Психология
УДК:159.9.072.422
кандидат психологических наук, доцент Зайцева Светлана Александровна
Федеральный государственный бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент 2 курса группы НОЗ-16-1 факультета психологии и педагогики Смирнова Алина Андреевна
Федеральный государственный бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ
УСПЕВАЕМОСТЬ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о влиянии самооценки младших школьников на их успеваемость по основным предметам общеобразовательного цикла. В исследовании принимали участие 25 младших школьников, учеников 3 классов. С помощью критерия ранговой корреляции Спирмена была выявлена прямая зависимость типа самооценки от успеваемости в младшем школьном возрасте.
Ключевые слова: самооценка, неуспеваемость, возрастные особенности младших школьников.
Annotation. The article deals with the question of the impact of self-esteem of junior schoolchildren on their academic performance in the main subjects of the general education cycle. The study involved 25 junior schoolchildren, pupils of 3 classes. With the help of the Spearman rank correlation criterion, a direct dependence of the type of self-esteem on academic achievement at the junior school age was revealed.
Keywords: self-esteem, poor progress, age features of junior schoolchildren.
Введение. Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. Проблема неуспеваемости детей в начальной школе является, безусловно, актуальной и волнует не только педагогов, но и родителей, и самих младших школьников, потому что в принципе нет такого ребенка, который хотел бы плохо учиться.
Под неуспеваемостью обычно понимают явление, при котором учащийся имеет неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в четверти или в году.
Взаимосвязь самооценки младших школьников их успеваемости заключается в том, что если эта связь имеет место быть, то в зону риска попадают слабые ученики, для которых будет характерна заниженная самооценка. Следовательно, воздействие будет необходимо не только педагогическое (т.е. работа с успеваемостью ребенка, с пониманием и освоением им образовательной программы), но и психологическое (коррекционное воздействие на самооценку ребенка). Итак, цель данной статьи: изучить взаимосвязь самооценки младшего школьника и его успеваемости.
Изложение основного материала статьи. Проблемы, связанные с неуспеваемостью, в начальных классах становятся центральными по своей значимости и наиболее тяжелыми с точки зрения перспектив развития ребенка. Отставание в учении, начинающееся с первого класса, принято называть ранней неуспеваемостью.
Для того, чтобы нам изучить проблему неуспеваемости у детей младшего школьного возраста, необходимо выявить в чем кроется первопричина данного явления. Было выяснено, что неуспеваемость появляется благодаря причинам непсихологического характера: условия в семье, педагогическая запущенность, наличие образования родителей; и психологического характера: изъяны в познавательной сфере, личностные особенности учащихся.
В психолого-педагогической литературе выявлены разнообразные причины неуспеваемости - «внешние» (особенности обучения и воспитания детей) и «внутренние» (особенности детского развития). Все они сводятся к трем факторам - социальному, физиологическому и психологическому. Возможно, роль этих факторов неодинакова в разные возрастные периоды и разные периоды обучения. В наиболее сложные периоды развития, такие, как кризис 7 лет и адаптация к обучению в школе, пубертатный кризис, могут преобладать физиологические и психологические причины, в остальные периоды наиболее значимыми могут оказаться социальные причины.
Предупреждение неуспеваемости является очень важной частью образовательного процесса. Оно направлено не только на то, чтобы учитель не допустил отставания учеников по каким-либо предметам в ходе обучения, но также и смог вовремя устранить их. Помогать необходимо оперативно, подходя дифференцированно к каждому, и опосредованно. Необходимо устранить все причины, которые порождают отставание, и улучшить условия обучения [3].
Сейчас педагогика предлагает нам несколько способов преодоления неуспеваемости у детей младшего школьного возраста:
1) педагогическая профилактика,
2) педагогическая диагностика,
3) педагогическая терапия,
4) воспитательное воздействие [1].
В работе с неуспевающими детьми педагогическое воздействие должно быть воспитательным и развивающим. Цель работы будет заключаться в восполнении пробелов в их учебной подготовке, а также в развитии их познавательной самостоятельности.
Специалисты считают, что причины школьной неуспеваемости на разных этапах могут быть различными. Начало обучения в школе, будет строиться на физиологических и психофизиологических причинах, в остальные периоды значимыми оказываются общественные причины [4].
Следовательно, чтобы работа с такими детьми стала результативной, необходима диагностика конкретных психологических причин, которые мешают полному усвоению знаний ученикам. Если в младших классах у ребенка не выработать навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут только увеличиваться.
Задачи учителя состоят в том, чтобы разработать определенные программы психологической коррекции и предупреждения неуспеваемости школьников. Используя их в образовательном процессе, учитель будет стимулировать познавательные функции детей. Наиболее эффективными представляются задания в игровой
форме включенные в процесс обучения, они способствует более легкому усвоению учебной программы неуспевающими детьми [5].
Деятельность учителя в оказании помощи неуспевающим младшим школьникам проводится в два этапа:
1. Диагностика и выявление причин неуспеваемости младших школьников.
