Научная статья на тему 'Авторитет отца в современной российской семье'

Авторитет отца в современной российской семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
7052
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРИТЕТ ОТЦА / РОЛЬ ОТЦА В СЕМЬЕ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА / ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / AUTHORITY OF FATHER / FATHER'S ROLE IN А FAMILY AND THE CHILD'S SOCIALIZATION / RELATIONS WITHIN А FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шевченко Ирина Олеговна

В статье рассматриваются теоретические аспекты отцовства, авторитета и роли отца в семье, в воспитании ребенка. Представлены также результаты качественного исследования авторитета отца в современной семье. На основе эмпирических данных анализируются внутрисемейные отношения, социальные практики отцовства, роль отца в семье, влияние отца на ребенка, авторитет отца у жены и детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Authority of the father in modern Russian family

The article review theoretical aspects of fatherhood, authority and role of father in а family and child upbringing. There are results of qualitative research of father's authority in modern family described in the article. Analysis of family relations, social practices of fatherhood, the role of father in а family, the influence of father on his child, the authority of father over his wife and children.

Текст научной работы на тему «Авторитет отца в современной российской семье»

И.О. Шевченко

АВТОРИТЕТ ОТЦА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬЕ

В статье рассматриваются теоретические аспекты отцовства, авторитета и роли отца в семье, в воспитании ребенка. Представлены также результаты качественного исследования авторитета отца в современной семье. На основе эмпирических данных анализируются внутрисемейные отношения, социальные практики отцовства, роль отца в семье, влияние отца на ребенка, авторитет отца у жены и детей.

Ключевые слова: авторитет отца, роль отца в семье и социализации ребенка, внутрисемейные отношения.

Теоретические проблемы исследования роли и авторитета отца

Самыми близкими ребенку людьми и важнейшими агентами семейной социализации являются родители. Именно они раньше других знакомят только появившегося на свет человека с миром и на протяжении первых 10-15 лет оказывают наиболее сильное влияние на социализацию индивида. Отец и мать - те две составляющие семейной социализации, представление о ролях и функциях которых ребенок получает с самого детства. И, преломляясь в сознании ребенка, понятия об этих взаимодействиях ложатся в основу его собственных взглядов относительно семейной жизни. Родители же доносят до ребенка большую часть знаний об обществе. Таким образом, авторитет отца и матери лежит в основе представлений ребенка о мире. В связи с принципиальным изменением понимания семьи и брака в ХХ в., изменились и статусы мужчины и

© Шевченко И.О., 2012

женщины в семейной жизни. Это, естественно, привело к трансформации ролей мужчины и женщины в семье, к иному распределению авторитета.

В последние годы не смолкает разговор о кризисе семьи, а некоторые ученые даже говорят о ее деградации. К концу ХХ в. заговорили и о кризисе отцовства. Именно с ролью отца связан один из самых распространенных стереотипов нашего времени, согласно которому отцы отдаляются от семьи, меньшее участие принимают в воспитании детей, чем это было в прошлом. На первый взгляд, все очевидно. Женщины, получив равные с мужчинами права, работают наравне с сильным полом. Они же по-прежнему в большей степени вовлечены в выполнение обязанностей по ведению домашнего хозяйства. Женщины больше времени, чем мужчины, уделяют детям. В случае развода, что стало распространенным явлением в ХХ в., в подавляющем большинстве случаев дети остаются с матерью, и все основные заботы ложатся на ее плечи. Но не все так однозначно, как кажется. Объективное рассмотрение роли отца в социализации детей, его авторитета и влияния, возможно, изменит стереотипный обывательский взгляд на проблему.

Социальная сущность отцовства. Определимся вначале с понятием «отцовство». С юридической точки зрения отцовство - факт происхождения ребенка от данного мужчины; юридически удостоверяется записью в органах ЗАГСа в свидетельстве о рождении. При рождении ребенка от лиц, состоящих в браке между собой, его отцом по заявлению любого из супругов записывается муж матери. Если родители не состояли между собой в браке, отцовство устанавливается на основании поданного ими в органы ЗАГСа совместного заявления1.

В социологии отцовство понимается как «социальный институт, система прав, обязанностей, социальных ожиданий и требований, предъявляемых к мужчине как родителю и коренящихся в нормативной системе культуры, а также структуре и функциях семьи»2. Таким образом, отцовство - это социальный конструкт.

И. Кон делает акцент на необходимости разделять реальные отцовские практики, которые также часто обозначают термином «отцовство», и отцовство как социальный институт. «Реальные отцовские практики, деятельность, связанная с выращиванием и воспитанием детей, значительно более текучи, изменчивы и разнооб-разны»3. И если изучение института отцовства предполагает анализ социокультурных норм, то есть того, что общество ожидает от отца, то анализ отцовских практик - это рассмотрение действий и чувств конкретных отцов. Также И.С. Кон подчеркивает, что отцовство -одна из главных мужских идентичностей, а связанные с ним социально-педагогические практики - важный элемент структуры семьи.

Обосновывая современный подход к анализу семейных отношений, социологи приходит к выводу, что в его основе должен лежать интерес к конфигурациям ролевых взаимодействий. Именно ключевые семейные роли, прежде всего роли отца и матери, мужа и жены, определяют семейные взаимоотношения. Когда речь идет не о браке, а о семье, принято оперировать терминами «отец» и «мать», обозначающими их роли в социализации и обеспечении жизнедеятельности ребенка. Роль отца - это действия мужчины как родителя, вытекающие из его прав и обязанностей в соответствии со статусом отца.

Существует несколько разных подходов к родительству, в том числе отцовству. Одни видят в нем явление биологическое, другие - социокультурное, третьи - биосоциальное. Во-первых, роди-тельство понимают как биологическое явление. Сам человек здесь приравнен к другим представителям животного мира, и с точки зрения различий между их репродуктивным поведением, условиями существования производится анализ различий в родительском поведении. С точки зрения биологического подхода, к примеру переход от полигамии к моногамии, обусловлен специфическими условиями, когда самка в одиночку без помощи самца не может вырастить потомство. В тех животных сообществах, где родительские обязанности выполняет исключительно самка, необходимость в длительном предварительном ухаживании, длительном брачном союзе отпадает. Соответственно, не существует и отцовства. Биологический подход игнорирует специфику родительского поведения, его мотивацию и институционализацию у человека. Этот недостаток пытаются преодолеть ученые в рамках социального подхода, где родительство понимается как продукт длительного и противоречивого исторического развития. Биосоциальный подход представляется более оправданным, он предполагает лишь анализ биологических различий, которые, как предполагается, также могут меняться под влиянием социальных условий4. Таким образом, с одной стороны, нельзя отрицать социальной детерминированности института отцовства, с другой - невозможно полностью отказаться от наличия существенных биологических различий между мужчинами и женщинами. Это, прежде всего, различия психологические, физиологические. Они делают незаменяемыми роли отца и матери, создают между ними существенные различия, которые, несмотря на все усилия феминистов, не могут рассматриваться как равные друг другу.

