Е. П. Арнаутова
День матери и отца в детском саду
Уже десять лет в России в последнее воскресенье ноября отмечается День матери. Праздник утвержден Указом президента РФ № 120 от 30 января 1998 года. Инициатива учреждения этого праздника принадлежит Комитету Государственной думы по делам женщин, семьи и молодежи.
В настоящее время в российском парламенте идут дискуссии о целесообразности придания официального статуса празднованию в России Дня отца, по аналогии с Днем матери, чтобы ценность российского отцовства была признана на государственном уровне наравне с материнством.
Многие территории Российской Федерации (Волгоградская, Вологодская, Ульяновская, Магаданская, Республики Саха, Коми и др.) узаконили в праздничном календаре День отца, хотя сроки празднования у всех разные. Волгоградская область стала одним из первых регионов России, где 1 ноября появился новый праздник - День отца. Ряд субъектов РФ выбрали другие дни ноября, а некоторые 8 июля. По православному календарю это День святых Петра и Февронии -покровителей семьи и брака.
Отделением ООН в Вене 4 ноября объявлен Всемирным мужским днем. За рубежом День отца и День матери как национальные праздники существуют в Канаде, Америке, Финляндии, Германии, Эстонии и многих других странах. Официальное празднование этих дней призвано подчеркнуть значение вечных семейных ценностей: верного супружества, заботливого родительства, крепкого родства.
Н Арнаутова Едена Павловна - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социального развития ребенка Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, соруководитель Ресурсного центра «Московская семья - компетентные родители» (Москва)
Что такое идеальное материнство и отцовство?
Ход исторического и экономического развития общества во многом способствовал сближению, но не совпадению ролей мужчин и женщин. Материнство и отцовство - составные части института родительства, они находятся в единстве, определяя родительскую любовь как целостность. Личность ребенка формируется своеобразной комбинацией отношений матери и отца в их родительских и супружеских ролях. В этом состоит универсальность влияния института родительства на развитие ребенка.
Любовь матери в идеале безусловна, она -первая и наиболее значимая сторона родительской любви, ребенок нуждается в ней с младенчества как физиологически, так и психически.
Мать любит ребенка, потому что это ее дитя. Она - эмоциональная, чувствующая, питающая и смысловая среда, в которой берет старт вся последующая психическая жизнь и деятельность ребенка. Э. Фромм подчеркивал, что материнская любовь - это блаженство, умиротворение, покой, теплота. Ее не нужно добиваться, как отцовской любви, которая обусловлена, должна быть заслужена и может быть утеряна, если ребенок не оправдает ожиданий отца. Поэтому материнский принцип любви звучит: «Я люблю тебя за то, что ты есть». Отцовский принцип: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, исполняешь свои обязанности, похож на меня».
Традиционная функция отца - обеспечивать социальную опору и авторитет семьи, функция матери - обеспечивать ребенку
безопасность в жизни, воплощать духовное и эмоциональное начало. Отцы в большей мере, чем матери, строят свое поведение в зависимости от пола ребенка и, следовательно, играют решающую роль в его половой социализации. Большинство матерей относятся одинаково заботливо как к сыну, так и к дочери, и в этом смысле меньше учитывают их половую принадлежность. Мать больше опекает детей, отец больше предоставляет свободы и самостоятельности. С воспитательной ролью отца связаны вопросы авторитета, власти, строгости и дисциплины. Матерям не свойственно принимать риск в поведении ребенка, они чаще пресекают детские поступки, которые отцы допускают. Мужчина проторяет ребенку путь к человеческому обществу, приводит его к людям, мать - предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческих отношений. Отец - источник познания о мире, труде, технике, побуждает ребенка к экспери-ментирован и ю, соревнованию, п ровоцирует его на риск и преодоление трудностей, способствует ориентировке детей на социально полезные цели. Он учит ребенка, руководит им, чтобы тот смог справиться с проблемами, которые ставит перед ним общество. Например, вербальные и невербальные воздействия матери и отца имеют для ребенка разное социальное
содержание. Материнские прикосновения несут нежность, теплоту, легкость, в то время как отцовские поощряют активность, проявление силы. Один и тот же стиль отцовского поведения может быть и вполне оправдан, и решительно неприемлем, в зависимости от того, как ведет себя и что дает ребенку мать, что в воспитании они доверяют друг другу. Лишь одного начала - материнского или отцовского - недостаточно для гармоничного развития ребенка, такую основу могут обеспечить только оба родителя. Н. М. Карамзин, историк и писатель, говорил, что «без хороших отцов нет хорошего воспитания», подчеркивая значение гармоничного сочетания обоих родителей в воспитании детей.
