РАЗДЕЛ 3. ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
УДК 37.04 20
Апанасенко Ольга Михайловна
магистрант ПГГПУ, исторический факультет, кафедра культурологии, специальность «Тьюторство в образовании и культуре»
учитель истории, обществознания, МХК
Средняя общеобразовательная школа № 77 с углубленным изучением английского языка, Пермь, Россия 614010, Пермь, Героев Хасана, 18, e-mail: olgaapanasenko 77@gmail. com
ВОЗМОЖНОСТИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СОШ № 77 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Г. ПЕРМИ)
Olga M. Apanasenko
Graduate Student at Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Department of History, Department of Cultural Studies, Specialty «Tutoring in Education and Culture»
Teacher of History and World Culture
Secondary School № 77 with English in-depth study 18, St. Geroev Hasana, 614010, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
TUTOR SUPPORT OPPORTUNITIES IN THE SECONDARY SCHOOL (FOR EXAMPLE SCHOL № 77 WITH ENGLISH IN-DEPTH STUDY
OF THE CITY OF PERM)
Аннотация. В статье рассматриваются перспективы и возможные варианты тьюториала в форме индивидуальной, выборочной работы с учащимися общеобразовательной школы (одним из таких вариантов является индивидуальный образовательный маршрут). Исследование затрагивает актуальный на сегодняшний день вопрос открытого образования. Тьюторское сопровождение в данном случае касается 7-9-х классов и научно-исследовательской деятельности только в сфере гуманитарных дисциплин.
© Апанасенко О.М., 2015
Ключевые слова: тьюториал; тьюторское сопровождение; научно-исследовательская деятельность учащихся; общеобразовательная школа.
Abstract. The problem of Tutorial school today is quite important. Tutorial stands for the basis of open education. Open education today is one of the main innovations. In my research I investigate tutoring. My goal is to create a strategy for the optimal development of children through tutor documentation (for example, an individual educational route). Problems of Children's best ways of development are investigated. The study is based on many sources and my thesis in located at the interface between pedagogy and culture.
Key words: open Education; tutor documentation; tutorial; tutor support; research activities of students; secondary school.
Сегодня проблема внедрения инноваций в школьном образовании необычайно актуальна. Это объясняется многими причинами. Среди них и ежедневно обновляющийся и растущий объем научной информации; перестройка школьной системы по западному образцу, содержащая как несомненные плюсы, так и минусы; изменившаяся (по сравнению с прошлыми периодами) личность сегодняшнего ученика; изменение социального и государственного заказов к образованию, и, конечно, главную роль в это вопросе играет так называемое открытое образование, предполагающее формирование культуры выбора в образовательном процессе и вообще предоставление этого выбора.
Уточняя, можно добавить к этому тезису еще несколько: широко трактуемая метапредметность (как совокупность множества способов изучения мира и формирования логических связей), создание образа «будущего Я» учащегося в постоянно развивающемся пространстве, его свободную ориентацию в информационной среде и умение ею пользоваться, а также равноправные, партнерские отношения педагога и ученика. В этом смысле образование не должно быть «над», оно должно быть «рядом» и существовать как зона ближайшего комфортного развития. Современная гуманистическая парадигма в педагогике более чем созвучна по своим идеям с тьюторским сопровождением.
Если касаться истории тьюторства в целом, то мы обнаружим, что в его основе лежит именно идея открытого образования с основополагающим принципом выборности: школы, вуза, преподавателя, учебных предметов и графика и пр. [1; 2; 3; 4; 5].
В этом контексте идея тьюториала в общеобразовательных школах кажется нам достаточно разумной и перспективной.
Однако на данный момент существуют лишь единичные прецеденты в школьном образовании, переломившие систему в пользу инновационного развития и сделавшие это успешно. Конечно, речь идет о таких школах, как школа «Апельсин» Д.С. Зицера в г. Санкт-Петербурге или Центр образования № 109 в г. Москве (школа Е.А. Ямбурга). Но это лишь отдельные случаи
инноватики, отвергающие существующую систему в пользу гуманизации, а не стандартизации образования.