На первых этапах развития человеческого общества не существовало как таковой институционализации родительства. Уход за детьми и их воспитание были делом общины. Соответственно,

не возникало и особой привязанности между ребенком и его физическими родителями. В античных и средневековых обществах обращение с детьми было весьма суровым. Ребенок был «как бы недочеловек, существо, лишенное разума»5. Совокупность объективно негативных факторов во взаимоотношениях родителей и детей затрудняла формирование устойчивой эмоциональной близости между родителями и детьми. Среди таких факторов особо следует выделить высокую детскую смертность, которая компенсировалась высокой рождаемостью, что делало жизнь отдельного ребенка далеко не такой ценной, как в современных обществах. Такая демографическая ситуация существовала много столетий подряд, и лишь примерно к концу ХХ в. обрела те очертания, которые мы видим сегодня в западном обществе. Высокая смертность благодаря достижениям медицины упала, что в том числе привело и к изменению норм рождаемости. Это также связано с достижениями медицины, которые позволили человеку вмешиваться в репродуктивный цикл. Другим фактором, препятствующим формированию крепкой эмоциональной связи между родителями и детьми, был институт воспитательства, обычай воспитания детей вне родительской семьи. Ребенок, с детства выросший в чужой семье, был психологически гораздо ближе к ней, чем к собственным родителям. Когда же в XV-XVI вв. внимание к детям заметно возросло, то это выразилось в усилении требовательности и строгости в отношении к детям, но никак не снисходительности и любви. В этот период стали много говорить об обязанностях детей перед родителями, в основном перед отцом, но не об обязанностях родителей перед детьми. ХХ век внес существенные коррективы в общественное сознание в отношении родительства. Этому способствовали социально-политическая эмансипация женщин и их вовлечение в общественно-производственную деятельность. Эти факторы сделали для многих женщин их семейные роли не столь значимыми, как это было ранее, соответственно, должна была увеличиться значимость семейной роли отца.

В традиционных семьях отцовский авторитет - своего рода продолжение «вертикали власти, на вершине которой стоит Небесный Отец, а каждая вышестоящая власть выступает как символический отец нижестоящей, которую он порождает, содержит, контролирует, дисциплинирует и наставляет на путь истинный»6, пишет И.С. Кон. Авторитет отца в патриархальной семье держался в большей степени социальным положением главы семьи, нежели личными качествами конкретного мужчины. Была характерна отстраненность отца от детей и семьи. Он нечасто общался с детьми, не проявлял к ним особой теплоты, не был излишне откровенен, редко находился дома.

Все это «не только следствие его внесемейных обязанностей, но и средство создания социальной дистанции между ним и детьми ради поддержания отцовской власти»7. Но хотя отец в традиционной семье принимал небольшое участие в уходе за ребенком, он проводил много времени с ним, обучая трудовой деятельности.

Таким образом, в традиционной семье роль отца можно представить в следующих ипостасях: 1) персонификация власти; 2) прародитель, источник жизни; 3) кормилец; 4) дисциплинатор; 5) пример для подражания; 6) непосредственный наставник в общественно-трудовой деятельности8. В зависимости от особенностей того или иного общества соотношение этих функций могло быть разным. Непосредственный уход за детьми в этом перечне отсутствует. Основа отцовства в традиционных семьях другая - инструментальная эффективность, то есть функции добытчика.

В ХХ в. в связи с такими тенденциями, как распространение женского равноправия, вовлечение женщин в профессиональную работу, разобщенность труда и быта, институт отцовства заметно меняется. Современные женщины имеют практически равную с мужчинами возможность для реализации во внесемей-ной деятельности. Мужчины в этой ситуации теряют чувство ответственности за содержание семьи, так как женщины часто не хуже своих мужей справляются с этой обязанностью. В связи с урбанизацией, работой отца вне дома дети практически полностью лишились контакта с родителем в трудовой деятельности. В результате во второй половине ХХ в. сложился один из самых распространенных стереотипов общественного сознания - мысль о слабости и неадекватности современных отцов. Но этот стереотип требует тщательного анализа, так как в нем ярко выражена идеализация традиционной семьи и налицо занижение вклада современных отцов в воспитание детей. Тем не менее необходимо отметить ряд факторов, которые ослабляют институт отцовства в наше время.

1. В архаических обществах высокая плодовитость была одним из символов «мужской силы». Удачливые мужчины имели много жен и много детей. Более того, в некоторых обществах до вступления в брак, а в каких-то культурах и до появления детей, мужчина не считался полноправным членом общества. В наше время сила и статус мужчины оценивается по другим признакам, главным образом по успеху в трудовой деятельности, а также по сексуальной активности как таковой.

2. Важным признаком мужской силы в традиционных обществах была социальная успешность, выражающаяся в том числе и в выполнении важнейшей из обязанностей мужчин - «кормить детей

и женщин»9, пишет М. Мид. Сегодня женщины потеснили мужчин и не менее успешно справляются с функциями «кормильца».

3. Рост числа разводов и внебрачных рождений.

4. Снижение способности (в связи с проблемами мужского здоровья) и мотивации к деторождению.

5. Потеря экономической выгоды отцовства и родительства в целом.

6. Неуверенность мужчин в том, что дети, рожденные в семье, биологически их дети.

7. Легитимация социального статуса холостяка10.

Интерпретация этих явлений может быть разной. Одни полагают, что налицо историческая тенденция ослабления отцовского начала, грозящая серьезными социальными сдвигами. Другие, напротив, считают, что отцы никогда не играли важной роли в воспитании детей и сегодняшняя ситуация мало чем отличается от того, что было ранее.

На основании ряда исследований социологами были выделены следующие тенденции отцовства в наше время: рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье; незначительность и бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими; педагогическая некомпетентность, неумелость отцов; незаинтересованность и неспособность отцов осуществлять воспитательные функции, особенно уход за маленькими детьми11.

При этом в последнее время все чаще стали говорить о формировании такого феномена, как «новое отцовство». Оно связано с иным распределением семейных ролей, которое сформировалось в связи с увеличением внесемейной занятости женщин. Мужчины стали принимать больше участия в воспитании детей, начали подключаться к уходу за детьми, даже за новорожденными. «Новое отцовство» - это прогрессивная тенденция, отвечающая требованиям времени. Но из-за того что содержание отцовских ролей определены культурой не так четко, как содержание роли материнской, многое зависит от каждого мужчины конкретно и от тех социальных условий, в которых протекает его жизнь, от того, какой пример отцовского воспитания получил он сам.

