Научная статья на тему 'Содержание личностных потребностей детей дошкольного возраста'

Содержание личностных потребностей детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2651
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / МАТЕРИНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ / МОТИВАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ПОЛОВОЗРАСТНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бурыкина М. Ю.

В данной статье представлены материалы эмпирического исследования содержания личностных потребностей детей дошкольного возраста в контексте материнского отношения. В центре внимания находятся устойчивые признаки личностных потребностей, которые проявляются в самосознании, особенностях взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками, его мотивационных предпочтениях, половозрастной идентификации, статусном положении ребенка в группе сверстников. Между развитием личностных потребностей и материнским отношением к детям дошкольного возраста существуют корреляционная связь, что и показывает данное исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бурыкина М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание личностных потребностей детей дошкольного возраста»

УДК-152.27

СОДЕРЖАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

М.Ю. Бурыкина

В данной статье представлены материалы эмпирического исследования содержания личностных потребностей детей дошкольного возраста в контексте материнского отношения. В центре внимания находятся устойчивые признаки личностных потребностей, которые проявляются в самосознании, особенностях взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками, его мотивационных предпочтениях, половозрастной идентификации, статусном положении ребенка в группе сверстников. Между развитием личностных потребностей и материнским отношением к детям дошкольного возраста существуют корреляционная связь, что и показывает данное исследование. Ключевые слова. Личностные потребности, материнское отношение, самосознание, взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, мотивационные предпочтения, половозрастная идентификация, статусное положение ребенка в группе сверстников.

Анализ проблемы. По мнению A.A. Бодалева, склонность матери «педагогизировать» свои отношения с детьми приводит к принудительному приспособлению или невротическому эрзацобразованию. Завышенные педагогические ожидания и требования часто в большой мере противоречат потребностям детского развития. «Величественные» ожидания матери перегружают ребенка и часто столь добрые педагогические концепты диаметрально противоположны тому, что так нужно детям время от времени: право быть эгоистичными, злыми, оказывать сопротивление и при этом у них не должно возникать чувства, что этим они ужасно ранят мать.

В раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых. Для развития личности ребёнка важна гармонизация детско-родительских отношений, которые непосредственно влияют на потребности взаимодействия детей со взрослыми. Родительское отношение может оказывать как негативное, так и позитивное влияние на развитие личности.

В современной психологии недостаточно изучены потребностные тенденции во взаимодействии родителя с ребёнком. Наиболее значительные исследования данной проблемы проведены Л.И. Божович, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, Е.А. Савиной, Е.Е. Алексеевой. В их работах отмечается, что истинные побуждения, которые определяют взаимодействие с детьми, не всегда осознаются родителями. Реально действующий мотив может быть представлен в замещающем мотиве, а само взаимодействие с ребёнком становится полимотивированным и в значительной степени неосознанным.[1, 2, 3]

Е.Е. Алексеева проводит сравнение типов дисгармоничного семейного воспитания детей дошкольного возраста (потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, гипопротекция, жестокое обращение) с дисгармоничными поведенческими реакциями детей в виде психологических защит и дезадаптации ребенка. К признакам дезадаптации дошкольника относится: снижение переносимости эмоциональных нагрузок, нарушение контактов ребенка со взрослыми и сверстниками, интеллектуальная неспособность ребенка решить проблемную ситуацию, резкое снижение самооценки, не применение механизмов совладания с проблемной ситуацией (копинг-механизмы или механизмы психологической защиты).

Нами выделены устойчивые признаки и параметры оценки содержания личностных потребностей детей: уровень развития самосознания и особенности половозрастной идентификации у детей дошкольного возраста, их потребность в межличностном и предметно-обусловленном взаимодействии со взрослыми, мотивационные предпочтения, статусное положение детей в группе сверстников (содержание личностных потребностей детей).

Исследование содержания личностных потребностей у детей дошкольного возраста в связи с материнским отношением проводилось среди матерей-педагогов, обучающихся по заочной форме в Брянском государственном университете имени академика И.Г. Петровского и их детей в возрасте от 3 до 7 лет (598 чел). Для изучения типа материнского отношения на всех этапах исследования использован тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столин).

Результаты изучения взаимосвязи содержания личностных потребностей детей дошкольного возраста и материнского отношения к ним:

1. Потребность в межличностном и предметно-опосредованном взаимодействии.

Методики обследования. Изучение потребности в межличностном и предметно-опосредованном взаимодействии осуществлялось через мотивационные предпочтения у дошкольников (2,5-5,5 года) с помощью методик «Изучение мотивов взаимодействия со взрослым» (М.И. Лисина) и «Изучение чувства гордости за собственные достижения» (Т.В. Гуськова, М.Г. Елагина).

Анализ результатов. В целом по выборке детей из полных и неполных семей наблюдается общая тенденция в отношениях матери к ребенку: включать ребенка в симбиотические с ним отношения и предъявлять к нему строгие требования, безоговорочного послушания и дисциплины. Матерям-педагогам трудно стать на точку зрения ребенка. За проявления своеволия его непременно наказывают. Матери пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Остановимся на мотивах взаимодействия детей дошкольного возраста с матерями и развитии у них чувства гордости за свои достижения и определим, имеется ли взаимосвязь этих личностно-потребностных образований с типом материнского отношения.