Мысль о слабости и снижении воспитательной роли современных отцов - один из распространенных стереотипов массового сознания, отмечает И. С. Кон. Большинство ученых подчеркивают, что сегодня никто не стал хуже, чем ему предназначено природой, - ни мужья, ни жены, ни отцы, ни матери. Природа любви отца и матери опосредована гендер-ными различиями и более поздним возникновением института отцовства по сравнению с институтом материнства. Однако наблюдается дефицит взаимодействия их как команды. Исследования показывают, что современные
отцы не только не уступают, но и превосходят отцов прошлых поколений в уходе за детьми и общении с ними. Характер проявления отцовской зрелости меняется на фоне все большего внимания к эмоциональной и духовной сторонам жизни и отношений в семье. Отцы эмоционально ближе к нынешнему поколению детей, лучше их знают, больше дорожат их любовью, больше к ним привязаны.
Тем не менее, по прогнозам специалистов, грядущим поколениям угрожает безотцовщина. Статистика такова, что на фоне увеличения числа разводов и внебрачных связей почти половина рождающихся детей заметную часть дошкольного периода детства проживают без активного участия в их воспитании отцов, т. к. в случае распада семьи остаются с матерью. Явление «фантомного отца» приводит к снижению роли семьи в полноценном полоролевом развитии детей, что прямо и косвенно усиливает дальнейшую феминизацию семейного воспитания и сбои в социализации детей.
Согласно данным современных исследований, только треть разведенных отцов достаточно часто (каждую неделю или раз в две недели) видят своих детей и могут в какой-то мере заниматься их воспитанием. Даже при частых контактах менее половины отцов берут на себя смелость утверждать, что их влияние на детей велико. Таким образом, воспитательная активность отцов, в том числе и в случае развода, зависит исключительно от их доброй воли.
Образ отца формируется у ребенка во многом под влиянием того, что слышит ребенок от матери, бабушки, соседей, воспитателей, что читает в их глазах, когда речь заходит об отцах.
Чем наполнить проведение Дня матери и отца в детском саду?
Целесообразно посвятить воспитательно-образовательную работу с детьми и общение с родителями ценностям счастливого роди-тельства, чтобы выразить почтение отцовству и материнству как уникальным феноменам в жизни человека.
Выстраивание тематической программы ставит следующие социально-педагогические задачи:
• сосредоточить внимание на уникальной роли отца и матери в гармоничном полоролевом развитии и благополучной социализации детей;
• способствовать повышению авторитета ответственного материнства и отцовства;
Примерный перечень вариантов работы с детьми и общения с родителями:
Тематическое анкетирование, тестирование, экспресс-опросы отцов и матерей с целью вовлечения взрослых в обсуждение проблемы современного родительства: «Отцы глазами матерей и матери глазами отцов»; «За что я уважаю мужа как отца ребенка», «За что я уважаю жену как мать ребенка»; «Какими являются, на ваш взгляд, современная мать и современный отец»; «Как выглядит идеальный отец (мать)?» и т. п. (см. Библиографию в приложении 1).
Интервью, этические беседы с целью формирования у дошкольников представлений об особенностях поведения людей в зависимости от пола: интервью «Для чего существуют папы и мамы»; этические беседы «Мы с папой в доме заботливые мужчины», «Мы с мамой в доме заботливые женщины»; составление рассказов (в том числе по типу незаконченных предложений): «В чем мужчины и женщины сходны и чем отличаются друг от друга».
В рамках «Недели игры» (с 10 по 14 ноября) целесообразно создание в возрастных группах предметно-игровой среды для организации самодеятельных игр героической и семейно-бытовой направленности, например: «полицейские», «спасатели», «военнослужащие», «семья принимает гостей» и пр.; участие матерей и отцов, бабушек и дедушек в игровых сеансах; проведение дидактических, словесных, настольно-печатных, народных игр: «О профессиях мужчин и женщин», «Найди одежду (обувь) для мальчиков и девочек», «Сезонные игры и обряды» и т. п.
