Психология
УДК:159.9
аспирант Жукова Аннелия Мгеровна
Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж); доктор психологических наук, профессор Трофимова Наталья Борисовна
Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)
ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО РОСТА СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Аннотация. В статье приводится характеристика категорий «нравственность» и «нравственная позиция»; определяются структурные компоненты и уровни развития нравственной позиции студентов - будущих педагогов.
Ключевые слова: нравственность, нравственная позиция, нравственный рост, нравственное поведение.
Annotation. This paper contains depiction of categories "morality" and "moral position"; determination of structural components and stages of development of moral position of students - future pedagogues.
Keywords: morality, moral position, moral growth, moral behaviour.
Введение. В настоящее время, современная система образования направлена на развитие личности студентов, их компетентности. Кроме того, особое значение в педагогическом вузе необходимо уделить, на наш взгляд, развитию индивидуально-профессиональных характеристик и нравственному становлению личности будущего педагога.
В рамках данной статьи попытаемся охарактеризовать категории «нравственность» и «нравственная позиция» студента - будущего педагога. Сложность определения содержания нравственного образования в целом состоит в том, что в отличие от других учебных модулей, курсов за ним не стоит область научного знания. Теоретической основой курса являются философия, этика, педагогика, психология, курсы эстетического направления и т.п. Главное же состоит в том, что нравственное образование связано с непосредственным жизненным опытом студентов: привычными ситуациями деятельности, общения, потребностями в знании тех или иных правил, регулирующих отношения людей, процесс самопознания. Большое количество людей живет в большей или меньшей степени в невозможных условиях: нет сознания ценности своей личности, нет уважения личности других. Этому надо учить, формируя интерес к собственной личности и внутреннему миру других людей, с уверенностью отмечала наш учитель Нелли Михайловна Трофимова, к сожалению, ушедшая из жизни.
Изложение основного материала статьи. Нравственное становление студентов - будущих педагогов проявляется в формирующемся педагогическом профессионализме. Он базируется на компетенциях, основанных на знаниях, умениях и навыках работы в образовательном процессе, в соответствии с закономерностями формирования «человеческого в Человеке». Однако в формирующемся профессиональном опыте в настоящий момент доминируют подходы общего применения определенных педагогических приемов, которые не отражают духовно-нравственных, культуросообразных, ценностно-смысловых составляющих человеческого потенциала. И в этом смысле вряд ли можно говорить о том, что подготовка будущих учителей действительно происходит в условиях созидательного профессионального самоопределения, которое ориентирует студента - будущего учителя на процессы смыслообразования, смыслопостижения, нравственного совершенствования [20, С. 24-47].
Анализ литературы позволяет отметить, что основное расхождение определения категории «нравственность» состоит в том, что одни ученые трактуют ее как внешнюю характеристику человека, связанную с его поведением и отношением с обществом, другие трактуют ее как внутреннее содержание личности.
Так, например, Рыбакова Н.В. называет нравственность важнейшим продуктом социума [18]. Придерживаясь данной мысли, Мельникова Н.В и Коновалова О.В. дают следующее определение нравственности: «нравственность заключается в добровольном самостоятельном согласии чувств, стремлений и действий сограждан, их интересов и достоинств с интересами и достоинствами общества в целом» [12, с. 45]. Тем самым отождествляя понятия «нравственность» и «моральность».
Зинченко В.П. говорит, что нравственность является внешней формой проявления высших духовных качеств человека [5].
Еще Фрейд З. относил нравственность к высшим проявлениям супер Эго, которое является цензором всех наших поступков. Однако, «базовые потребности не предопределяют все поведение человека, есть и иные, кроме мотивов, детерминанты поведения. В роли одной из важнейших детерминант выступает внешняя среда» (А.Г. Маслоу). Доказывая внутреннюю мотивированность любого человеческого поступка, Маслоу большое место отводил и социальной среде, влиянию той культуры, в которой человек растет [24, 11].
Трофимова Н.Б. определяет нравственность как сущность личности и считает, что нравственность выступает главным компонентом ее духовности [21, с. 41]. Титаренко А.И. также считает нравственность внутренней составляющей личности, с помощью которой человек пропускает информацию об окружающем мире [19].
