Научная статья на тему 'Эмоциональное принятие и воспитательные установки родителей детей дошкольного возраста'

Эмоциональное принятие и воспитательные установки родителей детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1278
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Энгельгардт Е.Е.

В данной статье на примере 122 полных семей рассматривается влияние эмоционального «принятия» родителей на интеллектуально-личностные особенности детей дошкольного возраста. Анализ полученных данных выявил неоднозначность влияния «требовательности» на индивидуально-личностные и интеллектуальные особенности с учетом их половых различий. Результаты исследования могут быть использованы в создании коррекционных программ и в проведении индивидуальной работы с семьями по оптимизации процесса взаимодействия между родителями и детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children parents emotional perceptions and bring up behavior

The influence of parental emotional "acceptance" on intellectual and personal features of children of preschool age is considered in the given article using an example of 122 full families. The analysis of the received data has revealed ambiguity of influence of "insistence" on individual, personal and intellectual features depending on their sexual distinctions. The results of the research work can be used in creation of correctional programs and in carrying out of individual work with families on optimization of process of interaction between parents and children.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное принятие и воспитательные установки родителей детей дошкольного возраста»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 6. 2007. Вып. 2. Ч. II

Е.Е. Энгелъгардт

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРИНЯТИЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Важное место среди внешних воздействий, влияющих на развитие ребенка, занимает его среда, та общая ситуация, в которой развивается индивид, особенно - социальные, экономические и культурные условия его жизни.

Наиболее близкой к человеку является микросреда, именно в ней возникает и реализуется «социальная ситуация развития личности». Ближайшим социальным окружением, как правило, выступает ссмеиная микросреда — родители, братья и сестры. Неоспорим тот факт, что именно она вместе с семейным воспитанием шрает ведущую роль в формировании личности ребенка и его интеллектуальном развитии (JI.C. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина).

Дошкольный период характеризуется интенсивным психическим развитием, появлением психических новообразований, становлением важных черт личности ребенка. Также расширяется круг общения ребенка, однако в этом возрасте значимым остается общение с родителями. Как показывают данные исследований, наиболее активный этап воспитания в семье приходится на возраст ребенка, составляющий в среднем 5-7 лет1. Этот период благоприятен для формирования готовности самого родителя осуществлять различные виды воспитания.

Э. Фромм рассматривал родительское отношение как фундаментальную основу развития личности ребенка. Он провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку, заключающееся в том, что женщина, с ее врожденной интуицией, способностью сопереживать и женской эмоциональностью, воспитывает в ребенке, в первую очередь, нравственно-этические и эстетические начала, а умственное развитие сына и дочери - забота отца.

Учитывая значимость детско-родительских отношений для развития ребенка, мы провели исследование установок и стилей взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста. Изучался стиль взаимоотношений родителей и детей, а так же интеллектуально-личностные характеристики дошкольников 5-6 лет.

В исследовании участвовало 122 полных семьи, в которых воспитывались 67 девочек и 55 мальчиков дошкольного возраста.

Для изучения воспитательных установок нами была использована методика PAJRJ Е. Шеффера и Р. Белла. Она предназначена для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни, к семейной роли и к ребенку. Мы изучали установки матери на воспитательные и семейные роли, а также выявляли степень согласованности между этими установками и определенным типом отношений к своему ребенку.

Для исследования родительского стиля отношения к ребенку нами был использован тест-опросник А .Я. Варга и В.В. Столина (ОРО).

Ведущим стилем мы считали тот, который набрал большее количество баллов. Авторами методики были предложены пять форм стилевого поведения взрослого в отношениях

© Е.Е. Энгельгардг, 2006

со своим ребенком: «принятие - отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник».

Отдельно был выделен стиль «принятие - отвержение», который, по мнению авторов методики, отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. При низких значениях ребенок нравится таким, какой есть. Родитель симпатизирует ему, стремится проводить с ним много времени. При высоких значениях родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, часто испытывает к ребенку злость, досаду или раздражение. Этот фактор может характеризоваться как эмоциональный фон, оттеняющий другие стили родительского поведения.

Математическая обработка полученных данных и последующий их анализ дают нам возможность говорить о следующих результатах.

В сравнительном анализе мы рассмотрели лишь те группы родителей, чьи позиции были диаметрально противоположны. Была выделена группа родителей, относящихся к своим детям как максимально «принимающие», т. е. они принимают своих детей такими, какие они есть. Во вторую группу попали родители, у которых отмечалось «отвержение» своих детей. Позитивное отношение родителей к ребенку было обусловлено достижением более высоких уровней родительских требований. Мы рассмотрели параметр «принятие - отвержение», дифференцируя детей по полу и по позиции в этом вопросе матери и отца.

При «полном принятии» матерями своих дочерей высок показатель «вербализация» О=2,47), т. е. они предоставляют девочкам больше возможности высказаться. Такие матери считают, у ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы. По их мнению, надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье.

