Е
Рисунок 3. Образец оформления компьютерной игры: слайд № 1 (А), слайд № 2 (Б), слайд № 3 (В), слайд № 4 (Г), слайд № 5 (Д), слайд № 6 (Е)
Выводы. Работа с программированными заданиями (перфокартами, игровыми полями) и заданиями в формате компьютерных игр позволяет не только формировать у воспитанников фонематические процессы и готовить детей к обучению грамоте, но и успешно развивать познавательные психические процессы (внимание, память, мышление) и сформировать предпосылки учебной деятельности. Они помогают сделать логопедические занятия интересными и увлекательными.
Литература:
1. Бражник А. Е. Использование элементов программированного обучения в целях развития познавательного интереса у детей-дошкольников с общим недоразвитием речи // Дошкольное образование. -2006. - № 02.
2. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М.: Наука, 1966. - С. 236-277.
3. Чумакова И.В., Горбунова Е.И. Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 1. - С. 69-83.
4. Юсупов В.З., Горбунова Е.И. Исследование вариативности образовательной среды дошкольной образовательной организации // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 6. - С. 4-10.
Педагогика
УДК 37.013
кандидат педагогических наук, доцент Яблонских Юлия Павловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ЗНАЧИМЫЙ РЕГУЛЯТИВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены различные подходы к определению понятий «нравственность», «мораль» и «нравственное воспитание». Нравственное воспитание рассматривается как наиболее важный аспект становления личности в социуме, в результате которого происходит личностное структурирование нравственных ценностей, осуществляется жизнедеятельность по принципам, нормам и правилам морали.
Ключевые слова: мораль, нравственность, нравственное воспитание, компоненты нравственности, уровни нравственного сознания, факторы нравственного воспитания.
Annotation. In the article various approaches to definition of concepts "morality", "morality" and "moral education" are considered. Moral education is regarded as the most important aspect of the emergence of personality in the society, as a result of which the personal structuring of moral values occurs, life activity is carried out according to the principles, norms and rules of morality.
Keywords: morality, morality, moral education, components of morality, levels of moral consciousness, factors of moral education.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является рассмотрение нравственности как основного регулятива нравственного воспитания, организуемого настоящее время в образовательных организациях.
Изложение основного материала статьи. В современном мире проблема нравственного воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях приобрела особую значимость в связи с новой социально-педагогической ситуацией в стране и изменением отношения к морали, выделением в ней приоритетов общечеловеческих ценностей, а также необходимостью возрождения в жизни общества нравственных начал взаимоотношений.
Нравственное воспитание как целостный социально-педагогический процесс тесно связан с понятиями «нравственность» и «мораль».
Мораль, рассматриваемая в рамках нравственного воспитания, - это форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей и их стремлений к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности; социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Особенность ее состоит в том, что моральные принципы, нормы, правила, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности, принимают форму
безличного ко всему, ни от кого не исходящего поведения, при чем выполнение их - внутренняя потребность человека, контролируемая общественным мнением [9].
Исторически конкретную меру морали фиксирует нравственность. Нравственность является одним из основных типов социальной регуляции. Объективные потребности общества, фиксируясь в нравственности, принимают форму оценок и общих правил. Фиксируя те требования, которые общественное бытие предъявляет к сознательно действующим индивидам, нравственность выступает как способ практического ориентирования людей в общественной жизни [8].
Для понимания регулятивной природы нравственности исследователи выделяют следующие существенные моменты:
- она представляет собой ценностное отношение к миру;
- является выражением активности человеческого сознания;
- нравственные взгляды и представления в единстве с практическими социальными отношениями.
Исследователями И. П. Подласым, М. Г. Тайчиновой выявлено, что нравственность содержит
аксиологический, когнитивный и поведенческий компоненты (6).
Аксиологический компонент нравственности человека характеризуется принятием человеком таких понятий, как Добро, Совесть, Милосердие как общечеловеческих ценностей и стремлением к проявлению этих нравственных качеств в различных видах деятельности. Этим ценностям нет альтернативы, ибо это ценности человеческого счастья.