Выставка домашних игрушек: «Во что играли в детстве мамы и папы, бабушки и дедушки и во что играют дети сегодня» с сопровождением рассказов взрослых о своих играх и игрушках и совместными с детьми играми.
Спортивно-досуговые мероприятия и развлечения с участием детей и взрослых: «Состязания смелых, ловких и внимательных», «Гостеприимные хозяева», «Покажем свое умение рукодельничать», «Приятные подарки для мужчин и женщин, мальчиков и девочек», «Знаем пословицы и поговорки о семье» и др.
Изобразительная деятельность детей и взрослых в детском саду и дома: «Рисуем письма любви и благодарности отцам и дедам, матерям и бабушкам»; вернисажи детских рисунков: «Портрет моей мамы (папы)», «Мои друзья - мальчики и девочки»; «Папа у нас что надо», «Моя мама самая-самая»; выставка семейных коллажей «Любимое занятие папы (мамы)»; «Рисунок семьи в виде дома».
Викторины с участием детей и родителей: «Кто, где и когда отмечает День отца и День матери»?
Музыкально-поэтические и фольклорные вечера: «Отцовство и материнство - величины постоянные»; «Материнство и отцовство, воспетые в литературе, музыке и живописи»; «Традиции и обряды отцовского и материнского воспитания прошлых поколений» и др.
Создание и показ тематических видеофильмов: «Секреты духовного лидерства мужчины в семье»; «Материнский фольклор в семейном воспитании». Подготовка тематических буклетов: «Верность родительскому долгу», «Чтобы в доме не было дефицита согласия».
Семейные конкурсы: «Детская фотография из семейного фотоальбома моих родителей»; «Лучший сценарий семейного праздника» и др.
Чествование матерей и отцов: Вручение грамот, благодарственных писем отцам и матерям, проявляющим родительскую ответственность и общественную активность; вручение родителям «наград» за отцовское и материнское чадолюбие, сделанных педагогами и детьми. Фотопанорама: «Мудрость отцов и матерей».
Акции: «Пусть всегда будет папа», «Мамы разные важны», «Многодетные матери и отцы», «День отцов для всех детей» и др. с учетом имеющихся в детском саду категорий родителей, в том числе неполных семей и основанных на повторном браке. Можно распространить поздравительные открытки, сделанные руками детей, отправить SMS в форме лаконичных напоминаний-побуждений, разместить нейтральную информацию об акции на сайте детского сада и пр. В выборе средств пропаганды идей ответственного родительства важно быть деликатными и тактичными, уважать границы частной жизни людей.
Дискуссионные встречи и диспуты о роли в семье отцов и матерей: «Феминизация воспитания - плюсы и минусы»; «Бесполая личность не более чем абстракция! Каково ваше мнение?»; «Отец - биологическая необходимость, но социальная случайность: согласны ли вы с этим утверждением этнографа детства Маргарет Мид»; «О воспитании рыцарского отношения к женщине у мальчиков»; «Пример отца для дочери» и т. п. Важно поставить актуальные вопросы, которые могут оказаться для участников встречи ценнее «правильных» ответов.
Примеры упражнений и игровых заданий родителям в ходе проведения дискуссионных встреч, викторин и пр.:
Задание в парах: «Придумайте метафору, характеризующую современное отцовство (материнство)»;
Коллективное упражнение с карточками: «Ранжируем слова и фразы о роли матери и отца в семье».
Ход упражнения: Родители получают карточки с фразами и прикрепляют их на демонстрационных силуэтах, затем в общей дискуссии обосновывают выбор.
Примерный набор фраз: защищается работой; проявляет терпимость; обеспечивает надежность жизни; проявляет снисходительность; приобщает к домашнему труду; использует физические наказания; злоупотребляет оценкой; уступает; злоупотребляет критикой; проявляет вспыльчивость; гладит; целует; прощает; развивает женственность; развивает мужественность; дисциплинирует; ласкает; развивает чувства; занимается кормлением; оказывает эмоциональную поддержку; защищает; контролирует; обожает; оберегает; заботится; злоупотребляет властью; обеспечивает физический уход; главенствует в воспитании; развивает ответственность и деловитость; предъявляет требования; поощряет свободу и самостоятельность; планирует будущее; проявляет отстраненность; подчиняет; опекает; играет; наказывает; развивает тело; развивает ум; является примером для подражания; обеспечивает материальную опору семьи; проявляет попустительство; проявляет слабость; проявляет нежность.