«Отсутствующий отец». Этот термин появился в ХХ в. Сначала он означал отсутствие отца дома в связи с выполнением функции кормильца, а в дальнейшем так стали называть отцов, которые в результате развода сохранили лишь случайные контакты со своими детьми или вообще потеряли с ними связь. В защиту отцов нужно сказать, что две трети разводов происходят сегодня по инициативе женщин12. Так что не вполне правомерно рост безотцовщины ставить в вину только мужчинам.

Безотцовщина, без сомнения, - проблема нашего времени. Однако она не исчерпывается лишь высоким уровнем разводимости. В книге «Америка без отцов» Д. Бланкенхорн утверждает, что общества с высоким уровнем разводов сталкиваются не только с безотцовщиной, но и с эрозией самой идеи отцовства. Это приводит к губительным социальным последствиям, поскольку многие дети растут, не имея рядом с собой авторитетной личности, к которой они могли бы в случае нужды обратиться за помощью. Д. Бланкен-хорн утверждает, что отцовство и брак во всех обществах являлись «средством целенаправленного устремления сексуальной и агрессивной энергии мужчин. В противном случае такие виды энергии чаще всего направлялись в преступность и насилие»13. Выросшие без отца дети, сами создав семью, не будут иметь четкого представления о поведении мужчины в семейной жизни, их представления будут односторонни и искажены в связи с перевесом женского влияния.

Но, несмотря на то что отсутствие отца в семье - серьезная проблема для полноценной социализации индивида, нужно заметить, что не всегда физическое присутствие отца означает его участие в воспитании ребенка. Некоторые отцы либо практически не участвуют в развитии ребенка, либо действует искаженно. «В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей: строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждения отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями»14.

При анализе проблемы безотцовщины позиции специалистов разделились. Одни полагают, что даже «невидимый», некомпетентный и часто невнимательный родитель для ребенка лучше, чем его отсутствие. Такая позиция подкреплена тем, что дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы, они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них ниже успеваемость, заниженная самооценка, им труднее дается усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, они чаще других гипертрофируют свою маскулинность, проявляя агрессивность, грубость, драчливость. Другие ученые полагают, что влияние отца-алкоголика, отца, применяющего физическую силу по отношению к жене и детям, отца-преступника для ребенка еще хуже, чем его отсутствие. С этой точки зрения ключевой вопрос не в том, есть ли отец, а в том, насколько он участвует в семейной жизни и воспитании детей.

Вклад отца в социализацию ребенка. По мнению Э. Фромма, отцовская любовь в отличие от материнской - любовь «требователь-

ная», любовь, которую ребенок должен заслужить. Чтобы заслужить любовь отца, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении достижений и способностей. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля, является носителем требований, дисциплины и санкций.

Согласно позиции А. Адлера, роль отца в воспитании заключается в поощрении активности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец является источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, социального интереса, профессиональной ориентации. По мнению А. Адлера, «идеальный отец - это тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие наряду с женой в их воспитании»15. Две основные ошибки отцов, по мнению ученого - эмоциональная холодность и излишняя авторитарность.

Отцовские чувства не являются врожденными, а формируются на протяжении первых лет жизни ребенка. Есть даже утверждение, что пока отцовские чувства не проснулись, лучшее, что может сделать мужчина, - это любить мать своих детей. Даже если отец участвует в воспитании ребенка с первых дней его жизни, роли отца и матери все же несколько разнятся. «Мужчины - не очень хорошие мате-ри»16 - эта фраза подразумевает, что невозможно ждать от отца того же, чего мы ожидаем от матери. Ученые замечают, что роль отца в детские годы главным образом сводится к активным играм, направленным на физическое развитие ребенка. Даже в грудном возрасте ребенка отцы только подбрасывают его катают на коленях, играют с ручками и ножками малыша. Матери же, напротив, пеленают, купают и кормят. Игра матери является естественным продолжением материнской ласки и дарит ребенку чувство безопасности и тепла. Игры с отцом, напротив, «помогают развитию моторики ребенка, освоению окружающего пространства, собственного тела, что является важным условием интеллектуального развития ребенка»17. Мать помогает ребенку научиться взаимодействовать внутри семьи, отец - с внешним миром. Если от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, то от отца - мужество, силу воли, умение бороться и побеждать18.

Помимо игрового взаимодействия отец играет важную роль в формировании у ребенка моральных норм. Через собственное поведение, личным примером, выражающим определенное отношение к событиям, поступкам, отцы предоставляют детям модели поведения. Тем самым родители демонстрируют и передают детям

собственную систему норм и ценностей. Родители, особенно отец, дисциплинируя детей, создавая для них определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие, транслируют ребенку систему общественных ценностей. Наиболее важным фактором усвоения моральных норм и социальных ролей является идентификация. И отец в этом случае особенно необходим мальчику. В мальчиках через идентификацию появляется чувство ответственности и самостоятельности.

Также отец оказывает влияние на развитие личностных характеристик ребенка. Ученые доказали, что «у отцов, занимавшихся с детьми не меньше двух раз в неделю, дети становились наиболее чуткими взрослыми»19. Отечественный исследователь Е.П. Ильин утверждает, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью «образа Я» в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Дети, отцы которых принимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в социальном плане.

Влияние отца на гендерную идентичность. Отцы оказывают существенное влияние на гендерную (полоролевую) идентичность детей. Роль отца в усвоении ребенком гендерной роли может быть даже более значимой, чем роль матери. Если отношения отца и сына отличаются теплотой и доверием, то забота отца, желание быть таким же «мужественным», как отец, значительно усиливает позитивное восприятие, усвоение мужского поведения и формирование адекватной полоролевой идентичности. Значение личности отца при воспитании сына прежде всего в том, что для ребенка он представляет эталон мужчины. «Образцы поведения отца, копируемые ребенком, формируют нравственный облик, способы поведения мальчика. От отца он перенимает мужественные черты, учится мужскому достоинству, рыцарству. Взаимоотношения девочки с отцом оказывают влияние на ее дальнейшие гетеросексуальные контакты, являясь прототипом этих взаимоотношений»20.

