Научная статья на тему 'Воспитательная роль отца и становление личности дочери'

Воспитательная роль отца и становление личности дочери Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7008
916
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЦ / МАТЬ / ДОЧЬ / РОДИТЕЛИ / ОБРАЗ ОТЦА / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / САМООЦЕНКА / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ / НАКАЗАНИЯ В СЕМЬЕ / СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ / ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ / THE FATHER / MOTHER / THE DAUGHTER / PARENTS / AN IMAGE OF THE FATHER / FAMILY / FAMILY EDUCATION / A SELFESTIMATION / I-CONCEPT / PERSONAL FEATURES / FAMILY LEISURE / PSYCHOLOGY OF FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреева Татьяна Владимировна, Муромцева Светлана Олеговна

Статья посвящена проблемам воспитания детей в семье, образу отца и его роли в воспитании дочерей. Анализируются зарубежные и российские исследования взаимоотношений отцов с детьми. Приведено собственное исследование авторов на основе выборки 70 взрослых женщин. Выявлены взаимосвязи позитивного образа отца, его характерологических качеств с личностными чертами дочери, с их Я-концепцией (самооценкой, самоотношением и т. д.). Приведены результаты исследования отношений в семьях обследованных женщин, проведения досуга, наказаний в семье, поддержке родителями детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational role of the father and becoming of the person of the daughter

Th e artical is devoted to problems of education of children in family, to an image of the father and its role in education of daughters. Foreign and Russian researches of mutual relations of fathers with children are analyzed. Own research of authors on the basis of sample of 70 adult women is resulted. Interrelations of a positive image of the father, it qualities with personal features of the daughter, from them I-concept (a self-estimation, the selfattitude, etc.) are revealed. Results of research of attitudes in families of the surveyed women, carrying out of leisure, punishments in family, support by parents of children are resulted also.

Текст научной работы на тему «Воспитательная роль отца и становление личности дочери»

УДК 316.6+159.922.775

Т. В. Андреева, С. О. Муромцева

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 1

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ОТЦА И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОЧЕРИ

Семья и семейные отношения играют огромную роль в формировании и развитии личности каждого человека. До недавнего времени большинство исследователей, изучавших влияние семьи на становление личности ребенка, не учитывали пол ребенка, а также особенности поведения с ним отца и матери. Но, как отмечает Д. В. Берко, «пол ребенка является одним из основных условий, влияющих на специфику индивидуального развития» [3]. По словам И. С. Кона, «родители по-разному и с разным успехом воспитывают детей своего и противоположного пола...» [9]. Отношение матери или отца к ребенку может сильно отличаться и поэтому совершенно по-разному влиять на его развитие.

По мнению В. Н. Дружинина, искаженная структура семьи (неполная семья), а также аномальные стили воспитания, применяемые матерью, могут выступить в качестве причин трудностей социализации ребенка [5]. Поэтому многие психологи и психотерапевты полагают, что решением проблемы является, прежде всего, возвращение отцу его роли, характерной для нормальной семьи, то есть роли главы семьи. Как считает А. И. Захаров, при недостаточно включенной позиции отца в жизнь семьи дети сильнее привязаны к матери и легко перенимают ее беспокойство. Это происходит и в том случае, когда ребенок боится отца по причине его грубости, вспыльчивости или излишней строгости. Тогда «он стремится получить недостающие тепло и внимание от матери, невротически привязываясь к ней» [6, с. 42].

В. Н. Дружинин отмечает, что мальчики предъявляют высокие требования к матери, например, не терпят ее негативных привычек. В то время как девочки, по словам В. Н. Дружинина, требуют много от отца, у них происходит формирование идеального образа отца. Чем больше ребенок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Ведь только отец способен сформировать у ребенка способности к инициативе и противостоянию групповому давлению. Кроме того, от привязанности ребенка к отцу зависит его самооценка: чем меньше привязанность, тем ниже самооценка. И чем меньше привязанность, тем меньшее значение ребенок придает духовным и социальным ценностям по сравнению с материальными и индивидуалистическими. Тот же автор приводит данные, свидетельствующие, что папы чаще играют с детьми, участвуют в семейных развлечениях, заступаются за детей, учат их постоять за себя [5].

