Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ЕЁ РАЗВИТИЯ У СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ЕЁ РАЗВИТИЯ У СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
653
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебная деятельность / мотивация / условия развития / школьники

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Николаевна Белоус, Елена Николаевна Белоус

Система образования в РФ находится на стадии реформирования и данный процесс сопутствуется значимыми преобразованиями как в педагогической деятельности, так и в учебно-воспитательной практике. C течением времени, центральным фактором в сфере образования становится максимальное раскрытие каждого ученика, становление его личности, формирование необходимых предпосылок для его самореализации, формирование навыков саморазвития. В школах XXI века вопрос учебной мотивации как фундамент лежит в основе различных видов деятельности. Именно мотивация очерчивает смысл действий и побуждает к ним. Период младшего школьного возраста наиболее благоприятен для создания этой основы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елена Николаевна Белоус, Елена Николаевна Белоус

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ЕЁ РАЗВИТИЯ У СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

3. Проективная методика «Кактус». Она также способна дать обобщённые данные о психике и жизнедеятельности личности в социуме. Заключение

Исследование проводилось индивидуально. В заключение применялась независимая оценка наблюдателем, с целью определения реальной тенденции или склонности к агрессивному поведению.

Результаты диагностического исследования по каждой методике исследования представлены ниже:

Уровень агрессивного поведения по методике «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич): у 16% высокий уровень агрессии, у 27% выражена слабо, а у 57% отсутствует.

Уровень агрессивного поведения по методике «Кактус» (М.А. Панфилова): у 18% высокий уровень агрессии, у 34% выражена слабо, а у 48% отсутствует.

Уровень агрессивного поведения по методике «Рука Вагнера» (Э. Вагнер): у 15% высокий уровень агрессии, у 26% выражена слабо, а у 48% отсутствует.

Для подтверждения гипотезы был проведён корреляционный анализ данных по всем методикам. Корреляционный анализ показал, что корреляция между проводимыми тестами высокая, 85%, а значит определение агрессивного поведения верно. Вывод

Данное исследование показало, что порядка 16% обучающихся в начальной школе имеют высокий уровень агрессивного поведения, что сказывается на их успеваемости и психологическом климате в классе. Данное исследование положено в основу работы над созданием благоприятного климата в начальных классах, а также разработки методического материала для коррекции агрессивного поведения у младших школьников.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект пресс, 1996.

2. Бурлачук Л. Ф. Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. перераб. и доп.— СПб.: Питер, 2006. — 528 с.

3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Академия, 2007. - 182с.

4. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. - М.: Генезис, 2009, - 216 с.

5. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский и др.- М.: Педагогика, 2010. - 235с.

6. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

7. Рубинштейн, С.Я. Основы общей психологии. - М.: Флинта, 2015.- 628с.

8. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь - Москва: Проспект, 2016. — 512 с.

9. Ткачева, М. С. Возрастная психология : конспект лекций / М. С. Ткачева, М. Е. Хилько. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2013. — 200 с.

10. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. Э. М. Телятникова — М.: АСТ, 2014. — 810 с.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ЕЁ РАЗВИТИЯ У СОВРЕМЕННЫХ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Елена Николаевна Белоус

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. belousen@yandex.ru Герасина Юлия Михайловна

Студентка кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. gera-j ul @yandex. ru Аннотация

Система образования в РФ находится на стадии реформирования и данный процесс сопутствуется значимыми преобразованиями как в педагогической деятельности, так и в учебно-воспитательной практике. C течением времени, центральным фактором в сфере образования становится максимальное раскрытие каждого ученика, становление его личности, формирование необходимых предпосылок для его самореализации, формирование навыков саморазвития. В школах XXI века вопрос учебной мотивации как фундамент лежит в основе различных видов деятельности. Именно мотивация очерчивает смысл действий и побуждает к ним. Период младшего школьного возраста наиболее благоприятен для создания этой основы.

Ключевые слова: учебная деятельность, мотивация, условия развития, школьники PECULIARITIES OF LEARNING MOTIVATION AND ITS DEVELOPMENT IN YOUNGER STUDENTS. WHAT RECOMMENDATIONS CAN BE GIVEN TO THE

EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST?

Elena Nikolaevna Belous

PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation. belousen@yandex.ru Julia Mikhailovna Gerasina

Student of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and

Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation.

ms.anya.konovalova.1998@mail.ru

Abstract

The system of education in the Russian Federation is undergoing reform and this process is accompanied by significant transformations both in pedagogical activity and in educational practice. In the course of time the central factor in the sphere of education becomes the maximum disclosing and establishing of personality of each pupil, creating conditions for his/her self-realization and further self-improvement. In the schools of the XXI century the issue of learning motivation can be considered the main one, because the motive is the source of various types of activity, brings meaning to it and performs the function of motivation to action. The age of an elementary school student is the most favorable for creating this basis.

