Научная статья на тему 'Взаимосвязь агрессии и успеваемости у школьников разного возраста'

Взаимосвязь агрессии и успеваемости у школьников разного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1341
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / НЕГАТИВИЗМ / УСПЕВАЕМОСТЬ / ОБУЧАЕМОСТЬ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПОДРОСТОК / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / АДАПТАЦИЯ / AGGRESSION / NEGATIVISM / ACADEMIC PERFORMANCE / LEARNING / AGE CHARACTERISTICS / TEENAGER / JUNIOR SCHOOLBOY / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рогова Евгения Евгеньевна, Ибахаджиева Лайса Алиевна

В статье представлен краткий обзор понятий успеваемость и агрессия. Слово агрессия означает «нападать», т. е. выражает враждебное поведение по отношению к окружающим людям. Ярость, раздражение, ненависть, злость это основные формы проявления агрессии. Актуальность исследования взаимосвязи между агрессией и успеваемостью у школьников разного возраста обусловлена учащением агрессивных проявлений в обществе. Агрессия у школьников проявляется как в младшем школьном возрасте, так и в подростковом, от чего страдают и родители, и учителя, и учащиеся. Для изучения взаимосвязи агрессии и успеваемости у школьников разного возраста были использованы следующие методики: методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревича, методика «Кактус» М.А. Панфиловой, тест руки Вагнера, «Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки». Автором показано, что у учащихся младших классов, склонных к насилию, доминирует прямая физическая агрессия в то время, как у подростков преобладает негативизм и вербальная агрессия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рогова Евгения Евгеньевна, Ибахаджиева Лайса Алиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of aggression and academic performance among schoolchildren of different ages

The article presents a brief review of the concepts of academic performance and aggression. The word aggression means "to attack", i.e. expresses hostile behavior towards surrounding people. Rage, irritation, hatred, anger are the main forms of aggression. The topicality of the study of the correlation between aggression and academic performance of schoolchildren of different ages is due to the increase in aggressive manifestations in society. Aggression among schoolchildren manifests itself both in primary school age and in adolescence, which affects parents and teachers, and students. To examine the correlation of aggression and academic performance among the schoolchildren of different ages there were used the following methods: methodology "Unreal animal" of M.Z. Dukarevich, technique "Cactus" of M.A. Panfilova, the test of the hand of Wagner, "Methods for diagnostics of indicators and forms of aggression" of A. Bass and A. Darki. The author shows that younger students prone to violence have dominated direct physical aggression, whereas adolescents have dominated negativism and verbal probability of aggression.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь агрессии и успеваемости у школьников разного возраста»

центр "Институт стратегических исследований", 2015. - С. 97-101.

REFERENCES

1. Bushina, V.N. (2006), Formation of the communicative competence ofparents in the context of the establishment of additional education, dissertation, Ekaterinburg.

2. Nikitenko, T.V. (2016), "Problems of formation of students' professional and communicative competences in modern conditions", International scientific journal Innovation Science,"No. 2, pp. 99-101.

3. Pankratova, I.A. and Rogova, E.E. (2014), "Measuring the formation of professional ideas as an indicator of graduate competence", Humanities, socio-economic and social sciences, No. 6, pp. 259-262.

4. Ruban S.V. (2015), "The influence of parental attitudes on the development of communicative and social competencies in preschool children", Collection of scientific reports of the international scientific-practical conference Problems of the functioning of the modern state: law, politics, economics, educa-tion,"Moscow, pp. 50-56.

5. Semenova, T.A. (2015), "System of development of teachers-tutors as a means of development of parental competence", Materials of the All-Russian scientific and practical conference "Development of parental competence", Moscow. pp. 7-11.

6. Tkacheva, T.A. (2015), ""Parental competence" as psychological and pedagogical competence", Materials of the XX International Scientific and Practical Conference, Scientific Information Publishing Center "Institute for Strategic Studies", Moscow, pp.97-101.

