Научная статья на тему 'Модели воспитания студенческой молодежи: Российский и зарубежный опыт'

Модели воспитания студенческой молодежи: Российский и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
840
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / TRADITIONAL MODEL / СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРУЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МОДЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ / ТЬЮТОРСТВО КАК МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ / КОМАНДНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / SOLIDARISM" TEAM MODEL / MODELS OF EDUCATION / SOCIAL-ORIENTED MODELS SUITABLE EDUCATION / BEST SELLER AS A MODEL OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогалева Галина Ивановна

Выбор стратегии воспитания студентов в высшем учебном заведении характеризуется совокупностью условий, факторов и развитием педагогических систем, происходящим в определенной образовательной ситуации, а также социально-историческим и культурным контекстом. Рассмотрение взаимодействий и взаимовлияний перечисленных элементов представляется нами как модель, дающая системное представление о воспитании студенческой молодежи и позволяющая использовать существующее многообразие в воспитательной практике вузов. В теории и практике воспитания студенческой молодежи в российских и зарубежных вузах существуют различные значимые и длительное время используемые модели воспитания. Осмысление их особенностей позволяет направлять и организовывать воспитательную деятельность со студентами в соответствии с заявленными целями образовательной организации. В моделях воспитания студентов в российских вузах выделяется традиционность, социально адаптирующая направленность, ориентированность на возможность высшего учебного заведения как социального института вписывать студентов в социальную среду и социальное окружение. В зарубежной практике моделью воспитательной и образовательной деятельности в вузах нами выделяется система тьюторства, как институционализированная форма наставничества. Представляются консервативные командные модели солидаристского типа воспитания и модели, направленные на развитие индивидуального своеобразия студентов, как личностно-ориентированные модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогалева Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT''S EDUCATION MODEL: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

The choice of strategy education students in higher education is characterized by a combination of conditions. Factors and Development of pedagogical systems in certain educational and socio-historical and cultural context. Their interactions and feedback loops is a model that gives system view on educating students and allowing the existing diversity in educational practice in higher education. In the theory and practice of student's education in Russian and foreign universities there are several important and long time existing models of education. Understanding of their features allows you to direct and organize educational activities with students in accordance with the stated objectives of the educational organization. In the models of student’s education in Russian universities is highlighted in the tradition, social-oriented education and focus on the social Universities, possibility to enter students in social environment. In foreign practice a model educational and its activities higher education is a “tutor system” as an institutionalized form of mentoring. Singled out conservative “solidarism” team model and models aimed at development of individual identity students how personality-oriented models.

Текст научной работы на тему «Модели воспитания студенческой молодежи: Российский и зарубежный опыт»

УДК 37.012

МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

© 2016

Рогалева Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики

Бурятский государственный университет (670000, Россия, Улан-Удэ, улица Смолина, 24а, e-mail:galya-rogaleva@mail.ru)

Аннотация. Выбор стратегии воспитания студентов в высшем учебном заведении характеризуется совокупностью условий, факторов и развитием педагогических систем, происходящим в определенной образовательной ситуации, а также социально-историческим и культурным контекстом. Рассмотрение взаимодействий и взаимовлияний перечисленных элементов представляется нами как модель, дающая системное представление о воспитании студенческой молодежи и позволяющая использовать существующее многообразие в воспитательной практике вузов. В теории и практике воспитания студенческой молодежи в российских и зарубежных вузах существуют различные значимые и длительное время используемые модели воспитания. Осмысление их особенностей позволяет направлять и организовывать воспитательную деятельность со студентами в соответствии с заявленными целями образовательной организации. В моделях воспитания студентов в российских вузах выделяется традиционность, социально - адаптирующая направленность, ориентированность на возможность высшего учебного заведения как социального института вписывать студентов в социальную среду и социальное окружение. В зарубежной практике моделью воспитательной и образовательной деятельности в вузах нами выделяется система тьюторства, как институционализированная форма наставничества. Представляются консервативные командные модели солидаристского типа воспитания и модели, направленные на развитие индивидуального своеобразия студентов, как личностно-ори-ентированные модели.

Ключевые слова: модели воспитания, традиционная модель, социально-адаптирующая направленность моделей воспитания, тьюторство как модель воспитания, командные модели социального воспитания.

