Научная статья на тему 'Работа психолога с эмоционально неуравновешенными (тревожными) детьми'

Работа психолога с эмоционально неуравновешенными (тревожными) детьми Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2112
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / СТРАХ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ГИПОПРОТЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гасанова Гюльнара Анатоллу Кызы

Статья посвящена вопросам семейной психологии правильному воспитанию детей. В процессе исследовательской работы было выявлено, что семьи с неправильным воспитанием провоцируют развитие у детей страхов, агрессии, тревожности. Автором статьи были предложены различные формы работы с семьями и детьми (семинары, тренинги, новые технологии), выявлены типы неправильного семейного воспитания, намечены коррекционные мероприятия, направленные на изменение взаимоотношений между родителями и детьми, выработаны конкретные рекомендации, необходимые для работы психолога с такими семьями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гасанова Гюльнара Анатоллу Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа психолога с эмоционально неуравновешенными (тревожными) детьми»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.922.7

РАБОТА ПСИХОЛОГА С ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕУРАВНОВЕШЕННЫМИ (ТРЕВОЖНЫМИ) ДЕТЬМИ

®2011 Гасанова Г.А.

Бакинский славянский университет

Статья посвящена вопросам семейной психологии - правильному воспитанию детей. В процессе исследовательской работы было выявлено, что семьи с неправильным воспитанием провоцируют развитие у детей страхов, агрессии, тревожности. Автором статьи были предложены различные формы работы с семьями и детьми (семинары, тренинги, новые технологии), выявлены типы неправильного семейного воспитания, намечены коррекционные мероприятия, направленные на изменение взаимоотношений между родителями и детьми, выработаны конкретные рекомендации, необходимые для работы психолога с такими семьями.

The article deals with one of the most interesting themes offamily psychology, i.e. the right way of children’s education. The wrong type of the family education results in the development of children’s fears, aggression, and anxiety. The authors of article offers s different forms of working with families and children (seminars, trainings, new technologies), reveals the types of the wrong family education, plans correction measures, aimed at the change of the interrelations between parents and children, works out the concrete recommendations, which are necessary for the psychologist’s work with children.

Ключевые слова: тревожность, страх, арт-терапия, гипопротекция.

Keywords: anxiety, fear, art-therapy, hypo-protection.

Одной из самых распространенных причин появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье [10, 11], сложные

семейные отношения. Данный вопрос был предметом пристального внимания ученых, в чьих работах были выявлены различные формы страхов, представлена их классификация [1, 4, 5, 7].

Представители различных теоретических направлений в психологической науке сходятся в признании негативного влияния нарушенных внутрисемейных отношений на психическое развитие

ребенка. Среди причин, лежащих в области семьи и вызывающих развитие различных патологических черт характера и невротических симптомов, выделяют следующие: внутрисемейные конфликты, неадекватные

воспитательские позиции родителей, нарушение контакта ребенка с родителями вследствие распада семьи или долгого отсутствия одного из родителей, раннюю изоляцию ребенка от семейного окружения, некоторые личностные характеристики родителей и другие. Одним из механизмов

формирования и развития личностных аномалий является неадекватное

родительское поведение, которое приводит к разрушению эмоционального контакта с окружением.

Следует отметить, что боязливость и страх в дошкольном возрасте не являются устойчивой чертой характера и относительно обратимы при правильном к ним подходе со стороны взрослых [4. С. 63]. Тем не менее важность активной работы с детскими страхами

обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности.

В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы

коррекции детских страхов. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на

консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход

может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его

обстоятельства. Исходя из этого была поставлена задача - выявить влияние внутренней атмосферы семьи на развитие страхов, агрессии, тревожности у детей; разработать рекомендации и провести коррекционную работу по преодолению страхов у дошкольников.