Контактная информация: ckags_student@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.04.2019

УДК 159.99

ВЗАИМОСВЯЗЬ АГРЕССИИ И УСПЕВАЕМОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ РАЗНОГО

ВОЗРАСТА

Евгения Евгеньевна Рогова, кандидат психологических наук, доцент, Южный федеральный университет (ЮФУ), г. Ростов-на-Дону, Лайса Алиевна Ибахаджиева, кандидат психологических наук, доцент

Чеченский государственный педагогический университет (ЧГПУ), г. Грозный

Аннотация

В статье представлен краткий обзор понятий успеваемость и агрессия. Слово агрессия означает «нападать», т. е. выражает враждебное поведение по отношению к окружающим людям. Ярость, раздражение, ненависть, злость - это основные формы проявления агрессии. Актуальность исследования взаимосвязи между агрессией и успеваемостью у школьников разного возраста обусловлена учащением агрессивных проявлений в обществе. Агрессия у школьников проявляется как в младшем школьном возрасте, так и в подростковом, от чего страдают и родители, и учителя, и учащиеся. Для изучения взаимосвязи агрессии и успеваемости у школьников разного возраста были использованы следующие методики: методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревича, методика «Кактус» М.А. Панфиловой, тест руки Вагнера, «Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки». Автором показано, что у учащихся младших классов, склонных к насилию, доминирует прямая физическая агрессия в то время, как у подростков преобладает негативизм и вербальная агрессия.

Ключевые слова: агрессия; негативизм; успеваемость; обучаемость; возрастные особенности; подросток; младший школьник; адаптация.

CORRELATION OF AGGRESSION AND ACADEMIC PERFORMANCE AMONG SCHOOLCHILDREN OF DIFFERENT AGES

Evgeniya Evgenievna Rogova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,

South Federal University, Rostov-on-Don, Laysa Alievna Ibahadzhieva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Chechen State Pedagogical University, Grozny

Annotation

The article presents a brief review of the concepts of academic performance and aggression. The word aggression means "to attack", i.e. expresses hostile behavior towards surrounding people. Rage,

irritation, hatred, anger are the main forms of aggression. The topicality of the study of the correlation between aggression and academic performance of schoolchildren of different ages is due to the increase in aggressive manifestations in society. Aggression among schoolchildren manifests itself both in primary school age and in adolescence, which affects parents and teachers, and students. To examine the correlation of aggression and academic performance among the schoolchildren of different ages there were used the following methods: methodology "Unreal animal" of M.Z. Dukarevich, technique "Cactus" of M.A. Pan-filova, the test of the hand of Wagner, "Methods for diagnostics of indicators and forms of aggression" of A. Bass and A. Darki. The author shows that younger students prone to violence have dominated direct physical aggression, whereas adolescents have dominated negativism and verbal probability of aggression.

Keywords: aggression, negativism, academic performance, learning, age characteristics, teenager, junior schoolboy, adaptation.

ВВЕДЕНИЕ

Успеваемость лиц, обучающихся в образовательной организации, по-прежнему остается одним из наиболее важных показателей эффективности учебного процесса. Тенденция снижения уровня школьной успеваемости, наблюдаемая в современной школе, свидетельствует о недостаточности прилагаемых педагогами усилий, ведущих к снижению эффективности учебной деятельности обучающихся и, в целом, системы школьного образования, что может быть вызвано различными проблемами. А именно: уровнем и темпами развития познавательной и эмоциональной сфер обучающихся, спецификой используемых учебных программ, опытом и стремлением к инновационной деятельности учителей школы, сплоченностью и единством педагогического коллектива и т.п., то есть всем тем, что может тормозить адаптацию обучающихся к условиям школьного обучения. А ведь собственно механизмы адаптации обеспечивают возможность обучающимся не просто существовать, но и развиваться в постоянно трансформирующихся условиях среды. В качестве наиболее значимых критериев оценивания эффективности адаптационного процесса в школе обычно указывают, во-первых, успешность учебной деятельности; во-вторых, успешность установления взаимоотношений в классном коллективе; в-третьих, уровень здоровья школьника [1].

Успешность обучения зависит от целого ряда факторов. Прежде всего, это уровень развития когнитивных процессов обучающегося, его способность к усвоению абстрактных понятий, наличие определенного уровня знаний, умений и навыков, особенности его побуждений, уровень развития волевых усилий обучающегося, а также характер и уровень сложности учебных программ и согласованность взаимодействия всех субъектов обучения в процессе образовательной деятельности. В данное время происходит освоение и нравственных норм, так как школьник становится психологически готов не только к пониманию смысла норм и правил поведения, но и к повседневному их выполнению.

