Научная статья на тему 'Особенности развития когнитивного компонента эмоциональной сферы дошкольников'

Особенности развития когнитивного компонента эмоциональной сферы дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4736
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭМОЦИЙ / УРОВНИ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ / PRESCHOOL CHILDREN / CAUSE OF EMOTIONS' APPEARANCE / EMOTIONAL SPHERE COGNITIVE COMPONENT LEVELS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волгуснова Екатерина Андреевна

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы, а именно когнитивного компонента эмоций у детей дошкольного возраста. Представлен анализ подходов изучения эмоциональной сферы человека (культурно-исторического, деятельностного, когнитивного, мотивационного и др.), также рассмотрен ее когнитивный компонент в психолого-педагогической литературе. Для выявления уровней проявления когнитивного компонента применялась методика «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей» (В.М. Минаевой). Целью данной методики является изучение совокупность знаний о причинах и формах проявлений эмоций. Для обнаружения когнитивного компонента эмоциональной сферы детей дошкольного возраста проводилось две серии. В первой ребенок отвечал на вопросы: Когда бывает интересно? Когда человек удивляется? Когда человек получает удовольствие? и т.д. Во второй серии испытуемые также отвечали на вопросы: Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками? Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши? и т.д. В процессе исследования когнитивного компонента эмоциональной сферы зафиксировали три уровня понимания детьми эмоциональных состояний людей и животных, при этом у детей 5 лет преобладает высокий уровень, а у детей 6 лет средний уровень развития изучаемого компонента. Качественный анализ ответов позволил обнаружить многообразие представлений детей о причинах возникновения горя, радости, стыда, страха, злости, веселья, интереса и удивления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Волгуснова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Especially the development of the cognitive component of the emotional sphere of preschool children

In our article, the problem of the development of the emotional sphere, namely the cognitive component of emotion in preschool children. The analysis approaches the study of human emotional sphere (cultural, historical, activity, cognitive, motivational, and others). Also, we have considered its cognitive component in the psychological and pedagogic literature. To detect the levels of manifestation of the cognitive component of the applied method of “Study of children’s understanding of the emotional states of the people” (Vera Minayeva). The purpose of this technique is the study of the body of knowledge about the causes and forms of manifestation of emotions. To detect the cognitive component of the emotional sphere of preschool children, we have conducted two series. In the first, a child answers the questions: When is it interesting? When is a person surprised? When does a person please itself? etc. In the second series, the subjects also answered questions: What do you think, why do children prefer books with pictures? What happens to a person who sees pears on birch? etc. The study of the cognitive component of the emotional sphere of the fixed three levels of children’s understanding of the emotional states of people and animals, at that, in children aged 5, what dominated was a high level and in children of 6 years of age the average level of the studied component. Qualitative analysis of answers allowed discover the variety of ideas about the causes of sorrow, joy, shame, fear, anger, joy, interest and surprise in children to.

Текст научной работы на тему «Особенности развития когнитивного компонента эмоциональной сферы дошкольников»

УДК 159.922.7

Волгуснова Екатерина Андреевна

кандидат психологических наук Шадринский государственный педагогический институт

misis.volgusnova@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы, а именно когнитивного компонента эмоций у детей дошкольного возраста. Представлен анализ подходов изучения эмоциональной сферы человека (культурно-исторического, деятельностного, когнитивного, мотивационного и др.), также рассмотрен ее когнитивный компонент в психолого-педагогической литературе. Для выявления уровней проявления когнитивного компонента применялась методика «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей» (В.М. Минаевой). Целью данной методики является изучение совокупность знаний о причинах и формах проявлений эмоций. Для обнаружения когнитивного компонента эмоциональной сферы детей дошкольного возраста проводилось две серии. В первой ребенок отвечал на вопросы: Когда бывает интересно? Когда человек удивляется? Когда человек получает удовольствие? и т.д. Во второй серии испытуемые также отвечали на вопросы: Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками? Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши? и т.д. В процессе исследования когнитивного компонента эмоциональной сферы зафиксировали три уровня понимания детьми эмоциональных состояний людей и животных, при этом у детей 5 лет преобладает высокий уровень, а у детей 6 лет - средний уровень развития изучаемого компонента. Качественный анализ ответов позволил обнаружить многообразие представлений детей о причинах возникновения горя, радости, стыда, страха, злости, веселья, интереса и удивления.

