УДК 37.035.6
Мусаткина В.А.
Образ отца в восприятии русских и китайских девушек (на примере учащихся ВГУЭС)
The image of father as it completed in the mind of Russian and Chinese girls
(based on example of VSUES)
В статье В.А. Мусаткиной идет речь о восприятии образа отца у русских и китайских девушек, роли отца в воспитании и дальнейшей жизни дочери, а так же выборе жизненной мотивации и партнеров для создания семьи. Автор приводит данные исследования 2009 года с целью показать изменения сознания дочерей России и Китая от древности до наших дней.
Ключевые слова: образ представления, «отцовская фигура», типологии отцов, «Сексуальный импринтинг»
♦
In the article the problem of the image of father as it completed in the mind of Russian and Chinese girls is examined. The fathers role in the daughters education and her own life are examined too. The author analyzes 2009 year research results. The target of this investigation is to present the dynamics of Russian and Chinese daughters mind from ancient days to contemporary.
Key words: the model of imagination , «the figure of father», fathers typology, «sexual imprinting»
В современном обществе таких стран, как Китай и Россия, происходит глобальная переоценка моделей семьи и представлений о правильном поведении мужчины и женщины в обществе. Если обращаться к причинам вышеуказанных изменений, прежде всего следует обратиться к семье, как к первому социальному институту, в котором формируются основные представления о предметах и о мире, а также об отношении к тем или иным явлениям. Одни родительские установки (представления о мире) будут заменены при последующем индивидуальном опыте личности, другие человек пронесет через всю свою жизнь.
Одним из таких явлений, укореняющемся в представлении ребенка в раннем возрасте и на протяжении всего существования, является образ отца. Доказано, что для развития гармонично развитой личности для ее воспитания необходимы оба родителя: мать и отец. Но важность роли матери всегда была известна, а вокруг фигуры отца и его ценности для ребенка, особенно для дочери, возникают все новые дискуссии и споры.
Важно подчеркнуть, что во многом влияние отца определяется социально-культурными нормами страны, в которой он воспитывается и создает семью, так как от представления о взаимоотношении полов напрямую зависит воспитание его ребенка.
В 2009 году автором этой статьи было произведено исследование, позволяющее проследить взаимосвязь общих, биологически-психологических тенденций развития образа отца с учетом культурно-исторического наследия двух стран с новыми, иногда кардинально отличающимися от предыдущих взглядов на данную проблему, представлениями, а также выявить сходства и отличия образа отца у современных девушек России и Китая. На основе знания современных тенденций, представления можно прогнозировать дальнейшее развитие и сотрудничество этих стран.
Начнем с понятия «Образ представления». В психологии это — исходная форма развития и развертывания психической жизни личности. Сохраненные в памяти образы представления улучшают ориентацию животных в среде, а у человека становятся достоянием духовной жизни, итогом его чувственного познания мира, основой прогноза для познания и действия [1].
В раннем детстве ребенок начинает выстраивать взаимоотношения с родителями и с окружающим его миром. Ученые выяснили, что уже в возрасте трех-четырех лет (когда начинается активное наблюдение за отцом и желание занять место матери рядом с ним), у дочери начинает интенсивно формироваться субъективный образ отца.
В современном обществе существует такое явление, как взаимопроникновение культур и свободный доступ к информации, создающее большую вариативность поведения отца, в зависимости от его личностного роста и включенности в социальную жизнь общества.
Исследовав несколько предлагаемых категорий отцов, был составлен перечень представлений об отце, включающий в себя следующие [8; 7; 4]:
Податливый отец — мужчины этого типа склонны к сибаритству. Им проще позволить ребенку тонну конфет и неограниченные компьютерные игры — лишь бы папу не отрывали от любимого футбола или книги. Такой отец, как правило, за выходные расшатывает режим ребенка и доводит до исступления жену, которая всю неделю пытается привить ребенку азы дисциплины. Он избегает конфликтов с ребенком.
