ВОПРОСЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (ФРАНЦИЯ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ФРГ) Скрынников Н.П. Email: [email protected]
Скрынников Николай Павлович - преподаватель, кафедра применения подразделений специального назначения,
Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды краснознаменное командное училище им. генерала армии В. Ф. Маргелова, г. Рязань
Аннотация: статья посвящена рассмотрению особенностей духовно-нравственного воспитания молодежи европейских стран. Автором раскрываются специфические особенности образовательно-воспитательного процесса в таких странах, как Франция, Англия, и Германия. В процессе изучения темы определяются отличительные черты воспитания европейской молодежи, раскрываются основные культурно-нравственные ценности. Рассматриваются тенденции и направления развития духовно-нравственных ценностей молодежи рассматриваемых стран Западной Европы. Дается оценка ключевых личностных качеств представителей данных наций.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, образовательно-воспитательный процесс, поликультурное воспитание, самообразование.
QUESTIONS DUHOVNOSTI EDUCATION OF YOUTH IN THE COUNTRIES OF WESTERN EUROPE (FRANCE, UK, GERMANY)
Skrynnikov N.P.
Skrynnikov Nikolay Pavlovich - Teacher, DEPARTMENT THE USE OF SPECIAL FORCES, RYAZAN GUARDS HIGHER AIRBORNE ORDER OF SUVOROV, TWICE RED BANNER COMMAND SCHOOL NAMED ARMY GENERAL V.F. MARGELOV, RYAZAN
Abstract: the article is devoted to the consideration of the peculiarities of the spiritual and moral education of young people in European countries. The author reveals the specific features of the educational process in countries such as France, England, and Germany. In the process of studying the topic, the distinctive features of the education of European youth are determined, the basic cultural and moral values are revealed. The tendencies and directions of development of spiritual and moral values of young people in the considered countries of Western Europe are considered. An assessment of the key personal qualities of the representatives of these nations is given.
Keywords: spiritual and moral education, educational process, multicultural education, self-education.
УДК 378
В процессе исторического развития каждой страны формируется характерная ей своеобразная система духовно-нравственного воспитания молодежи.
Отличительной особенностью молодежной политики европейских стран является стимулирование обменов и дискуссий среди молодежи и формирование у молодых людей активной гражданской позиции.
Посредством спектра образовательных программ происходит концентрация внимания на становление самосознания и национальной идентичности молодого поколения, хотя концепция патриотического воспитания европейской молодежи как таковая не используется.
Во французских, английских и немецких семьях в период Средневековья образование являлось домашним. В странах царило рыцарское воспитание для знатных сословий и
ученичество для всех остальных. Затем начали появляться монастырские школы, осуществляющие воспитание религиозное.
Основными методами воспитания являлись поощрение и наказание. Взгляды на наказание были как на естественное дело, которое осуществлялось во благо молодого поколения.
В числе первых выступавших за смягчение методов воспитания и развитие у молодежи творчества и самостоятельности значится французский педагог и богослов Абеляр, преподававший в Парижской кафедральной школе
Особенности духовно-нравственного воспитания молодежи во Франции.
Особенности национального характера и духовно-нравственного воспитания молодого французского поколения формируются под воздействием исторических, природных факторов, политических и социально-экономических условий, традиций воспитательной системы и новаторских идей образования.
Французы любят все самое новомодное - сленг, последние модели одежды и новинки искусства, различные технические изобретения, хорошую кухню и вино. С этим тесно связаны основные сферы национального производственного направления. Ценность для французов - оставаться на высоте самых новаторских требований. Им нравится энергетика жизни, стиля и переменчивость моды.
На рубеже XXI века представителями экспериментальных школ и школ свободного воспитания была теоретически обоснована идея формирования целостной личности как объекта и субъекта педагогического процесса. Ими выдвигалась программа гуманного воспитания [2, с. 432].
Большое внимание уделяется аспектам обучения детей-инвалидов. Это направление является важным в работе современной воспитательной школы.
Основой современного духовно-нравственного воспитания во Франции служит нравственное формирование личности индивида. Однако данный процесс является очень противоречивым. С одной позиции, в образовательно-воспитательном процессе сохраняются основные традиции авторитарной концепции, а с другой, активное развитие имеют тенденции развития самостоятельности, коммуникативности, культурной и гуманной сфер личности. Тенденции гуманного воспитания набирают обороты, не смотря на приоритеты педагогического авторитаризма.
Усиливается внимание к условиям жизни подрастающего поколения. Все большую значимость приобретает воспитательный процесс, основанный на сотрудничестве педагога и обучаемого. Активно воплощаются коллективные формы воспитания, реализуется совместный характер деятельности педагогов, студентов и родителей. Это порождает творческую и радостную обстановку.
В западных странах стала довольно распространенной некая поведенческая методика воспитания. Данная методика предполагает свободную обстановку в игровой форме, партнерство в тандеме воспитанник-наставник.
