Научная статья на тему 'Тьюторское сопровождение духовно-нравственного самовоспитания подростков'

Тьюторское сопровождение духовно-нравственного самовоспитания подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННОЕ САМОВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / MORAL SELF-EDUCATION / MORAL SELF-DETERMINATION / TUTOR SUPPORT / PRINCIPLE OF INDIVIDUALIZATION / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косолапова Лариса Александровна, Бидюк Галина Мироновна

Рассматриваются проблемы духовно-нравственного воспитания подростков; охарактеризованы возможности деятельности тьютора в образовании. Тьюторское сопровождение духовно-нравственного самовоспитания школьников, опирающееся на принцип индивидуализации, осуществляется посредством реализации не только традиционно выделяемых диагностико-мотивационного, проектировочного, реализационного, рефлексивного этапов, но и предваряющего их просветительскоориентационного. Выделение данного этапа обусловлено отсутствием у подростков понимания сущности категории «духовность», необходимых этических знаний и опыта рефлексии собственного поведения. Описывается ход, методический инструментарий и результаты опытно-экспериментальной работы духовно-нравственного воспитания учащихся 9-го класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косолапова Лариса Александровна, Бидюк Галина Мироновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTOR SUPPORT OF SPIRITUAL AND MORAL SELF-EDUCATION OF ADOLESCENTS

The article deals with the problems of spiritual and moral education of adolescents; characterized by the possibilities of the activities of the tutor in education. Tutoring support of spiritual and moral self-education of schoolchildren, based on the principle of individualization, is carried out through the implementation of not only the traditionally allocated diagnostic, motivational, design, realization, reflexive stages, but also the educational and orientational anticipation. The selection of this stage is due to the lack of understanding among adolescents of the category of “spirituality”, the necessary ethical knowledge and experience of reflection of their own behavior. Describes the course, methodological tools and the results of experimental work of the spiritual and moral education of 9th grade students.

Текст научной работы на тему «Тьюторское сопровождение духовно-нравственного самовоспитания подростков»

РАЗДЕЛ 4. ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 371.213.3

Косолапова Лариса Александровна

доктор педагогических наук, профессор, и. о. заведующего кафедрой педагогики Пермского государственного

национального исследовательского университета, профессор кафедры педагогии и психологии Пермского гуманитарно -

педагогического университета

ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский

университет», Пермь, Россия 614068, г. Пермь, ул. Генкеля, д. 8, тел. +7(342) 239-64-66 e-mail: la_kossolapova@list. ru

Бидюк Галина Мироновна

магистрант кафедры педагогики и психологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Пушкина, д.44; тел. +7(342) 219-07-23 e-mail: pedagog@pspu. ru)

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО САМОВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

Larisa А. Kosolapova

PhD, Professor, Acting Head of the Department of Pedagogy of the Perm State National Research University, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of the Perm Humanitarian-Pedagogical University

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research University», Perm, Russia 8, Genkel, Perm, Russia, 614068 e-mail: la_kossolapova@list. ru

Galina M. Bidyuk

Postgraduate, Chair of Pedagogy and Psychology of the Perm Humanitarian-

Pedagogical University

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University», Perm, Russia 44, Pushkin str., Perm, Russia, 614990 e-mail: pedagog@pspu. ru

© Косолапова Л.А., Бидюк Г.М., 2018

TUTOR SUPPORT OF SPIRITUAL AND MORAL SELF-EDUCATION

OF ADOLESCENTS

Аннотация. Рассматриваются проблемы духовно-нравственного воспитания подростков; охарактеризованы возможности деятельности тьютора в образовании. Тьюторское сопровождение духовно-нравственного самовоспитания школьников, опирающееся на принцип индивидуализации, осуществляется посредством реализации не только традиционно выделяемых диагностико-мотивационного, проектировочного, реализационного, рефлексивного этапов, но и предваряющего их просветительско -ориентационного. Выделение данного этапа обусловлено отсутствием у подростков понимания сущности категории «духовность», необходимых этических знаний и опыта рефлексии собственного поведения. Описывается ход, методический инструментарий и результаты опытно-экспериментальной работы духовно-нравственного воспитания учащихся 9-го класса.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственные ценности, нравственное самовоспитание, нравственное самоопределение, тьюторское сопровождение, принцип индивидуализации, индивидуальная образовательная программа.

Abstract. The article deals with the problems of spiritual and moral education of adolescents; characterized by the possibilities of the activities of the tutor in education. Tutoring support of spiritual and moral self-education of schoolchildren, based on the principle of individualization, is carried out through the implementation of not only the traditionally allocated diagnostic, motivational, design, realization, reflexive stages, but also the educational and orientational anticipation. The selection of this stage is due to the lack of understanding among adolescents of the category of "spirituality", the necessary ethical knowledge and experience of reflection of their own behavior. Describes the course, methodological tools and the results of experimental work of the spiritual and moral education of 9 th grade students.