У матерей при «слабом принятии» выше показатель «страх причинить вред ребенку» {Ч = 2,45) по причине неопытности в обращении с ним. Они всегда чувствуют себя виноватыми, если ребенок попал в беду. Самая главная забота - благополучие и безопасность ребенка, здесь же выше показатель установки «навязчивость родителей» (1 = 3,87). По мнению таких матерей, у детей не должно быть тайн от своих родителей, они рассматривают ребенка как часть самих себя и делают все, чтобы знать, о чем он думает. У них более сильно выраженная установка на «товарищеские отношения с детьми» (1 - 3,81), это проявляется в том, что родители должны выслушивать с одобрением откровенные высказывания детей об их переживаниях.

Матери с различной степенью принятия своих дочерей по-разному рассматривают и собственную роль в семье. Это проявляется в их установке на «поощрение зависимости ребенка от матери». Эта установка более выражена при «слабом принятии» (I = 2,63). Таким образом, мать, проявляющая «слабое принятие» ребенка, возлагает на себя больше ответственности за его воспитание и развитие и полагает, что главная обязанность детей - это доверие по отношению к родителям.

Мы решили проследить наличие корреляционных связей между показателями установок матери и ее принятием дочери дошкольного возраста. Были выявлены четыре положительные связи с установками на воспитание. Эти связи подтвердили описанные ранее закономерности. Дополнительно выделилась связь с показателем «поощрение активности», которая по смыслу означает, что «слабо принимающие» матери должны научить детей находить себе занятия и не терять свободного времени.

Учитывая связи показателей воспитательных установок матери и показателя «степени принятия», мы сочли целесообразным не использовать полюс «слабого принятия»,

названный авторами методики «отвержением» ребенка. Вместо него мы использовали понятие «высокая требовательность», а вместо полюса «безусловного принятия» - понятия «низкая требовательность» или «отсутствие требовательности».

Значимость степени принятия матерью своего ребенка нашла отражение в личностных и интеллектуальных характеристиках самих девочек. Статистически значимых различий оказалось не так много. Среди особенностей характера можно отметить одно - «высокая совестливость - недобросовестность» (фактор О). Чем больше требовательность, тем меньше проявляется добросовестность ребенка: в группе со «слабой степенью принятия», т. е. с «высокой требовательностью», этот фактор ниже (1 = 2,08). Такие дети более склонны к непостоянству, легко бросают начатое дело, они ленивы, эгоистичны, ради собственной выгоды способны на обман. Влияние степени «требовательности» матери на личность ребенка нашло свое подтверждение и в корреляционных связях. Так, положительная связь с фактором С указывает на то, что девочки, воспитывающиеся «требовательными» матерями, более уверены в себе, менее подвержены колебаниям настроения, хорошо осознают требования и чувствуют себя лучше приспособленными. Отрицательная связь с фактором О свидетельствует о том, что девочки требовательных матерей характеризуются умением сохранять спокойствие в неблагоприятных ситуациях. Отрицательная связь с фактором I говорит о том, что высокая «требовательность» матери способствует появлению у дочери практичности и реалистичности.

Показатель степени требовательности матери является важным в проявлениях как личностных, так и интеллектуальных характеристик.

Так, показатели «невербального интеллекта» (1 = 2,94) и «общего интеллектуального уровня» (1=2,27) демонстрируют достоверно более высокий уровень в группе девочек, чьи матери относятся к группе «требовательных», «слабо принимающих» своих дочерей.

Анализ корреляционных связей степени принятия выявил отрицательную связь с показателем развития оперативной памяти и внимания (субтест 6 - «повторение чисел»): повышенная «требовательность» матери негативно сказывается на уровне внимания и оперативной памяти девочки.

Не менее важную роль в формировании личности ребенка играет и воспитательный стиль отца. Изучение статистически значимых различий между группами девочек, воспитывающихся отцами с разной степенью «требовательности», показало, что девочки группы более «требовательных» отцов отличаются от девочек другой группы тем, что у них выше показатели наблюдательности, зрительно-перцептивной памяти, т. е. умение выделять существенные признаки путем зрительного анализа (субтест 7 - «недостающие детали»; I = 2,36).

Изучение «степени принятия» отцом своей дочери в нашей работе показало, что существуют связь между этим показателем и параметрами, характеризующими личность девочек. В группе требовательных отцов девочки имеют более высокий уровень самооценки, что, по-видимому, является следствием неравнодушия и более высокого уровня внимания со стороны отца, и подчеркивает роль отца в формировании положительного «образа Я». Корреляционные связи выявили следующую связь степени «требовательности» отца и интеллектуальных характеристик дочерей. У девочек «требовательных» отцов выше способность к синтезу на предметном уровне, т. е. уровень конструктивного мышления (субтест 10 - «сложение фигур»), более высокий уровень невербального интеллекта и 10.

Из приведенных данных видно, что «степень принятия» отцом дочери и «требовательность» с его стороны оказывает положительное влияние на формирование интеллектуальных возможностей девочки в дошкольный период.

Далее рассмотрим, как «степень принятия» родителей влияет на формирование личности и интеллектуальных возможностей мальчика. Актуальность темы «роль отца и матери в жизни мальчика» особенно велика на рубеже веков. Для того чтобы выявить предпосылки развития современного мужчины и его историческую модификацию, необходимо обратиться к проблеме воспитания мальчика в семье.