На наш взгляд, оба подхода в определении нравственности обоснованы. Нравственность является важнейшим внутренним компонентом личности, который в свою очередь характеризует способность человека определенным образом относиться к собственной жизни, и участвовать в преобразовании общества в целом.
Формирование нравственной позиции студента - будущего педагога является сложным и многосторонним процессом. И период обучения в вузе имеет особое значение для нравственного роста. Он предполагает приобщение к нравственным категориям, а также изменение (или созидание) ранее сформировавшихся нравственных действий и поступков у студентов. Кроме того, в юности переосмысливаются жизненные цели, взгляды, они осознаются и становятся более реалистичными, соотносятся не только с собственными желаниями и мечтами, а с реальными возможностями и способностями. Действия и поступки корректируются с учетом требований общества, его нормами, в том
числе и моральными. В период студенчества человек принимает ответственные решения, которые важны для его будущей самореализации, как в профессии, так и в жизни.
Переходя к рассмотрению непосредственно категории «нравственная позиция» мы столкнулись с тем, что в работах многих ученых она является синонимом понятия «позиция личности». Поэтому, для более подробного понимания сущности нравственной позиции, сначала рассмотрим, что представляет собой «позиция личности» человека в психологических исследованиях.
Узнадзе Д.И. позицию личности определяет через понятие установки, как состояние готовности человека к определенному поведению. Опираясь на теорию установок Узнадзе Д.И., Рубинштейн С.Л. называет позицию личности как «особый момент», отношение к поставленным человеком целям и задачам, и включающий в себя целый спектр компонентов, от потребностей до мировоззрения» [17, 23].
В теории личности, созданной Божович Л.И., позиция личности занимает центральное место. Главной функцией ее является регуляция взаимодействия человека и социума. Это универсальная характеристика, ключевая составляющая личности, система реальных мотивов, выбранных самостоятельно, отмечает Л.И. Божович [2].
Похожей точки зрения придерживается Лукина В.С.: «позиция личности - принятый человеком выбор своего места в жизни» [10].
Некоторые ученые рассматривают позицию личности через призму отношения к действительности. Так, К.А. Абульханова-Славская рассматривает данную категорию как способ организации жизни личности через свой жизненный опыт и достижения [1].
Кряж И.В. называет позицию личности способом осмысления окружающей действительности, и отмечает, что она обеспечивает устойчивость отражаемой картины мира [9, с. 110]. Неймарк М.С. добавляет, что позиция личности определяет также эмоциональное самочувствие человека, его отношение к среде и к себе [13].
В целом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что позиция личности является важнейшим структурным компонентом личностного развития, независимо от формы его проявления. К этому выводу приходит большинство исследователей.
Нравственная позиция личности характеризует, по нашему мнению, проявление позиции личности в ее нравственно-духовной проекции. Так, например Трофимова Н.М. дает определение нравственной позиции как сложного базового образования личности, отражающего ее избирательное отношение к ценностям. И отмечает, что в процессе нравственного развития личности эти отношения преобразуются в устойчивые качества личности [22].
Никитина Е.Л. добавляет к ценностному отношению эмоциональную составляющую, называя нравственную позицию как «устойчивое осознанное эмоционально-ценностное отношение человека к действительности, определяющее его нравственный выбор в системе отношений на основе общепринятых и интериоризованных им моральных норм» [14, с. 29].
Пушкина Т.Ф. рассматривает нравственную позицию как продукт нравственной культуры личности, характеризующийся её принципиально новой позицией. Условием нравственной позиции она называет ее активность и осознанность [16, с. 27].
В этой связи нравственную позицию мы рассматриваем как многогранную составляющую нравственности личности, проявляющуюся в осознанной способности человека определенным образом относиться к собственной жизни, к другим людям, участвовать в преобразовании общества в целом, имея при этом стойкое убеждение и способность противостоять негативным безнравственным влияниям со стороны социума. При этом устойчивость нравственной позиции определяет устойчивость личности.
Для более полного изучения данной категории необходимо её структурировать. С этой целью попытаемся определить основные структурные компоненты нравственной позиции студента-будущего педагога.