Стержневым психологическим новообразованием младшего школьника выступает произвольное поведение, которое подразумевает возможность постановки целей, предвидение результатов своих действий и осуществление рефлексивных процессов. Школьник может дать оценку своему поступку с позиции его результативности и полезности, и, в случае необходимости, модифицировать свое поведение. Благодаря развитию воли он может справиться со своими побуждениями, если их направленность или вероятный итог не будет соответствовать социальным нормам поведения, не будет достигнута к поставленная цель. Отмеченные трансформации личности ребенка нередко соседствуют и вызывают всплески эмоций, направленные на взрослых, стремление сделать то, что ему хочется в данный момент, к другим прихотям и капризам. Эмоциональный дискомфорт в отношениях с родителями отражается на снижении познавательной мотивации, ведущей к низкому познавательному интересу, заниженной самооценке в категориях «счастье», «ум», доминирование агрессивных типов реагирования на ситуацию фрустрации, тенденция к развитию неустойчивых эмоциональных состояний [2]. Причинами агрессии могут быть и характерологические особенности младшего школьника, например, гипервозбудимость,

склонность к аффективным вспышкам и другие [3, с. 46]. Это позволяет заключить, что внешне ребенок не такой, как внутренне, что ведет к тому, что отношения обучающихся с учителями и обучающихся между самими собой внутри их микросоциума, порождает систему различных деструктивных конфликтов - от прямых или косвенных угроз, до импульсивных агрессивных действий. В результате растет число «нарушений поведения у детей: побегов из дома, воровства, намеренной лживости, прогулов школы, актов вандализма, разрушений чужой собственности, нападением на людей» [4, с. 33].

В конце младшего школьного возраста у детей возрастают агрессивные тенденции. Все чаще, инициаторами агрессии уже являются не отдельные лица, а целые объединения ребят, а само агрессивное поведение становится всё более организованным. Среди причин проявлений детской агрессивности обычно отмечают: «стремление привлечь к себе внимание сверстников, стремление получить желанный результат, стремление быть главным, защита и месть, желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство» [5, с. 198]. Как считает Н.Ю. Ларькина с коллегами отсутствие возможности реализовать агрессию может вести к проявлению депрессии, формированию повышенным уровня тревожности, тенденции к общему снижению настроения и негативной оценке собственной неэффективности [6].

Постепенно освоение навыков конструктивной коммуникации обучающимися способствует тому, чтобы соотношение между инструментальной и враждебной агрессией изменялось в пользу последней. Однако, стремление причинять оппонентам вред, получая при этом удовольствие - остается устойчивой чертой [7].

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В данном исследовании приняли участие 64 обучающихся младшего школьного возраста и 58 обучающихся-подростков. В рамках эмпирического исследования были использованы следующие методики: для исследования агрессии учащихся младших классов «Кактус» (М.А. Панфилова) [8] и «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич) [5]; для исследования агрессии подростков тест «Рука» (Э. Вагнер) [9] и методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс и А. Дарки) [5].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Среди учащихся младших классов с помощью проективной методики М.А. Панфиловой «Кактус», было выявлено, что 47% выборки проявляют агрессивные тенденции. У остальных 53% выборки не было зафиксировано наличия агрессии.

В рисунках и в последующей беседе внимание уделялось наличию иголок, их количеству, величине, прорисовке. Агрессивные тенденции изучалась по следующим критериям:

- высокий уровень агрессии: длинные, торчащие в разном направлении иголки. Они тщательно прорисованы. Иголок большое количество.

- низкий уровень агрессии: умеренное количество иголок присутствует, но они не прорисованы, либо отсутствуют вовсе [8].

Анализ результатов по методике М.З. Дукаревича «Несуществующие животное» показал, что 37% учащихся младших классов проявляют агрессию в эмоциональных ситуациях, а у остальных 63% отсутствуют проявления агрессивных тенденций.

Таким образом, с помощью данной методики среди четвероклассников были выявлены дети, проявляющие агрессию, и дети, не имеющие агрессивных тенденций.

