Научная статья на тему 'Анализ доктрин и идеологии в сфере образования в демократических обществах'

Анализ доктрин и идеологии в сфере образования в демократических обществах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИЗМ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / IDEOLOGY / MULTICULTURAL EDUCATION / UPBRINGING / HUMANISM / DEMOCRACY / MORAL EDUCATION / CIVIL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Людмила Леонидовна

В статье рассмотрены современные концепции обучения и воспитания в западной педагогике, определены идеологические приоритеты сферы образования стран Западной Европы, США и Канады. Автор раскрывает сущность идей гуманизма, демократизации, мультикультурного образования, подчеркивает приоритет аксиологического, нравственного, гражданского и трудового воспитания в системе образования демократических обществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Analysis of Doctrine and Ideology in Education in Democratic Societies

The article describes the modern concepts of education and upbringing in foreign pedagogy and defines ideological priorities of education in Western Europe, the USA and Canada. The author reveals the essence of ideas of humanism, democracy, multicultural education, emphasizes the priority of axiological, moral, multicultural, civil and labor education in the educational system of democratic societies.

Текст научной работы на тему «Анализ доктрин и идеологии в сфере образования в демократических обществах»

УДК 37.013

АНАЛИЗ ДОКТРИН И ИДЕОЛОГИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ

Л. Л. Бойко

Происходящие сегодня в России социально-экономические преобразования, демократизация общества, вхождение страны в мировое образовательное пространство, модернизация системы образования, эволюционирование субъекта образовательного процесса требуют создания доктринально-идеологической основы современного отечественного образования. Сохраняя лучшее из прошлого опыта российской и советской систем образования, используя позитивный зарубежный опыт, следует сформулировать идеологию образования, которая была бы адекватна новой реальности, новой позиции человека в ней. Тенденции в образовании, ориентированные на личность, культуру, общество, должны учитываться в идеологически правильно построенной образовательной политике.

Государство с помощью идеологии призвано осуществлять образование и воспитание в духе гражданственности, морально-правовой ответственности как социальной основы мировоззрения. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и уважительно относиться к другим гражданам. Основная цель гражданского воспитания - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и др. Воспитание гражданственности личности в значительной степени определяется объективным состоянием государства, уровнем развития демократии и гуманности в обществе, востребованностью гражданских качеств его членов.

Рассмотрим позитивные и негативные тенденции современного мирового образова-

Бойко Людмила Леонидовна - соискатель кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, старший преподаватель кафедры иностранных языков Института сервиса, туризма и дизайна (филиала) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске, 357500, г. Пятигорск, Ставропольский край, ул. 40 лет Октября, 56, e-mail: [email protected], т. 8(8793)331237.

ния, ведущие идеи обучения и воспитания и способы их реализации в образовательной сфере демократических обществ.

К началу XXI века в мировой школе и педагогике произошли существенные сдвиги. Этому способствовали возросший объем компетенций, которыми должны были овладеть обучающиеся, результаты исследования природы детства, накопленный опыт пилотных учебных заведений. Возросло число педагогических центров (лабораторий, кафедр, научно-исследовательских учреждений и центров). Расширились контакты педагогов в международном масштабе. Были основаны международные педагогические организации и объединения: Лига нового воспитания, Международное бюро просвещения, Ассоциация прогрессивного образования, Общество им. Бине и др. Вместе с тем система образования в мире подверглась со стороны общественности острой критике. Школа воспринималась как устаревшая, не соответствовавшая уровню производства, науки и культуры, не отвечавшая потребностям подрастающего поколения. Пересмотр идеологических установок, перестройка образования выросли в важную национальную проблему стран мира.

В наши дни в мировом образовательном пространстве выделились метаблоки, макрорегионы по типу взаимного сближения и взаимодействия образовательных систем [1]. К ним относятся регионы Западной Европы, США и Канады, Латинской Америки, Африки (кроме ЮАР), Азиатско-Тихоокеанский регион и регион бывшего СССР и Восточной Европы. Для выделенных регионов характерны такие свойства, как динамичность и интернациональность в плане образования.

