УДК 159.9.072
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A MEANS OF FUTURE PSYCHOLOGISTS' EMOTIONAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT
© 2015
Л.А. Забродина
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
L.A. Zabrodina Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
Важным профессиональным качеством психолога является эмоциональная компетентность. Поэтому в условиях вуза необходимо развивать эмоциональный интеллект будущих психологов. Для решения этой задачи наиболее эффективным средством является социально-психологический тренинг.
One of the important professional qualities a psychologist should possess is emotional competence. Therefore, it is necessary to develop future psychologists' emotional intelligence while teaching them at the university. The most effective way to do that is social and psychological training.
Ключевые слова: эмоциональная компетентность, эмоциональный интеллект, социально-психологический тренинг, методы эмоциональной саморегуляции.
Keywords: emotional competence, emotional intelligence, social and psychological training, methods of emotional self-regulation.
Профессиональное мастерство психолога формируется в процессе деятельности, а его профессионально важные качества развиваются и совершенствуются в процессе учебно-профессиональной деятельности в высшем учебном заведении. Поэтому важной задачей вуза является формирование профессионально важных качеств специалиста.
Одним из наиболее важных качеств будущего психолога является эмоциональная компетентность, основу которой составляет эмоциональный интеллект. Поэтому развитие эмоционального интеллекта будущих психологов - важная задача учебно-профессиональной деятельности вуза.
В психологической литературе представлены различные методы развития эмоционального интеллекта: методы эмоциональной (психофизиологической) саморегуляции (методы релаксации, медитативные техники, дыхательные техники, визуализация (представление образов), якорные техники), методы влияния и контрвлияния, игровые методы, сюжетно-ролевое моделирование, разбор конкретных случаев из жизни клиента, кейсовые ~62
случаи, арт-терапевтические методы и др. (Д. Гоулман, Н. Холл, И.Н. Холопонин, Д.В. Люсин, И.Н. Мещерякова и др.).
Данные методы развития эмоционального интеллекта могут быть реализованы с помощью различных средств, но наиболее эффективным, на наш взгляд, является социально-психологический тренинг как один из результативных методов активного обучения.
Исследование развития эмоционального интеллекта посредством социально-психологического тренинга проводилось на базе ПГСГА среди студентов I и II курсов психолого-педагогического направления очного отделения факультета психологии. Выборка составила 69 студентов, возрастной диапазон - от 18 до 20 лет.
Для исследования уровня эмоционального интеллекта студентов были использованы следующие диагностические методики: «Определение эмоционального интеллекта» (Д. Гоулман); «Определение уровня эмоционального интеллекта» (Н. Холл); методика «Прогноз», разработанная в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначенная Поволжский педагогический вестник. 2015. №3(8)
для определения уровня нервно-психической устойчивости личности.
На этапе сбора эмпирических данных было проведено обследование студентов по всем диагностическим методикам.
Результаты методики Д. Гоулмана свидетельствуют о том, что у 9% студентов наблюдался высокий уровень, у 37% -средний уровень и у 54% - низкий уровень общего эмоционального интеллекта.
Результаты диагностической методики Н. Холла показывают, что у 4% студентов был обнаружен высокий уровень, у 39% испытуемых - средний уровень, у 57% - низкий уровень эмоционального интеллекта.
По результатам методики «Прогноз» было выявлено, что 20% студентов имеют высокий уровень, такое же количество испытуемых имеет средний уровень и 60% -низкий уровень устойчивости в стрессовых ситуациях.
Таким образом, полученные результаты показали, что у большинства студентов определен средний или низкий уровни эмоционального интеллекта. Это говорит о том, что испытуемые не всегда способны контролировать свои эмоции, понимать и распознавать эмоции других людей и свои собственные, управлять своими эмоциями.
Студенты, имеющие низкий уровень эмоционального интеллекта, были приглашены для участия в экспериментальной программе социально-психологического тренинга по развитию эмоционального интеллекта. Часть студентов с низким уровнем эмоционального интеллекта, которые не смогли по разным причинам посещать программу социально-психологического тренинга, вошли в контрольную группу (19 человек). Остальные студенты приняли участие в эксперименте и составили экспериментальную группу (17 человек).