Некоторые социальные психологи, как отмечает Н. Ньюкомб, придерживаются мнения, что отцовская забота так же благотворна для младенца, как и материнская. Автор приводит результаты исследований, проведенных в стандартной обстановке, которые говорят о том, что отцы проявляют не меньшую сензитивность, любовь и ловкость в кормлении и поддержании своего новорожденного ребенка, чем их жены [12]. По мере взросления ребенок все меньше нуждается в непосредственном уходе, и, если это благополучная семья, отец начинает больше взаимодействовать с малышом. По мнению Г. Крайг, отец, который часто общается со своими маленькими детьми, чутко реагирует на их сигналы и становится значимой фигурой в детском мире, чаще проявляет себя

© Т. В. Андреева, С. О. Муромцева, 2011

«как действенный посредник социализации». Когда в такой семье ребенок становится старше, «отец превращается для него в важную позитивную ролевую модель» [11, с. 297].

Е. П. Ильин приводит результаты исследований психологов Вроцлавского университета, которые изучали, как подростки (учащиеся 8-го класса) воспринимают родительские позиции в семье, воспитательное воздействие матери и отца. Мальчики считают, что матери к ним более требовательны, чем к девочкам, но в то же время и больше их защищают. Девочки чаще испытывают чувство отчужденности со стороны отцов, мальчики — со стороны матерей. В проявлении положительных родительских чувств (любви, защиты, требовательности) высшую оценку получили матери. Это говорит о том, что в представлении 14-15-летних подростков ведущей фигурой в семье является мать [7].

Р. Кайл приводит результаты 172-х исследований, которые говорят о том, что родители обращаются с сыновьями и дочерьми одинаково, то есть одинаково тепло относятся к ним, поощряют и тех, и других стремиться к успеху и независимости, за исключением поведения, связанного с гендерными ролями. Родители также назначают сыновьям и дочерям различные домашние обязанности [8].

Если говорить о наказаниях, то, согласно мнению отдельных зарубежных авторов, отцы предпочитают физические наказания, а матери — непрямые или психологические воздействия как на сыновей, так и на дочерей. Мальчиков чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек. По данным западных авторов, матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им в большей степени проявлять агрессию, чем девочкам. Ф. Парсонс считает, что роль отца заключается в том, что он помогает сыну преодолеть зависимость от матери, возникшую в раннем детстве [7].

Традиционно отцы склонны поощрять интеллектуальное развитие и часто включаются в обсуждение и решение семейных проблем. В результате и мальчики, и девочки обычно обсуждают свои мысли и заботы с отцами [13]. Л. Ф. Обухова приводит некоторые результаты исследования Бронфенбреннера , касающегося общения детей с отцами: «На вопросы анкет отцы — представители средних классов общества — ответили, что тратят на общение со своими годовалыми детьми в среднем 15-20 минут в день. Однако исследования, в которых велась запись отцовского голоса с помощью микрофона, прикрепленного к рубашке младенца, показали, что преувеличено даже это мизерное время: среднее число таких контактов в день — 2,7 раза, а их средняя продолжительность — 37,7 секунд» [13, с. 87]. Из сказанного выше можно сделать вывод, что существуют как сходство, так и различия в общении каждого из родителей с ребенком, а также в восприятии последнего взрослыми.

В последнее десятилетие появляются работы, посвященные роли отца в семье [1, 10], влиянию родительской семьи на психологическую готовность юношей к отцовству [4], влиянию образа отца на самоактуализацию личности [14], на личностные характеристики ребенка [2]. Однако в целом анализ эмпирических исследований, посвященных этой проблеме, показывает, что в отечественной и зарубежной литературе недостаточно изученным остается вопрос, касающийся воспитательного вклада отца в формирование личности ребенка, в частности, дочери.

Нами проведено эмпирическое исследование отношений отцов и дочерей. Цель исследования — изучить воспитательную роль отца в становлении личности дочери.

Задачи исследования:

1. Изучить образ отца по воспоминаниям дочерей применительно к их разным возрастным периодам (дошкольному и младшему школьному, подростковому, юности).

2. Выявить наличие/отсутствие взаимосвязи между характеристиками образа отца (отношением отца к дочери) и отдельными чертами ее личности, а также ее самоотноше-нием и самооценкой.