Важнейшие перемены в духовно-нравственном воспитании французской молодежи случились в виду планетарных политических изменений. Возросла значимость воспитания в духе мира. Притворяются в жизнь проекты, ориентированные на продуктивное поликультурное воспитание. В качестве проектов поликультурного воспитания выступают учебные заведения международного бакалавриата, основной целью которого является воспитание в аспекте международного взаимопонимания [3, с. 238].
Распространение мультикультурного воспитания связано с пребыванием большого числа мигрантов их бывших колоний Франции. К сожалению, идеи мультикультурализма в настоящее время и здесь остались неэффективными и французское Правительство выдвинуло предложение от них отказаться в политической, социальной и непосредственно образовательной сферах.
Весьма большое значение в образовательном процессе во Франции придается общественно-политическим дисциплинам.
Традиционной областью воспитания во Франции является воспитание в процессе обучения. В соответствии с потребностями текущего времени в образовательных программах появляются различные дисциплины, перечень основ которых включают: природоохранительную, антиалкогольную, антинаркотическую и сексообразовательную тематику. Материал данных тематик включают в образовательный процесс наряду с традиционными предметами [4].
Особенности духовно-нравственного воспитания в Англии.
Системы духовно-нравственного воспитания в Великобритании в целом характеризуется как консервативная, сформирована в викторианскую эпоху и преобразовалась в первой половине 20-го столетия.
С XVIII века и вплоть до нынешнего времени в старейших университетах Англии продолжает активно действовать тьюторская система образования. По сегодняшний день она занимает приоритетное место в процессе обучения, а вот лекционная система служит лишь ее придатком.
Тьюторская система обучения присуща английской традиционной системе образования, которая формировалась и реализовывалась длительный промежуток времени и доказала свою эффективность во взаимодействии с разными педагогическими системами Англии.
Тьютором называется педагог, курирующий разработку и последующую реализацию обучающимся индивидуальной образовательной программы. Другими словами, это педагог, опирающийся непосредственно на принципы индивидуализации и сопровождающий каждого учащегося при формировании им его особой образовательной программы. То есть, классическая модель тьюторства представляет из себя взятие под персональную опеку специалиста по выбранной специальности над обучаемым.
Основная цель данной модели заключается в развитии метакогнитивных способностей у учащихся на базе принципа индивидуализации. Основными столпами тьюторства являются - активность, сознательность, свобода, индивидуализация, самостоятельность.
Одним из условий реализации тьютерской деятельности является отсутствие непосредственно административного надзора, поскольку результат данной модели обучения заключается в развитии у обучаемого метакогнитивных способностей, проявление которых отсрочено во времени, и которые проявляются лишь потом в жизненных ситуациях.
Тьютерская система обучения применяется в университетском образовании, в частных школах в виде тьютора, в семейном и домашнем образовании в виде няни, учительницы.
Базовыми методами тьютерской модели образования являются стимулирование и мотивирование к обучению, поощрение, беседа, диалог, обратная связь, пример взрослого, игровой метод и пр. [5, с. 102].
В рамках доклада Национальной комиссии по образованию Великобритании сказано, что национальная система образования должна передавать молодому поколению такие нравственные ценности как уважение к другим людям, забота о людях, чувство долга перед обществом, честность и культурное наследие. Кроме того, выделена необходимость того, чтобы молодые люди становились полноценными гражданами демократического общества, имели представление о том, как она функционирует, знали свои обязанности и права, воспитывались в духе терпимости и свободы, потому что образование является не только способом передачи знаний, но и наделяет индивида нравственной, духовной и моральной силой [7, с. 2].
Из вышесказанного следует, что Англия предпочитает воспитывать в своей молодежи свободную личность, строго следующую национальным традициям.
Особенности духовно-нравственного воспитания в Германии
Основой духовно-нравственного воспитания в современной Германии является духовное и нравственное формирование личности. Однако, данный процесс является достаточно противоречивым, поскольку наряду с сохраняющимися традициями авторитарного воспитания молодежи, становятся все более распространенными тенденции, направленные на развитие самостоятельности, коммуникативности, культурной а так же гуманной сторон личности молодых людей.
На данный момент педагогика Германии является одной из ведущих в мировом сообществе. Это подтверждается высоким уровнем образования, большим процентом высокообразованных граждан, огромным количеством университетов, признанных во всем мире.
На рубеже XXI века в Германии произошел резкий скачок сети высшего образования. Заметно изменился социальный состав представителей студенчества, он стал демократичнее. Рост количества учебных заведений, к сожалению, сопровождался и негативными моментами - это снижение качества образования. В целях решения этой возникшей проблемы осуществляются реформы в механизме госконтроля за функционированием высшей школы.
Традиционному педагогическому авторитаризму идут вразрез набирающие обороты тенденции гуманного воспитания. Увеличивается внимание к условиям жизни обучающегося. Растет стремление сделать психологическую атмосферу молодежи более комфортной. Это подразумевает поощрение молодых людей за успехи, за творческую и познавательную деятельность, благоприятных для общества склонности и интересы.