Значительная часть детей (35,7%) из полных семей, матери которых «принимают» и показывают умеренную «кооперацию» со своими детьми, проявили мотив «получение новых впечатлений», потребность в совместных действиях со взрослым и высокий уровень развития чувства гордости за свои достижения. Дети достаточно овладели предметной деятельностью, они принимают задачу, поставленную перед ним включены в ее решение, проявляют самостоятельность, целеустремленность, могут оценить продуктивность своей деятельности, стремятся, чтобы мать оценила его успех. Однако имеется тенденция «педагогизировать» ребенка, ускоряя его развитие. Эти побуждения матери принимаются ребенком достаточно негативно, что выражается в постоянном получении одобрении и в ласке взрослого (потребности детей более раннего периода развития).

При разных типах материнского отношения («авторитарная гиперсоциализация», «симбиоз», «отвержение», «маленький неудачник») как в полных, так и неполных семьях преобладающим мотивом у детей стала «ласка взрослого», менее выражено стремление к слушанию сказки и взаимодействию со взрослым, что свидетельствует о преобладании эмоционально-личностных мотивов над деловыми и внеситуативно-познавательными. Сохранение потребности детей, соответствующей периоду конца младенческого и начала раннего возраста, препятствует появлению новых мотивов, побуждающих совершенствование предметной деятельности и формированию на ее основе сюжетно-ролевого взаимодействия со сверстниками.

Чувство гордости за собственные достижения у детей в своем большинстве, выражено на низком и среднем уровне. Без поддержки взрослого они чаще всего не могут самостоятельно выполнить предлагаемые действия и оценить продуктивность своей деятельности. Ограждая детей от трудностей, матери-педагоги стремятся решать за них и выполнять действия, которые ребенок мог бы выполнить сам. В неполных семьях у детей более выражено недоразвитие чувства гордости за свои достижения.

Проявление «эмоционального отвержения» (например, «я тебя не люблю», «ты плохой», «отдам дяде...»), постановка ребенка в «позицию «маленького неудачника», симбиотическое лишение ребенка самостоятельности, его заласкивание приводит к задержке развития личностно-потребностной сферы. Приведем примеры содержания потребностей детей (методика «Изучение чувства гордости за собственные достижения») при различных типах материнского отношения.

Тип материнского отношения «принятие». Маша, возраст 3 г. 7 мес, полная семья. Мотив взаимодействия со взрослым - совместная деятельность со взрослым. В каждой серии эксперимента ребёнок принимал поставленную перед ним задачу, проявлял настойчивость при выполнении заданий, самостоятельность в решении поставленных перед ним заданий, адекватно был включён в процесс, оценивал свой результат, ждал оценки взрослого и радовался, когда взрослый одобрял ее действия. Результат: общее количество баллов - 21, что соответствует высокому уровню проявления гордости за собственные достижения.

Тип материнского отношения «отвержение». Лана, возраст 3г. 8 мес, неполная семья. Мотив взаимодействия - ласка взрослого. Только в одной из 5 серий задания ребёнок принял задачу поставленную перед ним и самостоятельно справился с ним. В остальных сериях девочка отвлекалась, переспрашивала заискивающе глядя в глаза взрослого, называла окружающие предметы. На оценку взрослого не проявляла никаких эмоциональных и словесных реакций. Общее количество баллов - 4, что соответствует низкому уровню проявления гордости за собственные достижения.

Тип материнского отношения «авторитарная гиперсоциализация». Сережа, возраст 4 г. 6 м., полная семья. Мотив взаимодействия со взрослым - «ласка взрослого». Только в одной из серий мальчик

принял задачу и включился в процесс, самостоятельно выполнил задание, напомнил об оценке взрослому («Я молодец?»), эмоционально отреагировал на неё (радовался похвале: «Я молодец!»). При выполнении остальных заданий все показатели оценки действий ребенка проявились не значительно. Результат - 6 баллов, что соответствует низкому уровню проявления гордости за собственные достижения.

Тип материнского отношения «симбиоз». Костя, возраст 4 г. 9 м., полная семья». Мотив взаимодействия со взрослым - слушание сказки. Практически во всех сериях эксперимента мальчик принимал задачу с помощью взрослого, требовались дополнительные пояснения, адекватно оценивал свой результат. Но лишь в двух сериях проявлял настойчивость, включённость в процесс, самостоятельность, ждал оценки взрослого и эмоционально отреагировал на нее. При выполнении остальных заданий отвлекался. Результат - 9, что соответствует среднему уровню проявления гордости за собственные достижения.