Translated with www.DeepL.com/Translator (free version)

Keywords: learning activity, motivation, development conditions, schoolchildren

Проблема мотивации и дифференциации учения интересовала многих учёных. Например,

потребности, мотивы, эмоции, установки рассматривались Л.С. Выготским, К. Левиным,

А.Н. Леонтьевым, А. Маслоу, В.С. Мерлиным, С.Л. Рубинштейном.

В то же время, появляется противоречие: по мнению участников образовательного процесса, остро ощущается необходимость в психолого-педагогического сопровождения мотивации к учению у младших школьников и недостатком методического обеспечения этого процесса как в теоретической, так и в практической деятельности педагога-психолога. Цель исследования: изучить особенности развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.

Предмет исследования: особенности учебной мотивации младших школьников общеобразовательных школ Подмосковья.

Теоретико-методологическая основа: теория мотивации и ее диагностики профессора Е.П Ильина, концепция С.Л. Рубинштейна о мотивационном «ядре личности человека»,

деятельностный подход Л.С. Выготского и А. Н. Леонтьева, а так же положения о движущих силах активности и развития личности в теории А. В. Петровского. В рамках анализа зарубежных источников исследование опирается на теории мотивации авторов К. Левина, А. Маслоу.

Практическая значимость проведенного исследования обобщенный диагностический срез, его анализ и сравнение с уже существующими исследования и данными, разработку практических рекомендаций. Которые будут полезными не только педагогам, работающим с младшими школьниками в условиях образовательных организаций различных видов, но и для других участников образовательного процесса, например. Для родителей и опекунов. А также для самих школьников, которые хотели бы повысить свои учебные результаты путем развития мотивации к учению.

Младший школьный возраст - это переломный период в жизни маленького человека. Так как по сравнению с дошкольным детством уже появляются социальные смыслы деятельности ребенка. Если раньше он играл и взаимодействовал со взрослыми другими детьми для собственного удовлетворения, то теперь он начинает осваивать общественно-исторический опыт, как основу для будущей трудовой деятельности. Даже сами формы общения и взаимодействия - это уже будущие элементы трудового взаимодействия. Ученые всех стран мира высоко оценивают значение учебной мотивации в жизни и развитии личности обучающихся. Понятие учебного мотива часто выделяют в качестве краеугольного камня множества проблем организации обучения и поиска путей их решения.

Всякий раз, когда говорят о необходимости изучения особенностей учебной мотивации, так или иначе, выделяют следующие ее составляющие:

• изучение отношения учеников к предмету;

• изучение отношения к предмету учителя;

• установление зависимости между отношением к предмету учителя и отношением к предмету учеников.

Определение «мотивация» в современной психологии

— это динамический процесс последовательной смены в разных фазах потребностей, связанных в единое целое ценностным отношением личности к предмету деятельности (Л.И. Анцыферова).

Важность перехода к младшему школьному возрасту в конечном итоге сводится к существенному изменению жизненных реалий, форм поведения, мышления и, самое главное, переоценке жизненных представлений. Противоречия не только эмоционального, но, чаще всего и с наибольшей остротой, волевого и произвольного характера вводят ребенка в состояние внутреннего конфликта, глубокого противоречия с самим собой. Это противоречие заставляет преодолевать внутри себя колоссальное сопротивление. В этом страшном «трении» и рождается, крепнет личность человека. А учение, его качество существенно отражается на качестве жизни и взаимодействия с окружающим миром. Не удивительно, что ученые психологи и педагоги практики, а также родители младших школьников, выделяют проблему мотивации к учебной деятельности в качестве одной из самых актуальных в школьной жизни. Если взрослые научатся грамотно управлять этим процессом, то качество образования детей существенно улучшится.

От формирования волевых процессов в учебе во многом зависит, будет ли складываться знаменитая цепочка развития высших психических функций. Напомним, что она начинается с формирования произвольности, из которой вытекают умение планировать и обратное ему умение контролировать свои собственные действия, реакции, поведение. Умение планировать и контролировать позволяет наращивать и совершенствовать познавательные психические процессы, добиваться их совершенствования и усложнения.