Здесь стоит несколько подробнее остановиться на различии роли отца в социализации мальчиков и девочек. Принято считать, что особое значение присутствие отца имеет для мальчиков. Это связано с тем, что в контактах с отцом у мальчика созревают истинно мужские черты: потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, внутренняя энергия и душевная сила. Отец, формируя эти качества в ребенке, помогает ему совершить переход от младенца на маминых руках к мальчику, а потом к юно-ше21. Но не стоит недооценивать значение отца в формировании личности девочки. Задача отца здесь сильно отличается от той, что стоит перед отцом мальчика, но от этого она не становится менее

важной. Влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Для девочки важно, чтобы отец как мужчина одобрил ее как достойную представительницу женского пола, выразил даже восхищение ее действиями, внешностью. Благодаря этому у девочки происходит формирование позитивной самооценки. Также ежедневные отношения отца с дочерью учат ее понимать мужскую психологию, знакомят с нормами мужского поведения, что впоследствии упрощает ее общение с противоположным полом.

Важным аспектом поведения отца являются его отношения с собственным отцом. Какой пример отцовского поведения тот продемонстрировал, такая модель отцовства напрямую будет транслироваться его сыном. Здесь становится актуальной и история его отношений с матерью. Насколько эти отношения были полны заботой, доверием, насколько позитивный многомерный образ женщины и матери сложился у мужчины. Мужчины (как и женщины) своим поведением в семье, выполнением родительских обязанностей часто (но не всегда) транслируют и ту модель поведения, которую они видели в своей семье.

Вовлеченность, доступность и ответственность отца. И.С. Кон выделяет три аспекта рассмотрения роли отца: вовлеченность, доступность и ответственность. Анализируя вовлеченность, исследователи отмечают, что отцы, у которых установился хороший эмоциональный контакт с ребенком еще в грудном возрасте, оказываются более внимательными отцами и в дальнейшем. Дети таких отцов имеют более «высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми»22. Такие отцы в целом имеют лучшие отношения со своими детьми, чем те, кто принимал небольшое участие в жизни только родившегося ребенка. Если у отца не сформировались устойчивые отношения с ребенком в грудном возрасте, дальнейшим результатом такой отстраненности может стать восприятие отца лишь источником материального обеспечения.

Что касается доступности отца, то она предполагает, к примеру, возможность ребенка спросить о непонятных явлениях, получить объяснение своего нового субъективного опыта, получить похвалу за успешное действие. Доступность определяется и через время, которое ребенок проводит с отцом, и через доступность для ребенка других форм взаимодействия с ним.

Ответственность отца представляет собой ответственность за обеспечение семьи, то есть роль кормильца, ответственность за принятие решений, то есть роль главы семьи.

Роль главы семьи связана «с принятием социальной ответственности за действия группы: доминирующий член группы отвечает за

успешность выполнения общей задачи и, кроме того, несет ответственность за сохранение нормальных отношений между членами группы»23. По мнению американского антрополога М. Мид, ответственность за семью несет мужчина, и когда мужчина по каким бы то ни было причинам не выполняет этой своей роли, семья рушится. Если мужчина несет ответственность за себя и за семью, ее настоящее и будущее, семью можно считать нормальной. Если мужчина добровольно либо по внешним обстоятельствам теряет груз ответственности, возникают различные варианты аномальной семьи.

Таким образом, можно выделить следующие функции отца:

1) отец помогает осознать ребенку его пол;

2) отец для ребенка является символом мужественности, образцом мужского поведения;

3) отец является образцом порядка и дисциплины;

4) отец - наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике; он способствует ориентировке на будущую профессию и создает социально полезные цели и идеалы;

5) отец проводит малыша по пути к человеческому обществу, то есть дает понятие о социальных нормах и правилах;

6) отец формирует у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению;

7) отец меньше, чем мать, опекает ребенка, тем самым поощряя проявление самостоятельности;

8) отец формирует в ребенке необходимое чувство защищенности;

9) отец является источником уверенности и авторитета24.

Стоит обратить внимание на еще один важный аспект оценки

роли отца в воспитании ребенка. Молодые отцы и отцы средних лет, как правило, по-разному реагируют на рождение ребенка. Главная психологическая трудность незрелых отцов - в неумении почувствовать радость от общения с ребенком. Молодым отцам ребенок часто кажется помехой в их общении с женой, отцовские обязанности кажутся им слишком тягостными и неинтересными.

Отцы поздних детей, напротив, придерживаются любящего, принимающего стиля воспитания, ориентированного на ребенка. Зрелые отцы испытывают потребность в том, чтобы передать ребенку свой опыт, сделать ребенка своим наследником и воспитанником, передать в будущее то лучшее, чем владеют сами. Они испытывают потребность защищать, принимать ответственность. Отцы поздних лет наиболее эффективны во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста.

Тенденции развития отцовства в России. В основном российские мужчины сохраняют традиционный стиль отцовства. Они считают уход за маленькими детьми делом матери, оставляя за собой

функцию обеспечения семьи. В нашей стране больше, чем в других странах, жестки установки относительно успешности мужчин, связанной с внесемейными достижениями. В результате любые социальные неудачи, вроде потери работы, снижают семейный статус мужчины, отрицательно влияют на его самооценку. Для российской культуры, что отмечает И.С. Кон, нехарактерно внешнее проявление любви и нежности отца к ребенку. Многие российские отцы видят свою роль лишь в материальной поддержке ребенка, тогда как, по мнению психологов, внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, совместный досуг - это то, в чем ребенок нуждается гораздо больше.

Еще одна особенность, отмечаемая многими авторами, - авторитарный стиль воспитания российских отцов, характерной чертой которого является стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Тот факт, что отцы сводят воспитание к запретам, наказаниям, замечаниям, ведет к тому, что ребенок воспринимает отца как человека, видящего в нем одни недостатки, всегда ожидает от него негативной оценки. И в дальнейшем такие ожидания могут транслироваться и во взаимодействии с другими людьми, вызывая у ребенка неуверенность в себе.

Наше государство декларировало равноправие обоих родителей по отношению к ребенку. В реальности же нынешнее законодательство и практика отчуждают отца от семьи25. Система льгот в связи с рождением ребенка, отпуск по уходу за ребенком предоставляются преимущественно матерям. В России ситуация отягощена также социально-экономическим кризисом, следствием которого является невозможность для многих отцов достойно содержать семью, что крайне негативно отражается на самоидентификации и оценке статуса российских отцов. Среди глобальных демографических проблем выделяются физические потери мужского населения в связи с войнами, мужской сверхсмертностью в 1990-е и 2000-е годы. Последняя проблема - объективная и важная причина безотцовщины в современной России.

