Научная статья на тему 'Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста'

Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7731
860
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ЧУВСТВА / НАСТРОЕНИЕ / АФФЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ДОШКОЛЬНЫЙ / ВОЗРАСТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / EMOTIONS / FEELINGS / MOOD / AFFECT / EMOTIONAL SPHERE / PRESCHOOL AGE / EMOTIONAL DEVIATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева Виктория Владимировна, Байкенова Айнур Ермековна, Шевченко Виктория Евгеньевна

Данная статья посвящена проблеме развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. В статье представлена экспериментальная работа по проблеме исследования, включающая констатирующий эксперимент. В заключении авторы приходят к выводу о том, что выявленные особенности эмоциональной сферы у старших дошкольников и уровень эмоционального развития детей данной категории говорят о необходимости коррекционной работы по стабилизации эмоциональной сферы старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Николаева Виктория Владимировна, Байкенова Айнур Ермековна, Шевченко Виктория Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the emotional sphere development of the preschool children

The paper is about the issue of emotional sphere development of the preschool children. It describes an empirical work on the research comprising the ascertaining experiment. The authors infer the conclusion about the necessity of correction of the level of emotional development of preschoolers in alignment with the milestones of their development for the sake of stabilizing their emotional sphere.

Текст научной работы на тему «Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Николаева

Виктория Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольной и психолого-педагогической подготовки Карагандинского государственного университета имени академика Е.А. Букетова

Viktoriia V. Nikolaeva

Candidate of Pedagogic Sciences, Docent, Professor at the Department of Preschool and Psychological and Pedagogical training of Karagandy State University named E.A. Buketov

Байкенова Айнур Ермековна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психодиагностики Российского государственного гуманитарного университета

Ainur E. Baikenova

Master of Pedagogic Sciences, Lecturer at the Department of Preschool and Psychological and Pedagogic training of Karagandy State University named E.A. Buketov

Шевченко

Виктория Евгеньевна

Исследователь Карагандинского государственного университета имени академика Е.А. Букетова, педагогического факультета, специальности 5В010100 -«Дошкольное обучение и воспитание»

Viktoriia E. Shevchenko

Researcher of Karagandy State University named E.A. Buketov, Pedagogical faculty, 5В010100 - «Preschool training and upbringing»

УДК 373.2: 159. 942

Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Features of the emotional sphere development of the preschool children

Данная статья посвящена проблеме развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. В статье представлена экспериментальная работа по проблеме исследования, включающая констатирующий эксперимент. В заключении авторы приходят к выводу о том, что выявленные особенности эмоциональной сферы у старших дошкольников и уровень эмоционального развития детей данной категории говорят о необходимости коррекционной работы по стабилизации эмоциональной сферы старших дошкольников.

Ключевые слова и словосочетания: эмоции, чувства, настроение, аффект, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, эмоциональные нарушения.

The paper is about the issue of emotional sphere development of the preschool children. It describes an empirical work on the research comprising the ascertaining experiment. The authors infer the conclusion about the necessity of correction of the level of emotional development of preschoolers in alignment with the milestones of their development for the sake of stabilizing their emotional sphere.

Keywords: emotions, feelings, mood, affect, emotional sphere, preschool age, emotional deviation.

Современная педагогика направлена на формирование эмоционально образованного, творческого человека, адекватно реагирующего на стремительные изменения в обществе и отвечающего современным требованиям жизни. Специальные исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Я.З. Неверович, А.Г.Гогоберидзе, Т. А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина и другие) определяют тесную связь мышления, интеллекта и эмоциональных процессов, отмечают, что уровень эмоционального развития непосредственно влияет на формирование личностных линий, интеллектуальное и социальное развитие личности. В области психолого-педагогического знания, проблема эмоционального развития личности ребенка занимает важное место и является одной из наиболее дискуссионных, считает А. Г. Гогоберидзе [1].

Для более целого представления об эмоциональной сфере психологи выделяют эмоции [2, с. 810], аффекты [2, с.65], чувства [2, с.768], а также такие эмоциональные состояния как настроение [2, с.445], стресс [2, с. 810] и другое.

