Научная статья на тему 'ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОТ 0 ДО 5 ЛЕТ'

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОТ 0 ДО 5 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
223
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональный интеллект / ранний возраст / развитие.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова Анастасия Дмитриевна, Елена Николаевна Белоус

В настоящее время происходит прояснение сущности эмоционального интеллекта, совершенствование понятия, внедрение новых методик для его определения. Появилась потребность в более глубоком изучении детского эмоционального интеллекта. По мнению А.Ю. Улановой, у детей интенсивно происходит развитие эмоций, осознание внутреннего психологического мира, мыслей, чувств, желаний, интересов. Ребенок испытывает более глубокие чувства, реагирует эмоциональнее, принимает все «близко к сердцу», расстраивается, когда совершает даже незначительную ошибку. [5.с.167] Все это оказывает влияние на его эмоциональное состояние и на его дальнейшее формирование и усвоение таких умений, как выражение и регулирование своих эмоций, понимание эмоций других людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОТ 0 ДО 5 ЛЕТ»

рынок труда еще не был подвержен влиянию пандемии. Оказалось, что женщины часто указывают в резюме меньшую зарплату, чем их коллеги-мужчины.

Прямая корреляция прослеживается в уровне заработной платы женщины в условиях пандемии и затрат по времени на домашнее хозяйство. При высоком уровне заработка женщина тратит меньшее время на бытовые дела, так как в современном мире существует и помощь с уборкой сторонних организаций, и доставка блюд, что положительно отражается на психологическом здоровье женщины и комплексном показателе социально-психологической активности всех членов семьи.

Так же при низкой загрузке бытовыми делами обоих партнеров имеющих детей улучшается качество детско-родительских отношений. В семье с положительной динамикой данного фактора отмечается: 1) устойчивое чувство собственного «Я»; 2) способность к сопереживанию; 3) отсутствие ревности и зависти к успехам членов семьи.

Сложность в настройке данной парадигмы поведения присуща в семьях со строгими этническими и социально-культурными устоями, не подвергающимися критическому мышлению и гибкости. Пересмотр правил в новое время пандемии дает широкий спектр для развития отношений внутри семьи и ее укреплению. Чаще это имеет именно позитивный характер, но и зависит от готовности сформировавшийся личности к изменениям и росту.

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ОТ 0 ДО 5 ЛЕТ

Павлова Анастасия Дмитриевна, студентка кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. pavlova.nastena95@mail.ru

Елена Николаевна Белоус. PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation. belousen@yandex.ru Аннотация.

В настоящее время происходит прояснение сущности эмоционального интеллекта, совершенствование понятия, внедрение новых методик для его определения. Появилась потребность в более глубоком изучении детского эмоционального интеллекта.

По мнению А.Ю. Улановой, у детей интенсивно происходит развитие эмоций, осознание внутреннего психологического мира, мыслей, чувств, желаний, интересов. Ребенок испытывает более глубокие чувства, реагирует эмоциональнее, принимает все «близко к сердцу», расстраивается, когда совершает даже незначительную ошибку. [5.с.167] Все это оказывает влияние на его эмоциональное состояние и на его дальнейшее формирование и усвоение таких умений, как выражение и регулирование своих эмоций, понимание эмоций других людей.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, ранний возраст, развитие.

DYNAMICS OF EMOTIONAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT FROM 0 TO 5

YEARS

Anastasia DmitrievnaPavlova. Student of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation. ms.anya.konovalova.1998@mail.ru

Елена Николаевна Белоус. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. belousen@yandex.ru

Abstract

Currently, the essence of emotional intelligence is being clarified, the concept is being

improved, and new methods are being introduced to define it. There is a need for a deeper study of children's emotional intelligence.

According to A.Y. Ulanova, children intensively develop emotions, awareness of the inner psychological world, thoughts, feelings, desires, interests. The child experiences deeper feelings, reacts more emotionally, takes everything "to heart", gets upset when he makes even a minor mistake. [5.p.167] All this affects his emotional state and his further formation and assimilation of such skills as expressing and regulating his emotions, understanding the emotions of other people.

