Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
286
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школа / детская агрессия / агрессивное поведение / диагностика

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Денис Александрович Барничев, Елена Николаевна Белоус

В настоящее время в Российской Федерации наблюдаются большие перемены в социальной политике: появляется тенденция и стимулирование к увеличению численности населения, улучшается качество жизни, появляются различные социальные проекты и акции, позволяющие повысить уровень благосостояния граждан. Однако, несмотря на позитивные изменения, есть и негативные, в их числе высокий уровень агрессивности подрастающего поколения, которое носит настолько глобальный характер, что необходимо предпринимать решительные меры по профилактике и предупреждению таких опасных явлений как буллинг, травля, колумбайн (скулшутинг), предпосылками которых является само агрессивное поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЛАДШЕМ

ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Денис Александрович Барничев. Студент кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация.dbarni chev@yandex. ru

Елена Николаевна Белоус. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. belousen@yandex.ru

Аннотация

В настоящее время в Российской Федерации наблюдаются большие перемены в социальной политике: появляется тенденция и стимулирование к увеличению численности населения, улучшается качество жизни, появляются различные социальные проекты и акции, позволяющие повысить уровень благосостояния граждан. Однако, несмотря на позитивные изменения, есть и негативные, в их числе высокий уровень агрессивности подрастающего поколения, которое носит настолько глобальный характер, что необходимо предпринимать решительные меры по профилактике и предупреждению таких опасных явлений как буллинг, травля, колумбайн (скулшутинг), предпосылками которых является само агрессивное поведение.

Ключевые слова: школа, детская агрессия, агрессивное поведение, диагностика

DETERMINATION OF THE LEVEL OF AGGRESSIVE BEHAVIOR IN PRIMARY SCHOOL AGE

Denis Aleksandrovich Barnichev. Student of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian F ederati on. dbarni chev@yandex.ru

Elena Nikolaevna Belous. PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychological and Socio-Pedagogical Education, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russian Federation. belousen@yandex.ru

Abstract

Currently, there are big changes in social policy in the Russian Federation: there is a tendency and stimulation to increase the population, the quality of life is improving, various social projects and actions are appearing to improve the welfare of citizens. However, despite the positive changes, there are also negative ones, including a high level of aggressiveness of the younger generation, which is so global in nature that it is necessary to take decisive measures to prevent and prevent such dangerous phenomena as bullying, bullying, columbine (schoolshooting), the prerequisites for which is the most aggressive behavior.

Keywords: school, child aggression, aggressive behavior, diagnostics.

Педагогические и психологические исследования последних десятилетий имеют большой объем информации о проявлении агрессии, а подходы к изучению данного феномена разрабатывались в отечественных (Андреева Г.М.; Бережкова Е.И., Ениколопов С.Н., Ковалев П.А., Левитов Н.Д., Реан А.А., Слотина Т.В., Осницкий А.К., Фурманов И.А.) и зарубежных школах психологии (Басс А, Дарки А., Бандура A., Берковиц L., Buss A., Dollard Y., Сирс Р., Хекхаузен X).

Несмотря на то, что проявление агрессии является естественной формой проявления эмоций — детская агрессия проявляется совсем по-другому, и к тому же ребёнок не осознает, зачем он это делает. Агрессивное поведение замечается за многими детьми, но не

у всех она перерастает в базовое свойство личности, которое может причинить вред ребёнку и его окружению.

Объект исследования: проявление агрессии у младших школьников.

Предмет исследования: особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.

Практическая значимость: данная работа позволит больше узнать о феномене детской агрессивности в начальной школе и причинах её возникновения для создания благоприятного психологического климата в образовательной организации.

Агрессия в переводе с латинского языка означает «нападать». До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение человека, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось и стало более локальным -враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Агрессия - целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), причиняющее физический вред людям, или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряжённости и т.д-

Что касается самой агрессии, то можно рассмотреть одну из популярных классификаций американских психологов А.Басса и А.Дарки.

1. Физическая агрессия - использование физической силы против оппонента.

2. Косвенная агрессия - агрессия, направленная на другое лицо окольным путем, или ни на кого не направленная агрессия.

3. Раздражение - проявление негативных чувств при малейшем возбуждении.

4. Негативизм - форма агрессии, которая проявляется в виде от пассивного сопротивления до активной борьбы против устоявшихся обычаев и законов.

5. Вербальная агрессия - проявляется в выражении негативных чувств через вербальные реакции.

А. Басс разделил вербальные агрессивные реакции на три типа:

1. отвержение - агрессия проявляется в выражениях типа «иди прочь», «убирайся» и т.п.;

2. враждебные замечания по типу: «не выношу тебя» и т.п.

3. критицизм, он может быть направлен не только против личности, но и против предметов, одежды, работы и т.п.

По мнению Л.С. Выготского и А.Г. Долговой, к предпосылкам детской школьной агрессии можно отнести:

1. изменение социального окружение ребёнка - переход от дошкольной среды в большую школьную жизнь;

2. ребёнок не может контролировать свою агрессию в связи с низким уровнем контроля;

3. перестройка всех систем отношений с «ребенок - взрослый» на «ребёнок -родитель» и «ребёнок - учитель»;

4. кризис семи лет;

5. семейное неблагополучие;

6. стрессы, резкие перемены или изменения;

7. излишне строгое воспитание и т.д.

Следует формировать умения и навыки в общении ребёнка с другими людьми, а также формировать принципы общения с детьми, проявляющие агрессию.

Проявление агрессивного поведения в образовательных заведениях представляет собой огромную проблему, к которой нужен комплексный и полноценный подход всех специалистов: педагогов-психологов, социальных педагогов, администрацию образовательной организации.