Считается, что изучение эмоций в психологии началась со статьи У. Джеймса «Что такое эмоция?» [3]. У. Джеймс предложил уйти от понятия эмоции как душевного состояния. До него эмоции рассматривались как психологические реакции, на какой- либо объект или ситуацию, и эти психологические реакции вызвали изменения в теле человека. Например, человек огорчен из-за некого события и вследствие этого он плачет. Но У. Джеймс предложил по-иному посмотреть на этот процесс. Сначала происходит физическая реакция на какое-либо событие и осознание этих процессов и есть эмоция. Т.е. причиной эмоций является физическое воздействие внешних раздражений на нервы (например, человеку грустно, потому что он плачет). Он обращал внимание на тот факт, что если из сильной эмоции убрать телесные проявления этой эмоции, то не останется никакого «психического материала», из которого эта эмоция могла бы образоваться. В итоге остается только холодное интеллектуальное восприятие.

К таким же выводам, независимо от У. Джеймса, пришел датский медик и анатом К. Ланге. Но, по его мнению, эмоции возникают из-за расстройства иннервации кровеносных сосудов. Поэтому данная теория названа в честь этих двух ученых. Теория эмоций Джеймса-Ланге так же показывает, что мы можем управлять своими эмоциями, совершая действия, характерные для желаемой эмоции [4].

У детей дошкольного возраста происходит интенсивное физиологическое и психологическое развитие. Тело ребенка претерпевает множество изменений: развиваются и увеличиваются в размерах внутренние органы, увеличивается мышечная масса, усложняется и развивается структура и функционирование головного и спинного мозга. Происходит развитие зрительной, слуховой и кожно-двигательной чувствительности. Все эти процессы влияют на психическое, личностное, эмоциональное развитие ребенка [4, с.252].

В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в жизни ребенка. Так, Т. А. Данилина [5] говорит о том, что в этот возрастной период эмоциональные реакции носят импульсивный и непосредственный характер. В раннем возрасте эмоции более выражены, чем в дошкольном детстве. Это связано с тем, что ребенок не умеет управлять своими переживаниями и эмоции начинают управлять его поведением. Из - за этого происходит более бурное и непроизвольное проявление эмоций. Взрослый легко может определить эмоции ребенка, потому что они проявляются и в мимике ребенка, и в его поведении в целом.

К концу периода раннего детства и приближении кризиса 3 лет у ребенка появляется аффективное поведение при возникновении у него трудностей. Эта эмоциональная вспышка появляется, когда у ребенка не получается сделать что-то самостоятельно и рядом не оказывается взрослого, который мог бы помочь. Так же ребенок может демонстрировать подобное поведение из-за нехватки внимания со стороны взрослых. Аффективное поведение постепенно проходит, если взрослые спокойно реагируют на поведение ребенка. В дошкольном детстве аффективное поведение или полностью перестает проявляться, или его интенсивность снижается. Эмоциональный фон ребенка становится более стабильным ребенка, отмечает Л.С. Выготский [6].

Но на эмоциональную сферу ребенка также влияют изменения в сфере познания и самосознания. Ребенок начинает больше использовать речь, в том числе и для выражения своих эмоций. Это приводит к тому, что постепенно он начинает контролировать свои эмоции. Например, ребенок 3-4 лет чаще проявляет свои негативные эмоции плачем, дети старшего дошкольного возраста в большей степени выражают их посредством слов. Но контроль эмоций, особенно связанный с физиологическими потребностями, сложен для дошкольников. Эмоции все еще могут носить импульсивный характер. Меняются эмоции и при трудовой деятельности ребенка. В основном это вызвано появлением коллективной деятельности. Благодаря этому ребенок начинает испытывать радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение

от хорошего выполнения своей части работы и недовольство, если он подвел коллектив, к такому выводу приходит Я.З. Неверович [7].

В ситуации соперничества у ребенка возникают сильные эмоции. Это связано с тем, что ребенку приходится сравнивать себя с товарищем, оценивая свои возможности, он стремится к достижению личных успехов. Чаще всего эмоции по отношению к сопернику носят негативный характер. Это связано с личным соперничеством детей. Ребенок не аргументирует свое негативное отношение к оппоненту. Он только выражает свое отношение к нему. При этом наблюдается низкий уровень сопереживания к оппоненту. Иная картина при групповом соперничестве. В данном случае предпочтительны цели группы, а не личные. При групповой деятельности личные неудачи или достижения не так заметны. Все это снижает уровень негативных реакций. Ситуации, в которых ребенок выступает как пассивный наблюдатель, могут вызывать разные эмоциональные реакции. Если ребенок уверен в своих силах, то он способен радоваться успехам других. Если в своих силах ребенок не уверен, то успехи других будут вызывать зависть [7, с. 56].