Познавательные процессы позволяют формировать сложные формы внутренней деятельности. Так совершенствуется человек, расширяя свои возможности и достижения. Однако, не следует переходить к общим рассуждениям, забывая о возрастных психических особенностя младшего школьного возраста. Психологическая характеристика младшего школьника:

1. Кризис 7 лет - в этот возрастной период рождается статус социального «Я». В данный кризисный период у ребенка происходит переосмысление ценностей, обобщение переживаний, утрачивается детская непосредственность.

2. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром развития становится его первый преподаватель.

3. Учебная деятельность становится ведущим видом деятельности и начинает доминировать. Вслед за этим появляются и новые формы активности. Наиболее существенным изменением становится появление активности, направленной на самого себя, и целью такой активности становится самоизменение, саморазвитие, самосовершенствование. Предметом учебной деятельности впервые становится сам ученик.

4. Появление новообразований - происходит прогрессивное интеллектуальное развитие, «память становится мыслящей, а восприятие думающим», проявляются предпосылки к развитию чувства взрослости.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы мной была проведена исследовательская работа. Проанализировав результаты, можно сделать следующие выводы:

Подавляющее большинство исследованных нами детей младшего школьного возраста имеют вполне благополучную картину развития внутренней и внешней учебной мотивации. Они позитивно настроены на общение со всеми участниками образовательного процесса и проявляют во время этого общения соответсвующие возрасту эмоции и реакции. Так часто они любознательны, готовы к взаимодействию, проявляют старание и ответственность. Дети еще не говорят об усталости от школы и от учебы, но уделяют много внимания заинтересованности или незаинтересованности отдельными ее элементами. Иногда дети прослеживаю логическую связь между интересом и формами поведения педагогов. Рассмотрим чуть подробнее особенности проявления учебных интересов и тревожности исследованных младших школьников: 1) 56% спокойно или положительно относятся к математике и 9% совершенно к ней равнодушны, а вот тех, кто испытывает страх или опасения перед математикой выявлено 36%. Если оценивать полученные данные с точки зрения психологии, то математика требует значительного напряжения волевых и умственных ресурсов детей, потому нередко оказывается в категрии не самых желанных предметов.

2) 73% с удовлетворением занимаются дисциплинами, связанными с речевой активностью и чтением (русский язык и литература), но бывает и по-другому, равнодушие испытывают 9%, а тревогу на этих уроках переживает 2%.

3) Окружающий мир воспринимается детьми как наименее напряженный, опасный, устрашающий, этот урок ни у кого не вызывает тревожности. Точнее говоря, 91% испытуемых относятся к этому уроку спокойно, 2% испытывают усталость или оценивают урок как совсем не интересный.

При исследовании мотивов, оказалось, что у 68% явно преобладают социальные мотивы обучения, и лишь у 23% учеников присутствуют и социальные, и познавательные мотивы. А категорию преобладания познавательных мотивов составили всего лишь 8%. При анализе мотивов первой группы испытуемых (с преобладанием социальных), оказалось, что их мотивы тоже имеют особенности, так на первом месте по значимости оказалось стремление получить новые знания, чтобы стать полезным в обществе (широкий социальный мотив), на втором месте - заслужить уважение одноклассников (товарищеский мотив) и на третьем месте - получить одобрение родителей (родительский мотив). У 12% проявляется внутренняя мотивация к обучению. Следовательно, к 4 классу у них

сформировалось понятие «я должен, я хочу учиться». Эти показатели доказывают, что в процессе обучения в младших классах работа педагога, родителей была качественно проведена.

На основе данных методик можно сделать вывод, что учебная мотивация младших школьников развивается следующим темпом: в первом классе высокая как внутренняя, так и внешняя мотивация, дети хотят узнавать что-то новое, меняется ведущий вид деятельности, во 2-3 классе учебная мотивация немного снижает свои показатели, так как материал становится сложнее, возможно, обучающиеся утомляются однообразием проведения уроков. Однако, к 4 классу у учеников формируется внутренняя мотивация, то есть складывается понимание для чего они должны ходить в школу, почему он должен сам прикладывать усилия к приобретению новых знаний.

Советы педагога-психолога по развитию учебной мотивации у детей в младшем школьном возрасте

1. Создавайте атмосферу доверия и безопасного взаимодействия, старайтесь способствовать развитию все видов взаимодействия в образовательном процессе в соответствии с учебными целями и задачами.

2. Откажитесь от либерального (попустительского) или, напротив, слишком жесткого. директивного стиля общения

3. Изучите вопрос: как правильно хвалить детей. Следите за честностью и объективностью своей похвалы. Позволяйте себе иногда использовать приемы психологического поглаживание, таких, как проявление внимания взглядом, улыбкой или кивком головы.

