УДК 37.034
doi: 10.20310/1810-231X-2019-18-2(40)-84-87
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Кириченко Елена Викторовна
ГБОУ «Школа № 896», Россия, г. Москва e-mail: [email protected]
В статье обоснована необходимость формирования нравственных представлений младших школьников в условиях динамично изменяющейся внешней среды. Рассмотрено понятие «нравственность» и определены составляющие нравственных представлений, которые формируются в процессе экспериментальной работы. Подробно раскрыты четыре этапа развития исследуемых представлений. Обоснована роль педагога, родителей и младших школьников на каждом этапе, проанализированы конкретные формы и методы нравственного воспитания.
Ключевые слова: младший школьник, нравственность, нравственные представления, методы нравственного воспитания, проектная деятельность
Формирование социальных ценностей, присущих современному российскому обществу, на основе духовно-нравственных установок является одним из приоритетных направлений воспитания и современной государственной политики.
В этой связи проблема духовно-нравственного воспитания детей в современной школе становится одной из ключевых. Организация образовательного процесса представляет собой динамичный процесс: подвижный, изменяющийся в стремлении соответствовать уровню и запросам современного общества. На данном основании педагогическому сообществу необходимо обратить внимание на активизацию попыток детей и подростков осуществить собственные ценностные установки, определяющие позицию личности.
Рассмотрение данного процесса с позиции младшего школьного возраста приобретает особую научно-практическую значимость, т.к. от уровня развития нравственности в начальной школе зависит не только эффективность обучения и воспитания на всех этапах предстоящей школьной жизни, но и вся их дальнейшая жизнь, как в профессиональном, так и в личностном плане.
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и высокими чертами личности. Однако, чем
раньше начнется такая подготовка, тем быстрее будут достигнуты первые качественные изменения.
Кроме того, в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него. Такое воздействие, которое ежедневно обрушивается на неокрепший интеллект и чувства ребенка и формирующуюся сферу нравственности, не всегда приобретает позитивных оттенок, а, часто носит негативный характер [1, 2].
Подчеркнем, что само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Высокий уровень владения нравственными представлениями и знаниями важен и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Рассмотрим, как понятие «нравственность» раскрывается учеными разных научных направлений. Понятие «нравственность» берет свое начало от слова «нрав». По латыни «нравы» звучат как «тога^» - мораль. «Нра-
вы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений» [3, с. 155].
Представления о моральных требованиях, нормах, нравах определяют то, как человек должен жить, вести себя в обществе и т. д. Философы подчеркивают исторический и субъектно-ориентированных характер морали - она изменяется с развитием общества и нет морали, единой для всех времен и народов [4].
По мнению Л. А. Григорович и Т. Д. Мар-циновской, нравственность является личностной характеристикой, которая объединяет такие качества, как порядочность, доброта, дисциплинированность и коллективизм [5]. И. С. Марьенко рассматривает нравственность как «неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т. д.» [6, с. 7].
В работах И. Ф. Харламова предложена классификация нравственности по следующим параметрам: отношение к Родине (патриотизм), отношение к труду (трудолюбие), отношение к обществу (коллективизм), отношение к себе и человеколюбие или гуманность [7]. Именно эти позиции мы рассматриваем в качестве ценностей, приоритетных для системы начального общего образования. На их основе нами были определены такие системообразующие нравственные представления, как «патриотизм», «социальная солидарность», «семья», «труд и творчество», «наука», «искусство и литература», «природа», «человечество».
В педагогическом эксперименте по формированию нравственных представлений учащихся начальной школы приняли участие ученики ГБОУ «Школа № 896» г. Москвы. Процесс формирования нравственных представлений у младшего школьника предполагает их осмысление через эмоционально-образное восприятие и практическое опробование норм морального поведения, что способствует развитию культуры нравственно-ориентированного мышления и поведения воспитанников. За основу был выбран разработанный Департаментом образования г. Мо-
сквы образовательный проект «Знание, вера, нравственность» [8]. План реализации проекта предполагал лишь проведение мероприятий городского уровня, что позволило самостоятельно определить набор методов нравственного воспитания с учетом внедрения собственного школьного компонента.