STUDENT'S EDUCATION MODEL: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

© 2016

Rogaleva Galina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Pedagogics Department

Buryat State University (670000, Russia, Ulan-Ude, street Smolina, 24a, e-mail:galya-rogaleva@mail.ru)

Abstract. The choice of strategy education students in higher education is characterized by a combination of conditions. Factors and Development of pedagogical systems in certain educational and socio-historical and cultural context. Their interactions and feedback loops is a model that gives system view on educating students and allowing the existing diversity in educational practice in higher education. In the theory and practice of student's education in Russian and foreign universities there are several important and long time existing models of education. Understanding of their features allows you to direct and organize educational activities with students in accordance with the stated objectives of the educational organization. In the models of student's education in Russian universities is highlighted in the tradition, social-oriented education and focus on the social Universities, possibility to enter students in social environment. In foreign practice a model educational and its activities higher education is a "tutor system" as an institutionalized form of mentoring. Singled out conservative "solidar-ism" team model and models aimed at development of individual identity students how personality-oriented models.

Keywords: models of education, the traditional model, social-oriented models suitable education, best seller as a model of education, solidarism" team model.

Когда речь заходит о моделях воспитания студенческой молодежи или концепциях воспитательной деятельности в вузе, становится понятно, что рассматривается определенная система взглядов и определенное понимание явлений и процессов, происходящих в конкретном высшем учебном заведении с ориентацией на современные педагогические реалии.

Приоритет воспитания в системе образования является неоспоримым положением, закрепленным государственным документом - Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации» (2012г.), соответственно системное видение процесса воспитания в высшей школе является особенностью современного периода. Каждый вуз определяет свои модели в решении поставленных временем задач за счет обновления направлений деятельности, содержания, методов и форм воспитания. Существующая в настоящее время традиционная практика воспитания не может в полной мере оказать помощь студентам в поиске смысла жизни и решении проблем личностного, культурного и профессионального самоопределения. Это создает необходимость корректировки ценностных ориентаций молодых людей, приведение их в соответствие с тенденциями развития образовательных систем с общими гуманистическими идеалами, национальными и культурными традициями, разработки концептуальных основ современного воспитания студентов с учетом новых педагогических реалий. Особенность воспитания студентов состоит в том, что происходит объективный процесс перемещения акцента на самовоспитание, саморазвитие, самоопределение и индивидуализацию личности, для этого среди других

реальных условий требуется осмысление и анализ существующих моделей воспитания студенческой молодежи в российской и зарубежной практике и разработка инновационных моделей воспитания.

Вопросы воспитания студентов и организации воспитательной деятельности в высших учебных заведениях, разработки концепций и моделей воспитания прорабатываются как среди практиков, так и среди ученых. Внимания заслуживает разработанный и обсуждаемый в настоящее время проект «Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования» (октябрь 2015 г. IV Всероссийский конгресс проректоров по воспитательной работе), в котором представлена совокупность обязательных требований к организации воспитательной деятельности в образовательных организациях высшего образования: термины и определения; требования к структуре и содержанию воспитательной деятельности; требования к организации системы воспитательной деятельности; основные требования к развитию студенческого самоуправления; требования к условиям реализации воспитательной деятельности; основные требования к результатам воспитательной деятельности [1].

Педагогический поиск осмысления воспитания студентов как приоритета высшего профессионального образования ведется коллективом авторов Центра стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО - Алиевой Л. В., Беляевым Г. Ю., Беляевой А. В., Драган Н.А., Нефедовой Н.А., Руденко И.В. Авторы рассматривают и анализируют современное состояние воспитания студенческой молоде-

жи во внеучебной деятельности вуза, предлагают пути совершенствования теории и практики воспитания (моделей воспитания) на основе современных теоретико -методологических подходов к воспитанию [2].

Само понятие модель и его использование в педагогической теории и практике сохраняет за собой существующее определение - меры, образца или нормы, но в определении моделей воспитания оно звучит как своеобразие в подходах к определению цели, средств, условий и методики осуществления воспитания. Поэтому представить модель воспитания студентов вуза, означает дать характеристику основным компонентам воспитания, таким как: цель, содержание, принципы, методы, формы и средства, условия. В представленном материале рассмотрим некоторые существующие в практике отечественных и зарубежных вузов модели воспитания студентов.

