Научная статья на тему 'Значимость отца в представлениях выросших детей'

Значимость отца в представлениях выросших детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
1499
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЦ / FATHER / АВТОРИТЕТ ОТЦА / FATHER'S AUTHORITY / РОЛЬ ОТЦА В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА / FATHER'S ROLE IN CHILDREN SOCIALIZATION / ФУНКЦИИ ОТЦА В СЕМЬЕ / FATHER'S FAMILY FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шевченко Ирина Олеговна

В статье рассматривается роль отца в процессе воспитания ребенка с точки зрения повзрослевших детей. На основе авторского исследования анализируется расстановка семейных ролей и место в ней отца, отношения отцов и детей, функции и значимость отца в социализации ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Significance of father in adult children conceptions

Fathers role in upbringing the children is described as reconstructed from reminiscences of adult children. The family roles, parents social positions, the relations between parents and children, functions and significance of fathers contribution to childs socialization are analyzed in the review.

Текст научной работы на тему «Значимость отца в представлениях выросших детей»

И.О. Шевченко

ЗНАЧИМОСТЬ ОТЦА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ВЫРОСШИХ ДЕТЕЙ

В статье рассматривается роль отца в процессе воспитания ребенка с точки зрения повзрослевших детей. На основе авторского исследования анализируется расстановка семейных ролей и место в ней отца, отношения отцов и детей, функции и значимость отца в социализации ребенка.

Ключевые слова: отец, авторитет отца, роль отца в социализации ребенка, функции отца в семье.

Отец - важная фигура в жизни ребенка. Но, будучи маленькими, дети часто не в состоянии адекватно оценить значимость отца в своей жизни. Для маленького ребенка важно, чтобы отец был, потому что малыш любит его всегда, любого, независимо от его личных качеств и степени непосредственного участия в детской жизни. И только вырастая, ребенок отдает себе отчет в том, что представлял из себя его отец как личность и воспитатель, насколько существенным было влияние отца в процессе социализации сына или дочери. Для изучения влияния отца в процессе воспитания и взросления ребенка, как это представляют выросшие дети, было проведено исследование: опрошено 109 человек молодых людей в возрасте от 17 до 25 лет, т. е. как раз в тот период, когда дети уже достаточно выросли, чтобы отре-флексировать свои отношения с отцом, но на отношениях отцов и детей еще не лежит груз взрослой жизни ребенка. Молодым людям было предложено написать эссе «Отец в моей жизни» в свободной форме, но предлагалось осветить ряд определенных вопросов:

1. Роли в семье, в которой я воспитывался:

- разделение обязанностей (функций) среди взрослых;

- значимость отца и других взрослых (статус, т. е. место в семейной иерархии);

© Шевченко И.О., 2011

- участие взрослых в жизни детей (количественно, качественно);

- психологический климат (эмоциональный настрой), вклад каждого.

2. Я (ребенок) и отец:

- его отношение лично ко мне на фоне отношений к другим близким людям;

- его знания, профессия - мои знания, профессия (как они соотносятся);

- его система взглядов - моя система взглядов (как они соотносятся);

- его отношение к людям - мое отношение к людям (как они соотносятся).

3. Опишите идеального отца. Какой он?

Автора интересовало также, кто «заменял» ребенку отца в случае отсутствия последнего, поэтому разрешалось писать не только о родном отце, но о «замещающем» человеке - дедушке, дяде, отчиме либо о любом другом родственнике или даже взрослом (к примеру, тренере), который, по мнению ребенка, заменил ему отца или выполнял ряд отцовских функций. При этом просили указать, что стало с родным отцом и каковы отношения с ним ребенка.

Опрос был анонимным. Метод эссе был избран главным образом потому, что гарантировал достаточную степень откровенности и позволял свободно, не подстраиваясь под общественно одобряемую точку зрения, выразить свои мысли и чувства.

Результаты получились, с одной стороны, ожидаемыми (подтвердились многие гипотезы автора исследования), с другой - удивили, выяснилось много любопытных обстоятельств.

1. Семейные роли и психологический климат

Разделение обязанностей в современной семье далеко не так традиционно, как это обычно представляют. Достаточно часто молодые люди писали о том, что в семье нет четкого разделения обязанностей: кто свободен, тот и занимается домашним хозяйством. Можно отметить эту особенность как тенденцию. Кроме того, есть и отцы, которые в степени, более значительной, чем даже мать, принимают на себя груз ежедневных семейных проблем (и это практически всегда работающие отцы!). За рубежом таких отцов называют «новыми отцами». Получается, что таких отцов достаточно много и у нас. Вместе с тем насчитывается много семей, где мама домохозяйка или не работала, когда дети были маленькими. Любопытно, что даже в этом случае активные отцы (и их много) не отстраняются от ведения домашних дел и воспитания детей.