Работа проводилась аналогично предыдущей процедуре, но в этом исследовании внимание уделялось линиям рисунка, аккуратности рисунка, количеству острых углов, наличию рогов, копыт, когтей, клыков, зубов; позе животного, а при индивидуальной беседе - образу жизни. Были использованы следующие критерии агрессии:

- высокий уровень агрессии: на рисунке присутствуют несколько выраженных агрессивных деталей: рога, когти, клыки; большое количество острых углов,

направленных вверх; образ жизни, поза носит агрессивный характер;

- низкий уровень агрессии: отсутствие агрессивных деталей в изображении животного или наличие какой-либо одной агрессивной детали у животного; образ жизни и поза не носит агрессивного характера [5].

Как показало исследование с помощью «Методики диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки» среди подростков у 30% был выявлен низкий уровень агрессии, у 53% - агрессия находится в пределах нормы, а у остальных 17% был обнаружен высокий уровень агрессии.

Результаты по тесту «Рука» Э. Вагнера дополнили данные, полученные в ходе опроса обучающихся с помощью методики диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки, тем самым увеличив общую достоверность результатов всего исследования.

Так, большинство испытуемых (43% выборки) склонны проявлять агрессию только в значимых ситуациях. Практически столько же девятиклассников (40% выборки) склонны проявлять агрессию исключительно в обществе знакомых людей, т.е. в привычных, относительно безопасных ситуациях. И лишь 17% испытуемых имеют высокую склонность к агрессии.

Анализ распределения уровня агрессии у учащихся с разной успеваемостью показал, что среди учащихся младших классов, средний балл которых ниже «4», большинство склонны к агрессии (таблица 1). В то время как среди учащихся со средним баллом «4» и выше большинство не имеют агрессивных тенденций. С помощью %2 Пирсона было

выявлено, что данные различия значимы на 0,01% уровне (^э2мп =23,12, при ^к2р =6, 64) [10].

Таблица 1 - Распределение тенденций агрессивного поведения у обучающихся разных классов с разным уровнем успеваемости__

Младшеклассники Девятиклассники

Средний балл успеваемости Наличие агрессии Отсутствие агрессии Агрессия в пределах нормы Высокий уровень агрессии

Ниже «4» 67% 33% 70% 30%

«4» и выше 33% 67% 100% 0%

По результатам, полученным с помощью методики диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки, среди подростков было выявлено большинство обучающихся (57% выборки), которые обладали средним баллом успеваемости ниже «4». Остальные 43% ребят имеют средний балл успеваемости «4» и выше (см. табл. 1). Для удобства сравнения критерию «нормативный уровень» будут соответствовать результаты «норма» и «ниже нормы».

70% подростков с успеваемостью ниже «4» имеют уровень агрессии, относящийся к нормативному, а остальные 30% проявили при опросе высокий уровень агрессии. При этом все подростки, имевшие средний балл успеваемости, равный «4» и выше демонстрировали уровень агрессии, относящийся к норме. С помощью критерия Пирсона было выявлено, что данные различия значимы на 0,01% уровне (х1мш =51,31, при ^ =6, 64).

Таким образом, среди учащихся подросткового возраста со средним баллом успеваемости «ниже «4», доминирует уровень агрессии, относящийся к норме. При этом для 30% ребят характерен высокий уровень агрессии, что может проявляться в физической или вербальной агрессии по отношению к другим, их поведение может быть отличаться вспыльчивостью и грубостью. Все подростки, средний балл успеваемости которых составляет «4» балла и выше, проявляли уровень агрессии, относящийся к норме, что указывает на их способности справляться с различными эмоциональными ситуациями, не проявляя при этом чрезмерной враждебности, раздражительности или грубости.

Для подтверждения наличия взаимосвязей между школьной успеваемостью и показателями агрессии у обучающихся разного возраста, был использован корреляционный

анализ, который позволил выявить следующие значимые взаимосвязи.

У обучающихся младших классов обнаружена отрицательная взаимосвязь между результатами успеваемости и показателями по методике «Несуществующее животное» (г=-0,43, р<0,05), что свидетельствует о том, что ребята с высоким уровнем школьной успеваемости редко демонстрируют агрессивное поведение. Также имеется обратная взаимосвязь между показателями методики «Кактус» и успеваемостью обучающихся младших классов (г=-0,32, р<0,05), что подтверждает выявленную зависимость.

Проверка связи между показателями методики «Кактус» и методики «Несуществующее животное» выявила достаточно высокий уровень корреляции (г=0,67, р<0,01), что доказывает направленность данных методик на исследование практически одной реальности.