Сравнительный экспресс-опрос матерей и отцов: 1. Каким отцом является мой муж? 2. Каким он никогда не бывает? 3. Каким отцом он бывает и я уважаю его за это? 4. Каким отцом он бывает, но в этом мало пользы? 5. Каким отцом он хочет и пытается быть, но не всегда получается?
Аналогично формулируются вопросы в адрес матерей.
Приложение 1
Библиография книжных изданий
Акивис Д. С. Отцовская любовь. - М., 1989.
Арнаутова Е. П. Анкета для отца «Путешествие в мир отцовства» // Опрос как метод изучения семейного воспитания дошкольников. - М., 2007, с. 121-124).
Берн Ш. Гендерная психология. - СПб., 2002.
Добрынина Н. Растить мужчину // Дошкольное воспитание, 1995, № 6.
Кенфилд К. Сердце отца. Как отцы могут изменить будущее своих детей. - СПб - Киев, 2001.
Клауд Г., Таунсенд Д. Фактор матери. Как избежать типичных ошибок, которые делают матери (пер. с англ.). - М., 2005.
Клюева Н. В. Тестовая методика для отцов // Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль, 2001, с.146-148.
Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. - Пермь, 2002.
Лопатина О. Г. Особенности физического контакта матери с ребенком и его роль в развитии эмоциональной сферы // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 1993. с. 119-131.
Махов Ф. С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании. - М., 1989.
Овчарова Р. В. Родительская любовь как единство любви матери и отца // Психологическое сопровождение родительст-ва. - М., 2003, с. 96-114.
Программа педагогического образования отцов «Вместе с папой» // Программы педагогического образования родителей в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи / Под ред. Т. А. Березиной. - СПб., 1997, с. 23-28.
Репина Т. А. Проблемы полоролевой социализации детей. - М., Воронеж, 2004.
Салливен С. А Энциклопедия для отцов. -М., 1999.
Соловьев Н. Я. Роль отца в семье // Культура семейных отношений / Под ред. Г. Е. Крем-нева. - М., 1980.
Спиваковская А. С. Как быть родителями (о психологии родительской любви). - М., 1986.
Тархова Л. П. Воспитать мужчину. - М., 1992.
Фромм Э. Любовь между родителями и детьми // Искусство любви. - М., 1999.
Библиография журнальных статей
Андреенко Н. Отец и сын // Семья и школа, 1984, № 5.
Артамонова В. Мужчины в доме // Семья и школа, 1981, № 9.
Бабич Д. Папины игры // Игра и дети, 2002, № 2, с. 29-30.
Губарев И. Папа - лучший друг ребенка // Игра и дети, 2006, № 4, с. 18-20.
Детский сад от А до Я, 2006, № 1. Тема номера: полоролевая социализация дошкольников.
Начинается с любви к матери // Семья и школа, 1984, № 3.
Руссанов Н. Сын глазами отца // Дошкольное воспитание, 1980, № 3.
Одинокий отец // Материнство, 1998, № 2.
Островская Л. Ф. Отцовский долг // Дошкольное воспитание, 1981, № 4.
Островская Л. Ф. Гражданин, семьянин, воспитатель // Дошкольное воспитание, 1978, № 6.
Отцы и дочери // Семья и школа, 2000, № 11, с. 10-11.
Прокофьева Л., Валетас М. Отцы и их дети после развода // Население и общество: Информ. бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народно-хозяйственного прогнозирования РАЕН, 2000, № 50.
Семейный герб // Игра и дети, 2004, № 4, с. 8-9.
Сидорова Л., Яговкина Т. Обратим внимание на пап // Игра и дети, 2006, № 4, с. 16-17.
Федосеева Л. У вас растет сын // Дошкольное воспитание, 1981, № 6.
Черномыс О. Отцы и дочки // Наш малыш, 1998, № 2.
Приложение 2 Сценарий досуга с участием детей и взрослых «Праздник папы»*
Цели
• способствовать активному проявлению детьми себя как представителей мужского и женского пола;
• создать у детей и родителей радостное настроение и чувство удовлетворения от совместного общения.
Предварительная работа
Привлечь мальчиков и девочек к участию в оформлении музыкального зала для проведения досуга.
Выучить с детьми стихи и «Песенку о папе» сл. М. Танича, муз. В. Шаинского.