За психологический климат в семье обычно «отвечает» мать, на это указывают почти все дети. Видимо, особенности женской психики и традиционная роль женщины в семье как «хранительницы очага» помогают ей выполнять эту функцию. Но в тех семьях, где присутствует жесткое разделение труда между родителями (отец зарабатывает деньги, а мать, и только мать делает все домашние дела), психологическая обстановка в семье неблагоприятная, родители часто ссорятся. Так что тенденция к равномерному распределению (поровну между родителями) домашних обязанностей, видимо, отражает стремление супругов к эгалитарному (партнерскому), а не традиционному браку.

Большинство выросших детей главой семьи называют отца: он принимает важнейшие решения как в семье в целом, так и в жизни ребенка; за отцом обычно остается последнее слово, к нему обращаются мать и дети для разрешения серьезных проблем: «Присутствие папы было необходимо, когда решался какой-нибудь важный вопрос (это те ситуации, когда говорили: "Папа приедет -поговорим")» (девушка, 19 лет).

Впрочем, в ответах некоторых молодых людей (их немного) наблюдается противоречие: отец и обеспечивает семью, и занимается домашним хозяйством, а главой семьи называется мать. Видимо, это происходит в тех случаях, когда дочь или сын привыкли обращаться к матери по поводу своих дел, т. е. отец слабо задействован во внутрисемейных связях с ребенком либо отец начинает «играть свою партию», когда требуется принимать серьезные решения, особенно в переломных моментах жизни семьи и ребенка.

Конечно, в повседневной жизни детей больше участвует мать, особенно если она не работает. Исключение составляют активные отцы, которых, как указывалось выше, уже достаточно много. Но даже в таком случае мать часто обращается к авторитету отца, пускай даже отсутствующему в настоящий момент.

2. Отец и ребенок

Практически все выросшие дети отметили колоссальную значимость отца в своей жизни. Отцу всегда подражают, как в быту, так и в большем: говорят, что хотели бы унаследовать определенные качества характера и даже стиль мышления. «...Посмотрев на отца, что он владеет в совершенстве китайским языком, тоже захотелось выучить китайский язык» (девушка, 19 лет).

Образ отца обычно положителен. Безусловное исключение составляют отцы, которые пьют, их не так много, как обычно представляется («все мужчины в России пьют»), или дети об этом не знают (и это к лучшему), но употребление алкоголя отталкивает ребенка. Негативные эмоции у детей могут быть связаны с отцом, который не считает нужным поддерживать ребенка: «Прошлым ле-

том был выпускной у моей подруги, так получилось, что ее мама лежала в больнице, а ее папа просто не пошел по причине "А что там делать?"» (девушка, 20 лет).

Отец - значимый субъект как для сына, так и для дочери. Отношения к сыновьям и дочерям у отцов разное. С мальчиков больше требуют, чаще проявляют жесткость. Девочек любят, ласкают, балуют. Требуют тоже (в отличие от мам), но по-другому. И для сыновей, и для дочерей отец является объектом подражания. Для мальчиков - это образ мужчины, они буквально «лепят» себя с отца. Для девочек отец часто является образцом будущего мужа. Но и девочки хотят быть похожими на отцов, копируют их характер, манеры поведения и даже бытовые привычки: «Когда приходили гости, мне часто говорили: "Как ты похожа на маму" - в ответ я говорила, что все наоборот, я похожа на папу. И всегда хотела быть похожей на него внешне и внутренне, он мне казался умным, интересным, и я обожала его логику» (девушка, 19 лет).

В каком возрасте отец оказывает особенно большое влияние на детей? Большинство респондентов указало, что в подростковом: «В подростком возрасте, в старших классах мы с папой сильно сблизились, его система взглядов мной была перенята по многим вопросам (от бытовых до религиозных и общефилософских)» (девушка, 19 лет). Вероятно, так происходит потому, что именно в этот период окончательно формируется личность. Отцы чаще, чем матери, склонны разговаривать с детьми о жизни и людях, тем самым формируя их характер и мировоззрение: «В период с 6 по 9 класс, я думаю, наставления отца и его советы о моем будущем были особенно значимы» (юноша, 20 лет).