Для ее решения использовалась методика «Рисунок семьи», «Нарисуй свой страх» [6, 8]. Анализ результатов ее применения (выявление и учет количества деталей тела, украшений, цветов, схематизм, величина

изображений и т.д.) позволил выделить несколько групп детей: с явно

выраженным агрессивным отношением к одному из членов семьи; с нарушениями в сфере общения и желанием компенсации своей слабости из-за ощущения чувства ненужности, незначительности в семье.

В ходе использования «рисунка семьи» дети должны были нарисовать свою семью, причем без объяснения значения слова. В распоряжении детей имелся лист белой бумаги, 6 цветных

карандашей и резинка. Во время проведения эксперимента в протоколе были отмечены: последовательность

рисования деталей, стирание, эмоциональные реакции и их связь с изображением, непроизвольные

комментарии ребенка. После

выполнения задания ребенку было предложено ответить на вопросы: кто тут нарисован? что они делают? им весело или скучно? кто из нарисованных людей самый счастливый - несчастный?

Надо отметить, что не все дети соглашались рисовать. Причем

негативно реагировали те дети, у которых был выявлен самый высокий уровень тревожности (хотя для них это было бы лучшим способом снятия страха и негативных переживаний). Никакие уговоры и обещания не помогали. Дети не соглашались ни рисовать, ни обсуждать свой страх. Для примера были выбраны рисунки двух детей, которые приняли полное участие в нашем эксперименте.

Мальчику Н. было предложено

нарисовать семью. Для начала отметим, что его семья включает маму, дядю по линии матери, бабушку, старшего брата, разница в возрасте с которым три года. Мать состоит в разводе с отцом. До начала эксперимента он был очень

заинтригован и постоянно задавал вопрос: «А зачем это нужно?» После того как было предложено нарисовать семью, с готовностью взялся за

карандаши, причем довольно быстро выбрал карандаш коричневого цвета. Рисовать начал с дяди, который по существу заменил ему отца. Следующим был нарисован старший брат, затем

мама, бабушка и лишь в конце - он сам. Фигуры всех членов семьи, в том числе и себя, нарисовал почти одинаково. У всех показаны улыбки, что свидетельствует о доброжелательных отношениях всех членов семьи к ребенку. Из всей семьи только у бабушки ярко прорисованы глаза, что указывает на то, что она проводит большее количество времени с мальчиком. Фактически он находится под ее присмотром. Свою фигуру мальчик удалил от остальных членов

семьи, как бы показывая свою отстраненность от них. Возможно, это связано с возрастом ребенка, он самый маленький член семьи.

На вопрос, кто из них самый счастливый, мальчик ответил: «это я», объяснить, почему он так думает, не смог. А на вопрос, кто из них самый несчастный, ответил, что бабушка, потому что она много кричит и волнуется за всех. Далее были предложены ситуации, при решении которых обнаружено, что наибольшее предпочтение отдается дяде, которому мальчик отдал бы лишний билет в цирк, позвал бы на помощь при сборке конструктора и взял бы с собой на необитаемый остров. Все это говорит о дефиците отцовского внимания. Мальчик тянется больше к члену семьи мужского пола, которого

идентифицирует с образом отца.

По результатам методики «Рисунок семьи» нами были сделаны выводы об эмоциональном неблагополучии детей в большинстве семей и, как следствие этого, наличии невротических отклонений в поведении ребенка.

Помимо этого, детям предлагалось принять решение в ситуации:

1. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

2. Представь себе, что имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?

3. Ты строишь из конструктора дом (если девочка - вырезаешь из бумаги куклу). У тебя не получается. Кого ты позовешь на помощь?

4. У тебя несколько билетов на мультфильмы (на 1 билет меньше, чем членов семьи). Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас на одного человека больше чем надо. Кто не будет играть?

На этапе сбора предварительной информации проводилась беседа с родителями. Для получения

дополнительных сведений об

особенностях детско-родительских

отношений использовались: опросник

родительского отношения (ОРО) А. Я. Варги и В. В. Столина для диагностики родительской позиции по отношению к ребенку и «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера. Данная методика позволила нам выявить различные типы негармоничного семейного воспитания и отклонения в отношениях родителей к детям, а также личностные неосознаваемые проблемы родителей.

