Научная статья на тему 'Социальная ситуация развития и самооценка девочек разного возраста'

Социальная ситуация развития и самооценка девочек разного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
902
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Энгельгардт Е. Е.

Статья посвящена изучению изменений самооценки, ее уровней и структуры, у девочек разных возрастных групп. Самооценка во многом обусловлена общей «социальной ситуацией развития» в семье и, особенно, взаимоотношениями с родителями. В статье представлены данные, характеризующие установки и стили воспитания матери и особенности самооценок девочек дошкольного и младшего школьного возрастов и девочек подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Different Age Girls Self-concept and Social Situation of Development

The article surveys the changes in the level and structure of different age girls' self-concept. Self-concept depends to a large extend on "the social situation of development" in the family and particularly the relationships between their parents. There are the data of mother's attitude and upbringing styles and features of preschool-, primary schooland teenagers girls' self-concept in the article.

Текст научной работы на тему «Социальная ситуация развития и самооценка девочек разного возраста»

Сер. 12. 2008. Вып. 3

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Е. Е. Энгельгардт

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ И САМООЦЕНКА ДЕВОЧЕК РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Одним из важных факторов формирования личности является социальная среда, среда взаимодействий и взаимоотношений человека с другими людьми. Б. Г. Ананьев 1 пишет, что социальный генезис характерологических свойств не может быть раскрыт до тех пор, пока исследование процесса формирования отношений личности не будет совмещено с изучением взаимоотношений между людьми. Социальному взаимодействию в процессе формирования личности принадлежит особенная, по сути, главная роль.

Условия формирования структуры самосознания личности предполагают включение в эту структуру некоторых социальных норм и ценностей. Именно это включение обусловливает формирование представлений о себе, своих качествах, способностях, умениях в форме оценок себя, которые, постепенно накапливаясь, определяют отношение к себе как к личности. Эти самооценки как обобщенное отношение к себе характеризуют меру успешности включения личности в различные виды деятельности и взаимодействия.

Самооценка представляет собой оценку определенного индивидуального качества по отношению к некоторому идеальному уровню выраженности этого качества, которое представлено в самосознании в виде эталона. Эти эталоны развития разных сторон индивидуальности являются социальными, групповыми, эталонами, присвоенными личностью и служащими ориентирами при самооценке. Проанализировав смысл, в котором используется понятие «самооценка» во многих психологических работах, мы можем сказать, что в одних работах, где поднимаются вопросы адекватности самооценки, данное понятие означает «представление о себе», в других работах под самооценкой понимается «общее отношение к себе». Эта неодинаковая позиция авторов отражает сложную природу самооценки, которая является и представлением личности о себе и ее отношением к себе.

В семье происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм, знаний национальной и общечеловеческой культуры. Ребенок идентифицирует себя с конкретными членами семьи и пытается подражать им. Поскольку внешняя среда влияет на процесс развития ребенка, то необходимо также учитывать и социальную ситуацию, в которой находится ребенок. Социальная ситуация развития ребенка — это конкретная форма отношений, в которых ребенок находится со взрослыми в тот или иной период своей жизни. Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и определяется ведущий тип деятельности. Для детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет ведущей деятельностью является игровая, в которой доминирует сюжетно-ролевая игра. У младших школьников от 6 до 10-11 лет — учебная деятельность, у подростков от 11 до 15 лет — общение в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. п.)

Исследования показали, что для пятилетних детей наиболее значимыми являются близкие взрослые люди, знакомые предметы, т. е. круг их интимно-личностных отношений довольно узок. Только в конце дошкольного возраста, к шести годам, позиция «Я и общество»

© Е. Е. Энгельгардт, 2008

у ребенка меняется на позицию «Я в обществе», формируется стремление и умение оценивать поступки, поведение других детей и взрослых в процессе той или иной конкретной деятельности.