Интересно, что большинство респондентов писали о том, что у них сложились особенные отношения с отцом, что отец выделяет их среди других близких. Это относится и к семьям, где не один ребенок. Вряд ли нам попались почти исключительно молодые люди, у которых в семьях действительно именно они являются объектом пристального внимания отца. Скорее имеет место некоторый «перекос» в оценке ситуации. С другой стороны, психолог сказал бы, что так и должно быть: у каждого ребенка должны складываться свои отношения с папой, даже если в семье две (или больше) дочери или два (больше) сына. И это замечательно, потому что подчеркивает личностную уникальность каждого ребенка. В то же время это говорит и о том, что отцам чаще всего удается наладить личностный контакт со своим ребенком. Справедливости ради необходимо отметить, что среди респондентов попались и ревнивцы, которые ревнуют отца к братьям или сестрам: «Сестра - любимица отца, я скорее более любим матерью, поскольку по характеру я похож

на нее куда больше, в то время как сестра очень похожа на него» (юноша, 19 лет, сестра младше). Впрочем, встречается и обратная ситуация: «Папа очень хорошо ко мне относится, но все же я его люблю больше, чем он меня, или мне так кажется... - это все моя ревность к младшему брату. Про меня, конечно, никогда не забывали, но мальчик есть мальчик, и отец проводит с ним больше времени. Никак не могу избавиться от ревности, хотя я уже взрослая» (девушка, 20 лет).

Конечно, многие дети писали о проблеме понимания отцов и детей. Отрадно, что большинство молодых людей указали, что это понимание присутствует. При этом наблюдается следующая закономерность (что, в общем, неудивительно): чем больше отец интересуется жизнью ребенка и участвует в ней, тем больше взаимопонимания. А вот если отец не занимается ребенком, то найти «общий язык» бывает значительно труднее.

Присутствующее взаимопонимание вовсе не означает абсолютного сходства во взглядах. Напротив, многие респонденты писали о том, что системы взглядов их отцов и детей зачастую кардинально отличаются. Вероятно, имеют место поколенческие различия, тем более что социализация детей пришлась совсем на другую эпоху. Кроме того, представляется возможным, что такие оценки обусловлены возрастом респондентов и, соответственно, некоторым максимализмом. Известно, что чем старше человек, тем скорее он склонен признавать сходство с родителями. В юности же подчеркиваются различия. Тем не менее молодые люди иногда пишут и о различном отношении их самих и отцов к людям, сами же объясняя это тем, что выросли в другое время. Но в этом пункте наблюдается такая особенность: если молодой человек признает сходство характеров, то он (она) склонен признавать и сходство в отношениях с людьми. Видимо, дело не только и не столько во времени, в котором росли дети и их родители, но в унаследованных личностных качествах, которые и определяют различия и сходства. Есть и еще одна закономерность: отцы и дети, проживающие вместе, в одной семье, чаще говорят о сходстве взглядов и отношений к людям, чем дети, чьи отцы живут отдельно от них (т. е. разведены с их матерью, живут отдельно или имеют другую семью). Кроме того, имеет значение также степень вовлеченности отца в непосредственное воспитание детей, в регулярное (если не получается ежедневного) общение с ними. Четко прослеживается зависимость: чем выраженное участие отца - тем больше точек соприкосновения между ним и ребенком. При этом гораздо чаще, чем мать, отец предоставляет детям возможность выбора - как взглядов, так и линии поведения, на это указывали многие респонденты.

Респондентам задавался также вопрос о соотношении знаний и профессии отцов и детей. Выяснилось, что совпадений немного, при том, что выбор профессии живо обсуждался и отец принимал в нем (в большинстве случаев) живейшее (но не подавляющее) участие. Вероятно, нынешние дети делали выбор, исходя из сегодняшних представлений о престижности профессий (что уже далеко не всегда соответствует ситуации на рынке труда). Среди их отцов, к примеру, немало инженеров, чего не скажешь о детях.

На просьбу описать идеального отца большинство респондентов ответили, что их отец - самый лучший для них в любом случае, даже если он не идеален. Впрочем, нашлись и такие, кто прямо так и писал: «Идеальный отец - это мой отец». Среди качеств идеального отца оказались: ответственность, отзывчивость, мудрость, ум, неравнодушие к своему ребенку. Заинтересованность в жизни сына или дочери - вот то главное, чего не хватает детям слишком занятых или просто недостаточно активных отцов: «Идеальный отец - отец интересующийся. Наверное, это самое важное, на мой взгляд. Единственное, чего мне не хватает - это папиной заинтересованности» (девушка, 20 лет). Несколько молодых людей указало, что идеальных людей, на их взгляд, не бывает.