В дошкольном возрасте сильные положительные эмоции у ребенка возникают при сравнении его с любимым персонажем или с положительным литературным героем. Это сравнение дошкольник производит только мысленно. При этом он уверен, что в подобных ситуациях он поступит так же, как и этот герой. Желание помочь другим у него также возрастает, считает Г. А. Урунтаева [8].

Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В дошкольном возрасте, как и в раннем, дети все еще эмоционально зависимы от взрослых. Т. А. Данилина отмечает, что эмоциональное самочувствие ребенка зависит от того радуется ли взрослый успехам ребенка, сопереживает ли ему при неудачах и прочее. Ласковое отношение к ребенку и проявления к нему внимания способствуют нормальному развитию личности ребенка. Общительность и доброжелательность взрослого влияет на развитие положительных социальных качеств у ребенка. В таком случае ребенок доверяет взрослому и не боится контактировать с окружающими людьми. Если же взрослый невнимателен к ребенку, то это снижает социальную активность последнего. Это может выражаться в плаксивости, неуверенности в себе, агрессии по отношению к сверстникам, ребенок может замыкаться в себе [5, с. 112].

В дошкольном возрасте дети стремятся к совестной деятельности со сверстниками, которая эмоционально насыщеннее, чем со взрослыми. Это вызывает более сильное экспрессивно-мимические проявление соответственно. При общении со сверстниками у ребенка есть больший диапазон коммуникативных действий. Он может спорить, обманывать, навязывать свое мнение, жалеть и прочее. При недостатке эмоциональных контактов со сверстниками эмоциональное развитие ребенка может развиваться значительно дольше. Между 2 и 6 годами у ребенка происходит формирование чувства личности и культурной идентичности. При этом ребенок испытывает сильные эмоциональные переживания. Он должен научиться интегрировать их в структуру своей личности [8, с.182].

Изучив особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, мы провели опытно-экспериментальную работу с детьми старшего дошкольного возраста на базе детского сада КГКП «Алпамыс» г. Караганда. В эксперименте приняло участие 56 детей, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы.

Целью констатирующего эксперимента явилось выявление начального уровня эмоционального развития старшего дошкольного возраста.

Для обследования детей нами были использованы методики Е.И.Изотовой [9], М.Люшера [10], М.З.Друкаревич [11]. Данные методики наиболее полно характеризуют особенности эмоционального развития и наличие негативных эмоциональных проявлений и подходят для проведения диагностического психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.

1. Методика «Эмоциональная идентификация» (автор Е.И.Изотова) [9].

Цель: выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития; возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.

Методика проведения теста: детям показывают изображения лиц людей, задача детей определить их настроение и назвать эмоцию. Определить необходимо такие эмоции, как радость, печаль, гнев, страх, презрение, отвращение, удивление, стыд, интерес, спокойствие. Сначала детям предлагались изображения (фотографии), по которым было легко узнать эмоциональные состояния, затем схематические (пиктограммы) изображения эмоциональных состояний. Дети должны были соотнести схематическое изображении эмоций с фотографическим. После того, как дети называли и соотносили эмоции, мы предлагали каждому ребёнку

изобразить разные эмоциональные состояния на своем лице.

Оценивалось восприятие экспрессивных признаков (мимических), понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, вербализация эмоций, воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность), актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений, индивидуальные эмоциональные особенности. Также оценивались виды педагогической помощи, которая потребовалась ребёнку: ориентировочная (о), содержательная (с), предметно - действенная (п - д). Все данные заносились в протокол и оценивались в баллах. По данной методике мы выявили следующие результаты, которые отражены в сводной таблице 1, рисунке 1.

2. Методика «Цветовой тест» (автор М.Люшер) [10].

Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности.

Методика проведения теста: ребёнку предлагается выбрать из предложенного ряда цветовых карточек самый приятный для него в настоящий момент цвет, затем наиболее приятный из оставшихся - и так до последней карточки. Выбранные карточки педагог переворачивает. Педагог фиксирует в протокол все выбранные ребёнком карточки в позициях от 1 до 8.