В результате, дочери-дошкольницы обожают таких пап, зато уже в подростковом возрасте они перестают уважать отца, начинают грубить ему и вести себя вызывающе. Сделав небольшое усилие над собой, такой отец довольно быстро втягивается в более интенсивные отношения с ребенком, начинает получать удовольствие от игр с ним и становится прекрасным воспитателем.
Отец-муравей — роль отца ограничена снабженческими функциями, ведь каждый папа может поделиться с ребенком куда более важными вещами, чем содержимое кошелька. Сколько бы занятой папа ни откупался от детей подарками, в глубине души он неудовлетворен, раздражен и испытывает чувство вины за то, что подменяет подлинное внимание игрушками. Дочери охотно пользуются родительским кошельком, но не прощают равнодушия и отсутствия подлинного интереса к их судьбе.
Отец-контролер — этот отец не может пройти мимо маленького нарушения порядка. Он требует к себе беспрекословного внимания и строго взыскивает за каждую провинность.
Как правило, такой отец читает ребенку длинные нотации, выбирает книги, которые надо читать, вид спорта, которым надо заниматься, и кружки, которые надо посещать. «Контролер» часто ругает и унижает дочь при посторонних. Неделя без сладкого, месяц без телевизора - вот его суровые приговоры. Таких отцов дети боятся, стараются скрыть от них свои ошибки. И, впоследствии, у дочерей часто развивается низкая
самооценка, неуверенность: «Я плохая, поэтому отец мною недоволен».
Идеальный отец — принимает дочь такой, какая она есть, и помогает ей утвердить свою личность. Он может послужить ей примером и в выборе профессии. Но время от времени знает, что иногда нужно «отпускать вожжи», чтобы заботы о дочери не стали ей в тягость. Дочь такого родителя вырастет уравновешенной, будет относиться к людям с доверием.
Отец — покровитель — буквально носит дочь на руках, но авторитет его не очень велик. Он стремится убрать все препятствия на пути ребенка. Дочери таких отцов, как правило, рано выходят замуж, так как привыкли к постоянной о себе заботе. Однако если они не получат такой заботы в будущем, жизнь их может сложиться неудачно.
Отчужденный отец — больше критикует, чем хвалит. Он никогда не раздает свою нежность даром. Его дочь будет принципиально взыскательна как в личной жизни, так и в своей профессии. Но это создает риск, что она вызовет неприязнь у людей, не умеющих оценить ее требовательность.
Нежный отец — никогда не сердится. Окружающее его не заботит, все внимание — дочери. Его любят, но не слишком серьезно к нему относятся. В отличие от него самого, его дочь будет исключительно взыскательна к самой себе.
Отец — тиран — не скупится на сердитые замечания и не устает ранить человеческое достоинство своей дочери. Можно сказать, что это акцентуация Отца-контролера. Защищаясь, девушка сама становится агрессивной или же доверяет свою судьбу мужчине в роли грозного карателя. Отцам важно помнить, что силовые методы воспитания редко приносят позитивный результат.
Конечно, самый лучший образ отца — идеальный отец, полностью выполняющий свои функции по отношению к дочери и развивающий в ней уверенность и позитивное отношение к мужчинам. К сожалению, не все отцы понимают, что неправильное воспитание и негативная окраска отношений с дочерью могут повредить развитию ее личности и препятствовать возникновению новых отношений с мужчинами.
На данный момент в странах России и Китае происходит переоценка роли женщины в обществе и семье, в ее взаимоотношениях с мужчиной, где сегодня она может занимать равную с партнером позицию или являться лидером. Хотя и до сих пор отмечается тенденция к дискриминации по половому признаку, скорее это можно отнести к социально-культурному наследию этих стран, где развит так называемый «патриархальный стиль» мышления.
В прошлом (для обеих стран: Китая и России) это выражалось в образе представления об отце как о мужчине властном, всемогущем и решительном, не склонном к проявлению позитивных чувств к дочери. Для этого периода характерны такие категории отцов, как отец- тиран, отчужденный отец и отец-контролер.