Таким образом, можно сделать вывод о взаимосвязанности в младшем школьном возрасте уровня школьной успеваемости и тенденции к агрессивным реакциям. Высокий уровень агрессии увеличивает вероятность низкой школьной успеваемости в младшем школьном возрасте и наоборот. Возможность наличия агрессии у учеников с успеваемостью ниже «4» больше, чем у учеников с успеваемостью «4» и выше.

Можно предположить, что агрессия является некоторым защитным или компенсаторным механизмом личности ребёнка, испытывающего проблемы в учебной деятельности. Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учение, одним из главных мотивов которого является приобретение нового, более «взрослого», статуса учащегося. Отсутствие успеха в достижении данного статуса также может стать причиной детской агрессии.

Использование корреляционного анализа для выявления статистически значимых взаимосвязей между школьной успеваемостью и проявлением агрессии у обучающихся подросткового возраста обнаружило слабые обратная корреляционные связи между средним баллом успеваемости и данными по тесту «Рука» Э. Вагнера (г=-0,38, р<0,05) и данными по методике А. Басса и А. Дарки (г=-0,36, р<0,05). Полученные данные подтверждают тенденции проявления агрессии у подростков с разным уровнем успеваемости, обнаруженные ранее у младших школьников. Высокий уровень взаимосвязи был обнаружен между результатами, полученными с помощью методики диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки и тестом «Рука» Э. Вагнера (г=0,61, р<0,01), что позволяет говорить о непротиворечивости методик и возможности использовать полученные данные в общей картине интерпретации.

ВЫВОДЫ

В результате исследования нами было выявлено, что обучающиеся с хорошей или отличной успеваемостью, с определенной вероятностью будут отличаться низким или среднем уровнем агрессии, в то время, как его ровесники с удовлетворительной успеваемостью, скорее всего, будут обладать средним или высоким уровнем агрессии. Это может быть связано со снижением актуальности учёбы в конце младшей школы, или же с возникновением у подростков такого специфического новообразования отрочества, как чувство взрослости - представлении о себе как уже не ребёнке. Проблемы и конфликты, возникающие у обучающихся разного возраста, в том числе и по причине неуспеваемости, могут стать причиной повышения уровня проявления агрессии и увеличения вероятности её открытого проявления. Резервы для преодоления агрессивных тенденций и последующей адекватной социализации и согласованного развития общественных и личных интересов предоставляет правильно организованная коллективная жизнь и деятельность, в которой должны находить свое воплощение запросы общества и удовлетворяться назревшие положительные возрастные и индивидуальные потребности ребят [11].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности / Г.Э. Бреслав. - СПб. : Речь, 2013. - 144 с.

2. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПб. : Питер, 2003.

- 560 с.

3. Истратова, О.Н. Развитие младшего школьника в условиях эмоционального отвержения его родителями / О.Н. Истратова // Известия ЮФУ Технические науки. - 2012. - № 10 (135). - С. 186193.

4. Индивидуально-типологические различия показателей агрессивности и депрессии у младших школьников с различным уровнем привычной двигательной активности / Н.Ю. Ларькина, Е.А. Томилова, В.В. Колпаков, Т.В. Беспалова // Медицинская наука и образование Урала. - 2017. -Т. 18, № 2 (90). - С. 151-155.

5. Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков / Ю.Б. Можгинский. - М. : Когито-Центр, 2006. - 179 с.

6. Панфилова, М.А. Графическая методика «Кактус» / М.А. Панфилова // Обруч. - 2002. -№ 5. - С. 12-13.

7. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога : в 2 ч. Часть 1 : Система работы психолога с детьми разного возраста : практ. пособие / Е.И. Рогов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 412 с.

8. Рогов, Е.И. Особенности профессиональных представлений у аддиктивных подростков в разных типах образовательных организаций / Е.И. Рогов, Т.В. Симончик // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. - 2015. - № 8. - С. 101-110.

9. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. -СПб. : Речь, 2001. - 350 с.

10. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 160 с.

11. Старикова, А.Е. Социально-психологические детерминанты успешности обучения учащихся средних классов современной общеобразовательной школы : дис. ... канд. психол. наук / Старикова А.Е. - Санкт-Петербург, 2004. - 191 с.

