2016, том 18 [8]
—--—
УДК: 159.9+316.6
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КРОВНЫХ И ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ ИЗ СЕМЕЙ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ НАРУШЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1 2 Е.И. Николаева , Ю.Б. Мелешева
1ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» г. Санкт-Петербург, Россия
2ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» г. Елец, Россия
Аннотация. Целью исследования было сопоставление характеристик родителей и детей из приемных и кровных семей с разной степенью конфликтности детско-родительских отношений. В обследовании приняли участие 20 замещающих и 7 кровных семей. Все испытуемые были разделены на группы: приемные семьи с разной степенью конфликтности между детьми и родителями и кровные семьи с нарушенными детско-родительскими отношениями. У родителей и детей оценивали формально-динамические характеристики (Я. Стреляу), эмоциональный интеллект (Д. Люсин), экстраверсию-интроверсию и нейро-тизм. В отличие от приемных семей, где конфликты преимущественно связаны с особенностями детей, в кровных семьях конфликтные отношения обусловлены более низкими параметрами эмоционального интеллекта и высокими значениями нейротизма и экстравертированности родителей.
Ключевые слова: приемные семьи, кровные семьи, детско-родительские отношения, подростки.
Институт приемного родительства в настоящее время активно развивается. Это позволяет многим детям, оставшимся без попечения родителей, приобрести навыки семейной жизни, что повышает вероятность для них в дальнейшем создания полноценной семьи [1]. Тем не менее, постоянно возникают ситуации, при которых приемные родители не могут справиться с детьми, имеющими существенные особенности в развитии, и даже отказываются от них [2]. Сложности воспитания обычно возникают не тогда, когда ребен-
ка берут на воспитание в дошкольном возрасте, но существенно позднее, когда ребенок вступает в пубертатный период [3]. В настоящее время этому факту найдено объяснение, связанное с тем, что негативные переживания, перенесенные ребенком вследствие отказа от него родных родителей, способствуют слому механизма ответа на стресс, который должен активно заработать в подростковом возрасте [3—5].
В то же время трудности воспитания подростков нередки и в кровных семьях. Пред-
—--—
~ 27 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
ставляло интерес сравнить характеристики родителей и детей, связанные с особенностями эмоционального состояния и способами управления эмоциональными переживаниями, поскольку именно они отражают специфику реагирования на стресс [6]. Все это предопределило цель данного исследования: сопоставить характеристики родителей и детей из приемных семей разной степени конфликтности.
Материалы и методы. В обследовании приняли участие 20 замещающих семей, в том числе 20 приемных матерей в возрасте от 36 до 65 лет, и 20 подростков в возрасте от 11 до 17 лет (средний возраст 14,2 ± 2,3 года), а также 7 кровных родителей и 7 их детей-подростков (от 12 до 15 лет), пришедших на консультацию к психологу в связи с проблемными детско-родительскими отношениями. На приемных 6 детей приемные родители оформляют отказ; у 6 детей складываются конфликтные отношения с приемными родителями.
Все испытуемые были разделены на четыре группы: приемные семьи, принявшие решение отказаться от ребенка; приемные семьи с конфликтными отношениями между детьми и родителями; успешные приемные семьи, которые справлялись со своими обязанностями по воспитанию детей без выраженных конфликтных ситуаций; кровные
семьи, в которых были конфликтные отношения с родными детьми-подростками.
Были использованы следующие методики: методика диагностики темперамента Я. Стреляу [5], методика, направленная на оценку экстраверсии-интроверсии и ней-ротизма Г. Айзенка [6], методика для измерения эмоционального интеллекта (опросник ЭмИн Д.В. Люсина [7]).
Результаты и их обсуждение. Сначала был описан эмоциональный интеллект родителей. Оказалось, что между приемными родителями отсутствуют различия по этому параметру, тогда как целый ряд показателей кровных родителей существенно ниже (табл. 1): они хуже управляют своими и чужими эмоциями и не могут контролировать собственную экспрессию.
