Дегтева Л.А. Развитие духовно-нравственных ценностей у студентов колледжа // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№3(6) июль - сентябрь. - URL http://e-joumal.omgau.ru/index.php/2016-god/5/29-statya-2016-2/391-00141. - ISSN 2413-4066
УДК 377.031 ББК 74.5
Дегтева Людмила Алексеевна
Преподаватель
Центр-колледж прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, г. Мичуринск [email protected]
Развитие духовно-нравственных ценностей у студентов колледжа
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы духовно-нравственного воспитания в рамках СПО, вопросы морали, показатели, принципы духовно-нравственного воспитания.
Ключевые слова: мораль, нравственность, духовное развитие, нравственное воспитание.
Проблема, поднятая в данной статье, является актуальной и обращена к широкому кругу читателей. Актуальность проблемы связана, по крайней мере, с тремя положениями:
1. Современное общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
2. Образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее отношение человека к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
3. Знания не только информируют студента о нормах поведения, утверждаемых в социуме, но и дают представления о последствиях нарушения норм и правил.
В понятии модернизации Российского образования на сегодняшний день сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Поэтому формирование духовно-нравственной культуры студентов в среднем учебном заведении стало неотъемлемой частью образовательного процесса.
Значимость системы образования в личностном росте студента очень высока. Суть педагогической работы по нравственному становлению личности студента состоит в том, чтобы помочь ему раскрыть в себе моральные качества и достичь высокого уровня в самовоспитании. Нравственное воспитание молодого поколения должно стать одним из обязательных элементов образовательного процесса.
Студенчество занимает особое место в социальной структуре общества. Воспитание студенческой молодежи - сложный процесс, он не дает быстрых результатов. Такая деятельность требует повседневной, целенаправленной, индивидуальной работы. Ведь подросток продолжает формироваться как личность в процессе учебы в СПО. Он многое узнает, переосмысливает, приобретает навыки и способности.
Основной задачей преподавателей является воспитание в студентах самостоятельности в принятии решений, ответственности в совершаемых действиях и
поступках, формирование в них способностей к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Главные моральные требования к студентам выражены в Правилах для учащихся, Законах и Уставах общественных объединений. Преподавателю важно иметь вытекающий из этих документов краткий набор требований, с которыми он мог бы сравнивать состояние духовной воспитанности основных личностных качеств своих студентов.
Воспитание студента процесс многогранный. На этом этапе заканчивается процесс первичной социализации. Следовательно, перед СПО встают три не простые задачи. Во-первых, оно должно подготовить студента к труду, во-вторых, к созданию семьи, и, в-третьих, к общественной жизни, к выполнению гражданских обязанностей.
Духовность и нравственность являются важнейшими, фундаментальными характеристиками личности, именно они определяют поступки и деятельность человека в социуме. Духовный мир индивидуален и неповторим, постоянно развивается. Он проявляется в формах поведения и системе ценностей, разделяемых человеком. Духовные ценности, которые человек воспринимает, не исчезают, а обогащают его духовный мир. В целом духовная жизнь многообразна и имеет множество проявлений. И в любом случае духовно-нравственное воспитание студента способствует реализации его творческого потенциала.
Духовностью называют высшие стороны внутреннего мира, которые выражаются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. Вот так довольно коротко и лаконично можно дать определение сложному понятию. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность - вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, самореализация), она является основой нравственности. Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе.
Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование морального сознания и развития нравственных чувств у студентов. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности.
В нравственном воспитании применяются такие воспитательные приемы, как: просьба, поручение, распоряжение, постановка перед воспитанниками целей и перспектив. Студенты должны овладеть следующими нравственными качествами, чтобы правильно выстроить взаимоотношения с коллективом: гражданственность, предприимчивость, коммуникабельность, трудолюбие, взаимопомощь и т.д.
Духовно-нравственное воспитание начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, через общение, трудовую деятельность, повседневные дела, прививая человеку моральные качества. Семья как устойчивая социальная общность выступает монументальным фактором формирования человека, передачи социального опыта, исторической памяти людей, этнокультурных традиций. Но все-таки нельзя забывать и об образовательных учреждениях, где человек проводит много времени и формируется как личность. Юношеский возраст — не просто некоторая фаза «подготовки к жизни», но и весьма важный, обладающий самостоятельностью этап жизненного пути.
Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой культуры является самой важной задачей в процессе становления личности. Преподаватели должны стремиться к формированию у студентов следующих качеств:
- нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);
- нравственного облика (милосердия, толерантности);
-нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);
- нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).
