Научная статья на тему 'Институт отцовства: Актуальные проблемы в поле социологических исследований'

Институт отцовства: Актуальные проблемы в поле социологических исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
1829
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PATERNITY / THE SOCIAL ROLE OF THE FATHER / THE SOCIAL PRACTICES OF FATHERHOOD / ОТЦОВСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ОТЦА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ОТЦОВСТВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шевченко Ирина Олеговна

В статье предпринята попытка наметить спектр перспективных направлений социологических исследований отцовства. Рассматриваются юридические аспекты отцовства в РФ и с позиции социолога описываются основные проблемы, с которыми сталкиваются отцы при воспитании детей, будучи отлученными от них после развода родителей. Автор обращает внимание на роль отца в современной семье, особенно выделяя важность участия отца в процессе воспитания и социализации как мальчиков, так и девочек. Суждения автора основаны на сведениях о практике правоприменения и результатах собственного социологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fatherhood. Actual problems of sociological researches

The role of father and social practices of fatherhood in modern family are the central issues of this article. The author makes an attempt at outlining social aspects of present day fatherhood features in Russia. The main difficulties of after-divorce father and child relationships are viewed in a sociologist perspective. The author focuses on father's role in social upbringing of either a boy or a girl. The juridical aspects are considered as well. The considerations are based on law enforcement practice and the results of the author's own research.

Текст научной работы на тему «Институт отцовства: Актуальные проблемы в поле социологических исследований»

ИНСТИТУТ ОТЦОВСТВА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОЛЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Социология семьи

И.О. Шевченко

В статье предпринята попытка наметить спектр перспективных направлений социологических исследований отцовства. Рассматриваются юридические аспекты отцовства в РФ и с позиции социолога описываются основные проблемы, с которыми сталкиваются отцы при воспитании детей, будучи отлученными от них после развода родителей. Автор обращает внимание на роль отца в современной семье, особенно выделяя важность участия отца в процессе воспитания и социализации как мальчиков, так и девочек. Суждения автора основаны на сведениях о практике правоприменения и результатах собственного социологического исследования.

Ключевые слова: отцовство, социальная роль отца, социальные практики отцовства.

В основном законе страны (Конституции Российской Федерации) в статье 38 говорится: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях - равное право и обязанность родителей»1. Здесь об отцовстве как отдельно существующем явлении нет ни слова, зато институт отцовства отражается в Семейном кодексе Российской Федерации (ст. 1), который также утверждает равенство прав отца и матери: «Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права)» (ст. 61)2. Но несмотря на это сложившаяся практика правоприменения в отношении родителей не просто асимметрична, она утверждает преимущество женщин-матерей во всех его аспектах. Самым ярким примером этого является то, что при разводе 98% детей автоматически передаются матери.

© Шевченко И.О., 2010

Юридические аспекты отцовства

В других странах отцов ценят выше - им передают детей для постоянного проживания и воспитания в 15-30% случаев. Послераз-водное законодательство в развитых западных странах предусматривает также такое практически не известное в России явление, как совместная опека. Данные исследований подтверждают, что такой режим оказывает положительное влияние на выплату алиментов3, проблемой невыплаты которых недавно наконец озаботились российские власти. Между тем проблему эту невозможно решить только силовыми и репрессивными методами, что практикуется в Российской Федерации.

Роль отца в семье

В повседневной жизни семьи роли отцов и матерей неравнозначны. Вряд ли целесообразно ориентироваться на полную симметричность или взаимозаменяемость социальных ролей мужчин и женщин в современном обществе, но и не замечать однобокого отношения к отцам уже невозможно. «Функции воспитания детей по-прежнему переданы матерям, а мужчин либо вообще нет в семье, либо они рассматриваются лишь как кормильцы. При разводе судьи в подавляющем большинстве случаев отдают детей под опеку матери, не задумываясь о конкретных ситуациях, пренебрегая родительскими чувствами и способностями отца как воспитателя ребенка, руководствуясь распространенной в массовом сознании идеей безусловного инстинкта материнской заботы. Редко кто говорит об инстинкте отцовства», - отмечает С. Айвазова, главный научный сотрудник Института социологии РАН4. Социальный стереотип соответствует индустриальной и доиндустриальной эпохам, в то время как жизнь значительной части населения, в первую очередь работников умственного труда, давно уже претерпела существенные изменения.