Тип материнского отношения «маленький неудачник». Ирина, возраст 3г.7м., неполная семья. Мотив взаимодействия со взрослым - совместные действия со взрослым. В четырёх сериях приняла задачу не сразу, только после помощи взрослого, задание выполнила самостоятельно, проявила эмоциональное отношение к оценке взрослого. Но ни в одной из серий она не оценила сама свой результат. Результат - 6 баллов, что соответствует низкому уровню проявления гордости за собственные достижения.

Для того чтобы определить имеется ли взаимосвязь между родительским отношением и мотивами взаимодействия детей с матерью, мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена (г). Положительная связь установлена между принятием, кооперацией и потребностями детей в получении новых впечатлений. Отрицательная связь установлена (р < 0, 01) между отношением «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник» и уровнем развития гордости за свои достижения. Чем выше показатели названных отношений, тем ниже уровень развития гордости за свои достижения.

На основании полученных результатов мы можем сделать вывод о том, что родительское отношение, в котором выражены «принятие» и «кооперация» более всего способствуют развитию личностно-потребностной сферы ребёнка. В остальных случаях наблюдается проявление потребностей более раннего возрастного периода, которые могут на протяжении всей жизни оставаться ненасыщенными и тем самым препятствовать появлению и развитию новых стремлений, соответствующих возрасту

2. Самосознание и мотивационные предпочтения детей дошкольного возраста.

Анализ проблемы. Опыт общения с взрослыми выступает как 1) источник оценочных воздействий для формирования отношения детей к себе и миру; 2) источник организации индивидуального опыта ребенка и 3) для сравнения себя с идеалом, с эталоном. Как отмечает Д.Б. Эльконин, в дошкольном возрасте представление ребенка о себе складывается в соотношении с образами о них взрослых и сверстников. Аффективный и когнитивный компоненты образа самого себя относительно уравновешены в дошкольном возрасте. Основой для их баланса служит стремление обогащения индивидуальной практики и углубление содержательных контактов детей в общении со взрослыми и сверстниками.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно и адекватно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном отказом от общения, считает автор. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов и значительных достижений в дальнейшей жизни [2].

Н.В. Клюева к семейным факторам, влияющим на формирование самосознание дошкольника положительной направленности, относит: теплые отношения , заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность, демократизм в семейных отношениях, дисциплинирующее начало в семейном воспитании [4].

Методики обследования. В нашем исследовании изучение самосознания и самооценки детей дошкольного возраста необходимо в связи с определением содержания личностных потребностей и их дисгармоний, находящихся в зависимости от негативного материнского отношения к детям. Для реализации данной задачи нами использованы следующие методики: «Изучение самооценки и

морального поведения» (Г.И. Морева, С.Г. Якобсон); «Изучение уровня самосознания» (А.Г. Рузская); «Изучение осознания мотивационных предпочтений» (адаптация Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной); «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).

Анализ результатов. Анализ семейных взаимоотношений (по всей выборке матерей-педагогов) показал, что наиболее часто встречаемыми типами материнского отношения к своим детям дошкольного возраста являются гиперпротекция (59,5%), чрезмерность требований-запретов (46,5%), игнорирование потребностей ребенка (44%), чрезмерность санкций (41,5%).В неполных семьях количественные показатели по данным шкалам наиболее выражены. Такое отношение матерей-педагогов к своим детям приводит к ограничению их свободы, формированию оппозиционного поведения и появлению страха быть наказанным, не принятым. В этих случаях дети начинают «сомневаться в любви» матери и часто переспрашивают ее о том, любит ли она ребенка. Матери лишают ребенка самостоятельности, резко преувеличивая ее негативные последствия, и строго следят за выполнением запретов. Обостренное реагирование матерей-педагогов на непослушание связано с гиперпротекцией в отношениях к ребенку, которому уделяется много времени, сил. Его воспитание является главным делом всей жизни матери.

Необходимо отметить высокие показатели по шкале «потворствование» матерей своим детям (42,5%), воспитывающих детей без отца. Здесь наблюдается противоречивое поведение близкого взрослого. С одной стороны, гиперопека, чрезмерная строгость, с другой стороны, стремление выполнить любое желание ребенка. Рационализация такого отношения объясняется матерью-педагогом слабостью, исключительностью, желанием дать дошкольнику то, чего были лишены в свое время, то, что ребенок растет без отца и т.д. При потворствовании матери бессознательно проецируют на детей свои ранее не удовлетворенные потребности и ищут способа заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий.

У матерей достаточно высокие показатели «чрезмерности требований - обязанностей» (38%), характеризующие негармоничный тип воспитания «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но напротив, увеличивают риск психической травматизации. Матери знают, что нужно их ребенку, его потребности не имеют значения для нее и игнорируются в большинстве случаев.

