УДК 316.36
БОТ: 10.28995/2073-6401-2018-2-65-73
Зачем нужны отцы: размышления детей о важности отцов и их роли в семье
Ирина О. Шевченко
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье представлены результаты исследования «Дети об отцах», проведенного среди учащихся колледжей в 2017 г. Самое распространенное суждение детей: ребенку нужны оба родителя. На отца возлагается роль главы семьи. Дети указывали, что отец обеспечивает семью (роль «добытчика»), но главным для детей оказалось то, что отец является воспитателем, наставником, защищает и поддерживает своего ребенка и семью в целом. Отец формирует у ребенка те качества, которые не всегда умеет сформировать мать: инициативность, самостоятельность, смелость, сдержанность, силу воли, умение держать слово, отстаивать свою точку зрения, мужество и стойкость. Для мальчика отец является образцом для подражания, для девочки - примером мужчины и будущего мужа. В полной семье, с точки зрения детей, закладывается правильная модель отношений мужчин и женщин, а также модель семьи. Дети констатируют изменение отношений в современной семье, указывают, что распределение обязанностей стало менее жестким, отцы справляются с уходом за детьми и другими семейными делами не хуже, чем матери. Многие дети отрицательно относятся к разводам и матерям, которые решили воспитывать ребенка одни. При этом дети фиксируют как падение авторитета безответственных отцов, так и нелицеприятное общественное мнение о таких отцах и об отцовстве. В высказываниях детей о семье прослеживаются традиционные представления и ценностные ориентации.
Ключевые слова: отец, отцовство, дети, мать, семья, воспитание
Для цитирования: Шевченко И.О. Зачем нужны отцы: размышления детей о важности отцов и их роли в семье // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. № 2 (12). С. 65-73. БОТ: 10.28995/2073-6401-2018-2-65-73
© Шевченко И.О., 2018
Fathers, why are they needed? Children's reflection on the importance of fathers and their role in the family
Irina O. Shevchenko
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; [email protected]
Abstract. The paper presents results of A survey "Children about Fathers" done among College students in 2017. The most common students' judgment proved to be that a child needs both parents. The father is to be the head of the family. Children pointed out that the father provides for the family (the role of a "breadwinner"), but the most relevant role for the father, according to them, is that of a tutor, a mentor who protects and supports his child and the whole family. The father forms with the child those character traits that the mother does not always know how to do: enterprise, independence, boldness, reserve, willpower, the ability to keep one's word, to defend one's point of view, courage and steadfastness. For a boy, the father gives a pattern to emulate; for a girl, he is a model of a man and of a future husband. From the children's point of view, in a full family the true model of relations between men and women, as well as the family model are laid. Children note a change in family relations of the modern family. They point out that duty assignments have become less rigid, and the fathers cope with child's care and other household chores as well as the mothers do. Many children show a negative attitude to divorces and to single mothers who choose to take upon themselves the child's upbringing. At the same time, children note a decline in the irresponsible father's authority and the unfavourable public opinion about such fathers and their fatherhood. Traditional concepts and values can be traced in the children's views on the family.
Keywords: father, fatherhood, children, mother, family, upbringing
For citation: Shevchenko IO. Fathers, why are they needed? Children's reflection on the importance of fathers and their role in the family. RSUH/ RGGUBulletin. "Philosophy. Social Studies. Art Studies" Series. 2018;2:65-73. DOI: 10.28995/2073-6401-2018-2-65-73
Введение
Вектор отношения к отцам и отцовству в российском обществе сегодня меняется, пускай и очень медленно. Вот уже, согласно опросу ВЦИОМ 2017 г., «72% опрошенных считают, что мужчина не хуже жены может справиться с обязанностями по уходу за детьми и ведению домашнего хозяйства» [1]. Такие же данные приводят российские исследователи [2,3]. 67% «однозначно согласны» и 21% «скорее согласны», что «какие бы отношения ни складывались у супругов после развода, мать не должна ограничивать общение детей со своим отцом» [1]. На практике дела обстоят не так радужно, так как от общественного мнения до юридической практики дистанция такая же огромная, как от судебного решения об участии отца в жизни ребенка до его выполнения [4]. Но важно то, что проблемы постепенно осознаются обществом. На этом фоне представляет интерес мнение о важности отцовства и детей об их отцах. С другой стороны, дети - будущие родители, возможно, именно в их поколении ситуация значительно улучшится.