Поэтому важно, с какими представлениями о взаимоотношениях полов мужчина создает семью, так как от этого напрямую зависит воспитание его ребенка.
Начиная с древности и до недавнего времени в Китае пропагандировалось и поощрялось пренебрежительное отношение отца (старшего в роду) к ребенку женского пола. Вырастая, девушка продолжала подчиняться отцу, мужу и семье мужа. То есть, веками вырабатывалась система взглядов, с помощью которых осуществлялось воспитание женщины, формируя ее восприятие и систему ценностей. Фигура отца у девочек Китая до 30-х годов 20-го века включительно рассматривалась как божество, которому нужно беспрекословно подчиняться, в противном случае
девочку могли просто убить. Смирившись с лишениями и тяготами, а также с осознанием того, что она в семье «человек второго сорта», девочка постоянно трудилась, стараясь угождать и жертвуя собой [2].
В двадцатом веке происходит изменение сознания женщин, они становятся более решительными и уверенными в себе, хотя в отдаленных провинциях еще сильно влияние традиций в семье. Но происходит приток новой информации и попытки изменить текущее положение вещей. В настоящее время Китай является прогрессивной страной, но, в то же время, нельзя не учитывать влияния духовных истоков.
Именно поэтому актуальным является временной «срез» — он дает представление о реально существующих стереотипах должного поведения и представлений, которые во многом несут в себе идеи религий, традиций, но также впитали в себя современные тенденции интеграции мировой цивилизации.
Формирование образа отца зависит от той среды, в которой воспитывается девочка. В детстве ей рассказывают сказки, где ясно показываются взаимоотношения между отцом и дочерью, между мужчиной и женщиной, место женщины в мире, ее роль в обществе. Позже девочка знакомится с религией, откуда впитывает информацию должного и одобряемого поведения женщин.
Воспитанный в духе христианства отец точно так же передаст свои представления дочери, а она, основываясь на полученные знания, тут же создаст образ отца, соответствующий моральному, религиозному и культурному наследию своей семьи.
В России отношение к женщинам неоднозначно. Во времена язычества женщина была вольна выбирать свою судьбу, становясь либо «богатыркой», либо матерью большого семейства. Культ богинь «Мать Сыра Земля», Лада, Макошь, — позволял ей это. С приходом христианства, а также в средние века, происходит закрепощение женщины на государственном уровне, если вспомнить «Домострой» Сильвестра [3], цель которого - дать рецепт контроля за дочерью, женой, матерью, что и осуществляется:
1) через контроль доходов и денежных сумм;
2) через подчинение себе, а не жене ключника — домоправителя;
3) через лишение женщины права принимать самостоятельные решения;
4) через присвоение мужской половиной дома права вмешиваться в области, традиционно принадлежавшие женской половине (воспитание детей, контроль за продуктами питания, женскими рукоделиями и т. п.). Во времена правления Екатерины II многие стереотипы поведения разрушаются, сейчас же обществом все еще одобряется тип «женщины для семьи». Две трети мужчин в России выступили «за» «семейный» образ женщин. В дочери ценится верность, преданность, мягкость, нежность, терпимость. При этом жертв ради семьи от нее ожидают, но если она откажется от многого ради своего дела, работы, это понравится лишь немногим. Такая точка зрения присуща в большей степени мужчинам. В данное время женщин, хоть и в меньшей степени, чем мужчин, привлекают традиционные патриархальные идеалы, примерно половина из них — сторонницы этих идеалов [10].
Наименее привлекательными являются качества, связанные с независимостью женщины, ее активностью, стремлением во что бы то ни стало сделать карьеру.
Таким образом, на данное время уже невозможно говорить о непременном подчинении женщины мужчине как в России, так и в Китае; ценится инициатива женщины в принятии решений, ее самореализация не только в семье, но и за ее пределами. Такая позиция одобряется
обоими полами [10, с. 93].