Для выявления значимых различий по частоте встречаемости нарушений в материнском отношении к детям в полных и неполных семьях мы использовали ф- критерий Фишера. Нами были выявлены следующие значимые различия: матери из неполных семей чаще, чем из полных склонны к гиперпротекции (ф = 2,84; р<0,05), игнорированию потребностей ребенка (ф = 2,79; р<0,01), чрезмерности требований-запретов (ф = 2,1; р<0,05) и санкций (ф = 1, 98; р<0,05). У них наблюдается сдвиг в установках относительно пола ребенка - предпочтение женских черт характера (ф = 4,16; р<0,01) и проекция собственных нежелательных качеств (ф = 2,11; р<0,05). Однако у матерей-педагогов из полных семей достоверно значимо выражена гипопротекция (ф = 3,53; р<0,01), минимальность санкций (ф = 3,05; р<0,01), неустойчивость стиля воспитания (ф = 1,8; р<0,05), воспитательная неуверенность (ф = 2,36; р<0,01).

Далее мы проранжировали содержательные характеристики отношения «мать-ребенок» (по всей выборке). Полученные данные показали, что у матерей-педагогов (48%) отмечается сдвиг в полоролевых установках - предпочтение женских качеств ребенка, не зависимо от пола, при этом возможно эмоциональное отвержение ребенка с выраженными мужскими качествами. На втором месте по частоте встречаемости находится «предпочтение детских качеств в ребенке» (45%) и «воспитательная неуверенность» матери (42%). На третьем месте оказалась проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (38%). Следующими по частоте встречаемости признака стали «фобия утраты ребенка» (18%), расширение сферы родительских чувств (16%), неразвитость родительских чувств (14%).

Остановимся на особенностях самосознания детей 4,5-6,5 лет, матери которых занимаются педагогической деятельностью. У значительной части дошкольников (61%) отмечается способность к вербальному выражению своих желаний и предпочтений, осознание своих прошлых и будущих действий (в виде развернутого рассказа). Из них 26% опрошенных детей в ходе беседы перечисляли фрагменты режима дня («шел в сад, ел, спал» и т.д.). Значительная часть дошкольников (25%) сообщали о своих действиях (катание на велосипеде, действия с игрушкой) или о взаимодействии со сверстниками и взрослыми (20%). Интересна категория детей (39%), которые не составляли рассказ, а отвечали односложно, стереотипно повторяли название предметов, собственных действий.

Анализ результатов изучения самооценки, нормативного поведения и мотивационных предпочтений у дошкольников показал, что дети с адекватной самооценкой придерживаются соблюдения норм (равномерного деления игрушек). У них преобладали желания, направленные на помощь и установление взаимоотношений с другими людьми. Реже встречались желания, связанные с приобретением вещей, продуктов питания, с изменением окружающей обстановки.

У детей имеющих недифференцированную самооценку, преобладали мотивы поведения, направленные на приобретение какой-либо вещи. Реже дети хотели бы много сладостей и стремились к красоте, уюту. Следует отметить, что для этих детей не характерны желания, связанные с совместной деятельностью, общением. Для детей, имеющих искаженную самооценку, более всего важны помощь в установлении контакта с другими.

Для выявления значимых связей между особенностями самосознания дошкольников и типами материнского отношения мы использовали коэффициент корреляции г Пирсона. Нарушение норм поведения дошкольника отмечается там, где матери (г = - 0,29; 1 < 0.05) стремятся к подавлению самостоятельности ребенка, проявления у них мужских черт (г = - 0,3; 1 <0.05). Они предъявляют чрезмерные требования-запреты (г = - 0,31; 1 <0.05), потворствуют детям (г = 0,38; 1 <0.05), обладают неразвитыми родительскими чувствами (г = 0,35; 1 <0.05). У детей этих матерей - высокие показатели стереотипизации высказываний (г = - 0,3; 1 <0.05). У дошкольника, не получающего должного внимания и тепла со стороны матери (чаще всего по причине неразвитости родительских чувств и непринятия пола ребенка), слабо развито осознание прошлых и будущих действий.

Адекватная самооценка ребенка обратно пропорциональна гиперпротекции (г = - 0,3; 1 <0.05), потворствованию (г = - 0,3; 1 <0.05), предпочтению детских качеств (г = - 0,33; 1 <0.05) в ребенке. Адекватная самооценка формируется у дошкольника в семьях, где матери уделяют ребенку достаточно времени, но при этом не ограничивают его свободу и самостоятельность. Причем требования к ребенку соответствуют его реальным способностям и возможностям.

Недифференцированная и искаженная самооценка дошкольника отмечена у матерей с воспитательской неуверенностью (г = - 0,33; 1 <0.05), проекцией на ребенка собственных нежелательных качеств, с потворствованием (г = - 0,29; 1 <0.05) и неразвитостью родительских чувств (г = 0,29; 1 <0.05). Данные корреляционные связи свидетельствуют о том, что матери чаще всего сопротивляются тем негативным проявлениям черт ребенка, которые не хотят видеть в себе. Они навязывают ребенку роль «неисправимого, «хулигана», хотя в действительности эти качества могут отсутствовать у ребенка. Непрерывная борьба матери с истинными или воображаемыми слабостями ребенка путем различных наказаний приводит к такому, что он не знает как себя вести, постоянно напуган ее действиями, у него формируется отрицательная самооценка («Я плохой»).