В статье представлены результаты исследования «Дети об отцах», проведенного среди учащихся средних специальных учебных заведений 1-4 курсов в 2017 г. Студентов колледжа попросили написать эссе об отце в семье, ответив на вопросы: какова роль отца в семье? Что отец дает своему ребенку и чему может научить? Насколько важен отец в семье?
Молодых людей просили обозначить пол и возраст, но не указывать фамилию. Только четверть признались, что у них нет отцов или родители разведены, что оказалось неожиданным: предполагали большее число разведенных семей. Мы получили поразительные тексты, временами очень откровенные. Удивила глубина размышлений студентов, широкий охват проблем современных семей и отцовства.
Значимость отца и его роль в семье
Анализ текстов и обобщение показали следующее. Самое распространенное суждение детей: ребенку нужны оба родителя. Не было ни одного человека, кто сказал бы, что ребенок вполне может обойтись без отца. «...От матери дети получают такие качества, как чуткость и доброту к людям, умение ценить ласку и дарить её другим. А от отца дети получают силу воли, умение отстаивать свою точку зрения, бороться и побеждать. Также мужество и стойкость.
Полноценная личность может сформироваться только под влиянием и отца, и матери» (ж, 17 лет*). «Отец может объяснить какую-нибудь жизненную ситуацию, о которой не знала мать, отец может научить навыкам, которых нет у матери, а также это все дает другой взгляд на ситуацию, выработку у чада критического мышления, что, конечно же, является очень важным моментом в вопросе воспитания подрастающей личности. В общем, наличие отца в семье может определить уровень интеллекта ребенка в последующем, ведь чем больше неокрепшее сознание впитывает в себя, тем больше шансов того, что у этого ребенка получится найти себя в жизни и сделать что-то для этого мира» (ж, 19). Дети писали, что отец и мать в семье взаимно дополняют друг друга, каждый вкладывает в ребенка что-то свое, в результате чего он получает целостную картину мира, овладевает разнообразными знаниями и умениями, формируется разносторонним и психологически устойчивым.
Дети подчеркивали, что «самая главная роль в семье - это роль папы» (ж, 19), «роль отца в семье самая важная» (ж, 18). Таким образом, на отца возлагается роль главы семьи. Конечно, большинство детей указывали на роль «добытчика» («зарабатывает деньги для семьи»), но - вот удивительно - главным оказывалось не это, а моменты, связанные с воспитанием, наставничеством. «Отец может сформировать у ребенка способность к инициативе. Отец меньше опекает детей, предоставляя им больше самостоятельности» (ж, 19), «он учитель, который открывает перед ребенком нелегкую дорогу жизни, учит сдержанности, умению держать свое слово» (м, 19). Дети обращали внимание на те моменты воспитательного воздействия отца, которые присущи только ему как мужчине. Речь о том, что отец формирует у ребенка те качества, которые не всегда или никогда не умеет сформировать мать:
инициативность, самостоятельность, смелость, сдержанность, силу воли, умение держать слово, отстаивать свою точку зрения, мужество и стойкость.
В высказываниях детей подчеркивается роль отца как защитника: «Настоящий отец - это старший товарищ, который всегда поймет, станет на защиту» (м, 19), «отец защитит тебя в любой сложной ситуации» (ж, 18). Но помимо защиты ребенка, дети имеют в виду и более глобальную функцию отца - защищать семью в целом от всех невзгод и неприятностей. «Отец - своеобразный щит семьи. Своим примером он может вдохновить других ни при
* В скобках после высказываний респондентов будут указываться пол и возраст. Условные обозначения: женщина - ж, мужчина - м.
каких обстоятельствах не опускать руки» (ж, 17). «Ведь папа может и маму защитить, и детей» (ж, 17). Обозначается также функция поддержки: «Он будет очень сильно гордится вами, а если что-то не будет получаться, то он поможет или подскажет» (ж, 18). Функция защиты и поддержки рассматривается детьми как одна из основных, об этом сказали практически все дети.
В рассуждениях детей об этой роли отца встречаются и горькие высказывания: «Современный отец не выполняет своих функций. Сегодня воспитанием ребенка чаще всего занимается мать, а отец занимает позицию "я добытчик" или "не трогайте меня, я устал". Очень редко в современном мире можно встретить полноценные семьи, где отец участвует в воспитании ребенка наравне с матерью. Отец отходит в сторону, потому что это ему "не интересно", "сложно" или по любой другой причине» (м, 23). Отметим, что таких высказываний не очень много, но они встречаются, иногда являясь отражением собственного опыта, но чаще - наблюдением за жизнью.