Оценка эмоционального интеллекта у детей обнаружила принципиально другую картину (табл. 2). У всех приемных детей из конфликтных семей и семей, отказывающихся от детей, значимо ниже эмоциональный интеллект фактически по всем шкалам по отношению к приемным детям из благополучных семей. Но дети из кровных семей имеют сниженные показатели только по отношению к детям из успешных приемных семей. При этом они обладают теми же особенностями, что и приемные дети из семей с конфликтными детско-родительскими отношениями.
Таблица 1
Эмоциональный интеллект у родителей в семьях разной степени конфликтности
Шкала УПС ППС ПСОР КПС
Управление чужими 22,3 ± 2,1 21,3 ± 1,3 21,4 ± 3,1 18,4 ± 2,1*
эмоциями
Управление своими 17,2 ± 5,4 20,2 ± 8,4 21,3 ± 11,1 15,2 ± 7,1*
эмоциями
Контроль экспрессии 14,5 ± 5,4 13,4 ± 3,3 13,2 ± 4,2 9,1 ± 7,3*
Примечание: УПС — успешные приемные семьи, ППС — проблемные приемные семьи, ПСОР — приемные семьи, отказывающиеся от ребенка, КПС — кровные проблемные семьи; ЭИ — эмоциональный интеллект. * — различия с уровнем значимости р < 0,05, ** — р < 0,01 (критерий Манна— Уитни).
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
Николаева Е.И., Мелешева Ю.Б. Сравнительные характеристики кровных и приемных родителей...
-----
Таблица 2
Эмоциональный интеллект у подростков в семьях с разной степенью конфликтности (баллы)
Шкалы УПС ППС ПСОР КПС
Понимание чужих эмоций 21,2 ± 5,1 17,3 ± 4,2* 15,2 ± 2,6* 15,2 ± 3,3*
Управление своими эмоциями 18,4 ± 9,3 9,3 ± 4,6** 7,5 ± 1,6** 9,6 ± 3,4**
Понимание своих эмоций 20,5 ± 5,7 13,3 ± 4,4** 10,2 ± 1,2** 16,3 ± 4,6*
Межличностный ЭИ 44,2 ± 9,0 36,3 ± 5,2 38,6 ± 1,5 33,2 ± 7,1*
Внутриличностный ЭИ 43,3 ± 12,1 27,3 ± 6,1 26,8 ± 1,5* 30,1 ± 8,4*
Примечание: обозначения как в табл. 1.
Наконец, были сравнены результаты родителей (у детей по этому параметру значимых различий не обнаружено), полученные с помощью методики Г. Айзенка. Данные с особой отчетливостью показывают, что если в случае приемных семей конфликтность преимущественно исходит от детей, то в кровных
семьях характеристики, провоцирующие конфликт, есть у родителей (табл. 3). Уровень нейротизма у кровных родителей, имеющих конфликтные отношения с подростками, в три раза выше, чем у приемных родителей, отказывающихся от приемных детей.
Таблица 3
Особенности экстравертированности и нейротизма у родителей в семьях с разной степенью конфликтности (баллы)
Шкалы УПС ППС ПСОР КПС
Экстраверсия 8,4 ± 3,2 8,2 ± 3,4 9,1 ± 5,5 13,2±4,4**
Нейротизм 7,5 ± 3,1 6,8 ± 2,3 5,6 ± 3,2 18,3±5,5**
Примечание: Обозначения как в табл. 1
Выводы:
1. Показатели управления своими и чужими эмоциями, а также контроль экспрессии у кровных родителей, имеющих конфликтные отношения с собственными детьми подросткового возраста, ниже, чем у приемных родителей вне зависимости от степени конфликтности отношений в приемных семьях.
2. Показатели эмоционального интеллекта у кровных детей не ниже, чем у приемных детей из семей с разной степенью конфликтности детско-родительских отношений.