Цветовой тест М.Люшера показал наличие тревожности и агрессивности, которые отражены в таблице 1, рисунке 1.

3. Методика «Рисунок несуществующего животного» (автор М.З.Друкаревич) [11].

Цель: выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов.

Методика проведения теста: детям предлагается на чистом листе бумаги простым карандашом средней мягкости нарисовать животное, которого нет в природе. Детям даётся инструкция, что нельзя рисовать животное, которое они видели в мультфильмах. Каждый ребёнок должен придумать своё животное, и дать ему необычное имя и рассказать о нём.

Оценивается расположение животного на листе бумаги, характер линий и их толщина, размер животного, наличие у него частей тела и их количество, положение головы относительно рисующего, наличие дополнительных частей тела, имя животного и рассказ о нём.

Результаты проведённой диагностики развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет по методикам занесены в таблицу 1.

Таблица 1. Уровень развития эмоциональной сферы старших дошкольников по 3 методикам (констатирующий эксперимент).

Уровни Методики Контрольная группа Экспе жментальная группа

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Методика «Эмоциональная идентификация» (автор Е.И.Изотова) 25% 36% 39% 22% 38% 40%

Методика «Цветовой тест» (автор М.Люшер) 28% 30% 42% 32% 28% 40%

Методика «Рисунок несуществующего животного» (автор М.З.Друкаревич) 23% 32% 45% 20% 34% 46%

Сравнить результаты в контрольной и экспериментальной группе, полученные на констатирующем этапе эксперимента можно путем наложения диаграмм (Рисунок 1-2).

Контрольная группа (констатирующий эксперимент)

50% 40% 30% 20% 10% 0%

28% 30%

Методика Е.И.Изотовой Методика М. Люшера ■ Высокий ■ Средний

Методика М.З. Друкаревич

Рисунок 1 Динамика эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста по З методикам в контрольной группе (констатирующий эксперимент)

Рисунок 2 Динамика эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста по З методикам в экспериментальной группе (констатирующий эксперимент)

Таким образом, по сумме 3-х методик были получены следующие результаты сформированности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста: 57% детей (контрольная группа) и 54% (экспериментальная группа) показали низкий результат; 18% детей (контрольная группа) 25% (экспериментальная группа) показали средний результат; 25% (контрольная группа) и 21% (экспериментальная группа) детей показали высокий результат.

Результаты констатирующего эксперимента представлены на рисунке 3.

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

высокий уровень средний уровень низкий уровень

■ контрольная группа ■ экспериментальная груша

Рисунок 3 Результаты констатирующего эксперимента

Таким образом, проведенное исследование (констатирующий эксперимент) показало, что у детей старшего дошкольного возраста имеются особенности развития эмоциональной сферы. Дети часто ошибались в понимании эмоциональных состояний, особые трудности у них вызывала идентификация таких эмоций, как: спокойствие, презрение, отвращение, интерес, стыд. Большинство детей только с помощью педагога смогли правильно соотнести схематические изображения эмоций с фотографическими. Они часто начинали «заигрываться», забывая о сути выполнения задания.

Выявленные особенности эмоциональной сферы у старших дошкольников и уровень эмоционального развития детей данной категории говорят о необходимости коррекционной работы по стабилизации эмоциональной сферы старших дошкольников.

1. Гогоберидзе, А. Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / А. Г. Гогоберидзе. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. - 650 с.

2. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. В. П. Зинченко. М.: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб, 2008. - 826 с

3. Вильям, Дж. Mind [Текст] / Дж. Вильям // Британский научный журнал. - 1884. - №3. - 47 с.

4. Хрестоматия по психологии [Текст]: хрестоматия / Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1987. - 448 с

5. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст]: пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 2001. - 452 с.

7. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. - М.: Педагогика, 2006. — 176 с.

8. Урунтаева Г. А. Детская психология : учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

9. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 326 с.

10. Люшер М. Дошкольники. Определение уровня психоэмоционального состояния и нервно-психической устойчивости. Текущее эмоциональное состояние. - СПб: Институт «Иматон», 2009. - 79 с.

11. http://psylab.info/.

Библиографический список

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.