Key words: spiritual and moral education, spiritual and moral values, moral self-education, moral self-determination, tutor support, the principle of individualization, individual educational program.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является направлением, приоритетным для современного образования. Не случайно методологической основой перехода образования на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) явилась Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой говорится о необходимости приобщения учащихся к российским базовым национальным ценностям и традициям, а также к знанию ценностей религиозного мировоззрения [3].

Нравственное состояние общества в настоящее время вызывает тревогу, это определяет необходимость пристального внимания к воспитанию молодого поколения. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у

молодого поколения искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, законопослушности, гражданственности и патриотизме.

Медиасреда может наносить огромный вред, оказывая разрушительное влияние на неокрепшее сознание детей.

Немалую опасность, риск разрушения личности привнесли в нашу жизнь информационные технологии. Социальная сеть позволяет подростку не только обогащать себя полезными знаниями, способствует общению с друзьями, играм и развлечениям, но и позволяет посещать опасные для жизни сайты, которые могут привести к суициду, попустительствует безнаказанно хамскому общению в форумах, публичному высмеиванию в сети своих знакомых, размещению непристойных видео и фото.

Самоутверждение среди сверстников, зачастую, не знает нравственных границ, здесь может проявляться жестокость, агрессивность, цинизм.

Перед педагогами стоит важная задача - воспитывать поколение, полноценное с точки зрения духовности и нравственности. Несмотря на шокирующие факты, время от времени бурно обсуждаемые в массмедиа, справедливым будет отметить, что обычно в течение всех лет обучения в школе учителя-предметники во время проведения урока, при общении с учащимися подают личный пример морально -этических норм поведения, обращают внимание школьников на нравственные моменты при изучении учебного материала. В обязанности классного руководителя входит не только контроль за успеваемостью учеников, организаторская, но воспитательная деятельность, которая направлена, в частности, на духовно-нравственное воспитание.

Проблемам духовно-нравственного воспитания посвящено немало педагогических исследований, методических рекомендаций. Огромной популярностью пользуются пособия Л.И. Маленковой [7], А.И. Шемшуриной [10], Н.Е. Щурковой [11].

Введение в школьную программу нового предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКиСЭ) является показателем возрастающей актуальности задач нравственного воспитания молодого поколения [1; 2; 6; 9]. Однако, как показывает практика, данный курс позволяет только кратко и недостаточно глубоко (ориентируясь именно на особенности младших подростков) осведомлять школьников о духовно-нравственных ценностях.

Также отметим, что сценарии классных часов, бесед, методические материалы по этическому воспитанию школьников обычно ориентированы на групповые занятия, предполагают осмысление предложенных педагогом ситуаций, но не сопровождают индивидуальные усилия ребенка в сфере духовно-нравственного воспитания.

Безусловно, в образовательной практике индивидуальный запрос ребенка в решении духовно-нравственных проблем обычно поддерживается значимым взрослым (учителем, классным руководителем), но педагог действует зачастую не технологично, а на интуитивном уровне.

Таким образом, как показывает жизнь, школьникам необходимы дополнительные углубленные знания о духовно-нравственных ценностях, их

происхождении; важно изучение и разъяснение базовых национальных ценностей - это способствует осознанному нравственному выбору и нравственному самоопределению ребенка.

В связи с этим возникает потребность в компетентном педагогическом сопровождении духовно-нравственного самовоспитания школьников. Эту педагогическую деятельность может осуществлять тьютор, в данном случае не только специалист в вопросах сопровождения процесса реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов в насыщенной открытой образовательной среде, но и одновременно эксперт в вопросах духовности и нравственности.

Тьютор, опираясь на принцип индивидуализации, создает условия для активности каждого учащегося, для развития его самостоятельности в самоопределении, самоорганизации, осмыслении своих образовательных способностей [8], ориентирует на индивидуальную рефлексию.

Отметим, что исследований, посвященных выявлению особенностей тьюторского сопровождения духовно-нравственного самовоспитания школьников, нам не встретилось.

Организуя опытно-экспериментальную работу по обозначенной проблеме, мы исходили из того, что тьюторское сопровождение духовно-нравственного воспитания заключается в помощи подростку в формировании личностной системы ценностей, духовного роста, нравственного сознания школьника. Миссия тьютора - в оказании помощи в освоении личностно значимых знаний о морально-этических ценностях (как эталоне поведения), в овладении принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения; в мотивации нравственного поведения, в формировании личных нравственных принципов и качеств.