Популярна на сегодняшний день модель воспитания, которая основана на сотрудничестве обучаемого и преподавателя. Молодой человек становится абсолютно полноправным участником воспитательного процесса, между молодым и старшим поколением возникают доверительные отношения. Кроме того, реализуются так называемые коллективные формы воспитания, полноправными участниками которых являются преподаватели, обучаемые и их родители.
Важнейшее значение для духовно-нравственного воспитания германской молодежи имеет самоуправление учащихся. Преимущественными направлениями данного метода воспитания являются - вовлечение обучаемых в текущую общественную жизнь, развитие в молодых людях самостоятельности, способности отстаивать свои взгляды и убеждения, воспитание культуры общения в целом.
Тем не менее, авторитарное отношение педагогов к учащимся все же имеет место быть и сегодня.
В рамках еще школьной программы начинают проводиться занятия по нравственному воспитанию. Неизменно важное место в духовно-нравственном воспитании германской молодежи занимает религия.
Перед образовательными институтами Германии стоит стратегическая цель -формировать у молодого поколения способность и мотивацию к самообразованию.
Так в Германской системе образования активно развиваются идеи воспитания через обучение, создание условий для формирования у детей и молодежи потребностей в самовоспитании. Но все же приоритет в воспитании индивида принадлежит семье, которая основана на основных немецких традициях [9, с. 33].
Активно исследуются в Германии труды А.С. Макаренко, «методика воспитания» и «система самоуправления». Особая роль отводится идее организации коллективного труда.
Германия и северные страны Европы славятся своими традициями в воспитании аккуратности, трудолюбия и дисциплинированности в молодом поколении.
Если рассматривать в целом, воспитательные системы Западных стран основывают свои теории на философиях экзистенциализма, прагматизма, позитивизма.
Бихевиоризм и психоанализ составляют основу большей части воспитательных западных концепций [8, с. 19].
У всех представителей западной цивилизации можно отметить такое качество как стремление к социальным ценностям, не к духовным. Их мировоззрение основано на воспитанном в них рационализме и личностном индивидуализме еще с XVII века.
Воспитанный в европейцах с раннего возраста прагматизм наблюдается во всех жизненных сферах, и в том числе религиозной, помогает сохранять относительно стабильное качество их жизни, высокий социально-культурный и социально-экономический уровень граждан.
К сожалению, это происходит в ущерб ценностям духовным, осваивание которых происходит в условиях преодоления социальных, психологических или материальных
79
затруднений. Таким образом, разрушается процесс бытийного движения людей к духовному самосовершенствованию.
Данная позиция представителей европейских наций во всех сферах общественной жизни является признаком отрицания качественных культурных изменений в дальнейшем, что поступательно приведет к стагнации.
Огромную важность приобщения европейской молодежи к культуре и творчеству подтвердили исследования ЕС в рамках молодежной стратегии развития.
Второй трехлетний цикл молодёжной стратегии (2013-2015 гг.) был посвящен ликвидации проблем, образовавшихся у молодых представителей европейских наций в результате кризиса в странах Европейского Союза.
Особое внимание на данный момент, наряду с активным развитием творческого потенциала в Европе, уделяется занятости и предпринимательству, социальной интеграции, увеличению количества рабочих мест, здоровью и благополучию молодого поколения.
Западная историческая модель образования и духовно-нравственного воспитания, в основе которой лежат идеи материального обогащения, индивидуального рыночных отношений в итоге оказалась не достаточно продуктивной.
Список литературы /References
1. ДжуринскийА.Н. Сравнительная педагогика. М.: Академия,1998. 176 с.
2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 432 с.
3. ДмитриевГ.Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев. М., 1999. С. 237.
4. Особенности французского воспитания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studwood.ru/1066646/pedagogika/osobennosti_frantsuzskogo_vospitaniya/ (дата обращения: 28.01.2019).
5. Щедровицкий П.Г. Об исследовательской программе тьюторства // Школа и открытое образование: Сб. науч. тр. по материалам 3-й Всерос. науч.практ. тьюторской конференции. Москва; Томск, 1999.
6. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурно образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика, 1999. № 4.
7. Новиков В.С., Соловьёв А.П., Царьков П.Е. Зарубежный опыт нравственного воспитания молодёжи посредством культурного и природного наследия: теоретические походы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psiMocs.ru/zarubejnij-opit-nravstvennogo-vospitaniya-molodeji-posredstvom.html/ (дата обращения: 23.01.2019).
8. Анкудинова Е.В. ПРОЦЕСС ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ: МИРОВОЙ ОПЫТ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.amgpgu.ru/upload/iblock/ac6/ankudinova_e_v_protsess_dukhovno_nravstvennogo_ vospitaniya_mirovoy_opyt.pdf/ (дата обращения: 23.01.2019).
9. Еленский В. Религиозное обучение и воспитание в законодательствах и образовательных системах западноевропейских стран // Человек и мир. № 11-12 2001. С. 32-36.
10.Можайский. В. Психология ценностного опыта. М., 1998.