Возвращаясь к теме статьи, необходимо отметить, что на сегодняшний момент ситуация в общеобразовательной школе с преподаванием предметов гуманитарного цикла достаточно сложна. На наш взгляд, существует явное противоречие внутри самой концепции.
Это во многом связано с введением нового ФГОС, а также ОГЭ и ЕГЭ. Не касаясь основных плюсов/минусов этих феноменов, хочется отметить, что современный школьник не получает целостной картины миры в гуманитарном поле и существующие контрольно-измерительные материалы по таким предметам, как история, обществознание, искусство и мировая художественная культура, впечатление раздробленности только усиливают.
Что же касается ФГОС, то, на наш взгляд, это явление разделило систему российского образования пополам и привело к обострению всех существующих противоречий.
С начала XX в. в отечественной педагогике были попытки внедрения индивидуализации в обучении, но в связи со сменой исторической эпохи и возникновением массовой школы, тотальным ликбезом и появлением прецедента заочного и вечернего образования все эти попытки сошли на нет. Советская школа, выстроенная на идеалах Я.А. Коменского, должна была воспитывать в первую очередь члена коллектива. Октябренок, пионер, комсомолец - на тот момент такая мотивация была более чем эффективной. Но с развалом Союза идеология ушла, возможно, навсегда. Космополитов воспитывать школа пока не научилась (по крайней мере, документов на этот счет пока не поступало), а время уходит, и год за годом деятельность учителя сводится к «натаскиванию» учащихся на ЕГЭ. К этому систему образования ведет ФГОС, слова «стандарт/стандартизация» в нем на первом месте.
Итак, с одной (официально-документальной) стороны, учитель должен вложить в ученика некий стандартный набор знаний (сформировать УУД и компетенции), с которыми тот (предположительно) сможет сдать экзамены, а о том, как сложится дальнейшая судьба выпускника, во ФГОС речи не идет.
А как добиться того, чтобы ученик вышел из школьных стен гармонично развитой личностью со своим мнением и опытом помимо внушительного багажа знаний?
Идея стандартизации в этом случае утопична: учителя просят «штамповать» одинаковый результат год за годом в виде высоких баллов на ОГЭ/ЕГЭ, но при этом каждый ученик - уникален, а значит, и результаты не могут быть всегда одинаковыми. Невозможно идти творческим путем (быть тьютором в классическом понимании этого слова), особенно в общеобразовательной школе, ориентированной на «среднего» ученика, и в итоге прийти к стандарту. Налицо противоречие между необходимостью «подгонки» под единые требования большинства школьных предметов, которая приводит к полному прекращению аналитической деятельности у школьников, и попыткой внедрить творческое, индивидуалистическое начало. Здесь все
ставки - на личность учителя/тьютора и на то, сможет ли он индивидуализацию понять, освоить и осуществить. Но всякий раз это авторская программа, каждый раз новая, в зависимости от класса, ученика и прочих условий.
И именно это противоречие - между гуманизацией образования и его постоянно растущей стандартизацией - подтолкнуло нас к мысли о том, каким образом можно влиять на ситуацию изнутри, не нарушая принципов ФГОС и не формируя при этом «штампованное» сознание.
Выходом представляются тьюторские практики в общеобразовательной школе [5]. Мы трактуем тьюторство как профессиональную педагогическую позицию, умение специальным образом организовывать учебный процесс, отталкиваясь от личностных, познавательных интересов подопечных, их способностей и восприятия. Так как тьюторское сопровождение - это особый тип гуманитарного педагогического сопровождения, то в нашем случае мы выводим его во внеурочную деятельность, поскольку система школьного расписания не позволяет внедрить его в образовательный процесс (с точки зрения открытого образования).
В ходе личной педагогической практики обнаружилось, что младшие подростки готовы проявлять инициативу в собственном образовании и как никто заинтересованы в личностном росте.
В связи с этим мы представим реализуемую в данном и конкретном случае модель тьюторского сопровождения учащихся 7-9-х классов в рамках научно-исследовательской деятельности в гуманитарных дисциплинах (история, обществознание, МХК). Итогом такой деятельности является продукт (и форма его оговаривается заранее сообразно цели учащегося): научно -исследовательская работа, реферат, проект и пр.