Генераторами идеологии в мировом образовании выступают Западная Европа, США

Lyudmila Boyko - applicant student of the Pedagogy Deparment at the Pyatigorsk State Linguistic University, senior instructor of the Foreign Languages Department at the Institute of Service, Tourism and Design, Branch of North Caucasus Federal University in Pyatigorsk, 56, 40-let Oktya-brya Street, Stavropol region, Pyatigorsk, 357500, e-mail: [email protected], tel. +7(8793)331237.

и Канада. В Западной Европе стержнем образовательных реформ стала идея единства. Стремление к утверждению "европейской идентичности" и "гражданственности" подкреплено созданием Комитета образования государств - членов Европейского Союза и других органов, разрабатывающих и рекомендующих желательные направления изменения образования в национальных образовательных системах европейских стран. Ставится задача формирования "национального европейского сознания" молодежи, хотя это стремление встречает сопротивление большинства населения стран Европы, так как национальная идентичность по-прежнему имеет большое значение.

США и Канада активно пропагандируют идеи демократизации, распространяют опыт мультикультурного образования и воспитания гражданственности. Такая идеология позитивно сказывается на национальных образовательных системах в других частях мира.

Функция доктринального ориентира и нормативно-правовой поддержки процесса развития мирового образовательного пространства возложена на ЮНЕСКО. Эта организация разрабатывает для всех стран международно-правовые акты как глобального, так и регионального характера. В частности, деятельность ЮНЕСКО ориентирована на создание условий для расширения сотрудничества народов в области образования, прогнозирование эффективных путей его развития в странах и регионах, пропаганду принятых конвенций и рекомендаций, сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования за каждый год. Отчеты ЮНЕСКО публикуются в специальных изданиях, например, в "Конвенции о правах ребенка" (1989), "ЮНЕСКО и информационное общество для всех" (1996) и др. Международные правовые акты ЮНЕСКО глобализируют современное образование, выводя на уровень первостепенных идеологических задач воспитание людей в духе мира, гуманизма и демократии, уважения прав человека, культурных ценностей и традиций других народов.

Следуя запросам глобализации, сотрудничая и интегрируясь в области идеологии, государства, тем не менее, вырабатывают собственный "социальный заказ". Он специфичен в силу разного экономического и культурного развития стран, социальных условий и тенденций развития.

Идеология, отражая "социальный заказ" государства, вводит свои императивы в содержание образования. Такое содержание

воплощается в законодательстве и концепции общего образования. В демократических обществах последняя являет собой творческую деятельностную концепцию личности, инициирует методологическую перестройку школы и совершенствование содержания образования [2]. Среди популярных концепций обучения в современной педагогике выделяют традиционное направление, рационалистическую модель и феноменологическое направление [3].

Традиционализм в теории обучения придерживается идеи сохранения консервативной роли образования как ретранслятора культурных ценностей. Образование рассматривается как передача молодым поколениям универсальных элементов культуры прошлого. Представители традиционализма (Ж. Мажо, Ж. Капеля, Д. Равич, Ч.Е. Финн и др.) намерены дать новую жизнь систематическому академическому образованию.

Разработчики рационалистической модели образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скин-нер и др.) объединили усилия на усвоении знаний и практической адаптации молодежи через образование к общественным реалиям.

Приверженцы феноменологического направления (А. Маслоу и др.) исповедуют гуманистическую направленность образования. Базовой идеей их рассуждений является персональное обучение [4].

Современные концепции воспитания в западной педагогике сводятся к двум направлениям: социологизаторскому и (био) психологическому. Представители первого направления (П. Бурдье, Ж. Капель, Ж. Фу-растье, А. Комбс, К. Роджерс и др.) ставят задачу усвоения таких культурных ценностей, которые позволят обучающимся безболезненно вписываться в общественные структуры. Второе направление (Р. Галь, А. Медичи, А. Фабр, А. Комбс, К. Роджерс и др.), представленное экзистенциальной педагогикой, новым воспитанием и гуманистической психологической школой, фокусируется на гуманизации воспитания, связанной с поворотом к личности ребенка.

