,4 / 94,6
Симбиоз / дистанция 74,0 / 18,0 67,0 / 15,0 58,0 / 26,0 68,0 / 15,0
Авторитаризм / отсутствие авторитаризма 60,0 / 19,0 62,0 / 20,0 66,0 / 22,0 59,0 / 32,0
Маленький неудачник / отсутствие данного типа отношения 66,0 / 2,0 69,0 / 2,0 51,0 / 6,0 50,0 / 9,0
Примечание. ОД - дети с отсутствием диагноза ММ ЦНС; НД - дети с наличием диагноза ММ ЦНС.
Как следует из табличных данных, имеются особенности родительских отношений к детям с диагнозом 11 ЦНС в анамнезе: к ним чаще, чем к детям без данного диагноза, оба родителя проявляют «социально нежелательный образ родительского отношения»; отцы чаще проявляют «симбиоз», а матери - отношение по типу «отвержение».
Ио-нашему мнению, более частое проявление симбиотических отношений отцов с детьми, имеющими в анамнезе диагноз 11 ЦНС, объясняется фактом наличия у ребенка данного диагноза, с одной стороны, и традиционными гендерными ролями - с другой.
Так, данный тип отношения, по А.Я. Варге, В.В. Столину, выражается в том, что родитель ощущает себя единым целым с ребенком, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей, неприятностей, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным.
В отношении здорового ребенка не каждый мужчина может себе позволить проявление таких свойств, более характерных для женской гендерной роли. 1о данным литературных источников, мужчины не желают, чтобы окружающие видели их эмпатичными, потому что это не соответствует традиционной мужской гендерной роли.
Согласно И.Г. Малкиной-1ых (2006), Э. Берн (2001), С. Таvris (1992), мужчины обладают тонкой чувствительностью к невербальным сигналам, не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они не заинтересованы в том, чтобы окружающие это заметили. Результаты тех немногих исследований, которые описаны в литературе, говорят о том, что мужчины и женщины обладают равной эмоциональностью, но выражают свои эмоции с разной степенью интенсивности, что объясняется различиями в нормах эмоциональной экспрессии.
Рождение ребенка с диагнозом 11 ЦНС вызывает у отцов тревогу, пониженный уровень требовательности к таким детям, стремление опекать их и в то же время возможности про-
явления вышеназванных чувств и поведения без риска получить общественное осуждение. В первую очередь сказанное относится к мужчинам, приверженным традиционной гендерной роли.
Более частое же проявление отвержения детей с диагнозом 1111 ЦНС в анамнезе матерями объясняется, на наш взгляд, следующим. Матерям кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, испытывают досаду, раздражение, обиду. Полученные нами результаты подтверждают имеющиеся в литературе сведения о том, что рождение ребенка с проблемами в развитии чаще у матерей порождает чувства горечи, гнева, вины, агрессии (Е. Shuchardt; R.М. Апйеу; F. Ferber). По данным О.Б. Чаровой, Е.А. Савиной, матери испытывают меньше позитивных чувств по отношению к детям с проблемами в развитии по сравнению с матерями нормально развивающихся детей.
На II этапе нами были изучены родительские отношения в семьях детей с наличием в анамнезе диагноза 11 ЦНС в зависимости от гендерной принадлежности родителя и ребенка (табл. 2).
Таблица 2
Родительские отношения к дошкольникам, имеющим в анамнезе диагноз ПП ЦНС, в гендерном аспекте (в %)
Тип отношений Отношение матерей Отношение отцов
девочки мальчики девочки мальчики
^и^тие / отвержение 25,0 / 52,0 30,0 / 53,0 24,0 / 43,0 20,0 / 48,0
Кооперация / отсутствие кооперации 35,0 / 65,0 21,0 / 79,0 19,0 / 81,0 8,0 / 92,0
Симбиоз / дистанция 80,0 / 8,0 64,0 / 13,0 73,0 / 9,0 61,0 / 18,0
Авторитаризм / отсутствие авторитаризма 65,0 / 17,0 53,0 / 28,0 66,0 / 15,0 54,0 / 31,0
Маленький неудачник / отсутствие данного типа отношения 70,0 / 3,0 68,0 / 3,0 64,0 / 6,0 54,0 / 8,0
Как следует из приведенных данных, имеются следующие гендерные особенности родительских отношений: отцы чаще, чем матери проявляют к детям «авторитаризм», «социально нежелательный образ родительского отношения», матери чаще отцов проявляют «симбиоз» и отношение по типу «маленький неудачник». Родители проявляют «социально нежелательное отношение» чаще к мальчикам, а «симбиоз», «авторитаризм» и отношение по типу «маленький неудачник» чаще к девочкам; причем наиболее неблагоприятный характер отношений оба родителя проявляют к девочкам, нежели к мальчикам.
То, что наиболее неблагоприятный характер отношений оба родителя проявляют к девочкам, объясняется, с нашей точки зрения, возрастным кризисом, фактом опережающего развития девочек по сравнению с мальчиками, гендерными представлениями родителей.