Предпосылки развития самосознания — отделение себя от других людей, которое происходит уже в конце раннего детства. Но, вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт своего существования, по-настоящему ничего не зная о себе, о своих качествах. Нет еще сколько-нибудь обоснованного и правильного мнения о себе и у младшего дошкольника, который попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются. Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть со стороны. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке. Самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков и качеств первоначально зависит от его отношения к другим людям. Любой поступок «хорошего», «положительного» героя сказок оценивается как хороший, «плохого» — как плохой. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок при оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе оказывается гораздо труднее. Такая оценка становится возможной только на основании сравнения своих поступков и качеств с возможностями, поступками и качествами других людей. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту, и оно служит основой для правильной самооценки. Старшие дошкольники уже достаточно верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам 2.

Родительские установки или позиции — один из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку. «Родительский стиль» (или «стиль воспитания») часто употребляется как синоним понятия «позиция», хотя целесообразно использовать «стиль» для обозначения соответствующего поведения родителей, которые связаны с конкретным ребенком, а не для характеристики отношения к детям в целом. Родители могут воздействовать на формирование «я-образа» и самоуважения ребенка, не только внушая ему свой собственный образ ребенка и свое отношение к нему, но и «вооружая» ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий, частными и более общими целями, к которым ему стоит стремиться, идеалами и эталонами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовывать. Если эти планы и оценки реалистичны, то при достижении этих целей и реализации планов самоуважение ребенка повышается, и формируется позитивный образ «Я»; если же планы и цели нереалистичны, стандарты и требования завышены, т. е. превышают возможности и силы субъекта, то неуспех приводит к потере веры в себя, потере самоуважения. Образ и самооценка, внушаемые ребенку, могут быть как положительными, так и отрицательными. Явные, вербальные, внушающие воздействия иногда противоречат косвенным воздействиям, вследствие чего возникает ситуация, названная «двойственной связью», что влечет за собой отрицательные последствия для формирования самосознания ребенка. Важнейшими чертами, выделяемыми родителями в ребенке и одновременно выступающими объектом их внушающего воздействия, являются волевые качества (способность к самоорганизации и целеустремленность), дисциплинированность, которая в родительской интерпретации

часто превращается в послушание, интересы (прежде всего, к учебе), способности: ум, память, внимание.

В нашем исследовании изучался общий уровень самооценки девочек, ее структура и взаимосвязь с установками и стилями воспитания матери и отца. В исследовании принимали участие 326 девочек трех возрастных групп: дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Установки матери исследовались с помощью методики PARI Шефера-Белла (использовались данные комплексных показателей установок, выделенных в работах Т. В. Нещерет и Т. А. Архиреевой). Для изучения родительского стиля отношения был использован тест-опросник А. Я. Варга и В. В. Столина (ОРО), которые выделили пять стилей воспитания («принятие — отвержение», «кооперация», «симбиоз», «маленький неудачник», «авторитарная гиперсоциализация»). Уровень самооценки изучался двумя блоками методик: проективными и стандартизированными. В проективном блоке использовались методики «Несуществующее животное», «Человек», «Я в школе», «Я дома», «Моя семья». Во втором блоке на двух возрастных группах (младших школьниках и подростках) была применена модификация методики Дембо-Рубинштейн с четырнадцатью параметрами: «доброта», «оптимизм», «находчивость», «ответственность», «ум», «внимание», «память», «трудолюбие», «способности», «сила воли», «красота», «здоровье», «счастье».

Исследование проводилось в несколько этапов:

1. Возрастной анализ самооценки в трех группах;

2. Анализ структурных связей самооценки;

3. Выявление взаимосвязи материнских установок и стилей воспитания родителей и самооценок девочек разных возрастных групп.

Проективная рисуночная методика «Несуществующее животное» выявила, что уровень самооценки у дошкольников равен 6,67 баллов, у младших школьников — 5,35 баллов, у подростков — 3,59 баллов. Таким образом, можно сделать вывод, что уровень неосознаваемой самооценки снижается от одной возрастной группы к другой. Можно также проследить изменение самооценок у девочек и на осознаваемом уровне в двух группах: младшего школьного возраста и подросткового возраста. 10 самооценок из общего перечня имеют тенденцию к повышению уровня, но уровни трех самооценок («трудолюбие», «сила воли», «красота») снижаются, что свидетельствует о назревании внутриличностного конфликта у девочек к подростковому возрасту. Это происходит в связи с тем, что стремление ориентироваться на наиболее ценные среди социального окружения качества вызывает необходимость пересматривать собственные эталоны и придавать им более глубокий содержательный характер.