Анализ психологических исследований ученых, занимающихся исследованием нравственного образования в целом, и нравственной позиции в частности, позволяет констатировать, что основополагающим компонентом выступает - ценностный компонент. Мы солидарны в этом с учеными исследователями и также выделяем ценностный компонент как доминирующий в развитии нравственной позиции студента - будущего педагога.
Ценности лежат в основе регуляции поведения и поступков человека. При этом они выступают как важнейший элемент внутренней структуры личности, характеризующийся жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяющий значимое, существенное для данного человека, от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностей обеспечивает устойчивость личности, которая выражается в направленности её потребностей и интересов.
Ценностный компонент включает значимые для личности жизненные принципы, предметное содержание окружающего мира, этические воззрения и идеалы, обеспечивающие ориентацию в жизненном и профессиональном пространстве. В этом отношении студенческий возраст весьма благоприятен для нравственного взросления и наполнения нравственным смыслом жизненной траектории развития.
Трофимова Н.Б. отмечает, что наиболее важным периодом для осознания своих ценностей, их принятия и освоения является период юношества. В нем возникает потребность рассмотрения альтернатив в системе ценностей и позиций [21, с. 55].
Студенческий возраст это полнокровная веха в жизни человека, период интенсивной психической жизни, нравственных исканий, возрастного максимализма, период особой чувствительности по отношению ко многим проявлениям социальной несправедливости, свободного выбора себя как личности, своих нравственных устоев.
И особое значение приоритет ценностей приобретает для будущих педагогов. Так как при передаче знаний и опыта подрастающему поколению, в ходе своей работы педагог опирается на собственную систему ценностей, проявляющуюся в поведении, в отношении к другим людям, к детям. Нельзя научить детей быть честными, добрыми, отзывчивыми, если ты сам этими нравственными качествами не обладаешь. В этом конструктивная роль нравственных ценностей. Таким образом, конструктивная роль нравственных ценностей проявляется в процессе личностной регуляции принятия нравственного решения, что создает возможность для самореализации студента-будущего педагога, предполагающего сознательный и ответственный выбор не
только в плане внешне заданных альтернатив, но и в плане внутренней динамики движения мотивов, целей и смыслов.
Братусь Б.С. в своей работе «Аномалии личности» (1988) говорит о том, что основным вектором развития личности должна быть нравственно-ценностная. Он утверждает, что совокупность отношений к окружающему миру, к людям и к себе, образует в своем единстве нравственную позицию личности. Нравственная позиция особенно устойчива, когда она становится сознательной, т.е. когда ценности личности становятся основой для осознания личности в действительности [15, с. 24].
Ценности не существует без человека, они являются способом жизненной ориентации людей и выступают как вектор нравственной ориентации в окружающей действительности человека, ради чего он принимает решения и к чему стремиться.
Для построения собственной ценностной системы, студент - будущий педагог, должен руководствоваться личными мотивами. Совокупность всех мотивов личности, является ее основополагающей характеристикой. Мотивы личности формируют ее мировоззрение и убеждения.
Ломов Б.Ф. под мотивационной сферой личности понимает всю совокупность мотивов человека, которая формируется и развивается в течение всей жизни человека. Платонов К.К. рассматривает мотивы личности как ее свойства (диспозиции), Божович Л.И. относит мотивы к психическим явлениям, таким как идеи, чувства и переживания. Рубинштейн С.Л. определяет, что мотивация выступает как субъективная детерминация поведения человека внешней средой, через которую человек включен в действительность [17].
При этом эффективность нравственного взросления на этапе студенческого возраста возрастает при формировании ценностного отношения к другой личности, зависит от понимания образовательного процесса как совокупности условий, обеспечивающих присвоение нравственных норм общества, его духовного начала, основанных на самоценности и достоинстве каждой личности. Именно поэтому, к структурным компонентам нравственной позиции студента - будущего педагога мы относим мотивационно-поведенческий компонент.