До недавнего времени психологи считали, что отец начинает иметь значение для девочек старше трех лет, когда в них пробуждается интерес к различию между полами. Однако сейчас ученым стало известно, что идентификация по полу свойственна ребенку с самого рождения, и в связи с этим присутствие отца на ранних ступенях развития дочери совершенно необходимо.
По утверждению психологов, на характер отношений отца и дочери ничто не влияет так, как позиция матери. Если девочка растет в атмосфере взаимного доверия и любви между родителями, у нее формируется доброжелательное отношение к отцу [7].
Отец интересен не больше, а по-другому, не так, как мать. В своих играх с отцом девочка получает опыт общения с человеком другого пола, в ее сознании закрепляется представление о разнице между мужчиной и женщиной. Обнаружив эту разницу как нечто положительное и радостное, девочка утверждается в своей женственности, отталкиваясь от противоположности, в отличие от подражания матери.
Отец — это первый мужчина, которого девочка встречает в жизни, и долгое время она считает его единственным. Их встреча происходит, когда ребенок еще не знает, что мужчин в мире много, что они разные и их можно «выбирать». Оттого, как сложатся отношения отца и дочери в первые пять — семь лет, зависит, кем будут для нее мужчины во взрослой жизни. В отношениях с отцом девочка учится быть женщиной, и с ним же впервые себя таковой ощущает.
Сначала дочь даже не может представить, что другие мужчины существуют и бывают не такими, как папа. К тому времени, когда она начинает влюбляться (то есть годам к четырем), ей уже известно, кто такие мужчины и какие отношения с ними должны складываться. Именно должны, потому что, если мальчик не соответствует папиному образу, девочка его даже не заметит, так как он не станет для нее представителем другого пола, и, если их отношения не напомнят ей ее отношения с папой, то она назовет их бессмысленными и скучными. Примерно в этом же возрасте, четырех-пяти лет, девочка начинает испытывать бессознательное эротическое влечение к отцу и желание устранить мать, воспринимаемую ребенком в этой ситуации в качестве соперницы. Фрейд и Юнг называли эту стадию комплексом Электры, и считали, что личность формируется в зависимости от переживания этого комплекса, им же и в значительной мере регулируется дальнейшее поведение. В этот период «влюбленности в папу», важно не позволять ребенку говорить плохо про мать, осуждать, когда дочь попытается помешать общению родителей. Отцу в этот момент важно донести до ребенка следующую идею: «Я люблю тебя. Ты моя замечательная дочка. Я люблю маму. Она моя прекрасная жена» [7, с. 20].
Справиться с этим комплексом ребенку помогает одна из форм психологической защиты — идентификация, что и происходит к пяти-шести годам: девочка решает проблему, идентифицируясь с матерью, что ведет к развитию нормальной сексуальности [1, с. 228].
В первые школьные годы отец неоценим в роли заинтересованного слушателя, тактичного советчика и твердого наставника. В отрочестве же дочери становятся скрытными с отцами. В это время они, как правило, больше общаются с матерью, хотя постоянно наблюдают за папами. Больше всего в тот момент их интересует, как складываются отношения между родителями: они «примеряют на себя» родительский брак по шкале: «Это мне подходит. А вот это у меня будет совершенно иначе» [2, с. 19].
Свои первые робкие увлечения девочка чаще обсуждает с подруга-
ми и мамой. Отцу остается довольствоваться смутными намеками. Чем больше такта и великодушия он проявит, тем охотнее дочь станет делиться с ним своими сердечными переживаниями. По-настоящему страдают многие отцы тогда, когда их дочь влюбляется всерьез. Ревность и враждебное отношение к избраннику, который смеет прикасаться к дочери, - очень распространенная реакция отцов, и это очень опасно, так, как может сформироваться образ так называемого «Тирана-отца», осуждающего и запрещающего. Девочка-подросток очень чувствительна, а этот период у нее может возникнуть полное отторжение мужчин из-за крупной ссоры с отцом. В возрасте 11-15 лет у детей начинается тяга к собственному полу и неприятие противоположного. Именно за счет этого мальчики тянутся к мужчинам (и начинаются конфликты с матерью), а девочки — к женщинам. И из-за этого девочка-подросток может начать воспринимать отца как врага (если нет гармоничных отношений в семье): в этот период все мужчины воспринимаются как враги. Поэтому отцам, если они хотят создать у дочери положительный образ родителя, нужно проговорить, что они уважают свою дочь и считаются с ней, а запреты исходят только потому, что родители очень любят свою дочь и волнуются за нее [2].