3. Исследовать отношения в семьях: проведение досуга, референтности взрослых членов семьи, поддержку и наказания, роли отца и матери.

4. При помощи авторской биографической анкеты выявить характер отношений девушек с их отцами в различные возрастные периоды.

Объект исследования — 72 женщины в возрасте от 24 лет до 31 года, выросшие в полных семьях, имеющие среднее специальное или высшее образование.

Предмет исследования — отдельные черты личности женщин, их самоотношение, самооценка и отношения с отцом и матерью в разные возрастные периоды.

Методы исследования

Для решения задач исследования были использованы следующие психодиагностические методы.

1. 16-факторный опросник Р. Кеттелла (форма С).

2. Тест-опросник на самоотношение В. В. Столина.

3. Тест-опросник общей самооценки Г. Н. Казанцевой.

4. Авторская методика семантического дифференциала (СД) «Образ отца». Испытуемые должны были оценить своего отца с помощью семибалльных шкал в системе эмоционально-оценочных прилагательных применительно к трем возрастным периодам: детскому и младшему школьному (до 10 лет); подростковому (11-18 лет), а также юношескому и взрослому (18 лет и старше). Всего были разработаны 13 шкал: «плохой/ хороший», «равнодушный/заботливый», «жестокий/добрый», «пассивный/активный», «незначимый/значимый», «грубый/внимательный», «строгий/мягкий», «ненадежный/ надежный», «замкнутый/открытый», «раздражительный/спокойный», «немужественный/мужественный», «слабый/сильный», «ненужный/нужный». Суммарные данные по шкалам выступают в качестве показателя «оценка эмоционального отношения к отцу», оценки по каждой паре шкал показывают, каким было отношение отца к дочери (по ее воспоминаниям).

5. Биографическая анкета «Отношения в родительской семье» (авторская), содержащая четыре блока вопросов о сплоченности семьи, степени близости с отцом и матерью, эмоциональной поддержке в семье.

Для обработки данных были применены контент-анализ, подсчет первичных статистик, коэффициентов корреляции Спирмена, качественный анализ.

Результаты исследования

Полученные в процессе корреляционного анализа результаты позволяют говорить о наличии значимых взаимосвязей между отдельными показателями многофакторного опросника Р. Кеттелла и суммарными значениями, выявленными в ходе оценки эмоционального отношения к отцу (образ отца) у дочерей в различных возрастных периодах по методике семантического дифференциала (СД). Так, при уровне достоверности р < 0,01 выявлены положительные корреляционные зависимости: существует значимая связь между отношением отца к дочери в детском возрасте и такими чертами личности дочери, как «сдержанность/экспрессивность» (г = 0,27; р < 0,05), «робость/смелость» (г = 0,51; р < 0,01). Обнаружена также значимая взаимосвязь между отношением отца к дочери в подростковом и взрослом возрасте и такой чертой личности, как «робость/смелость»

(соответственно г = 0,42; р < 0,01; г = 0,29; р < 0,05). Кроме того, выявлены значимые связи между отношением отца к дочери во всех трех возрастных периодах и такой чертой личности как «высокий самоконтроль/низкий самоконтроль» (для периода детства г = 042; для подросткового периода г = 044, с 18 лет по настоящее время г = 028). То есть чем лучше было отношение отца к дочери, тем больше у нее развит самоконтроль.

Получены также значимые корреляции между характеристиками образа отца у дочерей и их личностными чертами. Наибольшее число взаимосвязей с характеристиками образа отца имеет такое свойство личности дочери, как «робость/смелость» (фактор «Н»). Так, испытуемые с более высокими оценками по фактору (то есть более смелые) оценивают своих отцов как более мужественных (г = 038; р < 0,01); сильных (г = 038; р < 0,01); активных (г = 029; р < 0,05); внимательных (г = 028; р < 0,05); надежных (г = 030; р < 0,05); спокойных (г = 032; р < 0,05); открытых (г = 028; р < 0,05).