На следующем этапе исследования была разработана и реализована экспериментальная программа социально-психологического тренинга «Формирование эмоционального интеллекта будущих психологов».
При разработке программы тренинга мы опирались на работы И.Н. Мещеряковой [1].
Целью программы социально-психологического тренинга стало развитие эмоционального интеллекта будущих психологов.
Данная цель решалась с помощью следующих задач:
1) повысить уровень знаний об эмоциональном интеллекте, его составляющих;
2) развить умение осознавать свои эмоции и эмоции других, понимать собственные чувства и чувства партнера по общению, вербализовать их;
3) научиться контролировать собственные эмоциональные состояния и управлять ими при взаимодействии с другими;
4) овладеть эффективными способами снятия эмоционального напряжения, управления интенсивностью эмоций, методами эмоциональной саморегуляции;
5) отработать способы эффективной коммуникации на основе эмоциональной компетентности;
6) сформировать умение устанавливать и поддерживать позитивные межличностные отношения на основе эмоциональной компетентности.
При разработке и реализации программы социально-психологического тренинга мы опирались на ряд принципов: добровольности, активности, осознанности, единства теоретических знаний и практических умений и навыков, постоянной обратной связи.
Группа участников тренинга была открытой и формировалась на добровольных началах.
Встречи со студентами экспериментальной группы проводились два раза в неделю в свободное от занятий время, во второй половине дня. Тренинг включал в себя 12 занятий-встреч, которые длились по 2,5-3 часа.
Каждое занятие тренинга состояло из теоретического и практического разделов.
Цель теоретического раздела заключалась в формировании эмоциональной компетентности студентов.
В теоретическом разделе предлагались для рассмотрения темы, в которых уточнялось понятие «эмоциональный интеллект», раскрывались составляющие эмоционального интеллекта, факторы, влияющие на его формирование. При проведении занятий были использованы различные методы активного обучения: дискуссии, проблемные лекции, мозговой штурм и др.
Практический раздел тренинга был нацелен на приобретение студентами умений идентифицировать, понимать и вербализовать свои эмоции и эмоции партнера по общению; управлять эмоциями и контролировать собственные эмоциональные состояния.
Практический раздел был условно разделен на три части: вводную, основную и заключительную, каждая из которых решала свои конкретные задачи, определяющие ее содержание.
В ходе вводной части занятия проводились упражнения, направленные на устранение эмоциональных барьеров, напряжения, а также игры с целью создания доверительных отношений в группе, стимулирования желания работать в команде.
Основная часть занятия занимала большую часть времени (3/4) и была направлена на решение основной цели тренинга. Она была реализована с помощью игровых (сюжетно-ролевое модели-
Таблица 1
Соотношение средних значений по исследуемым показателям эмоционального интеллекта
рование, игровые упражнения, ситуационные игры), арттерапевтических (коллаж, изотерапия, музыкотерапия, сказко-терапия) методов, психогимнастики и др.
В заключительной части занятия подводился итог, проводилась рефлексия, формировалась позитивная установка на дальнейшее сотрудничество.
После реализации экспериментальной программы тренинга было проведено повторное обследование испытуемых экспериментальной и контрольной групп. Затем был проведен сравнительный анализ результатов, полученных до и после проведения экспериментальной программы тренинга, по всем диагностическим методикам с целью определения динамики развития эмоционального интеллекта студентов и оценки эффективности программы социально-психологического тренинга.
Статистическую обработку полученных результатов проводили при помощи статистической программы STADIA 6.3, рег. №1354. При обработке были использованы статистические критерии Вилкоксона, Ван дер Вардена и критерий знаков.
Рассмотрим результаты сравнительного анализа развития эмоционального интеллекта студентов после статистической обработки (полученные результаты наглядно представлены в табл. 1, 2).