Увы, повседневной реальностью нынче стали разводы, в том числе и в семьях, где есть дети. Дети, скорее всего, редко осведомлены о причинах и подробностях развода, вряд ли знают, кто был его инициатором. Но поскольку дети в нашей стране практически всегда остаются с матерью, они воспринимают это грустное событие как уход отца из семьи. Послеразводное общение ребенка с отцом обычно резко сокращается, иногда прекращается вовсе. Но даже если отец присутствует в жизни ребенка и дальше, активно участвует в его воспитании и у них сохраняются теплые отношения, обида на отца все равно остается: «На мой взгляд, идеальный отец отличается от моего только тем, что не уходит из семьи и сохраняет любовь к своей жене» (девушка, 20 лет, родители разошлись, когда ей было 17 лет; продолжает активно взаимодействовать с папой).

Отсутствующих отцов детям могут и «заменяют» дедушки, отчимы и другие представители мужского пола. Причем замена эта предстает как в форме материальной поддержки, так и эмоциональной, что с точки зрения ребенка гораздо важнее. Вот высказывание о дедушке: «В моей семье роль отца выполняет отчасти дедушка. Он - второй бабушкин муж, то есть не родной мой дедушка. Несмотря на это, он сыграл большую роль в моем начальном воспитании и образовании... Не имея много времени на общение со мной (так как был военным и много работал), он все же сильно влиял на меня и общение с ним всегда производило на меня неизгладимое впечатле-

ние... Можно с уверенностью сказать, что лучшие черты моего характера сформировались благодаря ему, опираясь на его ценности, я живу до сих пор» (девушка, 17 лет, родители разошлись, когда ей было 4 года, и больше в жизни девочки отец не фигурировал). А вот что пишет об отчиме молодой человек 19 лет: «Да, по бумагам он мне не отец, но бумаги для нас ничего не значат, куда важнее наша дружба и любовь: он любит меня как родного сына, а я -как самого родного отца» (юноша, 19 лет).

Отчим или дед в целом делают для ребенка то же, что и родной отец. Но если родной отец присутствует в жизни ребенка, то он не «вытесняется» отчимом, каждый из мужчин занимает определенную нишу.

Итак, какие функции выполняют отцы в семьях и какую роль они играют в воспитании ребенка?

1. Эмоциональная поддержка и защита в разных ситуациях, и это самое главное, с точки зрения детей: «Для меня особенно важным было участие отца в минуты, когда мне требовалась эмоциональная поддержка. Например, в 8 классе, когда я собиралась переходить из собственной школы в лицей, где обучение считалось лучше» (девушка, 20 лет). Отец обычно поддерживает ребенка в сложный момент его жизни: «В детстве почему-то для меня было очень важным присутствие отца при визите к стоматологу, с мамой я чувствовала себя не так уверенно. А в более сознательном возрасте мне очень важно было его присутствие при поступлении в университет» (девушка, 20 лет). Респонденты также указывали, что поддержка отца оказывалась необходимой в спорах или ссорах с матерью или другими людьми.

2. Передача опыта и знаний о жизни, формирование мировоззрения: «Я благодарен отцу за периодические разговоры на кухне, где в клубах дыма от его крепких папирос мной усваивались основные законы жизни... Отчетливо чувствуется желание поделиться накопленными знаниями и опытом» (юноша, 21 год); «Если говорить о мировоззрении, о системе взглядов моего папы, то я переняла большую часть. Мы много беседовали и сейчас беседуем с ним» (девушка, 21 год).

3. Воспитание каких-то определенных человеческих качеств (ответственность, целеустремленность и прочее): «Меня приучали не плакать по пустякам, думать своей головой и всегда находить решение» (девушка, 20 лет). Отец вселяет уверенность в себе: «Он был единственный, кто был уверен во мне, он просто верил в меня, когда я и мама сомневались» (девушка, 19 лет).

4. Помощь в освоении школьных предметов и других наук и занятий: «Всем, что я знаю по физике и иностранным языкам, я обя-

зана только ему» (девушка, 19 лет); «Отец научил меня водить машину» (юноша, 20 лет).

5. Приобщение к спорту: «Благодаря отцу я полюбила игру в шахматы и волейбол» (девушка, 20 лет).

6. Функция «добытчика» - большинство денег в семьях зарабатывают все же отцы.

Таким образом, не подтверждается обывательская точка зрения, что в жизни ребенка мать важнее, и если она есть, то отец вроде бы не обязательная фигура, его отсутствие не скажется на социализации детей. Сами выросшие дети подтверждают, что это глубокое заблуждение. Отец важен всегда, даже если он не живет вместе с ребенком и встречается с ним время от времени. Глубинные исследования показывают все разнообразие вариантов семейной роли и авторитета отца, и изучение этой проблемы необходимо продолжать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.