У мужчин появилась возможность распределять свою физическую (и нервную) нагрузку так, чтобы не просто проводить больше времени дома, но и качественно по-другому участвовать в жизни собственной семьи. Женщины же давно получили право полноценно и разнообразно участвовать в жизни общества - работать, строить карьеру и т. д. Однако если наше общество было готово к индустриализации и научилось позитивно оценивать социальную активность женщин вне семьи, то до принятия ценностей следующего этапа развития общество еще не дозрело.

Феминизация общества начинается в семье с размывания у детей представлений о роли отца и мужа и отсутствия соответствующих позитивных образцов поведения и навыков, которые

традиционно считаются мужскими. С одной стороны, женщины вынуждены воспроизводить в своей жизни мужские функции и неизбежно приобретать мужские черты характера, с другой стороны, обыденные традиции не отводят мужчине достойного места в семейном быту. Семья же, в которой функции жизнеобеспечения занимают лишь часть времени, но не все совместное времяпрепровождение, может и должна вырабатывать свои ценности, свои нормы и правила оценки семейного поведения. Именно в этом и состоит суть сложностей семейного процесса определения ролей. Новые (внутрисемейные) навыки отца оцениваются не через призму совместно выработанных оценок, а по традиционно женским критериям, по его достижениям в той деятельности, которой он раньше не занимался и к которой его не готовили, что само по себе атавизм. Не случайно отец, много зарабатывающий вне дома и не участвующий в повседневной жизни семьи, по-прежнему может с большей вероятностью претендовать на роль успешного и авторитетного.

Традиционная семья - патриархальная, авторитарная, где авторитет родителей не обсуждается, а весь жизненный уклад социума только его укрепляет; роли девочек и мальчиков воспроизводятся в ней неизменным образом. Разводы - событие исключительно редкое. Ни традиционного уклада, ни традиционной семьи в чистом виде в России уже нет. Современная семья требует авторитетности родителей, и обсуждения в ней допускаются и приветствуются. Проблема авторитета отца затрагивает непосредственно воспитание и жизнь как мальчиков (будущих мужчин), так и девочек (будущих женщин). Матери проще в современной семье сохранить авторитет у детей, поскольку все-таки проблема материального обеспечивания семьи и сейчас решается в основном отцом (при его наличии, конечно), а мать чаще находится дома и принимает постоянное участие в жизни детей. Даже работающая мать не теряет традиционной роли женщины в семье. С отцовским авторитетом дело обстоит сложнее. Речь идет не о том, что мужчина «должен уметь сам забить гвоздь» - продемонстрировать свою маскулинность, а о том, что авторитет отца строится матерью ребенка. Конечно, необходимы желания и усилия самого отца, но без ее активных усилий не будут дети ценить папу - ни «большого начальника», ни простого инженера, ни капитана дальнего плавания.

Исследования, проведенные в европейских странах, показали, что удовольствие, получаемое отцом от работы, коррелирует с тем, считает ли он положительным или отрицательным отношение коллег к его родительским обязанностям5. При этом мужчины из более высоких социальных слоев считают отношение коллег

к своим отцовским обязанностям более положительным, они также считают допустимым в глазах коллег опоздать или уйти пораньше из-за проблем, связанных с ребенком, а также привести ребенка с собой на работу. «Новый отец» постиндустриальной эпохи не только зарабатывает деньги на содержание семьи, но и сам ухаживает за детьми и активно интересуется их проблемами. Такие отцы появились и у нас в стране. Другое дело, что пока этот тип «ответственного отца» не получил поддержки в российском обществе в связи с распространенностью стереотипа, что «не мужское это дело - с детьми нянчиться». Да и работодатели не в восторге. О том, чтобы предоставить работнику свободный или сокращенный график в связи с семейными обязанностями, и речи не идет. Любопытно, что при этом факт рождения ребенка у мужчины оценивается руководством положительно. «Отец - это мужчина с другим отношением к работе. Наличие более высокого уровня обязательств перед семьей трансформируется в повышенную ответственность перед компанией, - считает специалист департамента политического консультирования ЦКТ «PRОПАГАНДА» Николай Сапронов. - Он в большей степени дорожит своей работой, более активно ориентируется на положительную оценку результатов собственной деятельности»6.