Когнитивный компонент включает в себя нравственные знания, то есть понимание содержания понятий; сформированность представлений о моральных нормах; способность к нравственным суждениям, то есть умение оценить свой собственный поступок или поступок других людей с точки зрения морали; способность к осознанию мотивов этих поступков, что в дальнейшем трансформируется в нравственные убеждения человека.
Поведенческий компонент нравственности человека включает в себя нравственные поступки и действия, которые И. П. Подласый считает определяющим критерием нравственного развития личности. По определению М. Г. Тайчинова, поведение представляет собой систему действий сознательной личности, в которой проявляются в первую очередь ее взаимоотношения со средой. Нравственность, таким образом, есть способ практической ориентации поведения [6].
С. И. Варюхина выделяет три уровня морального сознания человека, или нравственного мира личности: мотивационно-побудительный, эмоционально-чувственный и рациональный, или умственный. Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека [1].
Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит позитивный характер, когда в основе его лежит побуждение человека к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции могут быть положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).
Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать, то есть - воспитывать. Нравственные чувства (отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость) непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты [2].
Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания - понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, моральные знания включают также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки [1].
Таким образом, в современной науке существует две точки зрения на проблему нравственного воспитания. Первая определяет нравственность и мораль как синонимы. Поэтому, нравственное воспитание в данном случае понимается как формирование общественного сознания и вида общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающий идеал человечности, гуманистическую перспективу истории. Вторая точка зрения определяет нравственное воспитание как область нравственной свободы личности, совпадение общественных и общечеловеческих требований с личностными мотивами, творчества индивида. Нравственное воспитание осуществляется посредством внутреннего самопринуждения, согласно личной сознательности, побуждающей человека творить добро.
Нравственное воспитание - это наиболее важный аспект становления личности в социуме, в результате которого происходит личностное структурирование нравственных ценностей, реализуется способность ориентироваться на идеал, осуществляется жизнедеятельность по принципам, нормам и правилам морали. Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения.
Нравственное воспитание, считает А. Колберг, осуществляется при взаимодействии со средой, в результате которого происходит «самоконструирование» поведения личности. Воспитание «стимулирует развитие моральных суждений», которые выполняют контролирующую функцию над поведением [5].
Нравственное воспитание осуществляется посредством личностного самоопределения, проявляясь в поступках и поведении. Нравственно воспитывать человека - значит, формировать у него фундаментальные человеческие качества в целостности. Результатом нравственного воспитания является понимание личностью неустранимости морали, ее слитности с бытием, развитие нравственного самосознания, чувства совести, моральной стойкости, желание и умение противостоять искушению, чувство стыда, развитие чувства эмпатии, желание служить людям, уважение интересов других людей и т.д. [5].
Нравственное воспитание личности - это сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания автономен. На эту специфику в свое время указывал А. С. Макаренко [4].
Изучая факторы нравственного воспитания, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, И. С. Марьенко разделяет их на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. На нравственное формирование личности
оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. Суть нравственно воспитанной личности состоит не только в усвоенных ею знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности. При организации процесса нравственного воспитания следует отдать предпочтение объективным отношениям, в которые включаются учащиеся в различных видах деятельности и общения. Эти отношения, по мнению И. С. Марьенко, составляют истинный объект педагогической деятельности [4].
В общей системе всестороннего развития человека нравственное воспитание является основным стержнем. Поэтому нравственное воспитание можно рассматривать как процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, предполагающего становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Единого подхода ученых к исследованию и определению сущности нравственного воспитания не существует. Анализ имеющейся литературы в различных сферах науки по данной проблеме позволил выделить различные исследовательские подходы.
В когнитивном подходе (Л. М. Архангельский, Н. И. Болдырев и др.) нравственное воспитание рассматривается как:
- процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения людей;
- процесс формирования умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в поведении.
Основным структурным компонентом их концепции нравственного воспитания является нравственное просвещение, направленное на развитие нравственного сознания и мышления [10].