3. Кровные родители, имеющие конфликтные отношения с собственными детьми-подростками, имеют высокие уровни нейро-тизма и экстравертированности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Николаева Е.И., Япарова О.Г. Особенности личностных характеристик детей и родителей в эффективных и неэффективных приемных семьях // Вопросы психологии. 2007. №.6. С. 37—43.
2. Николаева Е.И., Япарова О.Г. Ребенок свой и чужой. Ребенок в родной и приемной семье: проблемы и их решение. М.: ООО «ЭЛПИС», 2013.
3. Gunnar M.R., Quevedo K. The Neurobiology of Stress and Development // Annu. Rev. Psychol. 2007. V. 58. P. 145—173.
4. Меренкова В.С., Николаева Е.И. Влияние анамнеза матери на здоровье детей первого и второго года жизни // Психология образования в поликультурном пространстве. 2010. Т. 3. № 3. С. 53—60.
5. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007.
~ 29 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
6. Стреляу Я., Митина О., Завадский Б., Бабаева Ю., Менчук Т. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения): Учебно-методическое пособие. М.: Смысл, 2007.
7. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3—22.
8. Айзенк Г.Б. Универсальные тесты профессора Айзенка. М., 2001.
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF NATIVE AND ADOPTIVE PARENTS FROM FAMILIES WITH DIFFERENT DEGREE OF THE PARENT-CHILD RELATIONSHIP DISRUPTION
1 2 E.I. Nikolaeva , Yu.B. Melesheva
lHerzen state pedagogical university Saint-Petersburg, Russia 2Eletz state university, Russia
Annotation. The aim of the study was the comparison of characteristics of parents and children of adoptive and biological parents with varying degrees of conflict parent-child relationship. 20 adoptive and 7 biological families were participants. All subjects were divided into two groups: adoptive families with varying degrees of conflict between parents and children and the biological families with a disrupted parent-child relationships. Unlike adoptive families, where conflicts are mainly associated with the characteristics of children, in the biological families a conflict relationship due to the lower parameters of emotional intelligence and high values of neuroticism and extraversion.
Key words: adoptive family, biological family, parent-child relationships, teenagers.
REFERENCES
1. Nikolaeva E.I., Japarova O.G. Osobennosti lichnostnyh harakteristik detej i roditelej v jeffektiv-nyh i nejeffektivnyh priemnyh sem'jah. Voprosy psihologii, 2007, no. 6, pp. 37—43 (in Russian).
2. Nikolaeva E.I., Japarova O.G. Rebenok svoj i chuzhoj. Rebenok v rodnoj i priemnoj sem'e: proble-my i ih reshenie. Moscow, OOO "JeLPIS", 2013 (in Russian).
3. Gunnar M.R., Quevedo K. The Neurobiology of Stress and Development. Annu. Rev. Psychol., 2007, vol. 58, pp. 145—173 (in Russian).
4. Merenkova V.S., Nikolaeva E.I. Vlijanie anamneza materi na zdorov'e detej pervogo i vtorogo goda zhizni. Psihologija obrazovanija v polikul'tur-
nom prostranstve, 2010, vol. 3, no. 3, pp. 53—60 (in Russian).
5. Prihozhan A.M., Tolstyh N.N. Psihologija si-rotstva. 2-e izd. St.Petersburg, Piter, 2007 (in Russian).
6. Streljau Ja., Mitina O., Zavadskij B., Baba-eva Ju., Menchuk T. Metodika diagnostiki tempera-menta (formal'no-dinamicheskih harakteristik pove-denija): Uchebno-metodicheskoe posobie. Moscow, Smysl, 2007. (in Russian).
7. Ljusin D.V. Novaja metodika dlja izmerenija jemocional'nogo intellekta: oprosnik JemIn. Psiho-logicheskaja diagnostika, 2006, no. 4, pp. 3—22 (in Russian).
8. Ajzenk G.B. Universal'nye testy professora Ajzenka. Moscow, 2001 (in Russian).