Keywords: emotional intelligence, early age, development.

В современном мире, в век информационного прогресса, понятие «эмоциональный интеллект» играет важную роль. Он является одним из главных компонентов эффективного взаимодействия с окружающими.

Касаясь актуальности исследования эмоционального интеллекта ребенка, формирование которого начинается еще в раннем детстве, отметим, что он закладывает фундамент для оптимизации личностного развития, социализации, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Первые три года жизни являются самым ответственным этапом в жизни человека. На нем психика развивается динамично, формируются физические, социальные, психологические особенности, ребенок этого возраста заявляет о себе как о личности.

Предмет исследования: особенности развития эмоционального интеллекта от 0 до 5

лет.

Методы исследования: Теоретический анализ источников по теме исследования, анализ и обобщение эмпирических данных, методы статистической обработки данных.

В настоящее время существует много мнений и терминов «эмоционального интеллекта». По Д. Гоулману [2.с.53], эмоциональный интеллект - это способность (совокупность способностей) человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей.

Ведущая роль в структуре эмоционального интеллекта, считает автор, принадлежит именно интеллектуальному компоненту, а сам эмоциональный интеллект рассматривается как целый комплекс разносторонних составляющих. «Ускоряется темп жизни, увеличивается число факторов стресса, возрастает конкуренция и ответственность при отсутствии современных возможностей для релаксации» [1, с.71]

Были найдены и проведены 3 метода диагностики эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Это метод наблюдения, проективный метод «Кактусы» М.А. Панфиловой и «Метод по исследованию эмоционального состояния» Э.Т. Дорофеевой.

Практическое исследование эмоционального интеллекта проводилось у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) и проводилось в 3 этапа, на 2 из которых использовались разные методики, а на протяжении всех 3 использовалось наблюдение. Сроки проведения исследования - 3 недели.

На первом этапе было проведено наблюдение за детьми, что в целом показало неплохие результаты. Из всей группы был замечен только 1 ребенок, т.е. 7% от количества испытуемых, с отрицательным эмоциональным состоянием, которое было очень заметно по его речи, мимике, жестикуляции и повышенной активности. Остальные ребята вели себя менее активно, но у 5 человек, что составило 33% от всех испытуемых, выявилась 2 степень выраженности эмоционального состояния, что было видно по речи и мимике. Они выражали свойственные детям в этом возрасте эмоции, отклонений не выявлено. 9 человек, это 60% испытуемых, имеют 1 степень выраженности эмоций, и, пронаблюдав, я поняла, что это спокойные дети, некоторые уже умеют сдерживать эмоции, некоторые просто стеснительные.

На 2 этапе была проведена графическая методика «Кактус» [3, с.50], целью которой является определение эмоционального состояния ребенка, наличия агрессивности, ее направления и интенсивности. При исследовании и анализе рисунков, было выявлено, что 2 человека, что составляет 13% от общего количества испытуемых, имеют нейтральное состояние, Положительное эмоциональное состояние имеют 8 человек, это 54% из общего числа испытуемых, 5 человек, что составляет 33% от общего числа испытуемых, имеют отрицательное состояние

Исходя из графического метода «Кактус», можно сказать о том, что большинство детей рисовало разные кактусы, разных размеров, разное их расположение, толщину и длину иголок кактуса. Проанализировав рисунки испытуемых, мы получили результаты эмоционального состояния каждого испытуемого.

На 3 этапе мы провели методику по исследованию эмоционального состояния (автор Дорофеева Э.Т.) [3, с.69], целью которой является оценить эмоциональное состояние ребенка через изменение сдвига чувствительности по трем цветам. Из результатов методики по исследованию эмоционального состояния, можно увидеть, что 5 человек, это 34 % из общего количества испытуемых, имеют нейтральное эмоциональное состояние, 53% от общего количества испытуемых, т.е. 8 человек имеют положительное эмоциональное состояние, Остальные 2 человека - имеют отрицательное эмоциональное состояние, они составили 13% от общего числа испытуемых.