В практике российских вузов проблемы воспитания студенческой молодежи определяются и зачастую обозначаются как модели воспитания, специфика которых зависит от профиля вуза и его специализации, а также ориентацией на образовательный стандарт. Кроме этого механизмы реализации моделей воспитания зависят и опосредуются традициями и инновациями, культурной и социальной ситуацией и участием множества других социальных институтов, существующих в том или другом регионе.

Анализ показывает [3-11], что весьма распространенной и значимой в российских высших учебных заведениях продолжает оставаться модель, которую можно определить как вузовская традиционная. Основными принципами, на которые опирается такая модель являются: гуманизм и ориентация на нравственные идеалы и ценности гражданского общества; воспитание в контексте профессионального образования и государственной молодежной политики; единство учебной и внеучеб-ной деятельности; опора на психологические, социальные, культурные и другие особенности обучающихся; учет социально-экономических, культурных и других особенностей региона; сочетание административного управления и самоуправления обучающихся; вариативность направлений воспитательной деятельности, добровольность участия в них и право выбора студента; открытость, преемственность, гибкость.

В моделях воспитания, используемых в российских вузах, выделяется их социально - адаптирующая направленность, ориентированность на возможность высшего учебного заведения как социального института вписывать студентов в социальную среду и социальное окружение. Поэтому такие модели требуют определенного и утвержденного обществом стандарта, это в полной мере соответствует пониманию того, кто же определяет цели воспитания. Эта модель воспитания полностью зависит от доминирующей функции общества или конкретной образовательной организации в определении цели. В такой модели на основе совместной деятельности всех субъектов воспитания реализуются обозначенные цели, содержание, средства, критерии оценки, условия и результаты воспитания, хотя могут присутствовать и механизмы социально-психологического воздействия на студентов.

В современной педагогической реальности и опыте работе вузов сложно проходят процессы изменений и ухода от сложившихся традиционных социально-адаптирующих моделей, что связано с серьезными изменениями в понимании самого понятия воспитания и качественными изменениями сложившихся социальных отношений и взаимоотношений субъектов воспитания. Субъект-субъектное восприятие и осознание партнерства преподаватель-студент в образовательной деятельности требует новых систем взаимоотношений в вузе. Развитие таких систем и определение на их основе моделей воспитания способствует формированию профессиональной общности с преподавателями и ис-

пользование профессионального интереса студентов как фактора управления воспитанием и обучением и как основы воспитательной работы. В результате такого понимания появились компетентностные модели воспитания студентов. В таких моделях основными являются ком-петентностный, личностно-деятельностный и культурологический подходы воспитания, а значимым является целостный характер взаимосвязи цели, содержания, методов, средств, форм, результата. По сути, в такой модели отчетливо видна целостная и систематическая воспитательная практика формирования личностных качеств и черт будущего специалиста - выпускника вуза.

Таким образом, в отечественной практике воспитательной деятельности в вузах наряду с вузовской традиционной моделью можно выделить социально-ориентированные и компетентностно-ориентированные модели. Основу всех моделей определяет существующая в конкретном вузе концепция воспитания, с ее целевыми установками. Возможно, поэтому большинство моделей ориентированы на социальные нормы общества, профессионально-личностные эталоны для конкретного специалиста той или иной сферы.

Несколько другие воспитательные практики - модели существуют в зарубежных вузах. Наиболее интересной практикой - моделью воспитательной и образовательной деятельности в вузах Европы является система тьюторства, как институционализированная форма наставничества. Тьюторство - не просто форма организации традиционного процесса обучения, основанная на передаче профессиональных знаний, это одна из современных воспитательных практик - модель воспитания, ориентированная на личность студента и помощь ему в самоопределении и самореализации. Точного определения понятия « тьюторство» не существует, так как каждый университет организует данную практику по своему усмотрению. Важным моментом является то, что тьютором может быть специалист-практик из университета, не входящий в штат, аспирант, но не профессор, ведущий занятия. Каждый университет организует практику тьюторства по своему усмотрению, часто она представляет собой занятия небольшой группы студентов ( от одного-двух до четырех-пяти) с преподавателем-тьютором.