С обыденной и распространенной в российском обществе точкой зрения, что отец нужен, скорее, мальчику, а девочка ближе к матери (соответственно, вполне может без общения с отцом обойтись), коренным образом не согласны психологи. Согласно современным представлениям специалистов-психологов, отец играет важнейшую роль в жизни ребенка независимо от его пола. Женский тип поведения формируется во взаимодействии с мужским типом, то есть для девочки - с отцом. Вероятно, в этом корень проблем многих женщин, не умеющих наладить отношения с мужчинами во вполне зрелом возрасте: разводятся и не создают новых семей примерно 2/3 женщин, выросших в неполной семье.

Эрих Фромм так объяснял значение отцовской любви в жизни ребенка: «Любовь матери - основная: ребенок почти никогда не рискует получить отказ в очередной порции тепла и ласки. Любовь же отца условна. До встречи с требованиями человеческого сообщества ребенок сталкивается с требованиями отца, и в случае их неисполнения может лишиться ощутимой части заботы и внимания. Отец в значительной мере является фигурой, в раннем детстве ребенка замещающей общество. Ребенок усваивает моральные установки отца, выраженные в ультимативной форме (за ослушанием неотвратимо следует наказание). Постепенно требования отца становятся требованиями ребенка к самому себе. А потом, когда

отца рядом нет, отношения с обществом выстраиваются по образцу отношений с отцом»7.

Отсутствие отца сопряжено с неизбежным нарушением процесса воспитания и социализации ребенка. И.С. Кон утверждал, что у детей, растущих без отца, часто понижен уровень притязаний; у них, особенно у мальчиков, выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы; мальчики в неполных семьях с трудом общаются как со сверстниками, так и со старшими, отсутствие мужчины в семье отрицательно сказывается и на успеваемости, и на самоуважении детей, они хуже усваивают мужские и женские роли и соответствующий стиль поведения. Соответственно, «вопреки мнению о незначительности отцовской роли, психологические исследования показывают, что наличие отцовской заботы положительно сказывается на психических качествах детей. Отец играет в семье не одну, а множество разных ролей, и его успех зависит от меры его успешности в каждой из них»8.

Снижение отцовского авторитета в семье вполне соотносится с государственной семейной политикой, где большинство пособий на детей получают женщины. Государство, помогая семье, в первую очередь, имеет в виду структуру «мать-ребенок» («мать-дети»), а не на «семья-дети». Система налоговых льгот по зарплате отца учитывает наличие у него детей лишь относительно, таким образом, его традиционная роль основного кормильца принижена, и адекватной замены этому еще не создано. Зато в современном обществе присутствует и распространяется тип женщины, умышленно выбирающей жизнь без мужа, но имеющей детей.

Знают ли социологи, сколько семей типа «мать-ребенок» создано сознательно руками женщин, которые сочли данную структуру единственно приемлемой, и сколько социальных и психологических проблем из-за этого возникло?

Институт отцовства и реализующие его практики - необходимые элементы гендерного порядка, соотношения мужских и женских ролей и деятельностей. Отцовство - одна из главных мужских идентичностей. Что значит отцовство для мужчины и как оно влияет на его субъективное благополучие, причем не вообще, а на разных стадиях жизненного пути? Это тоже одна из малоисследованных проблем.

Участие отца в жизни ребенка

На основе данных поискового исследования автор попытался выделить типы отцов (в соотнесении с их вкладом в содержание детей и степенью участия в жизни ребенка).