Конечно, для того, чтобы у ребенка сформировался позитивный сценарий будущей жизни, необходимо совмещение множества факторов. Одним из важнейших является низкий уровень тревоги. Ребенок, которого хотели и ждали, которого любят «просто так», потому что он есть, а не за успехи в школе или в музыке; который растет и знает, чтобы с ним не случилось, родители всегда будут на его стороне, такой ребенок, глобально доверяя родителям, в дальнейшем будет доверять окружающему миру и, по выражению известной исследовательницы женской психологии Карен Корни, будет «двигаться к другим людям».
В психологии даже есть понятие — «отцовская фигура». Так обозначают тех, кто будет в жизни ребенка, а потом и взрослого играть роль лидера, руководителя, начальника, авторитета. Отцовской фигурой может быть школьный учитель-мужчина, директор школы, преподаватель в вузе, начальник на работе. Общаясь с этими людьми, женщина переносит на них те отношения, которые у нее в детстве складывались с отцом.
И отец должен знать, что, являясь чаще всего первым объектом противоположного пола для дочери, бессознательно фиксируется ею в самом раннем детстве в качестве идеальной модели мужчины. Если это «впечатывание» образа произойдет успешно и он, когда дочка достигнет подросткового возраста, снова «подтвердит» свой авторитет, то, став взрослой, она будет искать себе мужа, похожего на отца, иногда даже не осознавая этого [6].
Более того, если отец сформирует у дочери позитивное представление о мужчинах вообще, то во взрослой жизни ее отношения с ними будут складываться благополучно.
Результаты последних научных изысканий, проведенных венгерским университетом Пекса, стали еще одним доказательством существования феномена, который получил название — сексуальный имприн-тинг.
Более ранние исследования показали, что женщины, даже если они были удочерены, используют своих отцов в качестве образца при выборе потенциального мужа. Тот факт, что подобное поведение наблюдалось у женщин с приемными отцами, позволяет говорить, что импринтинг возникал в процессе получения жизненного опыта, а не передавался на генном уровне. Это подтверждается другими работами, продемонстрировавшими, что импринтинговая связь теряется, если у женщин в детстве
были плохие взаимоотношения с родителями, в частности, с отцами.
Группа венгерских ученых измерила пропорции лица членов 52 семей. Они выяснили, что существует сильная корреляция между обликом молодых мужей и отцами их жен, в особенности это касается пропорций лица в его центральной части — глаз и носа. В свою очередь, женщины продемонстрировали сходство с матерями своих супругов, продемонстрировав одинаковые пропорции в нижней части лица — губ и формы челюсти.
Руководитель исследований Тамаш Берецки рассказывает: «Полученные нами результаты подтверждают гипотезу сексуального имприн-тинга, которая предполагает, что дети формируют мысленный образ своего родителя противоположного пола и впоследствии ищут партнера, который бы подходил под эту схему восприятия» [9].
По всей видимости, схожесть, сама по себе, не играет роли при выборе партнера, поскольку участники эксперимента не продемонстрировали использование в процессе выбора образа родителя одного с собой пола, отмечают ученые. По их мнению, мужчины и женщины выбирают в качестве модели различные области лица своих родителей, делая это в соответствии со своими общими сексуальными предпочтениями характерных черт лица.