Роль отца предполагает выполнение определенных обязанностей, влекущих за собой, соответственно, права отца: это право принимать решения за ребенка, право требовать от ребенка послушания, право наказывать ребенка, право его направлять, участвовать в жизни ребенка; обязанности отца - обеспечить ребенка всем необходимым для его жизни и нормального развития согласно возрасту, социализация ребенка, ответственность за усвоение ребенком ген-дерных ролей, моделей семейного поведения.

Также немаловажен фактор социального преимущества отцовства, того, что мужчине дает отцовство, то, как это влияет на его

социальный статус. Стоит заметить, что ситуацию в сегодняшней семье можно назвать переходной. Ценности патриархальной семьи теряют значение, новые ценности формируются с трудом. Социальная роль отца претерпевает соответствующие изменения. Возможно, отсутствие ясности в этой стороне родительства связано с тем, что стиль отцовства в современном обществе существенно зависит от личности конкретного отца.

Авторитет и роль отца в современной российской семье

Согласно общему определению, авторитет (нем. Autorität, лат. auctoritas - власть, влияние) есть значение чего-либо (в данном случае отца) и основанная на значении или с ним соединенная власть. Авторитет в узком смысле - влияние, возбуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной властью или выдающейся и признанной мудростью, знанием, добродетелью. Это влияние индивида, основанное на занимаемом им положении и статусе. Говорят также о вере в авторитет, которая бывает основана на доверии к мнению или знанию другого лица.

В отличие от принуждения, базирующегося на реальном или символическом насилии, влияние авторитета основано на добровольном подчинении. Обязательным условием является легитимность источника авторитета. В соответствии с концепцией М. Вебе-ра, авторитет может освящаться тремя источниками: традицией, рационально обоснованной законностью, аффективной законностью, основанной на харизме лидера. Таким образом, если применить все это к отцу, его авторитет может быть основан на самом статусе отца, чего явно недостаточно для современных детей и жены. Авторитет патриархального отца в значительной степени держался на традиции, современным отцам недостаточно и этого. Чтобы обладать авторитетом в современной семье, отцу нужно гораздо больше, и в этом смысле нынешним отцам приходится гораздо труднее.

С целью рассмотреть проблему авторитета и роли отца в современной российской семье весной-осенью 2010 г. автором было проведено качественное исследование26. Оно носило разведывательный характер. Было опрошено 20 респондентов, мужчин и женщин (семейные пары). Удалось опросить и некоторых детей. Респонденты опрашивались отдельно и не слышали ответов друг друга. Такая методика способствует большей откровенности и обеспечивает «двухсторонний» взгляд на проблему.

При составлении выборки учитывались следующие параметры: семьи с детьми (дошкольники, младшие школьники, подростки и взрослые); родители с высшим и без высшего образования; в равной

пропорции - первый брак у обоих супругов и второй у одного или обоих. Таким образом, среди респондентов были выделены следующие группы: первый брак, совместные дети; второй брак у него и/ или у нее, совместные дети, дети от первых браков.

В основу проведенного исследования легли следующие основные идеи. Основная изучавшаяся переменная - это собственно авторитет отца в семье. Переменные, взаимосвязь между которыми планировалось установить: степень активности отца в воспитании детей (по самооценке и оценке жены), соответственно вовлеченность и доступность отца; степень поддержки женой авторитета отца (по самооценке и оценке жены) и влияние этой переменной на авторитет; кто признается главой семьи (по самооценке и оценке жены); роль отца в семье (по самооценке и оценке жены), в том числе ответственность; ориентированность отца на семью/ на работу/на друзей (по самооценке и оценке жены); отношения с собственным отцом (по самооценке). Поскольку исследование качественное, по крайней мере на данном этапе, о числовых связях речи не идет.

Первая группа вопросов относилась к повседневной жизни семьи.

Выяснилось следующее. Обычно ежедневную жизнь детей контролирует мама. Отцы либо звонят днем, либо узнают о событиях детской жизни вечером. Но вовлеченные отцы практически всегда в курсе детских событий. В выходные дни вовлеченные отцы стремятся взять на себя часть забот по дому (делают покупки, особенно крупные, помогают по дому) и занимаются детьми (гуляют, возят и водят на всяческие занятия). «Отсутствующие» отцы заняты преимущественно собой. Хотя даже самые эгоистичные из них способны откликаться на просьбы жены и детей. К примеру, один папа «вдруг» начал заниматься с дочкой математикой, когда выяснилось, что девочка не справляется и жена не в состоянии ей помочь.

Большинство семей предпочитают отдыхать вместе. В первую очередь это относится к активным отцам, которые хотят проводить больше времени с детьми и женой хотя бы в отпуске, так как обычно многие «пропадают» на работе. В случаях, когда у папы сохраняется (сохранялся) контакт с ребенком (с детьми) от первого брака, на отдых берутся и они тоже. Вместе с тем отмечаются практики, когда муж отправляет жену с детьми на дачу или отдыхать на все лето отдельно от себя. Это относится к отцам, формально относящимся к своим обязанностям.

Семейные праздники в российских семьях - это традиция, которой придерживаются все и всегда. Отмечаются дни рождения как взрослых, так и детей, приглашаются родные и друзья. На детские праздники зовутся и родственники, и друзья детей. Впрочем, нет

правил без исключения: встречаются семьи, где практически не поддерживается контакт с родственниками. Обычно это связано с нежеланием старших родственников (бабушек и дедушек) хоть как-то помогать детям и внукам. В общем-то, это не является правилом в России: скорее, наоборот, именно у нас старшее поколение склонно поддерживать младшее и морально, и материально, и тратить на детей и внуков свое время. Такие отношения называют реципрокны-ми, они взаимно выгодны обеим сторонам: старшие чувствуют свою востребованность, младшим легче растить детей. Так что для нас было удивительным обнаружить в Москве достаточно много семейных групп, где бабушки и дедушки (если они есть) совсем не рвутся помогать детям и проводить время с внуками, хотя бы изредка.

В семьях, где папа активно участвует в жизни детей, даже если только по вечерам и по выходным, ссор из-за недостаточного отцовского внимания к детям почти нет. А вот если отец занят преимущественно своими делами, то возникают проблемы как в отношениях с женой, так и с детьми. Жены выбирают в таких случаях разные стратегии поведения: кто-то ссорится, пытаясь привлечь таким образом внимание мужа, и ситуация часто разрешается разводом. Кто-то молча терпит - это чаще всего неработающие жены, и в таком случае раздражение и обида накапливаются. Но деваться таким женам просто некуда: муж полностью содержит и супругу, и детей, жена не работает давно и потеряла профессиональную квалификацию. Но на таких отцов обижаются и дети. Одна девочка сказала: «Как я завидую детям, у которых папа во всем участвует».