Структура тьюторской системы в Великобритании опирается на примеры Кембриджского и Оксфордского университетов, так в Кембридже она имеет следующие направления: руководитель занятий (Director of Studies)-обеспечивает учебу студентов в целом; моральный наставник (Moral Tutor) - отвечает за участие студента в жизни университета; тьютор (Tutor or Supervisor in Cambridge) - несет ответственность за обучение студента в течение одного учебного года.

В Оксфордском университете все три функции выполняет один человек, так на занятия студентов с тьютором в Оксфорде отводится 90% учебного времени, в Кембрижде - 75%, в новых же университетах лишь 1-2 часа в неделю. Основу деятельности тьютора и студента составляет равное положение и взаимодействие его участников, которое опирается на следующие направления деятельности: определение потребностей обучающегося; анализ учебного процесса; постановка целей разного направления; планирование действий; выявление ресурсов для обучения; процесс обучения во взаимодействии и совместной работе с другими участниками группы; составление учебного плана; отношение к преподавателям как к партнерам и помощникам, а не только инструкторам; использование самостоятельной работы в процессе обучения; разработка критериев для оценки проделанной работы; применение самоконтроля; расширение набора знаний и умений путем их приобретения вне учебного заведения; принятия решений, влияющих на будущую жизнь [12, 13].

Отличительной особенностью тьюторской системы взаимодействия со студентами является большая само-

стоятельность выбора для них необходимых задач и разработка программы их решения. При этом учитывается уровень подготовки и образования каждого студента и определяется, каких конкретных результатов и в каком объеме он может достичь, какой вид работы будет удобен для студента - будет ли она по большей части самостоятельной, или полностью автономной. Многие тьюторы считают, что студент может вполне успешно сам определять цели, задачи обучения и находить пути их достижения, при этом наставник играет лишь направляющую роль, например, советует подходящую литературу или рекомендует принять участие в том или ином мероприятии и т.д..

Рассмотренная практика тьюторства, существующая столетия, позволяет отмечать существование консервативных моделей вузовского воспитания и социализации, но стоит подчеркнуть, что в современных реалиях они продолжают вписываться в вузовский уклад и быть адекватными в период модернизации профессионального образования. По сути существующие в Кембриджском и Оксфордском университете модели воспитания, опирающиеся на тьюторскую практику, являются нормативными и имеют сходство с моделями воспитания вузов Германии.

Практика тьюторства в вузах Германии широко распространена, но несколько в другой форме, следует отметить, что немецкие студенты в целом обладают достаточной академической свободой, что позволяет им проявлять больше инициативы в сфере студенческого и гражданского общества. Отмечаем, что немецкие вузы предоставляют своим студентам свободу в выборе учебных программ и курсов, посещения лекционных и семинарских занятий, дают возможность посещать занятия в других университетах и переводиться из одного университета в другой, если студент считает это необходимым для его обучения.

Как система тьюторство берет свое начало с Берлинского университета 50-ых гг. ХХ века. Тьюторство как воспитательная практика-модель целиком относится к студенческому самоуправлению, она заключается в консультировании студентов младших курсов студентами старших курсов как в университете, так и в студенческом кампусе. Задачей тьютора-старшекурсника является помощь новичкам-первокурсникам в освоении новой учебной среды и окружения, консультации по образовательной и научно-исследовательской деятельности. Современное тьюторство в немецких вузах заключается во взаимодействии наставника и маленькой группы студентов (5-12 человек) с учетом индивидуальных особенностей каждого обучаемого в течение всего учебного времени. Выделяются следующие формы деятельности тьютора в вузах Германии: репетиторство, задачей которого является подготовка семинарского материала, проведение обзорных лекций перед сдачей экзамена; беседы и консультации, направленные на адаптацию новичков к учебному процессу и среде университета; помощь первокурсникам в усвоении традиций университета и отхода от школьных установок; тьюториум по темам, не связанным с учебным процессом и относящийся к актуальным событиям и событиям студенческой жизни, помощь в организации взаимодействия в группе, в построении отношений между членами группы в процессе обучения. Представленные формы тьюторства можно определить как студенческое консультирование, следует отметить, что в вузах Германии они организуются студенческим управлением путем создания отделов по социальной работе со студентами, по сути органы студенческого самоуправления курируют студентов-первокурсников. Курирование проявляется не только в проведении семинарских занятий для студентов младших курсов, на которых повторяется изученный материал, прорабатываются сложные темы, а также в информировании студентов, так студенческий комитет выпускает путеводитель по университету