По идеям нового воспитания личность определяется как биологическое существо с природной рефлексией, которая позволяет приспосабливаться к среде. Сторонники нового воспитания подвергают сомнению правомерность жестких наказаний, призывают формировать личность при бережном и уважительном к ней отношении.

Гуманистическая педагогика высказывает озабоченность процессом дегуманизации воспитания и настаивает на учете интересов, психики, индивидуальных особенностей школьников, на бережном отношении к личности ребенка. В частности, К. Роджерс, аргументируя свою "Я-концепцию", рекомендует учить ребенка поступать согласно подлинным мыслям и чувствам. По его мнению, если ребенок черств и жесток, таким его сделало воспитание [5].

Представляя собой идеологический постулат, концепция общего образования воплощается в государственных образовательных стандартах. В них раскрывается содержание образования на его разных ступенях (начальная, средняя, высшая школа). В наши дни общими преобразованиями в содержании образования демократических обществ согласно государственным образовательным стандартам для всех ступеней и типов школ являются следующие: гуманизация процесса обучения, нравственное развитие детей, увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей, демократизация, распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций, мультикультурное, гражданское, аксиологическое воспитание [6].

Рассмотрим суть этих преобразований. Идея гуманизма стала ведущей в конце ХХ века во многих международных документах. Принцип гуманизма был признан основополагающим критерием общественного прогресса в связи с тем, что существенные позитивные изменения в науке и технике, экономике, социальной сфере последних десятилетий сопровождались, однако, "глобальным кризисом гуманизма общества" [7]. В развитых странах утвердилась ориентация на материальное благосостояние, у людей возникла психология потребительства, снизился уровень духовности. Разобщенность людей, индивидуализм, неуверенность в будущем, увеличение стрессов и конфликтности имеют своими последствиями алкоголизм, наркоманию, преступность. Коммерциализация телевидения, Интернет сделали для детей обычными сцены насилия и жестокости, порнографию. Школам было рекомендовано обеспечить воспитание детей в гуманистическом духе уважения к людям и их правам. Педагогические симпозиумы Гер -мании первого десятилетия XXI века на тему "Как выглядит гуманная школа?" в качестве ее признаков выделили следующие: единство

действий и широкая коммуникация во всех структурных элементах учебного заведения, партнерство педагога и обучаемых, вместо единообразия и обязанности - свобода выбора для обучающихся, оптимистический настрой, общая атмосфера увлеченности учебой, общее стремление к оказанию взаимной помощи, терпимость друг к другу, тесные контакты с социальной сферой, широкое использование самоуправления, самовоспитания, воспитания в духе общности и социальной ответственности [8].

В Великобритании делается акцент на формирование у школьников планетарного сознания. При этом гуманизм понимается как социально ценностное мировоззрение, система таких взглядов на мир, в которой человек являлся системообразующим фактором. Гуманность, соответственно, интерпретируется как совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

Идея гармонично развитой личности выступает основой ценностно-мировоззренческой системы гуманистического типа. Несущие в себе гуманистическое начало ценности: жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, свобода, красота, творчество - выдержали проверку в практике мировой истории. Поэтому речь идет не об изобретении новых ценностей, но о переосмыслении и переоценке константных, неизменных, ориентированных на личность аксиологических приоритетах. К общечеловеческим ценностям Британская национальная комиссия по образованию в докладе "Учиться преуспевать" (2000) отнесла справедливость, уважение ко всем людям, чувство долга по отношению к своей общине, обществу, заботу о ближнем, культурное наследие [9].