Интересно, что мужья и жены сходно оценивают степень участия отцов в выполнении их обязанностей по отношению к детям. При этом в семьях, где отцы проявляют активность, жены оценивают мужей даже выше, чем сами папы. Общая закономерность такова: мамы отслеживают повседневные дела, а отцы чаще участвуют в решении «глобальных» проблем, при этом занимаясь с ребенком и обыденными делами по мере возможности.

Следующая группа вопросов касалась собственно отцовства -отцовских чувств и отцовских практик.

Большинство отцов радуются появлению детей, за исключением следующих случаев:

1) когда отец был против рождения ребенка, но жена решила по-своему («ребенок появился не вовремя», «я еще не созрел для отцовства», «опасался, что ребенок помешает делать карьеру», «мы материально не были готовы к появлению ребенка»);

2) когда рождение ребенка стало сюрпризом для отца; бывают и такие случаи, ребенок рождается вне брака, и мужчина узнает об этом событии, когда оно состоялось.

Но, как сказал один респондент: «Я радовался появлению первого ребенка, потому что так было положено. Но действительно понял, что такое ребенок, и действительно стал радоваться, что он у нас есть, когда дочке было года три. Со вторым ребенком это случилось, когда ей было полгода. И только с третьим радость появилась сразу» (мужчина, 30 лет, трое детей; интервью 4, архив автора). Такая эволюция происходит со многими отцами. Можно отследить некоторые закономерности: чем моложе отец, когда у него появляется ребенок, тем сложнее ему осознать этот факт, принять его и прочувствовать. Даже мужчины, осознающие свою возросшую ответственность, далеко не сразу ощущают радость. Гордость - «да, вот я отец», присутствует почти у всех и изначально.

Часть отцов испытывает нечто вроде растерянности: «И что теперь я должен делать? Как себя вести?» В первую очередь это относится к молодым и неопытным отцам. Эта растерянность быстро проходит, если отцу приходится активно ухаживать за ребенком, взаимодействовать с ним. Если же отца к ребенку не пускают, то растерянность может закрепиться надолго. Данные психологов, что отцовские чувства просыпаются в процессе общения с малышом, подтверждают многие респонденты.

Степень помощи жене после рождения ребенка зависит от нескольких моментов:

1) изначального желания стать отцом;

2) осознания своей ответственности («Ведь ребенок общий, а не только жены»);

3) понимания жены и прочих родственников, особенно женщин, что мужчина вполне в состоянии справиться с маленьким; часто женщины «задвигают» отца, не подпускают его к ребенку («Не мужское это дело»). Общение с ребенком и уход за ним приносят пользу и папе, и малышу: папа обычно проникается отцовскими чувствами, а малыш запоминает папины руки, да и папу целиком. Опять же, по данным психологов, если папа в раннем детстве общался с сыном или дочкой, они в дальнейшим ощущают себя более близкими. Высказывания наших респондентов это подтверждают.

На вопрос «Что должен отец дать своему ребенку?» отцы отвечали по-разному.

1. Отец должен дать ребенку чувство опоры, чувство защищенности: «Я всегда ему помогу. Он может на меня рассчитывать» (мужчина, 60 лет, двое детей; интервью 2, архив автора). Для дочки, помимо этого, по мнению большинства респондентов, отец должен обеспечить чувство того, что она, безусловно, любима.

2. Отец должен сориентировать ребенка в жизни. Это относится как к поведению в обществе, нравственным нормам, так и профессио-

нальному самоопределению: «Я должен дать им возможность все попробовать, чтобы они поняли, что их действительно интересует в жизни. Потому что добиться успеха можно только в той области, которой действительно интересно заниматься» (мужчина, 30 лет, трое детей; интервью 4, архив автора).

3. И для дочки, и для сына отец - образец мужского поведения, для сына как пример для подражания, для дочери - для сравнения.

4. Отец является дисциплинатором детей, к нему обращаются, когда нужно оказать серьезное воздействие на ребенка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обыденные, ежедневные решения в жизни ребенка обычно принимает мать, поскольку именно она чаще всего постоянно контролирует детей. Если же речь идет о более серьезных вещах, то проблема обсуждается совместно, возможно, с участием ребенка, и только тогда выносится решение.

5. Обычно в семьях, где отец не отстраняется от участия в жизни детей, все события доводятся до сведения отца, к примеру, вечером, после работы. Некоторые папы звонят домой днем, чтобы узнать, как обстоят дела. Информация может скрываться от отца в случаях, когда ребенок что-то «натворил», например получил плохую оценку: «Недавно Полина принесла двойку по математике - забыла решить задачку. Попросила: «Не говори папе, пока я не исправлю". И только когда в дневнике появилась пятерка, мы сообщили отцу» (мужчина, 30 лет, трое детей; интервью 4, архив автора). Мелкие события личной жизни тоже могут обсуждаться с мамой, но не всегда, иногда доверенным лицом ребенка становится отец.

Большинство отцов не стесняется отцовских чувств, но проявляет их по-разному относительно дочери или сына. Если это дочка -ее часто «заласкивают», при этом вполне осознанно. С сыном все по-другому: проявления нежности считаются излишними, обычно одобрение ограничивается словесной похвалой.

К отцам, активно участвующим в жизни детей, те могут обратиться по любому поводу. Но ежедневные дела обычно обсуждаются с мамой. На долю папы достаются вопросы, связанные с учебой, с жизненными ситуациями. У отца спрашивают совета, обсуждают научные и социальные проблемы. Забегавшаяся мама не всегда способна спокойно и неторопливо поговорить с ребенком, и у нее в голове список несделанных дел. Зато папа, если уж общается, то полностью сосредоточен на сыне или дочке, что весьма ценится детьми. В варианте «отстраненного» отца дети по всем вопросам склонны обращаться к матери. Но жизненно важные дела все равно решаются с участием отца.

Про серьезные проступки детей папа иногда узнает не сразу.

К наказаниям прибегают все отцы. Это может быть лишение чего-то такого, что очень нравится ребенку: просмотра фильма, игры на компьютере, прогулки и т. п. Один респондент старшего возраста признался, что в детстве за серьезный проступок выпорол сына ремнем (тот запомнил на всю жизнь). Другой сказал, что детей не бил, но «уши надирал». Иногда отцы ограничиваются вербальными внушениями, и этого оказывается достаточно. Как указывают респонденты, обычно отцовское наказание воспринимается серьезнее, чем наказание, исходящее от матери.