Для осуществления этих целей и задач тьютор помогает обучающемуся разработать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут духовно-нравственного развития школьника, включая мониторинг результатов самовоспитания тьюторантов.

Алгоритм тьюторского сопровождения традиционно состоит из 4 этапов: диагностико-мотивационного, проектировочного, реализационного,

рефлексивного [4]. В процессе духовно-нравственного воспитания школьников возникает потребность в дополнительном «вводном» этапе. Это связано с недостаточной информированностью подростков о духовности и нравственности, о значимости нравственных качеств в жизни человека и общества.

В связи с этим в данный алгоритм нами был включен 5-й предварительный этап - просветительско-ориентационный.

Охарактеризуем этапы тьюторского сопровождения подростка в процессе духовно-нравственного воспитания.

1. Просветительско-ориентационный этап включает:

- просветительскую деятельность о нравственности и духовности человека;

- знакомство школьников с базовыми национальными ценностями;

- актуализацию значимости духовно-нравственного самовоспитания подростков.

2. Диагностико-мотивационный этап включает:

- мотивирование школьников к духовно-нравственному самовоспитанию;

- проведение диагностики духовно-нравственной воспитанности среди школьников;

- анализ результатов анкетирования тьюторантов;

- выявление образовательного запроса тьюторантов;

3. Проектировочный этап включает:

- работу с ситуацией выбора тьюторантом ценностных ориентиров саморазвития;

- обнаружение ресурсов в среде;

- создание образовательной программы духовно -нравственного самовоспитания тьюторантов, учитывая интересы и запросы подростков;

- планирование образовательного маршрута.

4. Реализационный этап включает:

- реализацию образовательной программы духовно -нравственного самовоспитания тьюторантов;

- индивидуальные консультации;

- выстраивание партнерских связей в среде.

5. Рефлексивный (аналитический) этап включает:

- организацию рефлексии духовно-нравственного самовоспитания тьюторантов;

- проведение диагностики, самодиагностики духовно-нравственного самовоспитания тьюторантов, анализ результатов;

- коррекцию, разработку рекомендаций тьюторантам;

- мотивацию к новому образовательному маршруту.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа (в нашем случае - с девятиклассниками средней общеобразовательной школы № 109 г. Перми) подтвердила необходимость дополнительного предварительного этапа тьюторской деятельности.

Анализ публикаций по проблемам духовно-нравственного воспитания подростков показал, что самоопределение (готовность к сознательному выбору) формируется под влиянием внешних обстоятельств. Определяя свое отношение к окружающему, растущий человек выбирает ценностные ориентиры, определяет свой способ жизни, что порождает стремление к самоутверждению, самовыражению (стремлению проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными, в той деятельности, в которой он может самоутвердиться) и самовоспитанию.

Поэтому в процессе тьюторского сопровождения духовно-нравственного самоопределения и самовоспитания подростков необходима просветительская и ориентационная помощь тьютора.

Осуществление процесса тьюторской деятельности педагога по сопровождению духовно-нравственного развития подростков состояло из проведения тьюториалов со школьниками в рамках классного часа и сопровождения индивидуальных усилий девятиклассников по самовоспитанию при помощи рефлексивных дневников.

Тьюториал - это учебный тьюторский семинар, активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников [5].

На первом просветительско-ориентационном этапе проводился тьюториал - первая встреча, направленный на знакомство педагога-тьютора со школьниками, просвещение в сфере духовно-нравственных ценностей, разъяснение базовых национальных ценностей, представленных Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, актуализацию духовно-нравственных потребностей.

На втором диагностико-мотивационном этапе проводился тьюториал-встреча, направленный на мотивирование тьюторантов: беседа с подростками о значимости духовности и нравственности в жизни человека, репутации человека в обществе, этике, в том числе корпоративной этике. Были выданы анкеты для самостоятельного заполнения на период 1 месяц. Анкета была составлена на основе национальных базовых ценностей, состояла из 8 блоков, отражающих нравственное отношение подростков: 1) к природе, 2) людям, 3) к семье, 4) к себе, 5) к Родине, 6) к религии, 7) к делу, учебе, труду, творчеству, науке, 8) к искусству и литературе. Каждый блок включал три вопроса, предполагавших три варианта ответа: демонстрирующий реализацию ценности в действии, принятие ценности, отрицательное отношение к ценности. Например: В зимний период птицы ограничены в поиске корма, оказываешь им помощь? Варианты ответа: а) изготавливаю кормушки, часто рассыпаю корм в доступные для птиц места; б) иногда подкармливаю семечками или еще чем-либо; в) очень редко. Данное тобою обещание трудно осуществить, твои действия? Варианты ответа: а) все равно постараюсь выполнить; б) предупреждаю, извиняюсь, отказываюсь от обещаний; в) могу забыть и не вспомнить. Затем была проведена обработка и анализ результатов анкетирования.