Освоение обучающимися гуманистических ценностей тесно сопряжено с формированием у них нравственного поведения. В целях нравственного воздействия на обучающихся используются в большей мере дисциплины гуманитарного цикла. Программы по литературе часто строятся не в хронологическом порядке, а по нравственному критерию: проблема мужества в литературных произведениях, благородства и лживости в произведениях Шекспира (США, Австралия).

В программу нравственного воспитания входит изучение прав человека, инициированное ЮНЕСКО. Школьники Франции знакомятся с нравственными нормами

при изучении курсов "Мораль", "Этика". В США разработаны специальные программы, состоящие из разнообразных реальных ситуаций нравственного выбора, которые даются в видеоклипах или описании [10].

Идея демократизации образования нашла закрепление в новом законодательстве об образовании. Ее осуществление заключается в предоставлении возможности получения образования всеми, для чего требуется полная преемственность школ. Под влиянием демократизации образования декларирована общедоступность обучения во всех образовательно-воспитательных учреждениях, осуществляется всеобщее обязательное образование. Расширяется сеть государственных средних общеобразовательных и профессиональных школ, а также высших учебных заведений, которые обеспечивают бесплатное образование. Например, в США 90 % школ являются бесплатными [11]. Это открывает возможность получить необходимое образование всем желающим гражданам, независимо от их имущественного положения. Идея демократической системы образования Германии основана на доступности образования, автономности учебных заведений, преемственности основных ступеней школы, организации учебного процесса, направленной на формирование творчески и свободно мыслящей личности [12]. Закон о праве на образование (1985) в Испании определил основной целью образовательной деятельности "воспитание в духе уважения к основным правам и свободам в свете демократических принципов мирного сосуществования, терпимости, дружбы, сотрудничества и солидарности между народами, а также воспитание в духе уважения культурного и лингвистического плюрализма Испании" [13].

Распространение нововведений в демократических обществах сопряжено с сохранением сложившихся национальных традиций. Прочно укоренившееся мультикультурное образование учитывает культурные и образовательные интересы народов и этносов, предусматривает адаптацию человека к различным ценностям в ситуации поликультурности, ориентацию на диалог культур, отказ от образовательно-культурной монополии одного этноса. В качестве основной цели мультикультурного образования выдвинуто содействие с помощью школы созданию демократического государства. Из этого следуют задачи мультикультурного образования: глубокое овладение культурой своего народа как непременное условие интеграции в дру-

гие культуры, формирование представления о многообразии мировых культур, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представите -лями различных культур, воспитание в духе толерантности, гуманного межнационального общения, формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к национальной культуре, создание поликультурной образовательной среды, формирование способности обучающегося к личностному этнокультурному самоопределению [14]. Культура коренного этноса стала отправной точкой и стержнем образовательной деятельности. Опыт мультикультурного образования, опора на его принципы доказали свою эффективность и обеспечили стабильность в Германии, Канаде, США.

Большое внимание в работе зарубежных школ уделяется гражданскому воспитанию, куда входит знакомство с государственной символикой, празднование национальных дат, исполнение школьниками национального гимна, патриотических песен и др. На уроках "Человек и общество", "Граждановедение", "Демократия" изучаются материалы, восхваляющие страну и при этом повествующие о проблемах безработицы, коррупции, дискриминации. Организуются дискуссии по этим проблемам. Подростки стажируются в государственных учреждениях, разрабатывают и выполняют проекты по совершенствованию жизни города, района, занимаются очисткой дорог, посадкой деревьев. Обучающиеся участвуют в тренингах, посвященных сохранению мира, решению конфликтных ситуаций, формирующих толерантность.

Государственными задачами образования провозглашены включение детей в активную деятельность, ориентация на развитие творческих сил ребенка и его стремление к самообразованию. В докладе комиссии Министерства национального образования Франции (комиссия П. Бурдье и Ф. Гро) сказано, что особое внимание следует уделить формированию у обучающихся навыков самостоятельного приобретения знаний. Необходимо знакомить школьников с технологией интеллектуальной деятельности, с рациональными методами работы. По мере перехода на более высокие ступени обучения учебные программы должны быть менее императивными. Они не должны быть "ошейником" для преподавателей, но выступать в роли гида, путеводителя для педагогов, учащихся, родителей [15].