Ключевые слова: дошкольники, причины возникновения эмоций, уровни когнитивного компонента эмоциональной сферы.

В настоящее время в психолого-педагогической исследованиях уделяется все больше внимания эмоциональной сфере детей дошкольного возраста. Эмоциональная сфера рассматривается как важнейшая система регуляции поведения человека, реализующая его отношения к явлениям окружающего мира и позволяющая адекватно взаимодействовать с другими людьми [3; 6; 8; 9].

Однако, несмотря на прогрессивные изменения в детской психологии приоритет, как родителями, так и воспитателями, отдается интеллектуальному развитию. Но как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности [2; 5]. По мнению К. Изарда именно «эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие» [6].

В отечественной психологии представление об эмоциональной сфере сформировалось в рамках культурно-исторического и деятельностного подходов к развитию психики. Следовательно, формирование эмоциональной сферы проходит по законам становления высших психических функций как результат интериоризации общественного опыта (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.М. Якобсон). В процессе онтогенеза происходит ряд качественных изменений эмоционального поведения, возникают специфические эмоциональные новообразования, которые на каждом возрастном этапе связаны с соответствующим типом ведущей деятельности и социальной ситуации развития [2; 5; 6].

В зарубежной психологической литературе можно выделить несколько определений сущности эмоционального развития: мотивационный подход,

где эмоциональное развитие считается основной стороной формирования личности, так как эмоции являются значимыми мотивационными процессами; когнитивный подход, где отводится доминирующая в эмоциональном развитии роль когнитивных процессов, обеспечивающих обработку эмоциональной информации; функциональный подход, который описывает эмоциональное развитие как совершенствование адаптивной способности подстраивать имеющийся эмоциональный опыт к текущим событиям; динамический подход, где показано, что именно личный опыт переживаний индивида определяет формирование динамически организованной эмоциональной сферы [6; 7].

Кроме того, существует ряд интегративных моделей, в которых формирование эмоциональной сферы рассматривается как оформление сложного комплекса аффективных, когнитивных, поведенческих, социальных и регулятивных компонентов; как специфические субъективные состояния из наиболее ярко обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека, в определенной степени доступный самонаблюдению, самоанализу и рефлексии [6; 7].

Таким образом, мотивационные, когнитивные, динамические, функциональные, культурно-исторические и другие теории не противоречат друг другу, а напротив, взаимодополняют друг друга, так как описывают разные аспекты эмоциональной сферы.

Необходимо отметить, что исследованием когнитивного компонента эмоциональной сферы занимаются Н.Д. Былкина и Д.В. Люсин. Они считают, что люди дают разные эмоциональные реакции на одни и те же ситуации, даже если цели у них одинаковые. Поэтому для идентификации эмоций других людей необходимо учитывать дополнительную ин-

© Волгуснова Е.А., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- №4

51

формацию о некоторых промежуточных переменных, таких как индивидуальные особенности человека, культурные особенности того сообщества, к которому он принадлежит, актуальное физическое и психическое состояние наблюдаемого человека.

В исследовании Н.Д. Былкиной и Д.В. Люсина выделяются четыре уровня развития схем эмоций у детей.

Нулевой уровень (до 5 лет). У дошкольников не существует устойчивых форм схематической организации знаний об эмоциях.

Уровень А (5-6 лет). Начинается формирование схем эмоций: появляются отдельные связи между эмоцией, ее причиной и следствием.

Уровень В (6-7 лет). Отдельные связи начинают интегрироваться в схему, возникают попытки учитывать оба источника информации (ситуацию и лицевую экспрессию) при идентификации эмоции.