В полной семье с детьми, где есть мама и папа, можно обозначить следующие типы отцов.

«Активный отец» - участвует в воспитании ребенка наравне с матерью, всем интересуется. Принимает участие в повседневной жизни детей, по себе знает, что такое устроить ребенка в детсад, записаться и попасть на прием к врачу и т. п. Глядя на такого отца, удивляешься, как ему хватает времени на зарабатывание денег, чтобы обеспечивать семью.

«Осведомленный отец» - в курсе того, как себя чувствуют и как учатся дети, принимает решения относительно жизни детей вместе или вместо матери, но не обременяет себя повседневными обязанностями. В эту группу часто попадают слишком занятые работой отцы - как трудящиеся в офисах, так и работающие дома в своем кабинете.

«Присутствующий отец» - живет в семье, но не имеет авторитета у детей и, как правило, у жены тоже. С его мнением часто никто не считается, если он даже пожелает его высказать. Подобный тип складывается чаще всего из-за самоустранения отца от процесса выращивания и воспитания детей.

«Уникальный отец» - тип, встречающийся крайне редко: растящий детей вместо жены или без жены, обладающий такими знаниями и навыками, которые позволяют ему и с детьми справ-ляться,и работать.

Отец и ребенок после развода

В российском обществе сложилась устойчивая практика передачи детей (даже если их несколько) матери после развода и последующего вытеснения отца из их жизни. Как сложатся дальнейшие отношения родных людей, зависит прежде всего от матери и -в значительно меньшей степени - от желания отца видеть ребенка и участвовать в его воспитании. Все отцы в послеразводной ситуации неравномерно распределяются по следующим группам.

«Отвергнутый отец». Результат того, что обиженная бывшая жена пытается полностью устранить отца из жизни их общего ребенка. В эту категорию попадают и авторитетные отцы, ранее принимающие активное участие воспитании детей. Даже если активные и любящие детей отцы получают через суд «разрешение видеться с ребенком по соглашению с матерью» и мать обяжут «не препятствовать встречам отца с ребенком»9, выполнение этих решений никто не контролирует. Мать имеет полную возможность манипулировать ребенком. Органы опеки всегда принимают сторону матери, поскольку работают в них в основном женщины.

«Ограниченный в правах». Отцу разрешено видеться с ребенком в строго оговоренное время, чаще всего выбранное матерью, и он использует эту возможность, зачастую пренебрегая своими интересами (или интересами новой семьи), лишь бы не потерять контакта с ребенком.

«Счастливый». Отец, который сохраняет хорошие конструктивные отношения с матерью ребенка и имеет возможность с ней договариваться о том, когда он будет видеться с ребенком, на сколько дней он его возьмет, не ущемляя при этом своих интересов в угоду интересам матери ребенка.

«Пропавший» - пропадает сам, прекращая всякие контакты с детьми. Если не рассматривать асоциальных личностей, то это чаще всего это те отцы, чьи отношения с матерями детей не сложились в процессе брака или брак был вынужденным, в том числе связан с рождением того самого ребенка.

Пагубные последствия, к которым приводит изоляция ребенка от отца, в большинстве случаев необратимы хотя бы в силу тотальной феминизации воспитательных практик. За пределами семьи детей воспитывают почти исключительно женщины - в детском саду, в школе, в других детских учреждениях, поэтому лишение ребенка всего того, что может дать ему его родной отец, нечем компенсировать. И хорошо еще, если у ребенка есть «заменяющий взрослый» - дедушка, учитель, тренер. Но зачастую ребенок растет в полном женском окружении.

Суть этой проблемы отцовства при разводе заключается не в том, что отцы оставляют семью и детей (и надо обязательно вернуть отцов в семье), а прежде всего в том, что очень многим из них, любящим своих детей, не дают возможности быть отцами, что особенно несправедливо по отношению к отцам, если развод инициирует мать ребенка.