Возраст 3-х лет характеризуется кризисом, проявляющимся в негативизме (нежелании выполнять указания взрослого, стремлении все делать наоборот), упрямстве, строптивости (недовольстве всем, что предлагает взрослый), своеволии (ребенок все хочет делать сам, борется за свою независимость, за эмансипацию своего Я). Учитывая данные литературных источников о том, что девочки опережают мальчиков в своем развитии (Б.С. Волков,
Н.В. Волкова, 2003; Г. Крайг, 2001; А.И. Захаров, 1997), о чем свидетельствуют и результаты наших исследований, можно предположить о более раннем наступлении у девочек кризиса 3-х лет, в отличие от мальчиков. Девочки становятся менее послушны и управляемы, чем мальчики. 1роявление девочками самостоятельности, инициативности, активности, напористости никак не сочетается с гендерными представлениями родителей, особенно матерей, о «настоящей девочке» - «нежной, зависимой, чувствительной, покорной, разговорчивой и
непрактичной» (И.Г. Малкина-Пых, 2006; И.С. Кон, 2003; Г. Крайг, 2001; И.В. Василенко,
H.В. Коваленко, 1999), что и вызывает, как мы считаем, неблагоприятный характер отношений со стороны родителей именно к девочкам трехлетнего возраста.
То, что вышеуказанные типы отношений склонны проявлять матери чаще, чем отцы, мы объясняем тем, что в детстве к этим женщинам, скорее всего, проявляли эти типы отношений, что было усвоено и перенесено ими на отношение к собственным детям. Ведь стили отношений усваиваются в родительских семьях и переносятся в собственную семью.
Это нашло подтверждение и в нашем исследовании: к девочкам оба родителя проявляют «симбиоз» и отношение по типу «маленький неудачник» и матери чаще отцов проявляют к детям эти типы отношений; в отношении мальчиков оба родителя проявляют «социально нежелательный образ родительского отношения», и отцы чаще матерей проявляют этот тип отношения к детям.
По мнению Э. Аронсона (1998), гендерные стереотипы - это глубоко укоренившиеся представления, часто неосознаваемые, передаются из поколения в поколение. Почему же именно данные типы отношений проявляют чаще к девочкам, чем к мальчикам? Женщина в системе традиционных взглядов представлена как тактичная, нежная, ориентированная на других людей, нуждающаяся в покровительстве и защите. По данным И.Г. Малкиной-Пых, 2006; И.С. Клециной, 1998; Ю.Е. Алешиной, А.С. Волович, 1991, родители поощряют гендерно-нормированное поведение девочек: нерешительность, эмпатию, эмоциональность, чувствительность, покорность, пассивность и т. п. Мы считаем, что именно гендерными стереотипами, рождением ребенка с травмой и объясняется стремление родителей, и особенно матерей, опекать девочек, контролировать, не предоставлять возможности проявлять активность, самостоятельность, инициативность.
Установлено также, что к мальчикам оба родителя чаще проявляют «социально нежелательный образ родительского отношения».
Данный тип отношения, по А.Я. Варга, В.В. Столину, выражается в том, что родители не высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности своего ребенка, не испытывают чувства гордости за него, не поощряют инициативу и самостоятельность.
Таким образом, результаты нашей работы подтвердили данные исследований зарубежных и отечественных ученых о том, что рождение ребенка с проблемами в развитии неизбежно влияет на детско-родительские отношения, на восприятие ребенка родителями, на стремление родителей инфантилизировать или игнорировать ребенка; определяется психологическими особенностями личности самих родителей: способностью принять или не принять больного ребенка (L. Miller, J. Richmond, В. Гольдберг, G. Blacher, A. Fetherstone, Y La-uth, G. Seligman, В.В. Ткачева и др.).
Таким образом, выявленные в исследовании закономерности, их анализ требуют, на наш взгляд, обязательного учета при проведении коррекционной работы с семьями, имеющими дошкольников трехлетнего возраста с диагнозом ПП ЦНС в анамнезе, что поможет создать благоприятный психологический климат в семье и устранить факторы, препятствующие полноценному психическому и личностному развитию таких детей.
Библиографический список
I. Василенко, И.В. Нравственные координаты внутрисемейного сознания / И.В. Василенко, Н.В. Коваленко // Мужчина и женщина в современном мире: Меняющиеся роли и образы. - М., 1999. - Т.
1.- С. 141-145.
2. Волков, Б.С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах / Б.С. Волков,
Волкова Н.В. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 112 с.
3. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. - М.: Академия, 2003. - 336 с.
4. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
5. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. - 1рага, 1984.
6. Малкина-1ых, И.Г. Гендерная терапия / И.Г. Малкина-Мых. - М.: Эксмо, 2006. - 928 с.
7. Матвеева, Л.Г. Что я могу узнать о своем ребенке / Л.Г. Матвеева, И.В. Выбойщик, Д.Е. Мякуш-кин. - М.: АСТ-ГОЕСС, 1997. - 320 с.
8. 1окровская, Т.И. Соматопсихическое развитие детей в зависимости от антенатального периода / Т.И. Шкровская, Р.М. Нарицына. - М.: Медицина, 1978. - 176 с.
9. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под. ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: 1едагогика, 1989. - 208 с.
10.Уфимцева, Л.Н Мониторинг психического развития воспитанников дошкольных образовательных учреждений / Л.Н У фимцева, Л.А. Сырвачева // 1роблема раннего сопровождения детей с трудностями в развитии: сб. научн. ст.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.Н Астафьева. - Красноярск, 2005.- С. 61-68.
11.Уфимцева, Л.Н Диагностическая программа оценки уровня психического развития детей дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов-психологов / Л.Н Уфимцева, Л.А. Сырвачева; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.Н Астафьева. - Красноярск, 2006. - 31 с.
12.Уфимцева, Л.Н Роль ранней диагностики в оптимизации психического развития детей, перенесших родовую травму / Л.Н Уфимцева, В.А. Симаева, Н.А. Симонова, Т.К. Окладникова // 1роб-лемы диагностики, коррекции, валеологии в специальном (коррекционном) образовании: сб. ст. Красноярск: КШУ, 1996. - С. 52-57.