Большинство респондентов сказали, что отказались бы от работы в другом городе, если бы возможности для переезда жены и ребенка (детей) не было. У некоторых респондентов были такие предложения, связанные с перспективной и весьма высоко оплачиваемой работой, но они отказались. Часть респондентов указывала, что они специально меняли работу, дорога до которой занимала много времени, чтобы проводить больше времени с семьей, когда родились дети.

Рассказывают ли отцы ребенку о своей работе, зависит от возраста последнего. Но современные дети далеко не всегда идут по стопам родителей и вообще слушаются их советов.

Любопытными были ответы на вопрос о вкладе отца в воспитание ребенка. Выяснилось, что вклад отца был ведущим в следующих случаях: в интеллектуальное развитие (1-е место), в развитие личных качеств (2-е место), в душевное спокойствие (3-е место). В случаях, когда мама не работала, отмечался, естественно, и вклад отца в материальное обеспечение семьи и ребенка.

На вопрос «Если бы сегодня Вам дали возможность вернуть назад то время, когда Ваш ребенок родился, что бы Вы изменили?» получен слегка неожиданный ответ: большинство респондентов ничего менять не хотят. Единственное, что отмечали некоторые респонденты: совместное (обычно поначалу) проживание с родительской семьей было ошибкой.

Если респонденты были достаточно молоды, то они не исключали рождения следующего ребенка (даже четвертого по счету). Естественно, респонденты, у кого были взрослые дети (и даже внуки имелись), уже не задумывались о пополнении семейства.

Затем отцов и матерей спрашивали об авторитете отца в семье, хотя предыдущие вопросы, конечно, затрагивали косвенно эту проблему.

Роль отца в семье - один из самых интересных вопросов. Если обобщить и классифицировать ответы респондентов, то в первую очередь отец - «добытчик»: именно он зарабатывает основные средства к существованию, особенно в современной России, и,

конечно, если жена является домохозяйкой. В советское время большинство (у наших респондентов - все женщины) мам работало, такова была установка общества. Но и в этих случаях основную долю в семейном бюджете занимал заработок мужчины.

Второе место по значимости занял ответ (учитывались мнения и женщин, и мужчин): папа в доме - главный авторитет. Причем сами мужчины говорили об этом меньше, скорее это подчеркивали их жены и, главное, дети. Даже если папа «пропадает» на работе, к его авторитету апеллируют, он выступает в качестве дисциплинатора, на его мнение ссылаются при проведении в жизнь каких-то решений.

Именно отец берет на себя функцию донести до ребенка основные социальные нормы, помочь в выборе жизненного пути, то есть играет роль агента социализации. Наконец, совершенно незаменим отец в качестве точки опоры для ребенка, респонденты говорили -«стены», то есть выполняет роль защитника.

Очень заметна в современных семьях тенденция к эгалитарной семье: большинство решений принимается супругами совместно. В городской семье это особенно заметно, и этот факт подтверждается данными как других исследований автора, так и других социологов. При этом решение мелких семейных проблем, ежедневная «рутина», обычно отдается на откуп матери, иногда в силу занятости отца, иногда из соображений высшей мудрости, которую, как ни странно, проявляют и относительно молодые мужчины (35-40 лет). В общем, обыденная осведомленность папы довольно сильно зависит от стремления жены информировать его по мелочам, но не только: желание отца «быть в курсе» тоже играет свою роль.

Абсолютное большинство женщин считает главой семьи мужа. Весьма интересно, что некоторые мужья при этом указали на жену как главу семьи. Дальнейшее углубление в тему показало, что значимые функции в такой «двуглавой» семье все равно остаются за мужчиной, а демонстративное «назначение» главой семьи жены означает лишь то, о чем мы писали выше: ежедневными проблемами занимается женщина.

Несомненно, что авторитет и матери, и отца нуждается в поддержке второй «половины». При этом авторитет матери, если можно так сказать, поддерживается самой жизнью: она проводит больше времени с детьми, к ней они чаще обращаются при возникновении текущих проблемных ситуаций, мама всегда «под рукой» у ребенка. Даже работая, мать часто устраивается так, чтобы иметь более свободный рабочий график. Скажем также, что иногда и мужчина «подхватывает» детей, если мать на работе. Есть и такие папы, кто сознательно отпускал (отпускает) жену «в люди» отвлечься от домашних забот. Но все-таки мамы больше ежедневно взаимодейст-

вуют с детьми. Авторитет отца в значительной степени выстраивается мамой, этому способствуют постоянные ссылки: «Папа так сказал», «Папа решил», «Нужно посоветоваться с папой». Женщины-респонденты отмечали, что эта апелляция к авторитету отца работает на родительский авторитет в целом и в значительной степени облегчает жизнь самой матери.

Респондентам задавался также вопрос: «Как Вы считаете, есть ли у Вашей жены и детей секреты, не известные Вам? А у Вас и детей есть секреты от жены?» Ответы пап и мам нарисовали самые разнообразные «секретные» ситуации, но в основном это касалось не слишком серьезных личных тайн ребенка (если ребенок предпочитал обсуждать личные моменты с кем-то из родителей) или успехов/неуспехов ребенка в школе (что чаще, до исправления плохих оценок, скрывается от папы). При этом обычно супруги доводили информацию друг до друга, но секретно уже от детей. А если дело доходило до серьезных случаев, папа привлекался как главный арбитр: ходил в школу по вызовам учителей, дисциплинировал ребенка и т. п. И мнение, и воздействие отца воспринимаются ребенком как более значимые. А вот «разделения полов» по вопросам личным не происходит: встречались варианты, когда дочка «секретничала» с папой, а сын - с мамой.

Мнение респондентов, возможно ли быть хорошим отцом, полноценно участвовать в воспитании ребенка, если родители в разводе и не живут вместе, однозначно: это, к сожалению, нереально. Если хорошим отцом еще можно оставаться, т.е. заботиться о ребенке, его материальном и моральном благополучии, то полноценного воспитания, увы, не получается: «Для этого нужно находиться рядом с ребенком ежедневно» (мужчина, 60 лет, двое детей; интервью 2, архив автора).

Большинство мужчин и их жен, не оспаривая основного вклада отца в материальное благополучие семьи, считают, что авторитет отца в семье основан не на этом. Да, многие мамы подчеркивают, что «папа зарабатывает деньги для всей семьи», но не это является главным. А главное - это душевный вклад отца в детей, жену и семью в целом, степень участия в жизни семьи: «Я всегда для них жил. На мой взгляд, от мужчины зависит, какая будет семья. Он ее цементирует, он принимает решения. Женщины плывут на эмоциях, а мужчины более рациональны. Если он будет проявлять диктаторские замашки, ставить себя во главу угла, то это ненадолго. Как мужчина будет вести себя относительно своих домашних, так и будет выглядеть семья» (мужчина, 60 лет, двое детей; интервью 2, архив автора). Таким образом, определяющими являются личные качества отца и его желание заниматься делами семьи.