с информацией о студенческой жизни и культуре вуза, о студенческом самоуправлении, организует встречи со студентами, на которых дает консультации по поводу адаптации в вузе, поиску жилья и работы. Анализируя тьюторскую работу в вузах Германии, следует отметить, что отсутствие постоянной академической студенческой группы и наличие у каждого студента своей индивидуальной учебной программы позволяет существующей практике тьюторской деятельности быть эффективной для решения проблем новых студентов и успешного опыта реализации себя как наставника студентов старших курсов. Подчеркиваем, что одна возрастная категория студентов-наставников и студентов- первокурсников позволяет создавать свободную атмосферу общения и взаимодействия [14,15].

Выделяя сходство нормативных моделей воспитательной и образовательной практики в вузах Великобритании и Германии, отмечаем, что в общем сходстве это командные модели солидаристского типа социального воспитания (team spirit). Возможно, что в настоящих условиях модернизации отечественного высшего образования и приоритета воспитания в высших учебных заведениях именно эти командные модели воспитания могут успешно вписаться в современные реалии вузовского воспитательного пространства. Вместе с тем, мы отмечаем, что в вузах Германии существуют практики (selective learning), больше ориентированные на отбор индивидуальных способностей студентов и «траекторий развития личности». Такая модель практически начинает получать свое развитие в российских вузах, по сути это практика личностно ориентированного воспитания студентов, опирающаяся на нормативную базу вуза. Такие модели, на наш взгляд, позволяют формировать общие знания, умения и социокультурные компетенции, присущие студентам данной конкретной специальности, формировать черты характера специалиста, подчеркивать индивидуальное своеобразие природного неравенства способностей и возможностей студентов. В силу изменившихся условий исторического развития российского общества, такой подход, представленный данной воспитательной практикой, может задавать тон свободному личностно ориентированному воспитанию студентов [16].

В высших учебных заведениях Франции для организации деятельности студентов существуют тьютораты, координационные советы, группы по профессиональной подготовке, междисциплинарные педагогические группы. Координационные советы (le groupe de pilotage) занимаются наблюдением за деятельностью студентов в течение всего срока обучения в вузе. В состав советов входят тьюторы, преподаватели, учителя- стажеры, представители администрации вуза, на заседаниях обсуждаются вопросы консультационной работы, самостоятельной работы и общественной работы. Междисциплинарная педагогическая группа (une equipe pedagogique de formateurs) состоит из преподавателей, которые обучают одну студенческую группу, которые помогают студентам - первокурсникам в адаптации к вузовской среде и вузовскому окружению, подготовке к сдаче экзаменов, организуют самостоятельную и исследовательскую работу. Один раз в неделю преподаватели проводят индивидуальные и групповые консультации, их консультационная нагрузка обычно превышает аудиторную. Кроме того тьюторы возглавляют группы профессиональной подготовки (le groupe de formation professionnelle), осуществление консультаций по различным направлениям профессионального образования.

Обзор практики организации воспитательной деятельности со студентами в зарубежных европейских вузах позволяет сделать вывод, что на уровне университетов в существующей децентрализованной системе управления в воспитательную работу вовлечены разные уровни руководства вузами [17-20]. При этом выделяется следующая тенденция, что руководство университета