Результаты диагностической методики Д. Гоулмана Результаты диагностической методики Н. Холла
Внутренний EQ Социальный EQ Экзистенциональный EQ Общий EQ Эмоциональная осведомленность Управление своими эмоциями Самомотивация Эмпатия Распознавание эмоций других людей Общий EQ
До 39,82 41,32 40,32 119,56 8,16 2,04 7,44 8,8 34, 68 19,84
После 41,92 42,56 42,52 125,6 11 6,76 10,76 11,24 51, 6 16, 8
Таблица 2
Соотношение средних значений по исследуемым показателям эмоционального интеллекта _в контрольной группе до и после реализации экспериментальной программы_
Результаты диагностической методики Д. Гоулмана
Результаты диагностической методики Н. Холла
а
м «
8 8 Я
я м
а
м
5 8
3 Я л п а я я о
и
58
3 я
Л
8 о 8 Я Я
н о 8 со И О
а
м
а
м
58 8 а
Ю
О
и «
о о
8
л
«
сз 8 О 8 Я О £ О
¡9
о о 8 8
а>
«
£ О
8 О И о о 8 8
а>
«
и
«
8 Я а и 8 Н О
и
8 £
8 Е О
О =8 5 и
2
«
8
и
^
Л
8 58
Ч 8
сЗ Рч
СУ
м
58 8 а
ю О
.Ж
38,10
40,53
41,17
118,5
8,67
2,04
7,03
10
8,67
36,82
После
38,10
41,42
41,78
120,5
8,32
6,5
8,53
10
8, 75
38,10
По всем шкалам методики Д. Гоул-мана у испытуемых экспериментальной группы до и после реализации социально-психологического тренинга результаты имеют достоверно значимые статистические различия. У испытуемых контрольной группы по шкалам данной методики достоверно значимые статистические различия не выявлены.
Высокие результаты определены у испытуемых экспериментальной группы по шкале «Внутренний EQ» после проведения программы тренинга. Полученные результаты показывают, что участники тренинга благодаря игровым упражнениям («Ассоциации», «Представь себе...», «Письмо своему внутреннему эмоциональному интеллекту» и др.) научились осознавать свои эмоции, анализировать их и выражать словами. Арт-терапевтические методы (музыкотрерапия, танцевальная терапия) позволили студентам овладеть умениями управлять своими эмоциями и поведением. Сюжетно-ролевое моделирование, работа с зеркалом позволили студентам приобрести умения открыто выражать свои эмоции и чувства в приемлемой форме, управлять интенсивностью своих эмоций.
Положительная динамика наблюдается в результатах по шкале «Социальный EQ» после проведения социально-психологического тренинга у испытуемых экспериментальной группы. Мы считаем, что это стало возможным благодаря методам разбора конкретных случаев и проблем из жизни участников тренинга, сю-жетно-ролевого моделирования. Студенты
в процессе выполнения такого рода заданий научились распознавать эмоции других людей, устанавливать и поддерживать позитивные межличностные отношения на основе эмоциональной компетентности, конструктивно разрешать конфликтные ситуации. До проведения социально-психологического тренинга студенты отмечали, что у них возникали сложности в разрешении конфликтных ситуаций из-за того, что они не всегда верно определяли эмоциональные состояния других людей.
У испытуемых экспериментальной группы после реализации программы тренинга была отмечена положительная динамика в результатах по шкале «Экзистенциальный EQ». Это свидетельствует о том, что на социально-психологическом тренинге студенты овладели методами эмоциональной саморегуляции, эффективными способами снятия эмоционального напряжения, реагирования на проявление негативных эмоций. Для повышения уровня экзистенциального EQ особенно эффективными, на наш взгляд, стали методы саморегуляции и арт-терапии, которые позволили участникам тренинга полностью сконцентрироваться на своих ощущениях и эмоциях.