При использовании опросника АСВ

Э. Г. Эйдемиллера были выявлены следующие виды семейного воспитания (табл. 1):

Таблица 1

Типы семейного воспитания по АСВ

Тип семейного воспитания Дошкольники (112)

Потворствующая гиперпротекция 16,0% (18)

Доминирующая гиперпротекция 19,6% (22)

Эмоциональное отвержение 19,6% (22)

Жестокое обращение 16,0% (18)

Повышенная моральная ответственность 16,0% (18)

Г ипопротекция 12,5% (14)

Таблица 2 Результаты по тесту ОРО

Тип родительского отношения Дошкольники (112)

Маленький неудачник 25,8% (29)

Авторитарная гиперсоциализация 23,2% (26)

Принятие-отвержение 21,4% (24)

Симбиоз 16,0% (18)

Кооперация 13,3% (15)

Соотнесение результатов по двум методикам (табл. 1, 2) выявило высокие показатели по шкале: «маленький

неудачник» - 25,8% (29 семей) и «авторитарная гиперсоциализация» -23,2% (26 семей); «принятие-

отвержение» - 21,4%; (24 семьи), при одинаковом показателе типов негармоничного семейного воспитания по шкале (Г-, У-, Т+_, 3,+_ С+_) -эмоциональное отвержение - 19,6% (22 семьи) и (Г+, У+_, Т+_, 3+, С+_) -доминирующая гиперпротекция - 19,6% (22 семьи).

Самыми низкими показателями оказались шкалы «кооперация» -социально желательный образ родительского отношения — 13,3% (15

семей) и гипопротекция - гипоопека -ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его - 12,5% (14 семей).

В дальнейшей работе с родителями такое отношение к детям было объяснено сильной загруженностью, проблемами, царящими в семье. Именно в этих семьях дети были подвержены огромному количеству страхов, что позволило сделать вывод о тесной взаимозависимости между типом семейного воспитания и развитием страхов, тревожностью у ребенка.

Анализ такой же взаимозависимости выявил высокую степень тревожности (29,6%) в семьях с типом воспитания «эмоциональное отвержение» и «жестокое обращение» (27,0%).

Таблица 3 Связь между типом семейного воспитания и тревожностью (уровень высокой тревожности 48,2%, 54 ребенка)

В семьях с повышенной моральной ответственностью наличие тревожности не было зарегистрировано.

Анализ результатов, полученных при использовании тестов-опросников, а также методик «Рисунок семьи», «Что мне снится или чего я боюсь днем», решение ситуативных задач выявили имеющиеся у детей проблемы в семье: конфликт, тревожность, чувство отверженности, недопонимания. Помимо этого, рисуночные тесты

«Несуществующее животное», «Кактус» выявили наличие агрессии у детей. Из 112 детей у 48 (42,8%) определена агрессия, которая выражалась в неподчинении взрослому, капризах, дерзком отношении к детям данной возрастной группы. Заметим, что в большинстве случаев это было связано с проблемами в семье и неправильным типом воспитания.

Отметим, что на каждую семью была заведена диагностическая карта

(отдельно на ребенка и родителей), в которой помимо результатов

экспериментального исследования был выстроен график развития тревожности ребенка, наличия страхов и других психологических проблем. В

дальнейшей работе это помогло нам сопоставить имеющиеся данные и проследить дальнейшее развитие ребенка, его психическое здоровье. Наша работа предполагала не только выявление существующих страхов, но и возможность их преодоления с применением различных методов работы с детьми.

Таким образом была максимально собрана информация об особенностях развития ребенка, о взаимоотношениях детей в семье, изучены стили воспитания ребенка, налажен хороший контакт как с детьми, так и с родителями и укомплектована коррекционная группа, нуждающаяся по итогам

предварительной диагностики в работе с психологом. Предполагалось проведение работы как с детьми, так и с их родителями.