ответственно за общие вопросы обучения и воспитания студентов, а руководство института/колледжа, факультета за обучение и необходимое воспитание в разрезе специальности студента. Отмечаем, что на уровне университета зачастую функционирует специальная структура, которая ответственна за воспитательную работу со студентами. Примерами таких структур являются Офис по студенческим делам (Office of Student Affairs), сотрудники которого (консультанты или советники) проводят мероприятия и иную деятельность, направленную на повышение общего уровня культуры, нравственности и этики среди студентов. На уровне институтов/колледжей, факультетов существуют специальная структура по воспитательной работе и определены консультанты и советники (counsellors) в качестве исполнителей воспитательной функции университетов. Существует определенная классификация студенческих консультантов в зависимости от возникающих у студентов вопросов и проблем. Выделяется консультант по общим вопросам (general counselors), который имеет широкие познания во многих областях и призван оказать первоначальную поддержку студенту по любому вопросу. Консультант по медицинским вопросам (medical counselors) уполномочен оказывать поддержку студентам по медицинским вопросам, психиатр (mental health counselors) должен оказывать поддержку студентам, которые испытывают психологические сложности в процессе обучения и общения. Важным аспектом деятельности консультантов является принцип конфиденциальности при оказании консультационных услуг. Значение придается независимости консультантов от внешних или внутренних органов управления вузом и не разглашению информации.

Таким образом, сделанный обзор организации тью-торской практики воспитательной работы в высших учебных заведениях англо- саксонской системы высшего образования позволяет выделять в качестве основной формы воспитательной работы со студентами консультации у советников - наставников (counselors, tutor, guider), которые предоставляют конфиденциальные советы по академическим и житейским вопросам. Соответственно, отмечаем, что в вузах отсутствуют строгие планы воспитательных мероприятий, деятельность в данном направлении имеет в основном рекомендательный характер. Однако выделяются два значимых направления: создание общего свода правил и норм (кодекс этики студентов и прочие меры), а также проведение обучающих семинаров, мастер-классов и иных мероприятий на добровольной и самоорганизующейся основе как для студентов, так и для преподавателей.

Кодекс студенческой этики, кодекс поведения студентов и многие другие документы регламентируют взаимоотношения между профессорско-преподавательским составом вуза, студентами и сторонними лицами. В целях реализации положений кодексов в структурах вузов существуют специальные комиссии, трибуналы и другие органы, определяющие меры воздействия за те или иные нарушения от дисциплинарных мер до отчисления студента из высшего учебного заведения.

Второе направление - семинары, мастер классы, общественные лекции, и иные мероприятия, проводимые в вузах, подразделяются на две категории: обучающие и воспитательные. Группа - обучающие семинары и другие формы непосредственно направлены на получение навыков или знаний тесно связанных со специальностью студентов. Такие семинары проводятся по направлениям обучения в университете: использования ресурсов университета; повышение навыков написания эссе или курсовой работы; подготовки к экзаменам; обучение умению проводить дискуссии или дебаты и т. д. К группе воспитательных семинаров относятся следующие: по изучению правил этикета и морали; по изучению методик прохождения интервью с работодателем; по управлению стрессом и др. Посещение семинаров студентами происходит на добровольной и безвозмездной основе, а

также некоторые семинары открыты для посещения широкой общественности. Условно обозначим выделенные направления в виде двух групп: первая - меры принудительно-воспитательного характера в форме кодексов и правил поведения, нарушение которых приводит к дисциплинарной ответственности или отчислению студента; вторая - меры персонализированной поддержки студентов в форме работы тьюторов, консультантов, наставников и др., которые оказывают профессиональную поддержку студентам в соответствии с потребностью студента.

Таким образом, достоинством воспитательной деятельности зарубежных вузов является тьюторская практика, как социальная и педагогическая поддержка студентов, способствующая их личностному развитию и адаптации к социальной среде и социальному окружению; различные службы, структуры разных уровней, сообщества, семинары, тренинги и мастер-классы, направленные на формирование студента как члена социума, группы. Несомненно, в представленном зарубежном опыте организации тьюторской практики можно выделить много положительных моментов, тесно связанных с личностно-профессиональным развитием и субъектной позицией студента, успешной адаптацией в вузовском пространстве. Интеграция зарубежного и отечественного опыта в воспитании представляется нам как процесс взаимоперехода и взаимодействия, в результате которого удерживается и обогащается ценный педагогический опыт предшествующих поколений, и создаются условия для устойчивого развития воспитания в единстве функций - сохранения и обновления. Выделение консервативных командных моделей солидаристского типа воспитания и моделей воспитания, направленных на индивидуальное своеобразие студентов, как личност-но-ориентированных моделей в зарубежной практике позволяет размышлять о моделировании воспитательного пространства вуза, как пространства удовлетворяющего потребности профессионального самообразования студента и формирования типичных черт личности будущего специалиста. Ориентация же моделей воспитания российских вузов на традиционность и социальную адаптацию студенческой молодежи убеждает в серьезной необходимости разработки методологии воспитания в высшей школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Проект «Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.prorectors.ru/meropriiatiia/kongress-prorektorov-po-vospitatelnoi-rabote-obrazovatelnykh-organizatcii-vysshego-obrazovaniia-rossii (дата обращения: 21.03. 2016г.).