Говоря о самооценке личности как отношении к себе, мы должны иметь в виду, что общая самооценка личности, по сути, представляет собой структуру самооценок. Оценка себя как успешного человека в определенном виде деятельности проявляется в самооценке определенных личностных качеств, т. е. оценивая себя как способного к определенному роду деятельности, человек оценивает те свои качества, благодаря которым он добился успеха. От оценки человеком своих возможностей и личностных качеств зависит эффективность его деятельности. Если это учебная деятельность, то, несомненно, подвергаются оценке те качества, которые обеспечивают интеллектуальную продуктивность, — сообразительность, внимание, память и воля. В ходе исследования было выявлено большое количество связей между различными показателями самооценки. Так, в группе девочек младшего школьного возраста между самооценками было выявлено 42 связи. В этой группе системообразующими

центрами были такие самооценки, как «ответственность», затем «способности», «внимание» и «ум». В группе девочек подростков количество связей в структуре самооценок значительно меньше (16). В этой группе системообразующими стали следующие самооценки: «способности», «находчивость», далее «ответственность», «ум», «память». Мы видим, что можно выделит две устойчивые системообразующие самооценки («способности» и «ответственность»), характерные для обеих групп девочек.

Самооценка ответственности в группе девочек младшего школьного возраста имеет 9 положительных связей с самооценками оптимизма, находчивости, ума, памяти, способностей, внимания, самостоятельности, силы воли и счастья. Следующими показателями, имеющими одинаковое количество связей, в группе младших школьников были самооценки «способности» и «внимание». Самооценка «способности» имеет 8 положительных связей с такими самооценками, как «оптимизм», «ум», «внимание», «самостоятельность», «ответственность», «сила воли», «красота», «счастье». Следующей по количеству имеющихся связей в группе младших школьников идет самооценка «ум». В данном случае можно говорить о наличии прямых связей с самооценками «оптимизм», «находчивость», «способности», «внимание», «ответственность», «сила воли» и «красота». Легко объяснимы, кроме того, связи самооценок «ум» и «внимание», «находчивость», «способности», «сила воли», «ответственность» и «оптимизм»; но связь самооценок ума и красоты позволяет нам предполагать, что самооценка девочек младшего школьного возраста является недостаточно дифференцированной.

Показатель самооценки способностей в группе подростков приобретает большее значение, и можно отменить наличие тех же четырех связей, что и в группе девочек младшего школьного возраста. Это положительные связи с самооценками «ум», «внимание», «ответственность» и «самостоятельность». Самооценка «внимание» в группе младших школьников занимает одно из важных мест в общей структуре и взаимосвязана с самооценками «память», «способности», «самостоятельность», «ответственность», «сила воли», «здоровье», «счастье». Данный показатель в группе подростков уже не играет столь важной роли и имеет всего одну связь: с самооценкой «способности». Эти изменения в насыщенности связями самооценки «внимание» объясняются тем, что внимание интенсивно развивается в период младшего школьного возраста в учебной деятельности, приобретая новые качества, устойчивость и произвольность. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, ребенок постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно — ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика. В подростковом периоде внимание рассматривается уже как «оценка», как итоговое достижение и уровень внимания все теснее связывается со способностями, которые, в свою очередь, рассматриваются еще в рамках учебной деятельности.

В группе девочек подростков по количеству связей самооценка ответственности перемещается на второе место, разделяя его еще с двумя самооценками: «ум» и «память». В этой группе, тем не менее, отмечаются те же четыре связи, что и в группе младших школьников: положительные связи с находчивостью, памятью, способностями, силой воли. Ответственность — осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью, который в свою очередь включает внутренние формы саморегуляции. Ответственность как черта личности формируется в процессе совместной деятельности в результате интериоризации социальных ценностей, норм и правил. Этим и объясняется устойчивая связь ответственности с силой воли, умом и памятью, и исходя из требований современных условий жизни еще

и с находчивостью, которая позволяет вопреки обстоятельствам оставаться ответственным человеком.

В группе девочек подросткового возраста усиливается влияние на общую структуру самооценки показателя самооценки «память», но единственной устойчивой связью является связь с самооценкой «ответственность», которая была и в группе младшего школьного возраста. Кроме того, положительные связи выявлены еще с такими самооценками, как «находчивость», «ум», «способности».