Мягкость и спокойствие отцов коррелируют со спокойной адекватностью дочерей (оба коэффициента корреляции г = 0,0 30; р < 0,05). Самоконтроль как свойство личности дочери взаимосвязан с такими характеристиками образа отца, как активность (г = 0,28, р < 0,05); внимательность (г = 028, р < 0,05; открытость г = 035; р < 0,01). Более фрустрированные дочери вырастают у раздражительных отцов (г = 0 36; р < 0,01), более экспрессивные — у таких отцов, которые воспринимаются их дочерями как значимые (г = 032; р < 0,01) и (или) сильные (г = 028; р < 0,05). Ответственность дочерей, по нашим данным, значимо коррелирует только с активностью отцов.

Обнаружены значимые взаимосвязи между отношением отца к дочери (в виде суммарного показателя его позитивного образа в разные возрастные периоды дочерей) и такими структурными компонентами самоотношения, как аутосимпатия, самоуверенность, самопринятие, а также между отношением отца к дочери и ее самооценкой (табл. 1). Кроме того, выявлены значимые связи между отношением отца к дочери и ее интегральным чувством «за/против» собственного Я (в детском и во взрослом возрастных периодах); ее интересом к себе (во всех трех возрастах).

Следует отметить, что больше всего значимых корреляций, а также тенденций значимых корреляций было получено именно применительно к детскому возрастному периоду. Данный факт свидетельствует о том, что именно в детстве отношение отца к дочери играет важнейшую роль. Именно в этом возрасте от него зависит то, как дочь будет относиться к самой себе, как будет сама себя воспринимать, и как будет в этот период и в дальнейшем формироваться ее самооценка.

Для подросткового возраста характерно наименьшее количество значимых взаимосвязей. На наш взгляд, это может говорить о том, что, в данный период времени дочь отдаляется от отца; как мы увидим во второй части нашего исследования, ей становятся ближе родные женского пола (мама, сестра).

Данные ответов по биографической анкете показали следующее.

В детском возрасте из всех членов семьи больше трети (37%) опрошенных женщин предпочитали проводить время с мамой; 25,4% — с отцом; 20,6% женщин написали, что они предпочитали находиться вместе с обоими родителями. Остальные 14,3% любили оставаться либо с бабушкой, либо в одиночестве.

О подростковом возрасте (с 11 до 18 лет) 30,2% испытуемых сообщили, что в это время им ближе всех была мама; 20,6% — сестра или подруги; 14,3% написали, что в указанный период им больше нравилось проводить время с обоими родителями одинаково (или всей семьей); 12,7% женщин — с отцом, 14,3% предпочитали одиночество. Оставшиеся 7,9% написали о бабушках и братьях.

Таблица 1. Корреляционная матрица показателей самоотношения* и самооценки** с суммарным индексом «Образ отца» (СД)*** применительно к разным возрастным периодам дочерей

СД ^ит)

(до 10 лет) (11-18 лет) (с 18 лет)

<&> чувство «за/против» собст. «Я» 0,40 0,21 0,27

(I) самоуважение 0,22 0,11 0,20

(II) аутосимпатия 0,31 0,17 0,20

(III) ожидание положительного отношения от других 0,25 0,16 0,12

(IV) самоинтерес 0,55 0,31 0,26

(1) самоуверенность 0,29 0,22 0,28

(2) отношение других 0,21 -0,01 -0,08

(3) самопринятие 0,35 0,19 0,22

(4) саморуководство 0,11 -0,04 0,04

(5) самообвинение -0,08 -0,04 -0,02

(6) самоинтерес 0,39 0,13 0,07

(7) самопонимание 0,21 0,16 0,16

самооценка (СО) 0,40 0,28 0,23

Примечания: * Тест-опросник на самоотношение В. В. Столина (название показателей в таблице напечатаны обычным шрифтом); ** Тест-опросник на изучение самооценки Г. Н. Казанцевой (название показателя «самооценка» в таблице выделено жирным шрифтом); *** Методика семантического дифференциала «Образ отца» (СД, Т. В. Андреева, С. О. Муромцева); жирным курсивом выделены значения коэффициентов корреляций (г) при уровне достоверности р < 0,01; простым курсивом — при уровне достоверности р < 0,05.