Учебно-воспитательная работа строится на основе педоцентристской теории, в соответствии с которой педагог должен предоставить детям максимальные условия для саморазвития и самовыражения. Идея развития личности является определяющей в системе образования. Педагоги прилагают усилия к созданию условий для познания учеником самого себя, укрепления его уверенности в себе, развития его "Я", составляющего стержень личности. Наблюдается отход от ориентации на "среднего ученика", повышенный интерес к одаренным детям и юношеству, поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.

Педагогика названных стран ориентирована на трудовое воспитание и обучение детей. В младших классах труд на школьных занятиях сопряжен с художественной деятельностью: дети изготавливают подарки для родных и друзей, вышивают с использованием народного орнамента, шьют театральные костюмы. К художественно-трудовой деятельности относятся также конструирование, построение моделей из готовых деталей. Мальчики 10-12 лет занимаются в школьных мастерских слесарным и столярным делом, девочки - кулинарией, уходом за детьми и больными. Для старшеклассников на базе школ созданы профессиональные центры, готовящие чертежников, слесарей-ремонтников, фермеров, помощников медицинских сестер. В сельских школах обучающиеся выполняют индивидуальные проекты: посев гороха, удобрение и сбор помидор, выращивание уток и др.

Трудовое воспитание тесно связано с экономическим: обучающиеся знакомятся с понятиями "прибыль", "маркетинг", "налоги" и др. В ходе практического обучения малому бизнесу школьники работают в мастерских по ремонту бытовых вещей, маленьких кафе и др. С 16 лет юношам и девушкам разрешено трудиться по найму. Они занимаются покраской заборов, уборкой территории, уходом за стариками и детьми. Например, в США более 70 % старшеклассников работают по 15-20 часов в неделю. В Великобритании внедрены программы совершенствования подготовки молодежи к "миру труда". В частности, программа "Инициатива - образование - бизнес" предусматривает обязательную для старшеклассников практику на предприятии в течение двух недель в год. В послед-

ние годы в стране создано свыше 120 центров партнерства бизнеса и образования, ведущих поиск форм взаимодействия предприятий и школ. Руководители предприятий, представители промышленности и бизнеса состоят в советах попечителей 90 % школ [16].

Преемственность образовательно-воспитательных учреждений обусловливает непрерывное образование. Оно предусматривает воспитание человека нового типа, который в динамически меняющихся социально-экономических условиях сможет активно жить и действовать, внося максимальный вклад как в собственное саморазвитие, самореализацию, так и в развитие общества, его прогрессивное обновление. Развитие личности рассматривается при этом как непрерывный процесс, ориентирующий учебно-познавательную деятельность не только на усвоение знаний, но и активное преобразование окружающего мира.

Итак, в XXI веке идеология развитых демократических государств (Европейского Содружества, США, Канады) тяготеет к единству. В роли интегратора и идеологического ориентира выступают крупные пацифистские международные организации, наиболее представительной является ЮНЕСКО. Идеи воспитания людей в духе мира, демократии и гуманизма, уважения прав человека, культурных ценностей и традиций других народов входят в социальный заказ государства, формируют государственную образовательную политику и воплощаются в образовательной концепции, содержании образования. Последние, развивая вышеназванные идеи, расширяют их в соответствии с национальной спецификой. Демократические общества делают акцент на приоритете аксиологического, нравственного, мультикуль-турного, гражданского, трудового воспитания, развитии самостоятельности, самообразования, успешности, инновационном обучении, пропедевтике отстающих, интересе к одаренным детям, непрерывном образовании. Государственные образовательные стандарты (программы) реализуют обозначенные идеологические ориентиры в практике обучения и воспитания.