Еще один компонент нравственной позиции студента - будущего педагога, выступающий как структурный - эмоциональный компонент, включающий в себя чувства и переживания человека. Необходимо отметить, что эмоции и чувства - неотъемлемая составляющая в деятельности педагога. С одной стороны, профессия учителя требует от человека самоконтроля эмоциональных состояний, а с другой, учителю необходима эмоциональная чуткость, отзывчивость, эмпатия, эмоциональная гибкость (Митина Л.М.).
Эмоционально ригидный человек не может стать хорошим педагогом. Довольно тяжело представить работающим с детьми человека, который не способен на переживания или душевную заботу о них. Особую роль здесь мы отводим нравственным чувствам личности.
Ильин Е.П. называет нравственными «чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали» [7, с. 311].
Додонов Б.И. отмечал, что существуют эмоции, придающие ценность деятельности человека, называя их альтруистическими, которые возникают на потребности в содействии, например забота, преданность, жалость, нежность [7, с. 373].
Выготский Л.С. утверждал, что эмоции являются сильным стимулятором поведения человека, помогая преобразовывать картину окружающего мира [3].
Котикова О.П. обращает внимание на непосредственную связь эмоциональной сферы и нравственной позиции личности. Она говорит о том, что чувства и эмоции представляют самостоятельную форму закрепления нравственной позиции, и формируют нравственные ориентации личности [8].
Несомненно, что ценностный, мотивационно-поведенческий и эмоциональный структурные компоненты в своем единстве составляют базовую основу нравственной позиции. Однако для эффективного функционирования названных компонентов, необходима сознательная саморегуляция поведения. В жизни каждому приходится делать сознательный выбор, как поступить в той или иной ситуации, особо тяжело его делать сейчас, когда вокруг происходит такая нравственная деформация общества, сплошь и рядом имеет место социальная несправедливость, происходит переоценка базовых ценностей. Социальная поляризация общества, резко обозначенный раскол на «сверхбогатых» и нищающее большинство не обходит стороной студенческую группу, дифференциация по доходам и образу жизни имеет место и в студенческой среде. И зачастую, сделать правильный нравственный выбор очень трудно. Для правильного выбора действия и поведения необходимо включать волевые качества, которые будут характеризовать - регулятивный компонент.
Мы согласны с утверждением Ильина Е.П., который говорит: «не только нравственные качества способствуют проявлению силы воли, но и проявление силы воли обеспечивает нравственное поведение» [6]. Присутствие ярко выраженных волевых качеств характерно для нравственного человека с устойчивой нравственной позицией. Стоит согласиться, что поступать вразрез с мнением большинства, при этом думая не о себе стоит большого усилия. Однако отмечает Ильин Е.П., сама по себе сила воли не делает поведение нравственным. Сила воли помогает человеку поступать нравственно, при условии, что остальные компоненты нравственной позиции положительно присутствуют в его сознании.
Таким образом, вышеперечисленные компоненты: ценностный, мотивационно-поведенческий, эмоциональный и регулятивный представляют собой структуру нравственной позиции студента - будущего педагога. При этом следует отметить, что нравственная позиция будет устойчивой в случае эффективного функционирования всех компонентов данной системы.
Следующим этапом нашей работы было теоретическое определение уровня сформированности нравственной позиции студента - будущего педагога. Для решения поставленной задачи был проведен анализ психолого-педагогической литературы, были изучены различные источники. Стоит сказать, что на настоящий момент вопрос классификации уровней сформированности нравственной позиции личности только начинает активно исследоваться учеными психологами.
Большинство классификаций объясняется учеными на основе концепции морального развития Кольберга Л. Согласно его теории, моральное развитие личности происходит поэтапно.
1 этап: предконвенциональный (доморальный) уровень; 2 этап: конвенциональный (прагматический) уровень; 3 этап: постконвенциональный уровень (автономной морали). Все уровни имеют две стадии [15, с. 51]. Теория Л. Кольберга дала основу для работ многих ученых, изучающих нравственную сферу
развития личности, однако основным критерием для ее построения, автор использует только мотивационный компонент, оставляя за рамками другие компоненты нравственного содержания позиции личности.
Современные исследователи, отмечая данную особенность концепции Кольберга, составляют свои классификации, учитывая уже не один компонент, а несколько.