Подготовить с детьми пригласительные билеты для гостей и праздничные подарки родителям.
Гости праздника занимают места в зале. Звучит музыка В. Золотарева «Шагают мальчики и девочки». Дети под музыку входят в зал и встают полукругом.
1-й ребенок:
Папин праздник - главный праздник
Всех мальчишек и мужчин.
2-й ребенок:
И поздравить пап любимых
Мы сегодня так спешим!
• Автор сценария Воробьева И. А., педагог-психолог ГОУ ЦРР детского сада № 1352 ВОУО
3-й ребенок:
Мы желаем папам счастья, Неба мирного для них!
4-й ребенок:
Мы мальчишек наших любим, Уважаем от души!
5-й ребенок: Защищать всегда нас будут, Хоть пока коротыши.
Ведущий. Дорогие наши папы! Поздравляем вас с праздником, желаем успехов в делах, счастья, добра!
Собрались мы сегодня вместе, Чтоб отметить праздник мужчин. Смелым, умным, отважным и добрым -Вот таким хочет видеть вас сын. Всем покажете ваши знанья, Силу, ловкость, сноровку в борьбе. Вы дерзайте, наши мужчины, И уверены будьте в себе. Исполняется «Песенка о папе» сл. М. Танича, муз. В. Шаинского.
Ведущий. В этой шутливой песенке вы услышали, что папа может все, что угодно. Сейчас они докажут это на деле.
Конкурс «Мы - авиаконструкторы»
На столах лежат белые листы бумаги. Папы с детьми складывают из бумаги самолет. Оценивается быстрота и качество работы.
Ведущий. А теперь запустим самолеты и посмотрим, чей самолет будет самым быстрым и улетит дальше других. Папы вместе с детьми запускают самолеты. Подводятся итоги конкурса.
Звучит музыка: аудиозапись «Разноцветная игра» из сборника И. В. Бурениной «Ритмическая мозаика».
Ведущий. Что-то засиделись наши мамы и девочки! Папы, приглашайте на танец мам, а мальчики приглашают девочек! Дети и взрослые танцуют.
Конкурс «Отгадываем загадки»
Ведущий. А сейчас разделимся на две команды: команда пап и мальчиков, команда мам и девочек. Проверим, какая из команд сможет быстрее отгадывать загадки! Загадки для участников конкурса: Четырехколесный зверь В гараже у нас теперь. От колес клубится пыль -Едет наш... (автомобиль).
Как оса, она жужжит, Бороду отстричь спешит. Утром со щетиной битва Потому серьезна... (бритва).
Вот предмет из черной кожи, Своим видом с сумкой схожий. На работу каждый день Папочка берет... (портфель).
Папин номер наберем, Трубку к уху поднесем. С папой свяжет быстро он -Наш мобильный... (телефон).
Что за шелковая лента Под воротничком надета? Говорит всем папа: «Здравствуй», Чуть поправив модный... (галстук).
Ведущий. А теперь предлагаем задания, в которых надо проявить силу, ловкость и умелость.
Папы и дети распределяются на две команды. Предлагаются следующие игровые задания:
• Кто быстрее доведет клюшкой мяч до ворот?
• Кто сможет одновременно поднять наибольшее количество шаров?
• Скачки «Чья лошадка быстрее?» (дети едут верхом на папах, которые на четвереньках изображают лошадок).
Ведущий. Какие ловкие и быстрые у нас папы, да и мальчишки у нас тоже проворные! Просто молодцы!
Ведущий . Наш праздник завершается, девочки и мальчики очень старались, чтобы доставить удовольствие всем гостям и особенно папам. В заключение дети хотят сказать вам, уважаемые папы, что вы самые любимые, самые, самые, самые...
Дети читают папам стихи.
1 -й ребенок:
Мой папа красивый и милый такой,
Мой папочка - самый-самый.
Он шляпу всегда поднимает рукой,
Встречаясь на улице с дамой.
2-й ребенок:
У папы работа!
У папы забота!
И некогда с нами ему поиграть!
А мы его любим, а мы его ждем!
Но если наш папа берет выходной,
Как здорово с ним - он такой заводной!
Все дети хором:
Папы для нас очень важны!
Папы наши нам очень нужны!
Дети дружно бегут к папам и дарят подарки, изготовленные собственными руками. ■