Уровень С (после 7 лет). Формируются развитые схемы эмоций, возникают медиаторы. Дети имеют достаточно высокий уровень знаний о проявлении и выражении эмоций, способны точно прогнозировать переживание эмоций: так, более половины младших школьников имеют точный прогноз о возможном переживании радости, интереса, страха, волнения. Схемы эмоций становятся более сложными и дифференцированными, что обусловливает более успешную ориентировку ребенка в эмоциональной реальности, совершенствование восприятия и уровня понимания детьми эмоциональных состояний, развитие способности к обсуждению эмоций [1].

Развитие когнитивного компонента характеризуется постепенностью развития на протяжении всего периода от 4-х до 6-ти лет и гетерохронно-стью в становлении отдельных эмоций и проявляется в преодолении эгоцентризма при интерпретации эмоциогенных ситуаций, расширении представлений о возможных причинах эмоций и постепенном переходе от ориентации на контекст ситуации к ориентации на мимику и поведение при идентификации эмоции [4].

Итак, проблема изучения когнитивного компонента эмоциональной сферы становится актуальной в дошкольной психологии. Поэтому целью нашего исследования является изучение особенностей развития когнитивного компонента эмоциональной сферы дошкольников.

Эмпирическое исследование проходило с октября 2014 г. по август 2015 г. на базе МАДОУ г. Губ-кинский ЯНАО. В качестве испытуемых в данном исследовании выступают 50 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Обработка полученных данных по методике В.М. Минаевой «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей» позволила выявить три уровня когнитивного компонента эмоциональной сферы старших дошкольников:

Высокий уровень - ребенок подробно и самостоятельно отвечает на поставленные вопросы о причинах и формах проявлений эмоций, он понимает эмоциональные состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах.

Средний уровень - испытуемый кратко отвечает на поставленные вопросы о причинах и формах проявлений эмоций и затрудняется объяснить эмоциональные состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах или подменяет их другими эмоциями, например, горе обидой.

Низкий уровень - старший дошкольник не отвечает на поставленные вопросы о причинах и формах проявлений эмоций, нуждается в помощи взрослого и не понимает эмоциональные состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах.

Количественный анализ данных обнаруживает преобладание высокого уровня понимания эмоциональных состояний людей у испытуемых 6 лет на 64% (ф* = 5,43 при р=0,01). Средний уровень превалирует у детей 5 лет на 60% (ф* = 4,82 при р=0,01). Низкий уровень имеет место лишь у одного дошкольника 6 лет (4%).

Качественный анализ первой серии позволил обнаружить особенности понимания старшими дошкольниками эмоциональных состояний людей при ответите на вопросы:

- Когда бывает интересно?

«Читать самостоятельно сказки», «играть с друзьями», «смотреть новые мультики, кино или телепередачу», «играть в новые игры», «занимаешься тем, что нравится», «из чего делают конфеты», «учиться новому», «приехал в новое место», «в зоопарке» и т.д.

- Когда человек удивляется?

«Видишь необычное, фокусы», «ждешь и это происходит раньше», «происходит что-то неожиданное», «увидеть несуществующее на земле, слона», «слышит новости», «мама внезапно дает планшет», «салют», «переехали в другой город», «видит первый цветок из-под снега», «древние замки» и т.д.

- Когда человек получает удовольствие?

«Желания сбываются», «есть вкусные конфеты,

сладости» и «пить чай», «занимается любимым делом», «обнимают и хвалят», «слушает любимую музыку», «делают массаж», «дарят что-то», «мама жалеет», «ему делает добро», «целуют и гладят», «делать что хочет» и т.д.

- Когда бывает стыдно?

«Совершишь плохой поступок», «ударил другого и никому в этом не признался», «берешь чужие вещи», «обманываешь папу», «сломал что-то или разбил», «ударил зря», «сделали замечание», «делаешь плохо другим», «брат делает что-то плохое», «бросаешь мусор в общественном месте», «не слушаюсь» т.д.

- Когда бывает страшно?