Важнейшим педагогическим принципом организации процесса формирования нравственных представлений младших школьников является его последовательная поэтапность. На первом этапе педагог стремится вызвать интерес ученика к нравственному знанию, способствовать развитию моральных устремлений и потребностей личности. На втором этапе развивается эмоционально-образное сосредоточение учеников на нравственно ценных ориентирах их жизнедеятельности через накопление эмоциональных реакций, проявлений, действий, утверждающих нравственное начало личности. На третьем этапе, на основании концентрации развившихся моральных представлений и чувств, формирующегося нравственного опыта поведения, на максимально используемых педагогом и стимулирующих внутренние усилия младших школьников ситуациях нравственного выбора, актуализируется субъектная позиция ученика. Четвёртый этап характерен развитием нравственного отношения к самому себе, уважением к своим человеческим достоинствам, осознанием себя равным другим и рождением ответственности за последствия своего поступка и поведения.
Значимым аспектом в процессе реализации каждого из этапов является вовлечение различных субъектов человеческих отношений. Первый этап характеризуется отношением ученика с обществом. Второй этап представляет собой непосредственное взаимодействие педагога с младшими школьниками. На третьем этапе включаются родители в совместную продуктивную деятельность. Непосредственные отношения на четвертом этапе реализуются между учеником самим с собой.
Рассмотрим каждый из этапов более подробно. На первом этапе ежемесячно учащиеся посещали культурно-исторические места г. Москвы. В области патриотизма ключевым местом стало посещение Парка «Патриот» -военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации. Так же были посещены военно-исторические комплексы «Партизанская деревня»,
Музейная площадка № 1 и «Центральный музей бронетанкового вооружения и техники».
Для развития нравственных представлений о ценностях семьи учащимися был посещен музей «Садовое кольцо». Музеем был проведен мастер-класс по составлению генеалогического древа «Моя семья - мои истоки». На мастер-классе школьники внимательно изучили семейный архив и по-новому взглянули на своих родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, и других своих родственников и предков.
Полученные в ходе посещения культурно-исторических мест г. Москвы нравственные представления были усилены тематическими классными часами и нравственными играми. Каждую неделю на классном часе мы использовали игры, направленные на развитие нравственных представлений учеников: «Социальная солидарность», «Человечество», «Щедрые подарки», «Верные друзья» и «Как надо заботиться».
Важно, чтобы сформированные качества личности были поддержаны вне школы. С этой целью на третьем этапе активно привлекались родители. Они не только посещали внеклассные мероприятия, но и становились их организаторами. Ключевым событиями являлись совместные трудовые акции по уборке территории школы учеников и литературные встречи.
Четвертый этап был направлен на создание педагогических условий для нравственной рефлексии, ведущей к самоопределению школьников на основе проектной деятельности учащихся. Основная идея проектной деятельности заключалась в создании анимационного фильма с пластилиновыми героями под название «Мир глазами детей». В течение месяца каждому ученику необходимо было из пластилина создать пять кадров для фильма, которые можно было бы объединить в мини-эпизод об одной из базовых ценностей «патриотизм», «семья», «социальная солидарность», «человечество», «природа», «труд и творчество», «искусство и литература». Основными задачами данного проекта на четвертом этапе было развитие способности самостоятельно анализировать ситуацию и, обратившись к сформированным в сознании нравственным представлениям, выдать конечный результат. По итогам все мини-эпизоды были объединены в единый анима-
ционный фильм, который был просмотрен на общем с родителями классном часе.
Подводя итог, отметим, что реализация процесса поэтапного формирования нравственных представлений в ходе формирующего эксперимента оказала значительное внимание на динамику уровня их развития. Подчеркнем, что такой фактор, как привлечение общественной составляющей на первом этапе, родителей на второй этапе и актуализация собственной позиции обучающихся на третьем этапе, стал значительным катализатором процесса формирования нравственных представлений младших школьников.