Почти в каждом тексте дети акцентировали внимание на ген-дерных аспектах воспитания и общения с отцом. Это относится и к юношам, и к девушкам. «Только отец может научить тебя основам. Например, как забить гвоздь в стену или как пользоваться шуруповертом, дрелью и другими различными электрическими инструментами. Он также помогает тебе стать настоящим мужчиной. А иногда играет роль связующего между сыном и матерью. Иногда и отругает за некоторые вещи. Отец - это тот человек, который поможет тебе во всех твоих начинаниях и подскажет верное решение для данной ситуации» (м, 23). «Для девочки отец - пример мужа» (ж, 18). «Для мальчика - это передача жизненного опыта, обучение мужским делам, мужское воспитание. Для девочки отец - это защита, он должен являться примером того, каким должен быть мальчик» (м, 18 лет). «Любовь отца учит и сына, и дочь тому, как может проявить себя любовь мужчины к детям, к жене, к окружающим» (ж, 19). Для мальчиков отец - обычно самое значимое лицо в семье. Но и девочки признаются в любви к отцу, часто называя себя «папиной дочкой».
В полной семье, с точки зрения детей, закладывается правильная модель отношений мужчин и женщин: «Отец нужен детям для их гармоничного развития. Если ребенок с детства видит маму и папу, видит, какие между ними отношения, это формирует его более полноценным. Ведь недаром дети из неполных семей зачастую испытывают сложности во взаимоотношениях с противоположным полом» (м, 17). Модель семейных отношений тоже «срисо-
вывается» с семьи родителей, а если ее нет, то могут возникнуть проблемы: «Девочки и мальчики, выросшие без отцов, становятся хорошими работниками, верными товарищами, но очень сложно им даются трудности семейной жизни» (ж, 19).
Дети фиксируют изменение отношений в семье, указывают, что распределение семейных обязанностей стало менее жестким, отцы справляются с уходом за детьми и другими семейными делами не хуже, чем матери. Социологи называют такое явление «новое отцовство» [5,6]. «Семейные пары все чаще разрушают стереотипы половых ролей в семье; все больше отцов, засучив рукава, полностью берут на себя заботы по уходу за детьми... В таких семьях папы справляются с премудростями ухода не хуже мам» (м. 21). «.Отец должен быть главой семьи, помогать жене и детям, зарабатывать деньги, помогать по дому. Но важно не только растить детей в полной семье, но и не сводить роль отца к зарабатыванию денег. Если говорить о равноправии, то вклад в семью со стороны отца и матери должен быть равнозначным» (ж, 17).
Оценка детьми отрицательных явлений в семье
Дети, выросшие в неполных семьях, говорили о том, как им не хватало отцовского влияния: «.У меня не было отца с моего рождения. Мне его очень не хватало, а именно отцовской поддержки и наставления» (м, 18); «без мужчины в доме семья неполноценна» (ж, 18).
Многие дети отрицательно относятся к разводам, некоторые высказываются довольно резко: «.Люди, прожившие всего несколько лет в браке и родившие одного, а то и двух детей, разошлись по причине "несхожести характеров". Я считаю, что подобные расторжения браков не только низкие, но и совершенно безответственные со стороны обоих родителей. Подобные родители заводят детей, как бы ни было печально, для себя; как они сами выражаются - "Это мой ребенок, я родил(а) его, потому что я могу". А дальше идет искалеченная судьба еще одного неокрепшего сознания, психологические травмы.» (ж, 19). Почему они так считают? Во-первых, ребенку будет не хватать внимания работающей матери. Во-вторых, ребенок зачастую «отсекается» от общения с отцом и его интеллектуальной и эмоциональной поддержки. В-третьих, неполная семья не является гармоничной, потому что в ней наблюдается дефицит поддержки друг друга вследствие неполноты семьи и нехватки времени. Наконец, правильная модель семейных отно-
шений выстраивается только в полной семье. «Только тогда у ребенка будет хорошее детство, он будет подготовлен к предстоящим жизненным трудностям и всегда будет знать, что у него есть на кого положиться в сложной ситуации» (ж, 19). Впрочем, указывает другой, «.если у родителей возникают конфликты, дело идет к разрыву, то не следует сохранять семью ради ребенка. Видя постоянные скандалы, взаимное неуважение, ребенок вырастает в убеждении, что это и есть норма» (м, 17).
Достается и матерям-одиночкам, решившим родить ребенка «для себя», дети видят в этом материнский эгоизм («могу родить ребенка и рожу»), а детям нужна полная семья.