2. Организация развивающей работы по устранению школьной неуспеваемости.
В подборе методик для выявления данной проблемы делается акцент на тесты интеллекта, внимания, памяти, мышления, восприятия информации, и другие психические процессы. Исходя из этого, будет несложно подобрать способы и пути последующей коррекции, такие как: беседа с учителем; анализ письменных работ; анализ журнала успеваемости.
Таким образом, чтобы помочь неуспевающим школьникам, необходимо проводить коррекционную работу, направленную на создание психологической атмосферы, споспешествующей зарождению у детей интереса к занятиям в школе.
Исследователями изучена динамика развития самооценки в младшем школьников возрасте: самооценка первоклассников, как правило, завышена; к концу первого класса-началу второго класса она начинает существенно падать (появляется критичное отношение к своей деятельности); третьеклассники уже критичны не только к себе, но и к оценочной деятельности учителя, а на этапе перехода от третьего к четвертому классу резко возрастает количество негативных самооценок. На формирование самооценки младшего школьника в этом контексте значимо влияет его успеваемость: ребенок, оцениваемый учителем положительно, имеет завышенную самооценку, а ребенок, оцениваемый учителем отрицательно, отстающий ребенок - заниженную самооценку.
Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предшествующей деятельности. Тот, кто часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей деятельности предрасполагает к ожиданию успеха и в дальнейшем.
Преобладание в учебной деятельности отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, неуклонно ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности. Культивированию этой низкой самооценки у неуспевающих способствуют также еще более низкие, чем оценки учителя, самооценки учеников по классу, которые переносят неуспехи отстающих детей в учении на все другие сферы их деятельности и личности.
В то же время, на наш взгляд, запускается и обратный процесс: сформированная посредством школьной успеваемости самооценка младшего школьника впоследствии также влияет на успешность его школьного обучения посредством формирования уровня притязаний в учебной деятельности: если ребенок оценивает себя как плохого ученика, неспособного, неумного, то он не будет прилагать достаточные усилия для решения учебных заданий, не будет верить в собственные силы и пр., что, безусловно, скажется на уровне его успеваемости.
В исследовании принимало участие 25 младших школьников - учащихся 3-х классов.
Эмпирическое исследование состояло из трех этапов:
1. Подготовительный этап: составление диагностического аппарата исследования, создание условий для проведения диагностического обследования (ознакомление с методиками, оформление бланком, оформление места проведения диагностики и пр.);
2. Основной этап:собственное проведение диагностического обследования самооценки и успеваемости младших школьников;
3. Заключительный этап: выявление взаимосвязи самооценки и успеваемости младших школьников.
Диагностический аппарат данного исследования состоял из следующих методик:
1. Методика «Лесенка»;
2. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна (адаптированный под младший школьный возраст вариант - А.М. Прихожан);
3. Анализ успеваемости детей.
Сначала рассмотрим результаты, полученные по методике измерения самооценки «Лесенка». В группе обследуемых явно преобладает адекватная самооценка (15 детей, т.е. 60 % от выборки): у таких детей сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность. 20% детей (5 младших школьников) обладают завышенной самооценкой. 20% детей (5 младших школьников) обладают заниженной самооценкой.
Теперь обратимся к результатам методики измерения самооценки Дембо-Рубинштейна (адаптированный под младший школьный возраст вариант - А.М. Прихожан).
Диагностика самооценки младших школьников по методике Дембо- Рубинштейна показала, что: 32 % младших школьника низко оценивают свою аккуратность, 40 % - средне, 24 % - считают себя в целом аккуратными, а 4 % - очень аккуратными; 36 % младших школьников считают себя неумелыми, 36 % детей оценивают свою умелость/неумелость средне, 20 % - высоко, а 8 % - очень высоко; по шкале «умный-глупый» 28 % учащихся низко оценивают себя, 44 % - средней, 28 % - высокой, очень высокая самооценка по этой шкале у обследуемых детей не встречается; по шкале «добрый-злой» 44 % младших школьников обладают низкой самооценкой, 36% - средней, 20 % - высокой, очень высокая самооценка по этой шкале у респондентов не встречается; по шкале «есть друзья-нет друзей» 24 % младших школьников обладают низкой самооценкой, 52 % - средней, 24 % - высокой, очень высокая самооценка по этой шкале у респондентов не встречается; 28 % детей считают себя скучными, 56 % детей средне оценивают собственную веселость, а 16 % - высоко, очень высокая самооценка по этой шкале у респондентов не встречается; 24 % детей считают себя плохими учениками, 52 % - средними, 24 % - хорошими.
Средний (общий) уровень самооценки младших школьников был высчитан через среднеарифметическое всех компонентов (видов) самооценки: 24 % младших школьников обладают низкой самооценкой, 60 % -средней, 16 % - высокой, очень высокая самооценка по этой шкале у респондентов не встречается.