Литература
1. Макарова Л. Н., Копытова Н. Е., Королева А. В. Конструктивные и деструктивные возможности изменяющей информационной среды // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 6(110). С. 84-91.
2. Сарафанова Л. В., Бескровная О. В. Педагогические условия нейтрализации факторов вик-тимизации подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 6(110). С. 170-176.
3. Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1988.
4. Терещенко Г. Ф. Формирование нравственных представлений старшеклассников на основе педагогических идей В. В. Розанова, И. А. Ильина, С. И. Гессена: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2006.
5. Григорович Л. А., Марциновская Т. Д. Педагогика и психология. М., 2006.
6. Марьенко И. С. Нравственное становление личности. М., 1985.
7. Харламов И. Ф. Педагогика. М., 2003.
8. Образовательный проект «Знание, вера, нравственность» [Электронный ресурс]: https://mos-metod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shko-la/inklyuzivnoe-obrazovanie/olimpiady-konkursy/ob-razovatelnyj-proekt-znanie-vera-nravstvennosthtml (дата обращения 10 апреля 2019).
References
1. Makarova L. N., Kopytova N. E., Koroleva А. V. Konstruktivnye i destruktivnye vozmozhnosti izmenyayushchej informatsionnoj sredy [Constructive and destructive opportunities of the changing information environment] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Bulletin of Tambov university. Series: Humanities. 2012, no. 6 (110), pp. 84-91. (In Russian).
2. Sarafanova L. V., Beskrovnaya O. V. Peda-gogicheskiye usloviya nejtralizatsii faktorov viktimizatsii podrostkov [Pedagogical conditions of neutralization of factors of victimization of teenagers] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya:
Gumanitarnye nauki - Bulletin of Tambov university. Series: Humanities. 2012, no. 6 (110), pp. 170-176. (In Russian).
3. Babanskij Yu. K. Pedagogika [Pedagogics]. Moscow, 1988. (In Russian).
4. Tereshchenko G. F. Formirovaniye nrav-stvennykh predstavlenij starsheklassnikov na osnove pedagogicheskikh idej V. V. Rozanova, I. A. Il'ina, S. I. Gessena [Formation of moral representations of seniors on the basis of V. V. Rozanov, I. A. Ilyin, S. I. Gessen's pedagogical ideas. Cand. ped. sci. diss. abstr]. Tambov, 2006. (In Russian).
5. Grigorovich L. A., Martsinovskaya T. D. Pe-
dagogika i psikhologiya [Pedagogics and psychology]. Moscow, 2006. (In Russian).
6. Mar'enko I. S. Nravstvennoye stanovleniye lichnosti [Moral formation of the personality]. Moscow, 1985. (In Russian).
7. Kharlamov I. F. Pedagogika [Pedagogics]. Moscow, 2003. (In Russian).
8. Obrazovatel'nyj proyekt «Znaniye, vera, nravstvennost'» [Educational project «Knowledge, Belief, Morality»]. (In Russian). Available at: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nac-halnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/olimpiady-konkursy/obrazovatelnyj-proekt-znanie-vera-nravstven-nost.html (accessed 10.04.2019).
* * *
FORMATION STAGES OF PRIMARY SCHOOL PUPILS' MORAL REPRESENTATIONS
Kirichenko Elena Viktorovna
SBEI «School № 896», Russia, Moscow e-mail: [email protected]
In article the author proved need of formation of moral representations of younger school students in the conditions of dynamically changing external environment; considered the concept «morality» and defined components of moral representations formed in the course of experimental work; in detail opened four stages of development of the studied representations; proved the role of the teacher, parents and younger school students at each stage; analyzed specific forms and methods of moral education.
Key words: younger school student, morality, moral representations, methods of moral education, project activity
Об авторе:
Кириченко Елена Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ «Школа № 896», г. Москва
About the author:
Kirichenko Elena Viktorovna, Elementary School Teacher of SBEI «School № 896», Moscow