Оно отличается от воспитания девочки. Также неодинаковы и роли отца и матери. Существенная проблема этой темы связана с недифференцированным изучением ее большинством авторов. Развитие детей освещается без учета половых отличий самого ребенка и его родителей2.

Матери мальчиков, у которых отмечена «слабая степень принятия» своего сына, так же, как и матери сходной группы, воспитывающие девочек, считают, что необходимо больше заботиться о своих детях (1=2,36), что хорошая мать должна их оберегать даже от маленьких трудностей и обид. Она должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь. Его ненужно приучать к тяжелой работе дома. Эта установка «требовательных» матерей, распространяющаяся на отношение как к сыну, так и к дочери, является скорее личностной характеристикой матери, возлагающей основную ответственность за ребенка на себя, и проявляется в еще большей требовательности к себе в воспитании ребенка.

«Требовательная» мать считает, что у сына есть право побыть одному, когда ему грустно, и не стоит докучать ему своим излишним вниманием («избегать общения с ребенком»; I = 3,14).

Установки матерей на свои роли в семье также статистически различаются. В группе матерей, у которых отмечено «слабое принятие» сына, считают, что в их семьях больше «семейных конфликтов» 0 = 3,27); они думают, что и в хорошей семье супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права. Здесь можно отметить, что «требовательность» матери является характеристикой ее самой как женщины категоричной и не склонной к компромиссному поведению.

Корреляционные связи показателя «степени принятия» матери с ее установками подтверждают статистически значимые различия и подчеркивают их обусловленность именно этим фактором.

В группе мальчиков, как и в группе девочек, показатель «степени принятия» матери статистически значимо разводит личностные характеристики ребенка. Мальчики «требовательных» мам характеризуются слабой волей и плохим самоконтролем, они часто действуют безалаберно, не могут организовать свое время (фактор (}3; { = 2,68), т. е. излишняя «требовательность» матери приводит к тому, что мальчики перестают самостоятельно регулировать свою деятельность и становятся полностью зависимыми от нее. Эта зависимость подтверждается корреляционной связью показателей.

Корреляционных связей между показателями «степени принятия» матерью и интеллектуальными характеристиками сына обнаружено не было.

Различия в группах по «степени принятия» отцом мальчика-дошкольника мы проанализировать не можем, т. к. в группу «максимального отвержения» попал только один отец.

Корреляционная связь показателя «степени приятия» отцов имеет одну положительную связь с установкой на воспитание матери - «оберегание ребенка от трудностей»: чем более сын оберегаем от трудностей матерью, тем «требовательнее» к нему отец.

Необходимо отметить и корреляционные связи, характеризующие взаимозависимость стилевого поведения отца и личности сына. Высокая требовательность отца способствует проявлению у мальчика повышенной степени тревожности и агрессивности.

Что касается интеллектуального развития, то высокая требовательность отца сочетается с успешностью в установлении причинно-следственных связей при анализе жизненных ситуаций (субтест 8 - «последовательные картинки»).

Таким образом, в целом наше исследование показало, что «степень принятия» родителями своих детей является важным фактором воспитания.

Степень принятия имеет большое значение в формировании личностно-интеллек-туальных характеристик ребенка, но девочки в дошкольный период в большей степени подвержены этому влиянию, чем мальчики.

На формировании их личностных особенностей девочек сказывается степень «требовательности» матери, она формирует у них реалистичность в отношении к жизни, упорство и настойчивость; также они характеризуются уравновешенностью, тактичностью и логичностью своего поведения, хотя и не всегда добросовестны. На интеллектуальном развитии девочек высокая требовательность матери отражается негативно, она не способствует развитию оперативной памяти и внимания.

«Высокая требовательность» отца позитивно сказывается на интеллектуальном развитии дочери, эти девочки лучше умеют устанавливать причинно-следственные связи путем анализа, у них больше словарный запас, выше уровень невербального интеллекта и общего показателя интеллектуального развития.

Повышенная «требовательность» матери негативно сказывается на формировании личностных характеристик мальчиков; сына она делает не способным к контролю собственного поведения, слабовольным, не умеющим планировать и распределять свое время. Для интеллектуального развития мальчика материнская «требовательность» в этот период оказывается менее значимой.

«Требовательность» отца к сыну так же неблагоприятно сказывается на личностных характеристиках, порождая в них повышенную агрессивность и тревожность. А на интеллекте «требовательность» отца, напротив, сказывается положительно, хоть и не столь активно, как на интеллекте дочерей. Она способствует формированию у мальчиков способности к анализу, установлению причинно-следственных связей.

Наше исследование показало, что предъявление требований к ребенку в процессе воспитания оказывает существенное влияние на его интеллектуальное и личностное развитие. Однако это влияние опосредовано степенью требовательности, полом ребенка и родителя. Так, высокая «требовательность» более благотворно сказывается в дошкольный период на развитии девочек, и не столь позитивно ее влияние на развитие мальчиков.

1 Бутов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М, 1988.

2 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М, 1980.

[Рецензент: докт. псих, наук, проф. Л.А. Головей] Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.