Задачей психолога должна стать психокоррекционная работа с лицами, которые были агрессивны по сравнению с другими. Задачей социального педагога является

определение проблем в семье, семейной атмосферы, которая подстрекает ребёнка на агрессию. Организация же должна следить скорее за персоналом, ведь, несмотря на столь большую популярность психологии - большое количество школ имеет в штате только социального педагога, который, возможно, совмещает и другие специальности. Что касается педагогов-психологов, то их ещё меньше, особенно в сельской местности.

Множество известных психологов увлекалось изучением проблемы агрессивного поведения в начальных классах, ведь эта тема так до конца и не раскрыта. Младший школьный возраст выделен не так давно, что делает психологические исследования очень актуальными. Соответственно, многие исследования нельзя считать окончательными, хоть они и носят эмпирический характер.

В 6 — 7 лет ребёнок попадает в новую для него большую среду — школу, где, в отличие от детского сада, есть дети намного старше его самого, есть уроки и обязательные домашние задания, которые необходимо выполнять. Все эти нововведения могут дезадаптировать обучающегося, вызвав у него защитную реакцию — агрессию.

В большинстве случаев, проявление агрессивного поведения является протестом против поведения взрослых, отстаивание своих границ и прав. Детская агрессивность обычно нарастает на протяжении всего дошкольного возраста и только к семи годам идёт на спад. Психологи связывают это с тем, что к этому возрасту, ребёнок уже научается разрешать конфликты другими способами.

Исследования показывают, что дети, становящиеся хронической жертвой агрессии, часто уединяются и впадают в депрессию; они не любят ходить в школу; у них низкая самооценка.

Небольшой процент этих детей на деле агрессивны сами. Их агрессивные сверстники вскоре понимают, что таких детей легко задеть. Однако, подавляющее большинство детей, становящихся жертвами агрессии, не отличаются сильной реакцией, они чаще замкнуты и покорны. Они не желают или не могут защититься от агрессии своих сверстников, и поэтому их обычно называют пассивными жертвами.

Целью исследования является определение взаимосвязи между проявлением агрессии в поведении младших школьников и социальным положением учеников в классе.

Во время проведения исследования проективными методиками было замечено, что более младшие классы не могут справиться с выполнением задания «Несуществующее животное» должным образом. Отметилось, что у учеников первого класса наблюдается низкий уровень воображения, в результате которого некоторые дети нарисовали хоть и не реально существующее животное, однако существующее в виртуальном мире. К ним можно отнести различных вымышленных существ из компьютерных игр или видеороликов с развлекательным контентом. Диагностику пришлось повторить с каждым ребёнком индивидуально, подробно объясняя инструкцию.

В исследовании применялись следующие диагностические методики:

1. Тест руки (Hand Test) — проективная методика исследования агрессивности личности, предложенная Эдвином Вагнером в 1961 г.

Цель теста состоит в том, что развитие функций и моторики руки исходит от состояния развития головного мозга. Значение руки и ее восприятие в пространстве ребёнка играет роль в выполнении каких-либо действий. Рука всегда вовлечена в активную внешнюю деятельность, поэтому можно определить взаимосвязь положения руки и мозговой деятельности. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.

2. «Несуществующее животное». Данная методика относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест — ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

3. Проективная методика «Кактус». Она также способна дать обобщённые данные о психике и жизнедеятельности личности в социуме. Заключение

Исследование проводилось индивидуально. В заключение применялась независимая оценка наблюдателем, с целью определения реальной тенденции или склонности к агрессивному поведению.

Результаты диагностического исследования по каждой методике исследования представлены ниже:

Уровень агрессивного поведения по методике «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич): у 16% высокий уровень агрессии, у 27% выражена слабо, а у 57% отсутствует.

Уровень агрессивного поведения по методике «Кактус» (М.А. Панфилова): у 18% высокий уровень агрессии, у 34% выражена слабо, а у 48% отсутствует.

Уровень агрессивного поведения по методике «Рука Вагнера» (Э. Вагнер): у 15% высокий уровень агрессии, у 26% выражена слабо, а у 48% отсутствует.

Для подтверждения гипотезы был проведён корреляционный анализ данных по всем методикам. Корреляционный анализ показал, что корреляция между проводимыми тестами высокая, 85%, а значит определение агрессивного поведения верно. Вывод

Данное исследование показало, что порядка 16% обучающихся в начальной школе имеют высокий уровень агрессивного поведения, что сказывается на их успеваемости и психологическом климате в классе. Данное исследование положено в основу работы над созданием благоприятного климата в начальных классах, а также разработки методического материала для коррекции агрессивного поведения у младших школьников.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект пресс, 1996.

2. Бурлачук Л. Ф. Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. перераб. и доп.— СПб.: Питер, 2006. — 528 с.

3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Академия, 2007. - 182с.

4. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. - М.: Генезис, 2009, - 216 с.

5. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский и др.- М.: Педагогика, 2010. - 235с.

6. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

7. Рубинштейн, С.Я. Основы общей психологии. - М.: Флинта, 2015.- 628с.

8. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь - Москва: Проспект, 2016. — 512 с.

9. Ткачева, М. С. Возрастная психология : конспект лекций / М. С. Ткачева, М. Е. Хилько. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2013. — 200 с.

10. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. Э. М. Телятникова — М.: АСТ, 2014. — 810 с.

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И ЕЁ РАЗВИТИЯ У СОВРЕМЕННЫХ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Елена Николаевна Белоус

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического и социально-педагогического образования, Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Российская Федерация. belousen@yandex.ru Герасина Юлия Михайловна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.