Любопытно, что в некоторых работах дети писали, что прежде чем стать отцом - до этого нужно дозреть: «Прежде чем стать отцом, он должен это духовно прочувствовать» (м, 18 лет). Еще дети пишут, что то, каким отцом станет мужчина, зависит от того, как его воспитывали в детстве.
Сравнительный анализ высказываний студентов колледжей и студентов вузов [7] показывает, что их мнения о роли и важности отцов практически совпадают.
Заключение
Отец выполняет в семье множество ролей. Всем обеспечивает, дает мудрые советы, воспитывает и наставляет, является примером для детей и опорой семьи, поддержит в трудную минуту. «Отец в семье дает определенный образец поведения, является источником уверенности и авторитета, олицетворением дисциплины и порядка» (м, 21). Большинство детей указывает на отца как главу семьи. Значимость отца в глазах детей неизменна, мать, бабушка и другие родственники его не заменят. Счастливым исключением может стать отчим - человек, выполняющий роль отца (есть теплые отзывы об отчимах, их дети называют исключительно папами). При анализе текстов особенно заметно обозначение - практически во всех текстах - функции защиты и поддержки. Вероятно, это то, в чем больше всего нуждаются дети в современном сложном, непредсказуемом мире. При этом дети фиксируют как падение авторитета безответственных отцов, так и стремление некоторых женщин родить детей «для себя» - и осуждают это. Наверно, в таких высказываниях детей проглядывает возрастной максимализм, жизнь позже скорректирует многое. Иначе возникает вопрос: откуда же берутся потом «странные взрослые», проделывающие все это? Тем не менее
ясно, что, говоря словами одного молодого человека-информанта, «семья без отца - это не жизнь».
Следует отметить, что в высказываниях детей об отцах и о матерях, об отношениях мужчин и женщин прослеживаются традиционные представления о семье. Трансформировались разве что некоторые родительские роли и их воплощение в повседневных практиках ухода и взаимодействия с детьми («новое отцовство»). Несмотря на многочисленные изменения института семьи (рост числа разводов, внебрачных рождений, добрачных сожительств и незарегистрированных официально браков), мы остаемся традиционной страной с традиционными семейными ценностными ориентациями.
Литература
1. Опрос: Отец сегодня - больше, чем отец? // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=116177 (дата обращения 12 янв. 2017).
2. Безрукова О.Н. Отцовство в трансформирующемся обществе: ожидания матерей и практики отцов // Социологические исследования. 2013. № 11. С. 118-130.
3. Безрукова О.Н., Самойлова В.А. Отцовский отпуск в России: мечты или реальность? // Социологические исследования. 2017. № 7. С. 116-125.
4. Шевченко И.О. Ситуация после развода: отцы и дети // Социологические исследования. 2015. № 3. С. 70-77.
5. Безрукова О.Н. Ресурсы и сети поддержки ответственного родительства в молодых семьях. СПб., 2011. 216 с.
6. Рождественская ЕЮ. Либеральный тренд от «отца» к «папе» // Социологический журнал. 2010. №3. С. 75-89.
7. Шевченко И.О. Значимость отца в представлениях выросших детей // Вестник РГГУ. 2011. № 3 (65) //11. Серия «Социологические науки». С. 231-239.
References
1. Is father more than father today? The poll. VCIOM [Internet]. [data obrash-cheniya 12 jan. 2017]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116177 (In Russ.)
2. Bezrukova ON. Fatherhood in the society undergoing transformation. Mothers' expectations and fathers' practices. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2013;11:118-30. (In Russ.)
3. Bezrukova ON., Samoylova VA. Paternity leave in Russia. A dream or reality? Sotsiologicheskie issledovaniya. 2017;7:116-25. (In Russ.)
4. Shevchenko IO. Situation after divorce. Fathers and children. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2015;3:70-7. (In Russ.)
5. Bezrukova ON. Resources and support networks of responsible parenthood in young families. Saint-Petersburg, 2011. 216 p. (In Russ.)
6. Rozhdestvenskaya EYu. Liberal trend from "father" to "daddy". Sotsiologicheskiy zhurnal. 2010;3:75-89. (In Russ.)
7. Shevchenko IO. The Importance of the father in the views of grown children. RSUH/RGGUBulletin. "Social Studies" Series. 2011; 3(65):231-39. (In Russ.)
Информация об авторе
Ирина О. Шевченко, кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; [email protected]
Information about the author
Irina O. Shevchenko, PhD in History, associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya sq., Moscow, Russia, 125993; [email protected]