При сопоставлении уровня самооценок, полученных с помощью проективной рисуночной методики «Несуществующее животное» и показателей доминирования в семье различных стилей воспитания матери и отца, было обнаружено, что у дошкольников при значительном проявлении «излишней требовательности» обоих родителей к дочери ее самооценка возрастает. В группе младших школьников отмечается обратная тенденция: с увеличением «требовательности» обоих родителей, самооценка девочки падает. Эта взаимозависимость стилей и уровня самооценки сохраняется и в группе подростков. Полученные данные свидетельствуют о том, что дошкольный период является переломным в структуре взаимодействия между родителями и детьми, когда излишняя требовательность родителей служит ориентиром в нормах и правилах «пугающего своей неизвестностью взрослого мира». «Излишняя требовательность» в более поздние периоды влечет за собой снижение самооценки и может неблагоприятно повлиять на развитие личности. Сравнительный анализ доминирующих в семье стилей показал, что нет устойчивых изменений в самооценке, обусловленных стилевым поведением родителей.

Доминирующий стиль матери «симбиоз» позитивно сказывается на самооценке девочки в дошкольный период и в период обучения в первом классе, а в подростковом периоде, наоборот, провоцирует снижение самооценки у дочери. Доминирующий стиль отца «симбиоз» снижает уровень самооценки в дошкольном возрасте и в подростковом, а в период младшего школьного возраста этот стиль отца стимулирует высокий уровень самооценки. Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень неосознаваемой самооценки зависит не только от используемого родителем стиля, но и опосредованно от пола и возраста как самого родителя, так и ребенка.

Доминирующий стиль матери «авторитарная гиперсоциализация» обусловливает снижение уровня самооценки в дошкольный период, в период младшего школьного возраста, а в группе подростков наблюдается обратный эффект: именно в этой группе самооценка девочек наиболее высокая. Авторитарный стиль отца определяет низкую самооценку у девочек младшего школьного возраста и высокую в подростковом возрасте. Высокой самооценке девочки в дошкольный период способствует ведущий стиль отца «маленький неудачник».

Интересны данные, полученные с помощью проективных рисунков «Человек», «Я в школе», «Я дома», «Моя семья» в группе девочек младшего школьного возраста.

Высокая требовательность матери положительно влияет на самооценку девочек по рисункам «Человек» и «Моя семья», однако по рисункам «Я в школе» и «Я дома» — проявляется в снижении уровня самооценки. В то время как полное принятие отцом позитивно отражается на уровне самооценки дочери на всех тестовых рисунках.

Уровень неосознаваемой самооценки девочек младшего школьного возраста зависит во многом от уровня принятия отцом. При полном принятии отцом девочка оценивает себя лучше и в школьной, и в домашней обстановке, и в кругу семьи. Характер воздействия принятия матерью несколько иной: в случае излишней требовательности девочка ощущает себя дискомфортно в школьных и домашних делах.

Осознаваемая самооценка может быть проанализирована в группе младших школьников и в группе подростков. В группе девочек младшего школьного возраста доминирование у матери одного из трех анализируемых стилей дает нам возможность говорить о статистически значимых различиях в самооценках «способности» и «счастье», уровни которых будут значительно выше в группе, где у матерей доминирующим стилем является «симбиоз», ниже — где в группе доминирует стиль «маленький неудачник». Самооценка девочками доброты значимо выше в случае, если у отцов доминирующим стилем являлся стиль «маленький неудачник» и ниже — при «симбиозе».