Кроме того, после реализации социально-психологического тренинга среди студентов экспериментальной группы была выявлена положительная динамика в результатах по шкале «Общий EQ». Это связано с тем, что уровень эмоционального интеллекта студентов этой группы значительно увеличился после проведения экспериментальной программы тренинга,
и поэтому у них не был выявлен низкий уровень эмоционального интеллекта.
Сравнительный анализ результатов до и после внедрения программы тренинга «Формирование эмоционального интеллекта будущих психологов» у испытуемых экспериментальной группы по всем шкалам методики «Определение уровня эмоционального интеллекта» (Н. Холл) показывает достоверно значимые статистические различия. У испытуемых контрольной группы подобные изменения не выявлены, не определены достоверно значимые статистические различия, хотя у некоторых студентов наблюдалась положительная динамика по некоторым шкалам.
Положительная динамика результатов, выявленных у студентов экспериментальной группы после проведения социально-психологического тренинга, наблюдается и по шкале «Эмоциональная осведомленность». До проведения экспериментальной программы большинство студентов имели низкий и средний уровни эмоциональной компетентности. Студенты были слабо осведомлены о своем внутреннем состоянии, им трудно давалась рефлексия эмоциональных состояний. В процессе экспериментальной программы тренинга большое внимание уделялось вербализации эмоций, рефлексии эмоциональных состояний и целенаправленному пополнению эмоционального словаря студентов, что способствовало повышению уровня эмоциональной осведомленности.
У испытуемых экспериментальной группы отмечены высокие результаты по шкале «Управление эмоциями» после проведения социально-психологического тренинга. Мы считаем, что применение игровых методов (ролевая, ситуационная игра, игровые упражнения), методов саморегуляции (самовнушение, самокорректировка, самоприказ, составление формул самовнушения) в процессе программы тренинга позволило студентам приобрести умения контролировать свои эмоции, вызывать желательные эмоции, самостоятельно снимать эмоциональное напряжение различными эффективными способами.
Среди студентов экспериментальной группы после участия их в тренинге просматривается положительная динамика по шкале «Эмпатия». Студенты отмечали, что после проведения социально-психологического тренинга они стали более чувствительны к эмоциональному состоянию других людей, легче стали понимать своих товарищей, сопереживать им, что улучшило их межличностные отношения с сокурсниками. Мы считаем, что этому способствовали специально подобранные игровые упражнения по развитию эмпатии, а также арт-терапевтические методы (сказкотерапия, музыкотерапия, рисуночная терапия), сюжетно-ролевое моделирование.
В экспериментальной группе после реализации программы социально-психологического тренинга значительно повысились показатели по шкале «Распознавание эмоций других людей». Следует подчеркнуть, что до проведения тренинга студенты отмечали, что им было достаточно сложно распознавать чужие эмоции. Это зачастую было причиной недопонимания, а затем и межличностных конфликтов в группе сверстников. После участия в программе тренинга и выполнения специально разработанных упражнений студенты приобрели умения, помогающие лучше понимать эмоции партнера по общению. Анализ конкретных случаев из жизни студентов позволил им освоить способы эффективной коммуникации.
Сравнительный анализ результатов до и после внедрения программы «Формирование эмоционального интеллекта будущих психологов» у испытуемых экспериментальной группы продемонстрировал достоверно значимые изменения по всем шкалам методики «Прогноз»: уровень нервно-психической устойчивости будущих психологов стал выше. Студенты в процессе тренинга освоили некоторые приемы саморегуляции, которые помогли им более эффективно справляться с негативными переживаниями в стрессовых ситуациях. У испытуемых контрольной группы значительных изменений не выявлено.
Итак, сравнительный анализ результатов, полученных до и после реализации экспериментальной программы «Форми-
рование эмоционального интеллекта бу- тативным средством развития такого важ-
дущих психологов», показал, что данная ного профессионального качества буду-
экспериментальная программа эффектив- щих психологов, как эмоциональная ком-
на, она успешно развивает эмоциональ- петентность.
ный интеллект, а значит, является резуль-
Литература
1. Мещерякова И.Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе // Вестник Тамбовского ун-та. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 1(81). С. 157-161.