В ответ ребенок выбирает виды деятельности, игры (г = 0,29; 1 <0.05) без партнера. В семьях, где матери видят в ребенке те черты характера, которые отрицают в себе, отмечается эмоциональное отвержение ребенка. Последний стремится любой ценой показать, какой он хороший и как много готов сделать, чтобы мама к нему относилась лучше. Ребенок «уходит в игры-одиночки», чтобы не мешать постоянно недовольной им матери. Эти дети при эмоциональном отвержении матери недостаточно осознают прошлые и будущие действия (г = 0,29; 1 <0.05). Они чаще всего не могут составить развернутый рассказ о недавних событиях и с помощью односложных предложений сообщает, где он был и что видел.

Желания детей, направленные на преобразование вещественной окружающей среды, отрицательно коррелирует с предпочтением матерями детских качеств (г = - 0,3; 1 <0.05). Дошкольник стремится к тому, чтобы мама увидела и приняла его как взрослого человека, привлекала его к выполнению работы по дому, наведению в нем красоты и уюта.

Материальные желания, выбор предметов дошкольником как показатель осознанности желаний и предпочтений тесным образом связан с потворствованием (г = 0,36; 1 <0.05), гиперпротекцией (г = 0,38; 1 <0.05) и чрезмерностью требований запретов матери (г = 0,29; 1 <0.05) . Если матери стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка, чрезмерно много времени уделяют ребенку, ограничивают его свободу и самостоятельность, то чаще всего их дети отдают предпочтение или желают приобрести различные предметы, чаще всего игрушки.

Желание ребенка, направленное на общение и совместную деятельность со взрослыми, имеет положительную связь с недостаточностью требований-обязанностей (г = 0,53; 1 <0.05), с чрезмерностью санкций со стороны матери (г= 0,3; 1 <0.05), предпочтением детских качеств в ребенке (г = 0,29; 1 <0.05) и отрицательно коррелирует с подчеркиванием матерью женских качеств (г = - 0,32; 1 <0.05). Ребенок

хотел бы больше общаться с матерями в тех семьях, где не привлекают детей к выполнению домашних обязанностей, к ребенку предъявляется большое количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. При этом мамы чаще всего являются приверженцами строгих наказаний с одной стороны, с другой противоречиво слабо контролируют его поведение, позволяя проявлению детских черт, видя его маленьким, беспомощным. Как следствие, дошкольник становится зависимым от матери, стремится как можно больше времени находится рядом с близким взрослым в ущерб контактам со сверстниками.

3. Статусное положениеребенка в группе сверстников.

Анализ проблемы. В исследованиях C.B. Ковалева, А.И. Захарова, И. Когана было установлено влияние отношения к ребенку в семье на его статус в группе сверстников. Авторы выяснили, что более благоприятные условия семейного воспитания (культурный уровень родителей, положительные взаимоотношения между родителями, демократический стиль руководства, теплота отношений с детьми) сочетаются с высоким социометрическим статусом дошкольника среди сверстников в детском саду, а неблагоприятные — с низким [4].

Исследования М.М. Абреловой подтверждает, что занимаемый статус ребенка в группе сверстников опосредуется характером взаимоотношений в семье. В своих взаимоотношениях со сверстниками дошкольники передают тот опыт, который они приобрели в общении с родителями, проецирует привычное знакомое поведение, принятое в семье. В зависимости от стиля воспитания родителей у ребенка складываются благоприятные или неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками в группе детского сада. Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе. Если же их нет, то возникают состояния напряженности и тревожности, приводящие, либо к возникновению чувства неполноценности и подавленности, либо к агрессивности, формированию отрицательного отношения к детям, мнительности, враждебности, стремлению к уединению [5].

Т.В. Юркевич, исследовав особенности типа семейного воспитания, установила, что благоприятный социометрический статус отмечается у дошкольников, в отношении которых родителями реализуется гармоничный стиль воспитания и воспитание по типу потворствующей гиперпротекции. Неблагоприятный социометрический статус - наблюдается в том случае, если родители воспитывают ребенка по типу доминирующей гиперпротекции, гипопротекции, эмоционального отвержения.

В исследованиях И.С. Багдасарьян, Ц.С. Короленко были выявлены стили воспитания, которые содержат в себе большой риск для формирования низкого социометрического статуса дошкольника во взаимоотношениях со сверстниками. Такими стилями являются гиперопекающий, либерально-попустительский, авторитарный, стиль предъявления непомерных требования к ребенку, стиль непрогнозируемых эмоциональных реакций.

По мнению Е.О. Смирновой, М.В. Быковой ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него - наиболее эффективный стиль воспитания, который дает возможность ребенку адекватно выстроить свои отношения со сверстниками и приводит к высокому социальному статусу. Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При этом его не «сажают себе на голову», считают авторы,. и предлагают считаться с другими. Он знает, что такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственности за близких. В детском саду ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения со сверстниками, сохраняя чувство собственного достоинства. [6]

Методики обследования. Статусное положение детей 4-6 лет в группе сверстников в нашем исследовании рассматривается, как один из показателей дисгармонического развития личностных потребностей дошкольника, детерминированного негативным отношением матери. Социометрическое измерение осуществлялось нами с помощью игры «Секрет» в адаптации ТА. Репиной.