В целях профилактики

осуществлялась работа с родителями: индивидуальные беседы на темы: «Как помочь ребенку преодолеть страхи», «Способы поощрения и наказания

детей», организованы лекции на тему «Причины возникновения страхов и борьба с ними».

Работа с родителями была направлена не только на профилактику возможных нарушений, но в некотором роде на коррекцию неправильных,

травмирующих ребенка стилей

воспитания. Главная цель, которая преследовалась при этом, - это обучение родителей эффективным навыкам

коммуникации и способам выражения

свой любви к ребенку, пониманию его и помощи. Для этих целей были предложены необходимые компоненты эффективного общения с детьми: контакт глаз, так как ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у детей, укрепляет чувство безопасности и уверенности в себе, физический контакт, пристальное внимание.

Проведенный количественный и качественный анализ соотношения всех видов страхов, уровня тревожности и соотнесенности их с благополучием в семье позволил сделать вывод об

Тип семейного Тревожно Число

воспитания сть, % детей

Эмоциональное отвержение 29,6% 16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жестокое обращение 27,0% 15

Доминирующая 20,3% 11

гиперпротекция

Г ипопротекция 14,8% 8

Потворствующая 7,4% 4

гиперпротекция

огромном влиянии внутренней атмосферы семьи на развитие страхов у детей.

Исследовательская работа, проводимая в детских садах, была продолжена введением в режим детских садов

специальных занятий, помогающих избавиться от страхов, тревожности,

агрессии, отчуждения, замкнутости

(данная программа была использована как со старшими дошкольниками, так и с младшими школьниками). Была оказана консультативная психологическая помощь родителям, заключающаяся в коррекции их поведения по отношению к своим детям. Следует отметить, что в некоторых случаях возникла необходимость

обращения детей к врачу. Игнорирование этого совета впоследствии привело к проявлению у школьников бурных эмоциональных всплесков, агрессивных выходок, сильной невротизации личности. Следует отметить, что у детей из

Примечания

неполных и конфликтных семей, детей, чьи родители больны неврозом или отягощены тревожной мнительностью и хроническими соматическими

заболеваниями, эффективность работы по преодолению страхов была намного хуже. Во всех остальных случаях использование творчества детей, игротерапии, арт-терапии, сказкотерапии, метода

«отреагирования» страха с целью коррекции страхов и тревожности детей принесло хорошие результаты.

Специально для родителей были

проведены семинары, способствующие ознакомлению их с новейшими

методами и технологиями работы с

детьми, организованы тренинги, при помощи которых пополнились знания родителей об особенностях

психического развития детей

дошкольного возраста, даны

рекомендации по предупреждению

возникновения страхов у детей.

1. Абакумова Т. В. Классификация основных видов страха современного общества // Социальная психология: диалог Санкг-Петербург-Якутск. СПб., 2002. 379 с. 2. Анисимов О. С. Развивающие игры и игротехника. Новгород, 1989. 178 с. 3. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. М. : Совершенство, 1998. 352 с. 4. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2000. 448 с. 5. Захаров А. И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. М. : Просвещение, 2003. 292 с. 6. Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи // Семья и школа. 1999. № 9. С. 22-24. 7. Риман Ф. Основные формы страха. Исследование в области глубинной психологии. М. : Академия, 2007. 392 с. 8. Эмоциональное развитие дошкольников / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. М. Шаграева. М. : Академия: 2003. 176 с. 9. Байрамов Я. С., Ялизадя Я. Я. Психолоэийа. Бакы : Маариф, 2002. 10. Мирзяйев И. Аилянин практик психолоэийасы. Бакы, 2005. 11. Ялизадя Я., Аббасов А. Аиля. Бакы, 1989.

Статья поступила е редакцию 13.05.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.