Целевой возраст (12-14 лет) выбран не случайно и учитывает психолого-физиологические особенности учащихся, их индивидуальные, когнитивные способности.
Модель с 2013 г. находится в апробации и по мере развития и изучения будет дорабатываться и совершенствоваться. По итогам каждого года работы формируется отдельный кейс, который может использоваться в дальнейшей работе.
Но целом же используемый в настоящее время пакет рабочих технологий опирается на метод кейсов и разработки томской школы «Эврика» [3]:
1. Горизонты (формирование в оптимально комфортных условиях тьюторантом своего будущего, организация целеполагания, проявление имеющихся сильных сторон и точек роста в достижении поставленной цели).
2. Вызовы (действия в ситуации неопределенности, создание ситуации преодоления, проектирование зоны ближайшего развития).
3. Зеркала (рефлексивно-аналитическая деятельность, открытые формы мониторинга, методы аутентичного оценивания).
4. Бумеранг (соотнесение целей и результатов).
5. Рефлексия (анализ и оценка индивидуальной образовательной программы, проектирование перспектив).
Такой пакет технологий представляется нам высокоэффективным и был подтвержден начальными результатами в ходе апробации.
141
Также в своей практике мы опираемся на разработки Т.М. Ковалевой
[1; 2].
Ею описаны четыре крупных этапа классического варианта тьюторского сопровождения:
1) диагностико-мотивационный;
2) проектировочный;
3) реализационный;
4) аналитический.
Представленная нами модель в обобщенном формате являет собой следующее.
На первом этапе для осуществления общего мониторинга сопровождения в начале учебного года с учащимися 7-9-х классов проводится ознакомительная беседа на тему возможностей научно-исследовательских проектов и работ (в гуманитарном блоке). Формируется малая группа мотивированных школьников (максимальное количество участников - пять человек). После того, как группа сформирована, начинается работа по выявлению и фиксации индивидуального запроса на предстоящее исследование.
Это становится возможным благодаря важнейшей компетенции тьютора -умению задать вопрос и умению работать с вопросом. Именно верно заданный вопрос позволяет сконцентрировать внимание предметно. Также широко применяется технология активного слушания. Эти приемы позволяют собрать первичный материал для формирования дальнейшего индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Также большое значение на первом этапе играет момент установления доверительных, комфортных отношений между тьютором и тьюторантами.
После того как проведена первичная работа с запросом тьюторантов, тьюторское сопровождение выходит на второй этап - проектировочный. Происходит дальнейшая работа по составлению ИОМ, расширяется информационное поле поиска, накапливаются материалы и ресурсы для дальнейшей работы. Это можно трактовать как некое поле интертекстуальности, где тьюторант учится работать с различными ссылками и ориентироваться в этом пространстве. Здесь происходит накопление и освоение информации, формируется портфолио. Особенно важно на втором этапе дать свободу выбора и позволить допустить и помочь исправить ошибки, для того чтобы последующие этапы прошли наиболее эффективно.
Когда наступает третий этап, тьюторант готов предоставить на оценку готовый продукт - реферат, проект и пр. Стоит оговориться, что изначально мотивация ориентирована на публичную защиту своего исследования в рамках научно-исследовательской конференции (минимальный уровень - школьный). Формирование необходимых умений и навыков публичных выступлений заранее отрабатывается на тьюториалах в течение рабочей практики сопровождения.
На итоговом, четвертом, этапе происходит рефлексия проведенной деятельности. На специальном тьюториале, проходящем в форме тренинга, подопечные могут проговорить и отрефлексировать приобретенный опыт, и
здесь не важно, имелся ли он уже у тьюторанта или освоен им впервые. Это показатели личностного роста каждого. Здесь большую роль играет разбор сложных вопросов и то, как они были преодолены, какой путь был предпочтен и какой результат получен в итоге. Также рассматриваются дальнейшие перспективы ИОМ.
Сроки реализации вышеописанной модели тьюторского сопровождения укладываются в сроки сентябрь-март.