Стили родительского отношения имеют связи не со всеми самооценками девочек. Так, в период младшего школьного возраста эти связи были обнаружены со следующими самооценками: «ответственность», «самостоятельность», «трудолюбие», «счастье», «здоровье», «доброта», «внимание», «сила воли». Самооценки «ответственность», «трудолюбие» и «здоровье» связаны только с установками и стилями матери, а самооценки «доброта» и «внимание» — только со стилями отца. Самооценки «самостоятельность» и «счастье» связаны и с материнским, и с отцовским стилями взаимодействия. Самооценки «ответственность» и «здоровье» имеют следующие связи: «ответственность» — с установкой матери на взаимоотношения по «демократическому» типу, «здоровье» — с доминирующим стилем матери «маленький неудачник». Самооценка «трудолюбие» имеет обратную связь со степенью «принятия» матерью, а самооценка «самостоятельность» — с «авторитарным» стилем матери. Можно говорить, что если мать настроена на демократические, равноправные отношения с дочерью, то девочка выше оценивает свою «ответственность», если у матери доминирующим является стиль «маленький неудачник», когда мать недооценивает возможности своего ребенка, излишне опекая его, считая маленьким и беззащитным, то дочь выше оценивает свое здоровье, излишне требовательные матери имеют дочерей, которые ниже остальных оценивают свое трудолюбие. Самооценки «счастье» и «самостоятельность» зависят от взаимодействия с обоими родителями. Так, доминирование «авторитарного» стиля у матери и стиля «кооперации» у отца отрицательно связаны с самооценкой самостоятельности у дочери.

В подростковый период были обнаружены статистически значимые различия между группами с разными ведущими воспитательными стилями родителей по следующим самооценкам: «способность», «счастье» и «сила воли». Самооценки «способности» и «сила воли» связаны со стилями воспитания отца, а самооценка «счастье» — со стилями воспитания матери. В группе отцов с доминирующим стилем «маленький неудачник» самооценка способностей девочек выше, а в группе с «авторитарным» — ниже. Таким образом, чем меньше требований предъявляется к ребенку, чем ниже их уровень, тем выше оценивают свои способности девочки, но, скорее всего, это не будет адекватной оценкой ребенком своих способностей. Завышенный уровень требований отца при стиле «авторитарная гиперсоциализация», также приведет к неадекватной оценке своих способностей ребенком, только ребенок будет оценивать их ниже реальных. Самооценка силы воли выше у девочек при доминирующем стиле отца «симбиоз», и ниже — при доминировании стиля «маленький неудачник». Самооценка счастья выше в группе, где доминирующим стилем матери является стиль «маленький неудачник», и ниже в группе с доминирующим у матери «авторитарным стилем». Таким образом, и здесь имеет место обнаруженная выше закономерность в отношении самооценок «способности» и «сила воли».

В группе девочек-подростков обнаружены корреляционные связи стилей воспитания родителей с четырьмя самооценками: «ум», «оптимизм», «трудолюбие» и «доброта».

Самооценка «ум» имеет наибольшее количество связей, все они отрицательные. Девочки ниже оценивают свой ум, если их матери имеют установки на излишнюю эмоциональную дистанцию, гиперопеку, авторитаризм и «авторитарную гиперсоциализацию». Три другие самооценки связаны с отношением отца. Эти связи тоже отрицательные: «излишняя требовательность» отца негативно сказывается на самооценке девочками оптимизма, его «авторитарный» стиль — отрицательно на самооценках «трудолюбие» и «доброта».

Таким образом, проведенное исследование выявило возрастные закономерности формирования самооценки девочки и влияние стилей родительского воспитания на формирование самооценки и позволило сформулировать следующие выводы:

1. Возрастная динамика самооценки от дошкольного возраста к подростковому характеризуется устойчивой тенденцией к снижению неосознаваемой подструктуры самооценки и повышению осознаваемой, что свидетельствует о назревании внутриличностного конфликта в процессе формирования самооценки в подростковом возрасте;

2. Анализ структуры самооценки показал высокую степень ее интеграции в младшем школьном возрасте, что может быть проявлением низкой степени дифференциации, свидетельствующей о незрелости самооценки;

3. Подростковый возраст может рассматриваться как критический в формировании самооценки, т. к. для него характерно нарастание несоответствия между осознаваемой и неосознаваемой подструктурами самооценки, дезинтеграция ее структуры, увеличение степени дифференциации самооценки;

4. В исследовании выявлены устойчивые связи, свидетельствующие о влиянии стилей родительских установок на характер формирования самооценки. Установлено, что влияние опосредовано возрастом ребенка и полом родителей. В подростковом возрасте усиливается влияние на самооценку девочек воспитательных доминант отца.

1 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002. 2Мухина В. С. Психология дошкольника. М., 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.