В рамках учебных предметов составляющими духовно-нравственного воспитания являются: знания о нравственности, осознанные ценности и идеалы, которые затем становятся убеждениями и принципами. Можно выделить следующие виды деятельности, в процессе которых происходит познание духовно-нравственных ценностей:
- изучение законов Вселенной, природы, окружающей среды на уроках экологии, географии, в предметах естественнонаучного цикла;
- изучение моральных, эстетических норм и правил на предметах гуманитарного цикла, в процессе трудовой деятельности;
- восприятие произведений искусства (живописи, музыки, архитектуры);
- знакомство с жизнеописанием выдающихся людей, исторических личностей, учёных, святых (воспитание на примере);
- выполнение общественно полезной деятельности (работа на участке колледжа, посадка деревьев);
- краеведческая работа, участие в различных экскурсиях, познавательных поездках;
- благотворительная деятельность, милосердие (посещение больных, детдомов, помощь пожилым людям).
Для того чтобы духовно-нравственные ценности стали неотделимой частью личности студентов, содержание учебных дисциплин должно иметь аксиологическую направленность, а усвоение этого содержания - происходить в различных учебных ситуациях с использованием активных форм деятельности. Надо сказать, что специфической особенностью процесса формирования духовно-нравственной культуры студентов является то, что он длителен и непрерывен, а его результаты отсрочены во времени. Чтобы воспитать в студенте чувства нравственности и сделать его внутренний мир богаче, преподавателю необходимо проводить различные беседы, классные часы и мероприятия, связанные с семейными ценностями, патриотизмом, долгом и верой.
Недаром известные мыслители всегда стремились выразить свои взгляды на нравственное воспитание молодого поколения. Так, ещё в VI веке до нашей эры Пифагор предупреждал: «Где нравы без просвещения и просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой». Он призывал: «Старайтесь прежде иметь добрые нравы, чем законы: нравы есть самые первые законы» [5].
Однако воспитание духовно-нравственной культуры студентов возможно только в том случае, если студент будет видеть перед собой достойный образ преподавателя, который может стать для него примером и которому он захочет подражать. Нравственность преподавателя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам - всё это имеет существенное значение для развития и воспитания духовно-нравственной культуры молодого поколения.
В заключение хотелось бы вспомнить слова Ю.М. Лотмана, который очень образно и метко сформулировал специфику педагогической деятельности: «Ещё в древние времена педагога сравнивали с сеятелем, обучение - с посевом. Начинается осень - наша педагогическая посевная. Мы сеем сейчас - жатва будет в будущем. Будем работать для будущего!» [3].
Процесс духовно-нравственного воспитания можно сравнить с работой ювелира, в которой педагог - мастер, а души учеников - неограненные алмазы. Выбор правильных морально-нравственных ориентиров определяет дальнейшее развитие личности. Педагог показывает цели, а ученик проходит путь, руководствуясь правильно поставленными приоритетами.
Нравственные ценности — это то, что еще в античные времена греки называли «этическими добродетелями», мудрецы считали ценным доброжелательность, справедливость и благоразумие. А в христианстве нравственные ценности связываются с Богом, с верой и семьей. Каждый из нас должен ставить в приоритете такие ценности, как
любовь, добро, семья, дружба. Ведь бедующие всего поколения целиком и полностью зависит от ценностей, в которых воспитывался человек.
Хочется верить, что люди станут уделять больше внимания духовной чистоте. Начнут анализировать свои поступки и действия, чтобы в наших сердцах поселились добро и милосердие, ответственность за близких, уважение и, конечно же, любовь. История, опыт поколений, мудрость в очередной раз демонстрирует нам, что душевная чистота и мораль брали верх над жестокостью, ложью и безнравственностью.
Ссылки на источники:
1. Жарковская Т.Г. Организация духовно-нравственного образования средствами различных учебных дисциплин / Т.Г. Жарковская // Педагогика: Науч.-теоретич. журн. -2008. - № 10. - С.49 - 53.
2. Курцева З.И. Роль непрерывного курса риторики в воспитании и развития личности / З.И. Курцева // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - №1. - С. 18 - 20.
3. Лотман Ю.М. Воспитание души: Воспоминания. Интервью. Беседы о русской культуре (телевизионные лекции) / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство - СПб, 2003. - 624с.
4. Павлов В.И. Формирование духовно-нравственной культуры учащейся молодёжи / В.И. Павлов // Образование и саморазвитие: Науч.-теоретич. журн. - 2010. - № 1. - С. 146 -151.
5. Пифагоровы законы и нравственные правила. Афоризмы Эпиктета. - М., СПб. - 2000. -384с.
Lyudmila Dyogteva
Teacher
Center College of Application-Oriented Qualifications of FSBEI HE "Michurinsk State Agrarian University", Michurinsk
Development of Spiritual and Moral Values Among College Students
Abstract. In the article the problems of spiritually-moral education in the framework of the SVE, the issues of morality, showing the principles of spiritual and moral education are considered.
Keywords: morality, ethics, spiritual development, moral education