Таким образом, рассмотрев все доступные данные, выявлено, что образ отца формируется у дочерей с раннего детства, зависит от личностных, физических и поведенческих особенностей отца. Большую роль в формировании образа играет социально-культурный компонент, так как в процессе развития каждая страна проходит свой, уникальный и неповторимый путь, приобретая свою, отличную от иных мораль и представления о семье, обществе, нормах. Рассмотрев исторически сложившиеся отношения «отец-дочь» в таких странах, как Россия и Китай, а так же современные тенденции влияния на создание образа отца, можно заключить, что образ представления об отце у российских девушек будет незначительно отличаться от такового у китайских девушек.
Несмотря на сходное историческое развитие культурно-нравственных установок и гендерных стереотипов в этих странах, выражающихся в распространенном видении отца как главы семьи (обращаясь к типологии образа: отца - тирана, отца - контролера, отчужденного отца), в России в средние века намечается тенденция к более гармоничным и открытым отношениям между отцами и дочерьми. Так, в русской сказке «Аленький цветочек» можно увидеть образ идеального отца, в то время, если обращаться к китайским сказкам и мифам, можно увидеть лишь подчиненную роль девушки в семье, готовую безропотно сносить тяготы жизни, приносить себя в жертву интересам семьи и угождать отцу.
Для исследования современного образа отца в восприятии русских и китайских девушек была подготовлена база на территории ВГУЭС; сформирована выборка, состоящая из студентов старших курсов русской национальности (30 испытуемых) и студентов старших курсов китайской национальности (30 испытуемых). Общий объем выборки составил — 60 человек, возраст респондентов — 18-23 года.
Эмпирические методы исследования: проективная методика «Рисунок семьи»; «Неоконченные предложения»; Контрольная таблица прилагательных «Оценка основных качеств личности отца», Модификация методики «культурно-ценностный дифференциал» Рыжовой С.В. и Сол-датовой Г.У. дали результаты, коротко отраженные в таблице «Оценка основных качеств личности отца».
По полученным данным на 2009 год девушки обеих стран на примере учащихся ВГУЭС рассматривают качества и поведение своих отцов
следующим образом: (диаграмма 1) [10].
При рассмотрении положительных качеств отца, закрепившихся в культуре, у китайских девушек самые распространенные это — мудрость, строгость, активность и забота. У девушек из России — работоспособность, лидерство (доминантная позиция в семье), понимание в общении с близкими. Однако, несмотря на то, что эти качества (по ответам русских девушек) закреплены в культуре нашей страны, данные испытуемые отмечают несоответствие между представлениями в культуре и современной жизнью в России. Как уже упоминалось, многие девушки считают необоснованными негативные замечания отцов в адрес семьи, в последующем изучении одной из методик можно наблюдать следующие ответы: вопрос № 6: «Отец не должен вести себя — агрессивно» (14 респондентов), вопрос № 7: «Считаю, что большинство отцов — легкомысленны» (8 респондентов).
Идеал отца у китайских девушек наполнен такими качествами, как: мудрость, терпимость, забота, строгость и сила. Представительницы России вкладывают в идеальный образ отца лидирующее положение в семье, заботу о близких, ответственность и верность.
Привлекательность отца для дочери играет большую роль для российских девушек, причем 12 испытуемых отметили негативную сторону привлекательности мужчин и отцов: мужчина не должен быть слишком красив или умен, потому что тогда его легче увести из семьи. Таким образом, может выражаться тревожность и неуверенность в стабильности существующих или будущих семей. Для русских девушек в 4 случаях из 30 наиболее важна физическая привлекательность мужчин и отцов, в 8 случаях наиболее ценятся интеллектуальные и душевные качества.
При рассмотрении ответов китайских девушек можно увидеть следующее: для 8 испытуемых внешний вид не играет роли, в 13 случаях привлекательными считаются социально успешные и активные отцы, указывается так же желаемая привлекательность (высокий рост и широкие плечи), также считается привлекательной аккуратность отца.