«Снятся плохие сны, после просмотра ужастиков», «увидел злую собаку», «заблудился в лесу»,

52

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

«находится в темной комнате», «играть в страшные игры», «война», «стреляют и убивают», «входить в «комнату страха»», «нет мамы», «больно лечить зубы», «появляются призраки», «паук залез» и т.д.

- Когда человек злится?

«Обижают друзья, родители», «отбирают и ломают игрушки», «проигрываю на соревнованиях», «меня ругают», «смеются над ним, братья и сестры», «делают больно», «кто то кривляется или хвастается», «обзывают», «причиняют боль», «украли дорогую вещь», «не получается что-то сделать», «жадничают», «не купили что-то», «ставят в угол» и т.д.

- Когда бывает радостно?

«Праздник, все веселятся», «купаться в море», «загорать», «выигрываю соревнования», «покупают сладости», «играю с друзьями», «дарят подарки», «дружат», «приходят в гости родственники», «день рождения», «фейерверки», «дарят цветы», «кататься на катамаране», «приезжают сестры», «улыбаются и смеются», «меня прощают» и т.д.

- Когда у человека горе?

«Умирают бабушка, родители, любимые питомцы, знакомые люди», «что-то или кого-то потерял», «плохое случается», «ставят уколы», «забрали игрушку», «болеют», «идет война и гибнут люди», «незаслуженно отругали», «нет мамы и папы», «обидели», «не может купить себе еду», «теряет дорогое и понимает, что этого больше не будет», «не купили джинсы», «плачет, не разрешает играть в компьютер» и т.д.

Таким образом, большинство детей старшего дошкольного возраста понимает причину возникновения той или иной эмоции. При этом высокий уровень понимания эмоциональных состояний людей наблюдается в большей мере у детей 6 лет, а у испытуемых 5 лет в большей степени проявляется средний уровень развития.

Во второй серии 72% детей подготовительной группы демонстрируют высокий уровень понимания эмоционального состояния людей и животных. Однако, средний уровень понимания эмоционального состояния людей и животных отличается незначительно у детей старшей группы на 4%. Низкий уровень понимания эмоционального состояния людей и животных зафиксирован только у 68% испытуемых старшей группы.

Качественный анализ второй серии зафиксировал трудности обозначения эмоциональных состояний у дошкольников 5 лет, а именно интереса, удивления, удовольствия, злости и горя. В предложенных ситуациях они понимают лучше радость, страх и стыд.

Дошкольники подготовительной группы полно и точнее отвечают на предложенные вопросы:

- Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?

«Понятно, что там написано и сразу интересно»; «с ними книги ярче и интереснее»; «привлекают внимание и развивает интерес к книге».

- Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?

«Он удивится, в обморок упадет», «груши ведь растут на грушевом дереве, а на березе листья», «будет смеяться от удивления».

- Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

«Удовольствие», «приятно», «вкусно», «сладко», «наслаждение».

- Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?

«Ей стыдно», «значит неправ», «должно быть стыдно».

- Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?

«Лезет на дерево и чувствует страх», «испугалась», «ей страшно».

- Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость?

«Обиду и злость», «защищает свою кость, рычать»; «разозлится»; «злится, потому что осталась без еды»; «раздражается, хочет забрать кость, но боится драться»; «огорчится» и т.д.

- Что почувствует мальчик, если ему подарят планшет?

«Удивление и радость», «обрадуется», «будет рад», «радоваться», «доволен», «счастлив», «поблагодарит за подарок» и т.д.

- Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?

«Горе», «плакать», «расстроится», «начнет искать ее», «будет горевать», «грустить», «загрустит», «будет несчастлив», «скучать», «причитать».

Таким образом, в большей степени высокий уровень понимания эмоциональных состояний людей и животных был развит у старших дошкольников подготовительной группы, в меньшей степени представлен у детей старшей группы, возможно это обусловлено не только самой программой, но и личностными особенностями самих дошкольников и их воспитателей.

Нами зафиксированы высокие показатели когнитивного компонента эмоциональной сферы у детей подготовительной группы. Они преобладают на 68% (ф* = 5,43 при р=0,01). Средний и низкий уровни когнитивного компонента эмоциональной сферы были выше у испытуемых старшей группы на 32% (ф* = 2,32 при р=0,01) и на 36%.