Сторонники оценочно-эмоционального подхода (В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, И. Ф. Харламов и др.) считают, что восприятие информации о нравственности и, тем более, выработка собственных ценностных ориентации невозможны только на знаниевом (когнитивном) уровне. В этом процессе активную роль играют эмоции. В данном подходе нравственное воспитание рассматривается как процесс формирования оценочных суждений, характеризующих отношение к нравственным ценностям, взаимоотношения людей, устойчивость, глубину и силу нравственных чувств. Стержневым компонентом нравственного воспитания в данном случае является развитие нравственных чувств, выработка нравственных оценок и системы жизненных отношений (личных, общественных, государственных) [10].
Сторонники интегративной позиции (Т. А. Ильина, А. П. Кондратюк, И. П. Подласый и др.) по отношению к двум предыдущим подходам, признавая решающее значение сознания в нравственном воспитании, считают, что нравственные нормы воспринимаются не только сознанием (рациональным мышлением), но и чувствами. Таким образом, процесс нравственного воспитания требует учета диалектического единства когнитивного и чувственного в личности [10].
Мировоззренческий подход (И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Н. В. Савин, В. А. Сластенин,
B. А. Сухомлинский, Е. Н. Шиянов и др.) интерпретирует нравственное воспитание как процесс формирования целостного нравственного представления о природе, обществе, человеке, находящего выражение в системе ценностей и нравственных идеалов личности, общества. Представители этого подхода выделяют как ведущий и обязательный структурный компонент нравственного воспитания формирование мировоззрения [10].
Сторонники аксиологического подхода определяют нравственное воспитание как специально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Это определение, по нашему мнению, также не выходит за рамки мировоззренческого подхода, так как в центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира [10].
Поведенческий (деятельностный) подход (С. И. Гессен, Б. Т. Лихачев, И. С. Марьенко, Л. Н. Толстой и др.) рассматривает нравственное воспитание как:
- процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек нравственного поведения;
- процесс свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности;
- процесс стремления человека к нравственному идеалу.
Основными компонентами нравственного воспитания сторонники данного подхода выделяют:
- формирование навыков и привычек поведения;
- формирование умения делать нравственный выбор в процессе разнообразной деятельности и общения с людьми [10].
В рамках целостного подхода к сущности нравственного воспитания (О. С. Богданова, И. А. Каиров,
C. В. Черенкова и др.) нравственное воспитание рассматривается как целостный процесс формирования и развития нравственной личности ребенка. Структурными компонентами данного подхода являются нравственное просвещение, формирование нравственных убеждений, развитие нравственных чувств, формирование навыков и привычек нравственного поведения, выработка правильных нравственных оценок и отношений, формирование характера, черт личности, интериоризация общечеловеческих ценностей и формирование мировоззрения человека [10].
Сложившийся в педагогике взгляд на нравственное воспитание как на процесс личностно значимый и достаточно субъективизированный позволяет отметить его поверхностность и односторонность. Проявляющиеся недостатки нравственной воспитанности школьников (слабая мотивация к нравственному самосовершенствованию; размытость критериев добра и зла; низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы личности) в немалой степени связаны именно с тем, что нравственное становление личности не может быть отделено от процессов ее социализации. Следовательно, процесс нравственного воспитания необходимо рассматривать как социально-ориентированный.
Авторы концептуальных идей социально - педагогического подхода (А. Я. Журкина, Т. А. Панкова, В. И. Попова, С. В. Сальцева и др.) подчеркивают необходимость реализации следующих требований в образовании и воспитании школьников: социально обусловленное целеполагание (современность и своевременность); социальное прогнозирование в проектировании и моделировании нравственного
воспитания младших школьников; социально адекватная стратегия и тактика реализации обоснованных моделей и программ нравственного воспитания в начальных классах общеобразовательных школ; социально-педагогический мониторинг с комплексом диагностических мер в процессе решения общих и частных проблем нравственного воспитания в начальной школе; выполнение комплекса социально-коррекционных мероприятий по ходу реализации программ нравственного воспитания младших школьников [3, 7].