Не установлено прямой взаимосвязи того, каким был отец мужчины и их отношения в его детстве, и того, каким он стал отцом. Часть мужчин опиралась на собственный опыт и наставления отца при выстраивании своей семьи и отношений в ней: «Отца я очень любил, очень его не хватает. Это он мне все вложил, что я потом сыну передать старался. Говорил, что мужчина отвечает за все. Мы с ним много разговаривали. Но он офицер КГБ был, и этим все сказано. Но я для себя понял одно: если ты хочешь выстраивать отношения с ребенком, нужно помнить очень хорошо, чего тебе не нравилось в поведении родителей, и так не поступать. Я нотаций не любил. И своим детям старался все один раз повторять» (мужчина, 60 лет, двое детей; интервью 2, архив автора).

Другие мужчины действовали по принципу противоположности: «Мне не хотелось воспроизводить отношения моего отца внутри семьи и быть на него похожим в этом плане. Скорее, я поступал как раз наоборот. Я скорее на деда со стороны матери (в честь которого меня и назвали) хотел быть похожим» (мужчина, 40 лет, двое детей; интервью 6, архив автора). В любом случае личность отца оказывала влияние на становление мужчины как мужа и отца. Даже в том случае, когда мужчина отталкивался от противного, семейные установки порой давали о себе знать. Подтвердилась гипотеза о том, что авторитет отца строится матерью: респонденты прямо говорили об этой зависимости относительно своих родителей.

Не выявлено прямой связи отношений респондентов с матерью и их качествами, а также поведением как мужа и отца. Варианты обозначились самые разнообразные: от того, что «меня воспитала мама», до того, что «я не хочу о ней говорить, так мне это неприятно».

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Авторитет отца в семье основан не на материальных факторах, притом что большинство мужчин вносит ведущий вклад в бюджет семьи.

Степень активности отца в воспитании детей по самооценке и оценке жены достаточно высока (конечно, имеются в виду полные семьи). Существует зависимость авторитета отца в семье и активности отца в семье, его вовлеченности в семейные и детские проблемы. Активный папа пользуется большим авторитетом у детей и жены, более того, именно этот фактор (участие отца) респонденты (взрослые) назвали ведущим в формировании отцовского авторитета.

Установлено также, что авторитет отца зависит от поддержки женой авторитета отца (впрочем, то же относится и к авторитету матери, но в меньшей степени).

Ориентированность отца на семью (по самооценке и оценке жены) достаточно высока (хотя некоторые указывали и на исключения). Но в данном случае, скорее всего, сыграло свою роль некоторое смещение выборки: отцы, которым было нечего сказать или стыдно признаваться в отстраненности от дел семьи и детей, просто не соглашались на интервью. И респонденты-женщины, сравнивая (в их пользу) своих мужей с другими отцами, говорили, что наблюдается и иная картина. Вместе с тем тот факт, что инициаторами разводов чаще являются женщины, указывает на то, что они часто бывают недовольны своими мужьями.

В целом получены интересные результаты, но проблема отцовства и отцовского авторитета нуждается в дальнейших исследованиях, возможно, подтверждении качественных данных количественными.

Примечания

1 Отцовство [Электронный ресурс] // Юридический словарь. URL: http: //dic. academic.ru/dic.nsf/lower/16856 (дата обращения: 12.09.2011).

2 Кон И.С. Зачем нужны отцы? [Электронный ресурс] // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/zvezda/2006/12/ko11.html (дата обращения: 14.09.2011).

3 Там же.

4 Кон И.С. Социологическая психология [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/konsps/index.php (дата обращения: 12.09.2011).

5 Там же.

6 Кон И.С. Зачем нужны отцы?

7 Там же.

8 Там же.

9 Мид М. Культура и преемственность [Электронный ресурс] // Электронная библиотека МИЭМП. URL: http://lib.miemp.ru/plan/text/kultur/Mid.pdf (дата обращения: 14.09.2011).

10 Кон И.С. Зачем нужны отцы?

11 Там же.

12 Мориак Ф. Почему нелегко быть отцом [Электронный ресурс] // BABYCOM. URL: http://www.baby.com.ua/st/P310 (дата обращения 14.09.2011).

13 Цит. по: Гидденс Э. Социология. М.: Едиториал УРСС, 2005. С. 166.

14 Авдеева Н.Н. Психология отцовства. Практические рекомендации для пап [Электронный ресурс] // Православие и мир. URL: http://www.pravmir.ru/psixologiya-otcovstva-prakticheskie-rekomendacii-dlya-pap (дата обращения: 15.09.2011).

15 Цит. по: Авдеева Н.Н. Роль отца в развитии ребенка в раннем возрасте [Электронный ресурс] // Слово. Православный образовательный портал. URL: http://www. portal-slovo.ru/pre_school_education/36522.php (дата обращения: 14.09.2011).

16 Кон И.С. Зачем нужны отцы?

17 Портнова А., Борисенко Ю. Отцовство как фактор развития личности [Электронный ресурс] // Развитие личности. URL: http://rl-online.ru/articles/ rl02_06/537.html (дата обращения: 14.09.2011).

18 Султанова А. Роль отца и матери в семье [Электронный ресурс] // Мамины заметки. URL: http://formom.ru/raznoe/rol-ottsa-i-materi-v-seme.html (дата обращения: 14.09.2011).

19 Авдеева Н.Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве [Электронный ресурс] // Детская психология. URL: http://www.childpsy.ru/lib/ articles/id/10371.php (дата обращения: 14.09.2011).

20 Портнова А., Борисенко Ю. Указ. соч.

21 Фурсова С.С. Роль отца в воспитании [Электронный ресурс] // TRN.com.ua -тренинговый портал Украины. URL: http://trn.work.ua/articles/443/ (дата обращения: 17.09.2011).

22 Авдеева Н.Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве.

23 Типология моделей семьи [Электронный ресурс] // Medn.ru - семейный сайт. URL: http://www.vospitanie-detey.ru/semya-i-brak-chto-takoe-istoriya/tipologi-ya-modeley-semi.html (дата обращения: 14.09.2011).

24 Фурсова С.С. Указ. соч.; Типология моделей семьи; Авдеева Н.Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве; Портнова А., Борисенко Ю. Указ. соч.

25 Типология моделей семьи.

26 Исследование проводилось при поддержке РГГУ (научно-образовательный проект 2010 года).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.