Так, Щербинина О.А. относит категорию нравственной позиции к позиции личности в целом, и дает нам следующую классификацию уровней позиции личности, основанную на обозначенных Иващенко А.В. и Фроловой Н.В. уровнях:
1. Приближающийся к идеальному: глубокие знания о нормах общества, активная позиция в трудных ситуациях, активная деятельность и удовлетворенность ею, положительно окрашенные отношения с другими людьми, нравственные мотивы поведения, мирное разрешение конфликтов.
2. Достаточный: определенный объём знаний о социальных нормах в обществе и руководство ими, однако ценность личностных норм с общественными различается; положительное отношение к жизни, уход от решения серьезных ситуаций; достаточно положительно окрашенные отношения с людьми, избегание конфликтов, нравственные мотивы не всегда определяют поведение.
3. Тревожный уровень: определенный объём знаний о социальных нормах, однако их применение ситуативно, в зависимости от личной выгоды; отсутствие сформированного отношения к жизни, отсутствие проявления активности при столкновении с трудностями; неудовлетворенность занимаемого положения; желание изменить имеющиеся отношения с людьми; уход от конфликтных ситуаций.
4. Критический уровень: знания о социальных нормах незначительны, практически не используются в жизни; негативное отношение к жизни; неудовлетворенность занимаемой позиции; безразличные или негативные отношения с другими людьми; враждебность в конфликтных ситуациях [25, с. 399].
Интересную классификацию представляет Десненко С.И. Она основывает ее на личностно-профессиональной позиции человека, как целостной характеристике, отражающей отношение личности к себе, к профессиональной деятельности и коллегам. Она выделяет три уровня личностно-профессиональной позиции: низкий, средний и высокий. Низкий уровень характеризуют отсутствие ценностно-смысловых отношений, отсутствие направленности на профессионализм, отсутствие потребности в самообразовании. Средний уровень характеризуется присутствием ценностно-смысловых отношений и направленностью на профессию, но отсутствием информации и недостаточной потребностью в самообразовании. При высоком уровне личностно-профессиональной позиции присутствуют все компоненты [4].
Даниленко И.М. строит классификацию позиции человека через систему нравственных отношений. В данной классификации присутствуют три уровня: 1. Высокий: проявляющийся в деятельности, направленной на реализацию потребности в постоянном самосовершенствовании отношений с окружающими. 2. Средний: характеризуется осознанием связи с обществом, восприятием себя как части целого, контролем своего поведения. 3. Низкий: характеризуется усвоением простых моральных норм [12, с. 65].
Овчарова Р.В. и Гизатуллина Э.Р. в своей монографии очень подробно рассматривают различные концепции нравственного развития личности, на основе которых составили авторскую классификацию уровней развития нравственности подростков. Для нас особый интерес представило то, что в качестве основных критериев нравственного развития они рассматривали нравственную позицию личности и целостность нравственной сферы личности в целом. Так, они выделили 3 уровня : 1) уровень нравственной пассивности (нравственная позиция по отношению к ценностям и нормам обьектная, низкий уровень самосознания, низкий уровень активности при моральном выборе, недоразвитие всех нравственных компонентов, разрыв между сознанием и поведением); 2) уровень нравственной аффективности (невыраженная нравственная позиция, низкий/средний уровень самосознания, развиты 1,2 компонента нравственности, разрыв между сознанием и действительностью); 3) уровень нравственной активности (субьектная нравственная позиция, высокий уровень самосознания, активность при принятии моральных решений, все компоненты нравственности развиты, единство сознания и действительности) [15, с. 57].
Учитывая представленные точки зрения, при построении собственной классификации уровней развития нравственной позиции студентов - будущих педагогов, мы основывались на том, что нравственная позиция является характеристикой личности, одним из базисов, на котором строится жизненная позиция человека, находящаяся в тесной взаимосвязи с личностно-профессиональной позицией. На этом основании мы выделяем 4 уровня развития нравственной позиции: сформированная устойчивая нравственная позиция; сформированная ситуативная нравственная позиция; несформированная зависимая нравственная позиция; несформированная нравственная позиция. Характеристики данных уровней мы рассматриваем в соответствие с выделенными структурными компонентами: ценностным, мотивационно-поведенческим, эмоциональным и регулятивным (см. табл. 1).