2. Воспитательная деятельность современного вуза: Научный доклад ./ Под научной редакцией : доктора педагогических наук профессора Алиевой Л.В., кандидата педагогических наук Нефедовой Н.А. М.: Изд-во Академия МНЭПУ. - 2012.

3. Власенко С.В. Развитие воспитательной системы как изменение структурных составляющих процесса воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 7-9.

4. Яструб О.А. Групповые формы внеаудиторной воспитательной работы по формированию культуры межличностного взаимодействия студентов // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 85-88.

5. Дурманенко О.Л. Мониторинг организации воспитательной работы в высших учебных заведениях: трудности и пути их преодоления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2. С. 35-37.

6. Алиева Л.В., Руденко И.В. Критерии и показатели эффективности внеучебной деятельности - инновационного блока воспитательной системы вуза // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 32-36._

7. Рыбакова М.В. Воспитательное пространство: структурный аспект // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 91-93.

8. Нефедова Н.А. Организация воспитательного процесса в открытом пространстве первого московского образовательного комплекса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 64-70.

9. Албитова Е.П., Рогалева Г.И. Социальная адаптация студентов - условие формированиясубъектной позиции, социального статуса «студент вуза» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 7-10.

10. Масленникова С.Ф. Нравственно-экологическая функция воспитания студентов вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 3 (07). С. 134-139.

11. Архипова Г.С. Подготовка и воспитание высококвалифицированного профессионала в высшей школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 18-21.

12. Code of Good Practice for Research Students and their Supervisors at LSE [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: http://www.lse.ac.uk/resources/calendar/academic Regulations/co de Of Practice For Research Students.htm ( дата обращения: 21.03.2016г.).

13. Сайт Лондонской школы экономики [Электронный ресурс ].- Режим доступа: http://www. lse.ac.uk /economics/ news AndEvents/seminarsAndWork-shops.aspx (дата обращения: 21.03.2016г.).

14. Сайт Йоркского университета [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www.yorku.ca/careers/ser-vices/wokshops. htm ( дата обращения: 21.03.2016г.).

15. Формы и направления внеучебной деятельности студентов высших Учебных заведений Европы и США[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib. herzen.Spb.m/media/magazines/contents/2/2006_5//formy-inapravleniya_vest2006_05_56_62.pdf ( дата обращения: 21.03.2016г.).

16. Беляев Г.Ю., Беляева А.В. Современное воспитание в системе высшего образования как социокультурная практика/ Воспитание студенчества педагогический поиск: Сборник научных трудов/Под.науч.ред. Л.В. Алиевой, Н.А. Нефедовой.- М:Изд-во Академии МНЭПУ.-2013.

17. Рогалева Г.И. К вопросу о воспитательном пространстве вуза / Г. И. Рогалева //Азимут научных исследований: педагогика и психология. / Г. И. Рогалева //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. 4(13).

18. Албитова Е.П., Рогалева Г.И. Педагогическая поддержка студентов первокурссников как средство их адаптации / Албитова Е.П., Г.И. Рогалева// Вестник БГУ. Серия Педагогика - Улан-Удэ: Изд-во Бурят.госунивер-ситета, 2013.

19. Алиева Л.В., Руденко И.В. Внеучебная деятельность вуза-пространство полисубъектного воспитания /Воспитание студенчества педагогический поиск: Сборник научных трудов / Под.науч.ред. Л.В. Алиевой, Н.А. Нефедовой.- М:Изд-во Академии МНЭПУ.-2013.

20. Алиева Л.В.Воспитательный потенциал студенческого самоуправления вуза: развитие на основе мониторинга: Научно-методическое пособие.-М.: Изд-во « Академия МНЭПУ»,2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.