В практике мы используем следующие формы работы:
Индивидуальная беседа/консультация/тьюториал (лично/онлайн)
Позволяет обсудить основные направления деятельности, оперативно разрешить появившиеся проблемы, при работе в социальных сетях мобильно и конструктивно реагировать на запрос подопечного. Формирует и сохраняет доверительные отношения между тьютором и подопечным благодаря варианту «тет-а-тет».
Групповая консультация/тьюториал
Позволяет реализовать сопровождение ИОМ в атмосфере положительного коллективного взаимодействия. На практике наиболее эффективно показала себя в формате тренинга, когда каждый тьюторант может высказать личностную позицию и получить поддержку или совет сверстников. Позволяет эффективно проводить рефлексию в группе.
Образовательное событие
Для нас именно образовательные события представляют наибольший интерес. Это связано в первую очередь с тем, что гуманитарное знание необычайно широко. Под образовательным событием в данном случае можно понимать любое событие, имеющее отношение к теме исследования тьюторанта: от посещения фильма/спектакля/фестиваля до научно -практической конференции или форума. Образовательное событие может выходить в пространство интернет-коммуникации.
Образовательное событие обладает еще рядом преимуществ:
1) оно может иметь любую форму и при этом соответствовать культурному образцу (праздник, дебаты, путешествие, вебинар);
2) позволяет осуществлять различную деятельность: поисковую. рефлексивную и т.д.;
3) младшие подростки с большим интересом реагируют на подобные мероприятия;
4) тьюторанты могут организовать его самостоятельно;
5) образовательное событие позволяет сделать пробу в аспекте своих исследовательских интересов;
6) образовательное событие всегда социализирует и, как правило, мотивирует на успех (например, на победу в конкурсе).
Практика показала, что именно образовательное событие является наиболее эффективным способом взаимодействия. Во-первых, потому что в отличие от консультаций, которые в ходе работы могут корректироваться во времени и пространстве даже при внесении их в ИОМ, образовательные события, внесенное в личные планинги тьюторантов, остаются наиболее стабильными и мотивирующими точками для дальнейшего роста. Более того,
они и составляют основной костяк для исследовательской деятельности, поскольку в возрасте 12-14 лет это исключительно пропедевтическое поле будущих научно-исследовательских компетенций. Поэтому, выстраивая свой когнитивный интерес вокруг выставки или вебинара или имея на ИОМ конференцию с фиксированной датой, тьюторант может самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность. Это формирует личностные качества, в частности ответственность, и позволяет выстроить работу в динамике.
Таким образом, мы можем отметить, что перед тьютором к школе сегодня поставлена крайне сложная задача - пробудить личностный интерес учащихся в когнитивной сфере и при этом позволить им пройти свой путь в выбранной сфере с предоставлением максимально широких возможностей, пробуждая творческое начало и подводя учащихся к итоговым испытаниям, предусмотренными ФГОС. Тьютор должен запустить ИОМ каждому подопечному, выставив при этом в качестве конечной цели наиболее важный для тьюторанта результат и помочь пройти по этому маршруту, приобрести опыт и поднять себя на ступень выше. При этом весь процесс должен проходить в ситуации психологического комфорта и не нарушать педагогическую этику.
В ходе тьюториалов в научно-исследовательской сфере своим педагогически результатом мы также ставим стимулирование интереса к преподаваемым дисциплинам и науке вообще.
Список литературы
1. Ковалева Т.М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: материалы Всерос. науч.-метод. семинара. - М.: АПКиППРО, 2009. - 45 с.
2. Ковалева Т.М. Организация профильного обучения в старшей школе: основы тьюторского сопровождения // Завуч. - 2006. - № 8. - С. 110-115.
3. Ковалева Т.М., Долгова Л.М. Концепция школы «Эврика - развитие» как школы индивидуально-ориентированного образования // Управление школой индивидуального образования. - Томск, 2002. - 20 с.
4. Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность: теория и практика. -Красноярск, 2009. - 90 с.
5. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. - Томск, 2005. -С. 95-97.