Подводя итоги нашего исследования, мы выявили, что высокий уровень понимания эмоциональных состояний людей и животных (когнитивные компонент) представлен у старших дошкольников подготовительной группы, в меньшей степени был выражен у детей старшей группы. Полученные данные обусловлены возрастной динамикой и ге-терохронностью развития эмоциональной сферы дошкольников, что дополняет исследования Н.А. Довгай, Д.В. Люсина и других.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- №4

53

Библиографический список

1. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 38-48.

2. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. - М.: Книга по требованию, 2012. - 160 с.

3. Герасимова Е.Н., Фаустова И.В. Основные направления психокоррекционной работы по преодолению эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2009. - Т. 15. - № 1. - С. 174-178.

4. Довгая Н.А. Половые различия в эмоциональном развитии дошкольников и их источники // Теория и практика гендерных исследований в мировой

науке: материалы международной научно-практической конференции 5-6 мая 2011 года. - Пенза; Ереван; Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - С. 73-75.

5. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.. - М., 1986. - 150 с.

6. Ильин Е.П. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2013. - 784 с.

7. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. - М.: Академия, 2003. - 176 с.

8. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций: Тексты. - М.: МГУ, 1984. - С. 76-82.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 713 с.

УДК 159.923

Бычкова Оксана Александровна Самохвалова Анна Геннадьевна

доктор психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова muffykostroma@mail.ru, samohvalova@kmtn.ru

ВЛЮБЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

В статье рассматривается проблема затрудненного общения подростков и юношей. Установлено, что в эти возрастные периоды состояние влюбленности обусловливает возникновение специфических коммуникативных трудностей как в общении с возлюбленными, так и во взаимодействии с другими людьми. Представлены возрастные различия и амбивалентный функциональный характер затрудненного общения влюбленных подростков и юношей.

Ключевые слова: затрудненное общение, коммуникативные трудности, влюбленность, подросток, юноша.

Постановка проблемы

В современном транзитивном обществе проблема затрудненного общения подростков и юношей становится все более актуальной в связи со стереотипизацией, ин-фантилизацией и техногенной оснащенностью процессов межличностного общения; диффузией ценности доверительных контактов; снижением коммуникативной активности, направленной на преодоление трудностей взаимодействия. В процессе общения современных подростков и юношей нередко возникают препятствия (коммуникативные трудности), нарушающие эффективность взаимодействия, дизгармонизирующие психо-эмоциональные состояния партнеров, деформирующие Я-концепцию, тормозящие процессы социализации и индивидуализации личности, приводящие к социальной дезадаптации и межличностным конфликтам. В подростковом и юношеском возрасте личность особо остро переживает собственные коммуникативные трудности, поскольку особый интерес подростков вызывает групповое общение со сверстниками, а юноши погружаются в мир интимно-личностного общения; характер общения начинает носить личностный

характер, в нем проявляется весь спектр индивидуальных характеристик субъекта. В эти возрастные периоды чаще всего приходит и первая влюбленность, которая изменяет коммуникативные характеристики личности. Акцент в процессе общения смещается с содержательной стороны на духовную, меняется характер взаимодействия в сторону большей личностной включенности, поэтому коммуникативные трудности могут переживаться субъектом более интенсивно, вызывать тревожность, социальные страхи, неуверенность.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что, несмотря на достаточную разработанность в науке проблемы коммуникативных трудностей личности и психологических составляющих влюбленности, остается неизученной взаимосвязь влюбленности с возникновением коммуникативных трудностей у подростков и юношей. Также не изучены и возрастные различия переживаемых в состоянии влюбленности коммуникативных трудностей на разных этапах онтогенеза. Исходя из этого, проблема нашего исследования заключалась в попытке найти ответ на вопрос: возникают ли специфические коммуникативные трудности у подростков и юношей, находящихся в состоянии

54

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Бычкова О.А., Самохвалова А.Г., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.