На третьем проектировочном этапе проводился тьюториал-беседа по итогам проведенной анкеты, направленной на уточнение уровня духовно-нравственной воспитанности подростков, были обозначены «слабые» места. Тьюториал способствовал выявлению интереса, потребностей, запросов школьников в духовно-нравственном аспекте. Итогом стало самоопределение девятиклассников, выбор актуальных на их взгляд морально-этических ценностей для осуществления последующего духовно-нравственного самовоспитания. В нашем случае на первый план вышли такие ценности как «честность», «ответственность», «доброжелательность».

На четвертом реализационном этапе проводилось три тьюториала, тематика которых соответствовала обозначенному выбору тьюторантов. Беседы, дискуссии, рассказы раскрывали смысл и необходимость

самовоспитания подростками ценностных качеств - честности, ответственности, доброжелательности.

Также осуществлялось индивидуальное сопровождение самовоспитания подростков, организуемое при помощи рефлексивных дневников. Дневник включал титульный лист, на котором, в частности, была записана фамилия и имя ученика, девиз работы, сроки работы с дневником; далее были представлены три модуля, в соответствии с выбранными ценностями. Приведем пример заданий, включенных в модуль «Честность».

ЧЕ С Т Н О С ТЬ - одна из этических ценностей В моем понимании честность - это

Народная мудрость - пословица, поговорка. Напиши самую подходящую, на твой взгляд, пословицу о честности. _

Мое отношение к людям нечестным?

Дай определение известным высказываниям:

- кодекс чести - _

- честь мундира -_

- береги честь смолоду - _

К кому хотел бы я относиться честнее?

Определись кто этот человек, с кем ты недостаточно честен. Проведи самонаблюдение в течение недели, фиксируя результаты в таблице, указывая честное отношение знаком «+», нечестное отношение знаком «-». В таблице дневника необходимо указывать даты, в течение дня могут отражаться множество знаков нравственного поведения, как положительного, так и отрицательного. Важно отнестись к своему поведению с полной серьезностью.

К кому хотелось бы относиться честнее Дата Результаты самонаблюдения «+»/«-»

Оформи на свой вкус страницу дневника на тему «Честность». (Наклей фотографию, иллюстрацию, комикс, выполни рисунок) - для выполнения данного задания была выделена целая станица.

В данной логике были также представлены задания для самостоятельного освоения и присвоения качеств «Ответственность» и «Доброжелательность».

На данном реализационном этапе детям было предложено приходить на индивидуальные консультации для решения вопросов, возникших в ходе заполнения Дневника. Активность проявило подавляющее большинство учащихся. Отметим, что классный руководитель данного класса активно

помогал работе тьютора: демонстрировал интерес к выбранным учащимися ценностям, предоставлял время для проведения тьюториалов, присутствовал при их проведении.

Рефлексивный (аналитический) этап включал проведение повторного диагностического среза (анкетирование учащихся, экспертная оценка классного руководителя), обсуждение с учащимися перспектив работы над собой в ходе тьюториала (проведен в форме групповой работы).

Нами была зафиксирована положительная динамика в поведении 83 % девятиклассников, участвовавших в опытно-экспериментальной работе (25 из 30 учащихся класса).

Таким образом, введение в школе тьюторского сопровождения духовно-нравственного самовоспитания школьника обеспечивает результативность воспитательного процесса, восполняет недостаток этических знаний, мотивирует нравственное самовоспитание, гарантирует нравственное самоопределение подростков в трудных жизненных ситуациях.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бунеева Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики, 4-5 класс. Ч. 2. - М.: Баласс, 2015. - 80 с.

2. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики, 4-5 класс. - М.: Просвещение, 2010. - 64 с.

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. -М.: Просвещение, 2009. - 24 с.

4. Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Лекция 3. - М.: Первое сентября, 2010. - С. 29-33.

5. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю. [и др.]. Профессия «тьютор». - М.; Тверь: СФК-офис, 2012. - 245 с.

6. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, 4-5 класс. - М.: Просвещение, 2016. - 144 с.

7. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. - М.: Пед. о-во России, 2002. - 480 с.

8. Сакердонова А.С., Евдокарова Т.В. Актуальность тьюторского сопровождения внеурочной деятельности младших школьников [Электронный ресурс] // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. - 2016. - Т. 30. - С. 272-275. -URL: http://e-koncept.ru/2016/56634.htm (дата обращения: 26.11.2018).

9. Шемшурин А.А. Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. Основы светской этики. 4-5 класс: учеб. - М.: ДРОФА, 2018. - 176 с.

10. Шемшурина А.И. Этика: курс занятий в 9-м классе: учеб.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 96 с.

11. Щуркова Н.Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2018. - 319 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.