REFERENCES

1. Breslav, G.E. (2013), Psychological correction of child and adolescent aggressiveness, Rech, St. Petersburg.

2. Eliseev, O.P. (2003), Practical work on personality psychology, Peter, St. Petersburg.

3. Istratova, O.N. (2012), "Development of the younger schoolchild in the conditions of emotional rejection by his parents", Izvestia Uzhnogo Federalnogo Universiteta. Technicheskie nauki, No. 10 (135), pp. 186-193.

4. Larkina, N.Y., Tomilova, E.A., Kolpakov, V.V., Bespalova, T.V. (2017), "Individually typological differences in indicators of aggressiveness and depression in younger schoolchildren with different levels of habitual motor activity",Medicinskaya nauka Iobrazovanie Urala, Vol. 18, No. 22 (90), pp. 151-155.

5. Mozhginsky, Yu.B. (2006), Aggressiveness of children and adolescents, Kogito-Center, Moscow, Russia.

6. Panfilova, M.A. (2002), "Graphic technique "Cactus", Obruch, No. 5, pp. 12-13.

7. Rogov, E.I. (2019), Handbook of practical psychologist in 2 parts. Vol.1. The system ofwork of a psychologist with children of different ages, Yurait, Moscow.

8. Rogov, E.I. and Simonchik, T.V. (2015), "The peculiarities of professional ideas of addictive teenagers in different types of educational organizations", Izvestia Uzhnogo Federalnogo Universiteta. Ped-agogicheskie nauki, No. 8, pp. 101-110.

9. Sidorenko, E.V. (2001), Methods of mathematical processing in psychology, Rech, St. Petersburg.

10. Smirnova, T.P. (2007), Psychological correction of aggressive behavior of children, Phenix, Rostov-on-Don.

11. Starikova, A.E. (2004), Socio-psychological determinants of the success of secondary school students of modern secondary school, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: evgrogova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.04.2019

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАИМЕНОВАНИЙ ПСИХОГНОСТИЧЕСКИХ НАУК

Юлия Ивановна Савостьянова, кандидат филологических наук, доцент,

заведующая кафедрой, Юлия Николаевна Сичинава, кандидат филологических наук, доцент, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков

Аннотация

В статье рассмотрены основные этапы развития научной мысли и их наименования, выявлены тенденции развития психологии с точки зрения эволюции проблемы классификации наук. Приведены результаты анализа системы наименований психогностических наук, доказывающие прогрессирующую интеграцию научного знания за счет процессов дифференциации.

Ключевые слова: терминология, психогностические науки, психология, наименования наук, интеграция, дифференциация, развитие научной мысли, классификация наук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INFLUENCE OF STAGES OF DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC THOUGHT ON FORMATION OF SYSTEM OF NAMES OF PSYCHOGNOSTIC SCIENCES Julia Ivanovna Savostianova, the candidate of philological sciences, senior lecturer,

department chairman, Julia Nikolaevna Sichinava, the candidate of philological sciences, senior lecturer, Krasnodar Higher Military Aviation School for Pilots

Annotation

The article deals with the main stages of the scientific thought development and their names, brings out the tendencies of psychology development from the point of view of science classification of problem evolution. The results of psychognostic science names analysis are presented to illustrate progressive integration of the scientific knowledge through differentiation processes.

Keywords: terminology, psychognostic sciences, psychology, science naming, integration, differentiation, scientific thought development, science classification.

ВВЕДЕНИЕ

Поскольку современное состояние психогностических наук и науки в целом было спрогнозировано достаточно давно и в общем придерживается в своей эволюции основной намеченной тенденции к интеграции [6; 8; 9; 10], очевидно, что подобное явление было предопределено и обусловлено некими имевшими место ранее закономерностями. Если это действительно так, возникает вопрос о возможности предсказать дальнейший ход событий в процессе развития научного знания, а следовательно, в возникновении новых наук и становления их терминологии. В связи с вышесказанным в настоящей работе попытаемся проследить за историческим ходом развития научной мысли с точки зрения современной философии, выделить его основные этапы, соотнести полученные данные с одной из базовых психогностических наук (психологией) и, проиллюстрировав сказанное, синтезировать информацию с целью анализа терминологических наименований современных психогностических наук.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Для решения поставленных задач необходимо остановиться на некоторых терминах, широко использующихся в современных философских и науковедческих трудах для определения периодов развития конкретных наук. Так, например, без уяснения содержания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.