Обращая внимание на незаконченные предложения, касающиеся ценностных ориентаций отца, то есть основных мотивов поведения, можно увидеть следующее: и русские и девушки из Китая отмечают высокий процент приверженности отцов карьере (21 респондент Китая; 17 респондент России) и семье (12 русских опрашиваемых, 21 опрашиваемые Китая). Независимость мужчин (отцов) признают и считают положительным проявлением 6 китайских девушек из 30, 5 из 30 относятся к независимости отцов негативно. Русские испытуемые позитивно смотрят на независимость отцов в 18 случаях из 30, негативно в 5 случаях. В 3 случаях была замечена крайне негативное отношение к мужской независимости, так как у испытуемых России она связывалась с угрозой своему благополучию.
Корректировка личности — это те качества или поведение, которое хотелось бы в той или иной мере изменить дочерям. Русские испытуемые отметили, что им хотелось бы изменить в отце: излишнюю легкомысленность, тягу к алкогольным напиткам, и, как уже упоминалось ранее, необоснованное негативное поведение в семье. На незаконченное предложение № 16: «Самое худшее, что может сделать отец..» 19 русских и 17 китайских респондентов ответили: ударить (причинить боль). В последующей беседе было выявлено, что русские девушки подразумевают под высказыванием: «причинить боль» — физическое наказание, для китайских девушек это же высказывание может означать физическое воздействие (в 5 случаях из 17) и моральные страдания (в 12 случаях из 17).
Важно помнить, что отец для дочерей является первым объектом
рассудительный успешный отв етств енный
надежный
уверенный в
себе
непостоянный жестокий эмоци она льный активный мудрый бесстрастный пунктуальный аккуратный доьрый
противоположного пола и бессознательно фиксируется в качестве идеальной модели мужчины, формируя представление о мужчинах в целом, влияя на последующие отношения дочери с противоположным полом.
Таким образом, выявлено, что образ отца оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь дочери и доказано, что роль отца в семье незаменима при формировании гармоничной, психически здоровой и духовно развитой личности. На основе рассмотрения исторических фактов и элементов культуры выявлены традиционные образы представления об отце, и при рассмотрении последних данных особенно ярко видны изменения этого образа, его большая вариативность, что позволяет создавать типологии отцов.
Учитывая все вышеизложенное подтверждается гипотеза о различии образа отца в восприятии девушек России и Китая по личностным, физическим и поведенческим характеристикам, так как в России переоценка и социализация женщины в семье и обществе имела место быть не несколько веков ранее, нежели в Китае. Полученные в исследовании данные ясно указывают на различие представлений об отце, и дают надежду на то, что, зная отличия и особенности восприятия у девушек, семьи России и Китая смогут создавать более позитивно настроенных к отцам и поиску партнеров в жизни дочерей, сильных, открытых и женственных.
♦
Литература
1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 707 с.
2. Доменак Ж.-Л., Хуа Ш. Семейные отношения в Китае: Пер. с франц. М., 1991. 236 с.
3. Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя»/ Общественные науки и современность, 1995, № 3. 172 с.
4. Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке. Психологические проблемы самореализации личности, под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб, 1997. 247 с.
5. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. СПб, 1998.
6. Мусаткина В.А. Образ отца в восприятии русских и китайских девушек на примере учащихся ВГУЭС, // XI международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых исследователей «Интеллектуальнй потенциал вузов на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР», 2009.
7. Нарицын Н.Н., Отцы и дочери [Электронный ресурс] URL: http:// health.familydoctor.ru/joumal/mdex.php-id=29&d=619.htm — [Дата обращения: 10.11.2009]
8. Нечаева Н.А. Идеал женщины в структуре гендерных картин мира. Гендерные тетради. Выпуск второй, под. ред. А.А. Клецин. СПб, 1999, 290 с.
9. Тамаш Берецки «Сексуальный импринтинг» [Электронный ресурс] URL: http://www.sunhome.ru/psychology/13156 [Дата обращения: 02.02. 2009]
10. Хвостов А.А., Афонасенко Е.В. Моральное сознание двух культур: китайская и российская молодежь // Развитие личности. 2002. № 2. с. 49—60