Анализ результатов. При преобладающем типе родительского отношения «принятие» и «кооперация» социометрический статус дошкольников в основном определяется как «звезды» и «предпочитаемые». Дети из группы матерей с бинарной доминантой «кооперация» - «симбиоз» чаше находятся в статусе «предпочитаемых» и «принятых». Положение дошкольников, матери (69%) которых относятся к ним как к маленьким неудачникам в сочетании с симбиозом, а также с позиции «отвержение» - «авторитарная гиперсоциализация», определено как «принятые» и «отверженные». Среди «звезд» находится наименьшее число дошкольников, а среди отвергаемых - наибольшее количество детей,

отношение к которым выстраивается по типу отвержения, симбиоза, авторитарности, признания ребенка маленьким неудачником. (см. табл. прил).

В неполных семьях, в основном прослеживаются те же тенденции. Однако, среди «звезд» находится наименьшее число дошкольников, а среди отвергаемых - наибольшее количество детей, отношение к которым выстраивается по типу отвержения, симбиоза, авторитарности, признания ребенка маленьким неудачником.

Для подтверждения достоверности полученных результатов использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена (г), который позволил установить взаимосвязь типа материнского отношения к ребенку с его социальным статусом в группе детского сада. Положительные статистически достоверные значения коэффициента получены по всем рассматриваемым позициям в пределах от г =0,69>р до г =0,97>р табл.о,о5 =0,600, г =0,81>р до г =0,92>р табл.о,о1 =0,783. Полученные результаты свидетельствуют о том, что материнское отношение к ребенку взаимосвязано с построением его межличностных отношений в группе детского сада и занимаемым социометрическим статусом.

4. Половозрастная идентификация.

Анализ проблемы. По мнению А. Фрейд у детей к 5-6 годам заметна потребность в отождествлении (идентификации) детей с родителями того же пола (у мальчиков - с отцом; у девочек - с матерью). Выражена в этом возрасте и потребность в общении со сверстниками как значимыми другими, что совпадает с развитием ролевых структур личности, умением принимать и играть роли. В этой связи родитель того же пола приобретает значение эталона - модели для формирования идентичных полу навыков поведения при достаточно выраженном чувстве любви к родителю другого пола. Отождествление с мужской или женской ролью, воплощенной в лице родителя того же пола, дает возможность более уверенно чувствовать себя среди сверстников того же пола, быть принятым ими. Таким образом, факторы авторитета родителя, компетентность и безопасности - необходимые условия полоролевой идентификации с родителями.

Многие исследователи (А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, Н.Л. Белопольская, B.C. Мухина) считают дошкольный возраст временем первичной половой идентификациии, которая к 6 годам оказывается достаточно сформированной. Неблагоприятной ситуацией для развития полоролевой идентификации В.Н. Дружинин, А.И. Захаров считают воспитание ребенка в неполной семье или в семье, где недостаточна роль отца, где произошла перестановка семейных ролей. Без уравновешивающего влияния отца, без его общения с ребенком роль матери гипертрофируется, возникает невротический симбиоз матери и ребенка. Если на девочек уход отца оказывает максимальное травмирующее воздействие в младшем дошкольном возрасте из-за потери эмоционального контакта с ним, то для мальчиков разлука с отцом является более тяжелой в старшем дошкольном возрасте, когда отсутствует возможность для идентификации с его мужской ролью. Тогда у девочек существует большая вероятность появления эмоциональных расстройств, преимущественно истерического круга, а у мальчиков - неуверенность в себе и страхи в результате чрезмерной опеки и тревожности со стороны взрослых, заменяющих отца, а также проблем в общении со сверстниками того же пола. [7, 8, 9 ]

Половозрастная идентификация детей 4-6 лет является еще одним показателем гармоничного или дисгармоничного развития личностно-потребностной сферы детей дошкольного возраста. Для нас важно, в какой связи находится этот компонент самосознания с материнским отношением, которое мы рассматриваем на примере матерей-педагогов.

Методики обследования. Для изучения полоролевой идентификации детей 4-6 лет в контексте материнского отношения нами использованы методика Н.Л. Белопольской, позволяющая исследовать половую и возрастную идентичность ребенка, его социальную позицию, и рисуночный тест «Моя семья», адаптированный В.К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускасом.

Анализ результатов. Исследование полоролевой идентификации (методика Н.Л. Белопольской) показало, что дети, воспитывающиеся в полных и неполных семьях при материнском отношении «кооперация» и «симбиоз», способны идентифицировать себя с картинкой, на которой изображен дошкольник соответствующего пола, а также идентифицировать свой прошлый образ с образом младенца на картинке. В качестве «образа будущего» дети выбирали разные картинки: от картинки с изображением школьника до картинок с изображениями образов юности, зрелости, старости, комментируя это следующим образом: «Потом я буду как моя старшая сестричка, потом я буду как мама (папа), потом я буду как бабушка (дедушка)».