Таблица]
Характеристика уровней сформированности нравственной позиции студентов - будущих
педагогов
Компонент Сформированная Сформированная Несформированная Несформировоанна
устойчивая ситуативная зависимая я нравственная
нравственная нравственная нравственная позиция
позиция позиция позиция
Ценностный -преобладание -осведомленность и -осведомленность -преобладание
нравственных понимание о нравственных ценностей,
ценностей, несущих ценностей и норм нормах и несущих
гуманистический -преобладание ценностях в гедонистический
характер ценностей, обществе характер
-ценности на направленных на - личностные -ценности на
личностном уровне собственную ценности носят личностном уровне
и на уровне безопасность гедонистический не совпадают
нормативном -ценности на характер, совершенно с
(общественном) личностном уровне преобладание нормативными
совпадают и на уровне ценностей
нормативов могут не достижения
совпадать собственного
благополучия и
власти
-ценности на
личностном уровне
и на уровне
нормативов не
совпадают, однако
внешне это не
различимо
Мотивационн -направленность на - направленность на -направленность на -направленность на
о- Другого Другого эгоизм себя, на эгоизм
оведенческий -мотивы носят -мотивы не всегда -мотивы -мотивы
бескорыстный носят бескорыстный способствуют способствуют
характер характер достижения достижению
личной выгоды личных целей
Эмоциональн -положительное -положительное -положительное -негативное
ый эмоциональное эмоциональное эмоциональное эмоциональное
отношение к людям отношение к себе и отношение к себе, отношение к
и себе: людям переменчивое к окружающей
-высокий уровень -средний/ниже окружающим действительности
эмоционального среднего -эмоциональный -эмоциональный
отклика эмоциональный отклик ниже отклик отсутствует
-способность к отклик среднего -отсутствует
эмпатии -низкая способность -отсутствует способность к
к эмпатии способность к эмпатии
эмпатии
Регулятивный Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Низкий уровень
волевой регуляции волевой регуляции волевой регуляции волевой регуляции
Определив уровни сформированности нравственной позиции личности, следует пояснить некоторые аспекты. Во-первых, количество уровней сформированности нравственной позиции с нашей точки зрения зависит от включенности и уровня развития того или иного компонента нравственной позиции. Например, при сформированной устойчивой нравственной позиции все компоненты нравственной позиции присутствуют в высшем своем проявлении, что выражается, например, в направленности на альтруизм, преобладании высших нравственных ценностей и высоким уровнем волевой регуляции. При несформированной нравственной позиции, некоторые компоненты могут и вовсе отсутствовать, например, эмоциональный или не выраженный мотивационно-поведенческий. Это может быть связано с ограниченностью нравственной сферы личности, отсутствием информативной базы при нравственном воспитании или особенностей психики человека. Особый интерес представляют сформированная ситуативная нравственная позиция и несформированная зависимая нравственная позиция личности. Ситуативная нравственная позиция характеризуется присутствием всех составляющих компонентов, однако уровни некоторых из них не настолько развиты, чтобы оставаться устойчивыми в любой ситуации. Так, ситуативная нравственная позиция характеризует человека, выстраивающего свою позицию и как следствие поступки в зависимости от референтной для него группы, что объясняется инфантильностью. Зависимая нравственная позиция присуща людям с низким уровнем волевой регуляции. Они вполне осознают нормы и ценности, принятые в обществе, однако это им необходимо лишь для внешнего проявления своей нравственности. Мотивы таких людей направлены на собственную выгоду.
Выводы. В заключении хотелось бы сказать, что спецификой нравственного поведения выступает добровольное, свободное следование нравственным, этическим нормам, правилам, требованиям. Осознание этой стороны нравственности способствует постижению сути нравственных явлений.
Литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: пробле-мы и стратегии исследования / К.А. Абульханова - Славская // Психологический журнал. - 1994. - № 4. - С. 39 - 55.
2. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова // Вопросы психологии, 1975. - №1. - С. 80 - 89.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Пед.-пресс, 1999. - 533 с.