Исходя из проведенной методики, больше половины испытуемых имеют положительное эмоциональное состояние, что говорит о том, что половина группы старшего дошкольного возраста не требует пристального внимания к развитию эмоционального интеллекта, только регулярные поддерживающие положительное состояние занятия. В отличие от этих детей, двоим потребуется психологическая коррекция, ведь их отрицательное эмоциональное состояние говорит о том, что плохо развит эмоциональный интеллект.

Проведя наблюдение и две методики, мы можем проанализировать эмоциональное состояние каждого из 15 испытуемых среднего дошкольного возраста.

У детей от 0 до 5 лет эмоции доминируют над всеми сторонами его жизни. Ребенок еще не в праве контролировать чувства, которые резко возникают, он плохо подчиняет свои действия требованиям и эмоционально реагирует, если не удается достигнуть поставленной цели. [4, с.51] Развитием эмоционально-волевой сферы ребенка должны заниматься как родители, так и воспитатели. Они должны научить ребенка психологическим механизмам управления и подавления своих эмоций.

Заключение.

В данном исследовании мы изучили основы динамики развития эмоционального интеллекта у детей от 0 до 5 лет и можем отметить, что развитие эмоционального интеллекта ребенка сложный процесс. С каждым годом ребенок имеет все более развитый эмоциональный интеллект, это видно по его эмоциональной устойчивости, возможности контролировать свои эмоции и распознавать эмоции других людей. Проведенное нами исследованиепоказало, что развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста не имеет отклонений от норм, описанных психологами в науке.

Литература

1. Андреева. И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии -Новополоцк: ПГУ. 2011. - 388 с..

2. Гоулман. Д. Эмоциональный интеллект почему он может значить больше, чем ^ // Издание на русском языке, оформление ООО «Манн, Иванов и Фербер» .2018. - 467 с.

3. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет / составитель Н. Д. Денисова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 202 с.

4. Лаптева Ю.А. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста / Ю.А. Лаптева, И.С. Морозова // Вестник Кемеровского государственного института. 2016. №3(67). С. 51 - 55.

5. Уланова, А.Ю. Понимание психического мира как механизм развития согласованности между коммуникативными партнерами / А. Ю. Уланова // Психологические исследования. Труды молодых ученых. - 2016. - № 8. - С. 166 - 177.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АВТОНОМИИ В ЭПОХУ ДЕТСТВА

Громыхалина Яна Сергеевна - студентка 3 курса, социально-психологического факультета, ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», Московская область, г. Коломна, ул. Зеленая, д.30, e-mail ghromykhalina@mail.ru

Елена Николаевна Белоус. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. belousen@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена психологическому исследованию об особенностях формирования и развития автономии у современных детей дошкольного возраста. В данной работе раскрывается важность о возрастных особенностях формирования и развития автономии в эпоху детства. Приведены результаты исследования, по которым прослеживается взаимосвязь сформированной автономии детей дошкольного возраста и тип воспитания их в семье.

Ключевые слова: автономия, детство, семья, воспитание, формирование, развитие. FORMATION AND DEVELOPMENT OF AUTONOMY IN THE ERA OF CHILDHOOD

Gromykhalina Yana Sergeevna. Student of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation. ms.anya.konovalova.1998@mail.ru

Elena Nikolaevna Belous. PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation. belousen@yandex.ru

Abstract

The article is devoted to a psychological study of the peculiarities of the formation and development of autonomy in modern preschool children. In this paper, the concept of age-related features of the formation and development of autonomy in the era of childhood is given. The results of the study are also presented, according to which the relationship between the formed autonomy of preschool children and the type of their upbringing in the family is traced.

Keywords: autonomy, childhood, family, upbringing, formation, development.

Актуальность данного исследования определяется тем, что в последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов в нашей стране.

В настоящее время существенно меняются социальные ценности и требования, предъявляемые обществом к своим гражданам. Происходит постепенное осознание ценности самого человека, внимание общества концентрируется на его индивидуальности, инициативности, самостоятельности. Способность к самостоятельной постановке жизненных целей, умение принимать собственные решения, управлять и регулировать свою деятельность и поведение - такие требования общество предъявляет к современной, автономной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.