Искажение идентификации своего настоящего половозрастного статуса наблюдается у обследованных детей с негативным материнским отношением («симбиоз», «маленький неудачник»,

«авторитарная гиперсоциализация»). Дети из неполных семей (78%) не смогли правильно построить и осознать возрастную последовательность: младенец - дошкольник - школьник. У них прослеживаются следующие особенности: мальчики (25%) и девочки (23%) построили смешанную идентификационную последовательность, смешав мужской и женский вариант развития; 7% девочек не смогли идентифицировать себя с каким-либо персонажем, комментируя это так: «Меня здесь нет»; 19% мальчиков (при материнском отношении «симбиоз» и «маленький неудачник») идентифицировали себя с девочкой-дошкольницей и построили последовательность идентификации по женскому варианту развития; 4% девочек идентифицировали себя с мальчиком и построили последовательность по мужскому варианту развития.

Исследование привлекательных и непривлекательных образов выявило что при материнском отношении «кооперация» и «принятие» девочки с неискаженной половозрастной идентификацией хотели бы быть девушками, и называли «образ прошлого» (девочки-младенца). У девочек с искаженной идентификацией при негативном материнском отношении предпочтений нет («Я не хочу становиться никем»), а в качестве привлекательных выбирали «образ настоящего» (мальчиков, девочек). Мальчики с искаженной идентификацией предпочли образы зрелости (мужчина или женщина), а с неискаженной идентификацией хотели бы стать мужчинами. Мальчики, как с неискаженной, так и искаженной идентификацией непривлекательными образами назвали образ старости.

Тест «Моя семья» показал особенности восприятия детьми материнского отношения. При интерпретации рисунков из значимых признаков нас интересовали те, которые представляют особенности отношений ребенка к матери как: эмоциональная близость-отдаленность; власть-подчинение; нарушение внутрисемейных контактов, выражающееся в конфликтности или недостаточности эмоциональности контактов; благоприятные семейные контакты.

Полученные данные в целом показывают, что мальчики (из полных и неполных семей) при негативном материнском отношении эмоционально отдалены от родителей обоего пола. На рисунках детей с неискаженной идентификацией из полных семей, как правило, доминирует один из родителей.

У мальчиков из полных семей с искаженной идентификацией при негативном материнском отношении в большей степени доминирует мать, дети привязаны к ней боятся ее холодности, невнимания, отчуждения от нее. Отец, в понимании детей, отдален от семьи, что приводит к потере эмоционального контакта с родителем своего пола и формированию инфантильных, эмоционально односторонних отношений с родителем другого пола. В рисунках показано преимущество отцов, однако дети воспринимают их как психологически отдаленных от семьи, как потерявших интерес к ним, при этом отцы не обеспечивают полноценную передачу образа маскуленности. По составу семьи, реальному и изображенному в рисунках «мы», показали, что мальчики с искаженной идентификацией не рисуют себя и отца (или изображают меньшими по размеру, чем других членов семьи), что указывает на конфликтность отношений с родителями своего пола, потерю общности в семье.

Мальчики с неискаженной идентификацией в полных семьях с гармоничным материнским отношением в большей степени эмоционально близки к отцам. Для них отец доминантный, сын ближе к отцу, значимость отца больше, чем матери, он же идентификатор. Отец выступает в качестве авторитетного социального образца ролевой модели поведения, его включенность в детскую жизнь придает детям уверенность и самостоятельность. Эти мальчики открыты для общения, в том числе со сверстниками своего пола.

Девочки с искаженной идентификацией из полных семей предъявляют большие требования к отцу, отношение которого воспринимается с обидой. Эти респонденты или не рисовали отца, показав в символической ситуации конфликтный характер взаимоотношений, или показывали его доминантным и располагали себя ближе к нему как к значимому взрослому. Девочки при негативном материнском отношении испытывают недостаток материнской заботы, ощущают дискомфорт в семье. Девочки с неискаженной идентификацией больше привязаны к матери, мать воспринимается как доминантная, ее значимость больше значимости отца, она же эмоционально близкий взрослый и образец идентификации.

В процессе идентификации в семье девочки пробуют разные модели полоролевого поведения, учатся разграничивать мужскую и женскую роль. Например, Алина П. в символической ситуации примеряет отцовские вещи, а Карина К. экспериментирует с женской косметикой, за что бывает жестко наказана родителем своего пола. Когда Карина К. заявляет, что вместе с папой они строят домики, собирают пазлы, то временно, эпизодически она берет на себя мужскую роль. Временное поведение по мужскому варианту составляет для них часть опыта обучения в процессе нормальной

полоролевой социализации, являющееся откликом иа любопытство, связанное с исследованием мужского поведения.

Как у мальчиков, так и девочек из неполных семей при негативном материнском отношении в рисунках вместе с матерью можно увидеть прародителей, с которыми часто складывается конфликтное отношение, способствующее формированию несамостоятельной позиции у ребенка. Недостаток (или отсутствие) внимания со стороны отца создает предпосылки для неразделенности чувств, потери эмоциональной поддержки, общности в семье, ощущения ненужности.