В юности и во взрослом возрасте (после 18 лет) 31,7% испытуемых предпочитают проводить время с мамой; 28,6% — с обоими родителями, и только 7,9% — с отцом. Остальные женщины ответили, что им больше нравится либо общаться с друзьями, либо со своей семьей (с мужем и детьми). Таким образом, можно сказать, что, по воспоминаниям дочерей, наибольшее участие в их жизни отцы принимали именно в детском возрасте, то есть примерно до 10-12 лет. В подростковом возрасте в жизни девушки уже появляются такие проблемы, которыми гораздо легче поделиться с мамой или сестрой.

Пятая часть (20,6%) женщин сообщили, что у них было какое-то общее дело (хобби) с отцом в течение хотя бы одного возрастного периода (в основном, в детстве). Только 3,2% испытуемых назвали маму в качестве единомышленника в каком-либо увлечении. Это может говорить о том, что во многих семьях именно отец занимается с дочерью чем-то помимо учебы, старается увлечь ее тем, что интересно и ему: спортом, музыкой и т. д. Мама больше отвечает за уход. Одна испытуемая даже так и выразилась: «Папа — это развлечения, а мама — уход». В семьях 33,3% женщин совместных хотя бы с одним членом семьи хобби не было ни в одном из возрастных периодов.

На вопрос «заступался ли отец за вас перед кем-либо?» 57,1% респонденток дали положительные ответы, у нескольких из них это случалось в ситуациях с чужими людьми (например, перед учительницей, знакомыми и др.). У остальных — с членами семьи (в основном, перед мамой, в том числе, когда последнюю надо было в чем-либо переубедить). 42,9% ответили, что каких-либо случаев заступничества за них со стороны отца они или не помнят, или их вообще не было.

Из всей выборки только 4,7% женщин в детстве отцы помогали организовывать игры и участвовали в них сами, когда к дочерям приходили друзья. У 30,2% папы иногда общались с их друзьями и подругами, интересовались их делами. Остальные либо просто задавали им «дежурные вопросы», либо здоровались и уходили, а отцы 6,3% респон-денток вообще не интересовались их друзьями.

Страх перед своим отцом когда-либо испытывали 49,2% женщин, причем большинство из них — на протяжении достаточно длительного периода времени (нескольких лет). Это происходило обычно при определенных обстоятельствах, например, в детском возрасте (а у некоторых и в подростковом), когда отец бил; в подростковом возрасте, когда дочь поздно возвращалась домой. 50,8% женщин либо не припомнили ни одной ситуации, когда они боялись отца, либо сказали, что им ни разу не приходилось испытывать чувство страха перед своим папой.

По словам 50,8% респонденток, хотя бы один из родителей применял по отношению к ним в детском возрасте физические наказания (подзатыльники, шлепанье ремнем/ рукой). В остальных семьях применялось психологическое наказание (бойкот, выговоры, в детском возрасте — постановка в угол). Если говорить о подростковом возрасте, то количество семей, где применялись какие-либо физические наказания (в том числе и лишь единожды) снизилось до 22,2%. Следует также отметить, что там, где дочерей наказывали физически в подростковом возрасте, это обязательно случалось и раньше (до 10-12 лет). Из общего количества испытуемых 30,2% дочерям приходилось терпеть физические наказания со стороны отцов.

На вопрос о том, кто участвовал в выборе профессии, 55,6% респонденток ответили, что их выбор был абсолютно самостоятельным, 23,8% — что в выборе их профессии участвовала только мама; у 7,9% — оба родителя и 12,7% дочерей помогал в данном вопросе отец.

О проявлении сочувствия со стороны родителей по отношению к дочери, исходя из полученных ответов, можно сказать, что в 61,9% семей в детском и подростковом возрасте дочку чаще других жалела мама, когда же девочка подрастала (в 12-18 лет) лидером по сочувствию в различных жизненных ситуациях был уже папа. Из всей выборки только 4,8% женщин ответили, что их во все возрастные периоды чаще (или только) жалел отец.

О совместных поездках (прогулках) вдвоем с отцом утвердительно ответили 82,5% респонденток. Но из них только у 33,3% это случалось достаточно часто. Остальным доводилось куда-либо выбираться вдвоем с папой буквально несколько раз, причем у многих это были вынужденные выходы, такие как поход к врачу, поездка к бабушке (матери отца).