4. Чаще давайте детям шанс самостоятельно найти ответ или решение. Так например можно задаввть вопросы таким образом, чтобы в самом вопросе звучало противоречие, новизна или другие важные искомые признаки.

5. Стимулируйте активность через создание проблемных ситуаций, чаще меняйте партнеров, заставляйте детей работать в парах, тройках, группах. Используйте приемы самоконтроля, взаимного контроля, перекрестной проверки. Поощряйте склонность детей рассуждать и выстраивать логические цепочки. Помните, дети очень чувствительны к малейшей лжи и противоречим, не стоит недоговаривать или отказывать в объяснении.

6. Отлично активизируют детей все возможные игровые форматы обучения, а в современном контексте игровые компьютерные форматы. Хорошо себя зарекомендовали технические средства наглядности. Но при этом помните, что более 10 минут единовременно не рекомендуется загружать детей такими «активизаторами». Лучше чередовать их с работой в непосредственном взаимодействии друг с другом. Чередование раздражителей - лучший стимул для учебной мотивации.

7. Всегда старайтесь уделять внимание развитию внимания, скорости реакцуии, сообразительности, любознательности. Применяйте различные техники запоминания и припоминания.

8. Помните о многократном повторении нового. Лучше повторять каждый день по чуть-чуть, чем один день целый день. При этом повтрять лучше в различных частях урока и в различном объеме или сложности. Именно частота дает прочность.

9. Еще раз напоминаем о чередовании видов деятельности. Включайте в урок динамические паузы, особенно между трудными заданиями или заданиями требующими большого терпения.

10. Любая задача становится посильной, если разделить ее на мелкие составляющие. Успех тоже состоит из мелких составляющих. Замечайте маленькие победы учеников и учите детей замечать эти победы.

11. Показывайте динамику роста и развития учеников не только администрации образовательной организации, но и самим ученикам. Ребенку очень нужно понимать направление своего роста и его скорость.

12. Не жалейте сил для подключения родителей к процессу обучения. Их тоже надо учить замечать успехи детей, правильно их хвалить, а также поддерживать в моменты борьбы с самим собой.

13. Стоит концентрировать внимание детей не только на успешности процесса обучении, но и обязательно на получаемых приятных «бонусах» в процессе учебы. Ведь школьные годы - чудесные годы!

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 2020

2. Гордеева Т. О. и др. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников //Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. №. 2. С. 65-74.

3. Гормоза Т.В. Возрастная динамика успешной деятельности младших школьников: Автореф. дис./ Т.В. Гормоза; Бел. гос. педагог. ун-т. Мн., 2018.25с.

4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения./ В.В. Давыдов. М., 2016. 354с.

5. Ильин Е. П., Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Издательский дом" Питер", 2019.

6. Мосина Н. А., Казакова Т. В., Захарова Т. В. Особенности учебной мотивации у младших школьников с разным уровнем успеваемости //Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. №. 6-2. С. 290-301.

7. Педагогические технологии. Под ред. В. С. Кукушина. Ростов н/Д: Март, 2016. 364с.

8. Попова Н. В., Елфимова А. В. Социально-педагогические условия развития творческой активности педагога в процессе работы с детьми дошкольного возраста //Мир науки, культуры, образования. 2016. №. 6 (61).

9. Селевко, Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2018. 319с.

10. Шадриков, В.Д. Введение в психологию:мотивация поведения./ В.Д.Шадриков. М.: Логос, 2018. 460с.

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: КАК ВНИМАНИЕ ВЛИЯЕТ НА ОБУЧЕНИЕ?

Анна Игоревна Коновалова Студентка кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация.ms.anya.konovalova.1998@mail.ru

Елена Николаевна Белоус, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. belousen@yandex.ru

Аннотация

В настоящее время учебная деятельность является важной ступенью в жизни школьников. Усвоение учебной программы и успеваемость напрямую зависит от условий развития этой учебной деятельности. Поэтому актуальность исследования обусловлена тем, что учебная деятельность активно развивается под влиянием условий, которые воздействуют на неё в младшем школьном возрасте. Эффективность дальнейшего обучения во многом зависит от тех базовых знаний и умений ребенка, которые он получил в начальной школе. Поэтому учитель уделяет особое внимание диагностике и условиям развития учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Важным условием развития учебной деятельности является внимание, так как оно является его неотъемлемой частью. Первоклассники и второклассники ещё не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается. В итоге дети могут упускать важную информацию, пропустить буквы в слове или слова в предложении, а также могут не выполнить задание в назначенный срок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.