Идентификация с мужской ролью дает ощущение безопасности. В рисунках детей с искаженной половозрастной идентификацией отображено большое количество страхов, что указывает на нарушение в диаде общения с родителем своего пола и односторонней эмоциональной привязанности к родителю другого пола. В этих семьях сын эмоционально ближе к матери; мать доминирует, ее значимость выше значимости отца. Взаимоотношения с матерью носят инфантильный и конфликтный характер. Лишенные отцовской заботы и доминирования мальчики, и девочки не могут воспроизвести социальный образец типичного для пола поведения.

Остановимся на характеристике рисунков детей с позиции восприятия детьми разного типа материнского отношения.

Для детей из полных семей с преобладающим типом материнского отношения «принятия» и «кооперация» характерно наличие в рисунках полного состава семьи (100%), в рисунках просматриваются прорисовка контакта рук, близости членов семьи (68,75%), сверхтесные контакты родителей и детей (68,75%). В некоторых рисунках родитель своего пола изображен с широко расставленными руками.

В семьях с преобладанием материнского симбиоза (более всего в неполных семьях) отмечаются признаки негативного восприятия матери ребенком, такие как изолированность себя от других членов семьи (49%), удаленность одного или всех членов семьи от ребенка (100%), включенность в рисунок множества предметов и животных (30%). В рисунках встречается доминирование ребенка над членами семьи, изображение себя выше, чем родителей (40%), прорисовка и расположения себя в центре рисунка. Так же встречаются рисунки (20%), где ребенок изолирован от других членов семьи или вообще рисует себя одного в окружении объектов предметного мира. Чаще всего дети игнорируют цвета и предпочитают серые тона.

При преобладании материнского отношения «маленький неудачник», а также в его сочетании с «симбиозом» дети чувствуют себя не комфортно даже в полной семье, где изображают полный ее состав. В этом случае в рисунках наблюдается удаленность одного или всех членов семьи от ребенка (100%), ребенок изображается крайне маленьким по отношению к родителям (100%), не прорисован контакт рук (75%), одежды, частей фигуры и особенно губ (75%) имеют густую штриховку.

Интересно заметить, что в рисунках преобладает красный, коричневый цвета или ребенок вообще не использует цветные карандаши.

В рисунках детей, чьи матери строят отношения с детьми по типу «отвержения»-«авторитарная гиперсоциализация», отмечаются признаки явного неблагополучия в детско-родительском взаимодействии. Удаленность всех членов семьи друг от друга (87%), их изолированность сочетается в рисунках с тем, что дети часто не изображают себя (75%). В рисунках у родителей отсутствуют руки (67,5%), использован сильный нажим карандаша, сильно выделяется штриховкой отдельные элементы одежды, с преобладанием темных и красного цветов. В изображениях наблюдаются признаки агрессии: острые углы, шипы, клыки у животных, тщательная прорисовка зубов родителей и в некоторых случаях их и свои гениталии.

Вывод. Как видим, материнское отношение к ребенку тесно взаимосвязано с его самоощущением, которое влияет на потребностную сферу дошкольника. У матерей, которые строят отношения с ребенком по типу «принятие» - «кооперация», дети стремятся к тесным эмоциональным контактам с родителями, у них не возникают проблем и барьеров в общении.

Негативная стратегия построения взаимоотношений матерей с детьми формирует потребность в общении и эмоциональном контакте, понимании и принятии. Эмоциональное отвержение матерью воспринимаются ребенком как одиночество и отчуждение. У отверженных детей констатируется психологическая защита в виде агрессивных проявлений по отношению как к сверстникам, так и к матерям, о чем свидетельствуют рисунки детей и содержание высказываний матерей.

Results of empirical study of preschool children's personal needs in the context of maternal attitude to them are presented in the article. As it is shown in the study there is a correlation between development of personal needs and mothers' attitude to preschool children.

The Key words: Personal needs, maternal attitude, self-consciousness, interaction of a child with adults and peers, motivational preferences, gender and age identity, status of a child in the group ofpeers.

Список литературы

1Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

2.Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка/ Под ред. А.Г. Рузской. М., Воронеж, 1997. 383 с.

3.Савина, Е.А., Смирнова, Е.О. Родители и дети: Психология взаимоотношений.М., 2003. 230 с.

4.Клюева, Н.В. Социально-психологическое обеспечение деятельности педагога (Ценностно-рефлексивный подход). Ярославль, 2000.322 с.

5.Абрелова, М.М. Взаимосвязь самооценок детей и оценок родителей в дошкольном возрасте. СПб, 1989.21 с.

6. Смирнова, Е.О., Соколова (Быкова) М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. М., 2000. №3.С. 3-14.

7Белополъская, Н.И. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания // Серия: Выпуск 2. М.: Фолиум, 1995. 32 с.

8.Захаров, АИ. Неврозы у детей и психотерапия. СПб: Союз, 2000. 322 с.

9.Ковалев, В.И., Дружинин, В.М. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал М., 1982.Т. 3. № 6. С. 14-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.