Практическая значимость исследования доктринально-идеологической направленности западной педагогики состоит в том, что его основные результаты могут быть использованы в решении проблем возрождения гражданско-патриотического, нравственного, трудового воспитания в России, оптимизировать процесс гуманизации и демократизации

отечественной системы образования. Фактический материал, выводы и обобщения могут быть включены в учебники и учебные пособия по сравнительной педагогике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лиферов А.П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира (типология, сравнительный анализ). Рязань: Изд-во гос. пед. ун-та им. С.А. Есенина, 1997. 53 с.

2. Образование в современном мире: достижения и проблемы. М.-Пятигорск: РАО - ПГЛУ, 2009. 382 с. С. 93.

3. Шиянов Е.Н. Педагогика: общая теория образования: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2007. 636 с. С. 93.

4. Mas low F. Motivation and Personality. N.Y.: Har-perd Row, 1970. 348 p.

5. Rodgers C. Freedom to Learns for 80-s.-Columbus - Toronto-London - Sydney: Ch. E. Merril Publ. Company, 1983. 312 p. Р. 71.

6. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. пособ. СПб.: Питер, 2008. 304 с. С. 131.

7. Латышина Д.И. История педагогики и образования: Учебник. М.: Гардарики, 2007. 526 с. С. 493.

8. Образцова Л.В. Школа Германии // Историко-педагогический генезис и современное состояние народного образования в Германии: Марбург:

Изд-во Марбургской лаборатории "Макаренко" -Реферат, 2000. 188 с. С. 135.

9. Андреева Г.А. Развитие высшего педагогического образования в Англии: аксиологический аспект: Ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004. 42 с. С. 17.

10. Геворкян Е.Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации. М.: МПСИ - Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. 384 с. С. 88.

11. Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 процентов выбора // Народное образование. 1989. № 6. С. 159-163.

12. Образцова Л.В. Гуманистическая педагогика и школа Германии: Пятигорск: ПГЛУ, 2004. 342 с. С. 211.

13. Ley Organica del Derecho a la Educación y disposiciones reglamentarias // Madrid: Ministerio de Educación y Ciencia y Boletin Oficial del Estado, 1989. 70 p. P. 7.

14. Волков Г.Н., Панькин А.Б. История образования и педагогической мысли: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ООО "Большая медведица" - Элиста: КГУ, 2005. 256 c. С. 236.

15. Лысова Е.Б. Основные направления развития общеобразовательной школы Франции // Образование в современном мире: достижения и проблемы. М.-Пятигорск: РАО - ПГЛУ, 2009. 382 c. С. 262.

16. UK 2005. Office for National Statistics. London. 2005. 247 p. P. 5.

29 января 2013 г.

УДК 316.4

ПРОТЕСТ КАК ТИП СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ: ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО КОНСТРУКТА

О.Ф. Люлька

Понятие социального протеста охватывает достаточно широкий круг явлений. К социальному протесту относят и оспаривание, отрицание всего социального порядка, принципов общественного устройства, и неприятие каких-то отдельных сторон общественной жизни, и возмущение сложившимися порядками, институтами, и выступления лишь против определенных тенденций в политике, экономике или культуре. Таким образом, общее понятие

Люлька Ольга Федоровна - советник департамента по вопросам внутренней политики аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, 344052, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 73, е-шаП: [email protected], 8(863)2499555.

социального протеста относится к явлениям, различным по своей массовости, социальным предпосылкам, групповой субъектности, силе, интенсивности и последствиям [1].

Достаточно важный критерий отграничения протеста как типа социальной активности от других ее типов выработан в рамках политической социологии и теории политических конфликтов. Заключается он в разделении конфликтов на две формы: а) протесты и б) восстания. Под протестом

Olga Lyulka - the counselor in Question of the Home Politics Department at the Apparatus of the Russian Federation President's Plenipotentiary in the Southern Federal District, 73, B. Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344052, е-mail: [email protected], ph. +7(863)2499555.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.