4. Десненко С.И. Личностно-профессиональная позиция студента педвуза, как фактор развития личности будущего профессионала / С.И. Десненко // Вестник ЧитГУ. - №7(64). - 2010. - С.60 - 67.
5. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // В.П. Зинченко // Педагогика. - №5. - 1997. -С. 3 - 17.
6. Ильин Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин// Питер, 2013. - 364 с.
7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
8. Котикова О.П. Роль эмоций в нравственном становлении детей с особенностями психофизического развития / О.П. Котикова // Управление в социальных и экономических системах: материалы ХХ международной научно-практической конференции, г. Минск, 20 мая 2011 г. / Минский ин-т управления; редкол.: Н.В. Суша [и др.]. - Минск, 2011. - С. 267-268.
9. Кряж И.В. Роль позиции личности в конструировании картины мира / И.В. Кряж // Наука и освгга. -№1, 2015. - С. 108 - 114.
10. Лукина В.С. Исследование мотивации профессионального развития / В.С. Лукина // Вопросы психологии, 2004. - №5. - С. 25 - 33.
11. Маслоу А. Мотивация м личность / А. Маслоу.М - Спб.: Питер, 2014. - 600 с.
12. Мельникова Н.В., Коновалова О.В. Психология нравственности. Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и психологии / Н.В. Мельникова, О.В. Коновалова. - Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 2004. - 158 с.
13. Неймарк М.С. К вопросу об экспериментальном исследовании направленности личности / М.С. Неймарк // Вопросы психологии. - 1973. - № 1. - С. 4
14. Никитина Е. Л. Нравственная позиция старшеклассника к институту семьи: сущность и структура // Вестник ВятГУ., 2009. - №2. - С. 29 - 32.
15. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Развитие нравственной сферы лич-ности подростка: Монография. -Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2011. - 147 с.
16. Пушкина Т.Ф. Нравственное самостановление личности старшеклассника в историко-краеведческой деятельности/ Т.Ф. Пушкина // Дисс.канд.пед.наук.- Воронеж: ВГПУ, - 2000. - 148 с.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2 томах / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. -Т2. - 328 с.
18. РыбаковаИ.В., Протанская Е.С. Воспитание нравственных чувств / И.В. Рыбакова, Е.С. Протанская. -Ленинград: Знание, 1979. - 34 с.
19. Титаренко А.И. Структура нравственного сознания: Опыт этико-философского исследования / А.И. Титаренко. - М.: Мысль, 1974. - 278 с.
20. Трофимова Н.Б. Методологические основания разработки духовно-личностного становления будущего педагога в образовательной среде вуза / Становление личности будущего педагога в образовательном пространстве вуза: коллективная монография / Н.Б. Трофимова [и др]; под ред. Н.Б. Трофимовой. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2018. - 164 с.
21. Трофимова Н.Б. Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся в образовательном процессе школы (психолого-педагогический аспект): моногр. / Трофимова Н.Б. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - 283 с.
22. Трофимова Н.М. Философско-психологические и педагогические основы взросления личности / Становление личности будущего педагога в образовательном пространстве вуза: коллективная монография / Н.Б. Трофимова [и др]; под ред. Н.Б. Трофимовой. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2018. - 164 с. С. 6-23.
23. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. -М.: Просвещение, 1966. - 415 с.
24. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - СПб.: Питер, 2007. - 400 с.
25. Щербинина О.А. К вопросу о критериях, показателях и уровнях развития внутренней позиции личности младшего школьника / О.А. Щербинина // Вестник ОГУ.- №2(121).- 2011. - С. 396 - 400.
Психология
УДК:159.9.072.422
кандидат психологических наук, доцент Зайцева Светлана Александровна
Федеральный государственный бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент 2 курса группы НОЗ-16-1 факультета психологии и педагогики Смирнова Алина Андреевна
Федеральный государственный бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ
УСПЕВАЕМОСТЬ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о влиянии самооценки младших школьников на их успеваемость по основным предметам общеобразовательного цикла. В исследовании принимали участие 25 младших школьников, учеников 3 классов. С помощью критерия ранговой корреляции Спирмена была выявлена прямая зависимость типа самооценки от успеваемости в младшем школьном возрасте.