Выводы. Таким образом, анализ научно-педагогической литературы позволяет констатировать, что нравственное воспитание - это социально-педагогический процесс, формирующий в единстве нравственные знания, переживания и опыт поведения личности на основе акцентирования значимости социальных отношений, которые обеспечивают переход внешних нравственных норм в устойчивые личностные ориентиры. Нравственное воспитание носит всеобщий характер, так как объектом морального регулирования является область отношений личности и общества. Для реализации процессов социализации, общественно значимых социальных ролей и отношений, субъект должен обладать совокупностью нравственных качеств. Поэтому нравственное воспитание в образовательных организациях в первую очередь направлено на формирование такой совокупности моральных качеств школьника, которая необходима для выполнения любой социальной деятельности. Социально-педагогический подход определяет ориентиры нравственного воспитания, а также технологии их реализации с позиций современных общественных требований к личности, ее нравственному облику и поведению.
Литература:
1. Варюхина, С. И. Истоки Доброты / С. И. Варюхина. - Минск, 1987. - 176 с.
2. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии (исторический обзор и современное состояние) / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 147 - 158.
3. Журкина, И. Л. Формирование нравственных отношений подростков в спортивной деятельности: автореф. дис.: канд. пед. наук / И. Л. Журкина. - Магнитогорск, 2000. - 21 с.
4. Марьенко, И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / И. С. Марьенко. - М.: Просвещение, 1980. - 183 с.
5. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2. Психология образования. / Р. С. Немов. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
6. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый. - М.: Владос, 2000. - 400 с.
7. Сальцева, С. В. Воспитательные системы: основы конструирования: учеб.-метод. пособие / С. В. Сальцева, Т. А. Панкова - Оренбург: РИО ОГИМ, 2005. - 245 с.
8. Скрипник, А. П. Моральное зло истории этики и культуры / А. П. Скрипник. - М.: Политиздат. 1992. - 351 с.
9. Философский словарь / под ред. А. П. Ярещенко. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 560 с.
10. Яблонских, Ю.П. Социально ориентированное нравственное воспитание школьника: теория и методика: монография / Ю. П. Яблонских, С. В. Сальцева. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. - 160 с.
Педагогика
УДК - 37.02
кандидат педагогических наук, доцент Ягубова Ася Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» (г. Владикавказ)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРАМАТИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ДИАЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Аннотация. Статья посвящена исследованию и поиску возможных путей обучения диалогической речи студентов первого курса факультета иностранных языков на основе такого методического приема как драматизация и инсценирование, с учетом характерных черт и особенностей диалога. Включение драматизации в процесс обучения английскому языку должно содействовать осуществлению трех основных целей: практической, образовательной и воспитательной. Данный методический прием способствует развитию у студентов способностей осуществлять устное речевое общение в разнообразных условно речевых ситуациях.
Ключевые слов: диалогическая речь; методический прием; инсценирование; драматизация; цели обучения; практическая, образовательная и воспитательная цели; способности; устное речевое общение; условно-речевые ситуации.
Annotation. The article is devoted to the investigation of possible variants of teaching dialogical speech in the first year at the faculty of foreign languages, basing on such a teaching method as acting and dramatization, taking into account characteristic features and peculiarities of a dialogue. Including dramatization into the process of teaching English is supposed to contribute to the implementation of learning objectives: practical, learning and educational goals. Such a method is supposed to help students to implement oral speech communication in various conventional speech situations.
Keywords: dialogical speech; teaching method; acting; dramatization; learning objectives; practical and educational goals; abilities; oral speech communication; conventional speech situations.
Введение. Цель обучения иностранным языкам - развитие у обучающихся способности к межкультурному взаимодействию и к использованию изучаемого языка как инструмента этого взаимодействия - самым естественным образом влияет на содержание обучения и на выбор методических приемов. Очевидно, что процесс обучения требует поиска новых психолого-педагогических и методических решений. Эти решения связаны с интенсификацией и модернизацией сферы обучения иностранному языку, в рамках которых учащиеся приобретают опыт общения с иноязычной культурой, и одновременно происходит развитие познавательных и интеллектуальных свойств, расширение кругозора личности обучающихся.
Одной из основных проблем в методике преподавания английского языка всегда была и остается проблема обучения говорению - диалогической речи. Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией осуществляемой средствами языка, устанавливаются