Рассмотрим результаты анализа успеваемости младших школьников. На основании средних отметок учащихся за четверть, мы определили число учеников, имеющих разную успеваемость, согласно следующим обозначением: 8% учеников - «почти отличник» (средний балл - 4,8-4,9 - т.е., имеет все пятерки, кроме 1 - 3 четверок), 52% учеников «хорошист» (преобладают четверки и пятерки), 20% учеников - «есть тройки» (смешанные оценки- преобладают тройки и четверки), 20% учеников - «троечник» (преобладают тройки).
Выводы. Итак, корреляционный анализ показал наличие положительных корреляционных связей между (мы рассматривали статистически значимые связи при р = 0,01):
шкалой самооценки «хороший ученик - плохой ученик» и успеваемостью: если младший школьник получает хорошие оценки, то он себя оценивает как хорошего ученика, и наоборот - плохие оценки детерминирует его отношение к себе как к плохому ученику;
шкалой самооценки «аккуратный - неаккуратный» и успеваемостью: нами выявлена такая зависимость -чем аккуратнее младший школьник, тем выше его успеваемость (аккуратность может проявляться и в учебной деятельности младшего школьника: например, ведение записей в тетради, выполнение поделок, рисование и пр., и аккуратность здесь также является фактором формирования оценки ребенка, следовательно, влияет на его академическую успеваемость);
шкалой самооценки «умный - глупый» и успеваемостью: если младший школьник получает хорошие оценки, то он себя оценивает как умного ребенка, и наоборот - плохие оценки детерминирует его отношение к себе как глупому ребенку;
шкалой самооценки «веселый - скучный» и успеваемостью: мы можем объяснить выявленную зависимость следующим образом - младший школьник с веселым характером может проявлять творческие способности, творческий подход в решении учебных задач, его работы более разнообразны и нетипичны, что может позитивно повлиять на выставляемую оценку;
шкалой самооценки «умелый - неумелый» и успеваемостью: мы можем объяснить выявленную зависимость следующим образом - младший школьник, обладающий разнообразными умениями (в т.ч. учебными) и воспринимающий себя как умелого ребенка, будет более успешен в учебной деятельности (т.е. его успеваемость будет выше);
общим уровнем самооценки (по обеим методикам) и успеваемостью: чем выше успеваемость младшего школьника, тем выше его самооценка, и наоборот.
Также нами выявлены положительные корреляционные связи между успеваемостью младшего школьника и шкалами «добрый - злой», «есть друзья - нет друзей» при р = 0,05 (т.е. их значимость ниже).
Зависимость вышеперечисленных параметров самооценки младших школьников и успеваемости такова, что чем лучше ребенок учится в школе (чем успеваемость выше), тем выше его самооценка; и, наоборот, чем хуже он учится (чем ниже успеваемость), тем ниже самооценка - т.е. между этими параметрами существует прямая зависимость.
На основании психологических выводов из выявленных корреляционных связей мы можем сделать вывод о том, что обнаружена взаимосвязь самооценки ребенка младшего школьного возраста и его успеваемости. Итак, на самооценку младшего школьника значимо влияет успеваемость. Литература:
1. Андреева М.Н. Организационно-педагогические задачи формирования самооценки младших школьников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. №12-1(56). С. 214-217.
2. Баймухаметова В.Р., Николаев Е.В. Особенности исследования уровня адекватной самооценки младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №9-3. С. 447- 449.
3. Витушкина Э.В. Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника // Начальная школа. 2014. №4. С. 31-36.
4. Савинова Е.Ю. Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебной деятельности // Гуманитарные исследования. 2014. №2(50). С. 170-174.
5. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2003. №10. С. 99-102.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Изотова Елизавета Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского» (г. Ярославль)
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье представлены основные результаты эмпирического исследования, посвященному изучению генедрных особенностей проявления агрессии младших школьников во внеурочной деятельности. Доказано, что агрессивность маскулинного типа гендерной идентичности более ярко выражается в спортивно-оздоровительном направлении внеурочной деятельности, чем у феминного типа всех возрастов младших школьников.
Ключевые слова: гендер, агрессия, внеурочная деятельность, младший школьник. Annotation. The article presents the main results of an empirical study devoted to the study of gene features of the manifestation of aggression of younger schoolchildren in after-hour activities. It has been proved that the aggressiveness of the masculine type of gender identity is more pronounced in the sports and recreation direction of extracurricular activities than in the feminine type of all ages of junior schoolchildren. Keywords: gender, aggression, after-hour activity, junior schoolchild.
Введение. Одной из социальных проблем современного общества является проявление агрессий. Агрессия, в любой форме ее проявления, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу. Если агрессия как общее психическое и социальное явление часто является предметом исследований, то агрессивное поведение детей младшего школьного возраста мало изучено.
Вчерашние малыши по большому счету пока еще только учатся общаться. И это не может не повлечь за собой напряжения отношений, вплоть до открытого проявления агрессивности. При этом младшие школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в агрессивные отношения,