Ключевые слова: самооценка, неуспеваемость, возрастные особенности младших школьников.
Annotation. The article deals with the question of the impact of self-esteem of junior schoolchildren on their academic performance in the main subjects of the general education cycle. The study involved 25 junior schoolchildren, pupils of 3 classes. With the help of the Spearman rank correlation criterion, a direct dependence of the type of self-esteem on academic achievement at the junior school age was revealed.
Keywords: self-esteem, poor progress, age features of junior schoolchildren.
Введение. Неуспеваемость - сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. Проблема неуспеваемости детей в начальной школе является, безусловно, актуальной и волнует не только педагогов, но и родителей, и самих младших школьников, потому что в принципе нет такого ребенка, который хотел бы плохо учиться.
Под неуспеваемостью обычно понимают явление, при котором учащийся имеет неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в четверти или в году.
Взаимосвязь самооценки младших школьников их успеваемости заключается в том, что если эта связь имеет место быть, то в зону риска попадают слабые ученики, для которых будет характерна заниженная самооценка. Следовательно, воздействие будет необходимо не только педагогическое (т.е. работа с успеваемостью ребенка, с пониманием и освоением им образовательной программы), но и психологическое (коррекционное воздействие на самооценку ребенка). Итак, цель данной статьи: изучить взаимосвязь самооценки младшего школьника и его успеваемости.
Изложение основного материала статьи. Проблемы, связанные с неуспеваемостью, в начальных классах становятся центральными по своей значимости и наиболее тяжелыми с точки зрения перспектив развития ребенка. Отставание в учении, начинающееся с первого класса, принято называть ранней неуспеваемостью.
Для того, чтобы нам изучить проблему неуспеваемости у детей младшего школьного возраста, необходимо выявить в чем кроется первопричина данного явления. Было выяснено, что неуспеваемость появляется благодаря причинам непсихологического характера: условия в семье, педагогическая запущенность, наличие образования родителей; и психологического характера: изъяны в познавательной сфере, личностные особенности учащихся.
В психолого-педагогической литературе выявлены разнообразные причины неуспеваемости - «внешние» (особенности обучения и воспитания детей) и «внутренние» (особенности детского развития). Все они сводятся к трем факторам - социальному, физиологическому и психологическому. Возможно, роль этих факторов неодинакова в разные возрастные периоды и разные периоды обучения. В наиболее сложные периоды развития, такие, как кризис 7 лет и адаптация к обучению в школе, пубертатный кризис, могут преобладать физиологические и психологические причины, в остальные периоды наиболее значимыми могут оказаться социальные причины.
Предупреждение неуспеваемости является очень важной частью образовательного процесса. Оно направлено не только на то, чтобы учитель не допустил отставания учеников по каким-либо предметам в ходе обучения, но также и смог вовремя устранить их. Помогать необходимо оперативно, подходя дифференцированно к каждому, и опосредованно. Необходимо устранить все причины, которые порождают отставание, и улучшить условия обучения [3].
Сейчас педагогика предлагает нам несколько способов преодоления неуспеваемости у детей младшего школьного возраста:
1) педагогическая профилактика,
2) педагогическая диагностика,
3) педагогическая терапия,
4) воспитательное воздействие [1].
В работе с неуспевающими детьми педагогическое воздействие должно быть воспитательным и развивающим. Цель работы будет заключаться в восполнении пробелов в их учебной подготовке, а также в развитии их познавательной самостоятельности.
Специалисты считают, что причины школьной неуспеваемости на разных этапах могут быть различными. Начало обучения в школе, будет строиться на физиологических и психофизиологических причинах, в остальные периоды значимыми оказываются общественные причины [4].
Следовательно, чтобы работа с такими детьми стала результативной, необходима диагностика конкретных психологических причин, которые мешают полному усвоению знаний ученикам. Если в младших классах у ребенка не выработать навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут только увеличиваться.
Задачи учителя состоят в том, чтобы разработать определенные программы психологической коррекции и предупреждения неуспеваемости школьников. Используя их в образовательном процессе, учитель будет стимулировать познавательные функции детей. Наиболее эффективными представляются задания в игровой