Большинство (82,5%) дочерей говорили о радости, восторге, счастье, гордости в моменты, когда они с отцом куда-либо шли. Только две женщины написали, что чувствовали себя неловко рядом с папой. Из всей выборки 12,6% человек ответили, что им никогда не приходилось куда-либо ходить с отцом. Как правило, в этих семьях практически все время на протяжении развития дочерей ими занималась только мама.

По ответам 39,7% респонденток выявлено, что отцы проводили много времени с дочерьми дома на протяжении их детского, подросткового и юношеского возраста: играли в различные игры, мастерили поделки, занимались вместе спортом, пели песни и т. д. 25,4% женщин отцовское внимание в достаточном количестве уделялось только в детском возрасте и нескольким — в детском и подростковом, а затем имела место тенденция его значительного уменьшения. Одна испытуемая призналась, что отец начал проявлять к ней интерес только тогда, когда она уже училась в вузе, то есть уже во взрослом возрасте, «когда с ней было о чем поговорить». Согласно ответам остальных женщин, отцы совсем не уделяли им своего времени.

Выводы

1. Полученные положительные корреляционные зависимости свидетельствуют о том, что, чем лучше отношение отца к дочери (и, соответственно, его образ дочь вспоминает более позитивно) и чем больше его воспитательный вклад, тем выше ее самооценка, симпатия к себе, самопринятие, самоуверенность. Для нее характерны в таком случае также высокий самоконтроль, спокойная адекватность, смелость и ответственность.

2. Частота и значимость общения с отцом, по воспоминаниям дочерей, снижалась от детского возраста к совершеннолетию, хотя у части опрошенных именно отцы были единомышленниками и разделяли интересы подрастающих дочерей.

3. Данные биографического исследования позволяют сделать вывод о высокой значимости для дочерей общения с отцами, о том, что отцовская роль в становлении интересов, развитии креативности дочери часто превышает материнскую. Вместе с тем исследование показало явное неблагополучие в части семей — отсутствие совместных занятий и увлечений взрослого и ребенка, применение физических наказаний, страх перед отцом у дочери, отчужденность между отцами и детьми, равнодушие к нуждам ребенка.

4. В свете данных, полученных с помощью опросников и математико-статистического анализа результатов о взаимозависимости самоотношения и самооценки, а также личностных качеств дочерей с компонентами образа отца, можно заключить, что проблема воспитательной роли отца в семье требует дальнейших разработки, изучения и анализа, а также проведения практических занятий с отцами, индивидуального консультирования отцов.

Итак, на основании полученных экспериментальных данных можно сделать вывод о том, что отец оказывает существенное влияние на формирование «Я-концепции» дочери, а также на развитие некоторых жизненно важных личностных свойств, касающихся эмоционально-волевой сферы.

Литература

1. Андреева Т. В. Семейная психология. СПб., 2003. 234 с.

2. Андреева Т. В., Муромцева С. О. Влияние отношения отца на формирование личности дочери // Психологические проблемы современной семьи: мат-лы IV междунар. научн. конференции. М., 2009. С. 35-38.

3. Берко Д. В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек: автореф. дис. Ставрополь, 2000. 18 с.

4. Демчук Н. А. Влияние родительской семьи на психологическую готовность юношей к отцовству // Психологические проблемы современной российской семьи: мат-лы II всеросс. научн. конференции. М., 2005. С. 336-340.

5. Дружинин В. Н. Психология семьи. М., 1996. 160 с.

6. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000. 448 с.

7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.; М., 2000. 554 с.

8. Кайл Р. Детская психология: тайны психики ребенка. СПб., 2002. 416 с.

9. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. 272 с.

10. Коркина Н. А. Отцовство в современной семье // Психологические проблемы современной российской семьи: мат-лы всеросс. научн. конференции. Ч. 2. М. С. 117-120.

11. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.; М., 2005. 940 с.

12. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. М.; СПб., 2003; 640 с.

13. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996. 374 с.

14. Посохова С. Т., Липпо С. В., Манеров Р. В. Образ отца и самоактуализация личности // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2008. Вып. 3. С. 23-31.

Статья поступила в редакцию 20 сентября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.