Любой судья скажет, что нет юридического основания для того, чтобы ограничить материнские права. Однако юридических оснований для ограничений прав отца также не существует, но этот факт не учитывается сложившейся практикой: презумпция недоверия к отцу, наряду с презумпцией доверия к матери, действует по умолчанию во всех случаях. Поэтому можно предположить, что популяция отцов, не желающих отвечать за ребенка, выращена руками женщин, сначала не усвоивших образцов женского семейного поведения, а впоследствии перенесших свои негативные эмоции в практическое русло социально приемлемым образом.

Мнение отцов о послеразводной ситуации (по материалам глубинных интервью автора)

В данной статье автор опирается на мнение разведенных отцов, готовых активно участвовать в судьбе ребенка, но лишенных этой возможности.

В той или иной степени все отцы отмечали:

- тенденциозность в поведении судьи в бракоразводном процессе и вытекающее из него неравенство возможностей матери и отца в воспитании ребенка;

- невозможность (или минимум возможности) встреч с ребенком в удобное время в комфортной для ребенка и отца обстановке;

- неожиданное поведение близких родственников, в том числе со своей стороны, в послеразводных отношениях с ребенком.

Отцы, не сохранившие хороших отношений с матерью ребенка, наблюдали у него:

- сохраняющуюся потребность в общении с отцом (на специфические «отцовские» темы, особым образом), дефицит которого никто не может восполнить;

- нарастающий со временем негативизм в восприятии отца (выражающийся как в стремлении высказывать мнение об отцовском поведении, так и выражающийся в дистанцировании от отца при общении);

- появление несвойственных ему ранее реакций, повлиять на которые отец уже не в силах.

Даже при наличии контакта с ребенком отцы отмечали у себя:

- снижение остроты восприятия неприятностей бракоразводного процесса со временем;

- одновременно возрастающее ощущение того, что в воспитании ребенка что-то упускается, безвозвратно теряется.

Именно на качественные аспекты депривации обращали в первую очередь внимание отцы. Количественные аспекты - сколько часов общения с ребенком в неделю им отводилось, сколько денег с них требовали и т. д. - оставались на периферии сознательного отношения к разводу и его последствиям. Таким образом, «активные» отцы оставались отцами и после искусственного разделения семьи и невозможность выполнять свою отцовскую роль воспринимали достаточно остро.

Автор статьи не разделяет мнения о кризисе отцовства, если иметь в виду социально-психологическое явление. Речь может идти о кризисе отцовства в России как социальном институте, потому что средства массовой коммуникации формируют негативное общественное мнение, а правовые практики закрепляют

неравенство отца. Между тем уже и в России появилось немало общественных организаций, поддерживающих и продвигающих идею «ответственного отцовства». Таким образом, кризис отцовства можно рассматривать и как аспект кризиса института семьи в целом.

Примечания

Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2008. С. 15.

Семейный кодекс Российской Федерации от 08.12.1995 (№ 223-Ф3). М.: Юридическое образование, 1996. С. 3, 31.

Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 238-239.

Айвазова С. Отцы и дети // Сайт газеты «Известия». [М., 10.01.2007]. URL: http://www.izvestia.ru/comment/article3100015/ (дата обращения: 11.03.2009). Арчакова Т.О. Современное отцовство: баланс между работой и семьей [Электронный ресурс] // Портал психологических изданий «PsyJournals.ru». URL: http://psyjournals.ru/articles/d6317.shtml (дата обращения: 05.08.2009). Отцовство - двигатель карьеры [Электронный ресурс] // Сайт Института проблем предпринимательства. [М., 31.08.2008]. URL: http://www.ippnou.ru/ article.php?idarticle=001662 (дата обращения: 17.02.2009). Фромм Э. Искусство любви. Минск, 2000. С. 46-48.

8 Кон И.С. Отцовство // Сайт онлайн-энциклопедии «Кругосвет». [М., 2009]. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_peda-gogika/ottsovstvo.html (дата обращения: 06.08.2009).

9 Цитаты из реального документа: Решения суда по делу «Об участии отца в воспитании ребенка» // Архив автора.

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.